Рефераты
 

Диплом: Информационные технологии в образовательном комплексе

ЭВМ в научных исследованиях.

Целесообразным представляется организация постоянно действующего семинара по

проблемам НИТ, машинного моделирования и САПР.

Наряду с выполнением научных разработок по традиционной для ВУЗа тематике,

необходимо активнее развивать научные направления, связанные с новыми

информационными технологиями - методы автоматизированного проектирования,

геоинформационные системы, мультимедиа технологии и т.п.

1.6.Дистанционное образование

Есть основания утверждать, что использование информационных технологий в

образовании не только ликвидирует объективные трудности, стоящие перед

потенциальными студентами (нежелание или невозможность прерывать трудовую

деятельность и менять место жительства, желание обучаться на родном языке

или, наоборот, совершенствовать знание иностранного языка и т.д.), но и имеет

ряд существенных преимуществ перед очным и тем более заочным обучением. Сам

по себе принцип "обучение в любое время в любом месте" позволяет студентам не

только оставаться в привычной" для них обстановке и сохранять привычный ритм

жизни, но и вырабатывать индивидуальный график обучения.

В настоящее время исследованиям в области создания и развития рынка

образовательных продуктов и услуг на основе дистанционного образования

придается большое значение. Достаточно сказать, что более 20 ведущих

университетов США и Канады, включая знаменитые Колумбийский, Джорджтаунский,

Принстонский, Техаса, Британской Колумбии, Калифорнии, Вашингтона, Иельский и

ряд других университетов, объединили свои усилия по разработке технологии

информационных порталов в рамках единой группы разработчиков.

Если в 1999 г. в США только 16% промышленных компаний с количеством

работников более 1000 человек приступили к разработке и использованию

собственных корпоративных порталов, то в 2001 г. уже более 80% промышленных

компаний США заявили о своем намерении немедленно использовать технологию

порталов для своей коммерческой деятельности в сети Интернет. Обобщая

сказанное, представляется, что технология образовательных порталов будет

играть важную роль для тех университетов мира, которые:

· заинтересованы в распространении своей инновационной продукции на

коммерческой основе;

· строят или собираются строить системы образования на базе всемирной

компьютерной сети Интернет и новейших компьютерных систем виртуального

обучения;

· участвуют в формировании единого образовательного пространства

Глава2.ирование и анализ системы управления

информационными технологиями в образовательном комплексе

2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования

Вначале рассмотрим структурную схему управления в системе образования.

Диплом: Информационные технологии в образовательном комплексе

Рис.1

Любой канал передачи информации подвержен воздействию помех.

Очевидно, что именно система управления имеет возможность адекватно

реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт ей способность к

адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.

В современной теории управления выделяются два типа управления организациями:

бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных

основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их

рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Для классификации факторов будем рассматривать только управляющую систему

(субъект управления).

Управляющая система получает информацию из внешней среды и априорно

поставленные перед ней (субъектом) цели управления.

Необходимо также классифицировать уровень управляющей системы, поскольку от

этого зависит конкретный перечень управляющих воздействий.

Рассмотрим управляющую систему верхнего уровня (высшее и факультетское

руководство ВУЗа).

Эта система получает информацию из внешней среды ВУЗа, например:

· правовое регулирование образовательного комплекса;

· информации о состоянии сферы образовательных услуг;

· директивные указания от вышестоящих организаций (актуально для

филиалов).

Целями управляющей системы верхнего уровня являются:

· максимизация качества образовательных услуг при ограниченных ресурсах;

· сохранение и дальнейшее развитие ВУЗа как самостоятельной организации.

Для осуществления процесса управления система верхнего уровня получает

информацию о заданном состоянии. В реальной ситуации эта информация состоит

из:

· отчетной информации по факультетам, кафедрам;

· укрупненных показателей качества работы ВУЗа;

· финансово-экономической информации;

Имеется также информация о реальном состоянии ВУЗа, которая по содержанию

совпадает с информацией о заданном состоянии, но отличается от нее

количественно.

