Рефераты
 

История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального

образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего

профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6

тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений

и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего

профессионального образования. Средние специальные учебные заведения

находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а

также субъектов Российской Федерации.

Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений,

выпуск специалистов со средним профессиональным образованием, тысяч

человек.

Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Прием

|732 |652 |644 |630 |665 |662 |685 |707 |766 |844 | |Численность

студентов |2202 |2090 |1994 |1871 |1923 |1976 |2011 |2052 |2147

|2311 | |Выпуск специалистов |623 |585 |546 |532 |473 |494 |538

|545 |563 |568 | |

Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.

Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести

диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего

профессионального образования по признаку уровней и количества реализации

профессиональных образовательных программ:

одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные

ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и

среднего профессионального образования и относящиеся по своей

принадлежности к этому уровню;

двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -

профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной

подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам

повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно

начального или среднего профессионального образования;

многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие

широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.

Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к

конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями

непрерывного профессионального образования.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего

профессионального образования создает необходимые условия для построения

иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и

многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной

к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности,

особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики

региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора

направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а

профессиональному образовательному учреждению в современных экономических

условиях сформировать свою реальную образовательную систему.

При этом диверсификация профессионального образования является

эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и

развития:

проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные

системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы

образования в настоящее время и на перспективу;

результативность, что подтверждается наличием широкого спектра

образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют

поставленные цели;

экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки

профессиональных кадров, отсутствием "безотходных технологий" обучения;

корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что

позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе

индивидуальной образовательной траектории;

управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в

соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.

С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается

правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению

действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя

образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское

общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой

собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация

традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.

К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних

профессиональных учреждений можно отнести:

а) открытие гимназий, лицеев;

б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,

колледжей;

в) создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в

учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в

средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные

занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы

обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и

практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и

ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное

проектирование.

А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского

среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду

четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального

образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер

и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное

образование человека.

И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования

должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения

рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

1. сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального

образования;

2. перспективное развитие среднего профессионального образования,

связанное с внедрением нового.

Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:

социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования

детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных

возможностей);

обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с

традиционными направлениями деятельности.

Перспективное же развитие системы среднего профессионального

образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую

очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

1.3 Направления и перспективы развития системы среднего

профессионального образования

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего

звена для развития экономики, повышения технологической культуры

производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов

управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

и социального сервиса.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два

основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением

этих процессов являются стандартизация и регионализация образования,

которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального

образования.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно

доступного и массового профессионального образования, направленного на

подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и

культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях

обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это

обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в

финансировании среднего профессионального образования.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием

направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и

регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального

образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в

основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких

и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем

инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в

области искусства.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и

потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных

учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и

соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности

регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования

целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств,

имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с

бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального

финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных

учреждений СПО.

Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних

проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других

типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных

учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и

создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,

осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных

рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и

профессий.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных

заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов

(в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица).

Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на

базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее

образование более доступным в территориальном аспекте.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами

развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в

специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных

производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов

управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает

получение доступного и массового профессионального образования, призванного

стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования

молодежи.

Совершенствование структуры сети среднего профессионального

образования будет осуществляться по следующим направлениям:

Основным направлением будет развитие средних специальных учебных

заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом

предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет

горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от

общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде

всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где

эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают

территориальную доступность образования.

Перспективным направлением станет интеграция средних специальных

учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и

создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,

осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных

рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и

профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление

может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных

заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских

комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение

практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать

высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и

потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних

специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности

(и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в

собственности регионов.

Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального

образования в трех направлениях:

1. глобальные тенденции развития образования;

2. основные направления реформирования российского профессионального

образования;

3. тенденции развития, специфичные для начального или среднего

профессионального образования.

1. Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить

следующие:

1. интернационализация и интеграция образования как основные тенденции

формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);

2. информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход

стран к постиндустриальному обществу;

3. культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным

развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного

кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического

развития.

Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда

ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные

связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового

образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой

вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной

педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической

модели воспитания.

