Рефераты
 

Социальная работа в регионах (Анапа)

Центр занятости в 1998 году работал над вопросом снижения уровня

безработицы путем трудоустройства безработных граждан на временные работы.

За этот период было получено 172 вакансии на временные работы, по заявкам

было трудоустроено 177 человек. Особенно много предложений на временные

работы поступает в летний период. Для контроля за заполнением вакансий на

временные работы - создан банк временных вакансий. Средняя

продолжительность временного трудоустройства составляет 3-4 месяца. Все

временные работы финансируются за счет средств работодателей. Средняя

заработная плата колеблется от 120 рублей до 900 рублей.[21]

Основными видами работ для временного трудоустройства являются: работы

в сфере курортного сервиса; продавцы; работа сторожами; работа в лагерях

для детей и подростков в качестве поваров и подсобных рабочих; рабочие по

благоустройству.

Центром занятости проводится работа по профессиональной подготовке

и переподготовке безработных граждан и незанятого населения. Так, на

профобучение было направлено 64 человека, в том числе на овладение рабочими

специальностями – 61 человек. 78 предприятий нуждаются в рабочей силе,

потребность в работниках на 1 октября 1997 года составляет 330 человек, в

том числе рабочих – 263. Денежные расходы населения за отчетный период

текущего года увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого

года на 30% (в действующих ценах), в том числе, на покупку товаров и оплату

услуг – на 12%.

Важную роль в службе занятости играют социальные работники оказывая

разностороннюю помощь человеку, потерявшему работу, например

психологическая помощь включает в себя психодиагностику с определением

состояния безработного, психотерапию последствий влияния на состояние

безработного различных отрицательных факторов, психокоррекцию личностных и

психических отклонений.

Применяются индивидуальные и групповые терапевтические беседы,

психотренинг, релаксационные упражнения, рациональная терапия. Цель таких

воздействий - внушить безработному более высокую самооценку, уверенность в

своих силах, снять депрессивные явления. В Анапе только в 1997-1998 годах

такую помощь получили 673 человека.

Нуждается в помощи также семья безработного, ибо без ее коррекции

помощь самому безработному может оказаться непродуктивной. Необходимо

осознание того, что только с содействием своей семьи безработный может

преодолеть временные сложности. Необходимо также снятие депрессивных

психопатических моментов у членов его семьи.

Одной из наиболее многообещающих социальных технологий в деле помощи

безработным является их профессиональная подготовка, повышение

квалификации. Для функционирующей экономики нормально, что одни профессии

становятся менее распространенными и нужными, теряют популярность, оплата

за работу для таких профессий снижается. Происходит перелив рабочей сипы в

более прогрессивные отрасли занятости. Для того, чтобы внедриться в эти

новые сферы нужна переподготовка кадров. Этой работой и занимаются службы

занятости.

Важным средством социальной реабилитации безработных является

создание из их числа групп самопомощи и взаимопомощи. Такие группы,

объединяющие людей со сходной судьбой, снимают ощущение отверженности, с

которым живут многие безработные, дают неформальную поддержку товарищам по

несчастью.

В условиях необратимой деградации больших промышленных предприятий и

угасания столкнувшегося с ожесточенной иностранной конкуренцией

промышленного и сельского производства, надежда на личное самообеспечение в

значительной мере может быть связана только с развитием индивидуального и

семейного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В организационных

Фомах малого бизнеса гораздо легче принять неполную занятость, надомный

труд, в том числе, и труд высоко квалифицированных кадров.[22]

Развитие индивидуального, семейного бизнеса будет содействовать

улучшению социально-экономического положения и морально-психологического

самочувствия безработных и их семей, развитию определенных видов

деятельности, в которых имеется потребность на рынке услуг. Вероятно,

наиболее продуктивным было бы введение ставки консультанта по малому

бизнесу в органах местного самоуправления или социального управления.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать: проблема занятости

является одной из фундаментальных в развитии и функционировании

человеческого общества. Для решения проблем безработицы важно определить ее

сущность, знать ее основные Формы.

Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими

силами сдерживать рост безработицы (создание надомной формы работы,

укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, установление квоты

приема отдельных категорий населения на предприятиях).

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое

развертывание, профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к

трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.

Главным в социальной политике должно быть упреждение массовой

безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием

общества, его эволюционным развитием.

СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Безусловно, проблема безработицы важна, но она не является на

сегодняшний день единственной социальной проблемой общества, переживаемой

на региональном уровне. Проблем множество и одна из них - проблемы пожилых

людей.

