Современный этап развития инженерной деятельности
Современный этап развития инженерной деятельности
В жизни современного общества инженерная деятельность играет все
возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний,
повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня
инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной
культуры. В настоящее время великое множество технических вузов готовит
целую армию инженеров различного профиля для самых разных областей
народного хозяйства. Развитие профессионального сознания инженеров
предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности
не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной
деятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений ее ориентаций в
культуре ХХ века.
Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей
ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических
факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных
параметров будущего изделия.
Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний
(т.е. знаний, полученных в научной деятельности) для создания
искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов,
машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности,
которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке. Поэтому
не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью
инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и
научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для
создания какой-либо конкретной технической системы). В то же время есть
многочисленные примеры, когда крупные ученые обращались к изобретательству,
конструированию, проектированию, т.е., по сути дела, осуществляли какое-то
время, параллельно с научной, инженерную деятельность. Поэтому инженерную
деятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем она
реализуется (специально для этого подготовленными профессионалами, учеными
или просто самоучками).
Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется
системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением
ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических
дисциплин. Однако был этап, который можно назвать классическим, когда
инженерная деятельность существовала еще в "чистом" виде: сначала лишь как
изобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторская
деятельность и организация производства.
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области,
связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису
традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и
проектной культуры, появлению новых системных и методологических
ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение
действительности.
Классическая инженерная деятельность
Становление инженерной профессии
Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видов
трудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного
производства. В средние века еще не существовала инженерная деятельность в
современном понимании, а была, скорее, техническая деятельность,
органически связанная с ремесленной организацией производства.
Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением
научных знаний в технической практике. Она формируется, начиная с эпохи
Возрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности еще
тесно связаны с ценностями ремесленной технической практики (например,
непосредственный контакт с потребителем, ученичество в процессе
осуществления самой этой деятельности и т.п.). В эту эпоху ориентация на
применение науки, хотя и выдвигается на первый план в явном виде, но
выступает пока лишь как предельная установка.
Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения.
Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-
самоучек, приобщившихся к науке. Решая технические задачи, первые инженеры
и изобретатели обратились за помощью к математике и механике, из которых
они заимствовали знания и методы для проведения инженерных расчетов. Первые
инженеры - это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по
фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству,
алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели. Таковы,
например, Леон Батиста Альберти, Леонард да Винчи, Никколо Тарталья,
Джироламо Кардано, Джон Непер и др.
Знание в это время рассматривалось как вполне реальная сила, а инженер -
как обладатель этого знания. Насколько высоко ценилось такое знание видно
на примере истории жизни рядового флорентийского инженера Чеки. Выходец из
ремесленной среды (цеха столяров, изготовлявших для архитекторов деревянные
модели сооружений, строительные леса и подъемные сооружения), он был взят
флорентийской коммуной на постоянный оклад в качестве городского инженера.
В мирное время он ремонтировал крепости, занимался изобретением
приспособлений для развлекательных аппаратов. В военное время он помог
устроить искусный подкоп, с помощью которого была взята вражеская крепость.
Во время выполнения одной из инженерных работ Чеки был убит из арбалета:
для врага его изобретения были страшнее, чем наступление целого войска. Он
был характерной фигурой для того времени, хотя и не был выдающимся
инженером.
В этот период инженеры были, как писал известный историк науки М.
А.Гуковский, "выходцами из цехового ремесла, но все тянулись к науке,
ощущая абсолютную необходимость ее для надлежащей постановки своих
технических работ". Можно сказать, что они уже ориентировались на научную
картину мира, хотя еще недостаточно опирались на науку в своей повседневной
практике. "Вместо анонимных ремесленников все в большем количестве
появляются техники-профессионалы, крупные технические индивидуальности,
знаменитые далеко за пределами непосредственного места своей деятельности.
Но быстрое и принципиально новое развитие техники требует и коренного
изменения ее структуры. Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее
продвижение ее оказывается невозможным без насыщения ее наукой. Повсеместно
начинает ощущаться потребность в создании новой технической теории, в
кодификации технических знаний и в подведении под них некоего общего
теоретического базиса. Техника требует привлечения науки".
