40. Метод Метчета. – заключается в овладении приемами управления собственными мыслями. М-д Метчета –это есть приемы измерения режима мышления. Режим мышления- это сознательная организация мыслительного процесса, в зависимости от решаемой проблемы. Метчет выделил 5 режимов мышления:1.по основным элементам мысли (разрабатывать варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирование понятий, препятствия) 2. мышление стратегическими схемами, режим отражает способность выбирать и строить стратегию. 3 . мышление в параллельных плоскостях, исследователь мыслит и следит за своими мыслями. 4.мышление с разных точек зрения. 5.мышление образами или ассоциативное мышление. 43. Понятие эффективности исследования. Основы ее формирования Эффективность исследования — это нахождение такого варианта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат усилий (или ресурсов) на его проведение и результата (или степени достижения цели). Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти системы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связаны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимостью. Задача исследования — раскрыть и изучить эти причины. Эффективность исследований управления может определяться в зависимости от факторов, обусловленных классификацией исследований: целевого назначения, области применения, результатов, источников финансирования, уровня постановки (заданная, инициативная), новизны поставленных задач, конструктивности. 46.Факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов. Факт- это случившееся, происшедшее явление, произошло на самом деле и его невозможно отрицать, но исследование не может обойтись без фактов. Информация-это не только факты, она также включает гипотезы, концепции, субъективные позиции, идеологию. Факт- всегда подтверждается. Факты являются основой доказательства, помогают определить содержание проблемы, являются предпосылкой к-л исследования. Факторы классифиц-тся по различным признакам: факторы изменений, связи, взаимодействия. соц-ные факты, психологические, эк-кие. Таким образом, можно констатировать, что окружающая нас действительность предстает перед нами в виде различных явлений. Они включают события, ситуации, проблемы. О каждом явлении в общем смысле мы получаем информацию, но часть информации (большую или меньшую?) мы получаем в виде фактов, т.е. такой информации, достоверность и реальность которой не вызывает сомнения, которую можно проверить и подтвердить. Реальная действительность определяется не разрозненными фактами, а системой фактов, исключающей возможности осознанного или неосознанного манипулирования ими. Качество любого исследования зависит от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системности, конкретности, определенности, соответствия предмету исследования. | 41. Режим мышления- это сознательная организация мыслительного процесса, в зависимости от решаемой проблемы. Метчет выделил 5 режимов мышления:1.по основным элементам мысли (разрабатывать варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирование понятий, препятствия) 2. мышление стратегическими схемами, режим отражает способность выбирать и строить стратегию. 3 . мышление в параллельных плоскостях, исследователь мыслит и следит за своими мыслями. 4.мышление с разных точек зрения. 5.мышление образами или ассоциативное мышление. 44. Принципы обеспечения эффективности исслед-я. принцип объективности. это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, возвращение к объективному в конечном результате размышлений, анализа идей, мыслей и позиций. Принцип системности-, поиск и определение связей, целостностности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Принцип последовательности- проведение исследования по определенной, заранее разработанной технологии. Принцип целеустремленности: любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Принцип «обгонять, не догоняя», или «не изобретать велосипед»: любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное. Принцип свободы мышления определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей. Принцип управления мышлением: как и всякий процесс, мышление должно быть управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Принцип качественной и количественной определенности исследования: по возможности исследования надо проводить, используя количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений. Принцип фактологического обеспечения исследования: исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности. принцип трудоемкости: любое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависят и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а следовательно, и эффективность. 53. Креативное образование современного менеджера. Сегодня возникает понятие как «менеджер исследовательского типа, или «Креативный менеджер». Каждый менеджер в своей работе проявляет черты индивидуальности. Современное управление испытывает потребность в исследования. Эта потребность реализуется в различных проявлениях – орг-ции управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы. Одним из последствий реализации той потребности является возникновение «креативных менеджеров». Их особенность- обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, решение проблем, разработке управленческих решений. Можно выделить следующие черты креативного менеджера: проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где кажется, их нет; умение формулировать проблему, когда она еще не зародилась; экспрезентативность – умение делать верные заключения при дефиците информации; психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей; аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельность, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. Принцип реализации креативного образования менеджера, которое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования. | 42.Эффективность ИСУ. Эффективность-это определение или нахождение вариантов проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху,т.е. хар-ся целесообразность выполнения работ. Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти системы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связаны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимостью. Задача исследования — раскрыть и изучить эти причины. На практике эф-сть измеряется соотношением затрат усилий, т.е. ресурсов и результатов (степень достижения цели). 2 группы факторов эф-сти:1.факторы исследовательского потенциала управления 2.принципы его(потенциала) использования. Иследовательский потенциал управления-хар-ся факторами методологич-й готовности, факторами наличия и структуры рес-в, факторами организ-ных возможностей. Факторы методологич. готовности-должна быть цель и миссия исследования, принятые исследовательской орг-цией. Должна быть концепция развития фирмы, опыт исследования. Важна информационная база исслед-я, особенно показатели динамики, д.б. методика моделиров-я и методика оценки результатов. Факторы методологич-й готовности действуют в наборе и системно. Факторы наличия и стр-ры рес-в:-учитываются рес-сы экон-кие, трудовые, материально-технические, информационные, отдельно учитываются фактологические рес-сы.