Рефераты
 

Курсовая: Стратегии маркетинговой деятельности

Рис. 2.1.2 Матрица Бостонской консультационной группы На рис. 2.1.2 приводится матрица БКГ, в данном варианте использующая показатели относительной рыночной доли (ось X) и относительной скорости роста рынка (ось Y) для отдельных оцениваемых продуктов. (В других вариантах используются также и абсолютные значения данных показателей; для показателя рыночной доли возможно использование логарифмической шкалы.) Относительность означает деление оценочных показателей для конкретных продуктов на их наибольшие значения для своих продуктов или продуктов конкурентов; таким образом, диапазон изменения относительных показателей лежит в пределах от 0 до 1. Для показателя рыночной доли в данном случае используется обратная шкала, т.е. в матрице он изменяется в пределах от 1 до 0, хотя в ряде случаев может также использоваться прямая шкала. Скорость роста рынка определяется за какой-то интервал времени - скажем, за год. В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе. Пересечение этих двух координат образует четыре квадранта. Если продукты характеризуются высокими значениями обоих показателей, то они называются «звездами» - их следует поддерживать и укреплять. Правда, у «звезд» есть один недостаток: поскольку рынок развивается высокими темпами, то «звезды» требуют высоких инвестиций, тем самым «проедая» заработанные ими деньги. Если продукты характеризуются высоким значением показателя Х и низким - Y, то они называются «дойными коровами» и являются генераторами денежных средств организации, поскольку в данном случае не требуется вкладывать средства в развитие продукта и рынка (рынок не растет или растет незначительно), но за ними нет будущего. При низком значении показателя Х и высоком — Y продукты называются «трудными детьми»: их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды». Когда как показатель Х, так и показатель Y имеют низкие значения, то продукты называются «неудачниками» («собаками», «догами»), приносящими или малую прибыль, или малые убытки; от них надо по возможности избавляться, если нет веских причин для их сохранения (возможное возобновление спроса, относятся к социально значимым продуктам и т.п.). Обычно при использовании матрицы БКГ применяется третий показатель, значение которого пропорционально радиусу окружности, проведенной вокруг точки, характеризующей положение продукта в матрице. В качестве такого показателя в большинстве случаев используются объем реализации или прибыль. Удачные продукты, как правило, начинают свою жизнь на рынке как «трудные дети», затем они переходят в «звезды», по мере насыщения спроса переходят в «дойные коровы» и заканчивают свою рыночную жизнь как «неудачники». Матрица БКГ строится как для отдельных рынков, так и для суммарного рынка. Кроме того, помимо уровня отдельных продуктов, матрица применяется на уровне стратегических хозяйственных единиц и организации в целом. В этом случае на матрицу наносятся не отдельные продукты, а данные по результатам деятельности отдельных стратегических хозяйственных единиц или организаций-конкурентов в целом. Известны случаи использования матрицы БКГ при проведении сравнений между странами. Тогда в матрицу помещаются данные, характеризующие, например, сбыт стали на мировых рынках различными странами. Поскольку рынок необязательно растет, но может и уменьшаться, то нулевую точку на оси Y могут помещать не в начало координат, а выше; тогда от нулевой точки до начала координат будут располагаться отрицательные значения скорости изменения объема продаж. Кроме того, для отображения отрицательных значений изменения объема продаж используется более сложная форма рассмотренной матрицы. С помощью данных матриц руководители решают вопросы определения направлений предпочтительного инвестирования с целью завоевания большей рыночной доли, а может быть - снятия с производства какого-то продукта. Наряду с наглядностью и кажущейся простотой применения матрица БКГ имеет определенные недостатки. Первая группа недостатков не носит принципиального характера и может быть преодолена. Здесь прежде всего следует отметить трудности сбора данных о рыночной доле и скорости роста рынка. Для преодоления этого недостатка могут использоваться качественные шкалы, использующие такие градации, как: «больше», «меньше», «равно» и т.