Рефераты
 

Курсовая: Отчет по практике

Рис. 6. Нормативное письмо главврачам ЛПУ (исходящее). Курсовая: Отчет по практике Рис. 7. Проект Закона “Об ОМС граждан в РФ” (входящее-исходящее).

1.4 компьютеризация в управлении

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования для выполнения своих задач и функций, предприсанных Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1, оснащен современной вычислительной и коммуникационной техникой. В силу своей специфической деятельности фонд перерабатывает огромный объем информации, что накладывает некоторые ограничения на используемую оргтехнику и профессионализм ее обслуживания. На балансе фонда находится 35 компьютеров ( I486DX2-66 RAM16 ), 11 принтеров (HP LaseJet 5L) и прочая оргтехника. Кроме этого для обслуживания рабочих мест ТФ ОМС используются мощнейшие компьютеры на базе платформ Motorola и Alfa 2000, которые позволяют хранить и обрабатывать данные на всех застрахованных жителей, а также отслеживать объем и качество медицинских услуг, оказанных в ЛПУ области. Для быстрого дистанционного получения всей полезной информации силами ТФ ОМС была создана компьютерная сеть, которая с одной стороны связывает исполнительную дирекцию с остальными субъектами ОМС, а с другой — позволяет отделам черпать требуемую информацию из единого банка данных. На рис. 8 приведена принципиальная схема функционирования сети.

Курсовая: Отчет по практике

Рис. 8. Схема компьютерной сети исполнительной дирекции ТФ ОМС. Принцип работы данной сети заключается в следующем. Вся информация от ЛПУ, СМО и филиалов стекается по каналам связи Fidonet в исполнительную дирекцию на компьютер-”файл-сервер” (FS) и распределяется по адресам. Все письма, имеющие конкретного адресата направляются на соответствующий компьютер- ”рабочую станцию” (WS), а информация носящий общий характер и требующая обработки — на компьютер-”базу данных” (DB). Кроме этого, для повышения надежности локальной сети на пути “рабочая станция — файл-сервер” установлен компьютер-”повторитель” (REP), который разделяет сигналы файл-сервера на несколько ветвей и позволяет при неисправности одной из них использовать другую. Для программного обеспечения всей системы в сеть подключена также “профессиональная рабочая станция” (PWS), которая следит за правильностью обработки данных на DB-компьютере, создает и вносит коррективы в программные продукты при изменении методик и норм по расчету тех или иных показателей, проводит прочее обслуживание сети. Кроме программных продуктов ИЦАСО, для выполнения непосредственной работы, в ТФ ОМС используется программный пакет “Парус”, который служит для автоматизации учета и анализа в бухгалтерии. Нижеприведенная таблица дает представление об обеспеченности рабочих мест исполнительной дирекции ТФ ОМС оргтехникой. Таблица 5.
НаименованиеКоличество оргтехникиЧислоСтоимость
отделакомпьютерыпринтерысотрудниковоргтехники
Бухгалтерия

10

2

10

43800

Экспертно-аналитический

6

2

7

27600

Планирования доходов и финансирования

4

1

5

17700

Медстрахования

2

1

2

9900

Контроля за перечислением средств

2

1

3

9900

Сектор статистики

2

1

2

9900

Контрольно-ревизионный

1

1

2

6000

Ценообразования

1

1

2

6000

Юридический

1

1

3

6000

ИЦАСО

19

6

16

132300

Прочей оргтехники

78000

Итого:

347100

Из таблицы видно, что на 52 сотрудника фонда, имеющих дело с оргтехникой, приходится 347100 млн. руб. в пересчете на действующие цены. Таким образом на одного сотрудника приходится 6675 млн. руб.

