|
Курсовая: Упрощенная система налогообложения малых предприятий
Курсовая: Упрощенная система налогообложения малых предприятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
на тему: "Особенности налогообложения малых
предприятий"
разработал студент гр. 2С2 Кузнецов
шифр 0925
Олег Олегович
руководитель курсовой работы Салтанова
канд. эк. наук, доцент Татьяна
Алексеевна
г.Ростов-на-Дону
2004
АННОТАЦИЯ
В данном исследовании объемом 24 страниц основного текста и 7 страниц
практической части.
Курсовая работа на тему: «Особенности налогообложения малых предприятий»
содержит теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть посвящена особенностям налогообложения малых предприятий,
в частности:
· расчет по налогу на прибыль малых предприятий
· упрощенная система налогообложения.
Практическая часть состоит:
· расчета и анализа финансового результата
· анализа рентабельности продаж
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение__________________________________________________ | 4 | 2. | Расчет с бюджетом по налогу на прибыль малых предприятий _______________________________________ | 6 | 3. | Комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности____________ | 9 | 4. | Федеральный закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства _________________________ | 11 | 5. | Порядок определения доходов, расходов и расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения ___________________________________ | 13 | 6. | Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в российской федерации __________ | 21 | 7. | Заключение________________________________________________ | 23 | 8. | Список Литературы_________________________________________ | 24 |
ВЕДЕНИЕ
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой создание
экономических и правовых условий и стимулов для развития бизнеса, а также
вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. С
точки зрения предпринимателя, именно государство должно создавать условия в
которых он сможет эффективно достигать своих целей, таких, как минимизация
риска, защита собственности и личности. С точки зрения государства,
предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более
высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости,
укрепление национальной безопасности и т.д.). Особое значение для
предпринимательства, безусловно, имеет налоговая политика государства,
которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и
формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов,
прежде всего государственного бюджета.
Обладая достаточными способностями для извлечения прибыли из своей
деятельности, но, не имея возможности вести правильное исчисление и уплату
налогов с оперативным отслеживанием быстро меняющегося налогового
законодательства, предприниматель часто входит в противоречие (сознательно
или непредумышленно) с фискальными намерениями государства. Как правило,
первая серьезная налоговая ошибка мелкого предпринимателя становится
последней и ставит крест на его бизнесе, лишая доходов, как бюджет, так и
самих предпринимателей. Исходя из этого, вполне оправданным казалось,
упростить систему налогообложения и связанные с ней системы учета и
отчетности перед налоговыми органами.
Основной идей нового закона следует считать максимальную унификацию и
формализацию тарифов и ставок, а также упрощение методов их расчета для
налоговых инспекторов и контроля за их правильностью.
Принципиальным отличием от всех действующих схем налогообложения частных
предприятий, в том числе и введенной в конце 1995г. упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
является то, что база налогообложения определяется не по отчетности (поэтому ее
можно существенно упростить и сократить), а на основе определенной расчетным
путем доходности различных видов бизнеса в различных региональных и других
условиях. При этом планируется привязать расчет потенциального (а не
отчетного!) дохода к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в
первую очередь, физических показателей деятельности малых предприятий.
Предусматривается замена уплаты совокупности установленных законодательством
налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты всех уровней, уплаты единого
налога, состоящего из двух частей:
- упрощенного подоходного налога, определяемого на основе оценочных
показателей физических параметров (площадь, численность, число посадочных
мест и др.) предпринимательской деятельности;
- стоимости патента на право применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности.
Выбранная мной тема, на мой взгляд, является весьма актуальной, так как
после развала СССР и перехода России на рыночную экономику многие крупные
российские предприятия обанкротились. В то время как мелкие предприятия
довольно быстро переориентировали свои предприятия на выпуск другой продукции,
тем самым смогли избежать кризисных ситуаций и банкротства. Из всего
вышеизложенного следует, то, что малые предприятия более жизнеустойчивы и чем
их будет больше, тем больше будут суммы налоговых поступлений в казну
государства.
Цель моей работы: рассказать и показать практическую значимость учёта и
налогообложения малого предприятия.
РАСЧЕТ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого
предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале
которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и
иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя
численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных
уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на
транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере -
60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом
обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности,
доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме
прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с
начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей
должен применяться -объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и
т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом.
Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного
года.
Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного
Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает
соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных
действующим законодательством.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе
устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого
предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия
определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по
договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом
реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов
и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, соответствующие указанным
критериям, осуществляющие производство и одновременно переработку
сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров,
товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники,
лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство
объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного
назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка
от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от
реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия
считается день его государственной регистрации.
указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50
процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от
указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы
выручки от реализации продукции (работ, услуг). Указанные льготы не
предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных
(реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были
предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со
дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в
полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму
дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом,
действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в
федеральный бюджет.
КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И СОДЕЙСТВИЮ ИХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального
производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого
функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации
экономики страны в целом Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Считать государственную поддержку малых предприятий в сфере материального
производства и содействие их инновационной деятельности одним из важнейших
направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти.
2. Утвердить прилагаемый комплекс мер по развитию и государственной поддержке
малых предприятий в сфере материального производства и содействию их
инновационной деятельности.
3. Установить, что государственная поддержка оказывается в приоритетном
порядке малым предприятиям, осуществляющим производственную и инновационную
деятельность в следующих отраслях:
Ø машиностроение и металлообработка;
Ø микробиологическая, медицинская и биотехнологическая отрасли
промышленности;
Ø электронная промышленность;
Ø деревообрабатывающая промышленность;
Ø стройиндустрия (промышленность строительных материалов и
строительство);
Ø пищевая промышленность, переработка, хранение и упаковка
сельскохозяйственной и пищевой продукции;
Ø производство товаров народного потребления.
4. Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, Министерству экономики Российской Федерации,
Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации
по налогам и сборам. Министерству науки и технологий Российской Федерации
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать в
первоочередном порядке выполнение мероприятий, ориентированных на поддержку
малых предприятий в сфере материального производства и содействие их
инновационной деятельности.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и региональным общественным объединения предпринимателей при осуществлении
мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере
материального производства и содействию их инновационной деятельности
предусматривать мероприятия по созданию специализированных лизинговых
компаний и финансовых институтов венчурного инвестирования малых предприятий.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы введения и применения
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства - юридических лиц (далее -организации) и физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица (далее - индивидуальные предприниматели).
Общие положения:
1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей
применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и
отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к
упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется
субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона,
предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством
Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов
уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей,
государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,
лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные
фонды.
3. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты
установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на
доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой
стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).
4.Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, предоставляется право оформления первичных документов
бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по
упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана
счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о
ведении бухгалтерского учета и отчетности.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ
УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Доходы
Доход — экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в
случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно
оценить, и определяемая в отношении различных доходов на основе
соответствующих глав НК РФ.
Для всех плательщиков единого налога, работающих по упрощенной системе
налогообложения (далее по тексту УСНО), датой получения доходов признается
день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод)1
.
Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному
курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения доходов, и учитываются в
совокупности с доходами, выраженными в рублях2. Доходы, полученные
в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам3. Рыночная цена
определяется в соответствии со ст. 40 НК РФ.
Определение доходов организациями
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают для целей
налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации
имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы, определяемые
в соответствии со статьями 249, 250 НК РФ, и не учитывают доходы,
предусмотренные ст. 251 НКРФ4.
В соответствии со ст. 249 НК РФ доходами от реализации являются:
1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
2) выручка от реализации ранее приобретенных товаров;
3) выручка от реализации имущественных прав.
Понятие «реализация» подразумевает передачу на возмездной основе (а в некоторых
случаях — и на безвозмездной основе) права собственности на товары, результаты
работ или оказание услуг5.
Таким образом, в определении налоговой базы по единому налогу при УСНО
участвуют все доходы (как в денежной, так и в натуральной форме), полученные
от реализации любого имущества или имущественных прав налогоплательщика, а
также за выполненные им работы или оказанные услуги. Доходом от реализации
являются также полученные от покупателей денежные средства (имущество) в виде
предварительной оплаты (авансы).
Внереализационными доходами для целей исчисления налога на прибыль признаются
доходы, не являющиеся доходами от реализации товаров (работ, услуг,
имущественных прав)6. Перечень внереализационных доходов,
приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым.