В современном мире на базе снижения уровня рождаемости растет доля

людей пожилого возраста. Поэтому проблемы их общественного социального

положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации,

социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над

пожилыми людьми играют важную теоретическую и еще в большей мере

практическую значимость.

Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное

положение, особенности психики, материальные и духовные потребности этих

людей, и в этой работе опираться на науку, социологические, социально-

экономические и другие виды исследований.[23]

Важно учитывать, что пожилые люди – это совершенно разные люди. Среди

них есть: добрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие;

довольные уходом на пенсию; продолжающие работать с удовольствием;

работающие, но без желания; отчаявшиеся в жизни; малоподвижные; проводящие

досуг интенсивно и др.

После выхода на пенсию, основным видом жизнедеятельности становится

общение.[24]

У пожилых своя особая психология, обусловленная возрастными

изменениями. Знания общих причин возникновения кризиса может помочь как

самим пенсионерам, так и людям помогающим им, т.е. самим социальным

работникам.

Наиболее типичными кризисами деятельности бывают: кризис операционной

стороны жизнедеятельности: "не знаю, как жить дальше"; кризис

мотивационно-целевой стороны жизни: "не знаю, для чего жить дальше"; кризис

смысловой стороны: "не знаю, зачем вообще жить дальше".

Операционный кризис (как жить?) наиболее открытый, разрешимый и

простой. Задаваясь этим вопросом, человек не сомневается, стоит ли жить

вообще, он теряет лишь метод (способ) жизни. В этом случае человек

оценивает пройденный путь, определяет реальные перспективы для себя,

сравнивает достижения и потери. В любом случае здесь легче найти пути

преодоления кризиса, потому что не возникает вопросов: для чего и зачем

вообще жить дальше?

Кризис мотивационно-целевой стороны жизни и деятельности это

противоречия между живой потребностью человека в творчестве,

самореализации, в полноценной жизни и разрушением того же механизма

деятельности, который преобладал в жизни человека до этого периода. Этот

кризис содержит в себе ключевые вопросы "как" и "для чего?".

Изменить или же найти новый побудительный стимул, сформировать новую

потребность, выйти за пределы известного уклада жизни - эти непростые

задачи стоят перед человеком при выходе на пенсию.

Кризис смысловой сферы внутреннего мира человека - самый тяжелый

кризис. Вся энергия психики идет по пути разрушительной деятельности и

приобретая тенденцию острого противоречия между "быть" или "не быть".

Реакция преодоления в этом случае характеризуется резким изменением

мироощущения, мрачной стороной мировоззрения, суждений и оценок,

видоизменением всей системы ценностей человека. Наблюдается стойкое

снижение настроения, мрачность прогнозов, скованность воли и снижение

самооценки личности.

Для этого кризиса характерны депрессия и пессимизм. Психотерапевты

подобную реакцию называют ситуацией искусственного преувеличения стресса,

т.к. человек своим бескорыстным поведением и некритичным отношением к себе

создает благоприятные условия для жизненного сбоя.

С возрастом увеличивается удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном

медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов о психологов и

т.д. Цивилизованность общества определяется в частности и тем, насколько

широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха, и санаториев для

пожилых людей.

Одной из таких болезней "третьего возраста" является старческий

маразм. Под маразмом понимают угасание жизнедеятельности организма

вследствие атрофирования коры головного мозга. Другая болезнь пожилых людей

- старческий алкоголизм. Сегодня можно сказать, что алкоголизм - болезнь

всех возрастов. Но для пожилых - это особенно трудная проблема. Алкоголизм

- это поступательное заболевание.

Существуют несколько способов лечения алкоголизма. Это и лечение

посредством психотерапии, метод гипнотерапии, аутогенная тренировка, метод

лечения антабусом (тетурамом). Существует немало и других методик:

трудотерапия, метод доктора Довженко и пр. Главное же в социальной работе,

в этой области - эта целеустремленная, порой жесткая антиалкогольная

пропаганда. Трезвость - критерий нормального состояния социально здоровой

личности отдельно или общества в целом. Необходимо разъяснение социальных,

экономических, медицинских и наследственных последствий алкоголизма,

организовывать лечение больных алкоголизмом.

Основными направлениями решения социальных проблем пожилых людей,

обеспечения уровня благосостояния престарелых являются: повышение пенсий,

совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними

на дому, увеличение числа домов престарелых и улучшения условий проживания

в них.

