Рефераты
 

Роль арбитража в судебной защите прав предпринимателей - (реферат)

Роль арбитража в судебной защите прав предпринимателей - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Тема: “Роль арбитража в судебной защите прав предпринимателей” Раздел: АРБИТРАЖНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

    Назначение: реферат
    Формат: .... WinWord 97
    Автор: Ольга olga@bfek. esoo. ru

Использование: 2001, Бузулукский финансово – экономический колледж План:

Сущность хозяйственных (экономических) споров в условиях рынка. Общие принципы защиты прав предпринимателей.

    Претензионный порядок урегулирования споров.
    3. Рассмотрение споров арбитражным судом:
    а) система арбитражных судов РФ;

б) основные принципы организации и деятельности арбитражных судов; в) подведомственность и подсудность споров арбитражным судам; г) оформление исковых заявлений

4. Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже.

1. СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) СПОРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится: — необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 9); — обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 12); — судебная защита нарушенного права (ст. 11 ). Нормальное развитие хозяйственных отношений предполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняются надлежащим образом, добровольно и сознательно в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов. Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении. По данным министерства экономики, в России не выполняется 40 процентов контрактов. Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними: 1) Стремление каждой предпринимательской структуры добиться наибольшей выгоды для себя в рамках действующих законов и на основе заключенных договоров, предусматривающих твердые гарантии исполнения договорных обязательств другой стороной по договору. 2) Стремление руководителей и других работников предприятий, связанных с заключением и исполнением договоров, обеспечить свои интересы путем обхода законов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для себя условий, ограничения собственной ответственности. Особенно это ярко проявляется в условиях отсутствия конкурентной среды. 3) Нередко споры возникают по причине незнания закона, которым следует руководствоваться. Некоторые руководители пренебрегают советами специалистов юристов На практике возникают споры в сфере управления. Их количество, к сожалению, за последние годы стремительно выросло. Причиной возникновения данной категории споров зачастую служат неправомерные действия органов власти и управления, нарушающие права и законные интересы предпринимателей. Права предпринимателей в нашей стране защищены законом. Назовем их основные способы: — признания права;

— восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; — признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; — признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; — самозащиты права; — присуждения к исполнению обязательства в натуре; — возмещения убытков; — взыскания неустойки; — компенсации морального вреда; — прекращения или изменения правоотношения; — неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс (ст. II) допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Однако необходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции — возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством. Отказ от права на обращение в суд за защитой недействителен (ст. 4 АПК). Это означает, что в договорах предпринимателей не может быть условий или оговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполнения обязательства.

    2. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке. Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушёний, ссылаясь при этом на нормативные актом и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии. Непосредственными задачами претензионной работы являются:

