Рефераты
 

Формирование личности в подростковом возрасте

ТИП № 17

Э: 16 –20; Н: 4 – 8

Характерологические проявления. Очень эмоционален. Восторженный,

жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах – неразборчив, дружески

настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив и нежен. Пользуется

симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая

интимно- дружеские связи.

Пути коррекции. Поддерживать положительный настрой. Желательно

развивать эстетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять,

интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить

внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний ).

ТИП № 18

Э: 4–8; Н: 16-20

Характерологические проявления. Эмпатичный. Очень жалостливый,

склонный поддерживать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты.

Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный, застенчивый. Не уверен в

себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в

неблагоприятных условиях.

Пути коррекции. Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим.

Контролировать исподволь, относится спокойно доброжелательно. Помогать в

трудных ситуациях, какими в данном случае является достижение цели,

формирование активной позиции, налаживание контактов ( со сверстниками и со

взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные

оценки.

ТИП № 19

Э: 4–8; Н: 4–8

Характерологические проявления. Спокойный тип. Молчаливый,

рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный,

самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низко-

эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.

Пути коррекции. У подростков данного типа надо постараться повысить

самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности

подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высокой

личной ответственностью (по типу деятельность должна больше связана с

бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по

разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.

ТИП № 20

Э: 16 – 20; Н: 16 – 20

Характерологические проявления. Очень демонстративен, не умеет

сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу.

Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто

фальшив. Практичен.

Пути коррекции. Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не

обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические

занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а

потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно

эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным

влиятельным лидером.

ТИП № 21

Э: 12 – 16; Н: 8 –12

Характерологические проявления. Очень энергичен, жизнерадостен.

«Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы.

Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны,

малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеют негативные

результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все

доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением

цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют

довольно низкий социальный интеллект.

Пути коррекции. Требуют доброжелательно-строгого отношения. В

коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать

разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения

поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель

(например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок

исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с

одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой – приучит к

упорядоченной работе.

ТИП № 22

Э: 8 –12; Н: 8 – 12

Характерологические проявления. Очень пассивно безразличный. Уверен в

себе. В отношении к окружающим жестко–требователен. Злопамятен. Часто

проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен,

хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает

привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные.

Малоистеричен.

Пути коррекции. Создать у подростка ощущение, что он интересен

воспитателю. Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди

общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного

исполнения. Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий.

Тип № 23

Э: 12 – 20; Н: 8 –12

Характерологические проявления. Общительный, активный, инициативен,

увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной

цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется

доверием и искренним окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен.

Пути коррекции. Создать возможность лидерства. Помогать в решении

групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная,

производственная и общественная) была в разумных пределах.

ТИП № 24

Э: 12 – 16; Н: 4-8

Характерологические проявления. Активный, уравновешенный тип.

Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям.

Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не

склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Пути коррекции. Предпочитает спокойное доверительное отношение

окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.

ТИП № 25

Э: 8 – 12; Н: 4 – 8

Характерологические проявления. Активен, иногда взрывчатый, иногда

беспечно - веселый. Часто спокойно безразличен. Инициативы почти не

проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким

эмоциональным контактам не расположен. Склонен к монотонной кропотливой

работе.

Пути коррекции. Желательно спокойно – деловое отношение. Находить и

рекомендовать лучше индивидуальные занятия. Хорошо справляется с

административной работой.

ТИП № 26

Э: 4 –8; Н: 8 –12

Характерологические проявления. Спокоен, уравновешен, терпелив,

педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами

обидчив.

Пути коррекции. Любит доверительные отношения, спокойный темп работы.

Не склонен к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за

аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих

силах.

ТИП № 27

Э: 4 –8; Н: 8 –12

Характерологические проявления. Уравновешенно- меланхоличный. Тонко

чувствительный. Привязчивый; ценит доверительно- интимные отношения,

спокойный. Ценит юмор. В целом- оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в

депрессии. Однако чаще спокойно задумчив.

Пути коррекции. Создать остановку активно-спокойной деятельности.

Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и

литературные занятия.

ТИП № 28

Э: 8 – 12; Н: 12 -16

Характерологические проявления. Меланхоличный, честолюбивый, упорный,

серьезный. Иногда склонен к уныло – тревожному настроению. Дружит с

немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен

в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в

эмоциональной жизни.

Пути коррекции. Рекомендуется направлять усилия на повышение

самооценки, укреплять уверенность в себе.

ТИП № 29

Э: 12 – 16; Н: 16 - 20

Характерологические проявления. Жестко требователен к окружающим:

упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение часто

боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Пути коррекции. Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой

требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток

заносчив.

ТИП № 30

Э: 16 –20; Н: 12 – 16

Характерологические проявления. Гордый, стремиться к первенству,

злопамятен. Стремиться к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокойный,

расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма,

хотя и суховат.

Пути коррекции. Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных

усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений.

Нейтрализовать назойливость. Развивать социальный интеллект.

ТИП № 31

Э: 8 –12; Н: 12 - 16

Характерологические проявления. Застенчив, независтлив, стремиться к

самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет

наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным

отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп.

Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В

неудачах обвиняет только себя.

Пути коррекции. Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку.

Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять

социальную активность, вовлекать в участие в каких либо мероприятиях (

семинарах, конференциях и т.п.).

ТИП № 32

Э: 12 – 16; Н: 12 – 16

Характерологические проявления. Честолюбив, неудачи не снимают

неуверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен.

Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Муж

совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только

инфантильность. Эмоционально ограниченный тип.

Пути коррекции. Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать

через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь

развивать социальный интеллект.

2. Определение свойств темперамента.

С помощью описываемой далее методики, автором которой является В. М.

Русалов, можно количественно оценить следующие свойства темперамента

человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность

– это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в

практической работе. Пластичность – это легкость переключения с выполнения

одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в

общении с людьми. Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций и

движений. Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на

различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с

людьми.

Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному

проявляются в его работе и сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной

методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по

каждому из перечисленных выше его свойств.

В процессе работы над методикой на каждый из следующих ниже вопросов

испытуемый должен ответить однозначно: «да» или «нет». Нейтральных ответов

нет, и ухода от ответа не допускается.

Вопросы к методике:

2. Подвижный ли ты человек?

3. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в

интересующий тебя разговор?

4. Предпочитаешь ли ты уединение большой компании?

5. Испытываешь ли ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-

либо делать?

6. Медленно ли ты говоришь?

7. Ранимый ли ты человек?

8. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с

друзьями?

9. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?

10. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав, как

следует?

11. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

12. Чувствовал ли ты себя несчастным человеком, если бы надолго был

лишен возможности разговаривать с людьми?

13. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в

школу?

14. Нравится ли тебе быстро бегать?

15. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания учителей и

родителей?

16. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внимания

и сосредоточенности?

17. Трудно ли тебе быстро говорить?

18. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил

как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?

19. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время

разговора?

20. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?

21. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?

22. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно

поняли во время разговора?

23. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?

24. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?

25. Легко ли тебе одновременно говорить в быстром темпе с

несколькими людьми?

26. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?

27. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им

что-то говоришь, не подумав?

28. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий работу?

29. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнаруживаешь,

что что-то сделал не так?

30. Любишь ли ты сидячую работу?

31. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?

32. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем

высказаться?

33. Все ли твои привычки хорошие?

34. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?

35. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе

незнакомых людей?

36. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на

другой?

37. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?

38. Разговорчивый ли ты человек?

39. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?

40. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?

41. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или работой?

42. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои личные

недостатки?

43. Если ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной

работой?

44. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?

45. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других

людей?

46. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку

щекотливый, трудный для него вопрос?

47. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?

48. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты

занимаешься?

49. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь

важным, ответственным разговором?

50. Можно ли тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе

поручается?

51. Любишь ли ты работать самостоятельно?

52. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?

53. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?

54. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?

55. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?

56. Любишь ли ты быстрые игры?

57. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?

58. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?

59. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким–

либо трудным делом?

60. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?

61. Бывает ли так, что у тебя надолго портится настроение из-за

того, что неожиданно срывается какое-нибудь важное дело?

62. Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так как

надо?

63. Любишь ли ты бывать в большой компании?

64. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

65. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей полной отдачи

сил?

66. Часто ли ты злишься и выходишь из себя?

67. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?

68. Держишься ли ты свободно в большой компании?

69. Часто ли ты утверждаешь нечто на основе первого впечатления, не

подумав как следует?

70. Возникает ли у тебя чувство неуверенности в процессе выполнения

какого-либо дела и беспокоит ли оно тебя?

71. Медленно ли ты работаешь?

72. Легко ли переключаешься с одной работы на другую?

73. Быстро ли ты читаешь в слух?

74. Сплетничаешь ли ты иногда?

75. Молчалив ли ты в кругу друзей?

76. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя утешили и поддержали?

77. Охотно ли ты выполняешь одновременно много разных дел?

78. Охотно ли ты делаешь быструю работу?

79. Тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?

80. Часто ли у тебя бывает бессонница, если что-то не ладится в

работе?

81. Дрожат ли у тебя руки во время ссоры?

82. Долго ли ты мысленно готовишься прежде, чем высказать свое

мнение?

83. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не

нравятся?

84. Предпочитаешь ли ты заниматься легкой работой?

85. Легко ли тебя обидеть?

86. Начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?

87. Испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?

88. Склонен ли сначала подумать, а потом говорить?

89. Часто ли ты волнуешься по поводу своей учебы или работы?

90. Всегда ли ты платил за провоз багажа, если бы не боялся

проверки на транспорте?

91. Держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках?

92. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, которые у тебя случаются

в работе?

93. Нравиться ли тебе быстро говорить?

94. Легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно

возникшей мысли?

95. Предпочитаешь ли ты работать медленно?

96. Переживаешь ли ты из-за неполадок в работе?

97. Нравиться ли тебе говорить с людьми спокойно и медленно?

98. Часто ли ты волнуешься из-за ошибок?

99. Способен ли ты выполнять долгую, трудоемкую работу?

100. Можешь ли ты, не раздумывая, обратится с просьбой личного

характера к незнакомому человеку?

101. Часто ли ты чувствуешь себя не уверенно при общении с людьми?

102. Легко ли ты берешься за выполнение новой, незнакомой тебе

работы?

103. Устаешь ли ты, когда тебе приходится долго говорить?

104. Нравиться ли тебе работать не торопливо, без особого

напряжения?

105. Нравится ли тебе разнообразная работа, постоянно требующая

сосредоточения и переключения внимания с одного дела на другое?

106. Любишь ли ты подолгу бывать наедине с собой?

Ключ к методике оценки свойств темперамента человека:

Ниже для каждого свойства темперамента, оцениваемого при помощи

описанной методике, указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты

ответов на них. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то

по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития

каждого свойства темперамента оценивается по количеству баллов, которое оно

получило.

Энергичность в работе: «да» в ответах на вопросы 4, 8, 15, 22, 42,

50,58, 64, 98; «нет» в ответах на вопросы 27,83,103.

Энергичность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 11, 30, 57,

62, 67, 78, 86; «нет» в ответах на вопросы 3, 34, 74, 90, 105.

Пластичность в работе: «да» в ответах на вопросы 20, 25, 35, 38, 47,

66, 71, 101; «нет» в ответах на вопросы 54, 59.

Пластичность в общении с людьми; «да» в ответах на вопросы 2, 9, 18,26,

45, 68, 85, 99; «нет» в ответах на вопросы 31, 81, 87, 93.

Темп в работе: «да» в ответах на вопросы 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 57;

«нет» в ответах на вопросы 29, 43, 70, 94.

Темп в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 24, 37, 39, 51,

72,92; «нет» в ответах на вопросы 5, 10, 18, 56, 96, 102.

