Рефераты
 

: Московский Кремль

здесь царские приказы. Из - за шума толпы кричать приходилось очень громко,

отсюда и возникла русская поговорка « кричать во всю Ивановскую».

У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый ЦАРЬ - КОЛОКОЛ.Онбыл

отлит в Кремле опытным литейщиком Иваном Моториным и его чыном Михаилом в

1733-1735 годах. Русские мастера Василий Кобелев, Петр Серебряков, Петр Галкин,

Петр Кохтев и другие искусно украсили поверхность колокола рельефным

орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а

также надписями, в которых излагается история отливки уникального колокола.

В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От

неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный, висевший на деревянных

лесах колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После

пожара колокол долгое время находился в яме, и лишь в 1836 году по специально

разработанному проекту архитектора А.А. Монферрана он был поднят и установлен

на постамент.

Царь-колокол- самый большой в мире. Его вес- 200 тонн,высота- 6,14 метров,

диаметр- 6,6 метра.

Важным событием в истории этого замечательного памятника русского литейного

искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами.

В 1979 году по инициативе музеев Московского Кремля было начато исследование

состояния самого Царь-колокола и его постамента. Специалисты сделали

дефектоскопию колокола и составили карту, на которой были зафиксированы

имеющиеся в памятнике трещины. Величину и направление трещин в теле памятника

удалось установить с помощью ультрозвука. На основе проведенных исследований

были разработаны мероприятия по сохранению этого уникального памятника русского

литейного искусства.

Реставраторы провели ремонт Царь-колокола и его постамента. Отколовшийся на

пожаре кусок был приподнят на поверхность земли. Дело в том, что за полтора

столетия со времени установки Царь-колокола на постамент эта глыба была

заглублена культурным слоем земли примерно на 40 сантиметров.

Летом 1980 года в Москве проводились ХХ11 Олимпийские игры, москвичи и гости

столицы впервые увидели колокол-гигант после обновления.

Недалеко от колокола установлен другой интересный памятник литейного

искусства - ЦАРЬ-ПУШКА. Отлил ее из бронзы известный русский мастер Иван Чохов

в 1586 году. Вес пушки- 40 тонн, длина- 5 метров 34 сантиметра, калибр- 890

миллиметров. По калибру это самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны

были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к

боевым пушкам в ХУ1 веке, и предназначалась для обороны Московского Кремля.

Лафет,на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее,-

декоративные, чугунные,отлитые в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес

каждого пушечного ядра равен одной тонне.

Зимой 1980 года лафет Царь-пушки впервые был вывезен из Кремля для

реставрации. Сложные реставрационные работы этого уникального памятника велись

по специально разработанной технологии. В частности, были сняты многослойные

красочные покрытия прежних лет, нанесено новое покрытие, разработанное с учетом

последних достижений науки. Прошло немного времени, и обновленная Царь-пушка

возвратилась в Московский Кремль на свое привычное место.

С северо-восточной стороны Успенского собора находятся ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ и

СОБОР ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ, построенные в 1652-1655 годах при патриархе Никоне.

Разобрав находившуюся ранее в Кремле церковь Соловецких чудотворцев и расчистив

территорию бывшего двора Бориса Годунова, русские мастера, используя древние

подклети, возвели для патриарха грандиозные трехэтажные палаты. Простота и

скромность внешней архитектуры здания контрастировали с пышной, необычной

отделкой внутренних покоев крупнейшего феодала страны.

Патриаршие палаты представляют собой интересный комплекс архитектурных

сооружений. Он состоит из жилых палат и помещений общественного назначения,

включает в себя многочисленные комнаты, кельи, узкие лестницы и переходы,

характерные для русской архитектуры ХУ11 века. Особый интерес представляет

огромный зал- КРЕСТОВАЯ ПАЛАТА, перекрытая единым, без опоры в центре,

сомкнутым сводом. Площадь ее составляет около 280 квадратных метров. Крестовая

палата являлась парадным залом, в котором проходили заседания церковных

соборов, приемы высшего духавенства,устраивались праздничные парадные обеды.

Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведенная

также при патриархе Никоне, церковь лишь в 1681 году получила название

Двенадцати апостолов. Собор украсили стенописью, установили резной иконостас,

пол выстлали муравлеными, то есть керамическими, поливными плитками. Но сильный

пожар 1682 года нанес большой ущерб и собору, и Патриаршему дворцу.

При патриархе Андриане (с 1690 г.) вновь велись большие строительные работы.

Предполагают, что именно при нем с северной стороны собора была построена

открытая галерея-паперть на мощных столбах.

В ХУ111- Х1Х веках Патриарший дворец находился в ведении Синода и

неоднократно перестраивался.

В 1720 -е годы архитектор И.П.Зарудный устроил под главами собора ризницу и

установил новый иконостас. В конце ХУ111 века М.Ф.Казаков перестроил некоторые

помещения дворца и Крестовую палату. С 1763 года в Крестовой палате раз в три

года готовили миро ( благовонное вещество ) для всех русских церквей. Палату

стали называть Мироварной.

