Рефераты
 

Компьютер как средство обучения

учитывать их тип и структуру. Известно, что структура ППС зависит от его

назначения. Так, основной функцией обучающей программы является обучение,

контролирующей - контроль, а ППС обучающе-контролирующего типа совмещают в

себе обе эти функции. Обучающие ППС предполагают наличие двух составляющих:

демонстрационной, выводящей на экран информацию согласно заранее

разработанного сценария и имитационно-моделирующей, позволяющей

пользователю управлять динамикой изучаемого процесса. Демонстрационная

часть программы предполагает, что все числовые данные и варианты ответов, а

также художественные образы и графики, заложены разработчиками в

компьютерную программу. Работая с этой частью программы, пользователь

(учитель, ученик) в процессе демонстрации уже не имеет возможности

включаться в технологический процесс и управлять им. Все (изменение

параметров, скорость протекания реакции и т.д.) должно быть учтено на этапе

составления такой программы и ее использование наиболее целесообразно при

объяснении нового материала (лекции, семинары).

С методической точки зрения наибольший интерес представляет имитационно-

моделирующая составляющая часть программы, которая позволяет ученику как бы

“погрузиться” в изучаемый процесс, меняя те или иные его параметры,

управлять этим процессом и достигать желаемые результаты. Здесь наиболее

ярко проявляется присущая исключительно компьютеру обучающая функция

программы.

Анализ отечественных и зарубежных ППС обучающе-контролирующего типа

позволил выявить имеющиеся в них положительные и отрицательные моменты. К

основным недостаткам можно отнести следующие: большинство разработанных ППС

предназначены для изучения отдельных тем или разделов учебника, не учтены

общедидактические и общепедагогические задачи, слабо развиты эффективные

системы самоконтроля, отсутствует информационный поток знаний. К

достоинствам следует отнести наличие редактора справочной информации,

открытой (сопряженной с графическим редактором) библиотеки графических

фрагментов, режима произвольно регулируемой лупы для корректировки деталей

изображения и др.

К сожалению, при разработке традиционного курса химии не предполагалось

использование информационной технологии, в связи с чем необходимо было

разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразно изучать с

применением информационной технологии. Критерии отбора учебных тем по химии

для компьютерного обучения можно сформулировать следующим образом: учебный

материал темы должен способствовать созданию информационного потока,

используемого как для вывода теоретического знания, так и его применения;

содержание темы должно предполагать возможности управления учащимися

моделями химических объектов. Эти критерии, а также анализ школьных

учебников для компьютеризированного курса, позволяют отобрать учебные темы

традиционного курса, изучение которых можно проводить с использованием

ПЭВМ.

Разработка специального учебного компьютерного курса выдвигает новые

требования к отбору содержания, позволяющие формировать целенаправленные

учебные информационные потоки. Критерии отбора содержания для такого курса

можно свести к следующим положениям: 1) отбираемое содержание должно

способствовать созданию потока информации; 2) отбираемый материал должен

быть адаптирован для учащихся соответствующего возраста; 3) отбираемый

материал должен включать различные виды наглядности; 4) отбираемое

практическое содержание должно способствовать построению моделей объектов

разного рода и выявлению закономерностей их функционирования; 5)

конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации

потока информации, предъявляемой учащимся.

Таким образом, очевидно, что применение информационной технологии в

процессе обучения химии по традиционным программам возможно лишь

эпизодически, при изучении отдельных тем. Для более полного и

систематического применения информационной технологии в процессе обучения

химии необходимо переработать школьные программы в соответствии с учетом

возможностей.

4. Урок математики

Впервые ЭВМ применялись для проведения расчетов в ядерной физике, т. е.

машины использовались как мощные программные вычислители[11]. Практика

показала, с одной стороны, их высокую эффективность и, с другой —

потенциальные возможности для решения других задач. Так постепенно ЭВМ

осуществили «экспансию» в области ракетной техники (траектории ракет и

спутников), метеорологии (прогнозы погоды), в техническом проектировании

(выбор оптимальных решений, моделирование технических устройств),

управлении (станками, транспортными средствами, технологическими

процессами), научных исследованиях (автоматизация экспериментов, сбор и

отработка информации, моделирование сложных систем и динамических

процессов), в информационном обслуживании (хранение, поиск и выдача

информации) и др. Сфера их применения постоянно расширяется.

Как помочь ребенку изучить такой сложный предмет, как математика? Такой

вопрос задают себе, наверное, многие учителя и родители. Традиционные

методы преподавания школьной математики установились давно, и один из них -

алгоритмический, заключающийся в том, чтобы решить как можно больше задач в

каждом разделе. Причем последние разбиты на несколько этапов, которые

проходят последовательно.