Различие между информацией о реальном и заданном состоянии служит для

формирования управляющего воздействия и представляет собой главный фактор,

влияющий на процесс управления ВУЗом.

В теории управления определено понятие наблюдаемости системы. В принципе, это

определяет насколько достоверна информация о структуре управляемой системы и

достоверности информации, получаемой о состоянии системы. Систему управления

образованием можно классифицировать как частично наблюдаемую по следующим

соображениям:

· в сфере предоставления образовательных услуг невозможно полностью

учесть человеческий фактор;

· часть информации поступает с тем или иным запаздыванием;

· верхнее звено управления не имеет полной информации о состоянии

нижестоящей как из принципа делегирования полномочий (кафедры, деканаты), так

и в связи с малой значимостью некоторых подсистем управления (учебные

группы).

Итак, достоверность и полнота поступающей информации является вторым

фактором, влияющим на процесс управления.

С достоверностью информации тесно связано воздействие помех на каналы передачи

информации. Эти помехи носят чисто случайный характер (отметим, что

ненаблюдаемость системы носит постоянный, детерминированный характер).

Уровень помех в каналах передачи информации является третьим фактором, виляющим

на процесс управления в ВУЗе.

2.2.Анализ концепций управления информационными

технологиями.

2.2.1.Маркетинговая концепция

Информационные технологии перестали быть явлением только науки и техники, стали

фактором экономического развития. Сейчас невозможно назвать сектора хозяйства

неохваченного информацией. В настоящее время сформировалось и выделилось в

самостоятельную отрасль производство информационных продуктов и услуг для

их дальнейшей продажи с использованием новых информационных технологий.

Маркетинг - это сложный процесс приспособления фирмы к использованию наиболее

выгодных рыночных возможностей.

Концепция маркетинга в настоящее время распространилась новые, неохваченные

ранее объекты, в том числе и на ИТ. По мере коммерциализации информационной

деятельности возникает так называемый информационный маркетинг или маркетинг

информационных продуктов и услуг. Информационный маркетинг определяют как

деятельность, которая способствует эффективности встречи покупателя и

продавца на рынке информации, где в качестве продавца выступает

информационная служба, а качестве покупателя – потребитель информации.

При решении определенной проблемы данные, получаемые из окружающего нас мира и

фиксируемые различными приборами становятся информацией, которая на рынке

выступает как товар. Поэтому в теории и практике укоренилось употребление

словосочетания «информация-товар». Если данные выступают как товар, то

пользователь имеет дело с информационным продуктами - совокупностями данных,

сформированными их производителями для дальнейшего распространения.

Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предлагают

предоставление не только информационного продукта, но и средств доступа к

нему.

Подобные возможности связанны с понятием информационная услуга.

Информационная услуга - предоставление пользователю информационных продуктов,

получаемых с помощью новых информационных технологий.

Основным товаром, создаваемым и распространяемым при помощи новых

информационных технологий, является информационные продукты и услуги.

Изучение и прогнозирование рынка, его конъюнктуры, спроса потребителей и их

отношение к свойствам товаров и услуг, требуют построения информационной

системы. Информация - это ресурс, он превращается в товар, спрос на который

непрерывно растет, поскольку процессы управления не возможны без обработки,

передачи и хранения информации. Чем больше мы стремимся к дифференциации

товаров и услуг с учетом конкуренции, тем более точной должна быть и

соответствующая информация, отвечающая на конкретные вопросы, позволяющая

приминать правильные решения в течение определенного времени.

В условиях ограниченности общественных ресурсов, выделяемых на цели

образования, нехватки спонсорских отчислений на введение новых программ,

заметной тенденции к появлению альтернативных учебных заведений становится

все более актуальным повышение эффективности использования средств, изучение

потребностей различных групп населения, нахождение новых источников

финансирования.