Ныне на втором этаже бывших Патриарших палат разместился МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА И БЫТА РОССИИ ХУ11 века. Около 1000 экспонатов музея рассказывают о

замечательном самобытном искусстве древнерусских мастеров, о быте правящей

верхушки русского общества того времени: царя, бояр, высшего духовенства.

В экспозиции музея широко представлены образцы тканей лицевого и

орнаментального шитья, одежд, украшений, посуды. Интересно собрание печатных и

рукописных книг. Любопытны коллекции неповторимых по форме и отделке русских и

иностранных часов конца ХУ1 - начала ХУ11 века, пердметы для охоты, настольные

игры, мастерски выполненные из драгоценных материалов- серебра, янтаря, кости,

и т.п. Интересна также и коллекция древней мебели, сундуков, светильников и

других предметов быта.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и

церкви Двенадцати апостолов велись большие реставрационные работы. В 1922 году

с северной стороны церкви была открыта заделанная ранее кирпичем паперть с

белокаменной резной колонной, а также начаты работы по раскрытию проездных

арок. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади полностью

восстановили проездные арки под церквью, ведущие на бывший патриарший двор. В

1950-1960 годах и в начале 1980-х годов были восстановлены архитектурные

детали, живопись и резьба иконостаса. Кроме того, специалисты реставрировали

иконы. В результате Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов предстали

перед посетителями Кремля в своем первоначальном виде.

В соборе Двенадцати апостолов бережно сохраняется резной золоченый иконостас

первой трети ХУ111 века. Он перенесен сюда в 1929 году из бывшего Вознесенского

монастыря,находившегося в Московском Кремле.

В 1555 -1560 году рядом с Лобным местом вырастает так называемый собор

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. Главный собор с крупным, ясно читающимся силуэтом. Около

него,с юго - восточной стороны, вертикаль колокольни или выполняющей те же

функции церкви, с юго - запада - княжеский дворец.

Уже во второй половине XVII века с этой церковью во многом связывается

общественная жизнь столицы. Недаром Иван Грозный ознаменовывает взятие Казани

строительством именно здесь деревянного храма Покрова с приделами во имя тех

святых, на чьи дни памяти пришлись наиболее значительные события Казанского

похода. В 1555 - 15560 годах деревянный храм заменяет церковь Посника и Брамы

- собор Покрова « на рву», или, в народном обиходе, - Василий Блаженный( по

имени достроенного в 1588 году придела), ставший еще одним своеобразным

символом Москвы.

В 1595 году здесь же предпринимается не менее маштабное стрительство -

каменных торговых рядов. По словам « Временника», « в лето 7103( 1595) на

Москве в Китае заложены лавки в рядах каменные и совеашены в 7104 году».

Быстрота строительства никогда не была в Москве чем - то необыкновенным.

Надо отметить еще один не мало важный собор - ВЕРХОСПАССКИЙ СОБОР, иначе

Спас, « что наверху» или Cпас « за Золотой решеткой».В 1635 - 1636 годах

строители Теремного дворца Б.Огурцов, Т.Шарутин и т.д. одновременно с с этим

дворцом и возводят Верхоспасский собор. Собор предназначался стать домовой

церковью мужской части царской семьи. В 1663 году Никита Шарутин пристроил к

нему трапезную.Всоборе сохранились фрагменты росписей 1670 года,две груглые

печи конца XVII века. Резной иконостас, относящийся ко второй половине

XVIIIвека.Также много других не менее ценных вещей.

ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ

В ХУ1 веке между Троицкими и Боровицкими воротами размещались многочисленные

хозяйственные постройки: поварни, медоварни, мыльни, сытные, кормовые и хлебные

дворы с подвалами, погребами и ледниками. В начале ХУ11 века при царе Михаиле

Федоровиче некоторые из них были перенесены в другие места или уничтожены, а на

этом месте возвели Потешную палату, связанную с конюшенным , или аргамачным,

двором.

В Потешной палате в присутствие царя и его приближенных показывались, как

повествуют современники, « смеховая хитрость» скоморохами. Они давали

небольшие, сочиненные ими театральные пьесы и « кукольные комедии», которые

издавна были любимым народным увеселением в Москве. В Потешной палате хранилась

также разная « потешная рухлядь» - костюмы скоморохов, музыкальные

инструменты, в том числе цимбалы и органы.

В середине XVII века царь Алексей Михайлович перестраивает палаты и возводит

Потешный дворец, центральная часть которого дошла до наших дней. Здание это

первоначально было отдано тестю царя боярину И.Д.Милославскому, но после его

смерти оно вновь поступило в дворцовое ведомство. В 1679 году Потешный дворец

был расширен, к нему пристраиваются терема и деревянные дворцы. В этом дворце

жили и получали образование подрастающие царские дети.

При Алексее Михайловиче в Потешном дворце разыгрывались уже настоящие пьесы,

устраивались различные увеселительные зрелища. Даже женская половина царской

семьи принимала участие в театрализованных представлениях. При дворце держали

сказочников, песенников, гусельников, « скрипотчиков» Театральные « потехи»

проходили здесь до ПетраI, который приказал построить для них специальную «

комедиальную храмину» на Красной площади.