1.5 Организационная диагностика

Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Таким образом анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Наиболее популярным методом анализа внутренней и внешней среды является метод SWOT. Преимущества данного метода заключаются в том, что с его помощью можно одновременно рассматривать состояние и внутренней и внешней среды, что позволяет установить линии связи между силой и слабостью внутри организации и внешними возможностями и угрозами. Проводя анализ среды ТФ ОМС можно составить следующие определения: ·сильные стороны - мощный научный потенциал - квалифицированные кадры - возможность нововведений и быстрого реагирования ·слабые стороны - слабая законодательная база ·возможности - применение взаиморасчетов между субъектами ОМС - привлечение дополнительных средств из прочих источников - объединение с фондом социального страхования и обеспечения ·угрозы - низкий уровень заработной платы - отсутствие денег на счетах страхователей - искажение статистической и отчетной информации СМО и ЛПУ Исходя из этого составляется матрица SWOT и матрицы гроз и возможностей.
Возможности:Угрозы:

Курсовая: Отчет по практике

Курсовая: Отчет по практике

Разработка и узаконивание нормативных документов по проведению взаиморасчетов на территории Воронежской области. Поиск прочих источников для финансирования программы ОМС в области.Автоматизация обработки и контроля статистической информации. Ведение полного анализа на перспективу.

Курсовая: Отчет по практике

Выход руководства фонда на федеральный уровень с практическими предложениями по изменению законодательной базы ОМС РФ.Выход на федеральный уровень с целью изменения принципов финансового взаимоотношения в системе ОМС.
Рис. 9. Матрица SWOT.
Сильное влияниеУмеренное влияние

Высокая

вероятность

Организация взаиморасчетов между субъектами ОМСОбъединение с фондом социального страхования и обеспечения

Средняя

вероятность

Привлечение дополнительных денежных средств из прочих источников
Рис. 10. Матрица возможностей.

Критическое

состояние

Тяжелое

состояние

Состояние

“Легкие ушибы”

Высокая

вероятность

Отсутствие денег на счетах страхователейНизкий уровень заработной платы

Средняя

вероятность

Искажение статистической и отчетной информации СМО и ЛПУ
Рис. 11. Матрица угроз. Используя эти данные можно заранее разработать алгоритм поведения для каждой из описанных ситуаций.

Заключение по разделу 1

Анализируя изученный материал, можно утверждать, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой финансовой организацией, которая обладает достаточной устойчивостью и имеет профессионально подготовленные кадры. Для нее сложно давать финансовые и организационные прогнозы на долгосрочную перспективу, так как она является государственной организацией и полностью зависит от реализации программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. К недостаткам функционирования организации можно отнести сильную зависимость от органов местного самоуправления, отсутствие работы в области нормализации законодательной базы, а также слабую финансовую основу. Проверила раздел:

раздел 2. организация и нормирование труда

Основными продуктами деятельности ТФ ОМС являются сбор и распределение необходимых для выполнения территориальной программы ОМС средств, разработка и рационализация методической и нормативной базы ОМС. Исходя из этого всех работников ТФ ОМС можно отнести к служащим. По Единой номенклатуре должностей служащих, разработанной Госкомтруда СССР в 1967 году, различают три категории: руководители — осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы подразделений и работников, обеспечивают эффективность труда (мастера, начальники отделов, руководители служб); специалисты — разрабатывают новые виды продукции, технологические процессы, нормативы, формы и методы организации производства, обеспечивают производство необходимой документацией, проводят анализ показателей деятельности предприятия (инженеры, технологи, экономисты); технические исполнители — осуществляют переработку и передачу первичной информации, подготовку и оформление документов (секретари, машинистки, делопроизводители). Кроме того, что служащие непосредственно не участвуют в создании материальных ценностей, следует выделить и другие особенности их деятельности: в работе служащих преобладают затраты умственного труда; труд руководителей не поддается количественному учету, а следовательно, и применяемые ими методы не могут быть точно нормированы; большинство категорий служащих имеют ненормируемый рабочий день. Далее рассмотрим принципы научной организации труда в ТФ ОМС Воронежской области учитывая вышеперечисленные особенности.

