|
Диплом: Мотивация и стимулирование труда на промышленном предприятии
Диплом: Мотивация и стимулирование труда на промышленном предприятии
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....5
1. Мотивация и стимулирование работников
НА РЫНКЕ ТРУДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда . . . . . . . . . . . . . 8
1.2 Рынок труда и субъекты рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . ....14
2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ . . . . . . ....29
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы . . . . . . . .29
2.2 Способы мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....32
2.3 Опыт кадровой политики IBM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....44
2.4 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях . . . . . . .50
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ АО
«Холод». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
3.1 Создание условий для производительного труда на предприятии. 54
3.2 Организация стимулирования труда на предприятии . . . . . . . . . . . 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...72
1. Мотивация и стимулирование работников НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда
Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум,
треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека
захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии,
трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье,
использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится
очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют
большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.
Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний,
навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при
наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать.
Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его
потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует
достижению целей деятельности.
Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое
потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение
человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент
времени.
Согласно Маслоу (Рис.1.1) /22, стр.18/ , физиологические потребности
являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетворения в
первую очередь. После удовлетворения физиологических потребностей на первый
план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить
себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных
экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая
потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее
требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения
своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности
в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти
потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость,
подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей
Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность
запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.
Потребность в самовыражении.
Потребность в уважении.
Социальные потребности.
Потребность самосохранения.
Физиологические потребности.
Рис. 1.1 Пирамида потребностей Маслоу
По мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне,
доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь
в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют
доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение,
что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает
человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому
что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях
или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет
удовлетворить эту потребность.
На основе приведенного классификатора потребностей может быть построена
мотивационная модель (Табл.1.1) /8/.
Удовлетворение своих потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором
человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои
возможности на рынке труда.
Таблица 1.1
Мотивационная модель
Претворение в жизнь потребностей своей личности | Реализация своего потенциала, увеличение количества знаний | Уважение к себе и признание со стороны других. | Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения. | Социальные контакты | Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным. | Уверенность в завтрашнем дне | Долгосрочное обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок. | Физиологические потребности | Питание. Квартира. Одежда. |
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в
той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего
населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным
образованием, административно - управленческого персонала,
высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд
национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 %
занятых в народном хозяйстве.
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как
явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как
следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате
многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Рынок труда, как и
рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью
рыночной экономики.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли
- продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу
(способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные
предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких
работников им требуется.
На рынке труда предприниматели и трудящиеся ведут переговоры (коллективные
или индивидуальные) по поводу трудоустройства, условий труда и заработной
платы.
Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически
свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к
труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой
труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего
необходимого для удовлетворения своих потребностей.
Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его
товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится
предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства,
кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство:
предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику
трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая
свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.
После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве
случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда
непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те,
кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те
работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи
своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресуется
не только теми, кто ищет работу, но и занятым на других предприятиях,
предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых
работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более
выгодными условиями найма.
Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно
хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои
способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств
для удовлетворения своих потребностей. А количество этих жизненных средств и
их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта
особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.
Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после
начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив,
создает или участвует в создании благ.
Основным стимулирующим фактором работников на рынке труда является заработная
плата /7/. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую
силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на
рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу
приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным
параметрам.
ЗП/Ц ЗП/Ц2 ЗП/Ц1 0 Т2 Т1 T Рис.1.2 Кривая спроса на труд |
Обычно под заработной платой понимают ставку заработной платы, т.е. цену,
выплачиваемую за использование единицы труда в течение определенного времени.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный
работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная
заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на
полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной
заработной платы и в обратной от уровня цен.
Цены на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются на основе закона
спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение
функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях
совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и
государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями.
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.
При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя
сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Эту
зависимость отражает кривая спроса на труд (Рис.1.2). Точки на оси абсцисс (Т)
– величины требующегося труда, а на оси ординат (ЗП/Ц) – величины реальной
заработной платы (3П/Ц). Точка с координатами (Т1; ЗП/Ц1)
является примером того, что низкой заработной плате ЗП/Ц1
соответствует большой спрос на труд Т1, и наоборот (точка с
координатами (Т2; ЗП/Ц2)).