п. Далее следует отметить, что матрица БКГ дает статическую картину положения стратегических хозяйственных единиц, видов бизнеса на рынке, на основе которой невозможно делать прогнозные оценки типа: «А где на поле матрицы будут располагаться исследуемые продукты спустя один год»? Данный недостаток можно уменьшить, проводя через определенные интервалы времени повторные измерения и фиксируя направления перемещения по полю матрицы отдельных продуктов. Такая информация уже обладает определенной прогнозной ценностью. К числу принципиальных недостатков матрицы БКГ прежде всего относится следующий: она не учитывает взаимозависимости (синергетического эффекта) отдельных видов бизнеса — если такая зависимость существует, данная матрица дает искаженные результаты. Далее следует отметить, что оценка привлекательности рынка по показателю скорости изменения объема продаж и силы позиции бизнеса по показателю рыночной доли является сильным упрощением. Скорее, по каждому этому направлению должна быть проведена многокритериальная оценка, что и делается при использовании матрицы компании General Electric (GE). Матрица General Electric. Матрица General Electric, или матрица Mc Kinsey (см. Приложение 2), используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегических хозяйственных единиц в отрасли, ось Y — привлекательность отрасли. Каждая из этих координат определяется с учетом нескольких параметров. Индекс силы позиции определяется с учетом показателя относительной рыночной доли, динамики ее изменения, величины получаемой прибыли, имиджа, степени конкурентности, цены, качества продукта, эффективности сбыта, географических преимуществ рынка, эффективности работы сотрудников. Возможно взвешивание используемых показателей. Приняты три уровня градации данного индекса: сильная, средняя, слабая. Индекс привлекательности отрасли определяется с учетом размера и разнообразия рынков, скорости роста рынка, числа конкурентов, среднеотраслевой величины прибыли, цикличности спроса, структуры отраслевых затрат, ценовой политики, законодательства, трудовых ресурсов. Используются три уровня градации данного индекса: высокая, средняя и низкая. Пересечения линий, характеризующих различные уровни значений этих двух уровней, образуют решетку, которая делится на три зоны: зону, в которую организация должна инвестировать; зону, в которой организация должна поддерживать инвестиции на прежнем уровне; и зону, в которой надо получить максимально возможную прибыль, после чего ее следует покинуть. Стратегии, рекомендуемые для отдельных квадрантов решетки, могут быть сформулированы следующим образом: 1. Сохранение и упрочнение позиции на рынке путем: инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью; концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса. 2. Инвестирование в борьбу за лидерство; выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности; укрепление наиболее уязвимых сторон деятельности. 3. Обеспечение выборочного роста путем: специализации на основе сильных сторон деятельности; поиска путей преодоления слабых сторон деятельности; ухода с рынка, если отсутствуют признаки приемлемого роста объема продаж. 4. Крупное инвестирование в наиболее привлекательные рыночные сегменты; поддержание способности противодействовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности. 5. Защита существующих программ рыночной деятельности; концентрация инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой и риск относительно низким. 6. Ограниченное расширение деятельности, или «сбор урожая» обеспечивается за счет поиска путей расширения деятельности, не связанной с высоким риском, при этом следует минимизировать инвестиции и рационализировать все производственно-сбытовые операции. 7. Сохранение позиции и перефокусировка деятельности путем: перенесения акцента на зарабатывание текущих денег; концентрации на привлекательных сегментах; защиты сильных сторон деятельности. 8. Главный акцент на зарабатывание денег путем: защиты позиций на наиболее прибыльных сегментах; модернизации продуктовой линии; минимизации инвестиций. 9. Уход с рынка. При этом необходимо: вовремя распродать товары по выгодной цене; резко снизить постоянные издержки, избегая при этом инвестирования. Сегодня существуют разнообразные вариации матрицы GE. В основе всех их лежит, как правило, стремление увеличить число и разнообразие учитываемых в ходе анализа факторов или предложить больше вариантов стратегических решений для той или иной позиции.

