Рефераты
 

Курсовая: Процесс принятия управленческих решений в менеджменте

решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.

Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные,

стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются

одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной

цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и

незапрограммированными.

Запрограммированное решение - это результат реализации определенной

последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного

количества альтернатив.

Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к

немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять

соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе

имеющейся внутренней и внешней информации.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и

если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то

хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера

большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности

менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию решения предшествуют несколько этапов:

· возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

· выбор критериев, по которым будет принято решение;

· разработка и формулировка альтернатив;

· выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

· утверждение (принятие) решения;

· организация работ по реализации решения - обратная связь

Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели

деятельности предприятия (организации). В частности, в результате

деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных

результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста

производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также

возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.

1.6. Анализ как составная часть процесса принятия решения

В условиях неполноты информации по изучаемой проблеме, невозможности все

строго рассчитать и проанализировать, а также множественности мнений о целях,

критериях их предпочтительности и т.п. может не существовать единого, лучшего

решения. В условиях рыночной экономики степень неопределенности

экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим

большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа,

когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и

делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Теоретически существует четыре типа ситуаций, в которых необходимо проводить

анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне

предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта.

Рассмотрим каждый из этих случаев.

1.6.1. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности

Это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов)

и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности

процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных

вариантов . Рассмотрим две возможные ситуации :

а) Имеется два возможных варианта: В данном случае аналитик должен

выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов.

Последовательность действий здесь следующая:

определяется критерий, по которому будет делаться выбор;

методом “прямого счета” исчисляются значения критерия для сравниваемых

вариантов;

вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.

б) Число альтернативных вариантов больше двух:

Процедурная сторона анализа существенно усложняется из-за множественности

вариантов, техника “прямого счета“ в этом случае практически не применима.

Наиболее удобный вычислительный аппарат – методы оптимального

программирования (в данном случае этот термин означает “планирование”). Этих

методов много (линейное, нелинейное, динамическое и пр.), но на практике в

экономических исследованиях относительную известность получило лишь линейное

программирование. В частности, широко известна транспортная задача, решаемая

методами линейного программирования.

При проведении анализа в условиях определенности могут успешно применяться

методы машинной имитации, предполагающие множественные расчеты на ЭВМ. В этом

случае строится имитационная модель объекта или процесса (компьютерная

программа), содержащая заданное число факторов и переменных, значения которых

в разных комбинациях подвергается варьированию. Таким образом, машинная

имитация – это эксперимент, но не в реальных, а в искусственных условиях. По

результатам этого эксперимента отбирается один или несколько вариантов,

являющихся базовыми для принятия окончательного решения на основе

дополнительных формальных и неформальных критериев.

1.6.2. Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска.

Эта ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются

вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и

присвоение им вероятностей. При этом пользуются:

а) известными, типовыми ситуациями (например: вероятность появления герба при

бросании монеты равна 0.5);

б) предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных

обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность

появления бракованной детали);

в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с

привлечением группы экспертов.

В более сложных ситуациях в анализе используют так называемый метод

построения дерева решений. Подробнее эти методы рассмотрены во второй главе

данной курсовой "Методология и методы принятия решения".

1.6.3. Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности.

Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные

алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь

состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов. Основной критерий

- максимизация прибыли - здесь не срабатывает , поэтому применяют другие

критерии :

максимин (максимизация минимальной прибыли)

минимакс (минимизация максимальных потерь)

максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.

1.6.4. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта.

Наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ.

Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно на практике эта и

предыдущая ситуации встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются

свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения

неформализованные методы .

Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются

лишь базой для принятия окончательного решения; при этом могут приниматься во

внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера

1.7. Стадии процесса принятия решения

Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда

руководителя имеют определенную технологию: совокупность последовательно

применяемых приемов и способов достижения целей деятельности. При этом

руководитель, отвечающий за развитие системы, сталкивается со множеством

возможных целей и со значительным числом конкурирующих способов и средств,

которые могут быть использованы для достижения каждой отдельной цели. Но

прежде всего требуется установить содержание задач, которые обеспечивают

достижение целей. Эти задачи могут быть представлены в виде так называемого

"дерева задач".

Процесс принятия с технологической точки зрения можно представить в виде

последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные

связи.

Технология международного менеджмента рассматривает управленческое решение

как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения;

реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический

анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку

информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка

альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных

расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие

наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения

и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его

выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного

результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой

конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является

нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы

способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и

обстоятельствах.

Курсовая: Процесс принятия управленческих решений в менеджменте

Однако в более специализированной литературе мне удалось найти несколько

расширенных вариантов этого процесса. Неплохо, на мой взгляд, разработал

данный вопрос Ю.С.Солнышков в своей книге "Обоснование решений". Его взгляд

на процесс можно представить в виде схемы:

Первым шагом является разработка возможных альтернатив выполнения задачи и

отсев нерациональных. Затем для каждой альтернативы определяются значения

характеризующие ее показателей: степень выполнения задачи, ожидаемые затраты,

предполагаемый срок выполнения задачи и т.п. После этого альтернативы

сравнивают, отбирают наиболее предпочтительные и представляют руководителю. В

материалах, подготовленных для руководителя, обычно содержатся обоснования,

приводимые в подтверждение выводов специалистов о предпочтительности

предложенных сочетаний целей. Руководитель рассматривает представленные ему

варианты и выбирает один из них для реализации. В этом случае решение

принято. Если руководитель не сочтет обоснования убедительными, он дает

специалиста задание рассмотреть дополнительные варианты или подготовить

недостающую информацию. В этом случае процесс принятия решения продолжается.