Компания «МедиаХауз» издала «Курс математики 2000 для школьников и

абитуриентов», разработанный Л.Я. Боровским, построенный именно но такому

принципу. Устанавливается программа довольно просто. После регистрации

каждой темы появляется график, относящийся к какой-либо из входящих и нес

задач, и окно, где можно выбрать эту задачу. Отметив требующуюся, следует

указать вариант ее решения и максимально возможной оценки: автопилот

(оценки нет), студент (три), доцент (четыре), профессор (пять). В процессе

решения задачи требуется отвечать на задаваемые программой вопросы (выбрать

один из нескольких вариантов или ввести формулу), которые ставятся на

определенном этапе. На вопросы следует отвечать в течение определенного

времени — каждая просроченная минута расценивается как ошибка. За каждый

ответ проставляются оценки, которые заносятся в журнал. Все промежуточные

преобразования программа выполняет и выводит на экран автоматически.

Данный продукт целесообразно использовать для того, чтобы быстро

повторить некоторые разделы математики перед экзаменами, а также для

выработки навыков решения задач.

Коротко о продукте: Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов

Л.Я. Боревского. Базовый — содержит электронный учебник-справочник по

алгебре для средней школы и интерактивную систему решения задач. Курс

математики 2000 для школьников и абитуриентов Л.Я. Боревского. Полный —

включает большее количество задач, а также печатное учебное пособие.[12]

Свободное владение техникой построения графиков различных функций

позволяет решать многие задачи в области математики и физики, а порой

является единственным средством их решения. Учеников привлекает наглядность

графического способа задания функции, т.е. возможность увидеть

функциональную зависимость y=f(x), а умение строить графики функций

представляет большой самостоятельный интерес.

Уже около сорока лет ведутся разработки в создании программ-

графопостроителей, облегчающих работу человека в данной области. Одна из

таких программ - Advanced Grapher.

Advanced Grapher – мощная, но удобная в работе программа для построения

графиков, вычерчивания кривых и вычисления. AG помогает чертить различные

графики и анализировать их. Можно строить графики декартовых (Y(x) and

X(y)), полярных и параметрических функций, табличные графики (чертятся по

таблице значений), уравнения (неявные функции), неравенства и системы

неравенств и наклонных полей. Возможности вычислений: регрессионный анализ,

интегрирование, получение нулей и экстремумов функций, пересечений,

производных, уравнений тангенсов и нормалей, числовой интеграции.

Также Advanced Grapher имеет множество удобных настроек стиля осей

координат, сетки, фона и вида самих графиков, а также возможность

импортировать графические изображения. Программа поддерживает английский,

немецкий, итальянский, французский, испанский, португальский, голландский и

русский интерфейсы. Поддержка некоторых других языков доступна на домашней

странице Advanced Grapher. Немаловажным является бесплатная регистрация для

жителей бывшего СССР – для этого нужно просто выбрать русский язык

интерфейса при установке.

Одна из задач ЭВМ - автоматизация труда, повышение эффективности

научных исследований. Основная особенность ЭВМ - ориентация на применение

пользователями, не владеющими языками программирования. Такой подход

позволяет преодолевать языковой барьер, отделяющий человека от машины. С

этой целью разрабатываются пакеты прикладных программ, рассчитанные на

широкие круги специалистов. К подобным пакетам относится MATHCAD.

MATHCAD - универсальный математический пакет, предназначенный для

выполнения инженерных и научных расчетов. Основное преимущество пакета -

естественный математический язык, на котором формируются решаемые задачи.

Объединение текстового редактора с возможностью использования общепринятого

математического языка позволяет пользователю получить готовый итоговый

документ. Пакет обладает широкими графическими возможностями, расширяемыми

от версии к версии. Практическое применение пакета существенно повышает

эффективность интеллектуального труда.

От других продуктов аналогичного назначения, например, Maple & Theorist

(компании Waterloo Maple Software) и Mathematica (компании Wolf Research),

MATHCAD (компании Mathsoft) отличается ориентация на создание

высококачественных документов (докладов, отчетов, статей). Работа с пакетом

за экраном компьютера практически совпадает с работой на бумаге с одной

лишь разницей - она более эффективна. Преимущества MATHCAD состоит в том,

что он не только позволяет провести необходимые расчеты, но и оформить свою

работу с помощью графиков, рисунков, таблиц и математических формул. А эта

часть работы является наиболее рутинной и малотворческой, к тому же она и

времяемкая и малоприятная.

