Рефераты
 

Индивидуальный подход в воспитании детей

3. Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа

высшей нервной деятельности :

1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и

менее сильным торможением, соответствует холерическому

темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным

является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все

дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто

теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может

привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка

необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов

активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить

начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на

осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания,

умело опираться на их интересы.

2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается

процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому

темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны,

общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий.

Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо

проявляются при поступлении в детский сад : они жизнерадостны,

сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни

группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в

играх.

3. Сильный ,уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому

темпераменту). Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело

доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком

флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не

может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети

не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются

положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией,

безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти

особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах

деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и

сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и

членами семьи ребенка.

4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и

торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности,

(соответствует меланхолическому темпераменту). Дети

меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень

впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу

долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей

тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже

на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается

аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и

семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о

создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных

эмоций.

Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-

то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило,

индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как

промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между

меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во

многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной

психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей

воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться

лишь на этот материал, который он получает в процессе личного

изучения воспитанников.

Учет индивидуальных особенностей.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать

внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от

которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая

работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником

заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические

болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет

помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также

сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности

детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также

предрасположенность к более успешному изучению тех или иных

предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный

подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в

дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их

интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать

индивидуальную помощь в учении, развивать их память,

сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-

эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто

отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на

замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с

товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого

ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной

деятельности, распределение общественных поручений и преодолении

отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями

домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты,

которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких

важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью

детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических

воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных

качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей

развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих

особенностей в процессе обучения и воспитания.

Единство осуществления индивидуального подхода в детском

саду и семье.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания

подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих

ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает

своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она

накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он

получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными

законами жизни.

Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой

деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность,

дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.

Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается

впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по

наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия

домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности

ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека

является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать

правильное воспитание.

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые

определяют силу и стойкость семейного воспитания:

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным

характером. «Проводником»семейного воспитания являются родительская

любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие,

нежность) детей к родителям.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью

воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в

самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня

в день.

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с

первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую,

трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов

семьи и его самого).

Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл

ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые

исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле,

свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят

доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной

философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и

взаимодействия с окружающими людьми.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в

воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в

диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс

возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не

хотят воспитывать ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не

понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима

квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не

обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям,

индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных

проявлений в характер ребенка.

В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании

положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов

деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка

взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах

воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении

каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад

или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя

другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в

приобщении значительно выше, чем возможности детского сада . Детский

сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих

способностей и др.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной

работе детского сада необходимо прежде всего для детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок

семьи и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально

они складываются, если обе стороны осознают необходимость

целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты в воспитании детей достигается при

умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в

эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов

семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и

ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские

собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за

индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с

отдельными семьями можно успешно проводить только на основе

знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает

возможность не только узнать условия жизни, но и установить

причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь

между условиями воспитания, формированием особенностей поведения

и спецификой их проявления.

3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты

только в том случае, если между родителями и воспитателями

достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа

проводится по плану и систематично.

4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о

возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в

своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.

5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно

проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные

условия воспитания детей.

6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение

особенностей физического развития ребенка, является необходимым

условием начала планомерной работы по осуществлению

индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в

различных видах деятельности.

Специфика организации индивидуального подхода.

1. В процессе трудового воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с

дошкольной ступени - одна из важнейших задач.

В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная

роль трудового воспитания для всестороннего развития личности.

Определенно содержание трудового воспитания : ознакомление с трудовой

деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования

представления о роли труда в жизни общества.

В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода

приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом

воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном

облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого

раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития.

В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста

в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный

подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения

индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с

изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности,

т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют

уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное

отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны

детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого

условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе

трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только

практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные

качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой

деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как

в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития

умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях

замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы

дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким

образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам

во многом помогает определенная организация их в процессе

коллективного труда.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе

трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к

ребенку в детском саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень

характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к

труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности,

его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не

только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на

формирование личности каждого ребенка при условии, если он

осуществляется в определенной последовательности и системе, как

непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются

специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя

– отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны

в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной

детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив,

на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той

силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно

воспитать вне общения с коллективом такие качества, как

доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее

дело.

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного

повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать

детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований,

предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

На всех ступенях системы народного образования необходимо

оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с

родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с

научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не

всегда бывают объективными.

2. В процессе игровой деятельности.