а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей; б) выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др. нарушения; в) предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства; г) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций; д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю. Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов. С точки зрения оперативного разрешения возникшего спора претензионный порядок его урегулирования позволяет сторонам аргументировано изложить свою позицию, подтвердив ее ссылками на соответствующее законодательство, произвести сверку расчетов по взаимной задолженности, таким образом, самостоятельно, не прибегая к помощи арбитражного суда, урегулировать возникший спор. В свою очередь, арбитражные суды освобождались от многочисленных беспредметных, по существу, споров, завершавшихся, как правило, признанием иска либо заключением мирового соглашения. Однако практика применения претензионного порядка урегулирования споров в условиях становления рыночных отношений, нестабильного финансового положения в стране выявила и негативные последствия существовавшего порядка. С принятием нового Арбитражно-процессуального кодекса соблюдение досудебного(претензионного) порядка урегулирования спора требуется только в случаях, предусмотренных законом для данной категории споров или договором (ст. 104 АПК). Это означает, что с 1 июля 1995 г. Положение о претензионном порядке урегулирования споров утратило силу, а порядок урегулирования споров, установленный законами (Кодексом торгового мореплавания СССР, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законам 40 связи”), а также Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, Уставом внутреннего водного транспорта РСФСР, Уставом автомобильного транспорта РСФСР продолжает действовать. Федеральным законом РФ “О связи” от 16. 02. 95 г. (ст. 38) установлено, что претензии при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи предъявляются оператору связи, представляющему услуги или выполняющему работы. Подобные претензии оформляются в письменном виде и подлежат регистрации в установленном порядке. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфных отправлений, предъявляются в течение месяца, а в остальных случаях (по почтовым отправлениям и др. ) — в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: по телеграфным отправлениям — в течение месяца, по местным почтовым отправлениям в течение пяти дней, в остальных случаях — в течение двух месяцев. По претензиям, связанным с подпиской и доставкой периодических печатных изданий сроки предъявления и рассмотрения претензий для юридических лиц составляют один год. Еще более детально регламентируется порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензий к предприятиям транспорта в отношении перевозки груза. В нормативных актах четко определяется, кто из участников отношений по перевозкам (грузоотправитель или грузополучатель) вправе обратиться к перевозчику с претензией в связи с допущенным им нарушением. Правовые нормы указывают, к какой конкретно транспортной организации надлежит предъявлять претензию в зависимости от характера допущенных нарушений. Особенно это актуально, когда перевозка осуществляется силами нескольких транспортных организаций одного или различных видов транспорта. Например, согласно ст. 159 Устава автомобильного транспорта РСФСР претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию, выдавшему груз, а в случаях полной утраты груза — к автотранспортному предприятию, принявшему груз к перевозке. Законодательно устанавливаются требования к оформлению претензий и подтверждению их определенными документами. Например, в соответствии со ст. 138 Транспортного Устава железных дорог РФ к претензии о недостаче, порче или повреждении груза должны быть приложены железнодорожная накладная и коммерческий акт, выданный дорогой, в случае отказа железной дороги в составлении коммерческого акта представляется накладная и документы об обжаловании отказа. Право определило сроки для предъявления и рассмотрения претензий, дифференцированные в зависимости от характера требований и порядок исчисления этих сроков. Например, согласно ст. 139 ТУЖД, претензии к перевозчику могут предъявляться в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение 45 дней. Срок на предъявление претензий о возмещении за порчу, повреждении или недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза; о возмещении за утрату груза — по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки, а за утрату груза при перевозке в прямом смешанном сообщении — ро истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке и т. д. Следует помнить, что сроки, установленные законодательством для предъявления претензий транспортным организациям, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный для таких требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклонена или ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется 30 дней для предъявления иска со дня получения отрицательного ответа или истечения срока, установленного для ответа. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ

    а) Система арбитражных судов РФ

Переход к рыночной экономике предопределил принципиально новые формы разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. К настоящему времени в нашей стране упразднено государственное арбитрирование хозяйственных споров и создан специальный орган правосудия — Арбитражный суд. Любой из арбитражных судов Российской Федерации функционирует в качестве составной части единой системы. Это означает, что все арбитражных суды Российской Федерации являются федеральными судами, применяют единое материальное и процессуальное законодательство, обеспечивая равную для всех возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Система арбитражных судов Российской Федерации установлена Федеральным конституционным законом 406 арбитражных судах в Российской Федерации” от 5 апреля 1995 г. Создана трехзвенная система, состоящая из: — Высшего Арбитражного суда Российской Федерации; — федеральных арбитражных судов округов; — арбитражных судов субъектов Российской Федерации. По новому законодательству Высший Арбитражный Суд РФ освобождается от рассмотрения множества дел как суд первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две группы дел: 1 ) дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае их несоответствия закону я нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; 2) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также споры, возникающие между самими субъектами Российской Федерации. Все остальные дела по первой инстанции будут рассматриваться арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов будет рассматривать только одна судебная инстанция — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Главной задачей Пленума Высшего арбитражного Суда РФ становится изучение и обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений арбитражным судам применению законодательства. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерации действуют десять федеральных арбитражных судов округов. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, а также рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в том суде в первой инстанции.