Важным направлением социальной защиты пожилых является социальное

обслуживание. Хотелось бы обратить внимание на оказание социально-бытовых

услуг. Здесь важно предусмотреть с учетом потери способности к

самообслуживанию, обеспечение в специальной обуви, одежде, в различного

рода приборах и приспособлениях, которые бы облегчили передвижения по

улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических

процедур. Социальные работники оказывают и другие виды помощи: выявление

престарелых, нуждающихся в социально-бытовой помощи, оказание помощи в

ведении хозяйства, в закупках продуктов и лекарств; оказание социально-

правовой помощи престарелым в охране их прав и в получении причитающихся

льгот (многие из престарелых являются и инвалидами); оказание помощи в

организации посильной трудовой деятельности включая различные виды

надомного труда; оказывать психологическую и другую поддержку инвалидам и

престарелым; установление и поддержание связей с трудовыми коллективами,

где ранее работали подопечные; с различными общественными организациями;

содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или

попечительства, помещение в дома-интернаты или территориальные центры;

выполнение просьб, связанных с перепиской с родными и друзьями, выполнение

других разовых поручений.

Комплекс социальных услуг оказывается в стационарных учреждениях. В

домах-интернатах общего типа проводиться большая работа по социально-

психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. В домах-

интернатах обеспечивается медицинское обслуживание, а также осуществляется

целый комплекс мероприятий реабилитационного характера. В частности,

трудовая терапия и трудовая занятость и организация досуга.

Функционирование домов-интернатов, как главной формы стационарного

социального обслуживания пожилых людей связано с целым рядом проблем.

Прежде всего это самая дорогостоящая форма социального обслуживания

предполагающая наличие домов-интернатов, мест в них и количество желающих

проживать в них и, естественно же качество обслуживания, создание

соответствующих условий для проживания.

Поэтому в последние годы получила развитие такая форма социального

обслуживания, как центр социального обслуживания (ЦСО). Они содействуют

улучшению образа жизни пожилых людей, обеспечению их независимости,

достоинства, показу их роли в жизни общества, способствуют распространению

соответствующей литературы, провидению семинаров, учебных занятий, вечеров

отдыха, проведению посильных спортивных мероприятий, кружков по интересам

для пожилых и т.д. Арсенал таких возможностей на сегодняшний день

достаточно широк и многообразен.

В отделе социальной защиты населения города-курорта Анапа нуждающимся

пожилым людям оказывают материальную помощь (максимально 500 рублей). За

1998 год оказана материальная помощь на сумму 43000 рублей. Бесплатно

получили путевки на лечение и отдых 87 человек в том числе:

- ИОВ 37 человек

- Участники ИОВ 25 человек

- Пенсионеры и инвалиды 25 человек

В г.Анапа основную работу с малообеспеченными, слабо защищенными

пожилыми людьми проводит ЦСО, при активной помощи таких организаций, как

"Общество ВОВ", "Общество инвалидов", "Общество слепых", "Общество глухих".

В ЦСО работа проводится по четырем направлениям:[25] отделение

социальной помощи на дому; отделение дневного пребывания; отделение срочной

помощи; отделение социальной помощи, семье и детям; комплексный

реабилитационный центр для детей и престарелых граждан.

Именно первые три отделения касаются работы с пожилыми людьми. В

отделениях социальной помощи на дому обслуживается 860 человек. Учитываются

возраст, здоровье, настроение, потребности и интересы людей. Здесь,

например, число клиентов до 70 лет составляет 65 человек, до 80 лет 157

человек, до 90 лет 41 человек, до 100 лет 10 человек. На полном социальном

обслуживании находится 10 человек. Обслуживаемые всегда могут рассчитывать

на помощь. Многим из них приносят на дом горячие обеды. Социальные

работники не только помогут в хозяйстве, быту, но и выслушают пожилого

человека, поговорят с ним, а это подчас важнее физической помощи. Но не

только социальные работники посещают пожилых, их обслуживают и надомный

парикмахер, и приезжающие врачи. К услугам таких пожилых и прачечная и

швея. Организуются и выезды в баню транспортом ЦСО. Обслуживаемых не

забывают и в праздники. Все подопечные и к дням рождения и к различным

праздникам получают подарки и поздравления.

Но есть и такие пенсионеры, которые хотели бы продолжать общение,

вести подвижный образ жизни. Для таких и открыт в ЦСО комплексный

реабилитационный центр. Он функционирует с ноября 1996 года.

Работники центра ставят своей задачей более полное удовлетворение

потребностей пожилых людей в питании, в культурном, досуговом плане,

психологии общения и много из того, чего им не хватало до посещения ЦСО

"Радуга".

Отделение срочной социальном помощи создано для оказания натуральной и

материальной помощи малоимущим пенсионерам, инвалидам и др.