Активному сближению образовательных систем способствуют современные

реформистские тенденции в образовании. Одна из глобальных тенденций -

движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного

образования. Речь идет о переходе от образования элиты к

высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное

массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения,

адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого

мира.

Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании

гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию можно определить

как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его

интеграции.

В непосредственной связи с гуманизацией образования находится

тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию

равных интересов для всех и получении качественного образования, в его

растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов

удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.

Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с

интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных

составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано

переходом к постиндустриальному обществу.

Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к

признанию приоритета интересов личности.

На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера,

связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит

в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся

вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих

жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего

человечества.

Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в

глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на

выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание

связано с состоянием развития конкретной страны.

Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный

системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной

интеллигентности и цивилизованности.

В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты

экологического образования не могут изменить культуру современного

общества. Он считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное

образование, цель которого - сформировать такое понимание мира и человека,

в котором человек и мир существуют нераздельно.

Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция,

нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация

образования.

2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается

распространением в последние два десятилетия рыночной экономики -

экономики, ориентированной на потребителя.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два

основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением

этих процессов являются стандартизация и регионализация образования,

которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального

образования.

А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского

профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре

основных субъекта, на которые направлены цели профессионального

образования: личность, общество, производство и саму сферу образования. Это

гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и

ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное

образование человека.

3. И наконец, специфичное развитие базового профессионального

образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и

видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

3. сохранение традиционных функций и структур среднего профессионального

образования;

4. перспективное развитие и среднего профессионального образования,

связанное с внедрением нового.

Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:

социальной защиты (получение бесплатного среднего профессионального

образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа

равных возможностей);

обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с

традиционными направлениями деятельности.

Перспективное же развитие системы среднего профессионального

образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую

очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

Так, Международная комиссия ЮНЕСКО видела решение этой проблемы в

новом типе образовательного учреждения, проводящем работу по обновлению

образования с целью его постоянного реформирования - в центрах по

инновациям.

Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с

возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений -

многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев и

колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в

значительной мере основные направления реформирования профессионального

образования.

Во-вторых, перспективы развития среднего профессионального образования

определяются реализацией в образовательных учреждениях новых требований,

предъявляемых к квалифицированному работнику и специалисту в изменяющихся

социально-экономических условиях.

Современного работника должны отличать: компетентность;

самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое

мышление; информационная, правовая и экологическая культура;

предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному

обновлению знаний.

Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции

придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника среднего

профессионального образовательного учреждения.

Ориентация на личность обучающегося определяет следующие

организационно-педагогические условия развития среднего профессионального

образования:

Мониторинг и прогнозирование изменений в профессионально-квалификационной

структуре региона, в содержании образования, востребованности

профессий/специальностей.

Опытная подготовка по новым профессиям/специальностям.

Реализация личностной ориентации в образовании, создание условий для

самоопределения, саморазвития личности обучающего

Воспитание как средство формирования социально-устойчивой личности

учащегося/студента.

Создание в образовательном учреждении системы, обеспечивающей высокое

качество образования.

Развитие психолого-педагогического сопровождения учащихся/студентов и их

социальной поддержки.

Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся как основы

для их мотивации к дальнейшему образованию.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В г.

ВОЛГОДОНСКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ИНФОРМАТИКИ, БИЗНЕСА И

ДИЗАЙНА № 105).

В связи с открытием и функционированием различных инновационных

учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, инновационных школ и т.д.)

возникла необходимость выявления критериев перехода традиционных учебных

заведений на новые формы обучения с изменением статуса этих учебных

заведений. Этим и определяется актуальность проводимого исследования.

Цель и задачи проводимого исследования сводятся к разработке и

обоснованию критериев перехода образовательных учреждений на новые формы

обучения в новых типах образовательных учреждений.

К новым видам организации учебного процесса и новым типам

общеобразовательных учреждений можно отнести:

а) создание в рамках традиционных средних общеобразовательных школ

гимназических классов, классов различного уровня обучения, коррекционно-

развивающих классов;

б) создание в рамках традиционных общеобразовательных средних школ

классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов;

в) открытие школ-гимназий как экспериментальных площадок;

г) создание авторских школ;

д) открытие гимназий, лицеев;

е) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,

колледжей;

ж) создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в

учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в

средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные

занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы

обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и

практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и

ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное

проектирование.