Общая стратегическая модель Портера

Общая стратегическая модель Портера рассматривает две основные концепции планирования маркетинга и альтернативы, присущие каждой из них: выбор целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов) и стратегическое преимущество (уникальность или цена). Объединяя эти две концепции, модель Портера идентифицирует следующие базовые стратегии: преимущество по издержкам, дифференциация и концентрация. Используя стратегию преимущества по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен. Используя стратегию дифференциации, фирма нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который тем не менее рассматривается потребителями как уникальный в силу его дизайна, характеристик, доступности, надежности и т. д. В результате цена не играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке. В рамках стратегии концентрации компания выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение. Она может контролировать издержки посредством концентрации усилий на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специфических потребителей, создании особой репутации при обслуживании рынка, который может быть неудовлетворен конкурентами. Согласно модели Портера зависимость между долей на рынке и прибыльностью носит U - образный характер, как показано на рисунке 4. Фирма с небольшой долей рынка может преуспеть посредством разработки четко сконцентрированной стратегии. Компания, имеющая большую долю рынка, может преуспеть в результате преимущества по общим издержкам или дифференцированной стратегии. Однако компания может "завязнуть в середине", если она не располагает эффективной и уникальной продукцией или преимуществам по общим издержкам. В отличие от матрицы "Бостон консалтинг групп" и программы PIMS согласно модели Портера небольшая фирма может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной "нише", даже если ее общая доля на рынке будет незначительной. Фирме не обязательно быть большой, чтобы иметь хорошие показатели.
Курсовая: Стратегии маркетинговой деятельности