Позже в Потешном дворце разместились стрельцы и переводцики из посольского

приказа. После жестокого подавления Петром I стрелецкого бунта в Потешном

дворце проходили судебные расследования дел, связанных со стрелецким

восстанием.

В 1874 - 1875 годах, во время ремонтных работ, облик Потешного дворца был

изменен. Со стороны кремлевской стены к нему пистроили балкон на

кувшинообразных стобах, а со стороны улицы - белокамееный портал, украшенный

великолепным резным растительным орнаментом. Верхний ярус дворца образует

терем, в котором раньше помещалась дворцовая церковь. Над ее трапезной до сих

пор сохранилась башенка на четырех столбах, которая в свое время использовалась

как колокольня и дозорная вышка.

АРСЕНАЛ

Здание бывшего Арсенала стоит между Троицкой и Никольской башнями Московского

Кремля. Его начали строить еще при Петре I- в 1701 году. Работы вели

архитекторы Д.Иванов и Х.Конрад. Арсенал предназначался для хранения

всевозможного военного снаряжения. В нем предполагалось собрать медные и

чугунные пушки, воинские доспехи и знаки отличия, взятые в боях с неприятелем,

и другие трофеи. Однако постройка здания непредвиденно растянулась на долгие

годы.

Начатое строительство было преостановлено в связи с Северной войной. В 1722

году постройка возобновилась и была закончена в 1736 году. Но во время

Троицкого пожара, бушевавшего в Москве в 1737 году, здание и размещавшиеся в

нем коллекции сильно пострадали.

Восстановление и переделка здания после пожара велись по проекту инженера

А.И.Герарда под руководством архитектора М.Ф.Казакова. Большие по объему работы

были закончены лишь в 1787 году. Но и на этом эпопея кремлевского Арсенала не

завершилась: в 1812 году при отступлении из Москвы наполеоновские войска

взорвали часть здания, а остальная часть сгорела. В 1817 - 1828 годах здание

Арсенала вновь было восстановлено архитектором Ф.К.Соколовым. В таком виде оно

сохранилось до наших дней.

В середине XIX века в Арсенале предполагалось создать музей Отечественной

войны 1812 года. Поэтому стены здания были украшены лепными изображениями

военных атрибутов. Великолепный, с пышными лепными украшениями портал главного

входа Арсенала придает всему зданию величественный, торжественный вид.

Посетители Московского Кремля могут увидеть вдоль юго-восточного фасада

Арсенала большое число старинных трофейных пушек, отбитых русскими войсками и

партизанами у Наполеона при его отступлении из России. Стволы пушек отлиты из

бронзы в 1790-1810 годах в Париже, Лионе, Бреславле, Дуэ и других городах.

Здесь же экспонируются и другие старинные пушки известных русских мастеров.

В 1970-х годах пушечные стволы XVI-XVII веков и трофейные орудия 1812 года,

расположенные вдоль фасадов Арсенала, были тщательно отреставрированы по

специально разработанной научной методике.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Здание знаменитой Оружейной палаты ,расположенной в Московском Кремле, возле

Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма, построено специально для музея

в 1851 году. Проект разработан архитектором К.А.Тоном. Строительство этого

здания завершило формирование грандиозного архитектурного ансамбля Московского

Кремля, складывавшегося на протяжении столетий. Парадный фасад музея,

обращенный к Москве-реке, богато украшен белокаменными резными колоннами и

оконными наличниками в подражание дренерусской архитектуре XVII столетия.

История создания Оружейной палаты и ее коллекции тесно связана с развитием

Московского Кремля, становлением многонационального Русского государства. В

течении столетий создавалось это редкое по своей ценности собрание, где

хранятся золотые и серебряные изделия, государственные регалии, драгоценные

ткани, древнейшее оружие, конское убранство. Многие изделия,представленные в

государственном хранилище, выполнялись здесь же, в мастерских Кремля, или их

привозили ко двору русских государей в качестве посольских даров. Большая часть

предметов на протяжении веков использовалась в быту и при официальных

церемониях. Уже в XIV веке Оружейная палата представляла собой сокровищницу

великих князей. Постепенно росла великокняжеская казна, и для ее хранения к

концу XV столетия между Архангельским и Благовещенским соборами было выстроено

специальное каменное здание ( 1484-1485 ), которое позднее стало называться

Казенным двором. Со временем великокняжеская казна приобрела значение

государственного хранилища.

Надо отметить, что Оружейная палата в начале своей деятельности была

одновременно и хранилищем государственных ценностей, и производственными

мастерскими.Здесь изготовляли различные оружия и доспехи для русских воинов.

Тут же с древнейших времен при дворе работали художественные и живописные

мастерские. Художники-живописцы расписывали царские хоромы, кремлевские соборы

и церкви, создавали парсуны ( портреты ) и иконы.