малообеспеченным гражданам города. Здесь можно рассчитывать на[26]:

медицинскую помощь; услуги парикмахера; услуги швеи; услуги автотранспорта;

натуральную помощь (поддержку одеждой, обувью, постельным бельем,

продуктовыми наборами).

Естественно, что в своем большинстве услуги бесплатны, а если и

оплачиваются, то незначительными процентами.

Всего за 1998 год благотворительные обеды посетило 466 человек, на

сумму 30000 рублей.

К услугам пожилых в ЦСО и медицинская служба. Две медсестры ежедневно

выезжают на дом. Кроме того в центре имеется фитобар. Проводится печение

отварами трав соответственно заболеванию под контролем медсестры. Всего за

1998 год в фитобаре лечилось 323 пенсионера.[27]

Можно с уверенностью сказать, что ЦСО является отдушиной для одиноких

и немощных пожилых людей. Хочется верить, что когда-нибудь пожилые будут

нуждаться лишь в психологической и медицинской помощи.

Социальные работники разрабатывают и применяют новые технологии

социальной работы с пожилыми людьми, например, организация среды обитания

стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у пожилого человека

всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора

порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне,

ответственности за свою и чужую жизнь.

Смысл социальной работы - социальная реабилитация. В данном случае

такая реабилитация - это действенное восстановление привычных обязанностей,

функций, видов деятельности, характера отношений с людьми, превращение - и

это самое главное, пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы

в субъекта.

Таким образом, изменившиеся социально-политические условия создают

предпосылки для понимания социальной работы с пожилыми людьми не как

узковедомственной, а как общегосударственной проблемы, затрагивающей

интересы всего общества.

При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства,

общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь

может быть достаточно полноценной.

РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ - ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Сегодня современная семья сталкивается с целым рядом острых

проблем, которые имеют общественный характер. Неблагоприятные социально-

экономические и морально-психические изменения, переживаемые в настоящее

время нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая

все ее проблемы.[28]

Социальные проблемы семьи тесно связаны с ее психологическими и

нравственными аспектами. Большая часть из них имеет достаточно длительную

историю развития, однако обострилась и приобрела невыносимый характер лишь

в последнее время.

Уровень жизни семей снизился за последние годы. Меньше стало

потребляться молока, мяса, фруктов. Отмечается выраженный белково-

витаминный дефицит, особенно опасный для детей и беременных женщин. Из-за

сдвига питания в сторону дешевых углесодержащих продуктов наблюдается рост

заболеваний диабетом, в том числе и у детей.[29]

Весьма возросли расходы на оплату жилья, коммунальных услуг, причем

это отнюдь не связанно с улучшением стандартов жизни и качества

обслуживания.

Разумеется, подобные трудности особенно тяжело переносятся

многодетными семьями. Так, почти 40% многодетных семей уже испытывали

недостаток питания, необходимость жить впроголодь. Учитывая аскетические

потребительские традиции нашего населения, это показатель

катастрофический.[30]

Месяцы и годы, которые молодая мама проводит ухаживая за ребенком,

автоматически переводят большинство молодых семей в разряд

малообеспеченных.[31]

Сложность проблемы резко возрастает при рождении ребенка в неполной

семье, у матери, не состоящей в браке, при рождении ребенка-инвалида, или у

родителей-инвалидов.

Кроме того, возрастающая степень платности образования,

здравоохранения, культурно-просветительной деятельности заставляет

родителей выкладывать все больше средств для того, чтобы обеспечит детям

удовлетворительный социальный старт, без которого им трудно будет занять

хорошее место во все более конкурентной среде.

Не удивительно поэтому, что имеется достаточно длительная история

тенденции снижения рождаемости, в нашей стране дети становятся "социальной

роскошью", позволить которую все труднее и труднее.[32]В 1998 году в

регионе число родившихся по сравнению с 1991 годом сократилась на 35%.

Высоки показатели младенческой смертности – свыше 20 детей умерших до года,

на 1000 родившихся, что, впрочем, к сожалению, только не на много превышает

общероссийские показатели.

Еще один весьма важный класс проблем, связан с жилищными

проблемами. В настоящее время примерно пятая часть всех семей состоит в

очереди на их улучшение. Жилищный кредит непомерно дорог. Возможность

построить индивидуальный дом в сельской местности по многим причинам

доступна далеко не каждому. Обстоятельства могут ухудшаться, ибо

устаревание и обветшание жилищного фонда не компенсируется вводом нового.

Между тем, существует прямая связь между ухудшением жилищных условий

и напряженностью семейной атмосферы, хотя, правда, обратной зависимости не

существует.

