|
Доклад: Принятие управленческих решений в условиях неопределенности (без математики,легко:)
Доклад: Принятие управленческих решений в условиях неопределенности (без математики,легко:)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | Разработка управленческого решения в условиях неопределенности | 4 | Теория игр | 6 | Использование теории игр в практике управления | 8 | Основные положения теории игр | 8 | Применение теории игр для принятия стратегических управленческих решений | 10 | Проблемы практического применения в управлении | 11 | Заключение | 13 | Список источников | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Для своего реферата я выбрала тему «Разработка управленческого решения в
условиях неопределенности. Теория игр». Разработать оптимальное решение
именно в условиях неопределенности, на мой взгляд, наиболее сложная задача
для лица, принимающего решение.
В то же время мне было интересно познакомиться с основными положениями теории
игр. Так как методы принятия решений, основывающиеся на этой теории, сочетают
в себе сложные математические формулы, то я посчитала целесообразным не
останавливаться на них подробно, а уделить большее внимание практическому
применению теории игр, что, как мне кажется, может оказаться более полезным
для менеджера в его деятельности.
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Разработка управленческого решения предполагает использование определенного
объема информации. Полнота исходной информации, в свою очередь, обусловливает
разделение управленческих решений на решения, принимаемые в условиях
определенности, риска и неопределенности.
Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает
результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером может служить
принятие решения о выборе варианта инвестирования средств из двух
альтернативных: в депозитные сертификаты под 35 процентов годовых или в
государственные облигации с доходностью 40 процентов. При условии, что целью
принимаемого решения является максимизация доходности инвестированных
средств, решение может быть только одним – размещение средств в
государственные облигации. Основанием принятия такого решения является точно
известное превышение доходности по государственным облигациям над доходностью
по депозитным сертификатам на 5 процентов.
Решение считается принимаемым в условиях риска, если известна вероятность
всех альтернативных решений. При этом сумма вероятностей всех альтернатив
должна быть равна единице. Для иллюстрации можно рассмотреть следующий
пример. Разрабатывая инвестиционное решение на предстоящий год, необходимо
знать предполагаемый уровень рентабельности. Наиболее вероятным его значением
будет средняя экономическая рентабельность, рассчитанная из ее значений за
ряд предшествующих лет. При этом она рассчитывается как сумма произведений
фактических значений экономической рентабельности имевших место за
анализируемый период на соответствующие им вероятности. Например, если
экономическая рентабельность достигала уровня 15 процентов два раза за 10
лет, то вероятность получения такой прибыли в предстоящем году оценивается
как 0,2. Сумма вероятностей фактических значений за рассматриваемый период
будет равна 1. В данном случае риск будет заключаться в степени отклонения
фактической экономической рентабельности, которая будет достигнута в
предстоящем году, от рассчитанного среднего значения.
Решение принимается в условиях неопределенности тогда, когда невозможно
определить вероятность потенциальных результатов. Как правило, подобная
ситуация в деятельности фирм складывается при их инновационной ориентации,
при невозможности собрать необходимые представительные статистические и
другие данные для определения уровня риска, при дороговизне процедур сбора и
обработки информации, при невозможности привлечь опытных экспертов,
предпринимателей или специалистов в сфере принимаемого управленческого
решения. Ярким примером принятия управленческого решения в условиях
неопределенности является принятие решений о способе хранения временно
свободных денежных средств домохозяйствами в условиях разрегулированных
денежного и финансового рынков (в долларах или на депозитных счетах в
банках).
Принятие решения в условиях неопределенности является наиболее сложной
ситуацией в управленческой деятельности. Она требует от предпринимателя,
менеджера не только обширных и глубоких знаний в области организации
производства, предоставления услуг или иной предпринимательской деятельности,
но и определенных навыков выведения ситуаций из состояния неопределенности.
Принимая решение в условиях неопределенности, следует руководствоваться
правилом, которое гласит, что любое решение, разрабатываемое на основе даже
поверхностного анализа или прогноза лучше решения, принимаемого спонтанно,
наугад. В целях реализации данного правила менеджеры очень часто прибегают к
помощи различных вариантов метода экспертного анализа и прогнозирования. В
экспертную группу следует приглашать специалистов соответствующего профиля,
обладающих необходимыми знаниями и опытом в сфере принимаемого решения. В
качестве таких экспертов могут приглашаться не только специалисты со стороны,
извне организации, но и сотрудники самой организации.