Именно такая двойственная ориентация инженера - с одной стороны, на
научные исследования естественных, природных явлений, а с другой, - на
производство, или воспроизведение, своего замысла целенаправленной
деятельностью человека-творца - заставляет его взглянуть на свое изделие
иначе, чем это делают и ремесленник, и ученый-естествоиспытатель. Если цель
технической деятельности - непосредственно задать и организовать
изготовление системы, то цель инженерной деятельности - сначала определить
материальные условия и искусственные средства, влияющие на природу в нужном
направлении, заставляющие ее функционировать так, как это нужно для
человека, и лишь потом на основе полученных знаний задать требования к этим
условиям и средствам, а также указать способы и последовательность их
обеспечения и изготовления. Инженер, таким образом, как и ученый-
экспериментатор, оперирует с идеализированными представлениями о природных
объектах. Однако первый из них использует эти знания и представления для
создания технических систем, а второй создает экспериментальные устройства
для обоснования и подтверждения данных представлений.
С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной
профессии в массовую в XVIII–XIX веках возникает необходимость и
систематического научного образования инженеров. Именно появление высших
технических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженерной
деятельности. Одной из первых таких школ, как уже говорилось в предущих
главах этой книги, была Парижская политехническая школа, основанная в 1794
г., где сознательно ставился вопрос систематической научной подготовки
будущих инженеров. Она стала образцом для организации высших технических
учебных заведений, в том числе и в России. С самого начала эти учреждения
начали выполнять не только учебные, но и исследовательские функции в сфере
инженерной деятельности, чем способствовали развитию технических наук.
Инженерное образование с тех пор стало играть существенную роль в развитии
техники.
К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный
комплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская,
проектировочная, технологическая и т.п.), и она обслуживает разнообразные
сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию и
т.д.). Сегодня один человек просто не сможет выполнить все разнообразные
работы, необходимые для выпуска какого-либо сложного изделия, как это
делал, например, в начале XIX века на одном из первых машиностроительных
заводов его владелец Генри Модсли. Сам он был механиком-самоучкой,
одновременно и изобретателем. Он изобрел, в частности, суппорт токарного
станка, причем сам же разрабатывал новую конструкцию изделия, и
технологическое оборудование, и технологию его изготовления. В конце
прошлого века в Лейпциге еще существовал завод, на котором все инженерные
работы (от замысла до рабочих чертежей) выполнял один человек - его
владелец Р. Зак. Там не было ни технического бюро, ни чертежников. Уже в те
времена его "многосторонняя" деятельность представлялась курьезом.
Для современной инженерной деятельности характерна глубокая
дифференциация по различным отраслям и функциям, которая привела к
разделению ее на целый ряд взаимосвязанных видов деятельности и выполняющих
их кооперантов. Такая дифференциация стала возможной, однако, далеко не
сразу. Сложная кооперация различных видов инженерной деятельности
складывалась постепенно. На первых этапах своего профессионального развития
инженерная деятельность была ориентирована на применение знаний
естественных наук (главным образом, физики), а также математики, и включала
в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку
технологии изготовления новой технической системы. Инженерная деятельность,
первоначально выполняемая изобретателями, конструкторами и технологами,
тесно связана с технической деятельностью (ее выполняют на производстве
техники, мастера и рабочие), которая становится исполнительской по
отношению к инженерной деятельности. Связь между этими двумя видами
деятельности осуществляется с помощью чертежей. Изготовлявшие их чертежники
назывались в России "учеными рисовальщиками". Для подготовки этих
специалистов для заводов и предназначалось основанное в 1825 г.
"Строгановское училище технического рисования".
Однако с течением времени структура инженерной деятельности усложняется.
Классическая инженерная деятельность включала в себя изобретательство,
конструирование и организацию изготовления (производства) технических
систем, а также инженерные исследования и проектирование.