2.1 Организация труда на предприятии

2.1.1 Организация рабочих мест

Учитывая то, что ТФ ОМС является государственной организацией в ней cуществуют некоторые особенности в принципах организации труда. Так в фонде не существует коллективного договора, большинство работ по НОТ проводятся не для улучшения каких-либо показателей, а с целью исполнения указов Президента и Правительства РФ. Основным законодательными актами, определяющими основополагающие принципы организации труда в ТФ ОМС, являются Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1: “О территориальном фонде ОМС” и письмо Федерального фонда ОМС от 19.08.93 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда" [11]. В которых определяются задачи, функции фонда, а также принцип руководства деятельностью ТФ и нормативно-методические документы для организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Основными направлениями в научной организации труда ТФ ОМС являются: разделение и кооперация труда; подбор, подготовка и повышение квалификации кадров; совершенствование нормирования труда; улучшение условий труда; материальное и моральное стимулирование; совершенствование организационно-технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса. Последний пункт данного списка — совершенствование организационно- технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса — уже рассматривался в разделе менеджмент, а остальные будут рассмотрены ниже. Особенностью организации рабочих мест в ТФ ОМС является то, что первоначально комплектование штатов происходило из уже имеющих досаточный опыт подобной работы (10 и более лет) специалистов. На сегодняшний день организация пополняется молодыми специалистами различных направлений, но по прежнему в фонде преобладают сотрудники со стажем работы более 10 лет. В табл. 6 показано распределение сотрудников организации по профессиональному составу и сменности работ, а также представлены возрастные характеристики по каждой группе. Таблица 6.
Классификация работников ТФ ОМС19961997
по профессиональному составучел.%средний возрастчел.%средний возраст
Всего

80

100

35,5

67

100

34,8

По профессиональному признаку:
экономисты

28

35

42

29

43

39

бухгалтера

17

21

35

14

21

35

медработники

6

8

39

5

8

40

прочих профессий

29

36

29

19

28

27

По сменности работ:
односменные

76

95

36

65

97

35

двусменные

4

5

27

2

3

25

Еще одной особенностью организации труда в ТФ ОМС является то, что при поступлении на работу сотрудники не подписывают коллективного договора, договором считается письменное заявление стандартного образца о приеме на работу в ТФ ОМС. Все вопросы, возникающие между работодателем и работниками, регулируются Кодексом законов о труде, штатным расписанием, должностными инструкциями и Правилами внутреннего трудового распорядка [12]. Кроме этого с некоторыми сотрудниками, принимаемыми, как правило, на временную работу, заключаются индивидуальные договоры, которые содержат неоговоренные КЗОТ’ом условия. Для повышения эффективности труда в ТФ ОМС широко используется такое направление НОТ, как разделение и кооперация труда. В фонде имеет место функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда. Первое — определяет роль и место различных групп сотрудников, выполняющих различные функции для достижения одной общей цели. Причем внутри групп (отделов) работники могут выполнять одни и те же функции и иметь одну и ту же специальность, а могут проводить различную работу и иметь различную специальность, тогда можно говорить о внутригрупповом функциональном разделении обязанностей. Второе — деление работающих по профессиям (специальностям), а также по сложности работ — разрядам, категориям. В приложении 1 показан принцип функционального разделения труда в исполнительной дирекции ТФ ОМС Воронежской области, а на рис. 5 стр.12 на примере бухгалтерии показано функциональное деление внутри отдела. Масштабы профессионально-квалификационного разделения труда по специальностям можно проследить по табл. 6, а в нижеследующей таблице представлено деление на категории служащих. Таблица 7.
Должность

Количество

сотрудников

Руководитель управления

4

Начальник отдела

14

Главный специалист

14

Ведущий специалист

17

Специалист I-й категории

10

Итого:

