Рефераты
 

Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне)

такие темы, как "Звери и птицы" (1 класс), "Растения леса и огорода" (2

класс), "Профессии" (3 класс) и др. Как происходит толкование слов, покажем

на примере одного из вариантов работы со словом "сорока", проведенной на

внеурочном занятии в 1 классе (см. практическую часть).

Работа над словом предполагает "количественное" и "качественное"

обогащение словаря учащихся и его активизацию. Так, при изучении любого

слова учитель может создать у детей первое представление о лексико-

семантической парадигме, образующей семантическое поле изучаемого слова.

Такое представление дается без соответствующих терминов и не на одном

уроке, а в процессе постепенного выполнения лексико-орфографических

упражнений на уроках грамматики и правописания и во внеклассной работе по

русскому языку. Например, при разборе слова "мороз" определяются его связи

по значению и сочетаемость слова с другими словами.

-----> РОДО-ВИДОВЫЕ СВЯЗИ: 1) мороз-холод; 2) мороз-холодная зимняя

погода.

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: мороз, морозец,морозный, СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа.

-----> АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз-жара, мороз-зной.

МОРОЗ -----> СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ: Сильные, жестокие, лютые,

январские.морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.;На мороз

выйти, на морозе стоять, в мороз гулять...

-----> ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по коже (по спине<-) дерет

(идет) - возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.

Слово "мороз" является первым словом с непроверяемым написанием, с

которым знакомятся первоклассники (программа 1-3).На уроке на основе

выполнения упражнения N3 в учебнике дети осознают первое значение данного

слова (мороз - это низкая температура воздуха, холод) и возможность

синонимической замены слова "мороз" словом "холод".На последующих уроках в

1-3 классах при изучении грамматико-орфографического материала учитель

через систему упражнений (имеющихся в учебнике и дополнительных) знакомит

детей с другими связями по значению слова "мороз" и сочетаемостью этого

слова с другими словами в предложении и словосочетании

Проведение подобных упражнений обогатит память ребенка пониманием

лексического значения уже не одного слова "мороз", а многих слов

(однокоренных слов, слов-синонимов, антонимов, сочетаний слов) и позволит

ему правильно использовать эти слова при построении собственного речевого

высказывания.

Считаем, что лексико-семантическая работа в начальных классах должна

широко применяться, ибо она готовит учащихся к восприятию систематического

курса в среднем звене школы, способствует развитию у детей лексико-

семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьника

познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость

и помогает запомнить правописание "словарных слов".

Методисты: Гордеев Э. В., Дмитрюк М. В., Рыжикова Г. И. для

закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к.

именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника,

представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.

Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была наглядность, столь

необходимая для формирования орфографического навыка. И наконец, что так же

немаловажно, игру можно вывести за рамки урока.

Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием,

нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото,

которым целесообразно пользоваться не только на дополнительных занятиях, но

и в группе продленного дня [31, с.15-16].

В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на

клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым

написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-

либо образом выделено), например:

+----------------+-------------------+

| к _а .пуста | к _а .ртоф _е .ль |

+----------------+-------------------+

| _о .гурец | п _о .м _и .дор |

+----------------+-------------------+

На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой большого

листа, записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в

клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему

количеству клеток на больших листах.

Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Участники получают

одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие

карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки.

Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и

закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым

закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото - зрительное

восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.

Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие

варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв

делаются пропуски, которые школьник будет заполнять простым карандашом или

накладывать букву из разрезной азбуки, например:

+-------------+------------------+

| к.пуста | к.ртоф.ль |

| +------------------+

| .гурец | п.м.дор. |

+-------------+------------------+

Наконец, можно сделать и так: на маленьких карточках с загадками

следует начертить схемы слов-отгадок, например:

+--------------------------------------------+

| Лежит меж грядок +---+---+---+---+---+---+ |

| | | | | | | | |

| зелен и сладок. +---+---+---+---+---+---+ |

+--------------------------------------------+

Игрок в таком случае должен не только правильно закрыть маленькими

карточками клетки большого листа, но и вписать простым карандашом отгадку в

заданную схему.

Чтобы не наступило такого момента, когда учащиеся потеряют интерес к

игре (потому что выучили все загадки), надо своевременно обновлять

содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие

загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности класса.

Загадка не должна быть очень простой или, наоборот, очень сложной.