В конце XV- начале XVI века наряду с Оружейной палатой появился Конюшенный

приказ, в ведении которого находилась царская конюшня, а следовательно,и

церемониал дворцовых парадных выездов. В его обязанности вменялось также

поставка лошадей для войска и тому подобное. Конюшенный приказ имел свои

мастерские, в которых изготовлялось парадное конское убранство и предметы,

связанные с парадными выездами. В XVII веке для этого приказа возводят

специальное двухэтажное здание около Боровицких ворот.

С возвышением Русского государства парадный быт царей становится все более

пышным, развивается сеть мастерских. В конце XVI века одна из них - Постельная

палата- разделилась на Государеву и Царицыну палату. Мастерская Царицына

палата разместилась в женской половине Теремного дворца, ближе к царским

хоромам. Она ведала не только изготовлением постельного царского убранства,

одежды для членов царской семьи, но и заботилась о сохранении этого

драгоценного имущества.

При царском дворе росла потребность и в дворцовой утвари, в дорогой и

красивой посуде, ювелирных украшениях. И вот в начале XVII века в Кремле

создается Серебряная палата, от которой в 1624 году отделилась как

самостоятельная мастерская Золотая палата. Новые мастерские разместили

неподалеку от Троицких ворот, в направлении современного здания Оружейной

палаты. Эти две палаты в основном выполняли производственные функции в отличие

от Оружейной палаты, Конюшенного приказа, Государевой и Царицыной палат,

которые были и хранилищами и мастерскими.

В Золотой и Серебряной палатах изготовлялись изделия из редких металлов и

редких камней, и другие ценности. Эти изделия вошли в основной фонд

государственной казны.

Во второй половине ХУ11 века кремлевские мастерские достигают наивысшего

расцвета и представляют собой своеобразную русскую академию художеств.

К концу ХУ11 столетия производственная деятельность кремлевских мастерских

значительно сокращается, упраздняются Золотая и Серебряная палаты, а в 1700

году их дела передаются в ведение Оружейной палаты.

В 1711 году Оружейная палата перетерпивает большие изменения, так как многие

ее мастера переводятся в новую столицу Русского государства - Петербург. В 1721

году Оружейная палата, мастерская Царицына палата, Казенный двор и Конюшенный

приказ были объединены и стали называтся Мастерская Оружейная палата. Она

становится хранилищем древних исторических ценностей, представляя собой как бы

рообраз ныне существующего музея.

В то время специальных помещений для хранения сокровищ Оружейной палаты не

было, и великолепные произведения искусства портились от постоянных

перемещений. Большой ущерб нанес Оружейной палате пожар 1737 года, во время

которого погибло немало ценностей, в том числ трофейное оружие и знамена,

взятые у шведов в битве под Лесной.

В начале XIX века в Кремле на месте двора Бориса Годунова, неподалеку от

Троицких ворот, возводится специальное здание для музея Оружейной палаты по

проекту архитектора И.В.Еготова. Однако оно не было в полной мере приспособлено

для хранеия ценностей и имело много недостатков.

В середине прошлого столетия, в 1851 году, возводится новое здание Оружейной

палаты на масте бывшего Конюшенного приказа, рядом с Боровицкой башней. В этом

здании музей размещается и сегодня.

Здание Оружейной палаты имеет два этажа. Анфиладой расположены высокие

двусветные залы второго этажа, перекрытые крестовыми сводами, опирающимися на

центральные массивные столбы. На втором этаже и размещена основная часть

коллекции этого уникалного музея.

В XIX столетии Оружейная палата играла брльшую роль в развитии русской

исторической науки и искуствоведения.

Надо отметить, что в 1920 -х годах палата значительно расширела свои

собрания и кроме поступивших коллекционных частных прозведений, сюда

добавляются сокровища из Патриаршей ризницы Московского Кремля, из ризниц

многочисленных русских соборов и монастырей.

Сегодня же Оружейная палата является одним из самых популярных музеев страны.

Она входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, имеет

специалезированные реставрационные мастерские.

25 апреля 1985 года после длительного перерыва открылась новая экспозиция

знаменитой государственной сокровищницы Московского Кремля. Дело в том, что

около четырех лет велась реконстпукция и реставрация здания Оружейной палаты. В

то же время шла работа над проектом новой реконструкции. В ходе этой работы

рассматривалось несколько возможных решений новой экспозиции. И было решено

необходимым сохранить сложившийся в течение столетий облик музея, во бравшего в

себя лучшие образцы русского, восточного и европейского прикладного искуссва.

Коллекции Оружейной палаты размещены в девяти залах, где представлены

уникальные памятники древнерусского и западноевропейского декоративно -

прикладного искусства начиная с XII века до начала XX столетия.

Светлый золотистый парадный зал открывает анфиладу верхнего этажа музея, где

начинается знакомство с собранием русских золотых и серебряных изделий XII -

начала XX века. Эта коллекция - одна из самых значительных в сокровищнице

Оружейной палаты. Памятники золотого и серебряного дела XII-XV веков,

представленные в экспозиции, дают возможность судить о высоком уровне

древнерусской культуры.