И так, перечислим основные достоинства MATHCAD`a.

Во-первых, это универсальность пакета MATHCAD, который может быть

использован для решения самых разнообразных инженерных, экономических,

статистических и других научных задач.

Во-вторых, программирование на общепринятом математическом языке

позволяет преодолеть языковой барьер между машиной и пользователем.

Потенциальные пользователи пакета - от студентов до академиков.

И в-третьих, совместно применение текстового редактора, формульного

транслятора и графического процессора позволяет пользователю в ходе

вычислений получить готовый документ.

Пакет MATHCAD предоставляет широкие графические возможности. Кроме

того, здесь можно использовать чертежи и рисунки, полученные в других

графических системах. В MATHCAD`e представлены следующие виды графиков:

декартовый, полярный, поверхности, карта линий уровня, векторное поле,

трехмерный точечный, трехмерная столбчатая диаграмма.

Но, к сожалению, популярный во всем мире пакет MATHCAD фирмы MathSoft,

в России распространен еще слабо, как и все программные продукты подобно

рода.

Наверное, это оттого, что люди, живущие в России, ещё не привыкли к

тому, что решить систему дифференциальных уравнений из пяти переменных

шестого порядка можно не только с помощью карандаша и бумаги, но и с

помощью компьютера и MATHCAD`a. Зачем человеку с высшим образованием,

который знает и может решить эту систему, решать её на бумаге, когда можно

переложить эту рутинную работу на плечи мощных вычислительных машин. Другое

дело учащиеся учебных заведений. Они конечно же, решат эту систему, но

получив в ответе массу чисел и выражений, не будут знать, где ответ и

правильный ли он. Потому что они не понимают смысла того, что делают.

Поэтому, компьютеры в учебных заведениях безусловно, нужны, но только для

студентов старших курсов. Ну а студентам младших курсов они нужны лишь для

того, что бы учится на них работать и программировать, а использование

готовых программных продуктов возможно лишь только при понимании задач и

знания принципа её решения.

5. Урок истории, литературы, родного и иностранного языка

В науке существуют различные точки зрения на возможность применения

компьютеров в гуманитарной области. Одни ученые считают, что это может

привести к дегуманизации образования, и предлагают ограничить область

применения компьютеров сферой предметов естественно-математического цикла.

При этом высказывается точка зрения, что именно гуманитарные предметы

должны выступать своего рода защитой человека от ЭВМ. Другие утверждают,

что разумное использование компьютеров в школьном гуманитарном образовании

может дать положительные результаты, иногда даже более эффективные, чем при

традиционной методике обучения.

Оставив крайние точки зрения, рассмотрим возможности использования

компьютера в качестве эффективного средства обучения на уроках истории,

литературы, русского и иностранного языков и т. д.

Большинство методистов считают, что компьютер целесообразно применять

лишь при условии хорошего программного обеспечения в случае действительной

необходимости. Программы, применяемые в гуманитарном образовании,

подразделяются на два основных вида: тренировочные и обучающие.[13]

Первые, предназначенные преимущественно для отработки и закрепления

умений и навыков (хронологических, картографических, лингвистических и

др.), не только предъявляют информацию (текст, график, дату, карту), но

дают решение или правильный ответ. Существует точка зрения, что эти

программы рассчитаны на детей с замедленным уровнем развития. В обычном

классе они не целесообразны, так как имеют ограниченное педагогическое

воздействие. Это подтверждает и зарубежный опыт.

Вторые направлены на реализацию знаний и умений на уровне требований

предмета. Обучающие программы можно классифицировать так:

1. Демонстрационные, которые показывают запланированный ход того или

иного явления, используя графические, цветовые, звуковые возможности

компьютера.

2. Моделирующие, которые позволяют получить различные результаты, меняя

факторы, влияющие на ход событий. Например, учащиеся могут моделировать с

помощью компьютера войну, восстание, революцию, переворот и т. д. Им

предлагается выступить в качестве руководителя или участника события;

принять решение на основе сбора и анализа всей имеющейся информации.

Компьютер помогает преодолеть упрощенный, прямолинейный, традиционно-

описательный подход к рассмотрению исторических явлений и процессов,

способствует выработке альтернативного взгляда на события прошлого и

современности во всей их сложности и противоречивости.

3. Обучающие игры — программы, создающие ситуацию, цель которой —

развитие интересов и способностей школьников, навыков работы с компьютером.