    б) Основные принципы организации
    и деятельности арбитражных судов.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел (ст. 6 Федерального конституционного закона РФ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”). Указанные принципы организации и деятельности арбитражных судов закреплены также в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, принятом Государственной Думой 5 апреля 1995 г. При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 6 АПК). Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность. Важное значение для реализации вступивших в законную силу решений и других актов арбитражного суда имеет их обязательность. Неисполнение судебных актов рассматривается как неуважение к суду и влечет ответственность, установленную законом (ст. 13 АПК). Арбитражный суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельства дела); предоставляя сторонам равные права в собирании необходимых доказательств. Если сторона имела возможность представить решающее доказательство, до не представило его, она вряд ли получит удовлетворение своих требований. Оперативности разрешения споров способствует установленный законодателем достаточно короткий срок рассмотрения дела в арбитражном суде. Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 114 АПК). Новый Арбитражный процессуальный кодекс существенно расширяет единоличное рассмотрение споров судом первой инстанции. По сравнению с коллегиальным такой порядок рассмотрения споров более экономичен и позволяет оперативнее разрешать дела. Коллегиальное рассмотрение споров в суде первой инстанции применяется лишь при рассмотрении дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и дел о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, по решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. С учетом того, что все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях по-прежнему будут рассматриваться коллегиально, это не приведет к снижению гарантий защиты прав сторон и качества разрешения споров. Новый АПК несколько изменил порядок обжалования решений арбитражного суда. Как и прежде, различают обжалование решений, не вступивших в законную силу, и решений, вступивших в законную силу. Первые пересматриваются по жалобам участвующих в деле лиц в апелляционной инстанции того же суда, который принял решение в первой инстанции. Апелляционный суд — новый институт в законодательстве Российской Федерации. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся 6 деле доказательствам повторно рассматривает дело, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме. Апелляционная инстанция наделена широкими полномочиями: она может изменить, отменить и принять новое решение, но не может отправить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. В этом — гарантия ускорения принятия окончательного судебного решения по экономическим спорам. В связи с введением апелляционной и кассационной инстанций производство в порядке надзора рассматривается как исключительная стадия арбитражного процесса. Поэтому надзорное производство может быть возбуждено только по протестам узкого круга должностных лиц, перечисленных в АПК. Широкими полномочиями наделен Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при пересмотре дел в порядке надзора. Он может отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение; изменить или отменить решение и принять новое решение; отменить решение полностью или частично и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения; оставить в силе одно из ранее принятых решений. Основанием к изменению или отмене решения может служить незаконность или необоснованность судебного акта, однако не допускается отмена правильного по существу решения по одним лишь формальным основаниям.

в) Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам

Для правильного решения вопроса куда обращаться с иском следует знать подведомственность дел арбитражным судам — крут вопросов, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде, и подсудность дел — к компетенции какого конкретно арбитражного суда отнесено рассмотрение тех или иных дел. К подведомственности арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (ст. 22 АПК). Иначе говоря, понятием экономического спора охватываются все споры, подведомственные арбитражному суду, включая как споры, возникающие из гражданских правоотношений, которые традиционно именовались имущественными, так и споры в сфере управления, возникающие из административных правоотношений. Юридические лица и граждане-предприниматели — это основная категория участников споров, подведомственных арбитражному суду. Кроме того, в случаях, установленных законом, арбитражному суду подведомственны споры с участием организаций, которые юридическими лицами не являются —споры Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, а также между самими субъектами Российской Федерации. Среди участников правоотношений, споры между которыми подведомственны арбитражному суду, называются и иностранные лица. Эта новая категория дел. Прежде такие споры, как правило, рассматривались в судах общей юрисдикции. К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся, в частности, следующие споры: — о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами — так называемые, “преддоговорные споры”; — об изменении условий или о расторжении договоров; — о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; — об истребовании собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; — о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; — о возмещении убытков; — о признании недействительными ненормативных актов государственных органов и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; — об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок; Новый АПК отнес к подведомственности арбитражных судов также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей. Кроме того, арбитражный суд рассматривает иные категории дел: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, о признании факта владения земельным участком); О несостоятельности (банкротстве) предпринимателей.

Более подробно регламентируются в новом АПК вопросы определения подсудности дел. Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 24 АПК). В ст. 25 АПК сформулированы общие правила о территориальной подсудности — иск предъявляется по месту нахождения ответчика, а иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения — по месту нахождения обособленного подразделения. Однако из этого общего правила есть исключения. Так АПК (ст. 26) предусматривает подсудность по выбору истца (альтернативную подсудность). В частности, по выбору истца может предъявляться иск, если он относится к нескольким ответчикам, которые находятся на территории разных субъектов Федерации. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения — может быть предъявлен по месту исполнения договора. По вышеперечисленным категориям дел АПК допускает установление договорной подсудности, то есть установленная в ст. 25 и 26 АПК подсудность может быть изменена по соглашению сторон. Указанная возможность не распространяется на те случаи, когда кодексом устанавливается исключительная подсудность. Так, например, в соответствии со ст. 29 АПК иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, предъявляется по месту нахождения органа транспорта. Иски к государственным органам, органам местного самоуправления субъекта Российской Федерации, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в арбитражный суд этого субъекта Российской Федерации, а не по месту нахождения соответствующего органа. Иск предъявляется в тот арбитражный суд, которому соответствует уровень данного органа. Свои особенности определения подсудности имеют дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Они, как правило, рассматриваются по месту нахождения заявителя. Исключение составляют дела об установлении факта владения недвижимостью, они рассматриваются по месту нахождения этих объектов. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по месту нахождения должника.