67

2.1.2 Аттестация кадров ТФ ОМС

В целях совершенствования работы фонда, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и развития инициативы и творческой активности на основании Положения о порядке проведения аттестации работников ТФ ОМС Воронежской области[13] была проведена аттестация персонала фонда. При проведении аттестации были поставлены следующие задачи: определение служебного соответствия работника занимаемой должности; выявление перспективы использования потенциальных способностей работников, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу. Все цели и задачи аттестации можно сформулировать в общем как содействие выявлению общего кадрового потенциала и оптимальное обеспечение функционального предназначения аппарата. По Положению аттестация в ТФ ОМС Воронежской области проводится один раз в 4 года. Учитывая то, что фонд был организован в 1993 году с февраля по март 1997 года по приказу исполнительного директора проводилась очередная аттестация работников фонда. Вся работа по проведению аттестации проводилась в два этапа. На первом этапе аттестационной комиссией ТФ ОМС Воронежской области составлялись вопросы для сотрудников фонда и проводилось их тестирование. В состав комиссии входили исполнительный директор, его заместители, начальники юридического отдела, отдела кадров, отдела планирования доходов и финансирования, ИЦАСО и главный бухгалтер. В приложениях 6 и 7 представлены аттестационный лист и примерный перечень показателей для оценки квалификации работников. Вопросы к аттестации были составлены из трех частей в которых проверялись общие знания по системе ОМС в России, знания и умения работы с компьютерной техникой и специализированные профессиональные навыки. На втором этапе сотрудниками ФФ ОМС был проверен профессиональный уровень самой комиссии и соответствие занимаемым должностям, а также подведены итоги аттестации. Результатом аттестации стало подтверждение профессиональной пригодности и соответствия уровня знаний занимаемым должностям. Кроме этого, на основе писменных ответов и собеседований был разработан план работ по повышению квалификации работников фонда.

2.1.3 Формы повышения квалификации в ТФ ОМС

Для повышения эффективности и оперативности непосредственной деятельности организации требуется наличие механизма, который бы предоставлял возможность сотрудникам предприятия повышать и систематизировать свои профессиональные навыки и умения. Так в ТФ ОМС существует система повышения квалификации сотрудников фонда как на базе высших учебных заведений, так и собственными силами территориального и федерального фонда ОМС. Убедиться в действенности системы можно имея следующую информацию. По данным анкетного опроса из 67 человек, работающих в исполнительной дирекции, считали целесообразным и хотели повысить свою квалификацию 45. Фактически повышение квалификации прошло 42 человека, что составляет 63% от общего числа служащих исполнительной дирекции. Можно сделать вывод, что практически любой работник имеет возможность повысить уровень своих знаний по профессиональному вопросу. Таблица 8.
Метод повышения квалификацииЧисло сотрудников прошедших повышение квалификацииВ % к общему числу сотрудниковСроки провидения
Семинары ФФ ОМС19283-5 дней
Семинары ТФ ОМС9131-3 дня
Курсы в ИПК695-7 дней
Курсы в ВУЗах585-7 дней
Учеба в ВУЗах351-2 года
Итого прошло повышение квалификации4263
Как видно из таблицы наиболее престижным или доступным местом для повышения квалификации являются курсы лекций и семинаров, а также научные конференции, проводимые федеральным и территориальным фондом ОМС. Это является закономерным отражением той действительности, что на базе фонда, федерального или территориального, всегда рассматриваются конкретные вопросы и демонстрируются нововведения, прошедшие апробацию в других филиалах или фондах. Так же не следует упускать из вида, что на данные мероприятия тратятся значительно меньшие суммы, нежели на другие формы повышения квалификации. Кроме показанного в таблице следует выделить, как метод повышения квалификации, еженедельное информирование служащих фонда по всем вопросам, касающихся ОМС. Не смотря на то, что различные курсы и семинары проводятся в течении длительного срока, а иногда и в других городах, в 1996 году с отрывом от производства повышение квалификации прошло лишь 4 человека. Что говорит об определенной оптимизационной работе, проделанной фондом в системе повышения квалификации.