В третьем и четвертом залах Оружейной палаты находятся редчайшие памятники

русского боевого и парадного вооружения. Коллекция оружия в музее представлена

необычайно широко.

В ХУ11 веке Оружейная палата была крупнейшим центром по производству

строевого и парадного вооружения, опиравшимся на достижения лучших

мастеров-оружейников из других русских городов. Для создания оружия нередко

привлекались и мастера Золотой и Серебряной кремлевских палат.

Парадное вооружение в ХУ11 веке играло значительную роль в оформлении

дворцовых церемоний- смотра войск, посольских приемов и царских выездов.

Завершает анфиладу второго этажа Оружейной палаты торжественный алый зал, где

размещается редчайшая коллекция серебряных изделий западноевропейской работы

ХУ111-Х1Х веков. В этом зале собраны уникальные дары из Англии, Австрии,

Голландии, Польши, Швеции, Дании и других государств. Это драгоценные кубки,

блюда, рукомои, фигурные настольные украшения и другие изделия.

Неповторимое собрание уникальных памятников Оружейной палаты широко известно

в нашей стране и за рубежом. Оно поражает не столько огромной материальной

ценностью экспонатов, блеском золота и серебра, сиянием драгоценных камней,

сколько высокой техникой исполнения, тонким художественным вкусом,

неисчерпаемым богатством фантазии,необыкновенной одаренностью мастеров из

народа, создавших эти прекрасные произведения.

В 1967 году в дни юбилейных торжеств,посвященных 50-летию Советского

государства, в Московском Кремле открылась постоянная выставка « Алмазный

фонд СССР». Она разместилась в нижнем этаже здания Оружейной палаты.

Алмазный фонд нашей страны был выделен в 1922 году из государственного

хранилища. В него вошли уникальные драгоценные камни, шедевры мирового

ювелирного искусства, в том числе бывшие коронационные регалии, имеющие большую

историческую и художественную ценность.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

На южной линии Кремлевского холма величественно расположился Большой

Кремлевский дворец-сложный архитектурный комплекс гражданских и церковных

построек, возводившихся начиная с XV столетия. В него входят Грановитая палата

и Святые сени - часть дворца Xvстолетия,Золотая Царицына палата XVI века,

Теремной дворец, сооруженный в XVII веке на древних белокаменных подклетках,

дворцовые соборы и церкви.

В XVII веке комлекс неоднократно перестраивался. Свой современный вид он

получил в 1838-1849 годах, когода по проекту и под общим руководством

архитектора К.А.Тона,при участии известных зодчих Н.А.Герасимова,Ф.Ф.Рихтера,

был построен новый ансамбль дворца с фасадом,выходящим на Москву - реку. Вновом

дворце разместились парадный вестибюль, парадная лестница, аванзал и анфилады

залов, получивших названия в честь русских орденов: Георгиевский, Владимирский,

Андреевский, Александровский и Екатерининский, а также так называемые

Собственная ( первый этаж) и Парадная (второй этаж) половины дворца.

До революции дворец был парадной московской резиденции царей.

В 1487 год, когда одновременно с Грановитой закладываются на этом самом месте

великоаняжеские, так называемые Набережные палаты. Ход времен отмечался для них

нескончаемыми перестройками, большими или меньшими, иногда и вовсе

незначительными переделками,и все же в конечном счете неузнаваемо менявшими

первоначальный вид и планировку.В середине XVIII века новый,очередной,

выстроенный на этом месте дворец включает в себя старую постройку,но в 1812

году становится жертвой пожара.

Восстановительные работы велись архитекторами А.Бакаревым,

И.Мироновским,И.Таманским при участии В.Стасова.Однако новый вариант дворца

показался неудолетворительным из-за недостаточно больших размеров: он не мог

вместить всей свиты собиравшихся приехать в Москву Александра I. Очередная

перестройка предполагала возведение В.Стасовым третьего этажа,отделка которого

была спешно завершена к сентябрю 1817 года. Запечатленный на рисунках,

картинах, описанный очевидцами, дворец просуществовал меньше четверти века.На

его месте решением Николая I в конце 1830-х годов возводится новое, дошедшее до

наших времен здание Большого Кремлевского дворца(1838-1849), которое должно

было отвечать изменившимся представлениям о государственных масштабах и

значении Российской империи. Потребность в значительном увеличении размеров

дворца повлекла за собой снос не только предшествующего дворцового помещения,

но и ряда соседствовавших с ним более древних кремлевских построек. Ведущим

архитектором строительства стал академик К.А.Тон.

Выученик петербургской Академии художеств, в течение десяти лет

совершенствовавшийся затем в Италии на изучении памятников римской архитектуры,

К.А.Тон принадлежал к тому поколению зодчих, которые в своем творчестве

обращаются к искусству прошлого. Разновременные и разнохарактерные

аохитектурные детали и строительные приемы складывались в своеобразный сплав,

получивший историческое определение эклектизма. Для К.А.Тона особый интерес

представляло древнерусское зодчество, на заимствованиях из которого он

вырабатывал свой , так называемый « тонковский стиль» , наиболее ярко

проявивший себя в широко известном памятнике героям Отечественной войны 1812

года- храме Христа Спасителя.