ЗП/Ц 0 T Рис.1.3 Кривая предложения труда |
Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой
пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной
заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается
(Рис.1.3).
ЗП/Ц ПТ СТ ЗП/Ц1 ЗП/ЦР P ЗП/Ц2 ТР T Рис.1.4 Формирование равновесия на рынке труда |
Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и
совокупного предложения для достижения рыночного равновесия (Рис.1.4).
Очевидно, что оно достигается в точке Р, которой соответствует определенный
уровень заработной платы ЗП/ЦР и заданное этим уровнем предложение
труда ТР. Это означает, что все предприниматели, согласные платить
зарплату ЗП/ЦР, находят на рынке необходимое количество работников.
Точка Р определяет положение полной занятости.
В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены (в точке с ординатой ЗП/Ц
1) предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации
происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток
предложения труда.
В случае снижения уровня заработной платы (например, до уровня ЗП/Ц2)
по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать
предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки
работников, согласных на более низкую заработную плату.
Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда
восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но
размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и
предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма
работников. Различные виды работ могут быть в разной мере привлекательными
для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование,
поэтому заработная плата должна стимулировать, например, выполнение менее
престижных видов работ или компенсировать материальные затраты на
образование. Такая дифференциация в заработной плате называется
«уравнивающими различиями».
1.2 Рынок труда и субъекты рынка труда
Современный рынок труда представляет собой систему общественных отношений,
отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов
между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и
государством /8, 17, 21/.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются
ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой.
Государство же выступает в качестве работодателя на государственных
предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития.
Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования
интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та
равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма
регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и
система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических,
юридических, социальных и психологических факторов, определяющих
функционирования рынка труда.
Он осуществляется:
- через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости;
- банки данных о рабочих местах;
- государственные программы помощи в приобретении профессиональных
знаний и трудоустройстве не занятому, но желающему работать населению;
- целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку
кадров в связи с планируемой модернизацией производства;
- проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п.
Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных
отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и
исторических условий развития данной отрасли.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е.
политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А.
Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства» /25/.
Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в
основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со
стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является
достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и
рациональных ожиданий.
Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной
модификации /20/. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной
конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления,
приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за
активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только
жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия
национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица,
объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется
нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации
требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность
рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень
занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности
работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в
рабочих местах и т.п.
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически
эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть
процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны
являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на
всех уровнях. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации,
возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной
активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное
взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для
согласования путей решения проблем занятости /20/.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на
рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в
экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и
инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,
способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также
учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест
меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли
государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность
предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать
определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту
социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях
высвобождение рабочей силы.
Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций,
активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного
предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере
усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться
инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться
потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости,
требуется:
- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и
социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов,
поощрение его предпринимательской активности;
- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,
развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а
также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-
технической базы.
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого
рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным
регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной
структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития
производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более
полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного
трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры
регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность
рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность
усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности
возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения
производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала,
взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-
промышленных групп и других экономических объединений.
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до
сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не
производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы
поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения,
отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения
соответствующих профессий.
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции,
проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют
компенсационные надбавки, натурализованная оплата /24/. Резко возросли
различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников.
Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать
применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать
повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой
является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с
рентабельностью производства.
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного
сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя,
признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения
действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом
законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке
разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в
КЗоТ от 23.11.1995г. /15/. Однако это не снимает вопроса о том, что
необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде.
Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на
трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие,
взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в
юридически равном положении с работодателем, работник фактически является
более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя,
что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально
противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и
он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль
здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее
механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель
трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью
вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных
предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать
регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на
уровень фирмы /3/. Немаловажным является и психология самих работников,
обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им
должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России
является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство,
оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило
функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что
предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии
социально-экономических решений и определении условий труда и передачу
решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного, к основным принципам регулирования трудовых отношений
можно отнести следующие /22, стр.87/:
- признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка
механизма защиты более слабой стороны – работника;
- учет интересов работников и работодателей, государственная защита
их интересов;
- гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета
личности перед интересами производства;
- учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера
отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых
отношений;
- установление действенных мер ответственности за нарушение трудового
законодательства.