Альтернативные учебные заведения явились результатом выхода на арену

образовательной политики активных сил, преобразующих сегодня систему

образования в своих интересах.

Во-первых, это формирующаяся когорта российских предпринимателей Они, как

правило, выступают спонсорами негосударственных учебных заведений с

ориентацией на подготовку в области бизнеса и коммерции, с широкой

эстетической и лингвистической базой на низших ступенях обучения.

Во-вторых, значительное воздействие на образование оказывают процессы

регионализации. Местные власти получили возможность в соответствии с Законом

Российской Федерации об образовании на включение в программы обучения

муниципального компонента, и программы, в основе которых сохраняется

государственный стандарт, приобретают все более специфическое лицо.

В-третьих, масса общественных движений, национальных объединений, религиозных

общин стремится к воспроизводству своих ценностей через систему образования.

Возникли сотни национальных школ, школ с участием различных конфессий,

которые пытаются восстановить культурные традиции и религиозные верования.

Наконец, педагоги в условиях крушения прежних ориентаций и неоправдавшихся

надежд, на фоне общей социально-экономической нестабильности ищут свою,

вселяющую оптимизм и уверенность «дорогу к Храму». Разумеется, среди так

называемых авторских учебных заведений нередко вся новизна сводится к смене

вывесок, но тем не менее именно с педагогами связаны многие будующие

изменения в системе образования в целом.

Маркетинг помогает школам и ВУЗам занять свое место на рынке образо­вательных

услуг, культивируя особую миссию каждого учебного заведения.

Наконец, маркетинг реализуется в маркетинговом комплексе, что подразумевает

составление проекта программы, ценообразование, методы распространения и

систему продвижения. Это означает, что каждый из элементов комплекса

оказывает собственное влияние на поведение потребителей образовательных

услуг. Например, даже при высо­кой цене обучения престижный вуз не останется

без студентов. Решающим окажется высокое качество программ и устойчивая

хорошая репутация этого вуза.

В большинстве учебных заведений сотрудники не понимают, что им необходимо

заниматься маркетингом. Часто бытует неправильное представление о нем. Одни,

напри­мер, считают, что главное - это вводить новые курсы, специализации, не

проявляя при этом ни малейшего интереса к тому, насколько курс

удовлетворяет студентов, пригодны ли они для дальнейшего использования. Другие

считают главным наладить учебный процесс так, чтобы он функционировал, как

часы, проявляя такую малую заботу о впечатлении студентов по поводу этого

процесса. Третьи все усилия направляют ни у«сличение продаж, т.е.

увеличивают расходы на рекламу, содействие сбыту. Стимулирование покупателей

очень важно, однако, эти усилия сведутся на нет, если не будет обращаться

внимание на базисные проблемы - качество программ.

'Эти ориентации на продукт, производительность или продажи мало связаны с

мар­кетингом, поскольку последний предполагает использование не отдельных

целей, а взаимосвязанного комплекса.

Социально-ориентированный маркетинг предполагает, что главная задача

учебного заведения - определять нужды, потребности и интересы их клиентов,

приспосабливать организацию к тому, чтобы удовлетворять их, что сохраняет или

увеличивает благопо­лучие потребителей и общества и обеспечивает долгосрочные

выгоды.

В зависимости от степени социальной ориентированности учебные заведения могут

быть отнесены к нереагирующим учреждениям /бюрократизация отношений, подмена

личного мнения безликой политикой, созданием строгой иерархической

структуры/; нерегулярно реагирующим и реагирующим /нацеленным ни нужды,

запросы слушателей"

Кроме неправильных представлений о маркетинге, бытует также негативное мнение

и нем, как занятии недостойном, ставящим учебные заведения в унизительное

положение, неприемлемом с этической точки зрения.

В настоящее время школы и ВУЗы стоят перед дилеммой: с одны- стороны. их

руководители плохо представляют себе, что такое маркетинг, а с другой

стороны, они нуждаются в эффективной маркетинговой программе, чтобы найти

свое место в складывающемся рынке.