Упорядочение процесса подготовки, принятия и реализации решения в какой-то

мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему

только с помощью количественных методов анализа на основе использования

четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникших проблем в строгой

логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать

формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и

добиваться более высокого его качества.

В зависимости от того, на каких аспектах в процессе решения делается акцент,

этот процесс можно структурировать на отдельные этапы, руководствуясь

различными принципами. На мой взгляд, наибольший интерес здесь составляет

последовательность действий по целенаправленному выбору лучшего варианта

решения из выявленного их множества и роль руководителя в этом процессе.

Поэтому схема процесса подготовки, принятия и реализации решения,

предложенная Е.П.Голубковым в своей книге "Какое принять решение?"

представляется мне наиболее полной.

Выявление и анализ проблемной ситуации. Анализируется исходная информация

о состоянии объекта исследования и внешней среды, определяются место и роль

анализируемых объектов более высокого порядка, осуществляются выявление,

структуризация и ранжирование проблем.

Прежде всего определяются стратегические направления решения выявленных

проблем для последующего формирования целей, которые излагаются в сценарии.

Под сценарием понимается вербально-аналитическое описание существующего и

прогнозируемого состояний объекта исследования, принципиальных подходов к

решению проблем. Сценарий содержит предварительный расчет ресурсов,

необходимых для решения проблем в рамках различных стратегических направлений

их реализации.

Конечным результатом работ на первом этапе выработки решения является

выявление так называемых базовых, кардинальных проблем, за решение которых

надо браться в первую очередь, ранжирование этих проблем и выбор

стратегического направления их решения с предварительной ресурсной оценкой.

Формирование целей. Определяются цели решения базовых, кардинальных

проблем. На практике используется достаточно широкий диапазон способов задания

целей: от их простого перечня до построения графа (дерева) целей с

характеристиками их приоритетов. Цели должны иметь конкретные формулировки и

количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их

достижения. Это и является конечным результатом работ на втором этапе.

Курсовая: Процесс принятия управленческих решений в менеджменте

Выявление полного перечня альтернатив. На этом этапе определяется как

можно более полная совокупность альтернатив вариантов (способов, средств)

достижения поставленных целей. Это и является конечным результатом работ на

третьем этапе. В реальных условиях обычно рассматривают два-три варианта

решения, не более: меньше трудоемкость анализа, меньше шансов совершить грубую

ошибку. Однако и нет шанса принять наилучшее решение. Среди них вообще может не

быть наилучшего. При большом наборе вариантов решений появляется гарантия, что

в их числе есть наилучший.

Выбор допустимых альтернатив. Альтернативы, выявленные на предыдущем

этапе, пропускаем через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических,

социальных, морально-этических и др.). Конечным результатом работ на данном

этапе является множество альтернатив, удовлетворяющих ограничениям.

Предварительный выбор лучшей альтернативы. Проводится детальный анализ

допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат

ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. При решении

достаточно сложных задач на основе одних количественных расчетов зачастую

трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одной альтернативы

всем другим. Возможно выделение группы предпочтительных (эффективных)

альтернатив, полученных, скажем, на основе критического анализа ситуации:

Конечным результатом работы на пятом этапе является вынесение суждения о

предпочтительности альтернатив. Эти данные системными аналитиками

представляются лицу, принимающему решение по данной проблеме.

Оценка альтернатив со стороны руководителя. На основе данных, полученных

на предыдущем этапе, производится выбор наилучшего способа достижения целей.

Причем, делая заключение о выборе того или иного варианта решения, руководитель

может принимать в расчет дополнительные факты и моменты, не учтенные системными

аналитиками. Таким образом, совместное использование интуиции, опыта работы

руководителя и методов анализа, которыми владеют специалисты, дает возможность

наиболее полно учесть все аспекты решаемой проблемы. По существу результаты

анализа следует рассматривать как один из видов информации, необходимой

руководителю для принятия решений.

Конечным результатом работ на шестом этапе является вынесение суждения со

стороны руководителя о предпочтительности вариантов достижения поставленных

целей.

Экспериментальная проверка альтернатив. В тех случаях, когда руководитель

затрудняется в окончательном выборе наилучшей альтернативы и имеются

соответствующие возможности, осуществляется экспериментальная проверка 2–3

наиболее предпочтительных альтернатив. Такой подход характерен для принятия

решений в области научно-технической деятельности.

Конечным результатом данного этапа является получение дополнительной

экспериментальной информации, необходимой для окончательного формирования у

руководителя суждения о предпочтительности определенного варианта решения.

Выбор единственного решения. С учетом данных экспериментальной проверки,

любой другой дополнительной информации руководитель принимает окончательное

решение. Оно является конечным результатом работ на данном этапе.

Если экспериментальной проверки нет, то шестой и восьмой этапы совмещаются.

Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. На данном

этапе принятое решение делим на составные компоненты, имеющие конкретную

временную и адресную привязку.

Конечным результатом работ на данном этапе является получение ответов по

приятому решению на следующие вопросы: что делать? где делать? кому делать?

когда делать? как делать? с кем делать? в какой последовательности делать?