Отбирая слова для заполнения больших листов, следует по мере

возможности группировать их по тематическим группам: овощи-фрукты-ягоды,

животные-птицы и т.п. Лото лучше сделать красочным: рисунки, вырезки из

журналов, открытки украсят игру, сделают ее более привлекательной и

интересной.

С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся

читать слова "корова", "ворона", "ворота" и др., написанные в виде ребусов.

Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово "молоко". К такому

кроссворду обычно дается загадка.

+----+----+----+----+----+----+

| | О | | О | | О |

+----+----+----+----+----+----+

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще ...(молоко).

Дети хором подсказывают отгадку.

Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и

способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в

памяти.

+----+----+----+----+----+----+----+

| | А | | У | | | А |

+----+----+----+----+----+----+----+

Две гласных "а" и "у" одна.

Угадайте-ка, друзья,

Очень много хруста

Издает ... (капуста).

+----+----+----+----+----+----+----+

| | | Е | | И | Ц | |

+----+----+----+----+----+----+----+

В поле выросла она,

Колосом своим горда.

Может колосом гордиться

Лишь хорошая ... (пшеница)

+----+----+----+----+----+

| | О | Р | О | |

+----+----+----+----+----+

Прошу вас все слова назвать,

Где -оро- надо написать.

К этому кроссворду можно предложить игру "Подскажи словечко".

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ... (горох).

(Е.Благинина.)

Дедушка Рох посеял ... (горох).

- Уродился я неплох,-

С грядки хвастался ... (горох).

Привезли во двор песок-

Золотую гору:

Без гвоздей и без досок

Можно строить ... (город).

(И.Кононов.)

Берегите уши, нос,

Здесь ведь прячется ... (мороз).

Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно

использовать шуточные вопросы, загадки, например:

1. В каких словах живет рак?

(ЗавтРАК, РАКета.)

2. В каких словах спрятались ноты?

(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

3. Назовите слова, в которых спрятались числа?

(Родина(1), сорока(4О) )

4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

(дЕЖурный, УЖин.)

5. Какие слова любит ворона?

(КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

А лягушка?

(КВАртира, МосКВА.)

6. В каких словах ель растет?

(КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

Мой первый слог - крик птицы.

Два других на дне пруда,

А целое в музее

Найдите без труда.

(Картина)

Или:

Прибавьте сорок к единице длины,

И вмиг она преобразится.

А как? Подумать вы должны.

Скажу лишь: под землей помчится.

(метро)

После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок,

можно использовать загадки, где отгадка-словарное слово. Например: игра

"Подскажи словечко".

1. Рано утром всех на луг

Собирает нас пастух.

А к вечеру всем молока

Я людям дать готова.

Угадали, кто же я?

Конечно же ...(корова).

2. Дремучий лес к стеклу прирос -

Нарисовал его ...(мороз).

(Г.Соколов.)

3. Трещала с самого утра:

"Пора! Пор-р-ра!"

А что - пора? Такая с ней морока,

Когда трещит... (сорока).

(Е.Серова.)

И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является

самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать

изученное слово в письменной работе. С этой целью можно давать такие

работы, как:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания

должны записать все "словарные" слова, например:

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(однажды, мороз.)

Формой контроля сформированности умений писать "словарные" слова

являются диктанты. Гордеев Э. В. и Дмитрюк М. В. обобщили и

систематизировали материал по работе над "словарными" словами, и составили

схему-классификацию словарных диктантов [3,с.16-18].

Все словарные диктанты классифицированы:

а) по форме работы (простые и творческие);

б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).

Эта схема полезна учителям, т.к. она позволит им творчески подойти к

проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и

написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать ее более

эффективной.Методика проведения словарных диктантов, таких, как выборочный,

картинный, кратковременный, с использованием загадок, с подбором синонимов

и антонимов, по перфокартам, хорошо известна учителям.

1. На доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их

прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит:

"Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на

картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово

записывайте в тетрадь, если не совпало-не записывайте".После каждого показа

картинки дается проверка и подведение итогов.

2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель

предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

Не велик ... , да краснеет нос. (мороз)

... любит чистоту. (посуда)

Чужбина - калина, родина - ... . (малина)

3. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу "забегания

вперед".)

На доске помещены слова, например: д.журный, т.традь, уч.ник, учит.ль,

р.бята, м.дведь. Учитель говорит: "Все слова подобраны по одному

орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Запишите слова,

вставляя пропущенные буквы".