Внереализационными доходами налогоплательщика, в частности, признаются:
— доходы от долевого участия в других организациях7;
— доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных
обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба8;
— доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если они не учитываются
налогоплательщиком в качестве доходов от реализации9;
— доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского
счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым
обязательствам10;
— доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или
имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ11
;
— иные внереализационные доходы.
Организации, применяющие УСНО, при определении налоговой базы по единому налогу
не учитывают следующие доходы12:
1) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или
задатка в качестве обеспечения обязательств13;
2) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита
или займа (или иным аналогичным договорам), а также средств или иного
имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований14;
3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих
денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный
(складочный) капитал (фонд) организации15;
4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах
первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его
правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного
общества или товарищества16;
5) в виде имущества, имущественных прав и неимущественных прав, которые
получены в пределах первоначального взноса участником (договора о совместной
деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества,
находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого
имущества17;
6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной
помощи (содействия) в установленном порядке18;
7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в
соответствии с международными договорами РФ19;
8) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру,
агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору
комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. К указанным
доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное
вознаграждение20;
9) в виде сумм процентов за просрочку при возврате из бюджета (внебюджетного
фонда) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов21;
10) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого
финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. В частности, к средствам
целевого финансирования относятся средства дольщиков и (или) инвесторов,
аккумулированные на счетах организации-застройщика22;
11) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение
уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями
законодательства РФ23;
12) в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами
разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством РФ или по решению Правительства РФ24;
13) другие поступления имущества и денежных средств, поименованные в ст. 251
НК РФ.
Определение доходов индивидуальными предпринимателями
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения
учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности25.
Доходы, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не
должны включаться в налоговую базу по единому налогу и подлежат обложению
налогом на доходы физических лиц в соответствии с требованиями гл. 23 НК РФ.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли26.
В составе доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщики —
индивидуальные предприниматели должны учитывать те же доходы, что и
организации27.
Расходы
Расходы учитываются только теми налогоплательщиками, которые в качестве объекта
налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов. Расходами
признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально
подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком28.
По общему правилу расходами налогоплательщиков признаются затраты после их
фактической оплаты в порядке, установленном ст. 273 НК РФ. Расходы на ОС и
НМА учитываются по правилам гл. 26.2 НК РФ также после их фактической
оплаты. Перечень расходов, принимаемых для целей исчисления налоговой базы по
единому налогу при упрощенной системе налогообложения и приведенный в ст.
346.16 НК РФ, является закрытым.
Расходы на приобретение основных средств
Расходы на приобретение основных средств уменьшают полученные
налогоплательщиком доходы29. При этом такие расходы принимаются в
особом порядке, который зависит от того, были ли основные средства приобретены
до или после перехода на упрощенную систему налогообложения.
1. Основные средства приобретены в период применения УСНО.
Расходы на приобретение объектов основных средств (состав их определяется по
правилам бухгалтерского учета), право собственности на которые перешло к
налогоплательщику в период применения упрощенной системы, признаются расходами
для целей исчисления единого налога в момент ввода соответствующих объектов
основных средств в эксплуатацию30 и отражаются в налоговом учете (в
Книге учета доходов и расходов) в последний день отчетного (налогового)
периода31 в оценке по правилам бухгалтерского учета32.
При этом не надо забывать, что по общему правилу расходами налогоплательщиков
признаются затраты после их фактической оплаты.
Но если в течение трех лет с момента приобретения объектов основных средств (в
отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до
истечения 10 лет с момента их приобретения) соответствующий объект основных
средств реализуется (передается) другому лицу, то налогоплательщик обязан
пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными
средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом
положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени33
.
Это означает, что налоговая база за тот период, когда объект основных средств
был приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию, должна быть увеличена на
сумму расходов на приобретение соответствующего объекта основных средств. В
результате этого возникнет недоимка по единому налогу за отчетный (налоговый)
период, в котором расходы по объекту основных средств были приняты в
уменьшение доходов.
