Рефераты
 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о зимующих и перелетных птицах

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о зимующих и перелетных птицах

Введение 2

1. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой 3

2. Ребенок и природа 5

3. Игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

11

3.1. «Птички на кормушках» 11

3.2. Настольно-печатная игра «Пирамидки» («Птицы в природе») 12

3.3. «Угадай правило» 14

3.4. «Выбери правильно дорогу» 15

3.5. «Мы знаем и любим природу» 16

4. Дополнительный материал 19

Вывод. 37

Список литературы 38

Введение

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени

испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных

знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю

жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая

она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней,

расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В

этом убеждают нас биографии многих ученых-естесствоиспытателей (К. А.

Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С.

Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них

сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на

чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования

материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит

нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий.

Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного

отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных

насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно

действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные

представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот

почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные

сведения о природе.

1. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с

природой

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе

ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и

воспитательные задачи.

Основная задача в умственном воспитании – образования у детей знаний о

неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному

восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно

показать детям природу такой, какой она есть в действительности,

воздействуя на их органы чувств.

Усвоения детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их

познавательных способностей – сенсорного аппарата, логического мышления,

внимания, речи, наблюдательности, любознательности.

Для развития мышления и формирования основ материалистического

миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и

подводить к осознанию связи и отношений между ними. В процессе осознания

причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура,

направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей

чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений,

формирования элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура

осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок,

звуков в природе, развития у них умения наблюдать.

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на

явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится

в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным

условием «готовности детей к обучению».

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и

как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний

вид, движения повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но

и отношение детей к ней.

Данные исследований последних лет показывают, что развитие

любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением

ими умений находить существенные признаки у растений и животных и

устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни

растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять

нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него

любви к родной природе и бережного отношения к живому.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в

детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и

ухаживает, помогают воспитывать у него такие качества, как бережное

отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за

порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе

необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за

животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и

результата труда.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания

детей.

Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и

пение птиц, форму и окраску листа, запах цветов, движения животных и т. д.

Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в

дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и

всем его многообразии.

2. Ребенок и природа

Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем

природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на усвоении детьми

системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на

осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой

работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями,

но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать,

облагораживать природную среду.

Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована

доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости

роста и развития живых организмов от факторов среды (А. П. Захарович,

Т. А. Ковальчук, П. Г. Саморукова, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова,

И. А. Хайдурова, Л. С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых

организмов от их приспособления к условиям существования (С. Н. Николаева,

Е. Ф. Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-

положительного отношения к природе и организация полезной деятельности

детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова

и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

В своей работе мы исходим из того, что экологическое воспитание старших

дошкольников возможно при определенных условиях: формировании элементарных

экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых

существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека

и природы); понимании важности охраны окружающей природы; воспитании

гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и

заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении

определенных норм поведения.

Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач

экологического воспитания, мы ограничили свое исследование областью

ознакомления детей с птицами. Выделение этого вопроса не случайно. Как

свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический

контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному

восприятию детей.

В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влияющие

на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:

систематические наблюдения и их фиксация в календаре; труд по уходу за

птицами в уголке природы и на участке детского сада; игры экологического

содержания; чтение художественной литературы и др.

С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических

представлений о птицах проводили ряд наблюдений за сезонными изменениями в

их жизни. Широко привлекали художественную литературу — произведения

К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова.

Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали

углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их

образе жизни, поведении.

На целевых прогулках, занятиях подводили детей к выводу, что в природе

все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен

к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на

лугу, а водоплавающие — в лесу и т.д.).

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают.

Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают

раньше, а те которые клюют зерно и ягоды, - позже. Еще позже улетают

водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда

условий.

Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время.

Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Предложили детям самостоятельно

изготовить кормушки, используя пакеты из-под молока. Затем устроили

праздник для птиц: развесили кормушки на новогодней елке на участке

детского сада, насыпали угощение — семечки подсолнуха, сало, крошки хлеба,

семена травянистых растений и т.д. Дети получили возможность наблюдать за

поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. Нашими частыми

гостями стали синицы, снегири, ну и, конечно, воробьи и голуби.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные

дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы

использовали игру «Меню для птиц», цель которой уточнить представления о

том, чем питаются пернатые, и научить составлять «меню» для конкретной

птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу

(лесную, водоплавающую или домашнюю), а дети должны были сказать, чем она

питается и где можно найти этот корм.