Обеспечение работ по выполнению решения. Осуществляются доведение заданий

до исполнителей, обеспечение исполнителей всем необходимым, выбор рациональных

методов работы, подбор и обучение кадров, разъяснение исполнителям целей

решения и их конкретной роли в его реализации, определение методов

стимулирования эффективного выполнения решения.

Конечным результатом работ на десятом этапе является обеспечение исполнителей

всем необходимым и создание соответствующих условий для их эффективной

работы.

Выполнение решения. Осуществляются оперативный контроль за реализацией

решения, устранение отклонений от реализации решения, внесение в случае

необходимости коррективов в реализуемое решение, анализ результатов

реализованного решения.

Конечный результат работ на данном, завершающем этапе является конечным для

всего рассмотренного процесса подготовки, принятия и реализации решения –

полное достижение целей решения в установленные сроки в рамках отпущенных

ресурсов.

В приведенных этапах процесса подготовки, принятия и реализации решения

специально не выделены этапы сбора информации, построения моделей, выбора

оценочных критериев. Все это осуществляется практически на всех этапах

подготовки, принятия и реализации решения. Например, определенные оценочные

критерии используются и при ранжировании проблем и целей, и при выборе

альтернатив решения, и при определении степени выполнения решения и т.д.

То же касается и использования в процессе подготовки, принятия и реализации

решения определенных функций управления, например организации, мотивации,

контроля. Очевидно, что они должны применяться на всех этапах данного

процесса.

Достаточно четкое последовательное разделение на этапы существует редко,

поскольку в той или иной степени они осуществляются параллельно.

Обосновать и решить проблему с первого раза редко удается. Изменение в

допустимых пределах ранее сформулированных целей дает возможность существенно

повысить эффективность решения проблемы путем использования более эффективных

средств ее достижения. Ключом к успешному решению является повторяющийся цикл

формулирования проблемы, выбора конечных целей, разработки путей достижения

целей, оценки их эффективности, экспериментальной проверки, уточнения

конечных целей, разработки новых вариантов решения и т.д. Иными словами,

возможен возврат с любого этапа процесса подготовки, принятия и реализации

решения к предыдущим этапам, о чем говорят линии обратных связей на рисунке.

Таким образом, рассмотренный процесс носит итеративный характер, поэтому в

ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и

проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять

идеи, лежащие в основе решения. Такие переоценки полученных результатов

нельзя считать напрасной тратой труда и времени. Конечно, постоянно изменять

цели, пути и средства их достижения недопустимо. Это мешает четкой

ориентации. Но не менее опасны формальное отношение к поставленной задаче и

настойчивое стремление решить ее вопреки реальному ходу событий.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и

не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического

воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было

действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические

основы.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут

быть различными:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у

него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области

деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод, основанный на принятии "здравого смысла", когда управляющий,

принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами,

содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор

оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации,

помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения

современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной

техники. Проблема выбора руководителем решения – одна из важнейших в

современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней

оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельности принятия

им одного из нескольких вариантов возможных решений.

2.1. Основные подходы

Принятие решений – это наука и искусство. Многие решения принимаются

интуитивно. Часто руководитель не в состоянии проанализировать и четко

осмыслить принятое решение. Здесь полезно применение логической схемы,

комплексно использующей нормативные и дескриптивные модели.

1. Построение комплексных методик обоснования решений, сочетающих

применение взаимодополняющих методов структуризации, характеризации и

оптимизации.

Структуризация предполагает определение места и роли объекта исследования в

решении задач более высокого уровня, выделение его основных элементов и

установление отношений между ними. Процедуры структуризации позволяют

представить структуру решаемой задачи в виде, удобном для последующего

анализа.

Характеризация направлена на определение системы характеристик, количественно

описывающих структуру решаемой задачи.

Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения.

Применение этих трех групп методов дает возможность последовательно снижать

неопределенность в процессе обоснования решения, повышает эффективность

мыслительной деятельности руководителя и системных аналитиков.

2. Сочетание формальных и неформальных методов обоснования решений

предполагает широкое использование экспертных оценок и человеко-машинных

процедур подготовки и принятия решений.

3. Включение руководителя в процесс подготовки, принятия и реализации

решения на всех его основных этапах.

Комплексный подход дает возможность сконцентрировать неформальное мышление

руководителя на наиболее критических аспектах проблемной ситуации, в которой

принимается решение, и предлагаемых альтернативах решения возникшей проблемы.

При этом выявляются и становятся более ясными скрытые предположения, мотивы

поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготовки,

принятия и реализации решения.

В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решений

делается акцент, можно выделить следующие два подхода к теоретическим

построениям в этой области. Наиболее легкая задача - принимать решения на

основе матема­тических расчетов, если возможно их сделать. При отсутствии

доста­точной информации для точного расчета может помочь интуиция. Интуиция

возникает не на пустом месте. Интуиция - это сгусток житей­ского опыта, опыта

профессионального, умения фантазировать и со­здавать в мышлении возможные

варианты моделей. Интуицией могут пользоваться все зрелые люди в разной

степени.

1. В рамках математической теории принятия решений разрабатываются

нормативные модели принятия решений. Цель применения этих моделей – выбор

наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в

которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент на том, как

руководителю следует подходить к принятию решений.

Математическая теория принятия решений по экономических проблемам основана на

предположении, что все субъекты управления являются "экономически мыслящими"

людьми, то есть в пределах, допустимых законами, морально-этическими

стандартами и т.п., они стараются максимизировать результаты производственно-

хозяйственной деятельности предприятия.