В игре проявляются и через нее формируются все стороны

психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется

в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие

нравственные качества, как скромность, гуманность .

Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном

развитии его

замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения

поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе

игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и

характер участия в различных играх.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве

подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют

формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение

действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом

коллектива.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень

умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также

решительность или нерешительность, быстрая или медленная

переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель

должен развивать в них такие нравственные качества как

доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с

индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого

воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности детей ,их способности и умения,

нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают

стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо

строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти

дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение

имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в

окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о

качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается

зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В

процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности

детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания,

усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации

ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального

педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с

семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития

каждого ребенка.

Цель эксперимента :

1. Выявить индивидуально – психологические особенности ребенка.

2. Предложить методические рекомендации по формированию волевых

проявлений с учетом темперамента..

Методы исследования :

наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога

(календарные и перспективные планы).

Практическая часть была выполнена на базе детского сада «Искра»

г.Сургута, во второй младшей группе.

Состав группы : 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель

группы:

Анисимова Ольга Ивановна – стаж работы 12 лет, образование среднее.

Исследование проводилось с подгруппой детей.

1. Алина Г. 4г.

2. Иван К. 3,5

3. Екатерина П. 4г.

4. Аким С. 3г.

В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане:

хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей

большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на

занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют

себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень

любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В

целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по

отношению друг к другу и к окружающим.

В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая

методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).

Диагностика проводилась в две серии :

1. Исследование типов темперамента дошкольников.

2. Изучение волевых проявлений.

Результаты диагностики первой серии отражены в протоколе оценки

темперамента.(см. Приложение№3.) В результате исследования удалось

выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты

темперамента, т.к. для нее характерно : быстрота и живость движений,

разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность,

эмоциональность и т.д.

Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой

эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны

высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо.

Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть

одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая,

с длительными паузами речь.

У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента для

которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость

эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается,

наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша

очень тихая, невыразительная.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное

своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы

отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и

отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего

темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания

деятельности человека и сказывается в психической активности и

эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении

индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна.

Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных

черт у дошкольников.

Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы,

что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить

цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны

удерживать ее и достигать какого-либо результата. Антропонимы вот

самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности

могут только Алина Г., Катя П., Иван К.. Аким С. самостоятельно цель

ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в

деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального

побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и

непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К ,

т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина

Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда

сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость

движений, высокая чувствительность эмоций.

Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что

дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П.,

Иван К.. Дети подчиняются общественным правилам поведения и

деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют

сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность,

стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в

деятельности стараются преодолеть любым способом.

Такое волевое качество как организованность сформировано у всех

детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность,

сосредоточенно ее выполнять.

Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых

проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень

сформированности волевых проявлений этих детей соответствует

поставленным критериям (см. приложение 2 .). К среднему уровню

сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С.

С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к.

систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью

повышения уровня сформированности волевых проявлений.

Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно

сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится

регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с

какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы

выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.

Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что работа по

осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и

обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные

особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и

темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические

особенности. Таким образом можно сказать, что индивидуальная работа

реализуется во всем объеме учебно – воспитательной работы.

На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов

рекомендуем провести следующую работу :

Рекомендации для воспитателя :

1. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной

Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей

ребенка (№17.с.235)

2. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы

воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка

свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».

3. В организации занятий следует учитывать склонности детей.

4. Рекомендую развивающие игры, направленные на развитие нравственно-

волевых качеств личности ребенка (см.приложение.№3).

5. Предлагаю и рекомендую книги для прочтения : 1. Воспитателю о

работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение»,

1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.,

1972г.

3.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». М.,

1990г.

Рекомендации для родителей:

1. Необходимо уделять больше внимание самообразованию.

2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом.

3. Предлагаю книги для прочтения :

- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста». М., 1991 г.

- Диалоги о воспитании : Книга для родителей / Под ред.

В.Н.Столетова М., 1982г.

- Островская Л.Ф. «Педагогические знания - родителям». М.,

1983г.

Заключение

Курсовая работа состоит из двух частей : теоретической и

практической. В теоретической части освещена история вопроса об

индивидуальном подходе к детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о

роли педагога в осуществлении индивидуального подхода, а также

доказана необходимость и значение единства в осуществлении

индивидуального подхода в детском саду и семье.

В практической части был проведен констатирующий эксперимент с

целью выявления индивидуально – психологических особенностей ребенка,

по диагностической методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.

Эксперимент проводился в две серии. В первой серии было проведено

исследование типов темперамента детей дошкольного возраста, во второй

серии были изучены волевые проявления дошкольников.