К началу работы над Большим Кремлевским Дворцом К.А.Тон приобрел известность

и значительность большим числом церковных построек , и так называемой

Наберажной со Сфинксами в Петербурге около Академии художеств. Этот архитектор

проявлял также исключительный интерес к инженерным проблемам- он относился к

числу специалистов по гидравлическим сооружениям.

Мотивы древнерусского зодчества и орнаментики, использованные в оформлении

фасадов дворца, носят не случайный характер. К.А.Тон старается соотнести новое

здание со старыми теремами, создать впечатление стилевой преемственности и

единого архитектурного комплекса. Имеющий в основе своего плана букву П ,

Большой Кремлевский Дворец смыкается с теремами, образуя вместе с ними

замкнутый внутренний двор. Архитектор обращается и к характерному для ХУ11

века композиционному приему расширенного нижнего и суженных верхних этажей,

что позволяет образовать на высоте второго этажа террасу- своего рода гульбище.

ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ, который был сооружен в 1934 году, по проекту архитектора

И.А.Иванова-Шица в результате реконструкции двух залов: Андреевского и

Александровского.

Площадь зала около 1615 квадратных метров, длина- 81 метр, ширина- 23 метра,

высота- 18 метров, вместимость- около тре тысяч человек.

По парадной лестнице через аванзал с камином из зеленой яшмы можно пройти в

один из красивейших залов дворца - ГЕОРГИЕВСКИЙ, названный так в честь ордена

Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 году. По величественной красоте зала и

замечательной отделке ему нет равных. Тематика отделки посвящена побелам,

одержанным русской армией в XV-XIX веках. Вдоль стен возвышаются 18 цинковых

витых колонн, увенчанных статуями работы выдающегося скульптора И.П.Витали, они

размещены на 18 витых орнаментированных колоннах с капителями коринфского

одера. Общее композиционное решение зала завершают размещенные на торцевых

стенах барельефы с изображением покровителя ордена и символа Москвы-Георгия

Победоносца на коне, сражающегося с драконом. Барельефы выполнены

П.К.Клодтом-автором известных конных групп укротителей на Аничковом мосту в

Ленинграде.

Свод зала украшен великолепными орнаментами. Шесть бронзовых золоченых

ажурных люстр,каждая весом 1300кг.Во время реставрации в 1968-1969 годах был

устроен механизм для подъема и опускания люстр.Нельзя не отметить и

ковер,выполненный в XIX веке по рисунку академика Ф.Г.Солнцева.На изготовление

которого пошло 20 ценных пород дерева.

О маштабах реставрационных работ,проведенных в Георгиевском зале,

свидетельствуют уже его размеры: 61 метр в длину, 20,5 метра в ширину и 17,5

метра в высоту.

Нельзя не отметить, что в этом зале проходило много разных торжественных

мерроприятий.

Рядом с Георгиевским залом расположен двусветный ВЛАДИМИРСКИЙ ЗАЛ. Орден

памяти одного из первых русских князкй был учрежден в 1782 году и давался за

гражданскиезаслуги под девизом «Польза,честь и слава». Положение этого

орденского зала необычно по сравнению с другими помещениями парадной анфилады.

Он построен на месте древней Боярской площадки и представляет собой замкнутое,

лишенное окон пространство. Через Святые сени из него можно пройти в Грановитую

палату, по лестнице - на Верхоспасскую площадку и Терема. Он имеет ход в

Жилецкую и Золотую Царицыну палаты и в Георгиевский зал, вид на который

открывается с его хоров.

Строители сделали Владимирский зал восьмиугольным в плане, увенчав таким же

восьмигранным куполом. Широкие арки первого яруса сменяются тройными, более

тесными арочками второго яруса, чтобы перейти в покрытые сплошной золоченой

лепниной своды купола. Этот лепной золоченый орнамент выполнен, как и на

карнизах, лепщиками братьями Дылевыми. Пол по рисунку академика Ф.Г.Солнцева

набран из многочисленных ценных пород дерева.

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА - древнейшее гражданское здание не только Кремля, но и всей

Москвы. Ее построили в 1487 - 1491 годах итальянские архитекторы Марко Фрязин и

Пьетро Антонио Солари. Название Грановитая она получила потому, что ее

восточный фасад, выходящий на Соборную площадь, облицован белым граненым

камнем. Грановитая палата представляет собой большой, почти квадратный в плане

зал с высокими крестовыми сводами, опирающимися на центральный четырехгранный

столп. Площадь зала - 495 квадратных метров, высота - 9 метров.

Из-за многочисленных пожаров Грановитая палата пришла в ветхое состояние к

60-м годам ХУ11 столетия. В связи с этим московский иконописец Симон Ушаков в

1668 году составил подробную опись настенной живописи палаты.