Однако в жизни субъект управления не всегда стремится максимизировать

экономический результат. Вместо этого он принимает "удовлетворительные",

"достаточно хорошие" решения. В этом случае при принятии решений могут

использоваться такие критерии, как "приемлемая величина прибыли" и "надежное

выполнение плана".

Математическая теория принятия решений не дает рецептов для демонстрации

того, как решения фактически должны приниматься.

Пример применения математической теории для принятия управленческого решения

приведен в Приложении.

2. Попытка осмыслить истинные причины принятия решений привела к

возникновению дескриптивных моделей, в основе которых лежит поведенческая

теория принятия решений. Она носит ярко выраженный объясняющий, а не

предписывающий характер. В ней используются психологические модели, в которых

учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение руководителя.

Согласно одной из психологических моделей субъект управления скорее старается

"удовлетворить", чем максимизировать, то есть найти достаточно хорошее

решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Иными

словами, скорее традиции принятия решений и личные качества являются

определяющими, чем стремление к максимизации какого-либо критерия.

2.2. Механизм принятия управленческих решений

Технология менеджмента имеет следующие составляющие:

· Общее руководство принятия решений.

· Правила принятия решений.

· Планы в принятии решений.

· Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе

индивидуального взаимодействия.

· Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие

на равных уровнях).

· Матричный тип взаимодействия.

Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями

управления, последние три – горизонтальную связь в координации принимаемых

решений.

Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в

менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможности их

реализации.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия

решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который

подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в

принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои

проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящими

руководителями, минуя своего непосредственного начальника. Такой механизм

характерен для американского менеджмента.

В американских фирмах линейные руководители несут персональную

ответственность за свою работу, получая право распоряжаться материальными и

трудовыми ресурсами, необходимыми для получения намечаемых результатов. Здесь

права и ответственности должны быть равны. Руководители функциональных

подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и

отчитываются пред ними, но не наделяются правами и ответственностью, которые

имеет линейный руководитель. Общий руководитель до принятия решения обычно

принимает предложения и выслушивает мнения не только непосредственных

подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при

заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют

профсоюзы.

Правила принятия решений, или нормативы, обычно разрабатываются и

издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для

реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью

осуществление координации между различными подразделениями и делятся на

оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в

виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений,

как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков,

организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при

продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на

высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют

временных ограничений.

Организационные правила основываются на местном или государственном

законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и

характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями,

правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их

права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих

и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в

пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами

фирмы.

Планы являются средством координации деятельности различных подразделений

при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы,

необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы

охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие

управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество

планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче

приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются

важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях

увязки стратегического и оперативного управления.

Обычный годовой плановый цикл в крупных фирмах США начинается с определения

высшим руководством ориентиров плана для производственного отделения или

стратегического центра хозяйствования, являющегося центром прибыли.

Производственное отделение СЦХ – это низовой уровень ответственности в фирме

за законченный цикл хозяйственной деятельности, т.е. за разработку,

производство, сбыт соответствующей продукции и услуг. Плановыми показателями

для них являются объем продаж, прибыль, капиталовложения. Каждое

производственное отделение или СЦХ после этого готовит детальный годовой

план, который содержит прогноз по таким показателям, как объем реализации

каждого вида изделия, доходы от новых изделий, издержки производства,

прибыль, уровень занятости, капиталовложения.

Вариант плана обсуждается руководителем производственного отделения с

вышестоящим руководителем (вице-президентом), после чего по окончательному

варианту принимается решение, которое становится обязательным к исполнению.

Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем

производственного отделения. По итогам оценки принимаются решения о

необходимости внесения корректив в плановые показатели или применения

конкретных мер. О любых существенных отклонениях от плана руководство

производственного отделения обязано информировать высшее руководство фирмы,

которое может принять собственные решения, обязательные для выполнения.

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе

индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими

руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в приятии

решений в рамках утвержденный правил и планов.

Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в

находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных

отделениях. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель

проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий

полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в

производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений

назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще

всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску

изделий, части и компоненты которых изготавливаются в разных производственных

отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя,

отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по

вопросам технологии, организации производства и сбыта.

Координатор-руководитель имеет право обсуждать проекты принимаемых решений с

руководителями других производственных отделений и функциональных

подразделений, но он не имеет административной власти, какую получают

линейные руководители.

На целесообразность признания концепции кооперационного управления указывают

следующие сообра­жения:

· 1. Теория систем указывает, что увеличение количества активных связей любой

системы, способной на саморегуляцию, увеличивает ее способность успешнее

адап­тироваться к изменениям окружения. Признание концепции о кооперационном

распорядительстве содействует акти­визации заметного количества связей в

организации.

· 2. Внедряя концепцию кооперационного распоря­дительства, мы тем самым

увеличиваем управленческое содержание кооперационных связей, повышаем их

значи­мость и надежность. Это в свою очередь повышает дове­рие к этим

отношениям; создаются предпосылки для акти­визации кооперационных связей, и

тем самым уменьшается нагрузка субординационных распорядительных связей.

· 3. Активизация кооперационных связей ведет к умень­шению трудовых затрат

при решении управленческих си­туаций. Из-за уменьшения длины распорядительных

свя­зей одна кооперационная связь может заменить 4-10 ли­нейных связей.