Курсовая: Стратегии маркетинговой деятельности

Курсовая: Стратегии маркетинговой деятельности

Рис. 2.2.1 Общая стратегическая модель Портера
3. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации 3.1. Общие положения. Настоящая Концепция определяет современное состояние и перспективы дальнейшего развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Она направлена на разработку комплекса мер в области государственной координации и поддержки рынка выставочных услуг с учетом интересов отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочного бизнеса. Концепция нацелена на поддержку выставочной деятельности в субъектах Российской Федерации, призвана содействовать развитию экономики регионов страны и выходу отечественных организаций на зарубежные рынки. В рамках настоящей Концепции рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением выставочных мероприятий на территории Российской Федерации, а также участием российских организаций в выставках и ярмарках за рубежом. 3.1.1. Цель Концепции. Целью Концепции является разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих: § повышение эффективности выставочной деятельности как одного из рычагов развития рынков; § развитие внешнеэкономических связей организаций и регионов Российской Федерации, содействие повышению эффективности экспорта отечественной продукции; § удовлетворение растущего спроса российских организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы; § развитие внутреннего рынка Российской Федерации, наполнение его качественными конкурентоспособными товарами. В настоящее время в выставочно-ярмарочной деятельности имеется ряд нерешенных проблем: § действующая нормативная правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативных правовых актов; § отсутствует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, а также общая идеология формируемых на них экспозиций - в первую очередь, национальных и региональных; § имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности не позволяют в полной мере определить ее влияние на экономику России, не ведется обобщенная статистика по выставочным организациям, что затрудняет анализ текущего состояния этой сферы деятельности и составление прогноза ее развития; § отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики Российской Федерации; § в ряде случаев имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности; § материально-техническая база выставочной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям. 3.1.2. Задачи Концепции. Задачами Концепции являются: обеспечение равных условий конкуренции для всех участников выставочно-ярмарочной деятельности; § содействие координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий; § разработка основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом - как одно из направлений содействия российскому экспорту; § определение роли федеральных органов исполнительной власти в координации и поддержке выставочно-ярмарочной деятельности в субъектах Федерации; § определение основных направлений формирования нормативной правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности; § разработка основных направлений развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности; § содействие повышению экономической эффективности выставочно- ярмарочной деятельности и увеличение на этой основе поступлений финансовых средств в федеральный и местные бюджеты Российской Федерации; § содействие соблюдению в практике выставочно-ярмарочной деятельности принципов и положений, обусловленных в правовой базе международной выставочной деятельности, а также обязательств, вытекающих из соответствующих соглашений Российской Федерации с зарубежными странами; § организация системы подготовки выставочных кадров и стимулирование развития научных исследований в сфере выставочно-ярмарочной деятельности. 3.1.3. Основные понятия. Исключительно в целях настоящей Концепции употребляются следующие понятия. Выставки и ярмарки - это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту. Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума. Выставки и ярмарки - как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию. Выставочный организатор - это зарегистрированная в соответствии с российским законодательством организация, основным видом деятельности, которой является подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в России и за рубежом. Выставочный организатор может быть владельцем выставочных площадей или организовывать выставочно-ярмарочные мероприятия на арендуемых выставочных площадях. Мультипликативный эффект от выставочно-ярмарочной деятельности - это влияние развития выставочно-ярмарочной деятельности на устойчивый рост спроса на продукцию и услуги соответствующих отраслей, увеличение объемов продаж и чистого объема налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, а также на развитие отраслей инфраструктуры и других смежных отраслей, включая социально-экономический эффект в этих отраслях. Экономическая эффективность - определяет прирост реальных доходов предприятий и финансовых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие реализации программ или мероприятий в области выставочно-ярмарочной деятельности. 3.2. Состояние выставочно-ярмарочной деятельности и основные показатели ее развития. 3.2.1. Состояние выставочно-ярмарочной деятельности. На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально- техническую базу, специализированные кадры. Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций. По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200-300 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2004 году 50 - 60 млн. долл. США, в 2010 году - 100 - 110 млн. долл. США. Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности является ее социально- экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест. Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек. Позитивную роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности играют: § наметившиеся положительные изменения в экономике; § восстановление и развитие межрегиональных и кооперационных связей; § увеличение объема инвестиций в российскую экономику; § рост числа выставочных организаций и, как следствие, образование конкурентной среды, стимулирующей повышение уровня выставочного сервиса и современной выставочной инфраструктуры; § повышение внимания федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к проблемам выставочно- ярмарочной деятельности. 