Изобретательская деятельность
Путем изобретательской деятельности на основании научных знаний и
технических изобретений заново создаются новые принципы действия, способы
реализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных их
компонентов. Сложности в изготовлении, конструировании и техническом
обслуживании, а также необходимость создания технических систем, все или
некоторые компоненты которых принципиально отличны от существующих,
стимулируют производство особого продукта, объективированного в виде
патентов, авторских свидетельств, изобретений и т.д. Последние имеют, как
правило, широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного акта
инженерной деятельности и используются в качестве исходного материала при
конструировании и изготовлении технических систем.
Образцы такого рода деятельности продемонстрировали многие ученые-
естествоиспытатели, совершенствуя конструкцию экспериментальной техники,
разрабатывая и проводя новые эксперименты. Например, Гук изобрел микроскоп,
Герц - новую аппаратуру для регистрации и получения электромагнитных волн.
Гюйгенс придумал конструкцию часов, которая осуществила движение центра
тяжести маятника по циклоиде - так, чтобы время его качания не зависело от
величины размаха. Ньютон изобрел телескоп совершенно новой конструкции. "Но
на пути создания отражательного телескопа возникли трудности технического
порядка... Ньютон придумал способ полировки металлической поверхности,
занялся поисками подходящих сплавов для зеркала и добился успеха". Эйнштейн
всю свою жизнь уделял большое внимание конструкторско-изобретательскому
творчеству. Его можно считать одним из изобретателей магнитодинамического
насоса для перекачки жидких металлов, холодильных машин, гигроскопических
компасов, автоматической фотокамеры, электрометров, слухового аппарата и
т.п. "На счету у Эйнштейна было около двадцати оригинальных патентов, в
которых нашла свое отражение его способность умело комбинировать известные
методы или физические эффекты для разрешения конкретных задач, выдвигаемых
запросами промышленности или повседневной жизни, проявились остроумие и
изящество - эти неотъемлемые составляющие недюжинного изобретательского
таланта". Однако для многих инженеров-практиков изобретательство было не
побочной, а основной или даже единственной деятельностью.
Лишь на первых этапах становления инженерной деятельности
изобретательство опирается на эмпирический уровень знания. В условиях же
развитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательных
инженерных исследованиях и сопровождается ими.
С развитием массового производства для того, чтобы изобретение попало в
промышленность, возникает необходимость его специальной проектно-
конструкторской подготовки. Конструирование представляет собой разработку
конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе
его изготовления на производстве. Конструкция технической системы
представляет собой определенным образом связанные стандартные элементы,
выпускаемые промышленностью или изобретенные заново, и является общей для
целого класса изделий производства.
Исходным материалом деятельности изготовления являются материальные
ресурсы, из которых создается изделие. Эта деятельность связана с монтажом
уже готовых элементов конструкции и с параллельным изготовлением новых
элементов. Функции инженера в данном случае заключаются в организации
производства конкретного класса изделий (например, организация оптической,
радиотехнической и электротехнической промышленности, строительство
железных дорог, массового производства электроизмерительных приборов и
т.д.) и разработке технологии изготовления определенной конструкции
технической системы.
Часто крупные инженеры одновременно сочетают в себе и изобретателя, и
конструктора, и организатора производства. Однако современное разделение
труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации
инженеров, работающих преимущественно в сфере либо инженерного
исследования, либо конструирования, либо организации производства и
технологии изготовления технических систем.
Инженерные исследования
Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в
технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность,
осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают в себя
предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ
возможности использования уже полученных научных данных для конкретных
инженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализ
необходимости проведения недостающих научных исследований и т.д. Инженерные
исследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены на
конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определенной
инженерной задаче. Результаты этих исследований находят свое применение
прежде всего в сфере инженерного проектирования. Именно такого рода
инженерные исследования осуществляются крупными специалистами в области
конкретных технических наук, когда они выступают в качестве экспертов при
разработке сложных технических проектов.
В процессе функционирования и развития инженерной деятельности в ней
происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний,
которые представляют собой эвристические методы и приемы, разработанные в
самой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развития
инженерной деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке.