Увеличивается соучастие работников в управленческой деятельности. Это ведет к

повышению интереса подчиненных к деятельности организации; повышается

трудовая мораль, инициатива и лучше исполь­зуются интеллектуальные

возможности членов организации.

· 5. Изменяются отношения ответственности. Учиты­вается ответственность перед

коллективом в сравнении с ответственностью перед непосредственным

руководи­телем. Менее актуальным станет то, перед кем является исполнитель

ответственным, и более актуальным - за что он является ответственным. Это

повышает эффективность труда, особенно среди высококвалифицированных

работ­ников, которые хорошо представляют себе цели органи­зации и имеют

высокую мотивированность для их дости­жения.

Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают

решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения

установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на

постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных

подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы,

создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель

(председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с

высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы

продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.

В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных

механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные

тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает

сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся

условиях, касающихся все более сложных проблем.

2.3. Характерные особенности управленческого решения

Хотелось бы еще раз напомнить, что решения разделяют по различным

классификационным признакам. По содержанию решения классифицируют на

политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.п.;

по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на

оперативные, тактические и стратегические; по виду субъекта – на

индивидуальные и коллективные; по степени уникальности – на рутинные,

нетворческие, и уникальные, творческие; по степени неопределенности полноты

информации) – на решения в условиях определенности, в условиях риска

(вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.

2.3.1. Особенности коллективного решения

Есть коллективный метод решения, который называется «мозговой штурм» или

«атака мыслей». Этот способ применяется тогда, когда специалисты и эксперты

не могут найти решение. Основан способ на том, что в мозге человека, этом

своеобразном компьютере, моде­лируются различные варианты решений. Ситуация

подобного моде­лирования возникает тогда, когда, например, таксист сажает в

машину пассажира и тот называет конечный пункт своей поездки. У водителя

сразу же в голове моделируется маршрут поездки, но он может быть не

оптимальным, т.е. имеются и другие варианты.

При «мозговом штур­ме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное

решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12

человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких

десятков человек.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации

процесса «мозгового штурма».

1. Нельзя критиковать либо одергивать говорящего. Бескомпро­миссные

заключения также неприемлемы, т.к. для одного позиция бесспорна, а для

другого неоднозначна.

2. Никогда не говорите, что идея нереальна либо абсурдна.

3. Набирайте количество идей, не обращая внимания на качество. «Мозговой

штурм» создает предпосылки для творческого мышления, поэтому чем больше

предложений, тем лучше.

4. Приветствуйте творческие порывы. Каждый участник может развить идеи,

предложенные выступающим ранее.

Обычно время «мозгового штурма» ограничено. Все предложен­ные идеи

фиксируются, и решение по ним принимает человек, кото­рый в процессе

«мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а

только один из способов подготовки решения.

Известен классический случай «мозгового штурма» в одном шес­тидесятиэтажном

отеле в Нью-Йорке. Из отеля стали съезжать по­стояльцы. Предприниматели

начали терпеть убытки. Проведенный анализ «бегства» из отеля показал, что

основной причиной является длительное ожидание лифтов на этажах (американцы

не любят по­напрасну терять время). Специалисты-инженеры предлагали

увели­чить количество лифтов, установить дорогостоящую электронную

ап­паратуру. Все эти предложения были связаны с большими затрата­ми. Тогда

руководство отеля решило организовать «мозговой штурм» и пригласило на него

обслуживающий персонал (горничных, клер­ков, рассыльных и т.д.). При

обсуждении вопроса один молодой че­ловек, работающий всего два месяца в отеле

курьером, предложил на всех этажах установить со всех сторон зеркала. Логика

предложе­ния была такова. Что делает женщина, оказавшись перед зеркалом?

Достает губную помаду, карандаш для бровей и начинает наводить «марафет».

Если же рядом оказывается мужчина, то он может при помощи системы зеркал не в

упор рассматривать женщину со всех сторон. Таким образом, все при деле и

время течет незаметно. Пред­ложение было принято и внедрено с минимальными

затратами. Об­становка стабилизировалась.

2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте

Асимметричность информации при принятии стратегических решений.

Асимметричность информации обусловлена самим принципом противопоставления

внутренней и внешней и внешней сред организации. С одной стороны, владение

достоверной и полной информацией дает возможность организации

контролировать параметры внутренней среды, с другой – ее недостаток

позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.

С одной стороны, фирма должна в максимально возможной степени делиться с

другими субъектами собственной информацией. Это ведет к повышению открытости

и прозрачности внешней среды и снижению неопределенности, связанной с ней. С

другой стороны, необходимо, чтобы фирма точно определила предмет

стратегической информации, которая не выходит за границы самой организации.

Это должно приводить, во-первых, к формированию ответственной стратегии

конкретной организации и, во-вторых, к закреплению сложившейся структуры

фирмы и возможности ее совершенствования в качестве одной из стратегических

задач.

Возникающее противоречие между асимметричностью информации и требованием

равного максимального доступа к ней в условиях рыночного хозяйства можно

разрешить так: предсказуемость поведения фирм в качестве субъектов внешней

среды и непредсказуемость стратегических решений каждой экономической

организации. Только таким образом и может осуществляться прогресс, связанный

с создание новых продуктов, технологий, организационных структур.

Принятие стратегических решений как сфера деятельности. Вершиной

деятельности наемного менеджера-профессионала является принятие решений,

реализация которых способствует достижению поставленных целей и повышению

эффективности функционирования организации. При этом особое значение имеет

принятие стратегических решений.

Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа

(оценки). На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь

поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее число

альтернативных стратегий. На втором – стратегии дорабатываются до уровня

адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется

общая стратегия. На третьем – анализируются альтернативы в рамках общей

выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для

достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей

стратегии конкретным содержанием.

Стратегия должна быть максимально ясной. (Например, планирование новой

продукции должно предусматривать установление приоритетов, распределение

ответственности, временной и производственный графики, поддержку продвижения

и потребности в обучении персонала).

Далеко не каждое предприятие может позволить себе практиковать стратегический

менеджмент и принимать стратегические решения. Но если организация

располагает ресурсами, дающими возможность активно воздействовать на внешнее

окружение и в ней сформировался субъект для принятия именно стратегических

решений, то она обязана использовать стратегию для реализации целей и

повышения эффективности.

Замечено, что структуры, построенные по принципу традиционного холдинга,

далеко не всегда могут предложить серьезную стратегию его развития. Это во

многом объясняется тем, что уровень принятие стратегических решений (совет

директоров, общее собрание акционеров) неизбежно предполагает борьбу и

увязывание интересов представителей долей общего капитала. Отсюда огромные

трудности при выработке решений, обязательных для организации в целом как

единого механизма. В этом случае совет директоров становится не органом

выработки и принятия стратегических решений, а неизбежно превращается в

политический дискуссионный клуб, где лидерство захватывает определенная

группа людей, представляющая капитал какого-либо подразделения холдинга.

Акционеры и высшие менеджеры по-разному смотрят на одни те же решения.

Собственники чаще тяготеют к финансовым и иным решениям, ведущим к росту

текущей прибыльности компании и повышению рыночной цены акций, тогда как

менеджеры стремятся принимать решения, направленные на реализацию

стратегических целей.

В результате борьбы долей капитала принимаются решения, преследующие

корыстные интересы той или иной части целого, но не способствующие развитию

организации как единого целого. Правильное стратегическое решение для какой-

либо организационной единицы обычно не является таковым для фирмы в целом.

Это происходит потому, что смешиваются функция координации и функция

выработки стратегии.

Налицо противоречие. Его разрешение в большей мере зависит от

профессионализма менеджера, его умения работать с акционерами. В результате,

как правило, принимаются стратегические решения, которые не могут быть

признаны рациональными. Они в лучшем случае являются ограниченно-

рациональными, в худшем – политическими.

Таким образом, снять все противоречия, связанные со стратегическими

решениями, можно только пересмотрев сами типы принимаемых решений. Каждый из

них (рациональное, ограниченно-рациональное или политическое) снимает часть

упомянутых противоречий.

В условиях ограниченного выбора наиболее подходящим для фирмы представляется

неожиданное для субъектов внешней среды стратегическое решение. Оно

позволяет:

учесть асимметричность информации;

выиграть время у других субъектов, которые чаще всего мыслят категориями

"рациональности" и "политичности", стремясь предвидеть решения конкурента;

парализовать противодействие акционеров, которые также обычно мыслят этими же

категориями;

не препятствовать поступлению во внешнюю среду достоверной и своевременной

информации о работе фирмы (за исключением стратегической).

Организационные изменения в конечном итоге формируют профессиональную группу

менеджеров, принимающих стратегические решения, и делают их относительно

самостоятельными. Вместе с тем за этими менеджерами закрепляются не только

вопросы реализации стратегии, но и ответственность за достижение

поставленных целей.

2.3.3. Особенности реализации управленческого решения

Распоряди­тельство – это прямое руководство. Косвенное руководство - это

реф­лексивное управление. Абсолютное большинство менеджеров у нас в стране

пользуется распорядительством - это проще, но эффект дает не всегда.

Например, в распорядительной деятельности масте­ра преобладают поручения в

виде цели, а в поручениях, поступаю­щих из правительственных и других

вышестоящих организаций, а так­же от руководителей предприятий и организаций,

– чаще всего в виде «деятельности».

Например, «Увеличить выпуск продукции», «Навести порядок в цехе», «Усилить

борьбу с нарушителями дисциплины», «Сократить брак» и т.д. В данном случае

исполнитель сам может определить, нужно ли вообще выполнять работу, а если

нужно, то срок ее выпол­нения, ее качество он также определяет сам.

Выполнение таких по­ручений без определенного регламента может растягиваться

в 2-3 и более раза по сравнению с теми поручениями, которые имеют срок

выполнения, ответственных за выполнение работы. И такое задание будет

первоочередным для исполнителя, а менее конкретное задание, хотя, может быть,

более важное, будет отодвигаться им на второй план. Очень хорошо действует

практика ступенчатых поручений, ко­торая повышает производительность на 8 -

12%.

Например, кооператив или малое предприятие строит дом. Текущее задание есть.

Но вот если бы рабочие получали задание ежедневно, т.е. ступенчато, то

производительность резко бы возрос­ла. Наблюдения показали, что, если работа

дается ежедневно на весь день, то у рабочего постепенно вырабатывается

твердый ре­жим трудового дня, улучшается дисциплина труда, более полно

используется рабочий день. Очевидно, что применение поручения со ступенчатой

целью при организации труда людей, труд которых не поддается нормированию,

привело бы к лучшему использованию рабочего времени и дало бы определенный

экономический эффект. Большое количество поручений с задачей,

сформулированной в виде деятельности, а не действий, не согласуется с

запланированными результатами. При этом чем выше организационный уровень тем

больше приведенный принцип управления не соблюдается в распорядительной

деятельности.