    г) Оформление исковых заявлений

Законодатель предъявляет определенные требования к оформлению исковых заявлений, которые следует неукоснительно соблюдать, чтобы ускорить рассмотрение спора по существу. В исковом заявлении должны быть указаны (ст. 102 АПК): — наименование арбитражного суда, в который подается заявление; — наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса; — цена иска, если иск подлежит оценке; — обстоятельства, на которых основаны исковые требования; — доказательства, подтверждающие основания исковых требований; — расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы; — требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам требования к каждому из них; — сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором; —перечень прилагаемых к заявлению документов. К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие (ст. 104 АПК): уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере; направление копий искового заявления и приложенных к нему документов другим лицам, участвующим в деле; соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для дан ной категории споров или договором; обстоятельства на которых основываются исковые требования. Если исковое заявление подписано представителем истца, то прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия. К заявлению о понуждении заключить договор прилагается проект договора. В случае несоблюдения установленных Требований к оформлению, содержанию и предъявлению искового заявлению, судья возвращает исковое заявление истцу.

4. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ

Для споров, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации установлена возможность их рассмотрения в специально созданном органе — международном коммерческом арбитраже в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993г. “О международном коммерческом арбитраже”. Разрешение указанных споров осуществляется двумя постоянно действующими арбитражными учреждениями — Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) или Морской арбитражной комиссией (МАК), созданными при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Положения об этих органах приведены в приложениях 1 и 2 к указанному закону. Разбирательство дел в МКАС осуществляется в соответствии в с Регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой в редакции от 1 мая 1995 г. Иные нормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров, например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются. Кроме ограниченного числа случаев, прямо предусмотренных в Законе “О международном коммерческом арбитраже”. Процедура рассмотрения споров в МКАС отличается ярко выраженной состязательностью, что в первую очередь означает весьма ограниченные возможности проявления инициативы со стороны суда в ходе рассмотрения спора. С другой стороны, это ставит успех в достижении своих целей участниками спора в зависимость от эффективности их процессуального поведения. Бездействие или отсутствие необходимой активности одного из участников процесса не может быть компенсировано активностью арбитров в выяснении его позиции. В МКАС споры рассматриваются, как правило, коллегией арбитров, состоящей из трех человек. При этом спорящие стороны вправе участвовать я формировании решающего их спор состава путем избрания арбитров. Для облегчения выбора стороны могут воспользоваться списком арбитров, утверждаемым Торгово-промышленной палатой. Вместе с тем, список арбитров является обязательным в случае, когда арбитр назначается за сторону, не воспользовавшуюся предоставленным ей правом избрать арбитра, а также при избрании председателя состава. Арбитры при рассмотрении спора должны быть независимыми и беспристрастными. Они не являются представителями сторон да же в тех случаях, когда они избраны непосредственно сторонами. В том случае, если арбитр не отвечает названным требованиям, он может быть в установленном порядке дисквалифицирован для участия в рассмотрении споров по мотивированному заявлению заинтересованной стороны. При разрешении спора, когда возникают вопросы, не урегулированные в самом контракте, арбитры применяют материально-правовые нормы в соответствии с соглашением сторон. Если такое соглашение отсутствует, то арбитры по своему усмотрению определяют коллизионные нормы, на основе которых они устанавливают применимое материальное право. Арбитры вправе применять также общепринятые торговые обычаи и обыкновения при решении опора. Не исполненные добровольно решения МКАС приводятся в исполнение как на территории РФ, так и за границей в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством и международными соглашениями при подаче письменного ходатайства в суд по месту нахождения ответчика или его имущества. Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права, либо только российского или только иностранного права. Разбирательство дел в Морской арбитражной комиссии осуществляется по тем же правилам. Литература:

1. Анюхин В. С. Предпринимательское право: Учеб. Для студ. ВУЗ. - М. : 1999.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