Комплексной является проблема и занятости членов семьи, влияющая на

положение семьи и обстановку в ней. Рост явной и скрытой безработицы

продолжается. Известно, что большинство безработных - женщины, причем у

многих из них есть дети в возрасте до 16 лет.[33]

Безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на ее

экономическое положение. Для выживания многие люди ищут дополнительную

работу, обрабатывают земельный участок, позволяющий выращивать продукты.

Естественно, что все это требует дополнительных, иногда чрезмерные затрат

труда и сил, отсюда - ухудшение здоровья населения, накопление усталости.

Учитывая же, что к помощи здравоохранения обращаются реже, не в последнюю

очередь из страха перед безработицей, то перспективы сохранения здоровья и

работоспособности достаточно печальны.

В наиболее тяжелом положении оказались семьи с двумя

несовершеннолетними детьми и более, а это 48% семей с детьми или 29% всех

семей. Складывается парадоксальная ситуация, когда два работающих родителя

не могут обеспечить семье с двумя детьми и более, нормальных условий

жизнедеятельности. Растет число бедных семей, в которых дети не имеют

возможности полноценного развития.[34]Так, в регионе по данным

обследования, в среднем более 70% всех семей находятся за чертой бедности.

Положение семей с детьми ухудшается и в связи с продолжающимся

разрушением социальной инфраструктуры. Сокращаются государственные расходы

на здравоохранение, образование, сворачивается сфера бытового обслуживания.

Для многих семей становятся недоступными детские сады , детские лагеря,

число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет.

Острой остается проблема безнадзорности детей, крушение прежней

системы ценностных ориентации все чаще оборачивается ростом психических

стрессов, неврозов, суицидов.[35]

Важную роль в выявлении и разрешении проблем семьи может выполнить

социальная работа. Средствами социальной работы выявляются проблемы и

порождающие их причины, выявляются ресурсы, которые могут быть использованы

на защиту интересов семьи и реализацию ее потребностей. Социальная работа

владеет современными технологиями, направленными на решение семейных

проблем.

Так, довольно многочисленны технологии коррекции семейных

взаимоотношений, часть из них входят в рамки социально-психологических,

часть социально-педагогических методов. Выбор их определяется как

обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая

характерологические черты членов семьи, так и личностные качества самого

специалиста по семейной терапии. Сущностью всех применяемых средств

является работа по осуществлению и закреплению тех изменений, которые

приведут семью к желаемой стабилизации.

Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи,

решение ее проблем, можно подразделить на экстренные, направленные на

выживание семьи, социальная работа, направленная на поддержание

стабильности семьи, и социальная работа, направленная на социальное

развитие семьи и ее членов.[36]

Уровень социальной работы, ориентированный на стабилизацию семейных

связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между

родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с

окружающими.[37]

Работа с трудными детьми и подростками включает диагностику семейной и

школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательно

анализ его медико-социального и интеллектуально—психологического статуса.

На основе данных, полученных в ходе этой диагностики, составляется

программа работы с семьей ребенка, разрешение его школьных проблем,

вовлечение его в более приятную социальную сеть. В ходе такой работы

ведется параллельно социально-психологическое консультирование семьи,

направленное на устранение взаимного непонимания, конфликтности во

взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое помогает

семье создать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с

социальной средой; педагогическое консультирование, которое содействует

преодолению школьных трудностей детей.

Важным направлением в работе с семьей являются психокоррекционные

мероприятия, направленные на изменения самооценок взрослых и детей,

отучение от негативных стереотипов и выработка навыков стереотипов

положительного, доброжелательного и уважительного обращения друг к другу.

К сожалению, далеко не все виды семейных проблем поддаются коррекции.

Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по

мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать

ситуацию безнадежной, как бы не обострились отношения между членами семьи,

однако следует помнить, что разрешение семейных проблем - это прежде всего

дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без

их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология

не принесет успеха.

Анализ основных проблем российской семьи показал, что пути развития их

лежат через одновременное и взаимосвязанное использование всех имеющихся

рычагов воздействия со стороны государства и общества, как в материальной

сфере жизни так и духовной.

В Анапе одной из программ по реализации регионального плана действий в

отношении семьи является программа "Анапская семья", которая направлена на

улучшение условий жизнедеятельности семьи в создавшейся социально-

экономической ситуации. Программа составлена с учетом принятых

региональных программ: программы развития образования, программы

содействия занятости населения, программы "Безопасное материнство", а также

федеральных программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети".

В связи с нестабильной экономической ситуацией программа

разрабатывается и утверждается на год и представляет собой систему

первоочередных мер социальной поддержки семей. Адресатами программы

являются малообеспеченные многодетные и неполные семьи, семьи безработных

граждан, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и хронически больных детей, а

также семьи, взявшие под опеку детей-сирот и детей, лишившихся

родительского попечения.