Первоначально вся инженерная деятельность была ориентирована на
использование лишь естественнонаучных знаний, и в ее осуществлении
принимали деятельное участие многие ученые-естествоиспытатели, конструируя
экспериментальное оборудование и даже технические устройства. Поэтому
именно в естественных науках формируются постепенно особые разделы,
специально ориентированные на обслуживание инженерной практики. Помимо
ученых-теоретиков и ученых-экспериментаторов, появляются специалисты в
области прикладных исследований и технических наук, задача которых -
обслуживание инженерной деятельности.
В настоящее время существует множество областей технической науки,
относящихся к различным сферам инженерной деятельности. Однако области
технической науки и соответствующие им сферы инженерной деятельности не
тождественны. Например, электротехнику как сферу инженерной деятельности и
отрасль промышленности не следует путать с теоретической электротехникой,
которая представляет собой область технической науки. Последняя имеет в
настоящее время достаточно разработанный теоретический уровень (скажем,
теорию электрических цепей) и не может рассматриваться как исследование,
направленное лишь на приложение знаний естественнонаучных дисциплин. В
технических науках развиты особые теоретические принципы, построены
специфические идеальные объекты, введены новые научные законы, разработан
оригинальный математический и понятийный аппарат. Технические науки
удовлетворяют сегодня всем основным критериям выделения научной дисциплины.
В то же время следует помнить, что технические науки достаточно четко
ориентированы на решение инженерных задач и имеют вполне определенную
специфику. Конечно, в них доказываются теоремы и строятся теоретические
системы. Однако, наряду с этим, важное место занимают описания расчетов и
приборов и различные методические рекомендации. Главная цель технических
наук - выработка практико-методических рекомендаций по применению научных
знаний, полученных теоретическим путем (в сфере технической науки -
технической теории) в инженерной практике. Специфика технической науки
определяется необходимостью использования ее результатов не столько для
объяснения естественных процессов, сколько для конструирования технических
систем. Эти результаты опосредованы, как правило, инженерными
исследованиями, проводимыми в рамках того или иного вида конкретной
инженерной деятельности.
С появлением и развитием технических наук изменилась и сама инженерная
деятельность. В ней постепенно выделились новые направления, тесно
связанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой
общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия, сооружения, устройства и
прежде всего - проектирование.
Проектирование
Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в
начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников,
необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера
для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта
деятельность связывается с научно-техническимси расчетами на чертеже
основных параметров будущей технической системы, ее предварительным
исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее"
проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и
рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления
технической системы на производстве; второе - направлено на проработку
общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств,
разработанных в соответствующей технической науке.
Проектирование необходимо отличать от конструирования. Для
проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е.
потребность в создании определенных объектов, вызванная либо "разрывами" в
практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями
развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочения
движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п. Продукт
проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в
особой знаковой форме - в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов,
моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности должен
быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого
уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические
характеристики проектируемой технической системы.
Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привело
в последнее время к необходимости ее теоретического описания: во-первых, в
целях обучения и передачи опыта и, во-вторых, для осуществления
автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических
систем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его
обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ
века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного
на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию
относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было
формирование системотехнической деятельности, направленной на создание
сложных технических систем.
Системотехническая деятельность
Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной
деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины
и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-
машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая
стала весьма сложной, требующей организации и управления. Другими словами,
наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по
различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. А для
осуществления такой интеграции требуются особые специалисты - инженеры-
системотехники.
Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна и
включает в себя различные виды инженерных разработок и научных
исследований. В нее оказываются вовлеченными многие отраслевые и
академические институты; над одними и теми же проектами трудятся
специалисты самых различных областей науки и техники. В силу этого
координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается
нетривиальной научной, инженерной и организационной задачей.
Системотехническая деятельность осуществляется различными группами
специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленение
сложной технической системы на подсистемы идет по разным признакам: в
соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по
области изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; в
соответствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждой
подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду
необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый
институт). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующим
формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и
т.д. Кроме того для реализации системотехнической деятельности требуется
группа особых специалистов (скорее, их следует назвать универсалистами) -
координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист
проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического
отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-
тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в
плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в
единое целое. Подготовка таких универсалистов требует не только их
знакомства со знаниями координируемых ими специалистов, но и развернутого
представления о методах описания самой системотехнической деятельности.