Однако наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы
заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не
применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые
нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных
актов, а с простым неисполнением закона).
Одна из ключевых проблем современного рынка труда в России — “придерживание
рабочей силы”, т.е. поддержание предприятиями уровня занятости, завышенного
по сравнению с требованиями рыночной ситуации. В этой связи оказывается, что
стратегия стимулирования персонала на российских предприятиях имеет два
измерения /21, стр.66/ :
- стимулирование труда (трудовых усилий);
- стимулирование занятости (удержание экономически “излишней” численности
персонала).
Существуют различные альтернативные объяснения феномена придерживания
рабочей силы — от ожидания расширения спроса в краткосрочной (или
долгосрочной) перспективе до избежания высоких издержек увольнения
работников (выплата выходных пособий, погашение задолженности по заработной
плате и т.д.). Одно из объяснений акцентирует внимание на политических
мотивах придерживания рабочей силы: наличие значительного контингента рабочей
силы может служить ресурсом давления со стороны руководства предприятий на
органы власти с целью получения специфических льгот (субсидий, списания
задолженности по кредитам и налоговым обязательствам и т.д.).
О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют
масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию
социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно
выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта (Рис.1.5)
/17/.
Рис.1.5 Финансирование программ политики рынка труда в1997 г.
(в % к валовому национальному продукту)
Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем
самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение
пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации;
профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого
социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды,
иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т.
д.).
В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета
штатов и округов расходуются непосредственно в интересах населения, покрывая
расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения
жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием
программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.
Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного
бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не
облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и
не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость
от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни
частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета
за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации.
Осуществляется, таким образом своего рода безвозмездное субсидирование, и что
еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы
как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее
рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни
изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными
собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда.
Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую
силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные
возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя
реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является
неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного
разделения труда.
В процессе саморегулирования рынка труда важна роль прибыли предпринимателя,
который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его
стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных
затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает
размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель
будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она
ниже.
Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму,
предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его
масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он
модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с
учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е.
потенциальный рынок труда).
Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. По
размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение
доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее
банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной
экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от
цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его
количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при
благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в
народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается
заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли
до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда
и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно
поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот
самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли,
определяющей цену труда. Цена труда побуждает наемных работников переходить с
одних фирм на другие, менять профессии и т.п.
Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на
рынке, как это отмечалось выше. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на
труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост
доходов после продажи произведенной продукции на рынке /26, стр.216/. Если
данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это
через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы.
Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины
движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении
предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым
предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих
мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при
сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих
мест.
Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся
долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях
рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все
виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные
частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время
обучения достигли 100 млрд. долл.
Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная
организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по
профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют
контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники
безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия
коллективные договоры, разрешают трудовые споры. Но основная задача
деятельности профсоюза – повышение заработной платы.
В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон / 21/ выделяет три
основные метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:
- ограничение предложения труда, что достигается, например, введением
высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном
рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии;
- повышение ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше
точки равновесия;
- создание условий для сдвига вверх по кривой спроса на труд, при
этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например,
содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов.
Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно
обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной
экономикой сильно профсоюзное движение /2/. Там профсоюзы сначала обратились
к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение
протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения
выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили
должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.
Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой
своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые
являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы
работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие
условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо
техническое новшество.
В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению,
в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза
вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут
привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение
увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить,
что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более
типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у
руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки.
Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же
забастовки.
Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов.
Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов,
как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом
свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей
компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза
причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с
забастовкой.
Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных
интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной
ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы
имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления
включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне
предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные
организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего
субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию,
снижая этим социальное напряжение.
В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм
их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор
большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей
жизненно важные для работников социальные функции.
Трудовой договор, заключенный между работодателем и наемным работником,
а также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих
сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности,
время, функции и интенсивность работы.