3.2.2. Основные характеристики выставочной деятельности в Российской Федерации: · В 2000 году в стране было проведено более 2000 выставок. · Рост числа проводимых выставочных мероприятий с 1991 по 2000 годы составляет 17% в год. · Суммарная выставочная площадь проводимых мероприятий по данным за 2000 год превышает 1,1 млн. кв. м. · Выставочно-ярмарочные мероприятия в 2000 году привлекли: - свыше 80 тыс. участников, - 8,9 млн. посетителей. · Ежегодно около 14 тыс. иностранных компаний более чем из 80 принимают участие в выставках, проводимых на территории Федерации. · Более 260 тыс. иностранных специалистов ежегодно посещают выставки. Распределение выставок по отраслевой специализации: · специализированные выставки - 85%; · многоотраслевые выставки - 15%. Наибольший процент в соотношении специализированных выставок и ярмарок по тематическому признаку (согласно Международному классификатору Международного союза ярмарок (UFI)) составляют: · Информация, связь, офисное оборудование, оргтехника, образование, игровая электроника, соответствующее оборудование - 12%. · Продукты питания, напитки и табачные изделия, отели, рестораны, организации общественного питания, соответствующее оборудование - 15%. · Здравоохранение, гигиена, охрана труда и безопасность, соответствующее оборудование - 8%. · Благоустройство, строительство, оснастка и комплектация, соответствующее оборудование - 8%. Распределение выставок по составу участников: · Выставки с международным участием - 47%. · Международные выставки - 27%. · Региональные выставки - 25%. · Национальные выставки (организуемые зарубежными странами) - менее 1%. По объемам проведенных за 2000 год выставочных мероприятий в Российской Федерации могут быть выделены следующие организации: · ЗАО «Экспоцентр» (Москва); · 000 КВЦ «Сокольники» (Москва); · ОАО «Сибирская ярмарка» (Новосибирск); · ГАО «ВВЦ» (Москва); · ОАО «Ленэкспо» (Санкт-Петербург); · ЗАО «Рестэк» (Санкт-Петербург); · BAQ «Нижегородская ярмарка» (Нижний Новгород). 3.2.3. Материально-техническая база выставочной деятельности. В 40 наиболее крупных городах Российской Федерации имеется порядка 350 тыс. кв. м. выставочных площадей, из которых около 270 тыс. кв. м. сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные примерно поровну распределены между европейской и азиатской частями страны. Как правило, площадь выставочных комплексов в России составляет от 1 до 5 тыс. кв. м. (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, где есть комплексы площадью 10 тыс. кв. м. и более). В настоящее время ни один отечественный комплекс по размерам, технической оснащенности и функциональности не может сравниться с ведущими западноевропейскими выставочными комплексами. [7] Характеристика основных выставочных комплексов в России. В настоящее время в России имеется 16 выставочных комплексов, которые в основном отвечают техническим требованиям Союза международных ярмарок (UFI). Основные специализированные выставочные комплексы Российской Федерации приведены в Приложении 3. Подавляющее большинство (более 400) российских организаторов не имеют собственных площадей и проводят выставки в дворцах культуры и спорта, производственных площадях, складских помещениях и т.д. Особое значение имеет наличие на территории Российской Федерации специализированных выставочных центров, территория которых позволяет обеспечить демонстрацию специальной техники в действии. В отношении указанных центров необходимо осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности показа продукции специального назначения, недопущению утечки сведений, не подлежащих разглашению, и других защитных мер. 3.3. Государственная координация и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности. 3.3.1. Координация выставочно-ярмарочной деятельности со стороны государства. Эффективное развитие выставочно-ярмарочной деятельности требует совместных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса. Координация со стороны государства, в первую очередь, должна быть направлена на поддержку мероприятий федерального и межрегионального значения, целью которых является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширение сбыта их продукции на внутреннем и внешних рынках. С этой целью в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2000г. № 328 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Указанная Комиссия осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций. Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг. В рамках этой деятельности выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью обеспечения их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Выбор указанных мероприятий должен производиться на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими выставками, при проведении которых организаторы окупают вложенные финансовые средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых - привлечь и представить как можно больше производителей из различных регионов России, многим из которых для участия в указанных выставках необходима государственная поддержка. В частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с научными разработками, инновациями и изобретениями, а также товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках сбыта. Осуществляя координацию выставок федерального значения, Комиссия Правительства Российской Федерации должна направлять их проведение на решение основных задач, связанных с развитием экономики как отдельных регионов Российской Федерации, так и страны в целом. Кроме того, координация осуществляется на уровне ряда федеральных органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры, в той или иной мере выполняющие функции координации в отрасли, имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России. Координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при Правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-запад». Кроме того, сформирован ряд общественных организаций в области выставочно- ярмарочной деятельности, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг: Межгосударственный Совет СНГ по выставочно-ярмарочной деятельности, Комитет ТПП Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности, Союз выставок и ярмарок (объединяет 58 действительных и ассоциированных членов), а также различные региональные структуры (координационные советы, гильдии, ассоциации). Торгово-промышленные палаты в рамках своей компетенции обеспечивают на федеральном и региональном уровнях: · представительство интересов участников выставочной деятельности в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Федерации; · организационную поддержку российских и иностранных участников выставочной деятельности; · оформление документов по экспортно-импортным операциям выставочно- ярмарочного бизнеса (Карнета А.Т.А.); · третейский суд в правовом поле выставочной деятельности, коммерческий арбитраж, консалтинг, аудит. Союз выставок и ярмарок в рамках своей компетенции осуществляет: · создание единой информационной базы выставочной деятельности, включающей информацию о выставочно-ярмарочных мероприятиях, их организаторах и материально-технической базе; · ведение статистики, осуществление мониторинга, оценку экономической эффективности выставочных мероприятий; · представительство интересов участников выставочной деятельности в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Федерации. В Германии все компании и фирмы, занимающиеся организацией и проведением выставок, объединены в Выставочный комитет немецкой экономики (АУМА). Задачами Комитета являются координация и планирование выставок и ярмарок в Германии и за рубежом, информационное и консультационное содействие, взаимодействие с общественными организациями. В ФРГ более 30 лет действует Общество добровольного контроля за статистическими данными по выставкам и ярмаркам. Эта организация контролирует примерно 85% выставок и обеспечивает по ним достоверную статистическую информацию. Общее количество выставок, проводимых в ФРГ ежегодно, относительно невелико: 110-115 специализированных или многоотраслевых выставок-ярмарок. Предполагается, что Союз выставок и ярмарок возглавит работу по проведению добровольной сертификации выставочно-ярмарочной деятельности, которая будет представлять собой защиту от проникновения в отрасль недобросовестных, не имеющих достаточного опыта и квалификации фирм- устроителей выставок, не обеспечивающих экспонентам достаточный выбор и уровень качества предоставляемых услуг. Добровольный характер сертификации имеет целью, прежде всего, подтверждение деловой репутации и высокой квалификации выставочной организации и ни в коем случае не ограничивает свободу конкуренции в области выставочно-ярмарочной деятельности для всех ее участников. Подобная система взаимодействия государства и субъектов выставочной деятельности позволит повысить экономическую эффективность проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий. 3.3.2. Формы государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах: 1. организационной; 2. финансовой: · в форме финансовой поддержки участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях; · в форме оказания финансового содействия модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности; 3. информационной. 