4. База данных — это программы, основа которых — способность ЭВМ

хранить огромную информацию и оперативно представлять ее учащимся при

решении тех или иных познавательных задач. Например, для ответа на вопрос

по истории учащимся необходимо проанализировать документы и отобрать в них

необходимые факты, понятия, идеи и др. Такая работа обычно занимает много

времени, а с помощью компьютера это можно сделать неизмеримо быстрее.

Наиболее распространены базы данных, относящиеся к хронологии,

народонаселению, местам событий, историческим деятелям, документам,

статистике и т. д. Использование баз данных особенно актуально в связи с

наличием «извечной» методической проблемы глубины и прочности знаний.

Известно, что возможности человеческой памяти ограниченны (не более 5 %

получаемой информации)[14], а источники информации часто труднодоступны,

поэтому преимущества синтеза человеческой и компьютерной «памяти» в виде

баз данных очевидны.

Поиск истины путем самостоятельной работы с информационными базами

данных — вот реальный путь перестройки методической системы обучения

общественным и другим гуманитарным дисциплинам. Приобретая опыт работы с

базами данных, учащиеся смогут самостоятельно находить решение самых

различных учебных задач.

Компьютер особенно эффективен при обучении обществоведению и новейшей

истории, которые наиболее тесно связаны с современной действительностью.

Возможность оперативного использования на этих уроках последних

статистических данных и текущей общественно-политической информации

значительно повышает образовательно-воспитательное воздействие курсов. Ни

одно другое средство обучения не может предоставить таких возможностей, так

как обновление их содержания происходит относительно медленно. Особенно это

касается школьного учебника, который переиздается раз в 4 года.

Существенную помощь может оказать компьютер на уроках литературы,

родного и иностранного языков. Так, например, для более глубокого понимания

и оценки художественного произведения методически целесообразно показать

учащимся историческую и общественно-политическую обстановку эпохи. На экран

дисплея можно оперативно вывести фрагменты из критических статей,

первоначальные наброски автора, заметки, черновики и др. По этим материалам

можно развернуть коллективную поисковую работу, а также дать индивидуальные

задания учащимся с учетом степени их трудности.

Один из возможных аспектов использования компьютера на уроках

литературы — это банки данных в виде биографических и хронологических

сведений о творчестве писателя.

Большие возможности открывает компьютер для развития речи учащихся

путем редактирования текстов письменных работ, отзывов и рецензий,

составления библиографий и т. д. В перспективе компьютер также может

перевести содержание книг на дискету и вывести его на экран дисплея, что не

только облегчит их хранение, но и изменит пути общения с печатным текстом.

При обучении иностранному языку компьютер предоставляет неограниченные

возможности отработки лексических и коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, использование компьютера на уроках гуманитарного цикла

может позволить помимо традиционных методик использовать принципиально

новые методы обучения и формы организации занятий. Более того, наличие

вариативного программного обеспечения дает учителю возможность

одновременного сочетания на одном уроке разных методик для разных групп

учащихся. Возможны: индивидуальная форма подачи учебного материала,

выборочные опросы и тренировочные упражнения, коллективная и индивидуальная

работа школьников, дискуссии, поисковые эксперименты и т. д., и т. п.

6. Программное обеспечение на российском рынке

Многие столетия процесс передачи знаний происходил посредством личного

общения учителя с учеником. Со временем основной объем знаний мы стали

получать из книг. Однако книга не всегда заменяет диалог с учителем.

Например, для изучения иностранного языка необходимо слышать и желательно

общаться с носителем языка.

Сегодня к двум основным способам обучения — занятиям с учителем, чтению

учебников — добавилось еще одно. Это обучение с помощью компьютерных

курсов, которые позволяют приобретать знания не только в наглядном, но и

часто в развлекательном виде, что делает их особенно привлекательными.

Количество подобных разработок постоянно растет. Уже есть языковые

курсы, курсы по биологии, медицине, физике, математике, химии и многим

другим дисциплинам. Практически по всем направлениям можно найти обучающий

компьютерный курс, который поможет вам или вашему ребенку освоить ту или

иную область знаний.

Компьютерные курсы не заменяют, а скорее дополняют занятия с

преподавателем. С их помощью можно проводить тестирование, решать задачи,

повторять пройденный материал, получать дополнительные знания, работая в

красочной, интерактивной среде.

В создании большинства компьютерных курсов, обучающих программ и игр

принимали участие лучшие специалисты и преподаватели. Поэтому предлагаемые

курсы вобрали в себя лучшие способы и методы преподавания.