После усвоения дошкольниками знаний о пернатых нашего края и условиях

их существования познакомили с птицами иноземного происхождения

(попугаями). На специальном занятии уточнили, что необходимо для их жизни в

уголке природы. Подготовили клетку и поселили в ней семью попугаев. В

процессе наблюдения за их поведением, питанием (не только семена, но и

фрукты, овощи, творог) подвели детей к выводу, что в уголке природы можно

содержать только декоративных, комнатных птиц, которые в наших природных

условиях не могут выжить на воле. С этой же целью в группе смоделировали

естественные условия для содержания декоративных рыбок, шпорцевых лягушек,

за которыми дети также ухаживали и вели наблюдение в течение всего года.

Одной из задач нашей работы было формирование у детей знаний о сущности

взаимодействия человека и природы. Проводились целевые прогулки и

наблюдения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии

загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождались чтением

художественной литературы о роли природы в жизни человека, показом

иллюстраций.

Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природной среды

рассказали о целях и задачах «зеленых» и «голубых» патрулей. Организовали

встречу с юннатами соседней школы и совместно провели занятие-викторину «Мы

знаем и любим природу». Большой интерес у детей вызвали рассказ о «Красной

книге» и рассматривание иллюстраций животных и растений, подлежащих охране.

Для привлечения птиц на участок предложили детям создать уголок леса. И

весной каждый ребенок вместе с мамой или папой посадил на территории

детского сада по одному дереву.

Птицы — очень ценный объект наблюдения.

В уголке природы целесообразно содержать декоративных птиц: волнистых

попугайчиков, канареек; из зерноядных — дубоноса, клеста, снегиря, голубя.

Зимой, во время бескормицы, в уголок природы можно помещать полезных птиц:

чижа, щегла, чечетку.

Весной их надо обязательно выпускать на волю. Они вьют гнезда, выводят

и выкармливают своих птенцов насекомыми.

Лучше других неволю переносят зерноядные птицы: чиж, щегол, чечетка,

снегирь, голуби. Хорошо приручаются в молодом возрасте врановые.

Чиж — маленькая, подвижная, веселая птица с зеленовато-желтым

оперением. У самца, в отличие от самки, черная «шапочка» на голове, черные

пятнышки на кончике хвоста.

Место гнездования чижа — еловые леса. Гнездо он помещает на вершине

старой ели, высоко над землей. Питается чиж семенами трав и деревьев

(чертополоха, ольхи, березы, ели) и насекомыми.

Чиж хорошо приручается, может годами жить в неволе. Летает по комнате,

выпущенный на свободу, иногда возвращается. Самцы хорошо поют. Чижи

уживаются со всеми птицами, но нельзя сажать в одну клетку двух самцов, так

как они исклюют друг друга. В неволе чиж охотно ест муравьиные яйца, листья

салата и традесканции, ростки овса, семена различных растений, мелких

насекомых, гусениц.

Щегол—одна из самых красивых по оперению птиц: вокруг его шеи красное

пятно, темя и затылок черные, щеки и брюшко белые, спинка светло-

коричневая, крылья черные с желтым.

Место гнездования щегла — разреженные лиственные леса, рощи, парки.

Зимой он совершает небольшие кочевки. Массовое появление в центральных

областях Союза наблюдается в середине сентября.

Взрослые щеглы питаются семенами различных трав и деревьев. Летом они

уничтожают большое количество насекомых и их личинок, которыми выкармливают

своих птенцов.

В клетке щегол хорошо поет и легко приручается, при правильном уходе

может жить годами. Основной корм его в неволе — семена ольхи, березы,

репейника, конопли, лопуха, кусочки яблок; добавочный — свежие муравьиные

яйца, мучные черви и всходы овса (не более трех в день).

Чечетка. Оперение чечетки буровато-серое, лоб и темя красные; у самца

зоб, грудь и брюшко розовые; хвост вилочкой. Распространена в хвойных

лесах, в лиственные прилетает поздней осенью. Зимой совершает кочевки.

Питается семенами деревьев (березы, ольхи, сосны), травой и мелкими

насекомыми. Чечетка хорошо приручается. Лучше держать в одной клетке

несколько птиц вместе.

Снегирь — красивая, спокойная, но малоподвижная птица. Верхняя часть

головы, крылья и хвост у него черные, грудка, брюшко, щеки у самца красные,

у самки серые, спина светло-серая, надхвостье и нижняя часть брюшка белые.