Ключевыми понятиями, ядром концепции маркетинга являются нужды, потребности,

спрос и предложение.

Движущий стимул маркетинга находится в человеческих нуждах и потребностях.

Человеческая нужда — состояние нехватки чего-либо основополагающего для

жизни /еды, одежды, жилья, связи с другими людьми и др./ Нужды не создаются

обществом, они лежат в природе и условиях жизни человека.

Человеческие потребности - это желания специфического удовлетворения

этих более глубоких нужд. Одна и та же нужда выражается в самых разных

потребностях, меняющихся под воздействием общественного и технического

прогресса, вкусов и желаний

В отличие от нужды, которая имманентна человеку, потребность может быть

сфор­мирована. Предоставление образовательных услуг приводит к созданию

устойчивой связи между нуждой в средствах существования и способами получить

их с помощью профессиональной деятельности.

Спрос - это потребность, поддержанная платежеспособностью. Мало иметь

потреб­ность стать бухгалтером, надо иметь возможность оплатить бухгалтерские

курсы.

Учебные заведения подчас путают потребности и нужды. Ученик, который перешел

ц соседнюю школу, будет иметь новую потребность, а нужда останется та же

самая. Школы и вузы, которые много лет совершенствуют традиционные курсы,

забывают, что нужды остаются, а потребности меняются.

Удовлетворение потребностей осуществляется путем обмена. Важный

момент в развертывании маркетинговой работы - анализ обменных потоков, т.е.

выяснение того, что хочет другой участник, и что администрация ' учебного

заведения может предложить.

Однако в ближайшие годы в связи с падением рождаемости будут актуальны эти

проблемы и для них.

Профтехучилища уже несколько лет назад были поставлены в условия, когда нужно

было привлекать подростков не только возможностью получения специальности, но

и перспективой спортивных занятий в хорошо оборудованных тренажерами залах, и

стажировками на престижных предприятиях, и материальными льготами, и

возможно­стью закончить первую ступень вуза в организуемом на базе ПТУ

техническом лицее и т.д.

Попытки найти приемлемые условия называются обсуждением условий обмена.

Введение платных образовательных услуг в теперешней экономической ситуации

потребует очень детальной системы скидок в цене, внесение чести одлаты

трудом, иначе говоря, обсуждение условий обмена станет нормой. Это позволит

получить желаемое образование не только детям состоятельных родителей, но и

остальным при соблюдении определенных условий обмени.

Маркетинговая среда учебного заведения может быть рассмотрена как

совокупность следующих компонентов: макросреда, конкурирующая среда,

общественная среда, рыночная среда и внутренняя среда.

Внутренняя среда включает в себя администраторов, попечительский совет,

преподавателей, сотрудников, обслуживающих учебный процесс, добровольных

помощников (бывших выпускники, родители учащихся)

Главные общности рыночной среды - это потребители и жертвователи. Например, к

потребителям института повышения квалификации относятся учителя,

администрация школ, безработные, проходящие переподготовку и т.д. К числу

жертвователей относят­ся государственные органы, спонсоры, обеспечивающие

финансирование обучения.

В практической деятельности учебные заведения привлекают внимание и интерес

широкой публики. Поэтому руководители проводят специальную работу по

приобще­нию общественности к своей деятельности, расширению своей

популярности, имея в виду привлечь различные ее группы, вступить в более

тесные отношения, сделать часть общественности своей рыночной средой

(учащимися либо спонсорами). В соприкосно­вении с рыночной средой и

общественностью учебные заведения формируют мнение окружающих по поводу своей

деятельности. Д.Гарвин так определяет важность репута­ции учебного

заведения:"Часто престиж учебного заведения более важен, чем его

действительное качество. Престиж - это качество учебного заведения,

признанное и замеченное, которое фактически определяет решение будущих

студентов поступить, ученых и преподавателей - предложить свои услуги в

работе, а федеральные службы – финансировать.