Первые 2-3 слова нужно обязательно записать полностью, т.к. ученики, не

успевавшие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других

словах допустить ошибку и написать их с буквой "и".

4. Подбор слова с общим признаком.

Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям

подобрать и записать еще одно.

Капуста, морковь ... , картофель - ОВОЩИ (общий признак.)

СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.

+----------------------------+ +--------------------------+

| -предупредительный | | -предупредительный |

| -объяснительный | | -объяснительный |

| - выборочный | | -выборочный |

| -по памяти | | -картинный |

| -по загадкам | | -кратковременный |

| -по описательному обороту | | -по памяти |

| -с использованием сигналь- | | -по загадкам |

| ных карточек. | | -по описательному обороту|

+-------------+--------------+ | -по перфокартам |

| | -с использованием сиг- |

| | нальных карточек |

| | -с пропущенными буквами |

| +---------------+----------+

| |

| |

+------+----+ +----+-------+

| слуховые | | зрительные |

+------+----+ +----+-------+

| |

+------+--------------------------------+----------+

| простые |

+--------------------------+-----------------------+

|

+--------------------------+-----------------------+

| словарные диктанты |

+--------------------------+-----------------------+

|

+--------------------------+-----------------------+

| творческие |

+------+------------------------------------+------+

| |

+------+---+ +-----+------+

| слуховые | | зрительные |

+-----+----+ +-----+------+

| |

+------------+--------------+ +-------------------+-------+

|-группировка по орфографи- | |-группировка по орфографи- |

| ческим признакам. | | ческим признакам. |

|-подбор родственных слов. | |-подбор родственных слов. |

|-подбор слов с общим приз- | |-подбор слов с общим при- |

| наком. | | знаком. |

|-подбор синонимов,антонимов| |-подбор синонимов, анто- |

|-запись цепочкой слов. | | нимов. |

+---------------------------+ |-запись цепочкой слов. |

|-запись по алфавиту. |

|-запись с исправлением |

| ошибок. |

|-работа с деформированными |

| словами. |

|-запись слов с аналогичной |

| орфограммой. |

|-составление словосочета- |

| ний. |

|-использование ребусов. |

|-использование школьного |

| словаря |

|-использование кроссвордов |

|-по пословицам. |

|-по перфокартам. |

|-составление рассказа |

| по опорным словам. |

|-работа с деформирован- |

| ным текстом. |

+---------------------------+

Наиболее интересными для детей, а следовательно наиболее эффективными

являются такие виды словарных диктантов: из простых зрительных – по

загадкам, по перфокартам, картинный; из простых слуховых – по загадкам, по

описательному обороту; из творческих зрительных – запись по алфавиту,

работа над деформированными словами, использование ребусов, кроссоврдов, по

пословицам и т.д.; из творческих слуховых – группировка по орфографическим

признакам.

Выводы

1. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу

формирования орфографических навыков в последнее время уделяется

большое внимание.

2. Изучение статей многих ученых-методистов (Ераткиной В. В.,

Гордеева Э. В., Уткиной Т. И. и др.) позволяет утверждать, что успех

обучения правописанию в значительной мере определяется способностью

учителя организовать работу над изучаемым словом, от умения

разнообразить используемые методы и приемы.

3. Мало дается рекомендаций по работе над значением слов с непроверяемыми

написаниями, по разработке упражнений, развивающих не только память,

мышление, но и творческое воображение, фантазию детей.

II. Некоторые методические рекомендации по совершенствованию навыков

написания слов с непроверяемыми гласными в корне в 4 классе

Перед тем, как приступить к описанию разработанной нами методики

обучения письму, следует кратко остановиться на характеристике уроков в 4

классе средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.

В процессе изучения и анализа уроков, мы установили, что монотонное и

однообразное изучение слов с непроверяемыми написаниями требует от ученика

немалых затрат умственных и нервных сил, что приводит к перегрузке и

быстрой утомляемости школьников, потере интереса учащихся к урокам родного

языка. Для устранения вышеназванных недостатков мы предлагаем свою методику

проведения уроков письма, в которой рассматриваем слова с непроверяемыми

написаниями непосредственно в контексте и в привычном для них окружении. В

качестве экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес»

г. Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес»

г. Шяуляй.

Для примера приводим фрагменты уроков по усвоению слов: билет,

экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать,

вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие.