Налоговая база за все последующие отчетные (налоговые) периоды до момента
реализации (передачи) объекта основных средств должна быть уменьшена на сумму
амортизации по данному объекту основных средств, исчисленную в соответствии
со ст. 259 НК РФ. В результате этого возникнет переплата по единому налогу за
соответствующие отчетные (налоговые) периоды. Эти суммы могут быть зачтены в
счет погашения недоимки по единому налогу за период, в котором расходы по
объекту основных средств были приняты в уменьшение доходов.
2. Основные средства приобретены до перехода на УСНО.
Расходы на приобретение объектов основных средств, право собственности на
которые перешло к налогоплательщику до перехода на упрощенную систему,
принимаются для целей обложения единым налогом в размере, равном остаточной
стоимости данных основных средств на момент перехода на УСНО. Но в уменьшение
доходов данные расходы принимаются не сразу, а в течение 1—10 лет (в
зависимости от срока полезного использования соответствующего объекта основных
средств, который определяется в соответствии со ст. 258 НК РФ)34.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам
равными долями (поквартально).
Срок полезного использования ОС | Амортизационная группа (ст. 258 НКРФ) | Период включения остаточной стоимости ОС в расходы на их приобретение | До 3 лет | 1—2 | В течение первого года применения УСНО | От 3 до 15 лет включительно | 3—6 | 50% — в течение первого года применения УСНО 30% — в течение второго года 20% — в течение третьего года | Более 15 лет | 7—10 | Равными долями в течение 10 лет применения УСНО |
Однако есть еще один нюанс — если основные средства, приобретенные до перехода
на УСНО и числящиеся у налогоплательщика — организации, применявшей ранее общий
режим налогообложения с использованием метода начислений, еще не оплачены, их
остаточная стоимость не может быть включена в расходы. Только начиная с месяца,
следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата соответствующих
объектов основных средств, их остаточная стоимость может быть включена в
расходы на приобретение основных средств в порядке, рассмотренном выше35
.
Расходы на приобретение нематериальных активов
Налоговый кодекс РФ не определяет особого порядка признания расходов на
приобретение нематериальных активов, в отличие от расходов на приобретение
основных средств. В связи с этим такие расходы должны уменьшать полученные
доходы36 при формировании налоговой базы по единому налогу в общем
порядке, то есть по мере их оплаты и постановки на учет.
Кроме того, не определен и порядок учета нематериальных активов,
приобретенных до перехода на упрощенную систему. Поэтому остаточная
стоимость таких нематериальных активов не может быть учтена в составе
расходов.
Расходы на приобретение покупных товаров
Затраты в виде стоимости товаров, определенной одним из методов, указанных в
подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ (по методу ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости или по
стоимости единицы товара), учитываются в составе расходов в момент реализации
данных товаров37. Поэтому, даже если приобретенный товар оплачен и
оприходован, в Книге учета доходов и расходов его стоимость не отражается до
тех пор, пока данный товар не будет продан. В момент фактической реализации
товаров (при условии, что они уже оплачены) в Книге производится
соответствующая запись. Если же реализуются еще не оплаченные поставщику
товары, то запись в Книге учета доходов и расходов производится в момент их
оплаты.
Суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам)
Порядок признания уплаченного НДС в качестве расхода следующий:
— НДС может быть списан в расходы только по тем товарам (работам, услугам),
расходы по которым учитываются при применении УСНО38. Например, НДС
в части расходов на юридические и информационные услуги в состав расходов
включить нельзя, как и саму стоимость подобных услуг;
— НДС списывается в расходы текущего отчетного периода в той части, в какой
в этом периоде в целях исчисления единого налога признан сам расход.
Например, уплаченные при приобретении покупных товаров суммы НДС следует
списать в расход после фактической реализации этих товаров, а НДС по
расходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, следует
списывать в расход равномерно, как и сами эти расходы;
— НДС списывается в расходы отдельной строкой и не включается в расход, с
которым он связан. Исключение составляет НДС, уплаченный при приобретении
объекта ОС и НМА и включаемый в стоимость этого объекта ОС и НМА.
Ставка налога: 6% от дохода
15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов, но не менее суммы
минимального налога – 1% от доходов.