Эмоциональность на работе: «да» в ответах на вопросы 14, 17, 28,40, 60,

61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

Эмоциональность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 6, 7, 21,

36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.Контрольные вопросы: «да» в ответах на

вопросы 32, 52, 89; «нет» в ответах на вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Вначале по ответам на контрольные вопросы устанавливается, насколько

искренне испытуемый ответил на предложенные ему вопросы. Если ответы на

контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, то

это значит, что в ответах на основные вопросы испытуемый старался

приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был недостаточно

искренним. В таком случае его ответам на основные вопросы доверить нельзя и

получить достоверную информацию о нем на основании заполненного опросника

невозможно.

Если в ответы испытуемого на ключевые вопросы обнаруживается не более

трех совпадений с теми, которые даны выше, то его ответам на основные

вопросы доверять можно.

Оценка результатов и выводы об уровне развития

свойств темперамента.

Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у

испытуемого, если он получил по нему 9 и более балов; слабо развито - если

по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до

8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе

сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с

данными типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам

темперамента.

Сангвиник - среднеразвитые показатели по всем свойствам.

Холерик – высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности

при средних или высоких показателях по пластичности.

Флегматик – низкие показатели по всем свойствам темперамента.

Меланхолик – низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при

средних или высоких показателях по эмоциональности.

К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек

относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с

теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях

считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип

темперамента.

Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его

темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который

проявляется в общении с людьми.

3. Выявление уровня тревожности у подростков.

Методика – «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы

социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973).

Цель – выявить области действительности, объекты, являющиеся для

школьника основным источником тревоги.

Инструкция – на следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы

часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас

неприятными, вызвать волнение, беспокойство тревогу, страх. Внимательно

прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,

2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что

Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство,

тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее

и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх,

обведите цифру 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и

обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас

опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики.

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4

5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4

9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4

10. после контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4

11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4

12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4

13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4

14. Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4

15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4

16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4

17. На тебя сердятся (не понятно почему) 0 1 2 3 4

18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4

19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4

20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4

21. С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4

22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4

23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4

24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4

26. Замолчали, когда ты подошел 0 1 2 3 4

27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4

28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4

29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4

30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной школы,

обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о

распределении пунктов шкалы представлены в табл.2.1.

Таблица 2.1.

Виды тревожности

|Вид тревожности |Номер пункта шкалы |

|Школьная |1 4 6 9 10 13 16 |

|Самооценочная |20 25 30 |

|Межличностная |3 5 12 14 19 22 23 27|

| |28 29 |

| |2 7 8 11 15 17 18 |

| |21 24 26 |

Подсчитывается общая сумма балов отдельно по каждому разделу школы и

по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве

показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей

шкале – как общий уровень тревожности.

В таблице 2.2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить

показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные

характеристики неприменимы для сельских школьников.

Таблица 2.2

Уровень тревожности.

