Рефераты
 

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его

мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я

вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок

видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение

жизни в природе».

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой.

Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из

впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым

трудно соперничать».

В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает,

воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился

понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее

богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная

составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался

В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в

парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне

проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников,

знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо

одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что

экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача

экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может

быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают

ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с

очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит

длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и

ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель

обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое

голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев

на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и

переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее

продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.

Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям

пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его

на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это

плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,

листьями, корнями.

Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей

сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте,

доброте и пользе для природы этого живого существа.

Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников

присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у

детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки.

Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий.

Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные

в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя

частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

Сказку продолжают все вместе.

Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда

жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и

сопровождают это событие радостными возгласами.

Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и

поют песенку «Во поле береза стояла…»

Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в

красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга –

дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже

приходится учиться.

Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и

изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир

и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие

встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что

творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и

развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди

природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Без участия родителей невозможно заложить фундамент

экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь

к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример

положительного отношения к природе взрослого.

Дидактические игры экологического содержания представляют

несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям

этого возраста

Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская

любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может

зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для

заинтересованного изучения экологической дисциплины.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и

осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по

отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение

Д).

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения

учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс

развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.

3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по

проблеме

исследования

3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента

Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем

школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и

провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества

у младших школьников.

В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу,

что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма

психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая

успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой творческой деятельности является

воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее

новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности

(Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

Важными показателями в развитии функций воображения является

опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой

внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять

ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем

детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на

изучение воображения и развития творческого начала детей.

Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко,

Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды,

которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических

предметах в развитии творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы

необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в

учебном процессе.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение

эффективности использования игры и игровых приемов как средство

формирования творческого начала младших школьников.

В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса

(контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г.

Горячий Ключ.

Для оценки творческой деятельности, продуктивности,

оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику

разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].

Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на

каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как

контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с

одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили

дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении

степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент

оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не

повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру

использования заданного для дорисовывания эталона).

Познавательная мотивация творчества младшего школьника

проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности,

сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном,

высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету,

качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности

творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается

часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к

новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте

основным компонентом творческого начала становится проблемность,

обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая

стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у

творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это

еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень

непохожести, нестандартности, необычности.

Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление

умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила

игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на

определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению

возможности более быстрого решения проблем.

Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько) [

]

Инструкция к проведению

Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и

подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной

игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно

задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

В основе способности к развитию творческого начала лежит такая

личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,

Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность

развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению

как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного

способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность

(необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость

(многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная,

стереотипная).

Для выявления креативности мы использовали специальную методику

«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].

Инструкция

Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о

каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по

выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы

или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого

ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим

признакам:

1) скорость процессов воображения;

2) необычность, оригинальность образов;

3) богатство фантазии;

4) глубина и проработанность (детализированность) образов;

5) впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

3.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор

О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками

экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает

задачу на построение образа воображения с использованием заданного

элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое

(свободное фантазирование).

1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается

изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное,

схематичное, лишенное деталей.

2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.

3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в

какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая

зарядку).

4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету

(девочка гуляет с собакой).

5тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах

она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то

теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого

образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша,

которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в

использовании элементов для создания образов воображения.

В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные

дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а

также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности

|Классы |Общее | Типы решения задач |

| |кол-во |(коэффициент оригинальности) |

| |учащихся | |

| | |0 тип |1 тип |2 тип |3 тип |4 тип |5 тип |

|1 «а» класс | | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 |

|(контрольная |20 | | | | | | |

|группа) | | | | | | | |

|1 «б» класс | | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 |

|(экспериментал|20 | | | | | | |

|ьная группа) | | | | | | | |

Рисунок 4

Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого

во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения

предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ

манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше

оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали

методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной

ребенком игры в данной методике были следующие:

1) оригинальность и новизна;

2) продуманность условий;

3) наличие в игре различных ролей для ее участников;

4) наличие в игре определенных правил;

5) точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из критериев придуманная учеником игра может

оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие

в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в

баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность

в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в

игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра

в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа

полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне фантазии:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкий.

