|
Билеты: Экзаменационные вопросы по социокультурному менеджменту с ответами
Билеты: Экзаменационные вопросы по социокультурному менеджменту с ответами
Сирота Григорий, 310 гр.
1. Что такое менеджмент?
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности,
обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов
– организаций, призванных осуществлять социально значимую деятельность.
Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества
(коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании,
конфессиональной активности и т.д.). Главная особенность менеджмента СКС
заключается в том, что деньги зарабатываются преимущественно не на основе
простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров
: спонсорства, патронажа, благотворительности.
2. Отличие менеджмента от управления, от организации
Управление – это работа по заданному плану, а организация – это объединение
индивидов, единое целое для совместной жизнедеятельности.
3. Какие отношения у государства по отношению к культуре?
Возможны 4 основные роли государства по отношению к культуре и искусству:
А) “Помощник” – когда государство всё своё внимание концентрирует
на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном,
так и в любительском творчестве, достигая этого поддержкой культурной
деятельностью в целом. Источники финансирования оказываются разнообразными, а
роль правительства состоит в поощрении этого разнообразия всеми силами, прежде
всего законодательной и налоговой политикой.
Б) “Патрон” – когда государство концентрирует внимание том, чтобы
обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно
поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно
участвует в культурной жизни, чем “помощник”.
В) “Архитектор” – когда помощь культуре и искусству со стороны
государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В
основе его политики лежат стандарты общества. Поддержка выражается в
долгосрочном прямом государственном финансировании.
Г) “Инженер” – когда государство владеет и распоряжается
средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества.
Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим
целям и стандартам.
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт
юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за
сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов.
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении
человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества
форм участия в культурной жизни и творчестве.
4. Какие основные задачи имеет менеджмент в социокультурной сфере?
- Менеджмент в сфере культуры заключается в создании
организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.
- Создание условий для саморазвития личности.
5. Виды менеджмента
- производственный
- кадровый
- инновационный
- информационный
- финансовый
- маркетинг (пивговый)
- налоговый
- международный
- торговый
- ситуационный
- стратегический
6. Какие функции могут быть у менеджмента в социокультурной сфере?
- Функция предвиденья (прогнозирование, расчёт; позволяет просчитать
ситуацию вперед)
- Функция организации (совокупность органов; упорядочивание; приведение
различных систем в единое целое, реализация принятых решений)
- Функция распорядительства (дифференцирование действий)
- Функция согласованности
- Функция контроля (процесс обеспечения достижения организацией своих целей)
7. Процессный подход к определению функций менеджмента в
социокультурной сфере
Функции это процессное явление, которое показывает, что есть управленческий
цикл (спиралевидный).
- учет состояния объекта (диагностическая функция; просчётная функция)
- принятие решения
- планирование - конкретное выражение принятого решения
- организация выполнения плана
- коррегирование – коррекция для уравновешивания процесса (изменение с
учетом новой ситуации)
- контроль
8. Производство социокультурного продукта как технологический процесс
Технологический процесс производства социокультурного продукта можно
представить в виде трёх условных блоков:
I. Логико-мыслительный блок функций.
Его цель принятие решения, определить направление деятельности
(стратегополагание).
Целеполагание: миссия, политика, тактика, прогнозирование, моделирование
развития фирмы, проектирование, программирование, планирование.
II. Технологический блок функций.
Цель – создание продукта.
Его функции:
А) регулирование (разделение общих действий на частные), координирование
(упорядочивание действия)
Б) мотивирование и стимулирование.
В) контроль (контролируется ход решения)
III. Реализационный блок функций.
Его задача – продвижение товара на рынок (реклама, Pr)
9. Рычаги управления (механизмы)
- организационно- административный (ОАМ)
- экономический (ЭМ)
- работа с персоналом (П)
- информационный механизм (ИМ)
Схема – соотношение четырёх механизмов
10. Принятие решения
Любой менеджмент это прежде всего принятие решения. Менеджер должен быть
решительным человеком в силу своей должности. Он постоянно должен принимать
решения по различным вопросам: хозяйственным, коммерческим, кадровым и т.д.
