Рефераты
 

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации

1. Финансовая система, ее звенья.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых

отношений. По природе своей финансовые отношения являются

распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде

всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в

зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве:

являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую

защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта

в общественном производстве выступает в качестве первого объективного

критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей

совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы:

финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные

финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка

финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности

субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых

денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов

предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы

предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и

организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы

общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности

субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев

выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование,

страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В

сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет,

внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в

совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового

распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий,

внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций,

межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом,

внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на

подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем

финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий,

функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой

направленности, могут быть вычленены финансы промышленных,

сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в

зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий,

кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические

особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают

существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав

формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и

использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой

отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе

государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев

осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления

(федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный

бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках

значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми

методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее

важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно

связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим

центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций,

субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное

функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние

которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты,

которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную

самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики

центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных

случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками

формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета,

специальные взносы. Российской Федерации.

2. Бюджетная система и бюджетное устройство

Российской Федерации.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает

государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства

(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный

кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму

образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для

финансового обеспечения задач и функций государства и местного

самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для

государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает

государственной власти возможность содержания государственного аппарата,

армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных

экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как

правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и

взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой

системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем

СССР, в силу монополии государственной собственности на средства

производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее

задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные

финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций;

даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались

как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом

статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную

трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и

следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными

финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов;

финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными

методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило

сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС

возникла проблема разделения полномочий между законодательной и

исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами

общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим

важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение

единого государственного бюджета времен развитого социализма на три

самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и

местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых

отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному

способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и

валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п.Все это привело

к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном

устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на

экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,

регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов

субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных

внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать

организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21

республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных

бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские

бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных

государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских,

районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным

устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня -

государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в

федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих

государственных и административно-территориальных единиц) не входят в

бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК

РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы

(общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное

законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод

бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6

БК РФ).Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого

субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных

образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют

получить полное представление о всех доходах и расходах региона или

Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и

статистических целей.

- Федеральный бюджет Российской Федерации.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной

системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства,

утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно

федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации

социальной политики на территории всей России. При составлении проекта

бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов

бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом

необходимости осуществления избранной экономической политик доходов, можно

говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

- Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования

денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов

Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для

реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,

социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану

здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и

доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются

законодательными (представительными) органами в форме закона (решения)

аналогично закону (решению) обутверждении государственного бюджета.

Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет

обязательных отчислений,

уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных

внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные

фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным

элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С

принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый

уровень бюджетной системы,

фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы

формирования, расходования, управления внебюджетными фондами

регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов

государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов

об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение

бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным

казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных

внебюджетных фондов РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,

следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых

консолидируются в федеральном бюджете это:

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы

налоговой полиции Российской Федерации,

новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных

фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства

целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают

самостоятельность. Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 "О

формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами

при Министерстве финансов Республики Татарстан" Министерство финансов РТ

признано правопреемником Экологического фонда, фонда НИОКР, Фонда

воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности

добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда

газификации, Фонда безопасности дорожного движения ГИБДД МВД, Фонда

приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в

двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою

самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды

передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет

юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы

Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации

финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя

полицентричность финансовой системы.

3.Государственный кредит.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового

права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е.

взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на

условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке

исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать

как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному

кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих

субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства,

превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть

использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения

внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как

правило, государственные займы в разных формах используются особенно

интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по

ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в

отдельную сроку1. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита

государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга,

т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых

займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно

свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не

предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях

население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в

годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства

ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население

должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких

зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей,

которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний

выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в

порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций

проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка -

без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой

разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины

номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами,

от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения

правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей

стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству,

облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита

могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других

государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды.

Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а

также органам государственной власти и управления за счет бюджетных

средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях

срочности, платности и возвратности. В государственной экономической

деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь

для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей

промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому

использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская

ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях,

не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для

государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа,

выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты

процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную

ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для

каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или

отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг

вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или

Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а

коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств

независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство

ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих

структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет,

что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила

разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее

образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что

является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

- Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О

государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону

государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства

Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими

лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской

Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в

государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет

и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ

обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства

РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных

Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством

выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых

обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств

РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением

государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не

установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего

долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств

РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной

форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О

мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где

предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам

осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без

ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам

бывшего Союза ССР использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100

процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными

решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими

лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено

пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за

обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая

1992 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед

российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка,

было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и

Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска

государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных

условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США;

процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до

15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению

внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство

ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались

меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке,

51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения

внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо

надеяться, будут решены.

- Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются

государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и

государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по

следующим признакам:

1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный

характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и

долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются

в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать

30 лет.

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством,

правительствами национально-государственных и административно-

территориальных образований и органам местного самоуправления, если это

будет предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут

подразделяться на :

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения

был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался о

государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске

российского выигрышного займа 1992 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить

внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.

Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые

государство намерено продавать не только коммерческим и государственным

структурам, но и населению.

4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств

процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов

или один раз при погашении займа путем зачисления процента к

начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент

погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям,

которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы

беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов

держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара,

спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

5. Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на

добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас

используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных

государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по

этому также не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами.

Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров,

а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных

соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления

и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени

государства-заемщика размещаются, как правило, банковским

консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1

года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас

используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был

выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не

основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был

выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1

октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления,

хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг.

Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных

ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством

безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом

Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому

рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к

федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по

размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде

процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается

обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых

обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется

представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.

Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья

о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый

год.

4.Фонды страхования.

Из фондов, традиционно относящихся к учреждениям социального

страхования, у нас действуют только следующие:

пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по

большей степени не к сфере социального страхования;

фонд социального страхования, также не могущий служить основой для создания

в России стройной системы социального страхования;

фонд занятости, основной задачей которого должно быть страхование на случай

безработицы;

фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию

имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную

медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.

Нет в России такого важного вида социального страхования, как

страхование от несчастных случаев.

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность

страховых отношений можно разделить на пять отраслей: имущественное,

социальное, личное, страхование ответственности, страхование

предпринимательских рисков

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой

формируются и расходуются фонды денежных средств для материального

обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или

располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по

различным причинам.

Социальное страхование как финансовая категория представляет собою

часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального

дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для

содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых

правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом

понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в

собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В

состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права

на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц.

Экономическое содержание имущественного страхования заключается в

организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения

ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.

Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни

человека, его трудоспособности и здоровью.

Страхование ответственности - представляет собой самостоятельную сферу

страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает

ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства

перед третьими лицами за причинение им вреда.

Страхование предпринимательских рисков - новая отрасль страхования для

России. Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые

общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).

5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов.

Финансы предприятий - являются системой отношений, которые связаны с их

денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов

средств предприятий и источников этих средств. Другими словами, финансовые

процессы предприятий заключаются в формировании их денежных доходов и

расходов. Финансовые отношения имеют место между:

предприятиями при оплате разнообразных поставок, работ, услуг,

реализации продукции, уплате и взыскании штрафных санкций;

предприятиями при взаимных финансовых вложениях (долевое участие,

приобретение ценных бумаг, предоставление займов);

предприятиями и индивидуальными акционерами при распространении акций и

выплате дивидендов по ним;

предприятиями и трудовыми коллективами в процессе расчетов по оплате

труда;

предприятиями и подотчетными лицами, персоналом предприятий по

операциям, не относящимся к расчетам по оплате труда , а также разными

дебиторами и кредиторами;

предприятиями, арендаторами, вышестоящими организациями по арендным

платежам;

предприятиями и государственным бюджетом при начислении и уплате

налогов и санкций, целевом бюджетном финансировании, предоставлении

налоговых льгот;

предприятиями и органами социального страхования, внебюджетными фондами

при начислении и уплате страховых взносов, отчислений в Пенсионный фонд,

Фонд занятости и т.д.;

предприятиями и банками в процессе кредитования и погашения кредитов,

при уплате процентов, при осуществлении прочих видов банковского

обслуживания.

Финансы предприятий обслуживают непрерывный кругооборот средств

предприятия и источников их формирования, заключающийся в снабжении,

производстве, сбыте, получении и распределении финансовых результатов

(выручки, прибыли), привлечении и возврате заемных средств. В процессе

кругооборота происходит непрерывное изменение структуры средств предприятия

и их источников, определяемой как соотношение между элементами имущества и

элементами формирующего его капитала. Структура средств предприятия

складывается как пропорция между стоимостными величинами основных средств и

других внеоборотных активов, запасов и затрат, денежных средств, расчетов и

других оборотных активов. Структура источников имущества предприятия - это

пропорция между стоимостными величинами источников собственных средств,

долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов, расчетов с

кредиторами и других краткосрочных пассивов. Каждый из перечисленных

агрегатов соответственно имеет свою структуру, определяемую более мелкими

элементами.