Исследование распорядительной деятельности показало, что получение

неформализованной задачей (из-за своей неопределенности и невозможности

подвергать контролю исполнение) не вызывают прак­тически никаких действий со

стороны исполнителей.

Во многих случаях препятствием к увеличению доли поручений с формализованной

задачей является неумение руководителей пере­формулировать неформализованные

задачи в формализованные.

Неформализованное поручение, с точки зрения руководителя, имеет

распорядительный характер (оно требует что-то сделать), но с точки зрения

исполнителя такие поручения имеют факультатив­ный характер, так как нет

критериев, по которым можно определить степень выполнения поручения.

Исполнитель имеет в данном слу­чае свободу в определении срока и объема

работы. Исполнитель сам может определять, нужно ли вообще выполнять работу, а

если нужно, то срок ее выполнения, ее качество и т.п. Практика показыва­ет,

что существует общая закономерность, состоящая в том, что задание с четко

очерченными контурами, ясными задачами и опреде­ленными методами будет

первоочередным для исполнителя. А менее конкретное задание, хотя, может быть,

более важное, будет отод­винуто им на второй план.

Таким образом, формализованное поручение, характеризующее­ся конкретностью,

вытесняет на второй план неформализованные поручения, отличающиеся

неопределенностью, хотя, по сути дела, и более важные. Отсюда вывод:

руководители, которые четко фор­мулируют свои поручения, добиваются лучших

результатов в распо­рядительной деятельности, чем те руководители, поручения

кото­рых являются неформализованными. Наблюдения за работой руко­водителей

показывают, что распорядительная деятельность конкретных людей

характеризуется заметным преобладанием форма­лизованных поручений над

неформализованными.

2.4. Советы по принятию управленческих решений

Прежде чем принимать решения, люди мысленно проигрывают раз­личные варианты,

считая это лучшим способом найти оптимальный. Поэтому мне кажется, что будет

полезным привести здесь несколько практических советов, разработанных

Э.Старобинским в своей книге "Как управлять персоналом".

1) Не суетитесь. Каждое решение нужно обдумать, и на это нужно время.

Определите для себя время, требуемое для решения, и проанализируйте пришедший

в голову вариант. Отметьте его плюсы и минусы. Такая последовательность

развивает в нас способность для принятия решений.

2) Выберите стратегию поведения. Это очень важно при решении принципиальных

вопросов. Принципиальные решения не должны искажать стратегию поведения и

противоречить жизненным установкам. В противном случае стоит подумать о

пере­смотре своих взглядов.

3) Подвергните серьезному анализу сложившу­юся ситуацию. В этом случае

откроется справедливость предпола­гаемого решения. Для принятия решений этот

шаг становится прин­ципиальным.

4) При принятии решения важен здравый смысл, это особенно важно, когда

альтернатив решения много. Опи­райтесь на логику, это поможет принять

оптимальное решение.

5) Подходите к решению творчески. Творческий подход поможет принять

нетрадиционное решение. Проявление ини­циативы и творчества поможет вам

получить желаемые результаты.

Для облегчения ориентации в проблемной ситуации Э.Старобинский предлагает

ответить сначала на несколько вопросов.

1. Нуждается ли проблема в сложном, многоступенчатом, либо простом решении?

2. Проблема ли это вообще, или ясна альтернатива?

3. Ясна ли последовательность шагов в решении?

Решения, принимаемые вами, должны быть в фарватере полити­ки фирмы. Вы можете

изменить политику, но очень осторожно, без срывов и кардинальных перемен.

Стратегия фирмы должна позво­лить увидеть перспективы развития. Возможные

проблемы должны быть предсказуемы и не ставить руководство фирмы в тупик.

Ситуа­ции по неожиданным и незнакомым проблемам постарайтесь решить

традиционным способом. Подобный путь создает предпосылки для

совершенствования планирования будущего компании.

4. Это реально существующая или надуманная проблема?

5. Эта проблема связана с финансовыми и материальными зат­ратами или с людьми?

Деньги и персонал определяют жизнеспособность любой компании. Поэтому высший

руководитель должен обязательно курировать и контролировать финансы и кадры.

6. Что произойдет, если решение не принимать?

К быстрому решению подталкивают обычно конфликтные ситуации. Здесь на эмоции

полагаться не следует. Эмоции - плохой советчик. И часто бывает так; если с

решением подождать, проблема исчезает сама собой. В таких случаях лучшее

решение – не принимать никакого.

В процессе принятия решений невозможно добиться успеха, если право принимать

решения принадлежит только одному человеку. Желание решить и сделать все

самому ограничивает ваши возмож­ности. Проблему решения задач за пределами

своих физических возможностей следует искать в делегировании полномочий.

В делегировании полномочий имеются несколько положительных факторов:

1. Делегирование полномочий освобождает руководителя от вы­полнения

несвойственных рутинных функций, высвобождая время для решения важных и

творческих вопросов.

2. Делегирование полномочий является целенаправленной фор­мой повышения

квалификации сотрудников и способствует исполь­зованию их профессиональных

знаний и опыта.

3. Делегирование полномочий положительно влияет на мотива­цию сотрудников.

Они чувствуют себя хозяевами на участках рабо­ты, а это способствует

раскрытию способностей, проявлению иници­ативы, энтузиазма и

самостоятельности.

Таким образом, делегирование полномочий - это выстрел, кото­рый убивает сразу

трех зайцев.