Принятые решения должны дополняться контролем их исполнения, т.к. решение и
контроль взаимодополняют и предполагают друг друга. Решения часто связаны с
планированием. Решения в виде приказов, распоряжений, а также планирование,
контроль, учёт и отчётность, напрямую связаны с подготовкой, принятием,
утверждением, с документооборотом. Необходимо контролировать ход принятого
решения.
11. Персональный менеджмент
Ещё недавно люди в управленческом контексте рассматривались в духе марксистской
политэкономии – как часть производительных сил (рабочая сила, кадровое
обеспечение, трудовые резервы и т.п.). В этом плане они выступали в качестве
обезличенных кадров, которые необходимо готовить, подбирать и стимулировать.
СССР – страна с колоссальным экономическим потенциалом потерпела сокрушительный
экономический крах в силу полного пренебрежения личностным фактором,
человеческой жизнью вообще, попытками построить утопическое общество сугубо
административным принуждением. В результате у нескольких поколений было отбито
умение и желание ответственно трудиться. Современные “персонал –
ориентированные технологии” это прежде всего формирование и развитие
мотивации к активной деятельности, систематическому поиску нового и
совершенствованию качества результатов труда. Для современного менеджера
должно быть важно создание команды единомышленников, способной к агрессивному
поведению на рынке. Только в этом случае фирма может рассчитывать на успех.
В менеджменте проекты и программы создаются конкретными людьми, на основе
общности их интересов. Если не будет общности интересов, то любой менеджмент,
будь то на уровне малого бизнеса или в масштабах страны, будет несостоятельным.
Поэтому работа с персоналом должна рассматриваться как самостоятельный механизм
менеджмента, действие которого способно приносить радикальные результаты. Этот
механизм можно определить как систему работы по подготовке, подбору и
расстановке компетентных работников и специалистов, а также учёту, формированию
и развитию мотивации к инициативному и ответственному труду.
12. Экономический механизм
Экономический механизм – система ресурсного обеспечения (прежде всего
материально – технических ресурсов и финансовых), хозяйственного содержания,
хозяйственного расчёта и экономического стимулирования. Экономическое
стимулирование (а это организация заработной платы, материального поощрения
или наказания) является формой хозяйственного расчёта. Управлять без
экономического механизма невозможно.
13. Информационные и административные механизмы в менеджменте
социокультурной сферы
Информационный механизм.
Соотношение и взаимосвязь управленческих решений, планирования, контроля, учёта
и отчётности, документооборота образует информационный механизм. Его суть
заключается в порождении соответствующей информации и документальном её
оформлении.
Административный механизм. Это система распределения полномочий (прав и
обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях,
должностных инструкциях). Административный механизм иногда понимается как
аппарат управления или как бюрократия в безоценочном смысле. Главное в
административном механизме – распределение полномочий, выраженность этого
распределения, то есть кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по
каким вопросам и т.д., в организационных документах.
14. Сущность PR
Pr - это такая разновидность социально-психологического менеджмента, в
котором на основе точной и полной информации, полученной в результате анализа
тенденций политического, социально-экономического развития (страны, региона
или отдельных отраслей, предприятий) и соблюдения общепризнанных этических
норм и общественных интересов планомерно и непрерывно осуществляется комплекс
мероприятий по достижению обоюдного доверия, гармоничных и взаимовыгодных
отношений между фирмой (организацией) и обществом (его отдельными группами),
между ними и властью.
(Моисеев)
Функции Pr
1. аналитико-прогностическая (методика изучения партнеров, оценка обществ.
мнения, подготовка массива данных).
2. организационно-технологическая (совокупность мер и действий по проведению
Pr -кампаний, различного уровня деловых встреч, конференций с использованием
техники).
3. информационно - коммуникативная (продуцирование, тиражирование информации
при выполнении пропагандистско-рекламной и разъяснительной работы, необходимы
не только для партнеров, но и поддержания климата внутри организации,
поддержания фирменного стиля)
4. консультативно-методическая (помощь в организации и налаживании связей с
общественностью, разработка концептуальных моделей сотрудничества и
партнерства, программ, акций, кампаний Pr).
(Синяева)
|
|