Чтобы не повторяться в описании уроков, сразу хотим оговорить, что

каждый из фрагментов уроков предлагаемых нами занимал 5-10 минут от урока и

был связан с изучаемой темой. Одной из целей таких уроков было –

совершенствование навыков грамотного письма. Параллельно мы старались

обращать внимание и на развитие речи.

Вокзал

Урок 1

Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто

сможет правильно написать это слово на доске?

Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою

усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который

назвала «Воксхолл», или «зал госпожи Во». Потом это слово стало

означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в

городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была

построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку

назвали ...

Урок 2

В схема слов записаны только гласные, которые являются орфограммами.

Остальные буквы обозначены точками. Впишите вместо точек недостающие буквы.

Подчеркните все орфограммы.

. о . . . .

. а . . . . о

. а . . . . о . . . .

. а . . . .

. а . . . . о

(расстояние, вагон, направо, вокзал, налево)

Урок 3

Закончите предложения:

|Мы поехали ... |для вокзала |

|Мы забрали бабушку ... |на вокзал |

|... стоит много такси. |с возала |

| |у вокзала |

Семена

Урок 1

Послушайте стихотворение-загадку. О каких водшебных зернышках в нем

идет речь?

Зернышко в черную землю сажаешь,

Лейку берешь и его поливаешь.

Смотришь и вырастет скоро в саду

Клумба прекрасная в буйном цвету.

Урок 2

Отгадайте слова по значению. Запишите их и подчеркните орфограммы.

1. Машина для посева семян.

2. Зерна, предназначенные для посева.

3. Крестьянин, земледелец.

Урок 3

«Посадите» семечко и нарисуйте, как оно будет расти.

Двенадцать

Урок 1

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

К 8 прибавить 4 получится 12.

Разность 16 и 4 равна 12.

Урок 2

Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую

вы любите больше всего, расскажите.

Урок 3

Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует

запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.

Вот опять

. . . . палочек

Разлетелись по двору –

Это палочки-считалочки

Начинаем мы игру.

И пока

. . . . палочек

Собирал в траве Сергей,

Мы с ребятами попрятались –

Кто-куда и кто-быстрей.

Ю. Синицын

В какую игру играли ребята? Поиграйте и вы в нее, но сначала расскажите

о условиях игры.

Сверкать

Урок 1

Послушайте стихотворение. Объясните, что зачит «сверкать босыми

пятками».

Кто чем сверкает?

Сверкает яркий луг росой

Карась – боками гладкими,

Мудрец – умом,

Лицо – красой,

А трус – босыми пятками.

О. Дриз

Урок 2

Вставьте пропущенный корень в однокоренные слова. Подчеркните

непроверяемые написания.

Сверкать – за . . . ать, . . . ание, с . . . ающий.

Урок 3

Что может сверкать?

Прекрасный

Урок 1

Посмотрите на эти слова и выберите из них однокоренные:

красивый, красный, краска, красота, прекрасный.

Произнося слово красивый, прекрасный вы всегда представляете что-то,

отличающееся красотой. А почему мы можем поставить в этот ряд слово

красный? Вспомните, древнейшим значением этого слова было «красивый»:

красно солнышко, красна девица, красный день. Теперь понятно, как

образовалось слово прекрасный: приставка пре- имеющая значение «очень» и

слово красный в значении «красивый».

Урок 2

С какими словами из группы можно составить словосочетание

прилагательное + существительное? Запишите 2-3 таких словосочетания.

(прекрасный, здесь, здравствуйте)

Урок 3

Составте возможные пары:

|прекрасный (-ое; -ая) |день |

| |теперь |

| |богатство |

| |настроение |

| |погода |

| |желать |

| |автомобиль |

| |горизонт |

Портрет

Урок 1

Доскажите словечко, потом впишите его и выразительно прочитайте

стихотворение.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется . . . . . (портрет)

А. Керингер

Нарисуйте портрет своего лучшего друга (подруги).

Урок 2

Из данной группы слов составьте фразы, которые начинаются словами: «Во

всех этих словах есть...» или «Ни в одном слове нет...», «Во всех словах

нужно запомнить...».

Металл, железо, инженер, директор, портрет.

Например. Во всех словах есть буква Е. (Да)

Урок 3

Как вы понимаете данные словосочетания? Запишите с ними предложения. В

однокоренных словах выделите корень.

Прекрасный портрет, художник-портретист, портретный набросок.

Телефон

Урок 1

Отгадайте загадку. Запишите отгадку.