ТЕОРИЯ ИГР
Теоретической основой нахождения оптимального решения в условиях
неопределенности является теория игр. Игра - это математическая модель
процесса функционирования конфликтующих элементов систем, в котором действия
игроков происходят по определенным правилам, называемых стратегиями. Ее
широкому распространению в последнее время способствовало как развитие ЭВМ,
так и создание аналитического аппарата, позволяющего находить аналитические
решения для широкого класса задач. Основной постулат теории игр - любой
субъект системы по меньшей мере так же разумен, как и оперирующая сторона и
делает все возможное, чтобы достигнуть своих целей. От реального конфликта
игра (математическая модель конфликта) отличается тем, что она ведется по
определенным правилам, которые устанавливают порядок и очередность действий
субъектов системы, их информированность, порядок обмена информацией,
формирование результата игры.
Классификацию игр можно проводить: по количеству игроков, количеству
стратегий, характеру взаимодействия игроков, характеру выигрыша, количеству
ходов, состоянию информации и т.д.
В зависимости от количества игроков различают игры двух и n игроков.
Первые из них наиболее изучены. Игры трёх и более игроков менее исследованы
из-за возникающих принципиальных трудностей и технических возможностей
получения решения. Чем больше игроков - тем больше проблем.
По количеству стратегий игры делятся на конечные и бесконечные. Если в игре
все игроки имеют конечное число возможных стратегий, то она называется
конечной. Если же хотя бы один из игроков имеет бесконечное количество
возможных стратегий игра называется бесконечной.
По характеру взаимодействия игры делятся на:
1) бескоалиционные: игроки не имеют права вступать в соглашения,
образовывать коалиции;
2) коалиционные (кооперативные) – могут вступать в коалиции.
В кооперативных играх коалиции наперёд определены.
По характеру выигрышей игры делятся на: игры с нулевой суммой (общий капитал
всех игроков не меняется, а перераспределяется между игроками; сумма
выигрышей всех игроков равна нулю) и игры с ненулевой суммой.
По виду функций выигрыша игры делятся на: матричные, биматричные,
непрерывные, выпуклые, сепарабельные, типа дуэлей и др.
Матричная игра – это конечная игра двух игроков с нулевой суммой, в которой
задаётся выигрыш игрока 1 в виде матрицы (строка матрицы соответствует
номеру применяемой стратегии игрока 2, столбец – номеру применяемой стратегии
игрока 2; на пересечении строки и столбца матрицы находится выигрыш игрока 1,
соответствующий применяемым стратегиям). Для матричных игр доказано, что
любая из них имеет решение и оно может быть легко найдено путём сведения игры
к задаче линейного программирования.
Биматричная игра – это конечная игра двух игроков с ненулевой суммой, в
которой выигрыши каждого игрока задаются матрицами отдельно для
соответствующего игрока (в каждой матрице строка соответствует стратегии
игрока 1, столбец – стратегии игрока 2, на пересечении строки и столбца в
первой матрице находится выигрыш игрока 1, во второй матрице – выигрыш игрока
2.) Для биматричных игр также разработана теория оптимального поведения
игроков, однако решать такие игры сложнее, чем обычные матричные.
Непрерывной считается игра, в которой функция выигрышей каждого игрока
является непрерывной в зависимости от стратегий. Доказано, что игры этого
класса имеют решения, однако не разработано практически приемлемых методов их
нахождения.
Если функция выигрышей является выпуклой, то такая игра называется выпуклой.
Для них разработаны приемлемые методы решения, состоящие в отыскании чистой
оптимальной стратегии (определённого числа) для одного игрока и вероятностей
применения чистых оптимальных стратегий другого игрока. Такая задача решается
сравнительно легко.
Обычно конфликтные ситуации рзрешаются посредством составления матрицы с
занесением в нее стратегий игроков. Далее, при использовании различных
критериев (выражающихся сложными математическими формулами), матрицы
дополняются другими столбцами. С учетом выбранных критериев и определяется
выигравшая и проигравшая стороны.
Использование теории игр в практике управления
В последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях
экономических и социальных наук. В экономике она применима не только для
решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем
предприятий, разработок организационных структур и систем стимулирования.
Уже в момент ее зарождения, которым считают публикацию в 1944 г. монографии
Дж. Неймана и О. Моргенштерна “Теория игр и экономическое поведение”, многие
предсказали революцию в экономических науках благодаря использованию нового
подхода. Эти прогнозы нельзя было считать излишне смелыми, так как с самого
начала данная теория претендовала на описание рационального поведения при
принятии решений во взаимосвязанных ситуациях, что характерно для большинства
актуальных проблем в экономических и социальных науках. Такие тематические
области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и
неопределенность, являются ключевыми в теории игр и непосредственно связаны с
управленческими задачами.
Первые работы по теории игр отличались упрощенностью предположений и высокой
степенью формальной абстракции, что делало их малопригодными для
практического использования. За последние 10 – 15 лет положение резко
изменилось. Бурный прогресс в промышленной экономике показал плодотворность
методов игр в прикладной сфере.