Развитие маркетинговых структур связано с разработкой, внедрением и

использованием различных средств управления. Эти средства имеют форму

информационных, компьютерных и коммуникационных технологий. С помощью таких

технологий производится передача, сбор, обработка и оценка необходимой

информации, что является обоснованием для принятия оптимальных управленческих

решений.

С точки зрения информационного обеспечения маркетинговых систем важнейшим

этапом является подготовка информации для принятия решения. Целенаправленная

информация образует информационную систему, отражающую конкретность, уровень

информации и характеризует степень удовлетворенности потребностей различных

уровней системы управления.

Однако, маркетинговая концепция больше пригодна для «административного»

управления информационными технологиями. Эта концепция не затрагивает

сущность процессов, происходящих при переработке информации и направлена на

реализацию информации с наибольшей эффективностью с точки зрения

информационной службы. Стоит отметить, во-первых, объем реализуемой

информации и ее полезность вовсе не обязательно дополняют друг друга, во-

вторых, цели информационных служб могут не совпадать с целями вышестоящих

систем.

Наконец, не ясно как определять стоимость информации. Если стоимость

информационных услуг можно рассчитать достаточно точно, то ценность

информации как продукта вряд ли поддается какой-либо оценке. Отсутствие

количественной оценки ценности продаваемой (перерабатываемой) информации

делает весьма затруднительным эффективное управление информационными

технологиями. Например, любая информационная служба заинтересована в росте

объема продаж информации. Следствием этого является непрерывное наращивание

программных и технических средств. Но способствует ли рост объема продаж

информации росту эффективности работы все системы (ВУЗа)? Интуитивно ясно,

что рано или поздно наступит снижение эффективности использования

вычислительной техники, снизится и эффективность использования информации. Но

определить количественные критерии эффективности управления информационными

технологиями в маркетинговом подходе практически невозможно.

Все это дает предпосылки рассматривать маркетинговую концепцию как направленную

на эффективную реализацию информационных услуг, но при ранее выбранной

структуре управления.

2.2.2.Венчурнное финансирование

Венчурные фирмы являются вре­менными организационными структурами,

создаваемыми для решения конкретных проблем. Данные организации

характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной

заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в

успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений

с минимальными затратами.

Венчурные фирмы, небольшого, как правило, размера, заняты разработкой научных

идей и превращением их в новые технологии и продукты. На современном этапе

роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно

возросла.

Рисковые предприятия – своеобразная форма защиты талантов от потерь на

стартовых участках инновационного процесса, когда новизна научной или

технической идеи мешает ее восприятию административными руководителями фирмы.

Преимущества венчурного бизнеса: гибкость, подвижность, способность мобильно

переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и

апробировать новые идеи. Стремление к прибыли, давление рынка и конкуренции,

конкретно поставленная задача, жесткие сроки вынуждают разработчиков

действовать результативно и быстро, интенсифицируют исследовательский

процесс.

Наиболее известным примером может служить корпорация IBM, которая в 1983

г. имела 15 «рисковых» проектов. По ним разрабатывалась и выпускалась на рынок

такая продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и

персональные компьютеры, создание и выпуск которых — наи­более успешный проект

внутренних венчуров IBM. Через год после начала практической реализации

этого проекта продук­ция была направлена на рынок, а еще через два года объем

ее продаж составил 2,5 млрд. долл. К этому моменту внутренний венчур

превратился в крупнейшее производственное подразде­ление корпорации.

Для успеха инновации как основы бизнеса нужны «всего» три составляющих:

Ø конкурентноспособность самой инновации;

Ø «знание» как её коммерциализовать (бизнес ноу-хау);

Ø финансирование для осуществления продуманной рыночной стратегии.

Рассмотрим некоторые аспекты применения венчурных технологий в высшем

образовании.

Прежде всего, отметим, что для реализации венчурного проекта необходимы

несколько составляющих:

1. наличие персонала, способного выдвинуть и реализовать идею;

2. наличие финансовых средств.