Поверчу

волшебный круг –

и меня услышит друг. (Телефон)

Е. Авдиенко

Урок 2

Разгадайте ребус. Запишите ответ и подчеркните орфограммы.

Урок 3

Сравните слова по значению. Какое из них «лишнее»? С «лишним» словом

запишите предложение.

Шестнадцать, телефон, двенадцать, восемь.

Адрес

Урок 1

Отгадайте загадку.

Белое поле

Черное семя

Кто его сеет

Тот разумеет.

(Письмо)

Как письмо находит своего хозяина?

Урок 2

Что нужно чтобы написать письмо?

Урок 3

Напишите письмо другу с пожеланиями на лето.

Путешествие

Урок 1

Прочитав текст, выберите из данной группы слов то, о котором идет речь.

(вокзал, аллея, путешествие, дорога)

Слово путешествие – это сложное слово. В нем 2 корня. 1-й корень связан

по значению со словом путь. 2-й корень (шеств-) – от глагола шествовать,

близкого по значению глаголу идти. Буква е соединяет 2 корня. Путешествие –

это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

Урок 2

Листочки с заданиями:

1. Разобрать слово ПУТЕШЕСТВИЕ по составу.

2. Вставить пропущенные слова.

Путешествие – это . . . или . . . с какой-либо целью.

(Танец, игра, поездка, пение, передвижение пешком, прогулка, встреча)

Урок 3

«Соберите» текст, вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите

однокоренные слова.

Билет

Урок 1

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в

выделенном слове.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка рассуждает:

- Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Что вы ответите зайке?

Урок 2

Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку,

и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

2. Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра,

знакомства с чем-либо.

3. Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.

4. Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда-

нибудь.

Урок 3

Приготовьте красочные пригласительные билеты для ваших мам, пап,

бабушек и одноклассников.

Автомобиль

Урок 1

Послушайте историю слова «автомобиль». Запишите это слово и подчеркните

орфограмму.

Слово «автомобиль» пришло к нам из французского языка. Составлено оно

из двух слов: греческого слова аутос, что значит «сам», и латинского

мобилис, означающего «движущийся, подвижный». Вот и получается:

автомобиль – сам собою движущийся. В нашем языке уже много слов, в

которых есть часть авто-, напимер: автокран, автобензовоз. А знаете ли

вы такие слова?

Урок 2

Соберите картинку. Что на ней изображено? Запишите.

Урок 3

Решите кроссворд. Подчеркните в словах буквы, написание которых следует

запомнить.

|1 |А | | | | | | |

| 2|В | | | | | | |

|3 |Т | | | | | | |

|4 |О | | | | | | |

|5 |М | | | | | | |

|6 |О | | | | | | |

|7 |Б | | | | | | |

|8 |И | | | | | | |

|9 |Л | | | | | | |

| |Ь | | | | | | |

6. Предлог, употребляемый в значении «кругом», «вокруг», «вблизи»,

«возле».

7. Слово из французского языка, где оно означает «дорожные вещи», и

образовалось от слова БАГ («пакет»).

8. Название месяца, который заканчивает учебный год.

9. Время самых лучших каникул.

Космонавт

Урок 1

О ком эта загадка?

Ракету в звездную высь направляет,

Землю сверху он изучает.

(Космонавт)

Урок 2

Составьте словосочетания.

|о |космонавт |

|с | |

|для | |

Запишите слова, которые связаны с темой «космос».

Урок 3

Сочините небольшой рассказ на тему: «Я хочу быть космонавтом».

Проиллюстрируйте его. Запишите советы тем, кто готовится стать космонавтом.

(см. приложение №2).

Экскурсия

Урок 1

Наборщик перепутал предложения. Помогите ему собрать текст. Прочитайте

и озаглавьте его. Подчеркните орфограмму в выделенном слове, запомните его

написание.

Урок 2

Составьте и запишите словосочетания со словом «экскурсия». Расскажите,

на какой экскурсии вы побывали.

Урок 3

Напишите небольшой рассказ на тему: «Экскурсия, которая запомнилась мне

больше всего» или «Экскурсия, на которой мне хотелось бы побывать».

Электричество

Урок 1

Отгадайте загадку. Отгадку запишите , подчеркните орфограмму.

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам темно,

Освещает дом оно.

(Электричество)

Урок 2

Запишите все слова с корнем ЭЛЕКТР - из текста об истории слова

элетростанция.