2.2 Нормирование труда в организации

2.2.1 Уровень нормирования труда в ТФ ОМС

Как уже отмечалось выше труд служащих, особенно руководителей и специалистов, очень сложно поддается нормированию. Это связано в первую очередь с тем, что им приходится выполнять разнородную работу и решать разнородные задачи. Если для нормирования труда служащих применять те методы и способы, что и для нормирования труда рабочих, занятых в материальном производстве, то можно прийти к таким противоречиям, которые сложно будет разрешить с помощью формул. Так, например, невозможно определить норму времени для обработки одного документа используя метод микроэлементного нормирования труда, так как даже унифицировав документы по какому-либо признаку (объем, значимость, срочность, сложность информации и т.п.) и разработав приблизительные нормативы, мы не сможем установить когда какие нормативы применять. Для выхода из создавшейся ситуации используют два метода. Во-первых, это укрупненные нормативы времени и численности, устанавливаемые, как правило, на основе действующих нормативов в подобных организациях или на основе длительной собственной практики, использую опытно-статистический (суммарный) метод нормирования труда. Во-вторых, используя элемент самоанализа и самооценки при управлении по целям, возможно найти закономерности в решаемых задачах и проводимой работе и на их основе создать индивидуальные нормативы для каждого сотрудника. Но второй метод достаточно трудоемок, требует определенного уровня сознания работников и достаточно высокого уровня профессионализма нормировщика. В ТФ ОМС основным нормативным документом является Письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 1993 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда". В нем говориться, что основным показателем для расчета количества работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования является наличная численность населения по состоянию на 1 января, а рекомендуемый предельный норматив — 1 штатная единица в расчете на 15 тысяч наличного населения данной территории. Таким образом для организации рабочих мест в ТФ ОМС существует явно только один норматив — норма численности, который разработан экспертным путем в ФФ ОМС и распространяется на весь персонал фонда. Но кроме этого норматива различными законодательными актами[14] предусматриваются определенные сроки выполнения работ, что носит скрытый характер норм времени и распространяется на 2/3 сотрудников фонда. Так, например, сдача отчетов бухгалтерией вышестоящим и контролирующим органам происходит не позднее 15-го числа каждого месяца. А для этого всем отделам, работающим с необходимой для бухгалтерии информацией, требуется сдавать свои отчеты не позднее 8-го числа каждого месяца. На основе вышеизложенного материала попробуем рассчитать коэффициент нормирования труда служащих в организации. Кнт=Снч/Соч*Кнч*Ккн+ Снв/Сов*Кнв*Ккн+ Сну/Соу*Кну*Ккн , где Снч, Снв, Сну — число служащих, на которых распространяются соответственно нормативы численности, времени, управляемости; Соч, Сов, Соу — число служащих, на которых должны быть разработаны соответствующие нормативы; Кнч, Кнв, Кну — коэффициенты, характеризующие долю влияния соответствующего норматива (в нашем случае — 0,3; 0,6; 0,1); Ккн — коэффициент, характеризующий качество применяемых нормативных материалов соответственно для каждой нормы, (в нашем случае — 0,5; 0,1; 0,0). Таким образом, проведя расчет, получаем уровень нормирования труда в ТФ ОМС равный 0,55 или 55%.

2.2.2 Фотография рабочего дня работников

Для выявления резервов повышения эффективности труда и нерациональных затрат рабочего времени автором была проведена фотография рабочего времени сотрудников ТФ ОМС, которая представлена в нижеследующей таблице. Таблица 9.

Наименование операцииИндексТекущее времяПродолжи-тельность
Начало рабочего дня — 8.30
Подготовка и организация рабочего местаОРМ