Клюв короткий, толстый, черный.

Место гнездовья снегиря — еловые и сосновые леса Севера. В средней

полосе он встречается зимой на хвойных деревьях с шишками, на рябине,

ясене, клене, можжевельнике.

Снегирь быстро привыкает к людям, выучивается насвистывать разные

мелодии, иногда размножается в неволе. Основной корм — смесь из различных

семян (см. ниже). К ней добавляют ягоды рябины, бузины, можжевельника,

семена ясеня, клена, ели, подсолнуха (с надломленной кожурой), почки липы.

Дают корм 2— 3 паза в день по чайной ложке.

Врановые. К врановым относят ворону, галку, сороку и грача. Это птицы

крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу

клювом. Оперение темное: у вороны и галки — черное с серым; у сороки голова

и крылья черные с блеском, а бока белые, потому ее и называют белобокой;

грач — черный с синеватым отливом, вокруг носа у старых особей белое

кольцо. По окраске оперения самцы не отличаются от самок.

Питаются врановые животной и растительной пищей. Истребляют вредных

насекомых и грызунов и тем полезны, но вороны и сороки поедают яйца и

птенцов полезных птиц, а грачи портят посевы, выклевывая зерна и всходы.

Птенцы врановых, особенно галчата, выпавшие из гнезда и выкормленные в

неволе, вырастают ручными, сильно привязываются к человеку и живут в неволе

много лет. Интересны для наблюдения за их повадками.

Маленьких птенцов кормят из рук: кладут им в рот по одному - пяти

небольших шариков, скатанных из мясного фарша с размоченной в молоке

булкой. Подросшим птенцам дают мелко нарезанные кусочки мяса с булкой,

добавляя творог, кашу, вареный картофель, кухонные отбросы. Воду дают

каплями с ложечки, смачивают ею кусочки хлеба и мяса. Позже пищу птицам

кладут в кормушку, а воду наливают в поилку. Кормят в определенное время,

сначала каждые 2—3 часа, а когда подрастут—по 4 раза в сутки.

При ознакомлении детей с птицей надо назвать ее, определить окраску

оперения на голове, крыльях, спинке, хвосте, груди, брюшке; рассмотреть

конечности (ноги и крылья), голову, как устроен клюв; понаблюдать, как

ходит по земле, как держится на жердочке, как берет пищу (участие клюва и

ног при еде); понаблюдать, как чистит оперение. Дети старших групп могут

провести длительное наблюдение за выведением птенцов и выкармливанием их

родителями. Очень хорошо приручать птиц (приучить принимать корм из рук,

садиться на руку).

Клетки и вольеры. Для птиц нужны чистые помещения, хорошо

организованный уход, правильный подбор кормов. Мелких птиц держат в

клетках, крупных — в садках или вольерах.

Клетки для птиц должны быть простые, без всяких украшений, лучше

четырехугольные, с куполообразным или плоским верхом. Дно клетки делают

двойное: нижнее неподвижное—из досок или фанеры, а выдвижное — из

оцинкованного железа, с деревянными бортиками; стенка и потолок клеток — из

металлических прутьев, укрепленных на деревянном каркасе. Расстояние между

прутиками обычно 10—12 см. В клетке укрепляют 3—5 жердочек, которые делают

из гладко выструганных палочек диаметром о 8 мм, чтобы птица могла плотно

обхватывать их пальцами на три четверти. Располагают жердочки так, чтобы

они не приходились над кормушкой и поилкой.

Размеры клеток зависят от величины птиц и их поведения. Наиболее

распространенными являются такие размеры: для скворца — . 100Х45Х50 см;

для чижа, щегла и снегиря — 40ХЗОХ Х35 см. На дно клетки насыпают чистый

сухой песок слоем около 0,5—1 см. Кормушкой может служить поддонник

цветочного горшка. Корм в нее нужно класть не реже двух раз в день. В

клетках должна быть и поилка. Раз, а летом два раза в день, в нее наливают

чистую свежую воду.

Ежедневно в клетку вносят купальню с водой и убирают, после того как ее

обитатели выкупаются. Полезно иногда выпускать птиц в комнату, приучая их

купаться в ванночке, которую ставят на пол.

Уборку клетки производят ежедневно. Споласкивают теплой водой и

вытирают насухо поилки и кормушки. Раза два в месяц производят уборку

клетки с полной сменой песка и обтиранием всех ее деревянных частей влажной

тряпкой.