1) п. I ст. 346.17 НК РФ
2) п. 3 ст. 346.18 НК РФ
3) п. 4 ст. 346.18 НК РФ
4) п. I ст. 346.15 НК РФ
5) п. 1 ст. 39 НК РФ
6) ст. 250 НК РФ
7) п. 1 ст. 250 НК РФ
8) п. 3 ст. 250 НК РФ
9) п. 4 ст. 250 НК РФ
10) п. 6 ст. 250 НК РФ
11) п. 8 ст. 250 НК РФ
12) статьи 346.15. 251 НК РФ
13) подл. 2 п. I ст. 251 НК РФ
14) подл. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ
15) подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ
16) подп. 4 п. I ст. 251 НК РФ
17) подп. 5 п. 1 ст. 251 НК РФ
18) подп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ
19) подп. 7 п. 1 ст. 251 НК РФ
20) подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ
21) подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ
22) подп. 14 п. 1 ст. 251 НКРФ
23) подп. 17 п. 1 ст. 251 НКРФ
24) подп. 21 п. 1 ст. 251 НКРФ
25) п. 2 ст. 346.15 НК РФ
26) п. 1 ст. 2 ГК РФ
27) п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 «Упрощенная
система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, утв.
Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/706
28) п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ
29) подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НКРФ
30) пп. 1,3 ст. 346.16 НКРФ
31) п. 2 ст. 346.17 НК РФ
32) п. 18 Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 НК РФ
33) п. 3 ст. 346.16 НК РФ
34) подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
35) подп. 2 п. 1 ст. 346.25 НКРФ
36) подп. 2 п. 1 ст. 346.16 НКРФ
37) п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 268 НК РФ
38) п. 1 ст. 252 НК РФ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию установленного
Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование
своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической деятельности. Настоящий Федеральный
закон определяет общие положения в области государственной поддержки и
развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает
формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства.
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации
в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета
и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Ниже перечислены основные статьи закона:
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке
малого предпринимательства
Статья 2. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации
Статья 3. Субъекты малого предпринимательства
Статья 4. Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства
Статья 5. Порядок представления отчетности малыми предприятиями
Статья 6. Государственная поддержка малого предпринимательства
Статья 7. Государственные программы поддержки малого предпринимательства
Статья 8. Фонды поддержки малого предпринимательства
Статья 9. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
Статья 10. Ускоренная амортизация
Статья 11. Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства
Статья 12. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства
Статья 13. Страхование субъектов малого предпринимательства
Статья 14. Участие субъектов малого предпринимательства в производстве
продукции и товаров (услуг) для государственных нужд
Статья 15. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства
Статья 16. Поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере
Статья 17. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого
предпринимательства
Статья 18. Поддержка субъектов малого предпринимательства в области
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Статья 19. Союзы (ассоциации) субъектов малого предпринимательства
Статья 20. Некоммерческие объединения субъектов малого предпринимательства
Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим
Федеральным законом
Статья 22. Переходные положения
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы мне удалось выяснить, что развитие малого
предпринимательства, а так же его налогообложение может принести довольно
таки не плохую прибыль, особенно в российской экономике.
Основной вывод в том, что передача всего процесса налогообложения малых
предприятий решит несколько проблем:
ü разгрузит перераспределительную деятельность, что позволит более
тщательно и конкретно перераспределять финансовые ресурсы государства;
ü создаст заинтересованность субъектов Федерации в развитии малых
предприятий. Это в свою очередь способствует появлению новых рабочих мест
(снижение уровня безработицы), повышению социального уровня жизни населения, ну
и конечно же поступление налогов в бюджеты государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ
2. Методические рекомендации по применению главы 26.2 «Упрощенная система
налогообложения» Налогового кодекса РФ, утв. Приказом МНС России от
10.12.2002 года № БГ-3-22/706.
3. Журнал «Главная книга» от 03.02.2003 года.
4. Федеральный закон о государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ от 14.05.1995 года, № 88-ФЗ в редакции от 21.03.2003
№ 31-ФЗ.
5. Федеральный закон об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29.12.1995 № 222-ФЗ в
редакции от 31.12.2001, с изменениями от 19.06.2003 года.
6. Закон РФ об основах налоговой системы в Российской Федерации от
27.12.1991 года, № 2118-1.
7. Методические рекомендации по применения гл.25 НК РФ.
8. Приказ МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22-606.
9. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
10. Приказ МНС России от 12.11.2002 № БГ-3-22/647.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Таблица 1
Расчет чистой рентабельности собственных средств
Показатель | предприятие | А | Б | Прибыль тыс. руб. | 200 | 200 | Финансовые издержки по заемным средствам тыс. руб. | - | 75 | Прибыль подлежащая налогообложению тыс. руб. | 200 | 125 | Налог на прибыль тыс. руб. | 70 | 44 | Чистая прибыль тыс. руб. | 130 | 81 | Прибыль в распоряжении тыс. руб. | 130 | 55 | Чистая рентабельность % | 13 | 11 |
Видим, что у предприятия Б чистая рентабельность собственных средств на 3,2
процентных пункта выше, чем у предприятия А, только лишь за счет иной
финансовой структуры пассива. Налогообложение "срезало" эффект финансового
левериджа на 35%.
Уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем, характеризующим
относительное изменение чистой прибыли при изменении валовой прибыли:
Уфл = Тичп / Тивп
где : Тичп - темп изменения чистой прибыли,
Тивп - темп изменения валовой прибыли.
Эта формула может быть преобразована к виду, более удобному для расчетов
Уфл = Валовая прибыль / (Валовая прибыль - Проценты по долгосрочным займам)
Коэффициент Уфл показывает, во сколько раз валовая прибыль превосходит
налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица
(заемных средств, у предприятия нет). Чем больше относительный объем
привлеченных предприятием заемных средств, чем больше выплаченная по ним
сумма процентов, тем больше уровень финансового левериджа.
Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем
более нелинейный характер приобретает связь между чистой прибылью и валовой
прибылью, незначительное изменение (возрастание или убывание) валовой прибыли
в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному
изменению чистой прибыли.
С категорией финансового левериджа связано понятие финансового риска.
Финансовый риск – это риск обусловленный возможным недостатком средств для
выплаты процентов по долгосрочным кредитам. Возрастание финансового рычага
сопровождается повышением степени рискованности данного предприятия.
Проведем сравнительный анализ финансового риска при различной структуре
капитала исследуемого предприятия. Как меняется показатель рентабельности
собственных средств при отклонении валовой прибыли на 10% от его базового
уровня 5500 тыс. руб.?
Таблица 2
Исходная информация для сравнительного анализа уровня финансового рычага
(тыс. руб.)
Показатель | Доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных источников средств | 0% | 25% | 50% | Общая сумма капитала | 6000 | 6000 | 6000 | Собственный капитал | 6000 | 4500 | 3000 | Заемный капитал | - | 1500 | 3000 | Годовые расходы за пользование заемными средствами % | | 20 | 30 | сумма | - | 300 | 900 |
При проведении исследований приняты три варианта: собственный капитал
предприятия 4500 тыс. руб. увеличивается на 1500 тыс. руб. или уменьшается на
1500 тыс. руб. Соответственно заемные средства выбираются такими, чтобы общая
сумма долговременных источников финансирования составляла 6000 тыс. руб.
Необходимые данные для расчета уровня финансового рычага приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Изменение рентабельности собственного капитала в зависимости от различной
структуры источников средств
Показатели | Структура капитала | Доля заемных средств | 0% | 25% | 50% | Валовая прибыль | 4950 | 5500 | 6050 | 4950 | 5500 | 6050 | 4950 | 5500 | 6050 | Уплаченные проценты | . | . | . | 300 | 300 | 300 | 900 | 900 | 900 | Налогооблагаемая прибыль | 4950 | 5500 | 6050 | 4650 | 5200 | 5750 | 4050 | 4600 | 5150 | Налог (35%) | 1732 | 1925 | 2118 | 1628 | 1820 | 2012 | 14 18 | 1610 | 1802 | Чистая прибыль | 3218 | 3575 | 3932 | 3022 | 3380 | 3738 | 26.42 | 2990 | 3348 | Рентабельность собственных средств (РСС).% | 53,6 | 59,6 | 65,5 | 67,2 | 75,1 | 83,1 | 87,7 | 99,7 | 111,6 | Уровень финансового рычага | 1,00 | 1,06 | 1,20 | Размах рентабельности собственного капитала,% | 11,9 | 15,9 | 23,9 |
Установлено:
1. В первом варианте, когда предприятие полностью финансируется за счет
собственных средств, уровень финансового левериджа равен единице, то есть
финансовый рычаг отсутствует. Изменение чистой прибыли полностью определяется
изменением валовой прибыли, то- есть производственных условий. Действительно,
изменение валовой прибыли на 10% приводит точно к такому же изменению чистой
прибыли.