8.44

14
Рабочий разговор по телефону ОП

8.49

5
Просмотр документовОП

9.07

18
Уход в др. отделОТП

9.56

49
Получение и сортировка документовПЗ

10.02

6
Рабочий разговор с сотрудникамиОП

10.27

25
Перерыв в работеОТП

10.58

31
Рабочий разговор с сотрудникамиОП

11.01

3
Просмотр документовОП

11.05

4
Перерыв в работеОТП

11.30

25
Рабочий разговор по телефонуОП

11.32

2
Рабочий разговор с сотрудникамиОП

11.38

6
Перерыв в работеОТП

12.14

36
Работа с документамиОП

12.28

14
Разговор по телефону на л/тНТД

12.38

10
Работа с документамиОП

12.45

7
Составление отчетаПЗ

12.57

12
Уход с местаНТД

13.00

3
Обеденный перерыв — 13.00-13.45
Перерыв в работеОТП

13.59

14
Сортировка документовОРМ

14.20

21
Уход в др. отделОТП

14.43

23
Рабочий разговор по телефонуОП

14.47

4
Работа с документамиОП

15.01

14
Разговор по телефону на л/тНТД

15.17

16
Сортировка и поиск документовПЗ

15.27

10
Составление отчетаНР

15.56

29
Разговор по телефону на л/тНТД

16.01

5
Перерыв в работеОТП

17.07

66
Рабочий разговор с сотрудникамиОП

17.14

7
Поиск документацииНР

17.16

2
Разговор с сотрудниками на л/тНТД

17.24

8
Уход с рабочего местаНТД

17.30

6
Окончание рабочего дня — 17.30495
Данная фотография была проведена в период минимальной загрузки сотрудников, в таблице 9 представлена другая фотография, которая проводилась в период полной загрузки. Таблица 10.

Наименование операцииИндексТекущее времяПродолжи-тельность
Начало рабочего дня — 8.30

1

Приход на рабочее местоНТД

8.37

7

2

Подготовка и организация рабочего местаОРМ

8.44

7

3

Получение и сортировка документовПЗ

9.2

18

4

Рабочий разговор по телефону ОП

9.24

22

5

Уход в др. отдел для получения инструкцийОП

9.46

22

6

Приход, рабочий разговор с сотрудникамиОП

9.57

10

7

Перерыв в работеОТЛ

10.02

5

8

Просмотр документовОП

10.07

5

9

Рабочий разговор с сотрудникамиОП

10.20

13

10

Просмотр документов, разговор по телефонуОП

10.25

5

11

Перерыв в работе (ожидание инструкций)ОТП

10.30

5

12

Получение инструкций, рабочий разговор с сотрудникамиОП

10.33

3

13

Рабочий разговор по телефонуОП

10.35

2

14

Рабочий разговор с сотрудникамиОП

10.38

3

15

Перерыв в работеОТЛ

10.40

2

16

Работа с документамиОП

10.48

8

17

Разговор по телефонуОП

10.50

2

18

Уход в др. отдел, в т.ч.:

11.19

19

из-за отсутствия связиОТП3

20

по рабочим надобностямОП26

21

Приход, рабочий разговор с сотрудникамиОП

11.21

2

22

Работа с документамиОП

11.35

14

23

Посторонний телефонный разговорНТД

11.36

1

24

Составление отчетаПЗ

11.43

7

25

Перерыв в работеОТЛ

11.44

1

26

Прием посетителейОП

11.47

3

27

Уход в др. отдел (из-за отсутствия связи)ОТП

11.51

4

28

Приход, перерыв в работе (ожидание инструкций)ОТП

11.59

8

29

Уход в др. отдел (из-за отсутствия связи)ОТП

12.03

4

30

Сортировка документовОРМ

12.20

17

31

Уход в др. отдел (получение инструкций)ОП

12.40

20

32

Работа с документамиОП

13.00

20
Обеденный перерыв — 13.00-13.45

33

Приход на рабочее местоНТД

13.47

2

34

Сортировка и поиск документовПЗ

14.01

14

35

Уход в филиал (для контроля и оценки)НР

14.24

23

36

Приход, работа с документамиОП

14.47

23

37

Составление служебной запискиНР

14.51

4

38

Рабочий разговор с сотрудникамиОП

14.57

6

39

Рабочий разговор по телефонуОП

15.02

5

40

Работа с документамиОП

15.16

14

41

Разговор с сотрудниками на л/тНТД

15.20

4

42

Работа с документамиОП

15.59

39

43

Сортировка документовОРМ

16.03

4

44

Поиск документовНР

16.07

4

45

Прием посетителейОП

16.54

47

46

Перерыв в работеОТЛ

17.00

6

47

Рабочий разговор по телефонуОП

17.04

4

48

Разговор с сотрудниками на л/тНТД

17.16

12

49

Составление отчетаПЗ

17.28

12
Уход с рабочего местаНТД

17.30

2
Окончание рабочего дня — 17.30495

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