| |Группа |Уровень различных видов тревожности, |

|Уровень |учащихся|баллы |

|тревожности | | |

| |клас|пол|общая |школьная |самооценочн|межличностн|

| |с | | | |ая |ая |

|1. Нормальный |8 |ж |30-62 |7-19 |11-21 |7-20 |

| | |м |17-54 |4-17 |4-18 |5-17 |

| |9 |ж |17-54 |2-14 |6-19 |4-19 |

| | |м |10-48 |1-13 |1-17 |3-17 |

| |10 |ж |35-62 |5-17 |12-23 |5-20 |

| | |м |23-47 |5-14 |8-17 |5-14 |

|2. Несколько |8 |ж |63-78 |20-25 |22-26 |21-27 |

|повышенный | |м |55-73 |18-23 |19-25 |18-24 |

| |9 |ж |55-72 |15-20 |20-26 |20-26 |

| | |м |49-67 |14-19 |18-26 |18-25 |

| |10 |ж |63-76 |18-23 |24-29 |21-28 |

| | |м |48-60 |15-19 |18-22 |15-19 |

|3. Высокий |8 |ж |79-94 |26-31 |27-31 |28-33 |

| | |м |74-91 |24-30 |26-32 |25-30 |

| |9 |ж |73-90 |21-26 |27-32 |27-33 |

| | |м |68-86 |20-25 |27-34 |26-32 |

| |10 |ж |77-90 |24-30 |30-34 |29-36 |

| | |м |61-72 |20-24 |23-27 |20-23 |

|4. Очень высокий |8 |ж |Более 94 |Более 31 |Более 31 |Более 33 |

| | |м |Более 91 |Более 30 |Более 32 |Более 30 |

| |9 |ж |Более 90 |Более 26 |Более 32 |Более 33 |

| | |м |Более 86 |Более 25 |Более 34 |Более 32 |

| |10 |ж |Более 90 |Более 30 |Более 34 |Более 36 |

| | |м |Более 72 |Более 24 |Более 27 |Более 23 |

|5. «Чрезмерное |8 |ж |Менее 30 |Менее 7 |Менее 11 |Менее 7 |

|спокойствие» | |м |Менее 17 |Менее 4 |Менее 4 |Менее 5 |

| |9 |ж |Менее 17 |Менее 2 |Менее 6 |Менее 4 |

| | |м |Менее 10 |- |- |Менее 3 |

| |10 |ж |Менее 39 |Менее 5 |Менее 12 |Менее 5 |

| | |м |Менее 23 |Менее 5 |Менее 8 |Менее 5 |

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя

из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя

интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Следует обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно

говоря, « чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по

всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная не чувствительность к

неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и

препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не

допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом

случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности,

отрицательно сказываясь и на продуктивной деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов

опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него

желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает,

что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только

испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто

высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и,

напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная

тревога, о которой учащийся по разным причинам не может сообщать

окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде

всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная

от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до

самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет

тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

4. Методика «Семантический дифференциал».

Цель: при помощи данной методики определяется эмоционально-личностное

отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же

самой социальной группы, в которую входит испытуемый.

Инструкция – задание к методике:

«Выберите двух людей из вашей социальной группы, которых вы хорошо

знаете и к которым вы испытываете различное, положительное или

отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих при помощи

следующих нескольких противоположных пар эмоционально – оценочных

прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком,

и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше

отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от

средней, нулевой линии; если ваше отношение к нему отрицательное, то

крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения

выражается, соответственно, выбором нужного положительного или

отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3

(самое сильное эмоциональное отношение)». Пары противоположных эмоционально

– оценочных прилагательных представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

|Неприятный | | | | | | | |Приятный |

|Непривлекательный | | | | | | | |Привлекательный |

|Ненужный | | | | | | | |Нужный |

|Бесполезный | | | | | | | |Полезный |

|Нежелательный | | | | | | | |Желательный |

|Неважный | | | | | | | |Важный |

|Незначимый | | | | | | | |Значимый |

|Несущественный | | | | | | | |Существенный |

|Грубый | | | | | | | |Мягкий |

Оценка результатов.

Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально –

оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой,

представленной в верхней части рисунка, если отметка испытуемого

располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное,

дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти

шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной

характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому

человеку, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается

положительным, если средняя оценка тоже положительная; отношение

рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка

отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в

абсолютной величине средней оценки.

5. Оценка отношений подростка с классом.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия

индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает

роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

ТИП 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или

относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной

ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм

деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении

контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать

«индивидуалистическим».

ТИП 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее

достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа

воспринимается и оценивается с точки зрения ее « полезности» для индивида.

Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать

помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником

необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно

назвать « прагматическим».

ТИП 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На

первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов,

наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и

группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность.

Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия

индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом

группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладания того

или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был

использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный

« тип» восприятия индивидам группы ( а именно – учебной группы).

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую

им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

АНКЕТА:

1.Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремиться решать сообща;

В - не отвлекает внимания преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые;

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится

высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В - помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б – не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены;

В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А – создают дух соперничества между учениками;

Б - не уделяют им достаточного внимания;

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими

людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего

успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В - тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуге моих друзей;

Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и

методы совместной работы;

Б – работать индивидуально с преподавателем;

В – работать с ведущими в данной области людьми.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью

улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты

помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 варианта ответа,

обозначенные буквами А, Б, и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот,

который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих»

или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть

выбран только один ответ».