На основе проделанной работы, исходя из полученных результатов

разработаны методические рекомендации по формированию волевых

проявлений с учетом темперамента.

Используемые термины :

1. Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер

психического развития на определенном этапе онтогенеза.

2. Внимание – направленность и сосредоточенность психической

деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.

3. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно

поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние

препятствия.

4. Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на

воспитываемого с целью формирования у него определенный форм

поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.

5. Деятельность – активное отношение к окружающей деятельности,

выражающейся в воздействие на нее.

6. Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного

возраста, характеризующийся в основном воспроизведением в

специфической форме действий и отношений взрослых.

7. Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека,

совокупность только присущих особенностей.

8. Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с

учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,

способностей и склонностей, мотивов и интересов.)

9. Личность – человек как продукт общественно-исторических отношений,

имеющий определенные индивидуальные качества.

10. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения

существенных свойств, связей и отношений между объектами.

11. Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на

обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и

навыков.

12. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и

объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения

общего материального или духовного результата.

13. Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении

прошлого опыта.

14. Способности – это индивидуально – психологические особенности

человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее

освоения.

15. Темперамент – это совокупность индивидуально – психологических

свойств, характеризующих человека со стороны его динамических

способностей.

16. Трудовое воспитание – воспитание положительного отношения к труду

и психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.

17. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт

личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях,

отношении к себе, к другим людям, к труду.

18. Целеполагание – способность порождения новых целей в деятельности

человека.

19. Цель – объект, на который направлено действие.

Список литературы :

1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.:

Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер.

«Педагогика и психология» ; №10).

2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.:

Просвещение, 1991.-207с.

3. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика :

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных

заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. –

240с.

4. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов

пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач.

обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под

ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.

5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.:

«Просвещение», 1989г.

6. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993

г.

7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И.

«Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство

«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. –

288с.

8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие

для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985

г. – 112с.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие

для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр

«Академия», 1998г. – 432с.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов

пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. –

528 с.

11. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-

гический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.

12. Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание.-1993.-

№9.с.36-41.

13. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед.

учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,

1996г. – 432с.

14. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.

15. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. –

М.. 1990г.

16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся

средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр

«Академия», 1996.-336с.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.:

1995г.

18. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер//

Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.

19. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и

доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с.

20. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей

детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

21. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых

привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике.

Сер. «Педагогика и психология» №11) .

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Исследование типов темперамента дошкольников.

Проведение исследования : Типы темперамента детей определяются в

процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня.

Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями.

Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой

типов темперамента.

Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство

мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется

в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений,

отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к

радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение,

поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает

неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый,

достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его

увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен,

сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со

стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и

уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему

присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в

своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и

невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно

приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает

однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто

играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в

пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке

и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно.

В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение

которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и

устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к

мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость,

замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую

игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре,

любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях

много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно

ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький

взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и

общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и

замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не

многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым

и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям

других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое

общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В

деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист,

склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам,

иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая,

частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен,

особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно

включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если

работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна,

работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не

обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования : Проводит наблюдение за ребенком в разных

видах деятельности.

Обработка данных : Анализ проводят по схеме :

1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные

взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться

ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не

достигается.

2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно)

и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть;

не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).

3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы :

- дисциплинированность : подчиняется ли ребенок общественным

правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования

взрослого и насколько точно это делает; каковы причины

невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти

требования ; насколько осознанно выполнение общественных

правил поведения и деятельности;

- самостоятельность : умеет ли ребенок действовать без

посторонней помощи, не умеет;

- настойчивость : умеет ли ребенок рационально организовывать

свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

- инициативность : умеет ли ребенок выполнять деятельность по

своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется

и каким образом.

- Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.

Уровни сформированности волевых проявлений :

1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в

деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные

желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как

дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость,

инициативность.

2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется

ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и

непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые

волевые качества.

3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель

руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои

эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца

сформулированы волевые качества.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности

ребенка (№2с.44-60).

Мы предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых

качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам

можно отнести способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать

свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не

мешая другим. Здесь перечислены в основном подвижные игры с правилами.

Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий

, необходимых для достижения личного успеха.

1. «Салочки - догонялочки».

2. «Лохматый лес»

3. «Воробушки и автомобили».

4. «Смелые мышки».

5. «Пустое место».

6. «Лиса и гуси».

7. «Ай, гугу».

8. «Салочки - выручалочки»

9. «Кто раньше дойдет до флажка ?»

10. «Я принес тебе подарок»

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