Электростанция - это сложное слово, которое образовалось путем

соединения слова станция и части электро-, что значит «электрический».

Электростанция – знчит электрическая станция. В русском языке есть много

слов, первой частью которых является часть электро-: электродвигатель,

электродойка, электросварка. Знаете ли вы такие слова?

Урок 3

Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку,

и дополните в каждый ряд по одному слову. Выделите корень в однокоренных

словах.

1. Машина для передвижения железнодорожных поездов, работающая от

электросети.

2. Предприятие по выработке электрической энергии.

3. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком- или о чем-

нибудь.

4. Сохранившийся в памяти, незабываемый.

Лото

В его комплект входят несколько больших листов, разделенных на 4

квадрата, , в каждом из которых крупным шрифтом написаны слова с

непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове

было каким-либо образом выделено).

На маленьких карточках, совпадающих по размерам с квадратом большого

листа, записываются загадки, вопросы и другие задания, соответствующие

словам-отгадкам, занесенным в квадраты. Количество маленьких карточек

должно соответствовать общему количеству квадратов на больших листах.

Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Лото можно

использовать на разных этапах изучения слов с непроверяемыми написаниями.

Мы применили его на этапе закрепления, с целью более прочного усвоения

правописания слов с непроверяемыми гласными в корне. (см. приложение №3).

Результаты обучающего эксперимента

В целях выяснения результативности нашей методики контрольному и

экспериментальному классам были даны 2 словарных диктанта. Первый – в

начале эксперимента для выяснения общего уровня подготовленности детей.

Второй – для подведения итогов эксперимента и сравнения эффективности нами

разработанной методики с традиционным обучением. В качестве

экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес» г.

Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес» г.

Шяуляй. В эксперименте участвовали 24 ученика, по 12 учащихся из каждого

класса.

В экспериментальном классе в первом диктанте учащиеся допустили 49

ошибок; в контрольном классе в аналогичном диктанте – 50 ошибок. (см.

приложение №4).

Результаты диктанта отражены на диаграмме 1.

Рис. 1

Результаты первого диктанта

Диаграмма наглядно показывает, что уровень знаний, умений и навыков

учащихся экспериментального и контрольного классов до применения

разработанной нами методики по исследуемому вопросу в целом одинаков..

Второй диктант проводился после применения на практике нашей методики в

экспериментальном классе. В нем содержались слова с непроверяемыми гласными

в корне, например: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль,

электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный,

путешествие. Работа с этими словами и входила в нашу методику.

Результаты диктанта показали, что в данных словах учащиеся допустили

следующее количество ошибок, которое отражено в таблице 1.

Таблица 1

Количество допущенных ошибок во втором диктанте

|Слова |Экспериментальный класс |Контрольный класс |

|Билет |1 |6 |

|Экскурсия |4 |8 |

|Космонавт |7 |12 |

|Адрес |0 |5 |

|Семена |5 |11 |

|Автомобиль |3 |7 |

|Электричество |7 |12 |

|Двенадцать |5 |9 |

|Вокзал |1 |5 |

|Слова |Экспериментальный класс |Контрольный класс |

|Сверкать |2 |5 |

|Портрет |3 |4 |

|Телефон |2 |7 |

|Прекрасный |2 |5 |

|Путешествие |4 |4 |

|ВСЕГО |46 |100 |

По данным таблицы 1 можно судить о эффективности нашей методики.

Количество ошибок, допущенных в экспериментальном классе намного ниже, чем

в контрольном. По каждому слову в отдельности допущенных ошибок меньше

почти в два раза.

Наглядно результаты отражены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Количество допущенных ошибок во втором диктанте

– количество ошибок, допущенных в контрольном классе;

– количество ошибок, допущенных в экспериментальном классе.

Диаграмма показывает, что у учащихся экспериментального класса, после

проведения обучающего эксперимента по разработанной нами методике, уровень

орфографических навыков (правописание слов с непроверяемыми гласными в

корне) значительно возрос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в

это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети

получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития

личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических

навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения

правописанию различного занимательного материала.

При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли

к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями,

занимательным материалом. Однако, констатирующий эксперимент показал, что

на уроках письма не всегда остается время для творческой работы, для

разнообразия использования методов, активизирующих деятельность учащихся.

Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы.

Чтобы достичь поставленной в работе цели – рассмотреть вопрос

формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические

рекомендации по формированию данных навыков мы решили следующие задачи:

V Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что

использование занимательного материала в научно-методических

трудах раскрыто неполностью, мало конкретных методических

разработок по данной проблеме.