2.Уровень финансового рычага возрастает с увеличением доли заемного капитала.
В этом случае возрастает размах вариации показателя "рентабельность
собственного капитала" (как разница между наибольшим и наименьшим значениями
этого и показателя) По сравнению с вариантом, когда предприятие полностью
финансируется собственными средствами, для структуры капитала с наибольшим
уровнем заемных средств размах вариации увеличился в два раза. То же самое
характерно и для вариации чистой прибыли - для структуры капитала с наивысшим
значением финансового рычага изменение валовой прибыли на 10% приводит к
изменению чистой прибыли на 12.0%. Это свидетельствует о повышении степени
риска инвестирования при изменении структуры капитала в сторону увеличения
доли заемных средств.
3. Данный пример рассматривается в динамическом разрезе. Руководство
предприятия должно оценить целесообразность изменения структуры капитала.
При этом получается вывод: увеличение доли долгосрочных заемных средств
приводит к повышению рентабельности собственных средств, однако вместе с тем
происходит и возрастание степени финансового риска.
Произведем оценку уровня операционно-финансового левериджа, который
определяется следующим показателем
Ул = Уол х Уфл,
где: Ул - уровень операционно-финансового рычага;
Уол - уровень операционного рычага;
Уфл - уровень финансового рычага
В условиях примера расчета уровня операционного левериджа рассчитаем уровень
операционно-финансового левериджа.
| -10% | | +10% | | Объем реализации, тыс. руб. | 32981 | 36646 | 40311 | | Вычесть: | | | | | Переменные расходы | 23977 | 26642 | 29306 | Уол | Постоянные расходы | 6864 | 6864 | 6864 | | Валовая прибыль | 2140 | 3140 | 4141 | | | -31,8% | | +31,8% | Ул | Вычесть: | | | | | Проценты по ссудам | 500 | 500 | 500 | | Налогооблагаемая прибыль | 1640 | 2640 | 3641 | | Вычесть: | | | | Уфл | Налог ( 35 % ) | 574 | 924 | 1274 | | Чистая прибыль | 1066 | 1716 | 2367 | | | -37,9% | | +37,9% | | | | | | | | |
Уол = (36646 - 26642) / 3140=3,18 Уфл =
3140 / (3140 - 500)
Ул = Уол * Уфл = 3,18 * 1,19 = 3,79
Экономическая интерпретация показателей такова. При сложившимся на
предприятии структуре источников средств и факторов производственно-
финансовой деятельности:
увеличение объема производства на 10% приведет к увеличению валовой прибыли
на 31,8% (коэффициент Уол);
ü увеличение валовой прибыли на 31,8% приведет к увеличению чистой
прибыли на 11,9% (коэффициент Уфл);
ü увеличение объема производства на 10% приведет к увеличению чистой
прибыли на 37,9% (коэффициент Ул)
ü сокращение объема производства на 10% приведет к уменьшению валовой
прибыли на 31,8% и чистой прибыли на 37,9%, что наглядно иллюстрирует
финансовый риск действия финансового левериджа при использовании заемных
средств (если бы предприятие использовало только собственные средства, то
уровень финансового левериджа был бы равен 1 и чистая прибыль сократилась бы
только на 31,8%).
Управление выручкой от реализации и рентабельностью продаж
Факторы, влияющие на стоимость реализованной продукции (работ, услуг)
Размеры прибыли и уровень рентабельности - главный критерий оценки
эффективности предпринимательской деятельности. Количественно решающая часть
прибыли является результатом реализации продукции (работ, услуг). Прибыль в
составе выручки от реализации зависит от двух факторов: объема реализованной
продукции и затрат на се производство и реализацию. В случае изменения цен на
реализованную продукцию вступает в действие третий фактор - ценовой. Таким
образом, сама выручка от реализации формируется под воздействием объема
реализации и натуральных единицах и цены единицы реализуемой продукции.
Однако не все виды деятельности могут быть оценены исходя из данных в расчете
на единицу продукции.
