Статья: Бюджетирование
Статья: Бюджетирование
Бюджетный процесс трансформирует имеющие обобщенный характер элементы
корпоративной стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов.
Джохен Циммерман, London Business School
Зачем нужен бюджет ?
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей -
планирования и контроля.
В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений
необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о
подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой
информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу "снизу
вверх". В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более
взвешенно планировать при наличии у них информации от руководства, которое
как правило гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и
ее долгосрочных целях.
В качестве средства для контроля бюджет может быть очень эффективен как
инструмент, позволяющий задавать пределы ответственности и полномочий
нижестоящих менеджеров и анализировать эффективность работы и качества
планирования (например, на основе анализа отклонений).
Что такое бюджет?
Основной бюджет представляет собой прогнозируемое состояние основных
финансовых отчетов на момент окончания рассматриваемого при планировании
периода. В классическом варианте процесс подготовки бюджета состоит из
следующих основных этапов:
· Бюджет продаж (обычно этим занимается отдел маркетинга)
· Бюджет производства, включая его обеспечение
· Бюджет административных расходов
· Инвестиционный бюджет
· Финансовый бюджет
· Прогноз финансовых отчетов
Однако на практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются
несколько раз, "откатывается" назад и повторяется снова по мере того как
бюджет уточняется, увязывается с бюджетами аффилированных компаний или
подразделений, приводится в соответствие со стратегическими установками (для
бюджета по принципу "снизу вверх") или реальными возможностями и
потребностями исполнителей (для бюджета по принципу "сверху вниз").
Основные виды бюджетов
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от
структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей
деятельности и т.п.
К двум основным, "идеологически" отличным типам бюджета следует отнести
бюджеты, построенные по принципу "снизу вверх" и "сверху вниз".
Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от
исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании.
При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование
бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто
представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе
утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной
аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая
ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со
стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных
данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как
неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания
руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части
российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается
лишь красивым иностранным термином.
Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных
особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя
бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает
согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать
контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности
работы центров ответственности.
В целом бюджетирование "сверху вниз" является предпочтительным, однако на
практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты
обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.
Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов:
Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets)
В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на
срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года.
Естественно, сейчас в России достоверность трех-, пяти- и уж тем более -
десятилетних бюджетов, будет, мягко говоря, невысокой.
По различным мнениям, "горизонт пронозирования" на данный момент в России
составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется
вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а
долгосрочными - от полугода до года.
Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются
в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках
разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по
прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы
"прокатывается" вперед еще на один период.
Приведенный ниже рисунок иллюстрирует этот процесс.
Причем если краткосрочный бюджет как правило несет гораздо больше контрольных
функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей
планирования.
Постатейные бюджеты (line-item budgets)
Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой
отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Т.е. если
у вас запланировано потратить не более $ 5,000 на рекламу, то больше Вам и не
дадут, даже если Вы умудрились сэкономить на командировках $ 15,000.
В западной практике такой подход широко используется в правительственных
учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для
обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей
нижнего и среднего звена.
В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в
коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной
жесткостью.
Бюджеты с временным периодом (Lapsing Budgets)
Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на
конец периода остаток средств НЕ переносится на следующий период.
Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к.
позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход
ресурсов компании, пресекая "накопительские" тенденции.
К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования
бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке
тратить остаток средств на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным
образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период
будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно
много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.
Гибкие и статичные бюджеты
В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся
вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при
составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего
параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.
Хорошим примером гибкого бюджета может послужить бюджет какого-либо концерта,
когда все статьи бюджета, включая количество охраны/милиции и гонорары
артистов, поставлены в зависимость от количества проданных билетов.
Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность
работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к
ним поддерживающую роль.
Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем (Incremental &
Zero-Base budgets)
Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется
заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть
нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся
коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся
процессом.
Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на
бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основным
из которых является опасность образования "застойных участков", тянущихся из
прошлого без изменений, которые при составлении бюджета "с нуля" могли бы
быть пересмотрены и оптимизированы.
Некоторые особенности бюджетного процесса
На взгляд автора, для качественного бюджетирования чрезвычайно важным
является вклад менеджеров нижнего уровня и исполнителей.
Во многих компаниях вводятся ограничения максимальных затрат на проект или
отдельный вид расходов, которые не могут быть утверждены без хорошего анализа
и визы финансового специалиста или финансового директора. Однако количество
финансовых специалистов ограничено, а время финансового директора зачастую
вообще на вес золота (в буквальном смысле).
Например, некоторая компания устанавливает требование наличия визы на все
траты в размере более $ 5,000. В то же время наверняка существует много
"мелких" расходов и инвестиций, которые именно в силу их незначительности не
только не утверждаются, но даже не анализируются на предмет целесообразности.
Тем не менее суммарный вес таких затрат может достигать 40-50% всех затрат
фирмы. В этом случае даже при самом тщательном подходе к анализу тех затрат,
которые попадают в поле зрения финансовых специалистов, должная эффективность
использования капитала компании не гарантирована.
И именно поэтому необходимо максимально поддерживать хотя бы элементарный
уровень финансовой подготовки менеджеров нижнего и среднего звена,
одновременно развивая в них понимание важности бюджетного процесса и доверие
к нему - ведь типичному "производственнику" или "продавцу" зачастую тяжело
понять, почему он должен тратить до 20% своего рабочего времени на финансовое
планирование.
А ведь 10-20% - это нормальный статистический показатель, выведенный из
практики успешно работающих международных компаний. Такая популярность, на
взгляд автора, говорит о том, что преимущества, предоставляемые качественно
построенным процессом бюджетирования, перевешивают даже столь большие затраты
|