Клетку лучше всего вешать на стенку, которая по утрам освещается

солнцем. Против клетки не должно быть форточек, так как птицы не переносят

сквозняков.

Садки делают из просторного ящика с выдвигающимся дном. Одну из его

стенок затягивают сеткой, а в другой прорезают дверцы. На дно насыпают

сухие опилки. Все щели замазывают известкой для предохранения птиц от

нападения паразитов.

Вольера состоит из пяти рам, обтянутых сеткой, с дверцей в одной из

них. Дно делают двойное (чтобы выдвигалось). В вольеру помещают ветки,

укрепляют жердочки. Очень часто вольеру ставят на шкафчик высотой 45 см, в

котором можно хранить предметы ухода за птицами. В садках и вольерах

устраивают гнезда (ящик или корзинка с сеном).

Для кормления мелких зерноядных птиц (щеглов, чижей) запасают корма из

расчета: конопли—1 г, проса—4 г, канареечного семени—4 г, овса—1 г,

льняного семени—1,5 г на каждую птицу ежедневно.

С осени собирают добавочный корм: семена и плоды рябины, калины,

бузины, можжевельника, ясеня, клена, подсолнечника, почки липы (для

снегирей), шишки ели и сосны с семенами (для клестов), плоды ольхи и березы

(для чижей), семена репейника и конского щавеля (для щеглов, чижей и

снегирей).

Всем птицам рекомендуется давать зеленый овес, салат, веточки

традесканции, сырую тертую морковь.

Болезни птиц. Резкое изменение температуры (сквозняк, холодная вода для

питья или купания) вызывает у птиц насморк:

из носовых отверстий течет слизь, птица трясет головой, щурит глаза.

Нужно при помощи пера смазать носовые отверстия растительным маслом и дать

для питья подсахаренную воду.

Недоброкачественный или слишком обильный, без добавления зелени корм,

резкая перемена его состава, недостаточно чистая питьевая вода вызывают

расстройство пищеварения (понос или запор).

При поносе вместо воды дают для питья жидкий овсяный или рисовый отвар,

можно прибавлять к нему 1—2 капли кагора. Птицу в это время держат в теплом

помещении.

При запоре дают зеленый корм, ягоды, в питьевую воду прибавляют 3—5

капель растительного масла.

Избыток кормов или питание одной коноплей и недостаточная подвижность

вызывают у птиц ожирение: они толстеют, перестают петь и погибают. Для

предотвращения этого их помещают в просторные клетки, предоставляют

возможность летать по комнате, к сухому корму добавляют ягоды, тертую

морковь или морковный сок, всходы семян.

От мягких кормов, недостатка движений или от наступления старости у

птиц отрастают и искривляются когти и клюв. Для подточки клюва

рекомендуется вставлять между прутиками клетки кусковой сахар. Когти по

мере отрастания надо стричь острыми ножницами.

Чистя клюв, птицы трутся о жердочки и при неопрятном содержании клетки

загрязняют глаза. В этих случаях глаза промывают теплой водой или раствором

борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды).

В небрежно содержащихся клетках на птиц нападают паразиты (вошь, клещ);

птицы чешутся, сидят нахохлившись. Для борьбы с паразитами необходимо

клетку промывать кипятком, все щели и жердочки смазать керосином. На время

этой работы птиц пересаживают в другое помещение.

Птиц, пораженных пухоедом, протирают ватой, смоченной в водке, их перья

посыпают персидским порошком (пиретрум), но так, чтобы он не попал в глаза,

ноздри и рот.

Если у птиц болезненно проходит линька, усиливают заботу о них:

оберегают от сквозняков и холодного воздуха, дают более 1 питательный корм,

свежую зелень и фрукты, муравьиные яйца.

Как отмечалось выше, особое место в работе отводилось играм

экологического содержания. Была поставлена задача не только

проанализировать методику их применения и выявить наиболее эффективную, но

и создать ряд новых игр, содействующих формированию экологических

представлений дошкольников и их систематизации.

Приведем примеры некоторых игр экологического содержания для детей

старшего дошкольного возраста.

3. Игры экологического содержания для детей старшего дошкольного

возраста

3.1. «Птички на кормушках»

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они

питаются), природоохранительные представления.

Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек

(снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с

изображением корма для птиц,

Игровое действие.

Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети

отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает

корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей

птицы и выставляют ее на кормушке.

Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с

изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована

речевая логическая задача Н. В. Виноградовой «Кто обедал в птичьей

столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической

игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры

дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто

мотивируют свое решение,

Ход игры

Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о

зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры.

Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол

накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам

холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в

игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши

кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на

столе — картинки-вставки.)

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки

подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички,

крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и

выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность

ответа.

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не

трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на

кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками

и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и

клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и

выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у

нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы

съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и

выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

(Снегири).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

2) Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?

(Синичка.)

3) Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

4) Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует.

(Голубь.)

В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает

свежий корм.

Для формирования у дошкольников представления о природе как едином

целом мы использовали рассказы Ю. Дмитриева «Если бы…», 3. Плохий «Кто

нужнее?». Здесь в доступной форме рассказывается о существующих в природе

взаимосвязях и взаимозависимостях (зачем нужны насекомые, земноводные,

рептилии, растения и т.д.). С целью закрепления этих знаний проводили игру

«Пирамидки».

3.2. Настольно-печатная игра «Пирамидки» («Птицы в природе»)

Дидактическая задача. Развивать умение устанавливать последовательную

зависимость, состоящую из нескольких звеньев,— экологическую пирамидку;

объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев

природы.

Материал и оборудование. Кубики с изображением солнца, земли, воды,

деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек,

лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия.

Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из

трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.

Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно

пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку»,

исправить и объяснить, почему они так считают.

Ход игры. Первый вариант.

Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где

живет дятел?

Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и

выставляют их на стол).

Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые

кубики и определите их место в пирамидке.

Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце,

и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.

Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его

место в пирамидке.

Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных и ставят их

над деревьями. Объясняют, почему они так сделали.

Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?

Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые

находятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а

земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в

природе цапли, снегиря и др.

Во время выполнения задания воспитатель исправляет ошибки детей и.

объясняет их.

Ход игры. Второй вариант.

Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не

включает кубик с картинкой, изображающий воду.

Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в ней отсутствует? Как

вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить,

нечего будет есть.

Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо

кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для

жизни данной птицы.

Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и

зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных

представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором

формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания

служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам

природы.

Продолжением данной работы явилось знакомство дошкольников с

правилами поведения в природе:

. с растениями следует обращаться осторожно (не ломать ветки деревьев и

кустарников, не обрывать цветы, собирать только опавшие листья, не

сдирать с деревьев кору и т.д.);

. нельзя оставлять в лесу, парке мусор, от этого гибнет трава, а поляны

и лужайки становятся грязными и некрасивыми;

. при сборе плодов и семян надо помнить, что большая часть их нужна для

размножения растений, для корма птиц и зверей в природе.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности

усвоения детьми знаний о правилах поведения в природе использовали

дидактические игры.

3.3. «Угадай правило»

Дидактическая задача. Описать поведение человека по отношению к

объектам природы, объяснить эти действия.

Материал и оборудование. Рисунки с графическим изображением правил (их

содержание зависит от задач, решаемых педагогом на занятии). Приведем

примеры.

Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи — санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут

отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не

прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не

разоряй птичьих гнезд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву

и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны

природе!

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются

в природе! Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям

стихотворение В. Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем —

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие

растения и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В

природе о них заботятся взрослые животные.

Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми

осознанно, а не как строгие указания. Можно предложить дошкольникам самим

изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их

выполнение при реальном общении с природой.

Игровое действие. Воспитатель показывает этикетку, а дети своими

словами передают смысл правила.

Когда дети усвоят правила и научатся их применять в реальной жизни,

этикетки можно использовать для обозначения соответствующих действий на

экологической тропе.

3.4. «Выбери правильно дорогу»

Дидактическая задача. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие

взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между

природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу

и в других природных сообществах).

Материал и оборудование. Картинка, на которой изображены лесные

тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в

лесу.

Игровое действие.

Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать

свой выбор.

Ход игры. Первый вариант.

Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен

муравейник).

По второй, узкой тропинке тоже нельзя идти — между деревьями паук

сплел свою паутину.

На третьей тропинке змея с детенышами греется на солнышке.

Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем — гнездо с

птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.

Ход игры. Второй вариант.

На первой тропинке — тлеющий большой костер. На остальных те же знаки,

что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу,

что надо идти по первой тропинке, но сначала потушить костер.

В конце года для уточнения и закрепления знаний провели совместно со

школьниками-юннатами игру-викторину «Мы знаем и любим природу».

5 «Мы знаем и любим природу»

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