Факторы орг-ных возможностей:- д.б. определенная орг-ная культура, учитывается тип орг-ции, важна инфрастр-ра орг-ции, т.е. внутренние условия ее развития, интеллектуальный потенциал управленца. 45. Фактологическое обеспечение исследования. Факт- это случившееся, происшедшее явление, произошло на самом деле и его невозможно отрицать, но исследование не может обойтись без фактов. Теоретическое и практическое значение фактологического материала определяется методологией исследования. Методология помогает устанавливать взаимосвязь фактов и направляет ход дальнейшего исследования. Она выступает в качестве основания отбора фактов по степени их значимости, важности анализа и упорядочения. В то же время и сами факты, их состав, достоверность, форма, тип оказывают влияние на формирование методологической схемы исследования. Поэтому фактологический материал содержит две стороны: теоретико-методологическую, обусловленную методологией, составляющей основу исследования, и эмпирическую. Фактологическое обеспечение исследования представляет собой работу с фактами. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами: • проверка на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования; • отношение к сущности. Факты должны быть существенными, что надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов; • соответствие предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования; • принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения; • принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно способствует формулированию какого-либо вывода, но соединение фактов демонстрирует тенденции, характерные черты и особенности явления; • принцип научной интерпретации факта, т.е. объяснение факта с позиций истинности, объективности. |
51. Эффективное мышление исследователя. Мышление — активный процесс отражения действительности всезнании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации, — формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности (накопления опыта, получения образования, осуществления профессиональной деятельности). Эффективность — это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Результатом мышления могут быть успешное решение проблем, удовлетворенность сделанной работой, предельная ясность понимания того, что и как надо делать. Все это акты мыслительной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, наиболее эффективным оказывается творческое, гибкое, конструктивное мышление; когда же он решает текущие проблемы, необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются степенью развития тех или иных типов мышления менеджера, выбором методологии при решении проблем. Это определяет и затраты времени — самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.Но когда результатом интеллектуальной деятельности являются решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, затраты становятся более зримыми и значительными. Они уже характеризуют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления. 49. Виды оценки параметров управления. Оценки могут быть различными. Их выбор в каждом конкретном случае определяется как характером исследуемых проблем, так и возможностями оценивания. Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые — даже выделить и каким-либо образом отграничить. По области и масштабам оценивания тех или иных ситуации можно выделить оценки общие и локальные. Методология исследования проблем управления должна предусматривать различие этих видов.В зависимости от необходимости расчетов оценки могут быть простыми и сложными. В сложных оценках нередко наблюдаются нарушение валидности показателей, смещение акцентов актуальности и важности, потеря информации. Необходимо избегать таких случаев при конструировании показателей. В зависимости от продолжительности проведения оценки разделяются на эпизодические и периодические. Первые вызываются конкретной ситуацией, возникновением и обострением новых проблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторингом качества. По критерию точности измерения параметров оценки разделяются на точные и приблизительные (предварительные, ориентировочные, порядковые). Последние способствуют экономии ресурсов, но глубокий анализ и ответственные исследования должны основываться на предельно строгих и точных оценках. По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. Часто используется их сравнительный анализ. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности (опыт, образование, квалификация, мотивы, социальность и пр.).В зависимости от методики проведения оценки разделяются на тестовые и экспертные. Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы.В зависимости от получения информации и методики ее обработки можно выделить статистическую и нестатистическую оценки.Искусство исследования помимо всего прочего проявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах 22. системный подход. Системный подход — это такое направление методе логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа). 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Как отмечалось выше, при системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик “входа”, “процесса” и характеристик “выхода”. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры “выхода”, т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На “выходе” в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления. | 52. Типология мышления. По критерию динамики мышления можно выделить следующие его типы: догматическое, приверженное какой-либо идее без оценки ее актуальности и значимости; стереотипное, характерное для людей, склонных мыслить принятыми шаблонами; гибкое, т.е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности. В зависимостиот степени индивидуальности можно выделить: мышление индивидуализированное, в котором наиболее ярко проявляются индивидуальность, неординарность личности, что часто играет положительную роль в исследовательской деятельности. По факторам методологии можно выделить мышление аспектное, системное, концептуальное.Аспектный тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее, сильное влияние на все остальные стороны деятельности исследуемой проблемы. Но этот тип мышления имеет и определенные недостатки, главными из которых являются одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи различных аспектов. Наиболее эффективным типом мышления является мышление системное. Системное мышление оценивает и анализирует все явления целиком, учитывает самые различные связи между его компонентами, свойствами, находит главный, системообразующий фактор, обнаруживает невидимые аспекты проблемы, прогнозирует поведение элементов.Концептуальный тип мышления — это некоторая модификация системного типа, его «усилитель» и «стабилизатор».