В городе Анапа работой с семьей занимаются:[38] отдел социальной

защиты, отдел образования, ЦСО "Радуга".

В отделе социальной защиты населения семьи с детьми получают

ежемесячные пособия. Остронуждающимся многодетным и неполным семьям, семьям

имеющим хронически больных детей, детей-инвалидов, оказывается адресная

материальная помощь в размере 500 рублей на одного ребенка. Детям-инвалидам

выделяются санаторно-курортные путевки. За 1998 год их получили 24 ребенка.

К Новому году 636 детей-инвалидов получили новогодние подарки.[39]

В отделе образования на учете состоят дети-сироты и дети, оставшиеся

без попечения родителей, дети, находящиеся в государственных учреждениях

находятся на полном государственном обеспечении. Дети, находящиеся под

опекой и попечительством, состоящие на учёте в отделе образования из 97

человек, 56 получают опекунские пособия от государства, как дети,

оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты и опекаемые дети имеют

бесплатное право проезда в городском и пригородном транспорте, получили

бесплатные путевки в санатории и оздоровительные лагеря - 250 детей. Дети-

сироты и опекаемые дети имеют преимущественное право для поступления в

учебные заведения среднего, профессионально-технического и высшего звена. В

1998 году этим правом воспользовались 4 человека.[40]

Деятельность центров, создаваемых на инициативной основе, как

показывает изучение, в значительной степени зависит от энергии, опыта и

направленности энтузиастов - "основоположников". Создание и существование

таких центров сопряжено с множеством проблем, связанных не только с

нехваткой помещений, оборудования, оргтехники и т.д., но и дефицитом

квалифицированных кадров. Эту проблему с успехом решает МГСУ.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком

социально-экономическом расслоении общества, в постоянном дефиците

государственного бюджета; в миграции; в ухудшении здоровья населения; в

росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в

насилии семьи; социальном сиротстве и т.д. Социальная работа ориентирована

не только на решение данных проблем семьи, но и ее укрепление и развитие,

восстановление внутреннего потенциала, стабилизацию социально-

экономического положения в России.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование

соответствующей нормативно-правовой базы. Необходимо, чтобы законы не

только принимались, но и работали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что в современных условиях в стране нарастают

небывалые по сложности и остроте проблемы. Наиболее полно они проявляются

на уровне региона.

Роль регионов в решении социальным проблем вытекает из той роли,

которую они играют в социально-политической, экономической и духовной жизни

страны. Именно на регионы возложена обязанность по обеспечению

жизнедеятельности населения. Руководящие органы регионов находятся среди

населения, хорошо знают его проблемы и нужды, видят собственные источники и

ресурсы для оказания помощи людям.

Важную роль в выявлении социальных проблем, их оценке, разрешении

играет социальная работа, используя для этого разнообразные технологии.

Глобальные социальные технологии - направлены на решение

общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой не только внутренних, но и

мировых тенденций развития, связи общества с природой. Их внедрение прямо

или косвенно связанно с жизнью людей, их жизнедеятельностью и социальной

защищенностью.

Инновационные социальные технологии - направлены на создание и

материализацию нововведений в обществе, на реализацию тех инициатив,

которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни,

приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в

обществе.

Рутинные социальные технологии характеризуются такими методами

воздействия не мотивируя социальный объект, социальную систему к переменам,

изменениям.

Региональные социальные технологии имеют своим предметом изучение и

реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и

планомерных ее изменений с целью своевременного разрешения социальных

проблем.

Информационные социальные технологии имеют своим содержанием способы,

приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.

Повышению роли регионов таких, как город-курорт Анапа, в решении

социальных проблем будет способствовать:

- создание устойчивой финансовой основы городского хозяйства,

позволяющей на надлежащем уровне содержать, развивать и строить объекты

социально-культурного назначения (дошкольные учреждения, дома для

престарелых и инвалидов, различные досуговые центры и т.д.);

- возложение государственных к полномочий (выплата пособий гражданам и

семьям, имеющим детей, предоставление разнообразных льгот, установленных

Российским Законом) на регионы (местные органы власти) должно в

обязательном порядке сопровождаться передачей в их адрес необходимых для

осуществления данных социальных проблем определенных материальных и

финансовых ресурсов.

Важным условием также является реформирование бюджетно-налоговой

системы регионов в целях закрепления за региональными бюджетами доходных

источников, соразмерных исполняемым функциям по разрешению социальных

проблем. Формировании бюджетной системы с низу до верху (от муниципального

бюджета до федерального),а не наоборот, позволить определить нужды

территории и при отсутствии собственных средств получить их в достаточном

количестве от государства на социально-экономическое развитие региона.