Под понятием «критерий» мы обозначим ряд требований к условиям,

которые необходимо учитывать при переходе традиционного образовательного

учреждения в новый статус или открытия учебного заведения нового типа.

Рассмотрим педагогический процесс в учреждении среднего

профессионального образования нового типа Лицея им. Самарского № 105.

Существовавшая ранее в нашей стране практика взаимоотношений прочно

закрепила за школой, сотрудничающей с вузом, определение "подшефной". Это в

известной мере дискриминировало средние учебные заведения.

Общеобразовательная школа оказывалась в роли просителя, а вуз -

благотворителя. Российский государственный гуманитарный университет

предложил совершенно новый уровень сотрудничества. Оно основывалось на

равноправных партнерских отношениях между средней и высшей школой,

направленных на реализацию модели лицейского образования. Заявленный

эксперимент первоначально вызвал некоторую настороженность и поэтому не мог

рассчитывать на повсеместную поддержку. Он нашел отклик лишь у нескольких

общеобразовательных школ, и на их базе были созданы первые лицейские

классы. Опыт их работы скоро привлек внимание и других школ к новым

подходам в образовании, предполагающим тесное сотрудничество высшей и

средней школы.

Сегодня лицейские классы Лицея № 105 работают в шести Волгодонских

школах. В лицее сейчас учатся около четырехсот школьников девятых -

одиннадцатых классов. Обучение ведется по двухгодичной (10-11 классы) и

четырехгодичной модели (8-11 классы).

Круг партнеров не ограничивается городом. Лицейское образование доступно и

жителям Ростовской области.

Таким образом, Лицей сегодня - неотъемлемое звено единой цепи

среднего профессионального образования, которое позволяет использовать

традиции российского образования, новые технологии и научно-методический

потенциал высшей школы.

Цель: развитие образовательно-воспитательной гуманистической системы

Лицея.

Задачи:

способствовать дальнейшему утверждению в индивидуальном и массовом

сознании лицеистов, их родителей и педагогов новых целей, ценностей и

жизненных смыслов, норм и принципов гуманистического мировоззрения;

освоение и внедрение в практику образовательной деятельности положений

личностно-ориентированного подхода как эффективного условия для развития

индивидуальных способностей и личностно-значимых качеств лицеистов;

развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе

интеграции дидактической и воспитательной подсистем;

диагностика и регулирование межличностных отношений лицеистов,

воспитание у них коммуникативной культуры и социальной компетентности;

формирование и развитие профессионально-значимых качеств будущего

педагога в системе профессионального самоопределения на этапе довузовского

образования;

освоение и обогащение природной, культурной и социальной среды

посредством включения в активную преобразующую деятельность.

В соответствии с этими задачами основными содержательными

компонентами процесса социализации определены:

1. Функционирование Лицея как гуманистической, личностно-

ориентированной системы;

2. среднее профессиональное образование, дифференциация по

направлениям и профилям в соответствии с избранной учащимся

специальностью;

3. Формирование межличностных отношений по горизонтали ("ученик

-ученик") и по вертикали ("учитель - ученик");

4. Взаимодействие с различными видами социальной среды,

совершенствование окружающей реальности (по крайней мере, влияние на ее

улучшение) и, как следствие, позитивное самоизменение личности лицеиста.

Монопрофильный лицей более 20 лет готовит:

Портных

Закройщиков

Конструкторов-модельеров

Мастеров производственного обучения

Лицей располагает необходимой материально - технической базой для

организации учебного процесса, внеклассной и спортивно - массовой работы.

Шагать в ногу со временем, выжить в современных условиях помогает

производственная база, соответствующая требованиям педагогического

процесса. 11 учебно-производственных мастерских позволяют всем учащимся

успешно освоить профессию.

Лицей работает по принципу ученического ателье: обучение ведется на

выпуске сложной продукции и к окончанию лицея учащиеся осваивают пошив всех

видов одежды.

О качестве профессиональной подготовки говорит то, что учащиеся лицея

постоянно занимают призовые места в областном конкурсе профессионального

мастерства, среди выпускников лицея призеры зональных и российских

конкурсов.