Поэтому целесообразно проводить анализ и оценку на весь объем реализации,
тогда применяемые методы являются универсальными.
Рассмотрим на примере динамику выручки и прибыли от реализации в разрезе
влияющих на них факторов. Расчет имеет целью сопоставление выручки от
реализации, затрат на реализованную продукцию и прибыли от реализации за два
следующих один за другим периода (табл. 4.).
Таблица 4.
Динамика выручки и прибыли от реализации
Показатели | 3 - квартал 1999 г | 1- квартал 1999 г | Изменение тыс. руб. | % | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Выручка от реализации | 36646 | 30240 | + 6406 | 121,2 | Себестоимость реализации | 35491 | 294 36 | + 6055 | 120,5 | Коммерческие расходы | 563 | 410 | + 153 | 137,3 | Управленческие расходы | - | - | - | - | Итого затраты на реализованную продукцию | 36054 | 29846 | + 6203 | 120,8 | Прибыль от реализации | 592 | 394 | + 198 | 150,2 |
Цены на продукцию в отчетном периоде выросли по сравнению с ценами
предыдущего периода о среднем на8%. Следовательно, выручка от реализации
отчетного периода в сопоставимых ценах равна 36646 / 1,08 = 33931 тыс. руб.
Увеличение выручки от реализации за счет роста цен: 36646 - 33931 = 2 715
тыс. руб.
В предыдущем периоде прибыль от реализации была на уровне 1,3% выручки от
реализации (394 / 30240 х 100= 1,3).
Если бы цены не менялись, то выручка от реализации увеличилась бы не на
6406тыс. руб., а только на 3691 тыс. руб., т.е. на 2715 тыс. руб. меньше. При
сохранении рентабельности продаж на уровне предыдущего периода и без
изменения цен прибыль от реализации должна бы увеличиться на 3691 х 1,3 / 100
= 48 тыс. руб. Такой прирост прибыли имел бы место, если бы не менялись ни
цены, ни рентабельность продаж, а изменялся только объем реализации в
натуральных единицах. Рост цен дал бы дополнительное увеличение прибыли на 35
тыс. руб. (2715 х 1,3 / 100 = 35).
Таким образом, и динамика цен, и динамика натуральных объемов способствовали
росту прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Этому увеличению
содействовали все факторы, связанные с затратами на производство и реализацию
продукции. Если бы затраты увеличивались пропорционально росту выручки от
реализации, то они сложились бы в других размерах. Себестоимость составила бы
29436 х 1,212 = 35676 тыс. руб., а фактически она равна 35491 тыс. руб.
Разница 35491 – 35676 = -185 тыс. руб. - это положительное влияние
себестоимости на прибыль от реализации. Аналогично можно определить влияние
коммерческих расходов: 4 И) х 1,212 = 497 тыс. руб., 563 - 497 = 66 тыс. руб.
Опережающий рост коммерческих расходов по сравнению с ростом выручки от
реализации (гр.5 таблицы) предопределяет их отрицательное влияние на динамику
прибыли.
Обобщение влияния факторов на прибыль от реализации в 3-м квартале 1999 г.
показано в следующей таблице 5.
Таблица 5.
Факторы, повлиявшие на динамику прибыли от реализации (увеличивающие +,
уменьшающие -)
Показатели | Тыс. руб. | В % к повышению прибыли | Увеличение прибыли от реализации | +198 | 100 | в том числе за счет: Роста натурального объема продаж | +48 | +24 | Роста цен на реализованную продукцию | +35 | +18 | Снижения себестоимости | +185 | +92 | Увеличения коммерческих расходов | -66 | -34 | Изменения управленческих расходов | - | - | Итого факторы, увеличивающие прибыль | +268 | +134 | Итого факторы, уменьшающие прибыль | -66 | -34 | Общее влияние факторов | 202 | 100 |
Примечание. Некоторое расхождение данных в сравнении с предыдущей таблицей
объясняется округлением в расчетах.
Таким образом, решающим фактором увеличения прибыли от реализации- в 3- кп.
1999 г по сравнению с 1- кв. 1999 г стало уменьшение себестоимости, а
противодействующим фактором - рост коммерческих расходов. В этой ситуации
управление увеличением прибыли от реализации должно начинаться с анализа
состава и объема коммерческих расходов, их целесообразности.
|
|