Рефераты
 

Доклад: Благовещенский собор

Доклад: Благовещенский собор

Благовещенский собор.

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с

золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484— годах

псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя.

Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60‑х годах

XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями

собора и две ложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое

сооружение. В 70‑х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть

с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным

переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади,

храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.

Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили

псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры:

восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и

много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с

высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в

галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с

пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги

монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на

пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель,

Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие —в то время на Руси образованные

люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный

белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой

ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять

рядов. Третий ряд называется «праздничным» —на его иконах изображены

различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме

четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века)

—«Благовещание», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение»,

«Преображение», «Воскрешение Лазаря»и «Вход в Иерусалим» —прин длежат кисти

Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса- «Тайная вечерня»,

«Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие

святого духа», «Успение»выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд

иконостаса —деисусный (от греческого слова «деисус»моление). Он расположен

ниже праздничного. Основная тема ряда —заступничество святых (они изображены

в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда

(кроме «Архангела Михаила»и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком.

Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году

артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия.

Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое

место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от

иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо

библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы —изобр

жение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части

храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для

царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана

Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над

выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением

Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века

Симоном Ушаковым.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