Задача лицея не только дать хорошее образование, но и

cпособствовать максимальному развитию личности через систему

дополнительного образования которая носит профессиональную направленность.

1Лозунгом лицея № 105, наиболее полно отражающим основополагающие

принципы его существования, стали слова "Вековые традиции - современные

технологии". Для Лицея этот девиз имеет особое значение. Само название -

лицей - напоминает о двухсотлетней традиции классического образования в

России. Недаром один из самых торжественных и почитаемых - ежегодный

праздник День Лицея проводится 19 октября, в день пушкинского лицея. В

соответствии с традициями царскосельской школы главными идеями лицея стали

фундаментальность знаний, атмосфера творчества и уважение к достоинству

личности.

В толковых словарях рядом со словом "лицей" стоят слова

"привилегированное учебное заведение". Элитарность для нас - это высокий

уровень знаний и особая среда обучения.

Работа с лицеистами основана на принципах, которые лежат в основе работы

Университета.

Прежде всего, Лицей № 105 известен как учреждение , дающее среднее

профессиональное образование. Лицей изначально следовал этой традиции.

Уровень преподавания, объем программы, количество академических часов,

затрачиваемых на изучение русской и зарубежной истории, литературы,

иностранных языков, правоведения в специализированных классах,

соответствуют самым высоким стандартам. Специалисты, которые имеют широкое

научное признание, читают лицеистам спецкурсы по темам своих исследований.

Современное образование в Лицее - это междисциплинарное образование.

Взаимодействие учебных дисциплин будет развиваться в будущем не только в

науке, но и в учебном процессе.

Демократизация учебного процесса: открытость и подвижность учебных

планов, альтернативность учебных программ - яркая особенность Лицея.

Преподаватели, безусловно, выполняют все необходимые федеральные и

региональные программы и стандарты. Эти стандарты обязательны для всех

учителей. Но каждый из опытных лекторов имеет свою авторскую методику, свой

подход, который и применяет на своих уроках.

Открытость учебного плана, в частности, проявляется в том, что каждый

учебный год приносит свои новшества. Например, с 1993 года преподается

юриспруденция, с 1995 года - этикет и дизайн.

Адаптация лучших достижений российской и зарубежной высшей и средней

школы - еще одни принцип Лицея. В методическом классе ученики работают с

книгой, написанной сто лет назад, и CD-диском, несколько месяцев назад

выпущенном в свет в Лондоне. Британика так же активно используется

старшеклассниками, как и энциклопедия Брокгауза. Конечно, это только

отдельные примеры, но они демонстрируют наше стремление к высокому качеству

обучения.

Индивидуализация обучения была сравнительно легко достигнута в Лицее.

Прежде всего, каждый преподаватель, как правило, ведет занятия только в

одном классе. Кроме того, спецкурсы, творческие лаборатории, факультативы

проводятся в небольших группах.

В Лицее нет "зубрежки". Она бессмысленна в современном мире,

переживающем информационный взрыв. Важно обучить навыкам самостоятельного

поиска информации, её аналитического освоения . На это направлена вся

система обучения - от задания самостоятельно (но с поддержкой учителя)

подобрать материал для доклада на экскурсии и до поручения составить

комментарий к экономической ситуации.

Обучение в лицее ведется по современным учебным планам и программам,

которые предусматривают выполнение обязательного минимума содержания

образования по предметам базового цикла. Вариативная часть учебного плана

постоянно совершенствуется в целях достижения высокого уровня

образовательной подготовки лицеистов.

Обучение в лицее ведётся по современным учебно-методическим пособиям,

часть из которых разработана педагогами лицея.

Лицей занимает благоустроенное помещение. Все классные комнаты

оборудованы современными техническими средствами и новой учебной мебелью.

Имеются поточные аудитории для чтения лекций и кабинеты (информатики,

информационных технологий), оснащенные новейшим оборудованием.

В старших классах преподавание ведётся по системе, приближенной к

вузовской: лекционно-семинарские занятия, зачеты, предметный рейтинг и др.

Занятия в лицее проводятся с использованием новых информационных

технологий. Каждый третий педагог лицея имеет навыки работы с компьютером,

активно использует компьютерную технику в учебном процессе. На один

компьютер в лицее приходится в среднем 19 учащихся. Помимо

общеобразовательной подготовки по информатике, лицеисты имеют возможность

посещать дополнительные занятия, а также принимать участие в подготовке

мультимедийных презентаций для уроков и внеклассных мероприятий.