Компьютерные курсы отличаются:

. высоким соотношением «цена/качество»;

. интерактивностью (диалоги, игры, ветвление сюжетной линии);

. индивидуальностью (выбор тематики, грамматических правил для

конкретной ситуации,лексики);

. возможностью проверки произношения с помощью систем распознавания

речи;

. современной методикой преподавания;

. удобным графиком занятий (устанавливается самостоятельно).

Цель этого раздела – показать состояние российского рынка обучающего

программного обеспечения. Также, где это возможно, приведены цены, что

позволяет оценить доступность программного обеспечения для

общеобразовательных учреждений и рядового пользователя. Стоимость

изготовления программы для современных компьютеров может в несколько раз

превышать стоимость самих вычислительных машин, но здесь приведены

продукты, вполне доступные по цене учебным учреждениям и рядовым гражданам.

Большинство перечисленных здесь продуктов являются репетиторами – они

включают в себя как теоретический курс (который нередко разделен по

урокам), так и подборку заданий для самостоятельного решения. Многие

программные продукты можно использовать и учителям – при помощи компьютера

гораздо проще работать с учениками разного уровня и контролировать

результат.

«Фраза». Разработчик: «Гуру-Софт» «Издатель: «Новый Диск».[15]

Практически любой школьник хотел бы без ошибок писать по-русски, ведь

если он собирается поступать в вуз, ему придется сдавать письменный экзамен

по этому предмету. Понятно, что спрос рождает предложение, — уже появилось

достаточно много мультимедийных обучающих курсов. Один из них — «Фраза»,

программа-тренажер по русскому языку. В процессе работы программа выводит

на экран фразу или предложение, куда следует ввести недостающие буквы или

знаки препинания. После правильного ответа появляется следующий вопрос,

после неверного выдается подсказка в виде правила или рекомендации и

предлагается заново выполнить упражнение. Если и второй раз ответ будет

неудачным, то программа сама исправит ошибку, подчеркнув место ввода, и

перейдет к следующему вопросу. Курс содержит 677 вариантов упражнений на

все правила орфографии и пунктуации русского языка. Основное предназначение

«Фразы» — быть домашним репетитором, помогающим быстро повторить материал и

«натаскать» ученика перед сдачей экзаменов.

Тесты по орфографии. Издатель: «ДС». Цена: 8 долл.[16]

Что ж, непревзойденным репетитором до сих пор остается «1С: Репетитор.

Русский язык». В прошлом году фирма «1С» порадовала нас тестами по

пунктуации, теперь к 407 тестовым заданиям на 128 правил русского языка

прилагается справочник с правилами орфографии, лингвистическими терминами и

списком учебной литературы, которая может пригодится. Предлагается пройти

тесты на сомнительные гласные и согласные, слитное, раздельное или дефисное

написание слов, а также проверить себя в правильном употреблении строчных и

прописных букв. Программа рекомендована старшеклассникам, абитуриентам.

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Разработчик: Компания

«Кирилл и Мефодий».[17]

«Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001» — обширный источник

знаний по естественно-научным дисциплинам, гуманитарным и социальным

наукам, литературе и искусству. «Большая энциклопедия 2001»— пятое издание

самой популярной российской энциклопедии, содержание которой постоянно

расширялось и обновлялось в течение более пяти лет. В состав пятой версии

вошли новые статьи, иллюстрации и приложения. Теперь объем информации,

входящий в энциклопедию, составляет 68 книжных томов (без учета аудио- и

видеофрагментов). Помимо стандартных способов получения справочной

информации (энциклопедических статей и толкового словаря) издание дает

возможность пользоваться и другими видами справочников: интерактивным

географическим атласом, иллюстрированными хронологическими картами и

схемами, фотоальбомами, мультимедиа-панорамами, словарем цитат из

первоисточников. Гигантский объем информации по всем областям знаний,

скрупулезно разработанная структура энциклопедии, широкий набор приложений

и уникальная поисковая система позволяют применять «Большую Энциклопедию

Кирилла и Мефодия 2001» максимально эффективно в любой области человеческой

деятельности. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001»

распространяется в трех вариантах: на 2 CD, на 8 CD и на DVD.

Уроки математики (арифметика для дошкольников). НПО «ЗареальЕ»,

г.Москва, 1995-96. Цена:20 долл.

Мультимедийная программа «Уроки математики» (на лазерном диске)

предназначена для домашнего обучения детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Программу можно использовать в детских садах, в младших классах школ и

гимназиях. В простой и доступной форме она знакомит ребенка с цифрами от 0

до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и показывает простейшие действия

над ними: сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение. Голосовой

интерфейс позволяет оставить ребенка один на один с компьютером. Все, что

нужно, компьютер расскажет сам. Загрузите программу в компьютер — и можете

заниматься своими делами.

Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7-9 класс (в 2 частях). «Кирилл и

Мефодий». Цена:10 долл.

Курс состоит из интерактивных уроков, которые охватывают следующие

темы: Простейшие . геометрические фигуры и их свойства: треугольник,

окружность, геометрические построения, четырехугольники, теорема Пифагора,

декартовы координаты на плоскости, движение, векторы, подобие фигур,

теоремы синусов и косинусов, многоугольники, площади фигур. Уроки содержат:

более 1100 озвученных иллюстраций и практических заданий.

Открытая физика. Научный Центр «Физиком», г.Долгопрудный Московской

обл., 1997. Стоимость каждой части: 10 долл.[18]

Курс «Открытая физика» содержит: электронный учебник, задачи по каждой

теме, интерактивные компьютерные эксперименты, трехмерные модели

компьютерных экспериментов, звуковые объяснения опытов и компьютерных

экспериментов. Содержание курса «Открытая физика» соответствует программе

общеобразовательных учреждений России.

В первую часть курса входят разделы: механика, термодинамика,

механические колебания и волны, а также 34 компьютерных «эксперимента», 11

видеозаписей физических опытов и звуковые пояснения (1 час).

Во второй части курса «Открытая физика» представлены такие разделы, как

электричество и магнетизм, оптика, квантовая физика. Помимо этого включены

48 компьютерных «экспериментов», 8 графических моделей физических опытов и

звуковые пояснения (1 час).

Общая химия. «Enigma», г.Гродно, 1994-97. Цена: 40 долл.

Задачник «Общая химия» содержит 412 задач по шести темам:

. основные понятия и законы химии — 97 задач;

. расчеты по химическим уравнениям — 60 задач;

. строение атома—45 задач;

. растворы —80 задач;

. скорость химических реакций. Химическое равновесие —65 задач;

. окислительно-восстановительные реакции— 65 задач.

Business English — Деловой английский. Медиахауз. Цена: 99 долл.

Business English — это мощный современный полный курс делового

английского языка на 9 компакт-дисках. Курс охватывает все аспекты делового

общения — от строгого языка формальных встреч до непринужденного

внутрикорпоративного общения. Значительная часть курса посвящена телефонным

переговорам и деловой переписке. Курс предназначен для тех, кто уже имеет

определенные знания английского языка, предпочтительно среднего или

продвинутого уровня.

Основа курса «Деловой английский» — это видеодиалоги. В них дается

большая часть деловой лексики, представленной в курсе. Видеодиалоги также

иллюстрируют культуру делового общения и принятые в США манеры поведения во

время деловых встреч и на рабочем месте. Выбрав свою роль, вы сможете

принять участие в серии реальных ситуаций делового общения, наблюдая за

развитием сюжета и отношений между персонажами.

Система цифрового распознавания речи позволит вам серьезно улучшить

произношение. К вашим услугам также стандартный набор функций

записи/воспроизведения речи и сравнения ее с голосом диктора.

Bridge to English. «Новый Диск». Цена: 30 долл.[19]

Программа предназначена для начинающих изучать английский язык. Она

развивает навыки чтения, письма, произношения и понимания английской речи.

Bridge to English — программа для молодежи и взрослых. Общая система

обучения включает упражнения по лексике и грамматике, диалоги, диктанты,

фонетический и грамматический справочник, англо-русский словарь. Для

начинающих имеется специальное упражнение по изучению английского алфавита.

Весь текстовой материал сопровождается живой речью носителей языка,

причем практически каждый звук произносится как мужским, так и женским

голосом. Курс озвучен профессиональными дикторами на студии «Би-Би-Си»

(Лондон).

REWARD. «Новый Диск». Цена: от 34 до 99 долл.

REWARD — полный мультимедиа-учебник английского языка, ориентированный

на старшеклассников, студентов и взрослых. Курс рассчитан на 150 часов

интенсивных занятий. В него входят 198 уроков, 29 контрольных работ, не

менее 11 часов аудиоматериала, около 5 тысяч упражнений и более 5 часов

видео.

7. Применение компьютера за рубежом

Французская школа представляет собой яркий пример широкого применения

новых технологий обучения, рожденных современной научно-технической

революцией. Эти технологии сокращают время усвоения учебного материала,

повышают интерес к учению, усиливают связь «учитель — ученик». Особенно

важно то, что их использование решает проблему индивидуализации учебного

процесса, позволяет конкретизировать цели обучения, осуществлять

педагогическую коррекцию, давать оценку уровня достижений для каждого

школьника.