3.3.2.1. Организационная поддержка. Организационная поддержка со стороны государства должна оказываться: · при подготовке и проведении приоритетных с точки зрения российской экономики выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации (мероприятий федерального, регионального и межрегионального значения); · при организации участия российских организаций в выставочно- ярмарочных мероприятиях за рубежом, имеющих наиболее важное значение с точки зрения торгово-политических и экономических интересов Российской Федерации. Решение об оказании организационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций. Организационная поддержка со стороны федеральных органов исполнительной власти оказывается выставочно-ярмарочным мероприятиям, имеющим приоритетное значение для развития отрасли, региона или Российской Федерации в целом. При подготовке регионального мероприятия целесообразность его проведения согласуется с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В свою очередь, принятие решения об оказании организационной поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях федеральных органов исполнительной власти и ведомств, принимающих участие в организации российских экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа России и других); органов исполнительной власти субъектов Федерации; представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом принимаются во внимание предложения Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых и межрегиональных ассоциаций, союзов экспортеров, выставочных центров и организаций. Отбираются, как правило, крупнейшие международные выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения промышленности и науки, а также имеющие приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки стран того или иного региона мира. Необходимо учитывать, что организационная поддержка выставочно-ярмарочного мероприятия тесно связана с информационной поддержкой и может выражаться: · в оказании содействия со стороны федеральных органов исполнительной · власти в привлечении российских организаций - участников выставки (ярмарки); · в формировании организационного комитета - исполнительной дирекции, подготовке распоряжения Правительства Российской Федерации для подготовки наиболее значимых выставочно-ярмарочных мероприятий с целью координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, повышения уровня мероприятия, придания ему статуса государственной поддержки; · в привлечении представительств Российской Федерации по торгово- экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за рубежом к организации выставочно-ярмарочных мероприятий за рубежом, а также к приглашению иностранных участников для международных выставок и ярмарок на территории Российской Федерации. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти в зависимости от уровня проводимого мероприятия могут в случае необходимости применять по своему усмотрению и другие формы организационного содействия. 3.3.2.2. Финансовая поддержка. Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложена координация работы федеральных органов исполнительной власти и организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и ведомствами перечень выставочно-ярмарочных мероприятий на очередной год, на которых планируются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета. Финансовая поддержка участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях осуществляется в пределах средств, предусматриваемых как в федеральном бюджете Российской Федерации, так и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров выставочно-ярмарочной деятельности. Финансовая поддержка развития материально-технической базы выставочной деятельности. С целью финансовой поддержки развития и совершенствования материально- технической базы выставочной деятельности необходимо рассмотреть вопрос о разработке программы развития материально-технической базы выставочно- ярмарочной деятельности. Указанная программа должна содержать данные о состоянии всех выставочных комплексов Российской Федерации, их характеристики, описание проводимых выставочных мероприятий, экономико-финансовые показатели, расчет прибыли и убытков за предшествующий год, общую оценку финансового состояния комплекса, потребность в финансировании текшей деятельности, бюджетной эффективности комплекса за предшествующий год, проект развития' комплекса с экономико- финансовыми показателями, план ввода дополнительных мощностей, план-график инвестиций, оценку экономического эффекта от реформирования выставочной деятельности комплекса и перспективы развития комплекса. Основное внимание в указанной программе должно быть уделено вопросам привлечения инвестиций, в том числе, иностранных, для осуществления проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией выставочных комплексов, а также обоснованию возможности выделения с этой целью финансовых средств из федерального и региональных бюджетов. 3.3.2.3. Информационная поддержка. Основной задачей информационной поддержки является создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, опирающейся на: · информационные ресурсы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных представительств; · единые телекоммуникационные комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах; · информационные возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров; · информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномоченных Минзкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти). Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей - потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий - по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе, с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации. Данная система должна будет охватывать как подготовку и проведение выставок и ярмарок на территории Российской Федерации, так и содействие участию российских организаций в выставочных мероприятиях за рубежом. При организации российского участия в приоритетных выставках за рубежом особую роль призваны сыграть представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. В их функции входит развертывание информационной кампании в средствах массовой информации страны пребывания о предстоящем участии в выставке российских организаций, привлечение к предстоящему событию внимания потенциальных иностранных партнеров российских товаропроизводителей - экспортеров, а также предоставление российским организациям подробных данных об условиях участия в соответствующем мероприятии.