В последнее время эти методы проникли и в управленческую практику. Вполне
вероятно, что теория игр будет восприниматься как наиболее экономически
обоснованный элемент теории организации. Следует отметить, что уже в 80-х
годах М. Портер ввел в обиход некоторые ключевые понятия теории, в частности
такие, как “стратегический ход” и “игрок”.
Основные положения теории игр
Чтобы описать игру, необходимо сначала выявить ее участников, что не всегда
легко осуществимо. Однако, практика показывает, что не обязательно
идентифицировать всех игроков, надо обнаружить наиболее важных.
Игры охватывают, как правило, несколько периодов, в течение которых игроки
предпринимают последовательные или одновременные действия. Эти действия, как
уже было сказано ранее, обозначаются термином “ход”. Действия (в
рассматриваемой нами сфере приложения теории игр) могут быть связаны с
ценами, объемами продаж, затратами на научные исследования и разработки и
т.д. Периоды, в течение которых игроки делают свои ходы, называются этапами
игры. Выбранные на каждом этапе ходы в конечном счете определяют “платежи”
(выигрыш или убыток) каждого игрока, которые могут выражаться в материальных
ценностях или деньгах.
Следует напомнить, что еще одним основным понятием данной теории является
стратегия игрока. Под ней понимаются возможные действия, позволяющие игроку
на каждом этапе игры выбирать из определенного количества альтернативных
вариантов такой ход, который представляется ему “лучшим ответом” на действия
других игроков. Относительно концепции стратегии следует заметить, что игрок
определяет свои действия не только для этапов, которых фактически достигла
конкретная игра, но и для всех ситуаций, включая и те, которые могут и не
возникнуть в ходе данной игры.
Чтобы установить первую связь со сферой управления, игру можно описать
следующим образом. Два предприятия, производящие однородную продукцию, стоят
перед выбором. В одном случае они могут закрепиться на рынке благодаря
установлению высокой цены, которая обеспечит им среднюю картельную прибыль
ПK. При вступлении в жесткую конкурентную борьбу оба получают прибыль ПW.
Если один из конкурентов устанавливает высокую цену, а второй – низкую, то
последний реализует монопольную прибыль ПM, другой же несет убытки ПG.
Подобная ситуация может, например, возникнуть когда обе фирмы должны объявить
свою цену, которая впоследствии не может быть пересмотрена.
При отсутствии жестких условий обоим предприятиям выгодно назначить низкую
цену. Стратегия “низкой цены” является доминирующей для любой фирмы: вне
зависимости от того, какую цену выбирает конкурирующая фирма, самой всегда
предпочтительней устанавливать низкую цену. Но в таком случае перед фирмами
возникает дилемма, так как прибыль ПK(которая для обоих игроков выше, чем
прибыль ПW) не достигается.
Стратегическая комбинация “низкие цены/низкие цены” с соответствующими
платежами представляет собой равновесие Нэша, при котором ни одному из
игроков невыгодно сепаратно отходить от выбранной стратегии. Подобная
концепция равновесия является принципиальной при разрешении стратегических
ситуаций, но при определенных обстоятельствах она все же требует
усовершенствования.
Что касается указанной выше дилеммы, то ее разрешение зависит, в частности,
от оригинальности ходов игроков. Если предприятие имеет возможность
пересмотреть свои стратегические переменные (в данном случае цену), то может
быть найдено кооперативное решение проблемы даже без жесткого договора между
игроками. Интуиция подсказывает, что при многократных контактах игроков
появляются возможности добиться приемлемой “компенсации”. Так, при известных
обстоятельствах нецелесообразно стремиться к краткосрочным высоким прибылям
путем ценового демпинга, если в дальнейшем может возникнуть “война цен”.
Обе ситуации характеризуют одну и ту же игру. Предоставление игры в
нормальной форме в обычном случае отражает “синхронность”. Однако это не
означает “одновременность” событий, а указывает на то, что выбор стратегии
игроком осуществляется в условиях неведения о выборе стратегии соперником.
При развернутой форме такая ситуация выражается через овальное пространство
(информационное поле). При отсутствии этого пространства игровая ситуация
приобретает иной характер: сначала решение должен бы принимать один игрок, а
другой мог бы делать это вслед за ним.
Применение теории игр для принятия стратегических управленческих решений
В качестве примеров здесь можно назвать решения по поводу проведения
принципиальной ценовой политики, вступления на новые рынки, кооперации и
создания совместных предприятий, определения лидеров и исполнителей в области
инноваций, вертикальной интеграции и т.д. Положения данной теории в принципе
можно использовать для всех видов решений, если на их принятие влияют другие
действующие лица. Этими лицами, или игроками, необязательно должны быть
рыночные конкуренты; в их роли могут выступать субпоставщики, ведущие
клиенты, сотрудники организаций, а также коллеги по работе.