После пожара 1682 года в 1684 - 1685 годах талантливый русский зодчий Осип

Старцев восстановил и поновил интерьеры, расширил оконные проемы, украсив их с

наружной стороны белокаменными с травным орнаментом резными колонками.

В конце ХУ11 века, при Петре 1, стены Грановитой палаты побелили известью и

наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двухглавые

орлы.

В 1882 году художники-палешане братья Белоусовы восстановили роспись стен

Грановитой палаты по описям Симона Ушакова. Рельефную алебастровую лепнину

ХУ111 века на центральном столпе заменили искусным живописным орнаментом.

Надо отметить, что также как и в Георгиевском зале, здесь проходили

торжественные приемы в знаменательные даты.

В древности к Грановитой палате примыкало парадное резное белокаменное

крыльцо, соединенное со Святыми сенями.

СВЯТЫЕ СЕНИ получили современный вид в 40-х годах Х1Х века. К двум древним

белокаменным порталам пристроили два новых, стилизованных, соединив Святые сени

с Владимирским залом. В 1847 году художник Ф.Завьялов выполнил настенную

роспись на библейские и исторические сюжеты. В 1968 году в Святых сенях также

были проведены реставрационные работы.

Через Владимирский зал можно попасть в ЗОЛОТУЮ ЦАРИЦЫНУ П АЛАТУ - древнюю

дворцовую пристройку ХVI века.Документы конца XVI века называют ее Золотой

палатой царицы Ирины ( жены царя Федора ). Палата размещена на высоком арочном

подлекте начала XVI века.Фасад палаты, выходящий на Соборную рлощадь, украшают

резные белокаменные порталы и наличники окон, выполненные под влиянием

архитектуры Ренессанса.В 1636 году над палатой возвели церковь Спаса,или

Верхоспасский собор.Это потребовало укрепления сводов палаты железными связями.

В конце XVI века Царицыну палату покрыли золотом по фону, отчего ее и назвали

Золотой. Так же надо отметить, что в связи с реставрационными работами ее

интерьер.Но зато возвращены к жизни фрагменты живописи XVI века.

Золотой портал Царицыной палаты, украшенный по резному белому камню

затейливым плетением итальянского орнамента, выводит в ЖИЛЕЦКУЮ ПАЛАТУ.Эта

проходная комната была предназначена для дворцовой стражи, отсюда и ее

название.В ней обращает на себя внимание портал XVII века и резной наличник

окна, расположенные рядом с двумя окнами Царицыной палаты, выходящими в сторону

Владимирского зала.

От жилого комплекса XVII века хорошо сохранился ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ. В 1635-1636

годах группа русских зодчих-Бажен Константинов и Ларион Ушаков- на двух нижних

этажах,оставшихся еще от прошлого столетия, возвели парадные и жилые палаты для

царя Михаила Федоровича. Построенные в чисто русском стиле, богато украшенные

резными белокаменными деталями, изразцами, железными коваными кровлями, терема

привлекают внимание своей живописностью и красочностью.

Все комнаты в Теремном дворце почти одинакового размера. В плане они

квадратные, с низкими сомкнутыми сводами.

Палаты были отделаны со всей возможной в то время роскошью. В окнах

украшенных белокаменными резными наличниками, в старину была вставлена цветная

слюда. Яркая настенная живопись изобиловаоа позолотой. Даже крыши теремов в

XVII веке, как рассказывают документы, были позолочены.

В 1968 году реставраторы восстановили архитектурный облик трех верхних ярусов

теремов с полихромной раскраской белокаменных оконных наличников,эфектно

выделяющихся на возобновленном ярко-красном фоне стен.

Из палат через Золотое крыльцо, белокаменное, резное,в старину покрытое

позолотой ( отсюда название), белокаменная лестница ведет к так называемой

Верхоспасской площадке, которая соединяет Теремной дворец с Верхоспасским

собором. У начала лестничного марша, опираясь передними лапами на гербовые

щиты, как стражи, сидят два каменных льва.

ВЕРХОСПАССКИЙ СОБОР был домовой церковью русских царей.Собор построен в

1636 году теми же архитекторами, которые строили и Теремной дворец. Этот собор

имеет и другое название: Спас за Золотой решеткой - по решетке, которая

отлеляет его от Верхоспасской площадки. Эта узорчатая решетка вошла в историю

под названием Золотой, хотя на самом деле она выполнена из железа и лишь

расписана золотом и красками.

В запалной части здания сохраняется анфилада комнат так называемой Парадной

половины дворца: залы Кавалергадский, Екатериненский, Парадная диванная,

Парадная опочивальня, Ореховая комната. Каждый из этих залов имеет свою

неповторимую декорировку, особую стильную мебель, свою историю.

Не менее богато отделаны и личные царские апартоменты- так называемая

Собственная половина, расположенная на первом этаже. Она имеет семь комнат. В

комнатах собрана великолепная коллекция каминных часов XVIII-XIX веков. Из

конструктивных соображений в архитектуру каждого помещения введены

столбы,пилоны. Сейчас эти покои используют как парадные комнаты для

торжественных приемов высоких иностранных гостей.