Результаты исследования отображены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры

|Классы |Общее кол-во|Уровень развития творческого начала в игре |

| |учащихся | |

| | |Очень |Высокий|Средний|Низкий |Очень |

| | |высокий | | | |низкий |

|1 «а» класс | | | | | | |

|(контрольная |20 |4 |3 |5 |5 |3 |

|группа) | | | | | | |

|1 «б» класс | | | | | | |

|(экспериментальна|20 |2 |3 |3 |7 |5 |

|я группа) | | | | | | |

Рисунок 5

Таким образом, в контрольной группе 7 человек проявили высокий

уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, а в

экспериментальной группе 5 человек, низкий уровень фантазии – в

экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной – 8.

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы применяли

методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по

оцениванию элементов фантазии младших школьников.

Оценивание скорости процессов воображения

Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то

экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость

воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал

рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как

минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

Оценивание необычности, оригинальности образов

0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;

2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

Оценивание богатства фантазии

При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется

общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий,

различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе

учащегося.

2 балла – число предметов и признаков превышает десять;

1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;

0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.

Оценивание глубины и проработанности образов

Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в

рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу

(человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль

или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной

проработки его аспектов;

1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация

умеренная;

2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

Оценивание впечатлительности и эмоциональности

Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в

рассказе интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов – образы малоинтересны, банальны.

1 балл – образы вызывают незначительный интерес.

2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление,

восхищение, страх).

Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить

за свое воображение до 10, минимальное – 0.

Данные исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Оценка элементов фантазии младших школьников

|Классы | Общее | Уровень развития фантазии |

| |количество | |

| |учащихся | |

| | |Очень |Высокий|Средний |Низкий |Очень |

| | |высокий | | | |низкий |

|1 «а» класс | | | | | | |

|(контрольная |20 |2 |4 |8 |3 |3 |

|группа) | | | | | | |

|1 «б» класс | | | | | | |

|(экспериментальная|20 |1 |3 |7 |5 |4 |

|группа) | | | | | | |

Рисунок 6

Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной

фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя

приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической

игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой

активности.

К первой группе приемов относились творческие задания,

помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).

Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж

сказки.

Следующие приемы – придумывание сравнений и синонимов или

антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию

ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать

разницу в оттенках слов.

Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким

приемам как сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель,

придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались

две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом

(Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся должны были разыграть

придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра

драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдали за сверстниками,

потом происходила смена участников игры.

Опыт показал, что использование данного приема заметно

стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.

На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги

проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры.

Результаты исследования отражены в сводной таблице.

Таблица 4 -Уровень развития творческого начала младших школьников

средствами игры

(по итогам контрольного эксперимента)

| | Общее | Показатели элементов творчества |

|Классы |количество | |

| |учащихся | |

| | | Методика 1 |Методика 2 | Методика 3 |

| | | В. | Н. | В. | Н. | В. | Н. |

|1 «а» класс | | | | | | | |

|(контрольная группа) |20 |8 |4 |7 |8 |6 |6 |

|! «б» класс | | | | | | | |

|(экспериментальная |20 |12 |3 |14 |2 |11 |1 |

|группа) | | | | | | | |

Рисунок 7

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были

зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в

экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с

высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это

составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.

Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что

развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет

эффективно при условии систематического использования игровых методов и

приемов в образовательном процессе.

Заключение

В первой главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности

ребенка

узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра,

как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития

детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность

ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра

подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской

фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и

саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для

становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая

форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой

социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Мы попытались подтвердить выдвигаемую нами гипотезу: развитие

творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при

условии:

- систематического использования игровых методов и приемов в

образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего

школьного возраста;

- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления

гармонично-развитой подрастающей личности.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает

личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в

целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а

особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод

стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для

научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как

проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей,

требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это

большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость,

дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и

разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость

гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой

формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,

связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной

активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.

п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных

развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-

мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания,

воображения и ряда других важных психических функций, является в этой

связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,

В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,

1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.

5. Воспитание младшнго школьника: Пособие для студентов средних и высших

учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост.

Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:

Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.:

Союз, 1997.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. – М., 1984.-

828с.

9. Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М.,

“Школа-Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.

10. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших

школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. –

Краснодар, 2001. –23с.

11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование,

1996.

12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.

13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.

14. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. –

М.:

Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека для родителей).

15. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред.

В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с.

16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.

17. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском

возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3.

18. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы

психологии. – 1993. - №2.

19. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

20. Кино и дети. – М., 1971. –178с.

21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе. – М., 1991.

22. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет.

сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.:

ил.

23. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,

М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

24. Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969. 19с.

25. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга

для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.

26. Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф.

Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420.

27. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по

практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.

28. Медведева Е.А. К вопросу о диагностики воображения и творчества у

старших дошкольников с задержкой психологического развития в

театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.

29. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. / Ученые

записки Пермского педагогического института. – Пермь, 1970.-т.77, 238с.

30. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред.

В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.

31. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.

Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип

психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

32. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под.

ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

33. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк,

Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с.

34. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.

35. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов

педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –

М.: Владос, 1999. – 576с.

36. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к

практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая

школа, 1996.

37. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,

Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и

педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.:

Педагогика, 1983.-148с.

38. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М.,

1993. – 336с.

39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.

40. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности //

Педагогика. – 1998. - №3.

41. Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.,

1968.-174с.

42. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное

пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

43. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного

возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.

44. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. –

144с.: ил. – (Библиотека для родителей).

45. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.

46. Стрекозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для

учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 207с.

47. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.:

Просвещение, 1990. – 160с.: ил.

48. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для

родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

49. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.

50. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. –

381с.

51. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В

кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.

52. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в

зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.

53. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии:

Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей,

воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.:

Просвещение: Владос, 1995.

54. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М.,

1985. – 69с.

55. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 1955. – 126-139с.

56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

57. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО

“Модек”, 1995. – 416с.

58. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию

творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая

гвардия, 1997.

59. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала

у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.

60. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //

Вопросы психологии. – 1996. - №3.

Игра «Вороны».

Приложение В

Дидактическая задача – развить слуховое внимание детей; умение

двигаться в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо;

способствовать формированию правильного произношения звука – «р».

Игровые правила. Все движения выполняются только в соответствии

со стихотворением, слова:

«Кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда

засыпают – тихо.

Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем

засыпающих птиц; звукоподражание.

Ход игры. Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в

классе. Они выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на

распев учитель. Слова «кар-кар-кар» произносят все ученики.

Текст.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар» (тихо).

Игра может проводиться в виде физкультминутки на уроках, а так

же на уроках природоведения.

Игра «Кто что слышит?» ставит перед собой дидактическую задачу

воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки

(звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность.

Игровое правило. Предмет показывается детям после того, как они

правильно назовут его звуки, которые он издает.

Ход игры. На столе у учителя лежат различные предметы, при

действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, Играет

дудочка, звучит пианино и.т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать

звуки.

По этому же принципу строится игра «Чей голос» на определение

певческих особенностей птиц, тембральной окраски музыкальных инструментов и

человеческого голоса.

На уроках математики необходимо использовать игровые задания,

направленные на развитие внимания, воображения и т. д. Так, например,

задания на развитие внимания:

1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый

из ребят, если Петя на два года старше Белова?

2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по

две груши. Сколько всего груш?

3. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего

яблок?

Урок литературы – оксиморон. Оксиморон – это фигура речи. Она

построена на противоречии, например, “горячий снег” или “ горькие конфеты”

и другие. Оксиморон строится так: выбирается слово и находится характерное

свойство, а затем противоположное. Ведущий загадывает существительное. Все

остальные пытаются придумать оксиморон с этим словом, тот, кто сумел

придумать удачный оксиморон, становится ведущим.

Собери открытку

Приложение Г

Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части

перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.

Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен

подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него

нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не

будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть.

Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток.

Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.

Склеим картинку

Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета

разрезают на несколько частей. Ребенок вначале находит части, считает их

количество, потом соединяет их в единое целое.

Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем

количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.

Составь целое из частей

Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не

изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у

ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму

предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных

пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.

1. Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и

воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры.

2. Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических

фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему

предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур,

подбирая нужные. Затем он собирает сложные фигуры, глядя на образец.