Типы мышления можно разделить и по приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность: мышление гуманитарное, математическое и технократическое. По механизму мышления можно выделить ассоциативное, непосредственное и интуитивное мышление. Существуют и другие типы мышления. Типология мышления имеет большое значение в практике организации и проведения исследовательской деятельности, позволяя сформировать исследовательские группы по критериям типологических характеристик и их гармонического взаимодействия в исследовательской деятельности. Типологические характеристики могут подсказать менеджеру более целеустремленно и Направленно развивать свои способности в области мышления. 5. менеджер исследовательского типа. Любое исследование представляет собой процесс, в котором помимо выбранных методов исследования, объекта исследования и др. не менее важную роль играют состав и компетентность рабочей исследовательской группы. Одним из основных требований, которым должна соответствовать исследовательская группа, является компетентность членов, ее составляющих. Так в нее должны входить специалисты по непосредственно исследуемой проблеме, специалисты общего профиля - экономисты, главный бухгалтер, главный технолог и так далее. Кроме того исследовательская группа должна привлекать для работы большое количество специалистов со стороны, особенно тех, кто занимается конкретно исследовательскими проблемами, статистов и социологов. Следующее требование - исследовательская группа должна обладать достаточной мобильностью, чтобы в процессе исследования менять в соответствии с изменяющейся обстановкой и условиями работы свои принципы деятельности. Кроме того, исследовательская группа должна включать в себя специалистов, которые могут осуществить работу от начала до конца, т.е. осуществить исследовательский процесс от формулирования проблемы и постановки целей, до формулирования конечных выводов, включая составление программы, ее исполнение, сбор и анализ информации. 50. Консультирование и использование показателей. Система показателей. Показатель — это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.). Показатели выполняют три функции в управлении:1. показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется, в силу чего повышаются эффективность ее использования, скорость обработки (конечно, только в том случае, если конструкция показателя не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать в практике управления);2. показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления; 3. показатели всегда связаны с интересами человека, существуют в поле его интересов, ибо отражают его деятельность, которой не может быть без приложения и реализации интересов. Поэтому показатель может выступать (и выступает) в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации. Именно эти функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются:• требование валидности, т.е. соответствие показателя конкретным целям его использования. • требование размерности, Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических; • требование измеряемости, возможности количественной оценки. Показатели могут иметь словесную форму но могут иметь и количественное измерение, измерения могут быть приблизительными, порядковыми, усредненными. • требование допустимой простоты. Чем проще показатель по конструкции, расчетам, условиям использования, структуре информации, тем эффективней им оперировать. | 47. Система фактов Важную роль в организации и проведении исследования играет система фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет объяснить то или иное явление, найти решение проблемы, построить научную концепцию.Система фактов, связанных логикой исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие «фактология исследования. фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать. Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, его отношением к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляются поиск, распознавание, отбор, добывание, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование ), и, наконец, оперирование фактами. Качество любого исследования зависит от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системности, конкретности, определенности, соответствия предмету исследования. 48. Оценки в ИСУ. Принципы оценивания. Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются в настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок. Оценки разделяются также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетических показателях). Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования. Принципы: • принцип научности. Оценка всегда основана на методике ее проведения, а методики могут быть разными: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, а можно — на основе науки и использования научных методов, математического моделирования. • принцип целевого назначения (важное дополнение предыдущего принципа). Оценка может проводиться в целом, или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, или иметь ясную, конкретную цель. • принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. • принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но можно и в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками — сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. 28. Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения. Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей. Экспертные суждения, выраженные в количественной форме и по своему характеру интерпретируемые как оценочные называются экспертными оценками (коллективными или индивидуальными). Выявление индивидуальных экспертных суждений (экспертных оценок) называется экспертным опросом, а совокупность процедур, необходимых для получения коллективных экспертных суждений, включая и экспертный опрос - экспертизой. Обращение к экспертным методам при решении задач управления имеет место при: 1) анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков; 2) анализе эффективности работы изучаемой организации; 3) формировании однородных групп продукции, выборе базисного изделия (изделия-эталона, образца) и изделия-конкурента; 4) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или отдела главных свойств и ранжирование их по степени значимости для конечного результата; 5) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или отдела таких свойств, которые в большей степени влияют на динамику затрат; 7) определение ориентировочной стоимости научных разработок на стадии заявки на них со стороны заказчика. Организация экспертизы. Для проведения экспертизы создается группа экспертов-организаторов (или рабочая группа) и группа непосредственных экспертов (или экспертная группа). Рабочая группа формирует саму проблему, определяет цель и задачи экспертизы, разрабатывает процедуру экспертизы, формирует экспертную группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки, анализирует их, делает выводы, дает рекомендации. SWOT (Strength, Weakness, Oportunity, Threats) – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и риска. SWOT – анализ производится с целью изучения среды бизнеса, правовых условий, сильных и слабых сторон своего предприятия и предприятий-конкурентов, а также комплексного взаимовлияния рассматриваемых факторов. |