Рефераты
 

Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

Министерство образования Российской Федерации

Соликамский Государственный Педагогический Институт

Кафедра теории и истории педагогики

Лискина Екатерина Васильевна

студентка 140 группы естественно-математического факультета

«Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».

Курсовая работа

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры теории и истории

педагогики Добренко

Анастасия Юрьевна.

Соликамск

2002

Содержание:

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7

1. Проблема ценностей в российском обществе. 7

2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9

3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

процесса нравственного воспитания. 18

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя. 18

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23

Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по

организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35

1. Этические и психологические основы общения. 35

2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38

Заключение. 43

Список литературы: 45

Введение.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,

воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина

этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания

относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,

но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше

общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное

воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих

определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести

постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также

готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия

на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда

вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных

ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и

экономической неустроенности. (12, с.6-7).

Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно

необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему

нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не

большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не

согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше

должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов

считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,

оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,

законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве

владеть законами нравственности. (16, с.11-12).

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью

всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят

обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках

другого характера (например, телесного или этического) большего вреда

обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном

воспитании отводят классному руководителю.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по

нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами

проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,

Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в

которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного

воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,

форм, методов нравственного воспитания.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия

писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку

проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,

И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).

И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической

основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для

осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В

педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации

нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне

по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная

разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его

содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным

образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и

формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания

нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах

говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии

процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.

Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно

четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как

целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности

школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого

из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).

Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и

теоретические вопросы нравственного воспитания.

Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего

исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития

учащихся».

Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования – формы и методы организации нравственного

воспитания школьников 5-6 классов.

Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности

школьников.

Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет

эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,

если:

. Будут выделены принципы: целостность, последовательность,

систематичность и другие.

. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы

упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической

теории.

2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного

воспитания.

3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,

игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов

организации нравственного воспитания.

4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и

учащихся в процессе нравственного воспитания.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были

использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния

исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и

эмпирические (обобщение опыта).

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.

1. Проблема ценностей в российском обществе.

Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать

ценности общества в современном мире.

Положение ценностей в России в начале XXI века:

Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп

ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и

образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,

политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества

в этом аспекте.

Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако

если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к

этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не

соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,

ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост

смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не

соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.

Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с

семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью

человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.

К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит

поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как

и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.

Фактически все более распространяется и проституция.

Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается

реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,

получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его

мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на

продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.

Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы

обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и

входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.

Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.

Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к

категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или

даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).

Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического

процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной

работы школы.

По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и

учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,

надёжность, образование.

Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:

карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к

самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность

малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической

направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,

вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались

христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские

ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,

с.30-31).

В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс

нравственного воспитания.

2. Сущность и природа нравственного воспитания.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к

понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила

поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,

результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается

нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым

(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для

воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —

противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт

человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине

духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним

духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -

добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с

совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и

чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,

безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок

нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке

говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного

достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:

нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и

вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).

Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых

нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех

наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального

сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек

нравственного поведения.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в

воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в

усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к

нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда

они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные

убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного

поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном

отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,

воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель

соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

(14, с.153-159).

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный

процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,

организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с

учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует

считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во

времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его

концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с

элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей

используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип

последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

(2, с.386).

Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии

и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе

современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают

воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую

роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,

направленные на выработку определенного рода отношений.

3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет

формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами

социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей

между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной

мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,

подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом

обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых

является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и

деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые

нормы и различные постановления государственных органов, производственно-

административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и

инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей

различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с

одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные

нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность

несет юридическую или административную ответственность. Иное дело

нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,

такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение

зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,

общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия

на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и,

наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки

приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение

моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на

сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и

необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка

личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и

правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с

моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что

одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль

здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой

общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,

привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно

заметили, что нравственность личности не может основываться только на её

моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда

соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных

способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных

требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку

она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,

вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное

воспитание, повышение его содержательности и педагогической

действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних

времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее

влияние на формирование положительных качеств, но и является главной

задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20,

с.340-342).

Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать

деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации

нравственного воспитания (формы и методы).

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи

разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма

воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ

организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного

процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между

воспитателями и воспитанниками.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества

воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики

(фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее

распространенная классификация. (13, с. 157).

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности

в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы,

лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы,

экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы

(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с

143).

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства

воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания

возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм

воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна

его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с

глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на

воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного

воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного

сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек

поведения.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,

организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –

организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению

процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы

упражнения.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с

целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако

убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают

воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный

пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с

ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и

радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,

вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных

действий, практических дел с целью формирования и развития личности.

Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному

поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды

и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как

поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных

поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её

направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место,

естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в

воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными

методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы

нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение

(интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение

(волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая

сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).

Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе

нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.

Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что

школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что

существуют различные формы и методы нравственного воспитания.

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

процесса нравственного воспитания.

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя.

В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся

является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает

вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по

нравственному воспитанию учащихся.

И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного

руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно

многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и

средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и

практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит

свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но

поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу

нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической

деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на

моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя

состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является

формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в

духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению

учащихся.

Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в

процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и

различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению

морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в

системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как

основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении

характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и

требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и

педагогических функций.

Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному

формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной

работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:

1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны

иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному

развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в

классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его

нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех

содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению

моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения

и обогащению нравственного опыта.

2. Существенным компонентом нравственного воспитания является

формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта

задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с

тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во

внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование

внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием

учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и

целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его

нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику

проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и

чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у

своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства

слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого

школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-

массовую деятельность

4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение

всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию

школьников.

5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении

эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и

комплексное осуществление политического, нравственного и трудового

воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной

позиции. (19, с.5-18).

Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире

раскрыл М.И. Рожков:

. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и

формирование нравственных чувств;

. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности,

социальной и психологической целесообразности моральных норм;

формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и

привычек нравственного поведения;

. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного

поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

. Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).

Следующие функции должен выполнять классный руководитель по

организации процесса нравственного воспитания и повышения его

педагогической действенности:

Одной из существенных функций классного руководителя является

систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их

характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется

многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на

учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных

учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому

важной функцией классного руководителя является обеспечение единых

требований к учащимся со стороны школы и семьи.

В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование

мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих

обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в

работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер

стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев

необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как

лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по

отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически

эффективными.

Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с

организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных

отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют

место в школе. (19, с.20-22).

Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и

функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся

требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей.

«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего

работа организатора». (11, с.349). По отношению к деятельности классного

руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя

организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую

деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них

устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против

различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный

руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

2.1. Основные формы метода убеждения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного

процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают

общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся

того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения

школьников, которые выделил Болдырев.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации

воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов

заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении

классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным

руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К

нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял

след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня

их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического

коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и

бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,

непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о

сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве

человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах

проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и

др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и

проведении классных часов.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех

учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем

можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует

использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. (4, с.77-

79).

Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое

место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными

представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и

действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед

вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению

других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий

нравственный и культурный уровень классного руководителя, их

эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на

откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы,

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