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет

баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному

ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14

пунктам анкеты, суммируются по каждому типу восприятия отдельно. При этом

общая сумма баллов по всем трем типам восприятия должна быть равна 14. При

обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы

обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» -

«К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

lИ + mП + nК,

где l – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому»

типу восприятия, m – «прагматическому», n – «коллективистическому»,

например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты смотри в таблице 4.1.

Таблица 4.1.

|Тип восприятия индивидом группы |

|индивидуалистическое |коллективистическое |прагматическое |

|1В |8А |1Б |8В |1А |8Б |

|2А |9Б |2В |9А |2Б |9В |

|3Б |10Б |3В |10В |3А |10А |

|4Б |11А |4А |11В |4В |11Б |

|5Б |12А |5В |12Б |5А |12В |

|6Б |13В |6А |13Б |6В |13А |

|7Б |14В |7А |14А |7В |14В |

Методика «Оценка отношений подростка с классом» была проведена в

Группе № 13 ГОУ ПЛ – 10, среди подростков 15 – 16 лет.

Испытуемые:

1)Пахомов Александр, 15 лет.

2)Никулин Олег, 16 лет.

3)Черноусенко Виталий, 16 лет.

4)Глазков Андрей, 15 лет.

5)Бобков Александр, 15 лет.

6)Худяков Евгений, 15 лет.

7)Климушин Станислав, 15 лет.

8)Иванов Валерий, 15 лет.

9)Логинов Михаил, 15 лет.

10) Рябов Дмитрий, 15 лет.

Протокол ответов: ( См.: Приложение № 1).

Проведя диагностику, мы выяснили, что:

1) Пахомову Александру присущ коллективистический тип восприятия

группы, причем он выражен неявно.

2) Никулину Олегу – коллективистический, с заметным давлением

прагматического.

3) Черноусенко Виталию – сильно выраженный прагматический тип

восприятия группы.

4) Глазкову Андрею – также принадлежит прагматический тип восприятия

группы, но он менее ярок.

5) Бобков Александр – явный коллективистический тип восприятия группы.

6) Худяков Евгений – индивидуалистический тип восприятия группы.

7) Климушину Станиславу принадлежит также индивидуалистический тип.

8) Иванов Валерий обладает прагматическим типом восприятия группы.

9) Логинов Михаил – не яркий индивидуалистический тип.

10) Рябову Дмитрию присущ прагматический тип.

Проведя данную диагностику, мы можем оценить степень общительности и

открытости юношей, их уровень приспособленности, что является фактором

формирующейся личности.

Проанализировав, пришли к выводу, что группа, проучившись вместе 4

месяца, еще не сплотилась в единый коллектив. В группе нет явного лидера.

Преобладающий тип восприятия – прагматический, но он выражен не ярко.

Наряду с ним, одинаковое место занимают индивидуалистический и

коллективистический типы восприятия группы (Диаграмма № 1).

Таким образом, для этой группы характерно достижение индивидуальных

целей каждого ученика, при этом сама группа оценивается с точки зрения ее

«полезности» для индивида. Предпочтение отдается компетентности.

Но среди ребят просматриваются и индивидуалисты, относящиеся к группе

нейтрально, и коллективисты, для которых на первый план выступают проблемы

группы. У них проявляется потребность в коллективных формах работы.

Диаграмма № 1.

Теперь мы видим, что группа неоднородна, как складываются

взаимоотношения в ней (индивидуалисты более единоличны, коллективисты

сплоченнее). Это как нельзя лучше говорит о развитии личности. Она, в свою

очередь, не может развиваться вне социума, а учебное заведение и компания

сверстников в подростковом возрасте – важнейшие институты социализации,

влияющие на ее формирование.

1 Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.

2 Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1982.

1 Рубинштейн С. Л «Основы общей психологии». – М., 1989.

1 Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М.,

Просвещение, 1968.

1 Мадорский Л. Р. «Глазами подростков». – М. Просвещение, 1991.

1 Кон И. С. «Психология ранней юности». – М. Просвещение, 1980.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