Таким образом, лишь при решении экономической проблемы преодоления

несоответствия финансовых и материальных ресурсов регионов исполняемым

функциям, особенно в части содержания объектов социально-культурного

назначения, финансовой проблемы - ликвидации существенной степени

централизации финансовых ресурсов, наделении регионов достаточными

средствами как для осуществления собственных полномочий, так и для

исполнения отдельных государственных полномочий, регионы получат

возможность своевременного и качественного решения социальных

проблем населения.

CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия. - М.,1975.т.21.

2. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской

Федерации".

3. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

4. Лабиринты одиночества. - М., 1989.

5. Лекции по технологии социальной работы. В 3-ех частях. Часть III М.,

Социально-технологический институт, 1998.

6. Материалы текущего делопроизводства г.Анапа за 1998г.

7. Нестационарные Формы социального обслуживания престарелых: состояние,

проблемы, перспективы. - М., 1995.

8. Плышевский В. Г. Городские Центры социального обслуживания, их

проблемы и пути разрешения// Российский журнал социальной работы.

1996. - Вып.1.

1. Постановление главы администрации края от 12 августа 1996г. № 345 "О

предоставлении гражданам бесплатного социального обслуживания и платных

социальных услуг государственными социальными службами".

9. Постановление главы администрации края от 7 мая 1996г. № 192 "Об

основаниях и порядке предоставления материальной помощи гражданам,

находящимся в трудной жизненной ситуации".

10. Проблемы социальной работы в России. - М., 1995.

11. Проблемы социальной работы в России. (Материалы первой Национальной

конференции). - М., 1975.

12. Работник социальной службы. – 1997. – Вып.1.

13. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт

и проблемы. - М., 1997.

14. "Российская газета" от 1.09.98г. "Федеральная целевая программа

содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000

годы".

15. Российский журнал социальной работы. – 1995. – Вып.2.

16. Семья в изменяющемся мире. - М., 1993. Вып. II.

17. Советский энциклопедический словарь. – М., 1980. с.1074.

18. Социальные службы помощи детям и молодежи. – Екатеринбург., 1993.

19. Социальная защита человека: региональные модели. – М.: Изд-во АСОП РФ,

1995.

20. Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. М., Тула,

1996.

21. Справка отдела социальной защиты населения города-курорта Анапа за

1998 год.

22. Справка отдела образования города-курорта Анапа за 1998 год.

23. Справка центра занятости населения г.Анапа за 1998 год.

24. Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.

25. Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997.

26. Статистическое обозрение. –1997. – Вып.4.

27. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994. Т I.

28. Территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей. -

Таллин., 1995.

29. Технология социальной работы. Учебное пособие. - М., 1997.

30. Технология социальной работы. Учебное пособие. – М. МГСУ. "Союз" –

1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица 1. Распределение семей разных демографических типов по уровню

душевого совокупного дохода.

|№ |Демографические|В % к общему |В т.ч. по группам дохода, в% |

|п/п |типы семей |числу семей | |

| | | |малообеспеч|среднеобесп|высокообесп|

| | | |енные |еченные |еченные |

| |Одиночки |5,3 |34,0 |34,0 |32,0 |

| |трудоспособного| | | | |

| |возраста | | | | |

| |Одиночки |12,9 |81,6 |4,4 |14,0 |

| |пенсионного | | | | |

| |возраста | | | | |

| |Супруги без |22,6 |66,3 |18,6 |15,1 |

| |детей (с | | | | |

| |родителями или | | | | |

| |без них) | | | | |

| |Супруги с 1-2 |43,9 |73,6 |16,0 |10,4 |

| |детьми (с | | | | |

| |родителями или | | | | |

| |без них) | | | | |

| |Супруги с 3 и |5,1 |95,6 |4,4 |- |

| |более детьми (с| | | | |

| |родителями или | | | | |

| |без них) | | | | |

| |Неполные семьи |8,3 |78,1 |16,4 |5,5 |

| |с 1-2 детьми (с| | | | |

| |родителями или | | | | |

| |без них) | | | | |

| |Неполные семьи |0,4 |100,0 |- |- |

| |с 3 и более | | | | |

| |детьми (с | | | | |

| |родителями или | | | | |

| |без них) | | | | |

| |Прочие семьи |1,5 |76,9 |7,7 |15,4 |

| |Итого |100,0 |72,5 |15,3 |12,2 |

|Из них семьи с |45,1 |79,9 |12,2 |7,9 |

|детьми дошкольного и| | | | |

|школьного возраста | | | | |

Таблица 2. Демографическая структура бедных семей, %.