заключение

Непостоянная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в нашей

стране, заставляет предприятия тщательней и взвешенно принимать различные

решения, составлять планы развития, оценивая существующую реальность.

Неоклассическая концепция экономической организации исходит из необходимости

принятия субъектами рациональных решений. Это подкрепляется основными

выводами теории микроэкономики – равновесие потребителя на основе

рационального выбора (максимизация полученной полезности при данном доходе),

равновесие производителя также на основе рационального выбора (максимизация

прибыли в краткосрочном периоде). Однако приходится констатировать, что в

действительности рациональные решения для фирмы маловероятны. Прежде всего,

из-за соглашательства и непродуманной политики экономических субъектов.

Многие исследования, проводимые в США, свидетельствуют о том, что даже

преуспевающие бизнесмены при­нимают обоснованные и осмысленные решения только

в половине случаев. Можно только удивляться тому, как некоторые бизнесмены

принимают решения, несостоятельность которых видна даже неис­кушенному

человеку. А ведь повышение качества решений, принимаемых хозяйственными

руководителями, является важнейшим резервом повышения эффективности всего

общественного производства.

Мне кажется, что такие неудовлетворительные результаты прежде всего

обусловлены незнанием или пренебрежительным отношением к теории принятия

решений в менеджменте. Многие менеджеры считают принятие управленческого

решения как нечто само собой разумеющееся.

Целью данной курсовой работы было убедить читателя в важности и необходимости

уделения особого внимания процессу принятия управленческих решений. Надеюсь,

что мне удалось это сделать хоть в малой степени.

Список используемой литературы

1. Венеделин, А.Г. Подготвка и принятие управленческого решения:

Методологический аспект/ А.Г.Венделин. – М.: Экономика, 1977. – 150 с.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.

3. Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника).

– М.: Экономика, 1990. – 189 с.

4. Джон Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и

принятие решений. - М.: «Мир», 1969, -440с.

5. Имитационные системы принятия экономических решений./ Под ред.

К.А.Багриновского, В.С. Прокопова. – М.: Наука, 1989.

6. Международный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред.

С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб: издательство

"Питер", 2000. – 624с., ил.

7. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев:

Политиздат Украины, 1990.

8. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом/ Изадние 4-е, перераб.

и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1998. – 368 с.

9. Солнышков Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). –

М.: Экономика, 1980. – 168 с.

10. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом

стратегического менеджмента// Международный журнал (Проблемы теории и практики

управления) – 1999-№3.

Приложение

Пример решения многокритериальной задачи с помощью метода анализа иерархии,

разработанного американским ученым Саати в 80-х годах.

Задача:

Вице-президенту компании необходимо подобрать кандидатуру на должность

директора по маркетингу. Среди имеющихся двух кандидатов необходимо выбрать

того, кто был бы лучшим по трем критериям:

А – задатки лидера;

В – образовательный уровень и опыт;

С – способность к административной работе.

Степень важности того или иного критерия по отношению к другим была

определена как:

В>А: предпочтение слабое (3);

С>А: предпочтение между слабым и сильным (4);

В>С: предпочтение между слабым и безразличным (2).

Предпочтение того или иного кандидата по каждому из критериев определено как:

А: 1>2: предпочтение сильное (5);

В: 2>1: предпочтение очень сильное (7);

С: 1>2: предпочтение между слабым и безразличным (2).

Решение:

Ранжируем попарные оценки по шкале предпочтений:

ОщущенияРанг ощущений
Чрезвычайно сильное9
Между чрезвычайно сильным и очень сильным8
Очень сильное7
Между очень сильным и сильным6
Сильное5
Между сильным и слабым4
Слабое3
Между слабым и безразличным2
Безразличное1

Построим матрицу предпочтений для оценки важности критериев. При этом

элементы строки сравниваются с элементами столбца по критериям. При сравнении

элемента с самим собой берется ранг, равный единице. При сравнении элементов

столбца с элементами строки – обратная величина. Последняя величина в столбце

– сумма элементов (расчеты опираются на представление о матрице как о

двумерной дискретной случайной величине).

Курсовая: Процесс принятия управленческих решений в менеджменте

Вычислим среднее арифметическое для каждой строки матрицы.

РА=0,128 (задатки лидера)

РВ=0,512 (образовательный уровень и опыт)

РС=0,36 (способность к административной работе)

Данные величины и будут характеризовать окончательную степень важности

каждого критерия.

Аналогично определим теперь предпочтение кандидатов по каждому критерию.

Курсовая: Процесс принятия управленческих решений в менеджменте

Первый критерий:

Очевидно, что сочетание двух кандидатов образует полную группу событий – мы

обязательно выберем одного из двух. Следовательно, сумма оценок всегда равна

единице. Поэтому можно заранее определить данный показатель:

7

8

1

8

Второй критерий: и

2

3

1

3

Третий критерий: и

Курсовая: Процесс принятия управленческих решений в менеджменте

Нарисуем дерево решений:

Теперь очевидно, что для определения наилучшего кандидата необходимо сложить

произведения важности критерия на его наличие у кандидата.

5

6

1

8

2

3

Р(1)=0,128* + 0,512* +0,36* = 0,41

1

6

7

8

1

3

Р(2)=0,128* +0,512* +0,36* = 0,59

Следовательно, второй кандидат имеет преимущество в 0,18 пункта и имеет

реальные шансы на должность директора по маркетингу. Задача решена.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