3.4 Заключение

1. В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность, благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально- экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест. У выставочно-ярмарочной деятельности имеется значительный потенциал, который многократно возрастет в случае осуществления координации и оказания поддержки со стороны государства. В связи с этим развитие этой сферы деятельности в России может стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации народного хозяйства страны. 2. Государственная политика в области выставочно-ярмарочной деятельности должна быть направлена на координацию работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций, структур выставочного бизнеса с целью оказания организационной, финансовой и информационной поддержки российским товаропроизводителям при участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях в России и за рубежом. 3. Одним из необходимых условий успешного развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, по опыту Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новосибирской, Самарской областей, должно стать активное подключение к этой работе органов исполнительной власти всех субъектов Федерации с использованием возможностей региональных торгово-промышленных палат, межрегиональных и отраслевых ассоциаций и союзов. 4. На современном этапе развития выставочно-ярмарочной деятельности требуется формирование и совершенствование ее нормативной правовой базы, обеспечивающей равные условия конкуренции всем ее участникам и включающей, в первую очередь, правовые акты в области таможенно-тарифного и налогового регулирования. 5. Подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ материально-технической базы выставочной деятельности, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставочных мероприятий на уровне современных требований. Необходима реконструкция и модернизация устаревших материально-технической базы и инфраструктуры выставочной отрасли. 6. Проведение научных исследований в области выставочной деятельности позволило бы разработать методики экономического анализа выставочно- ярмарочной деятельности и оценки эффективности участия российских организаций в выставках и ярмарках в Российской Федерации и за рубежом; создать систему статистического учета выставочно-ярмарочной деятельности; прогнозировать развитие в долгосрочной перспективе этого сегмента рынка. 7. Исходя из целей и задач настоящей Концепции, необходимо также создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации; подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в этой области.

Заключение

В завершение нашей работы подведём некоторые итоги: Стратегическое планирование является неотъемлемой составляющей эффективного функционирования любого предприятия. С его помощью происходит переориентация деятельности на потребителя и его нужды. Главной идеей становится тезис: «Производить то, что нужно потребителю, а не пытаться продать ему то, что вам удалось произвести», чем в последнее время все еще продолжают заниматься наши предприятия из-за чего и терпят убытки и не выдерживают конкуренции с западными аналогами. Отсутствие стратегических маркетинговых подразделений на наших крупных предприятиях как раз и является проблемой, камнем преткновения в их развитии и продвижении на рынках. Это связано с недостатком на них достаточного количества квалифицированных и компетентных в своей области специалистов, не боящихся внедрять инновационные технологии. Выходом из сложившейся ситуации может стать переориентация деятельности предприятия на всех ее этапах и направлениях на Потребителя. С помощью товара они должны решать проблемы и удовлетворять потребности покупателей. Теперь, когда необходимость и значимость формирования и реализации стратегии маркетинга на предприятиях уже доказана, и это неоспоримый факт, такой же, как и утверждение о необходимости стратегического менеджмента в целом. Однако, осознав вышеуказанный факт, мы сталкиваемся с проблемой осуществления всей этой теории на практике. Возникает вопрос: должны ли предприятия своими силами разрабатывать эти стратегии, при этом, рискуя ошибиться, или приглашать специалистов извне, в конце концов, это компетенция менеджеров предприятий им решать этот вопрос. Мы же должны отметить актуальность проблемы квалифицированных кадров. Именно мы должны иметь соответствующую квалификацию, чтобы решать задачи которые ставит стратегический маркетинг. Мы уверены, что эта работа поможет всем разобраться с концепцией, которую нужно соблюдать, работая над стратегиями маркетинговой деятельности на предприятиях. Список использованных источников 1. Doyle Peter. Marketing Management and Strategy. — Prentice Hall, 1994. 2. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1999. 3. Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 1995. 4. Виханский О.С. “Стратегическое управление”, Издательство Московского Университета.,1998, 455 с. 5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во Московского университета, 1995. 6. Гилберт А. Черчилль Маркетинговые исследования – СПб: Издательство «Питер», 2000.- 752 с. 7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство «Финпресс», 1999.-656с. 8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998. 9. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1995. 10. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. «Политика и практика маркетинга на предприятии» (Internet) 11. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ. изд. - К.; М.; СПб.: Издат. дом. «Вильямс», 1998. 12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1999. 13. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки, М.: - , 1997 14. Плас А., Практический маркетинг: книга 2. Точка зрения потребителя. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1995. 15. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 1993, 165 с, 16. Ричард Отт. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/Перевод с англ. - М.: Информационно- издательский дом «Филинъ», 1997.-320с. 17. Роджерс Л., Маркетинг в малом бизнесе. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 18. С а к с Д ж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. - М.: Экономика. 1994. 19. Смит А., Френк Дж., Практический маркетинг: книга 8. Планирование хороших отношений, Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1995. 20. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13.- М.: «Инфра – М», 1999.- 336 с. 21. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. - М.: ИНФРА- М, 2000.- 334с. 22. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика.-528с. 23. Экономическая стратегия фирмы. Под ред. проф. Градова А.П. Учебное пособие. СПб.: Специальная литература, 1995 г. 24. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации //Маркетинг в России и за рубежом// № 3, 2000г. 25. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 26. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель GE/McKensey //Менеджмент в России и за рубежом. №2, 1997. WEB – ресурсы: 1. http://www.aup.ru 2. http://www.cfin.ru 3. http://www.km.ru 4. http://www.mibif.ru Приложение 1 Схема маркетинговой деятельности предприятия