В качестве заданий можно использовать также известные

головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в

которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые

ребенку геометрические фигуры.

Магический квадрат

Квадрат 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают

на 5 частей: 1 большой и 2 маленьких треугольника, квадрат и

параллелограмм. Ребенку предлагают собрать по образцу, а затем и по замыслу

различные сложные фигуры. Нужно использовать все части квадрата.

Монгольская игра

Квадрат размером 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон,

разрезается на 11 частей. В результате получается: 2 квадрата, 4

треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой). Ребенку

предлагают при составлении фигур-силуэтов использовать все части,

присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Танграм

Квадрат размером 8*8 из картона или пластика, одинаково

окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2

больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно

составить много различных изображений по образцам и собственному замыслу.

Колумбово яйцо

Овал размером 15*12 разрезают на 10 частей. В результате

получается 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на

четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и

маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной

стороной. Для изготовления игры используют картон или пластик, одинаково

окрашенный с обеих сторон. Создавая силуэт, нужно использовать все части

овала, присоединяя их одну к другой.

Вьетнамская игра

Одинаково окрашенный с обеих сторон круг разрезают на 7 частей,

из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие

сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по форме и размеру.

Ориентиром при разрезании служит центр круга. Полученные в результате этого

части округлой формы нацеливают ребят на составление силуэтов животных,

птиц, насекомых. Для составления силуэтов используют все 7 частей.

Волшебный круг

Круг разрезается на 7 частей. В результате получается 4 равных

треугольника, остальные части попарно равны между собой, сходны с фигурами

треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей

игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры. Круг

окрашен одинаково с обеих сторон, при составлении силуэтов используются все

10 частей.

Для того чтобы разнообразить математические упражнения и

закрепить усвоенное ребенком, используют загадки, считалки, стихи,

головоломки, имеющие математическое содержание, игровые приемы. Помимо

активизации интереса, они развивают у детей сообразительность, находчивость

и смекалку.

Занимательные задачки

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и

положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у

бабушки внуков? (одна внучка Маша).

У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7

кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2

новых квадрата?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и

пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).

Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось?

(2, остальные сгорели).

В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из

кошек сидит 3 кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4).

У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у

отца? (7).

Летела стая уток одна впереди и две позади, дона между двумя и

три в ряд. Сколько летело уток? (3).

У Коли и у Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей

дал две Маше. Насколько тетрадей стало больше у Маши, чем у Коли? (На 4).

Загадки

Один сторож, много веток:

Все по горнице гуляют,

Сор по всюду подбирают.

(Веник).

Два конца, два кольца,

По средине гвоздик.

(Ножницы).

Один льет, другой пьет,

А третий зеленеет да растет.

(Дождь, земля, трава).

У него четыре лапки,

Коготочки – цап-царапки,

Пара маленьких ушей,

Он гроза для всех мышей.

(Кот).

Пять братьев: годами равные,

Ростом разные.

(Пальцы на одной руке)

Дом без окон и дверей,

В нем шесть кругленьких детей.

(Горошины).

Что за птицы прилетают?

По семь птичек в каждой стае.

Друг за дружкою летят,

Не воротятся назад.

(Семь дней недели)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк!

Покупайте мухи шелк!

(Паук)

Три беленьких, три черненьких,

Три рыженьких в корзинке сидят,

Молока они хотят.

(Девять котят)

У двух матерей по пять сыновей.

(Десять пальцев)

Считалочки

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр,

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

Раз, два, три, четыре, пять.

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

(Кошка – есть, а мышки – нет!)

Раз, два, три, четыре, пять!

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Надо, надо, надо спать

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул, увидит сон.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

«Угадай правило»

Приложение Д

Дидактическая задача: описать поведение человека по отношению к

объектам природы, объяснить эти действия.

Материал и оборудование: рисунки с графическим изображением правил (их

содержание зависит от задач, решаемых педагогом на уроках). Приведем

примеры.

Рис.1 Берегите муравейники. Помните, муравьи – санитары леса!

Рис.2 Не подходите близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать

и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к

нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй

птичьих гнезд!

Рис.3 Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис.4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и

почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис.5 Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

Рис.6 Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются

природе.

Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение В.

Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Рис.7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Рис.8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Рис.9. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе

о них заботятся взрослые животные.

Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми

осознано, а ни как строгие указания. Можно предложить школьникам самим

изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их

выполнение при общении с природой.

Игровое действие. Учитель показывает рисунок, а дети своими словами

передают смысл правила.

Когда школьники усвоят правило и научатся применять их в реальной

жизни, рисунки можно будет использовать для обозначения соответствующих

действий на экологической тропе.

«Выбери правильно дорогу»

Дидактическая задача. Уточнить экологические знания детей,

раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а так же определяющие

отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения

(в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

Материал и оборудование. Картинка, на которой изображены тропинки. По

краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в лесу.

Игровое действие: Ребенок должен определить, по какой тропинке он

пойдет, и обосновать свой выбор.

Ход игры. Первый вариант. Если пройти по первой тропинке, можно

наступить на муравьев (изображен муравейник). По второй, узкой тропинке,

тоже нельзя идти – между деревьями паук сплел свою паутину. По третьей

тропинке – змея с детенышами греется на солнышке. Возле четвертой тропинки

растет кустарник, а на нем – гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но

очень тихо.

Второй вариант. На первой тропинке – тлеющий большой костер. На

остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои

ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но с начала

потушить костер.

В конце года для уточнения и закрепления знаний можно провести игру –

викторину «Мы знаем и любим природу».

«Мы знаем и любим природу».

Программное содержание: расширить, уточнить и пополнить знание детей

о природе, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное

отношение к ней.

Материал и оборудование: проигрыватель и пластинка «голоса птиц»,

оборудование для игр «Птички на кормушках», «Птицы в природе», «Угадай

правила», жетоны, эмблемы для команд.

Ход игры. В группу заходят два школьника, здороваются. Учитель

спрашивает, кого они ищут. Школьники рассказывают, что они юннаты,

объясняют, чем занимаются, и говорят, что им нужны помощники в работе по

охране природы.

Учитель. Я думаю, здесь вы найдете себе много помощников. Наши

ученики тоже любят природу и ухаживают за растениями и животными.

Учащиеся рассказывают, как они ухаживают за растениями в уголке

природы, за попугаями, лягушками, как зимой кормили птиц, весной сажали

деревья, чтобы привлечь птиц на участок.

Школьники-юннаты. Это очень интересно, но нам нужны помощники,

которые хорошо знают и правила поведения в природе.

Участники игры отвечают на вопросы педагога, выполняют задание,

отгадывают загадки, участвуют в уже известных им играх. За правильный ответ

команда получает одно очко (жетон).

Вопросы и задания

1. Назовите птиц, которые встречаются в наших краях.

2. Какие птицы улетают в теплые края? Почему они улетают? Каким, одним

словом можно назвать этих птиц?

3. Какие птицы остаются зимовать? Каким, одним словом можно назвать этих

птиц?

4. Загадка.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

(Кормушка).

5. Игра «Птичкина кормушка» (задание выполняют по одному ребенку из каждой

команды поочередно).

6. Отгадывание загадок про птиц (первая игра).

7. Игра «Птицы в природе» (из каждой команды по одному ребенку составляет

экологические пирамидки для дятла и снегиря).

8. Инсценировка стихотворения К.Д.Ушинского «Пойманная птичка» (участвуют

трое детей – «птичка» и два «птицелова» с сеткой).

Ход инсценировки. Птицеловы накрывают птичку сеткой.

Первый птицелов.

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка.

Ах, зачем, зачем, я вам,

Маленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Второй птицелов.

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Птичка.

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю.

Первый птицелов.

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка.

О! Не бойтесь в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе – светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Второй птицелов.

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить,

Все тебя ласкали.

Птичка.

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Птицеловы (вместе).

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так, Бог, с тобой – лети

И живи на воле!

Птицеловы собирают сети и отпускают птичку, которая радостно

улетает.

9. Игра «Угадай правило».

По окончании дидактической игры – викторины «Мы знаем и любим

природу» школьники считают жетоны и называют количество очков у каждой

команды (практически одинаковое).

Школьники-юннаты. Мы принимаем всех учеников в помощники юных

натуралистов, и первое наше задание – установить скворечники на

территории школы. Тогда вы будете слушать пение птиц все лето (звучат

голоса птиц, записанные на пластинке).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