Лучшие компьютерные программы составлены с расчетом, чтобы неверный

ответ был непременно скорректирован машиной. Такое учение превращается в

увлекательную игру: чем больше правильных ответов выдает школьник, тем

азартнее игра, острее желание познать новое, чтобы правильно ответить

машине. Наконец, современные ЭВМ позволяют осуществлять подобное игровое

обучение в оптимальном для каждого учащегося ритме.

В самом деле, слабые ученики, воспользовавшись новыми технологиями,

имеют возможность выполнять учебные задания в «своем ритме», обращаясь,

например, к помощи компьютера, в котором заложены вопросы и ответы на них.

Большую пользу отстающим школьникам может принести «компьютерный редактор»:

работая над ошибками, ученик печатает на экране терминала тексты,

манипулирует ими, что оказывается определенной мотивацией при овладении

правилами письменного языка.

Обучение становится более эффективным, что позволяет, например,

частично отказаться от домашних заданий и высвободившееся время

использовать для разнообразной творческой деятельности учащихся. Благодаря

перевороту в технических средствах растет интерес детей к учению, по-иному

индивидуализируются занятия, реализуются новые возможности эффективного

управления учебным процессом. Привлечение нетрадиционных технологий

способствует развитию конкретного и абстрактного мышления, навыков

самостоятельной, сосредоточенной работы.

Проблемы внедрения новых технологий не сводятся лишь к их эксплуатации.

В центре внимания стоит школьник, на которого следует ориентироваться при

использовании новейшей техники как орудия познания, вписанного в учебный

процесс, при подготовке учебных программ, при создании специализированных

центров.[20]

Шведская школа в местечке Фэрила считается лучшей в Европе. Каждый из

четырехсот учеников этой районной девятилетки имеет персональный компьютер

— ноутбук. Не считая обычных стационарных компьютеров, установленных в

классах. Вот почему учиться в такой школе можно не выходя из дома: по

интернету получил задание, сделал работу и отослал ее по электронной почте

учителю.

Правда, в школу ребята пока ходят, вернее, съезжаются со всего района.

Сорок опекающих их учителей и воспитателей (для шестилеток из

подготовительного класса) считают, что нынешние дети — поколение

постиндустриального общества. Сохраняются здесь и традиционные методы

обучения, а значит, как прежде, не обойтись без ручек, тетрадей, учебников.

«Сидячую» же работу у компьютера мальчишки и девчонки компенсируют активной

работой в столярной и слесарной мастерских, на уроках домоводства, в

химической лаборатории, на танцевальных вечерах и в школьном мини-зоопарке.

После девятилетки шведские школьники еще три года учатся в гимназии,

получая стипендию. Обязательные предметы — шведский и английский языки,

математика, природоведение, обществоведение, религия, физкультура. В

гимназии города Юсдаля на 1000 учеников приходится 80 учителей. Здесь

специализируются на мультимедиа, а потому ребята на специальных уроках

изучают еще компьютер, средства массовой информации, коммуникации,

медиапродукты и т.д. И в зависимости от того, какую профессию собирается

выбрать выпускник, он еще выбирает курс либо фотодела, либо выставочный,

либо графических коммуникаций, звуковых медиа- или печатной техники.

Богатые гимназии могут позволить себе еще курс анимации. Выпускных

экзаменов в шведских школах нет. Вместо этого ребята делают курсовую работу

— защищают свой проект. В результате из гимназии выходят люди, которые

сразу могут организовать собственный бизнес или по конкурсу аттестатов

поступить в институт – только в немногих вузах, пользующихся особым спросом

среди абитуриентов, половина поступающих сдают вступительные экзамены.[21]

8. Урок информатики в 1-м классе

Предмет: информатика.

Учебная группа: 1-й класс.

Время: 40 мин.

Тема: Знакомство с графическим редактором.

Цели:

1. (Обучающая) Развитие мышления учащихся, отработка специальных приемов

рассуждения;

2. (Воспитательная) Культура поведения и обращения с компьютером.

Выработка умений и навыков плодотворной и творческой работы.

Форма организации: урок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы, используемые на занятии: беседа-сообщение.

Наглядные пособия: персональные компьютеры.

Средства контроля: опрос.

Структура занятия.

1. Организационный момент. (3 мин.)

2. Опрос учащихся по материалу прошедших уроков; (10 мин.)