Социотехническое проектирование
Техническое изделие в социальном контексте
"Расслоение" инженерной деятельности приводит к тому, что отдельный
инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложной
технической системы, а не на целом и, во-вторых, все более и более
удаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируя
артефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служить
которому прежде всего и призван инженер. Непосредственная связь
изготовителя и потребителя, характерная для ремесленной технической
деятельности, нарушается. Создается иллюзия, что задача инженера - это лишь
конструирование артефакта, а его внедрение в жизненную канву общества и
функционирование в социальном контексте должно реализовываться
автоматически.
Однако сегодня создание автомобиля - это не просто техническая разработка
машины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети
автомобильных дорог, скажем, скоростных трасс с особым покрытием,
производство запасных частей и т.д. и т.п. Строительство электростанций,
химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета
"внешней" экологической обстановки, а формулировки экологических требований
как исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как к
инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Их
влияние на природу и общество столь велико, что социальная ответственность
их перед обществом неизмеримо возрастает, особенно в последнее время.
Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий
узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой,
основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного
инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая
изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в
научно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы,
узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека,
природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще в
начале ХХ столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К.
Энгельмейер: "Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала
внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических
познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от
руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом,
и экономистом, и социологом". Эта социально-экономическая направленность
работы инженера становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики
- когда инженер вынужден приспосабливать свои изделия к рынку и
потребителю.
Задача современного инженерного корпуса - это не просто создание
технического устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и
обеспечение их нормального функционирования в обществе (не только в
техническом смысле), удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей
среде, наконец, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать
техническую систему, необходимо организовать социальные условия ее
внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для
человека.
Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ),
например, очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода
к созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела,
социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самых
разных областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собой
соответствующее видение объекта исследования и проектирования. Скажем,
специалисты в области теории автоматического регулирования видели в АСУ
лишь совокупность передаточных функций и определенных структурных блоков,
которые надо связать. Тот факт, что АСУ - это прежде всего социально-
экономическая система, в которую внедряются средства вычислительной
техники, осознавался очень и очень долго. В сознании инженера витала идея о
том, что хотя бы в предельном случае автоматизированная система управления
должна стать автоматической. Иными словами, она должна стать полностью
автоматизированной, технической системой, исключающей человека. С этим
фактом, как нам кажется, связаны многие неудачи в истории разработки и
внедрения АСУ. В соответствии с этой программой, все отрасли, объединения,
предприятия кинулись срочно закупать вычислительную технику, еще точно не
зная, как ее использовать. При этом не учитывалось, что социальный
организм, в который встраивается данная техника, должен быть перестроен,
иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего они и
внедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходима
перестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, а
не автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем замены
человека машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в этом
случае уже как подчиненные более общей и глобальной социально-экономической
задаче.
Цели современной инженерной деятельности и ее последствия
Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых и технических
специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению,
особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ
жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной
среды и т.д. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным,
ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом
всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая
разработка остается делом специалистов, принятие решения по такого рода
проектам - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую,
техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать
социального, морального, психологического, экологического ущерба, который
может быть следствием реализации некоторых проектов. Их открытое
обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и
объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение
альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной
жизни, неизбежным условием и следствием ее демократизации.
Изначальная цель инженерной деятельности - служить человеку,
удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто
употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится
не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей,
но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если
инженер и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными
экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации, должны
быть соблюдены также и требования безопасного, бесшумного, удобного,
экологичного применения инженерных устройств, то из средства служения людям
техника может стать враждебной человеку и даже подвергнуть опасности само
его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает
на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и
проектировщика перед обществом и отдельными людьми.
Cписок литературы.
1. Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного
проектирования. - "Вопросы философии", 1982, №10 – с. 87.
2. Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В.Г.
Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.
3. Митчем К., Что такое философия техники? / Пер. с англ. Под ред.
В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 149с.
|