V Изучили школьную программу, учебники по родному языку и пришли к

выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется

недостаточное внимание использованию занимательного и творческого

материала.

V Выявили основы и принципы методики формирования орфографических

навыков. Указали на трудности, появляющиеся у учащихся при

усвоении слов с непроверяемыми написаниями.

V Провели констатирующий эксперимент, на основе анализа которого, мы

сделали вывод о недостаточно эффективной методике работы над

словами с непроверяемыми написаниями.

V Исходя из вышеизложенного мы разработали свои методические

рекомендации по формированию орфографических навыков.

Практические рекомендации заключались в следующем:

. разделение работы над словом с непроверяемыми написаниями на три

этапа;

. использование занимательного материала и творческой деятельности

учащихся для работы с непроверяемыми написаниями;

. обращение внимания на возможности, интересы учащихся;

. слова с непроверяемыми написаниями должны усваиваться не

изолированно, а в контексте.

Чтобы определить эффективность разработанной нами методики, мы провели

обучающий эксперимент. В итоге экспериментальный класс, по сравнению с

контрольным классом, показал более высокие результаты учебной работы. На

основе полученных данных, мы пришли к выводу о том, что использование

занимательного материала и творческой деятельности на уроках письма

способствует лучшему усвоению непроверяемых написаний, формированию более

прочных орфографических навыков детей экспериментального класса.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в

процессе экспериментального обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арямова О. С., Мали Л. Д. «Этимологический словарик» слов с

непроверяемыми написанием // Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 19-

26.

2. Введенская Л. А., Саакьян Р. А. Наш родной язык. – Москва, 1971.

3. Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучению слов с

непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 16-

18.

4. Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная

школа. – 1992. - №7-8. – с. 13-17.

5. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная

школа. – 1994. - №1. – с. 23-27.

6. Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию //

Начальная школа. – 1989. - №8. – с. 23-28.

7. Живицкая Л. В., Гудзик И. Ф. Словарь русского языка. – Киев, 1988.

8. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями //

Начальная школа. – 1993. - №11. – с. 53-56.

9. Загадки. / Издание подготовила В. В. Митрофанова. – Ленинград, 1988.

10. «Зеленый дом без окон». Сборник загадок. / Сост. Л.М. Сукач. –

Минск, 1980.

11. Калинина Л. Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием //

Начальная школа. – 1990. - №6. – с. 6-8.

12. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми

написаниями // Начальная школа. – 1993. - №6. – с. 4-6.

13. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – Москва, 1990.

14. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.

– 1988. - №1. – с. 45-46.

15. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. – Москва, 1988.

16. Магамедов А. Х. Словарная работа на уроках русского языка в

национальной школе // Начальная школа. – 1986. - №2. – с. 15-16.

17. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А.

Ладыженской. – Москва, 1980.

18. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 1986.

19. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества. – Москва., 1991.

20. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной

// Начальная школа. – 1996. - №1. – с. 28-30.

21. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с

непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 15-

16.

22. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф, П. Филин. – Москва, 1989.

23. Сергеева Н. Л. Повторим слова с непроверяемым написанием //

Начальная школа. – 1987. - №12. – с. 25-27.

24. Современный русский язык. Учебник для вузов. / Гл. ред. Д. Э

Розенталь. – Москва, 1984.

25. Успенский Л. В. Слово о словах. – Москва, 1984.

26. Успенский Л. В. Почему не иначе? – Москва, 1987.

27. Уткина Т. И. Работа над словами с непроверяемыми написаниями //

Начальная школа. – 1989. - №6. – с. 23-24.

28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – Москва, 1984.

29. Шанский М. Р., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический

словарь русского языка. – Москва, 1971.

-----------------------

1. Древняя профессия. Люди этой профессии выращивают растения для

удовлетворения потребностей человека в продуктах питания.

2. Это слово пришло из немецкого языка, в котором оно означало повозку,

тележку.

3. Слово образованно из двух частей. Значит «дальноговорите», «говорящий на

дальнее расстояние».

4. Время года, когда природа сменяет зеленые краски на желтые , красные.

5. Друг Карлсона.

[pic]

[pic]

[pic]

Студентки IV курса эдукогического факультета

спец. “Педагогика

начального обучения”

Аллы Абросимовой

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