В канун 1960 года в Большом Кремлевском дворце был открыт ЗИМНИЙ САД. Он

расположен на втором этаже,на месте открытой площадки, выходившей на восточную

сторону внутреннего двора.Устройство Зимнего сада явилось продолжением

древнерусских традиций. Кремль еще в XVII веке славился своими « висячими»

садами.

Площадь Зимнего сада-320 квдратных метров. Из них 110 квадратных метров

занято насаждениями. Западная стена помещения целиком застеклена. Восточная

стена состоит из зеркал, в которых о

тражаются

группы растений. Южная и северная стены сада облицованы у ральскими и

баландским мрамором.Нельзя не отметить

пол.Архитекторы(В.С.Андреев,Ф.М.Вульфсон,В.Н.Долганов и другие) использовали по

возможности широкую гамму заключенных в камнях красок.

КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ

Кремлевский Дворец съездов впервые гостеприимно распахнул свои двери 17

октября 1961 года.

Дворец был построен в рекордно короткий срок-меньше чем за два года.Это

современное общественное здание, универсальное по своему назначению, гармонично

вписалось в архитектурный ансамбль Московского Кремля.

Дворецобращен главным своим фасадом к Арсеналу, боковым на Ивановскую

площадь.Его создатели-архитекторы М.В.Посохин, А.А.Мндоянц,Е.Н.Стамо,

П.П.Штеллер,Н.М.Щепетильников,инженеры

А.Н.Кондратьев,Г.Н.Львов,С.Я.Школьников,Т.А.Мелик-Аракелян, следуя исконной

традиции кремлевских построек, широко использовали здесь все последние

технические достижения.Эти архитекторы были награждены Ленинскими премиями.

Дворец представляет в плане прямоугольник.Длиной 121 метр, шириной 73 метра и

высотой 27 метров. Здание углублено в землю на 15-16 метров и поэтому не

выделяется из основной массы окружающих его строений и не нарушает

складывавшегося веками живописного силуэта Московского Кремля.

Кремлевский Дворец съездов соединен с Большим Кремлевским дворцом двумя

переходами с небольшим зимним садом, сохраняя традицию единого дворцового

комплекса.С восточной стороны Дворец примкнул подвесным застекленным переходом

к древним помещениям Патриаршего дворца.

Центром Дворца съездов является ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ (зрительный зал),расчитанный на

6 тысяч мест.По своим размерам и техническому оснащению это один из крупнейших

и совершенных зрительных залов Европы. Общая площадь зала - 5,6 тысячи

квадратных метров, объем превышает 50 тысяч кубических метров. Нужно сказать,

что этот зал оснащен самым совершенным внутренним убранством.

... Продолжим наше знакомство с Кремлевским Дворцом съездов.

Над зрительном расположен БАНКЕТНЫЙ ЗАЛ.По его названию уже можно

предположить, что он педназначен для торжественных приемов, праздничных

вечеров. В обычные дни зал служит буфетом.Этот зал расчитан на 2500 посадочных

мест.Во время больших приемов здесь вмещается до 4500 человек.

Площадь банкетного зала 4,4 тысячи квадратных метров,высота-8 метров.С трех

сторон от центра зала уступами поднимается боковые террасы. На небольшом

возвышении помещена камерная эстрада.

В Кремлевском Дворце съездов много служебных помещений.Здесь,во Дворце,

проходят разные встречи.

Кремлевский Дворец съездов стал неотъемлемой частью жизни Московского Кремля

и по праву занял свое место в ряду уникальных сооружений российской

архитектуры.

Строительство Кремлевского Дворца съездов придало звучание ансамблю

Московского Кремля, усилило архитектурную и социальную связь Кремля с

современной эпохой.

ЗДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

Недалеко от Спасских ворот разместилось это здание.Оно было построено в

1923-1934 годах по проекту архитектора И.И.Рерберга.Пропорции неоклассический

стиль фасада, цветовое решение здания Совета Министров, возведенного

архитектором М.Ф.Казаковым.

Первоначально в этом здании помещалась Военная школа имени ВЦИК.

В 1958 году внутренние помещения здания были перестроены архитектором

А.Д.Хряковым под Кремлевский театр, зрительный зал которого был рассчитан на

1200 мест.В 1969-1970 годах группа архитекторов под руководством М.В.Посохина

вновь произвела значительную реконструкцию этого здания.

Парадный вестибюль здания соединен боковыми лестничными маршами с ГЛАВНЫМ

ФОЙЕ,расположенном на втором этаже.Помещение фойе нарядное и светлое.

Из Главного фойе проходят в центральное помещение здания-ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ ПАЛАТ,

предназначенный для работы высших органв законодатедьной власти. Архитектурно-

планировосное построение зала-удобным полукругом-подчинено назначению

помещения. Убранство интерьера подчеркивает парадность Зала заседаний.

Рядом помещается ЗАЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ, предназначенный для работы постоянных

коммисий.Интерьер зала решен в мягкой цветовой гамме.

ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ ПРЕЗИДИУМА является еще одним большим рабочим помещением

здания.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