Обе стороны обычно бывают единодушны в необходимости выполнения следующих
основных условий кадровой политики /8/ :
- соответствие численности персонала и отдельных его категорий технико-
экономическим нормам и организационным структурам предприятий и учреждений;
- привлечение кадров только в случае их квалификационного и
общеобразовательного соответствия технологии материального производства и
услуг;
- максимально плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех
работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с
возможной универсализацией с этой целью труда лиц среднетехнического и более
низкого уровня подготовки;
- соблюдение техники безопасности, экологической защиты и оптимальных
эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение
трудовых ресурсов;
- осуществление переподготовки и переквалификации кадров согласно требованиям
непрерывно развивающегося производства.
С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении
финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по
безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать
положение предприятия, корпорации, отрасли, и в конечном итоге, трудящихся.
Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней -
национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллективные
договора являются весьма эффективной формой производственно - трудовых
отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и
предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной
борьбы.
Коллективные договора сегодня являются, как правило, результатом не столько
противоборства интересов, сколько их выявления и сглаживания различий между
ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций,
экономики в целом. За последнее десятилетие количество забастовок и локаутов
почти во всех западных странах значительно сократилось. В США с 1980 по 1989
г. их ежегодное число уменьшилось со 187 до 51, а численность бастовавших
упала со 795 тыс. до 452 тыс., соответственно в Японии с 1 139 до 498 и с
563 тыс. до 75 тыс., а в одной из самых «забастовочных» стран - Италии -
соответственно с 2238 до 1297 и с 13825 тыс. до 4452 тыс. человек /2/.
И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях исходят из научного
анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми
исследовательскими центрами и организациями.
Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно
ясное понимание национальных проблем позволяют им выдвигать и поддерживать
конструктивные экономические и социальные программы развития. Преобладают
высокое самосознание и чувство национальной ответственности,
заинтересованность не только в собственном благополучии, но и - вследствие
понимания значимости стратегических предпосылок для него - стремление к
благополучию и развитию предприятия, фирмы, региона, страны в целом.
2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск
эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации
человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности
деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах
с развитой рыночной экономикой /3, 4, 7, 14, 16, 18/. В нашей стране понятие
мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи
с демократизацией производства /24/. Ранее оно употреблялось, в основном, в
промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это
объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились
проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-
вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация»
заменялось понятием «стимулирования».
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или
группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к
продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и
индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том
обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от
управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент
согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет
трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный
результат трудовой деятельности.
Дуглас Макгрегор /12/ проанализировал деятельность исполнителя на рабочем
месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры,
определяющие действия исполнителя:
-задания, которые получает подчиненный;
-качество выполнения задания;
-время получения задания;
-ожидаемое время выполнения задачи;
-средства, имеющиеся для выполнения задачи;
-коллектив, в котором работает подчиненный;
-инструкции, полученные подчиненным;
-убеждение подчиненного в посильности задачи;
-убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
-размер вознаграждения за проведенную работу;
-уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере
влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас
Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить
два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория
Y”.
“Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется
существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше
факторам.
“Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает
делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета
соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей,
обогащение содержания работы.
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности,
в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет
место комбинация различных стилей управления.
Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку.
Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием
организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа
человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к
управлению, т.е. к необходимости учета всей совокупности производственных и
социальных проблем.
Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название
“Теория Z” и “Теория A”, чему в большой степени способствовали отличия в
управлении, соответственно, в японской и американской экономиках /16/.
Таблица 2.1
Отличие концепций теории управления США и Японии
Концептуальный фактор | США | Япония | “Человеческий капитал” | Малые вложения в обучение Обучение конкретным навыкам Формализованная оценка | Крупные вложения в обучение Общее обучение Неформализованная оценка | “Трудовой рынок” | На первом месте - внешние факторы Краткосрочный наем Специализированная лестница продвижения | На первом месте - внутренние факторы Долгосрочный наем Неспециализированная лестница продвижения | “Преданность организации” | Прямые контракты по найму Внешние стимулы Индивидуальные задания | Подразумеваемые контракты по найму Внутренние стимулы Групповая ориентация |
Страницы: 1, 2
|
|