Организация учебного процесса в лицее предусматривает обязательный

систематический контроль знаний и умений. Работая под девизом "Каждое

занятие - оценка", педагоги регулярно используют письменные и устные формы

контроля знаний лицеистов, в числе которых тестирование, срезы знаний,

зачеты, итоговые рейтинги успеваемости учащихся. Ежемесячно проводится

итоговая аттестация учащихся с выставлением средней оценки успеваемости по

профилирующим предметам, оценки за прилежание и прогноза успеваемости.

Результаты ежемесячной аттестации оформляются в журнале, доступном для

учащихся и их родителей.

Особое внимание в лицее уделяется здоровью и физическому развитию

учащихся, что обеспечивается:

- увеличением количества спортивных секций;

- занятиями физкультурой в трех спортивных залах университета;

- валеологическим мониторингом, в том числе и компьютерным.

Большой популярностью в лицее пользуются занятия в различных

физкультурно-оздоровительных секциях: настольного тенниса, волейбола,

футбола, дартса, аэробики.

В лицее пропагандируется здоровый образ жизни как в процессе

преподавания различных предметов, так и во внеурочное время. Учебно-

воспитательный процесс в лицее обеспечен психологической поддержкой и

медицинской службой.

В качестве фактора "обратной связи" для корректирования

образовательного процесса в лицее используется анкетирование учащихся с

целью выяснения их отношения к качеству преподавания предметов и

спецкурсов, а также работе преподавателей и администрации лицея.

Проведенное исследование установило, что диверсификация содержания

профессиональных образовательных программ строится на следующих условиях:

5. фундаментализации, которая обеспечит формирование и усиление базисных

компонентов профессионального образования;

6. преемственности и интеграции, обеспечивающие построение

образовательной цепочки с учетом ранее полученных знаний;

7. завершенности и полноты, которые обеспечивают освоение образовательной

программы соответствующего уровня и содержания;

8. доступности, способствующей выбору профессиональной образовательной

программы соответственно потребностям, возможностям и способностям

личности;

9. открытости и мобильности, дающих возможность личности повышать свой

образовательный и профессиональный уровень, выбирая свой путь в

образовательном пространстве;

10. уровневости, ступенчатости, многообразия функций и профилей,

способствующие как отдельной личности, так и образовательному

учреждению сформировать свою индивидуальную образовательную систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой

профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в

глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти

преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных

процессов: совершенствование существующей образовательной системы и

формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе

прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со

структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства.

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего

звена для развития экономики, повышения технологической культуры

производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов

управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

и социального сервиса.

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о

необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем

контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы

в новых условиях.

Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация

и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов

организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с

формирующимся рыночным окружением.

В стране стали складываться новые социально-экономические отношения,

которые повлияли на формирование содержания среднего профессионального

образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых

профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных

изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в

основу развития содержательного компонента диверсифицированной

педагогической системы среднего профессионального образования.

Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести

диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего

профессионального образования по признаку уровней и количества реализации

профессиональных образовательных программ:

одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные

ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и

среднего профессионального образования и относящиеся по своей

принадлежности к этому уровню;

двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -

профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной

подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам

повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно

начального или среднего профессионального образования;

многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие

широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.

Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к

конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями

непрерывного профессионального образования.

Такая диверсификация образовательных учреждений обеспечивает

реализацию широкого спектра профессиональных образовательных программ по

всему профессиональному полю.

Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с

возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений -

многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев и

колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в

значительной мере основные направления реформирования профессионального

образования.

Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку

специалистов-практиков.

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300

специальностям. За последние три года введено более 20 новых

специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых

информационных технологий.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего

профессионального образования создает необходимые условия для построения

иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и

многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной

к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности,

особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики

региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора

направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а

профессиональному образовательному учреждению в современных экономических

условиях сформировать свою реальную образовательную систему.

К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних

профессиональных учреждений можно отнести:

а) открытие гимназий, лицеев;

б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,

колледжей;

в) создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в

учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в

средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные

занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы

обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и

практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и

ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное

проектирование.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и

потребностей рынков труда различных уровней часть средних профессиональных

учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и

соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности

регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования

целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств,

имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с

бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального

финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных

учреждений СПО.

Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних

профессиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других

типов. Перспективным направлением станет интеграция средних

профессиональных учебных заведений с учреждениями начального

профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых

образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего

звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру

специальностей и профессий.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних профессиональных

учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских

комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса

юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания

филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит

сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анна Батищева «Город готовит новых профессионалов», // Донская

правда № 15/334 13 апреля 1995

2. Вероника Воропаева «Образование со "знаком качества"», //

Волгодонская неделя, № 26(259), 1997

3. Гершунский Б.С., Философия образования. М., 1998

4. Долин И. «Определены лучшие. Испытания на профессионализм прошли

успешно» // Вечерний Волгодонск, № 76, 1992

5. Елена Иванникова, Профобразование требует профессионалов. //

Вечерний Волгодонск, №41 (453), 2001

6. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового

профессионального образования. – М. Педагогика, 1995

7. Ирина Южакова Дать образование - обязанность взрослых», //

Волгодонская правда № 528, 12.04. 1991

8. История педагогики. Часть 1 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ

СФЕРА, 1998.

9. История педагогики. Часть 2 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ

СФЕРА, 1998

10. Кирсанова М. Итоги конкурсов профессионального мастерства, //

Вечерний Волгодонск, 1991

11. Корчагин Е.А. Профессиональная деятельность - основа разработки

образовательного стандарта по специальности // Профессиональное

образование №4, 2002

12. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в

мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед наук. - М., 1997. -

С. 3.

13. Ломакина Т.Ю. Диверсификация как общепедагогический принцип

развития системы непрерывного профессионального образования. М.,

1995

14. Ломакина Татьяна Юрьевна, Платонова Татьяна Ивановна,

Интегративная система непрерывного профессионального

образования. М. 1998

15. Модернизация начального профессионального образования. Состояние

и проблемы системы начального профессионального образования

Российской Федерации. // Профессиональное образование № 8, 2002

16. Мухаметзянова Г.В., Посталюк Н.Ю. Инновации в области среднего

профессионального образования: региональный подход // Магистр. -

1997. - СВ. - С. 3.

17. Непрерывное образование как фактор устойчивого развития

образовательных учреждений: Пособие для работников образования.

Серия: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений

в современных условиях. - Вып.1. / Кол.авторов.Под ред В.А.

Ермоленко.- М.: ИТОП РАО, 2000.

18. Нина Приходько, «Лицей № 105 справляет двадцатилетний юбилей»,

Вечерний Волгодонск № 38/437 от 20.11.01

19. Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы

развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997.- С. 38-39.

20. Огородникова Е.И., Критерии перехода образовательных учреждений

на новые формы обучения. – М.: Педагогика, 1997

21. Отчет Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования -

Париж: ЮНЕСКО, 1972.- С. 253.

22. Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях

социальных изменений // инновации и традиции в образовании: Сб.

Рос. - Югосл.конф. 23-25 сент. 1995 г. Элатибор, Югославия / Под

ред. Бошко М. Влаховича. Белград: Ассоц. учит. фак-тов Сербии,

1996. - С.10, 11.

23. Практикум по педагогической технологии /Щуркова Н.Е. М.Лед, об-

во России. 1998

24. Преемственность обучения в общеобр. и проф. школе / Батаршев

А.В. Санкт-Петербург. 1996

25. Профессиональные училища и профессиональные лицеи Ростовской

области // Абитуриент - 2002

26. Система профессионального образования в Российской Федерации:

Национальный доклад. - М.: Национальная Обсерватория

профессионального образования, 1998. - С. 7.

27. Славный город – Волгодонск. Ростов – на – Дону, 1989

28. Черноглазкин С.Ю. Управление нновационной деятельностью

в профессионально-образовательном учреждении., СПб, 1998

29. Южакова И. «Обучая воспитываем» // Донская Правда., № 11/ 316,

2000

30. Южакова И. «Педагогам пообещали лучшую жизнь» // Донская Правда

№ 6/273, 1999 г.

-----------------------

[1] Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета

Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21 (177) . - стр. 72

[2] Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета

Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21 (177) . - стр. 72

[3] Там же

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