При этом часто упускают из вида, что для успешной реализации венчурного

проекта необходима еще одна составляющая:

3. готовность руководства вышестоящего подразделения к осуществлению

венчурного проекта.

Представляется, что эта составляющая весьма актуальна для условий России.

Для реализации венчурных проектов российские ВУЗы, безусловно, обладают

необходимыми человеческими ресурсами, поскольку в настоящее время здесь

сосредоточено до 70% научных работников. Что касается готовности руковдства к

реализации венчурных проектов, то при наличии внешнего источника

финансирования руководители ВУЗов, как правило, поддерживают подбные проекты.

Гораздо сложнее вопрос, если предполагается использовать внутренние источники

финансирования: обычно свободные финансовые ресурсы ВУЗов весьма

незначительны, поэтому на уровне Вуза в целом имеет смысл рассматривать

только внешние источники финансирования.

Венчурные проекты, только под другими наименованиями (временные творческие

коллективы, центры НТТМ при ВУЗах и др.), были достаточно широко

распространены в ВУЗовской среде в период «перестройки». Источником

финансирования выступала тогда промышленность. В настоящее время, когда

промышленность только начинает восстанавливать свой финансовый потенциал,

внешнее финансирование возможно только в ряде отраслевых ВУЗов (например,

технических ВУЗах нефтегазового и энергетического профиля, характерный пример

– МЭИ).

Однако, в последнее время возрождается сотрудничество гуманитарных ВУЗов с

предприятиями в области реструктуризации и антикризисного управления.

Так или иначе, ВУЗы являются неплохим полигоном для реализации венчурных

проектов.

Участие в реализации таких проектов дает ВУЗам не только получить

дополнительные источники финасирования, но и позволяет соврешенствовать

образовательный процесс вследствии:

· повышения квалификации научного персонала ВУЗа;

· участие в реализации проектов сткдентов (возрождение ранеее

существовавшен НИРС);

· целевой подготовки выпускников ВУЗа;

· роста престижа и статуса ВУЗа.

Нами был рассмотрен аспект использования венчурных технологий в рамках всего

ВУЗа в целом.

Но, как будет показано ниже, венчурные проекты могут оказаться эффективными и

во внутриВУЗовской среде. Речь идет о реализации венчурных проектов внутри

подразделений ВУЗа.

Рассмотрим перспективы и эффекивность таких проетков в области использования

информационных технологий. Информационные технологии являются типичной

областью венчурного финансирования. Это обусловлено как высокой скоростью

развития материальной базы, так и революционными преобразованиями в этой

области в целом

Помимо этого, информационные технологии характеризуются высоким уровнем

неопределенности (на этапе зарождения практически невозможно предсказать

дальнейшее развитие). Более того, можно сказать, что на сегодняшний день

нельзя выделить ни одно из направлений развития как наиболее перспективное.

Все оценки о перспективности, какого либо направления весьма субъективны

(что, по мнению одного эксперта обладает значительным потенциалом, то, по

мнению другого - бесперспективно и т.п.).

В этих условиях неизбежно встает вопрос о эффективности капиталовложений в

информационные технологии. Если рассмотреть только технический аспект

внедрения информационных технологий, например, использование сети Интернет в

ВУЗе, одномоментное внедрение Интернет в рамках всего ВУЗа может оказаться

излишне дорогостоящим (закупка дорогой техники в больших количествах) или

низкими эксплуатационными параметрами (выбор не лучшего поставщика услуг

Интернет). В этом случае целесообразно создание небольшого подразделения

внутри ВУЗа, с предоставлением ему относительной самостоятельности и

достаточного финансирования для апробации и выбора наилучшего решения.

Нетрудно видеть, что такой подход является типичным примером венчурного

финансирования.

