Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Министерство образования Российской Федерации
Соликамский Государственный Педагогический Институт
Кафедра теории и истории педагогики
Лискина Екатерина Васильевна
студентка 140 группы естественно-математического факультета
«Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».
Курсовая работа
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры теории и истории
педагогики Добренко
Анастасия Юрьевна.
Соликамск
2002
Содержание:
Введение. 3
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7
1. Проблема ценностей в российском обществе. 7
2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9
3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12
4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления
процесса нравственного воспитания. 18
1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного
руководителя. 18
2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23
Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по
организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35
1. Этические и психологические основы общения. 35
2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38
Заключение. 43
Список литературы: 45
Введение.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,
воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина
этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания
относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,
но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше
общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное
воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих
определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести
постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также
готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия
на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда
вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных
ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и
экономической неустроенности. (12, с.6-7).
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно
необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему
нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не
большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не
согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше
должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов
считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,
оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,
законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве
владеть законами нравственности. (16, с.11-12).
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках
другого характера (например, телесного или этического) большего вреда
обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном
воспитании отводят классному руководителю.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по
нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами
проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в
которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,
форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия
писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку
проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,
И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).
И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической
основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для
осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В
педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации
нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне
по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная
разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его
содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным
образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и
формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания
нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах
говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии
процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.
Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно
четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как
целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности
школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого
из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).
Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и
теоретические вопросы нравственного воспитания.
Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего
исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития
учащихся».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – формы и методы организации нравственного
воспитания школьников 5-6 классов.
Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности
школьников.
Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет
эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,
если:
. Будут выделены принципы: целостность, последовательность,
систематичность и другие.
. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы
упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической
теории.
2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного
воспитания.
3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,
игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов
организации нравственного воспитания.
4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и
учащихся в процессе нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были
использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния
исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и
эмпирические (обобщение опыта).
Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.
1. Проблема ценностей в российском обществе.
Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать
ценности общества в современном мире.
Положение ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп
ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и
образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,
политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества
в этом аспекте.
Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако
если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к
этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не
соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,
ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост
смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не
соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.
Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с
семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью
человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.
К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит
поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как
и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.
Фактически все более распространяется и проституция.
Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается
реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,
получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его
мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на
продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.
Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы
обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и
входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.
Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.
Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к
категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или
даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического
процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной
работы школы.
По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и
учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,
надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:
карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к
самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность
малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической
направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,
вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались
христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские
ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,
с.30-31).
В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс
нравственного воспитания.
2. Сущность и природа нравственного воспитания.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила
поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,
результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —
противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт
человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине
духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним
духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -
добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и
чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,
безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок
нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:
нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и
вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых
нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех
наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального
сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек
нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в
воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в
усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к
нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда
они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные
убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного
поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном
отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,
воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель
соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
(14, с.153-159).
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,
организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует
считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во
времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с
элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей
используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип
последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
(2, с.386).
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии
и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе
современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают
воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую
роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,
направленные на выработку определенного рода отношений.
3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной
мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом
обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых
является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и
деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые
нормы и различные постановления государственных органов, производственно-
административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей
различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с
одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные
нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность
несет юридическую или административную ответственность. Иное дело
нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,
такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение
зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,
общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия
на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и,
наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки
приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение
моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на
сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и
необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка
личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и
правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с
моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что
одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль
здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.
Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
заметили, что нравственность личности не может основываться только на её
моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда
соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных
требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку
она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,
вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное
воспитание, повышение его содержательности и педагогической
действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних
времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее
влияние на формирование положительных качеств, но и является главной
задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20,
с.340-342).
Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать
деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации
нравственного воспитания (формы и методы).
4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи
разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ
организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного
процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между
воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества
воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики
(фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее
распространенная классификация. (13, с. 157).
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности
в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы,
лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы,
экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы
(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с
143).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства
воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания
возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм
воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна
его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с
глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на
воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного
воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного
сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек
поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,
организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –
организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению
процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы
упражнения.
Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с
целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако
убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают
воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный
пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с
ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и
радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,
вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных
действий, практических дел с целью формирования и развития личности.
Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному
поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды
и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как
поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных
поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её
направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место,
естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в
воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными
методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы
нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение
(интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),
внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение
(волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),
воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая
сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).
Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе
нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.
Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что
школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что
существуют различные формы и методы нравственного воспитания.
Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления
процесса нравственного воспитания.
1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного
руководителя.
В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся
является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает
вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по
нравственному воспитанию учащихся.
И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного
руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно
многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и
средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и
практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит
свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но
поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу
нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической
деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на
моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя
состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является
формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в
духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению
учащихся.
Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в
процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и
различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению
морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в
системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как
основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.
Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении
характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и
требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и
педагогических функций.
Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному
формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной
работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:
1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны
иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному
развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в
классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его
нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех
содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению
моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения
и обогащению нравственного опыта.
2. Существенным компонентом нравственного воспитания является
формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта
задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с
тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во
внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование
внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием
учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и
целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его
нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику
проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и
чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.
3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у
своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства
слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого
школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-
массовую деятельность
4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение
всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию
школьников.
5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении
эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и
комплексное осуществление политического, нравственного и трудового
воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной
позиции. (19, с.5-18).
Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире
раскрыл М.И. Рожков:
. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и
формирование нравственных чувств;
. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности,
социальной и психологической целесообразности моральных норм;
формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и
привычек нравственного поведения;
. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного
поведения учащихся путем организации их практической деятельности;
. Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).
Следующие функции должен выполнять классный руководитель по
организации процесса нравственного воспитания и повышения его
педагогической действенности:
Одной из существенных функций классного руководителя является
систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их
характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется
многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на
учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных
учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому
важной функцией классного руководителя является обеспечение единых
требований к учащимся со стороны школы и семьи.
В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование
мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих
обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в
работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер
стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев
необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как
лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по
отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически
эффективными.
Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с
организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных
отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют
место в школе. (19, с.20-22).
Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и
функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся
требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей.
«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего
работа организатора». (11, с.349). По отношению к деятельности классного
руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя
организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую
деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них
устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против
различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный
руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).
2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.
2.1. Основные формы метода убеждения.
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного
процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают
общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся
того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения
школьников, которые выделил Болдырев.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации
воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов
заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении
классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным
руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К
нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял
след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня
их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического
коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и
бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,
непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о
сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве
человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах
проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и
др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и
проведении классных часов.
Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех
учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем
можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует
использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. (4, с.77-
79).
Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое
место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными
представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед
вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению
других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий
нравственный и культурный уровень классного руководителя, их
эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на
откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы,
Страницы: 1, 2
|