|№ |Демографические типы семей |Все семьи |Семьи с детьми |

|п/п | | | |

|1. |Одиночки трудоспособного |2,5 |- |

| |возраста | | |

|2. |Одиночки пенсионного возраста |14,6 |- |

|3. |Супруги без детей |20,6 |- |

|4. |Супруги с 1-2 детьми |44,6 |74,1 |

|5. |Супруги с 3 и более детьми |6,7 |13,6 |

|6. | Неполные семьи с 1-2 детьми |8,9 |1,1 |

|7. |Неполные семьи с 3 и более |0,5 |0,6 |

| |детьми | | |

|8. |Прочие семьи |1,6 |0,6 |

|Итого |100,0 |100,0 |

Приложение 2

-----------------------

[1] Сл.-Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия

развития. - М.,1997; Основы социальной работы – М., 1997; Сулимова Т.С.

Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996;

Социальная работа и социальные технологии. - М., 1995; Теория и методология

социальной работы. - М., 1994.

[2] Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их

семьями. - М.,1994; Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными

возможностями. - М., 1996; Семья как объект социальной работы. - М., 1993;

Социальная работа с пожилыми. - М., 1995; Социальная работа с семьей. - М.-

Тула., 1996; Социальная работа с семьей. - М., 1995.

[3] Нестационарные Формы социального обслуживания престарелых:

состояние, проблемы, перспективы. - М., 1995; Реабилитационные центры для

детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М., 1997; Проблемы

социальной работы в России. - М., 1995; Социальные службы помощи детям и

молодежи. – Екатеринбург., 1993; Территориальные учреждения социального

обслуживания семьи и детей. - Таллин., 1995.

[4] Большая советская энциклопедия.-М.,1975.т.21,стр.7.

[5] Советский энциклопедический словарь.–М.,1980. с.1074.

[6] Технология социальной работы.-М.,1998.с.21.

[7] Краткий словарь по социологии. М., 1988,с. 250.

[8] Проблемы социальной работы в России. (Материалы первой

Национальной конференции). - М., 1975, с.36-37.

[9] Проблемы социальной работы в России. (Материалы первой

Национальной конференции). - М.,1995.-с.38-39.

[10] Проблемы социальной работы в России {Материалы первой

Национальной конференции ). - М., 1995. - с. 40.

[11] Проблемы социальной работы в России (Материалы первой

Национальной конференции ). - М. , 1995. - с. 42-43.

[12] Технология социальной работы. Учебное пособие. – М. МГСУ. "Союз"

– 1998 – с. 5.

[13] Технология социальной работы. Учебное пособие. - М. МГСУ. "Союз"

– 1998 - с. 11.

[14] Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997. - с. 112.

[15] "Российская газета" от 1.09.98г. "Федеральная целевая программа

содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

[16] "Российская газета" от 01.09.98 г-. "Федеральная целевая

программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 -

2000 годы".

[17] Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской

Федерации".

[18] "Российская газета" от 1.09.98г. "Федеральная целевая программа

содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

[19] Материалы текущего делопроизводства г.Анапа за 1998г.

[20] Справка центра занятости населения г.Анапа за 1998 год.

[21] Материалы текущего делопроизводства г.Анапа за 1998 год.

[22] Технология социальной работы. Учебное пособие. - М., 1997. - с.

37.

[23] Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997. - с. 53.

[24] Лабиринты одиночества. - М., 1989. - с. 211.

[25] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.

[26] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.

[27] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.

[28] Семья в изменяющемся мире. - М., 1993. Вып. II.-с. 3.

[29] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. М.,

Тула, 1996. - с. 43.

[30] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994. Т

I - с. 170.

[31] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994. Т

I - с. 171.

[32] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. - М.,

Тула. 1996. - с. 43.

[33] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. - М.,

Тула. 1996. - с. 45. 46.

[34] Справочное пособие по социальной работа. - М., 1997. - с. 45.

[35] Справочное пособие по социальной работа. - М., 1997. - с. 46.

[36] Лекции по технологии социальной работы. В 3-ех частях. Часть III

М., Социально-технологический институт, 1998. с. 16.

[37] Лекции по технологии социальной работы. В 3-ех частях. Часть III

М., Социально-технологический институт, 1998. с. 20.

[38] Материалы текущего делопроизводства города-курорта Анапа за 1998

год.

[39] Справка отдела социальной защиты населения города-курорта Анапа

за 1998 год.

[40] Справка отдела образования города-курорта Анапа за 1998 год.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