Если рассматривать использование информационных технологий в сфере управления

образованием в ВУЗе, то здесь использование венчурных технологий выглядит

весьма актуальным. Внедрение и использование информационных технологий

является довольно дорогостоящим процессом и любые ошибки или недоработки бдут

финансово довольно ощутимы. Можно выделить следующие «рисковые» аспекты

использования информационных технологий в управлении образованием:

1. внедрение информационных технологий на уровне отдельных кафедр и

факультетов и оценка их эффективности;

2. отработка новых информационных технологий;

3. техническая реализация обеспечения информационных технологий.

Во всех этих случаях целесообразно создание небольших групп для реализации и

апробации выдвигаемых проектов с высоким удельным финансовым и материальным

обеспечением и внедрение в практику наиболее эффективного проекта в

дальнейшем.

2.2.2.Концепция снижения энтропии.

Теория информации как самостоятельная научная дисциплина была основана

американским ученым К.Шенноном в конце 40-х годов 20-го века. Предложенная им

теория основывалась на фундаментальном понятии количественной меры

неопределенности – энтропии – и связанного с нею понятия – количества

информации. Термин “информация” замечателен тем, что, существующему с давних

пор бытовому понятию, К.Шенноном был придан математически точный смысл.

Неопределенно-бытовой смысл этого термина уже научного. Это приводило и

приводит ко многим недоразумениям и спекуляциям. Интересно и то, что К.Шеннон

как создатель теории информации – по существу, раздела математики, был не

чистым математиком, а инженером.

Базисным понятием всей теории информации является понятие энтропии. Энтропия

– мера неопределенности некоторой ситуации.

Шеннон сформулировал энтропию как меру хаоса в противовес количеству

информации как меры упорядоченности структур.

Результатом использования любой информационной технологии является

снижение энтропии. В самом общем смысле работа информационной системы сводится

к переработке большого количества исходной информации и получения на выходе

некоторого нового информационного продукта, в котором при меньшем физическом

объеме информации сохранена вся ценность входной информации.

Для любой системы ценность имеет то, что определяет ее дальнейшую судьбу –

существование, поведение, развитие. Этот критерий можно применить и к

информации: например, если закодировать расположение элементов системы и

отделить ту часть, которая определяет перспективу системы, то ее можно

назвать “полезной информацией” и оценивать полезность степенью влияния на

перспективу. Такой подход вытекает из единства энтропии и информации и не

требует сторонней оценки и участия в ней надсистемы. Таким образом,

информация выражает свойства организации. Особенно ценна та информация,

которая образовавшись в результате случайного взаимодействия или привнесенная

извне, способна к самосохранению и самопрограммированию, т.е. увеличению

влияния на перспективу системы.

Таким образом, внутреннее свойство информационной системы – снижение энтропии

входной информации – определяет эффективность информационных технологий как

таковых, без учета характера перерабатываемой информации.

Как наглядный пример можно привести информационную системы для анализа

статистических данных: на вход системы подается большое количество

разрозненной информации, но в результате преобразований с использованием

информационных технологий получается информационный результат во много раз

меньшего физического объема.

Важным преимуществом энтропийного подхода является возможность

количественной оценки эффективности использования информационных технологий.

А возможность количественной оценки качества информационных технологий

является необходимой предпосылкой для оптимального управления ими.

Остается решить вопрос о том, что является количественной оценкой

эффективности использования информационных технологий.

Основной задачей ВУЗа является повышение качества предоставления

образовательных услуг и их содержания. Критерием качество обучения в ВУЗе в

общем случае является оценка успеваемости студентов. Разумеется, на оценку

успеваемости влияет множество факторов, часто весьма субъективного порядка,

но это не является предметом данной работы.

Можно высказать предположение, что чем выше уровень знаний студентов

(=средний балл), тем с большей эффективностью ВУЗ оказывает образовательные

услуги. Используя энтропийный подход, можно интерпретировать это

предположение как снижение энтропии знаний студентов при росте среднего

балла.

Таким образом, мы получаем количественный критерий оценки эффективности

использования информационных технологий, что является необходимым условием

эффективного управления информационными технологиями в ВУЗе.