Тривиальным с позиций теории игр примером “доминирующей стратегии” является
решение относительно проникновения на новый рынок. Возьмем предприятие,
которое выступает в качестве монополиста на каком-либо рынке (например, IВМ
на рынке персональных компьютеров в начале 80-х годов). Другое предприятие,
действующее, к примеру, на рынке периферийного оборудования для ЭВМ,
обдумывает вопрос о проникновении на рынок персональных компьютеров с
переналадкой своего производства. Компания-аутсайдер может принять решение о
вступлении или невступлении на рынок. Компания-монополист может отреагировать
на появление нового конкурента агрессивно или дружественно. Оба предприятия
вступают в двухэтапную игру, в которой первый ход делает компания-аутсайдер.
Какую пользу могут извлечь компании из анализа на базе теории игр? Известен,
например, случай столкновения интересов компаний IВМ и Telex. В связи с
объявлением о подготовительных планах последней к вступлению на рынок
состоялось “кризисное” совещание руководства IВМ, на котором были
проанализированы мероприятия, направленные на то, чтобы заставить нового
конкурента отказаться от намерения проникнуть на новый рынок. Компании Telex,
видимо, стало известно об этих мероприятиях. Анализ на базе теории игр
показал, что угрозы IВМ из-за высоких затрат безосновательны.
Это свидетельствует, что компаниям полезно обдумывать возможные реакции
партнеров по игре. Изолированные хозяйственные расчеты, даже опирающиеся на
теорию принятия решений, часто носят, как в изложенной ситуации, ограниченный
характер. Так, компания-аутсайдер могла бы и выбрать ход “невступление”, если
бы предварительный анализ убедил ее в том, что проникновение на рынок вызовет
агрессивную реакцию монополиста. В этом случае в соответствии с критерием
ожидаемой стоимости разумно выбрать ход “невступление” при вероятности
агрессивного ответа 0,5.
Проблемы практического применения в управлении
Следует, однако, указать и на наличие определенных границ применения
аналитического инструментария теории игр. В следующих случаях он может быть
использован лишь при условии получения дополнительной информации.
Во-первых, это тот случай, когда у предприятий сложились разные представления
об игре, в которой они участвуют, или когда они недостаточно информированы о
возможностях друг друга. Например, может иметь место неясная информация о
платежах конкурента (структуре издержек). Если неполнотой характеризуется не
слишком сложная информация, то можно оперировать сопоставлением подобных
случаев с учетом определенных различий.
Во-вторых, теорию игр трудно применять при множестве ситуаций равновесия. Эта
проблема может возникнуть даже в ходе простых игр с одновременным выбором
стратегических решений.
В-третьих, если ситуация принятия стратегических решений очень сложна, то
игроки часто не могут выбрать лучшие для себя варианты. Легко представить
более сложную ситуацию проникновения на рынок, чем та, которая была
рассмотрена выше. Например, на рынок в разные сроки могут вступить несколько
предприятий или реакция уже действующих там предприятий может оказаться более
сложной, нежели быть только агрессивной или дружественной.
Экспериментально доказано, что при расширении игры до десяти и более этапов
игроки уже не в состоянии пользоваться соответствующими алгоритмами и
продолжать игру с равновесными стратегиями.
Отнюдь не бесспорно и принципиальное, лежащее в основе теории игр
предположение о так называемом “общем знании”. Оно гласит: игра со всеми
правилами известна игрокам и каждый из них знает, что все игроки осведомлены
о том, что известно остальным партнерам по игре. И такое положение
сохраняется до конца игры.
Но чтобы предприятие в конкретном случае приняло предпочтительное для себя
решение, данное условие требуется не всегда. Для этого часто достаточны менее
жесткие предпосылки, например “взаимное знание” или “рационализируемые
стратегии”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует особо подчеркнуть, что теория игр является очень сложной
областью знания. При обращении к ней надо соблюдать известную осторожность и
четко знать границы применения. Слишком простые толкования, принимаемые
фирмой самостоятельно или с помощью консультантов, таят в себе скрытую
опасность. Анализ и консультации на основе теории игр из-за их сложности
рекомендуются лишь для особо важных проблемных областей. Опыт фирм
показывает, что использование соответствующего инструментария предпочтительно
при принятии однократных, принципиально важных плановых стратегических
решений, в том числе при подготовке крупных кооперационных договоров.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология.
М.: Наука, 1988.
2. Гасанов А.З. Разработка управленческих решений. Учебное пособие
[Электронный ресурс] - http://az-g.narod.ru/UPRR.htm
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.,
М.:«Дело ЛТД»,1994.
4. Фёлькер, Райнер. Использование теории игр в практике управления //
Менеджмент и маркетинг № 5/99 [Электронный ресурс] -
http://www.manage.ru/management/game_theory.shtml
|
|