Курсовая: Стратегии маркетинговой деятельности

Приложение 2 Матрица Mc Kinsey Курсовая: Стратегии маркетинговой деятельности Приложение 3 Основные специализированные выставочные комплексы Российской Федерации

ГAO «ВВЦ»

(г. Москва)

Закрытая площадь

108,500 тыс. кв. м.,

Открытая площадь

158 100 тыс. кв. м.

ЗАО «Экспоцентр»(г. Москва)Закрытая площадь 65 тыс. кв. м.,Открытая площадь 35 тыс. кв. м.;
ОАО «Ленэкспо»(Санкт-Петербург)Закрытая площадь 25 тыс. кв. м.,

Открытая площадь

60 тыс. кв. м.

ООО «КВЦ

«Сокольники»

(г. Москва)

Закрытая площадь

16 тыс. кв. м.,

Открытая площадь 5 тыс. кв. м;
ГП Центр «Москва»(г. Москва)

Закрытая площадь

15 тыс. кв. м.,

Открытая площадь 2 тыс. кв. м.,
BAO «Нижегородская ярмарка»(г. Нижний Новгород)Закрытая площадь 12 тыс. кв. м.,

Открытая площадь

23 тыс. кв. м.,

ОАО «Казанская

ярмарка»

(г. Казань)

Закрытая площадь

6,7 тыс. кв. м.,

Открытая площадь 15 тыс. кв. м.,

OAO «Сибирская

ярмарка»

(г. Новосибирск)Закрытая площадь 6,5 тыс. кв. м.,
OAO «СибЭкспоЦентр»(г. Иркутск)

Закрытая площадь

4,5 тыс. кв. м.

Открытая площадь

1 тыс. кв. м.

000 «Башэкспо»(г. Уфа)

Закрытая площадь

4 тыс. кв. м.

Открытая площадь

2 тыс. кв. м.

ЗАО «Экспо-Волга»(г. Самара)Закрытая площадь 0,6 тыс. кв. м.,

Открытая площадь

4,5 тыс. кв. м.,

000 «Уралэкспоцентр»(г. Екатеринбург)

Закрытая площадь

1,1 тыс. кв. м.

Открытая площадь

2,5 тыс. кв. м.

000 ВЦ «Пермская Ярмарка»(г. Пермь)Закрытая площадь 2,7 тыс. кв. м.

Открытая площадь

0,9 тыс. кв. м.

OAO «Балтик-Экспо»(г. Калининград)

Закрытая площадь

2,0 тыс. кв. м.

Открытая площадь 1,0 тыс. кв. м.
3AO «МТВ-Центр»(г. Чебоксары)

Закрытая площадь

8,0 тыс. кв. м.

Открытая площадь

5,0 тыс. кв. м.

OAO «Центр

международной

торговли»

(г. Москва)

Закрытая площадь

2,0 тыс. кв. м.

Открытая площадь

0,5 тыс. кв. м,

[1] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1998.-896. [2] Котлер Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург: АО "КОРУНА", АОЗТ "Литера плюс". 1994. [3] Дайан А. Маркетинг. В кн.: Академия рынка: маркетинг. М., Экономика, 1993. [4] Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 1992. [5] Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы, М.: - Book chamber international, 1992. [6] Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 1999. [7] Например, средний размер аналогичных комплексов за рубежом составляет не менее 100 тыс. кв. м. В Париже общая выставочная площадь в павильонах составляет 554, 8 тыс. кв. м., в Ганновере - 478,9 тыс. кв. м.. во Франкфурте общая площадь выставочного комплекса - 400 тыс. кв. м., в Милане - 270 тыс. кв. м.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