Согласно теории управления, оценку эффективности использования информационных

технологий следует назвать параметром оптимизации.

Параметр оптимизации должен соответствовать следующим требованиям:

  • параметр должен измеряться при любом изменении (комбинации)

    состояний управляемой системы;

  • параметр должен быть статистически

    эффективным, то есть измеряться с наибольшей точностью;

  • параметр должен быть информационным, то есть всесторонне характеризовать

    состояние системы;

  • параметр должен иметь физический смысл, то есть

    должна быть возможность достижения полезных результатов при

    соответствующих условиях процесса;

  • параметр должен быть

    однозначным, то есть должно минимизироваться или максимизироваться только

    одно свойство (параметр).

Можно убедится, что средний балл удовлетворяет всем вышеперечисленным условиям.

Имея количественный критерий оптимальности управления, остается построить

модель, где реализуется данный критерий оптимальности. При этом необходимо

учитывать, что выбранный критерий оптимальности влияет множество иных

факторов, что должно быть отражено в модели управления информационными

технологиями.

2.3.Тенденции информатизации управленческих структур

Информатизация управления - устойчивый процесс, объективно существующий и,

несмотря на все сложности, развивающийся на протяжении многих последних лет.

Есть люди, принимающие те или иные управленческие решения, есть

информационно-коммуникационная инфраструктура системы управления, есть

множество объектов, которые нуждаются в управлении. Все это пронизано

движением информационных потоков.

Сложившаяся система госуправления и имеющиеся нормативно-правовые акты

регламентируют эти потоки, уменьшая хаотичность функционирования

управленческих структур. При этом, иерархичность государственного управления

дополняется девиационностью управления частнопредпринимательского.

Демонополизируются производства и источники информации. Наличие

государственных и республиканских границ, властных и ведомственных барьеров -

естественным образом ограничивают распространение информации.

Несмотря на определенную хаотичность и неустойчивость, процессы

информатизации управленческих структур, в том числе образовательных, идут

своим чередом. Формируется законодательная база. На инженерном уровне идет

освоение новых информационных технологий, внедрение международных стандартов,

постепенное втягивание отечественных производителей информационных средств в

жесткую рыночную конкуренцию. Появляются несомненные успехи в формировании

отечественного программно-технического базиса информационных технологий.

Формируются новые приемы и методы использования информационных технологий в

управлении. В той или иной степени развивается программно-технический базис

информатизации. Несомненным успехом является развитие Internet в России. Если

раньше отмечалось, что экспоненциально растет число подключений к Internet,

то в 1996 году был отмечен экспоненциальный рост числа провайдеров Internet в

России. В стране интенсивно формируется базисный программно-технический и

коммуникационный фундамент инфраструктуры нашего общества.

Однако пока можно констатировать, что накопленный российский технологический

потенциал в области создания информационных технологий используется

недостаточно.

В части программного обеспечения разработка больших чисто российских

программных комплексов практически прекращена, под напором появившихся на

нашем рынке импортных программных продуктов. Импортные операционные системы,

системы управления базами данных, сетевые и коммуникационные программные

среды, электронные таблицы и текстовые редакторы, операционные системы -

покрыли первоочередные потребности пользователей информационных систем.

Сейчас импортные базовые программные средства обеспечивают основные

потребности пользователей информационных систем. Возможности этих средств,

естественно, фетишизируются. Поэтому, на разработку прикладных программных

средств при внедрении информационных технологий денег выделяется несравнимо

меньше, чем на закупку базовых.

Такая расстановка приоритетов в закупке и разработке программных и

технических средств определяется следующими причинами: умалением

отечественного опыта создания сложных информационных систем; недооценкой

имеющихся в России фундаментальных теоретических наработок; естественным

начальным незнанием зарубежных методов проектирования; фетишизацией

зарубежных базовых программно-технических сред; живучестью затратной

экономической психологии руководителей; отсутствием соответствующей

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