Соотношение структуры средств предприятия и структуры источников их

формирования в каждый фиксированный момент времени задает финансовое

состояние предприятия, определение степени устойчивости которого является

одной из наиболее важных задач финансового анализа. Операции,

осуществляемые в ходе финансово-хозяйственного кругооборота и составляющие

содержание процессов снабжения, производства, сбыта и т.д., непрерывно

изменяют финансовое состояние предприятия. Совокупности однородных

хозяйственных операций, воздействующих на финансы предприятия, образуют

хозяйственные процессы.

Пример:

Баланс производственно-коммерческого объединения “Южкомсервис” на

1.01.2000 г. (указаны только заполненные статьи баланса).

Единица измерения: тыс.руб.

|АКТИВ |Код |На |На конец|

| |строки|начало |года |

| | |года | |

|1 |2 |3 |4 |

|I. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ | | | |

|АКТИВЫ | | | |

|Основные средства: | | | |

|остаточная стоимость |010 |1,7 |1,7 |

|первоначальная стоимость |012 |1,7 |1,7 |

|Всего по разделу I |070 |1,7 |1,7 |

|II. ЗАПАСЫ И ЗАТРТАТЫ | | | |

|Производственные запасы |080 |0,5 |0,3 |

|Товары: | | | |

|покупная стоимость |140 |3,0 |8,4 |

|товарная надбавка |141 |0,1 |2,9 |

|продажная стоимость |142 |2,9 |11,3 |

|Всего по разделу II |150 |3,4 |8,7 |

|III. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, РАСЧЕТЫ И ДРУГИЕ | | | |

|АКТИВЫ | | | |

|Товары отгруженные, не оплаченные в срок |160 |0,1 |0,1 |

|Дебиторская задолженность: | | | |

|с бюджетом |200 | |1,5 |

|с прочими дебиторами |240 | |0,3 |

|Денежные средства: | | | |

|расчетный счет |270 |0,2 | |

|Всего по разделу III |320 |0,3 |1,9 |

|БАЛАНС |330 |5,4 |12,3 |

|ПАССИВ |Код |На |На конец|

| |строки|начало |года |

| | |года | |

|1 |2 |3 |4 |

|I. КАПИТАЛ, ФОНДЫ И РЕЗЕРВЫ | | | |

|Уставный фонд (капитал) |400 |1,7 |1,7 |

|Специальные фонды и целевое финансирование |425 |0,7 | |

|Нераспределенная прибыль: | | | |

|отчетного года |480 | |0,8 |

|Всего по разделу I |495 |2,4 |2,5 |

|III. РАСЧЕТЫ И ДРУГИЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ | | | |

|Кредиторская задолженность: | | | |

|за товары, работы и услуги, не оплаченные в |640 |0,6 |2,3 |

|срок | | | |

|по бюджету |670 |0,8 | |

|по внебюджетным платежам |680 |0,2 |0,5 |

|по страхованию |690 | |0,2 |

|по оплате труда |700 | |0,4 |

|с другими кредиторами |720 |1,4 |6,4 |

|Всего по разделу III |750 |3,0 |9,8 |

|БАЛАНС | | | |

Приложение 2

Таблица

Отчет о финансовых результатах производственно-коммерческого

объединения “Южкомсервис” за 1999 год (приведены только заполненные

статьи).

Единица измерения: тыс.руб.

I. Финансовые результаты

|Наименование показателя |Код |Прибыли |Убытки |

| |строки| | |

|1 |2 |3 |4 |

|Выручка от реализации продукции (товаров, работ,|010 |45,0 |х |

|услуг) | | | |

|Налог на добавленную стоимость |015 |х |7,5 |

|Расходы на производство реализованной продукции |040 |х |35,8 |

|(работ, услуг) | | | |

|Прибыль или убыток отчетного года |100 |1,7 | |

|Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) |120 |0,8 | |

|отчетного года | | | |

II. Использование прибыли

|Наименование направлений |Код |Отчетного |Прошлых |

| |строки|года |лет |

|1 |2 |3 |4 |

|Использовано на: | | | |

|прочие цели |260 |0,9 | |

III. Затраты на производство (издержки обращения)

|Наименование показателя |Код |Сумма |

| |строки| |

|1 |2 |3 |

|Расходы на оплату труда |310 |2,7 |

|Отчисления на социальные мероприятия |320 |1,5 |

|Итого |350 |35,8 |

|Фактические объемы производства продукции |360 |35,8 |

|(работ, услуг) | | |

V. Платежи в бюджет

|Наименование показателя |Код |Надле- |Фактически|

| |строки |жит по |внесено |

| | |расчету | |

|1 |2 |3 |4 |

|Налог на добавленную стоимость |610 |0,3 |1,9 |

|Прочие налоги и платежи |650 |1,0 |1,8 |

Литература.

1)Дробзина Л.А. Финансы - денежное обращение – кредит: учебник, М.

«Финансы» 1997 г.

2)Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование

экономики переходного периода // Финансы. 1994. № 11.

3) Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 —

277.

4) Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы //

Финансы. 1994. № 8.

5) Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993. Гл. 3.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