3. Обучение работе с программой “Карандаш”; (10 мин.)

4. Практическая работа за РС, овладение клавишами F5 и CTRL + BREAK; (12

мин.)

5. Анализ результатов работы и выставление оценок. (5 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного материала:

1. Как нужно вести себя в кабинете информатике, что нельзя делать?

2. Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета)

3. Какие клавиши вы знаете? Как они называются?

3. Сегодня мы с вами будем рисовать на экране монитора[22]. Для этого

загрузим вам специальную программу “Карандаш”. С ее помощью вы будете

командовать карандашом.

Откройте тетради и там, где у вас поставлена точка, начнем рисовать

следом за мной (предварительно разделить место для программы в тетрадях и

поставить точку, откуда они будут рисовать).

|Нажимаемые клавиши: |

| |4 | |

| |1 | |

| |5 | |

| |2 | |

| |6 | |

| |3 | |

| |7 | |

| |4 | |

| |8 | |

| |5 | |

| |4 | |

Рисуем линию вниз на 4 клеточек.

Какую клавишу будете нажимать на РС? Начертим ее.

Рисуем линию вправо на 1 клеточку. --//--

Рисуем линию вверх на 5 клеточки. --//--

Рисуем линию влево на 2 клеточки. --//--

Рисуем линию вниз на 6 клеточки. --//--

Рисуем линию вправо на 3 клеточки. --//--

Рисуем линию вверх на 7 клеточки. --//--

Рисуем линию влево на 4 клеточки. --//--

Рисуем линию вниз на 8 клеточки. --//--

Рисуем линию вправо на 5 клеточки. --//--

Рисуем линию вверх на 4 клеточки. --//--

4. Как правильно включать РС?

1. Чтобы запустить программу, надо нажать клавишу F5.

2. Чтобы остановить программу, надо нажать одним пальцем клавишу CTRL

вторым BREAK. (Вызвать 3-х учеников, чтобы попробовать).

3. Сядьте по своим местам и включите машины.

4. Открыть программу “Художник”.

5. Начнем работу. Если не получилось, нажмите клавиши CTRL + BREAK, а

потом снова запустите программу.

6. Кто справится с заданием, может рисовать, что ему нравится.

5. Подведение итогов работы.

Итак, что же мы усвоили на уроке?

1. Управляя компьютером, мы получили рисунок, который хотели.

2. Сегодня мы изучили еще две новых клавиши F5 и CTRL + BREAK.

3. Выведение компьютером рисунка на бумагу каждому ученику.

9. Заключение

Информатизация общества в современных условиях предусматривает

обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано

обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.

В данной работе показаны возможности персонального компьютера в

обучении; в частности, на уроках изобразительного искусства, химии,

математики, истории, литературы, родного и иностранного языка; дан обзор

современного программного обеспечения на российском рынке. Наконец, была

проведена методическая разработка урока по информатике для 1-го класса.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе

очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до

игры. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности

обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью

учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Около

двух лет в России существует правительственная программа компьютеризации

сельских школ. Данная программа действует под патронажем президента,

поэтому есть определенная уверенность в ее выполнении. Результаты

действия этой программы видны и в нашей области – это видно, например, из

того, что компьютерный класс школы №2 летом был оборудован новыми

компьютерами, а скоро там появится выход в Internet.

10. Список литературы

1. О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования.// Педагогика. –

1990. - №1.

2. Л. В. Шеншев. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика.

– 1992. - №11, 12.

3. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального

развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.

4. И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. -

№5.

5. В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной

культуре.// Педагогика. – 1990. - №4.

6. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио

и связь, 1997.

7. В. М. Полонский. Международные сети и базы данных по народному

образованию и педагогике.// Педагогика. – 1993. №3.

8. Н. М. Розенберг. Информационная культура в содержании общего

образования.// Педагогика. – 1991. - №3.

9. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и

образование. –1994. -№4.

10. В. М. Оксман. Компьютерная грамотность и профессиональная

компетентность.// Педагогика. – 1990. - №4.

11. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.

12. И. К. Журавлев. Бок о бок с компьютером.// Педагогика. - 1990.- №1.

13. М.А. Пчелин. Математика 2000.// МИР ПК. – 2000. - №10.

14. М.А. Пчелин. Фраза в новой обертке.// МИР ПК. – 2001. - №9.

15. Ольга Шемякина.// Компьютерра. – 2002. - №11.

16. Александр Прохоров. Фавориты русского софта-2000.// Компьютер Пресс. –

2000. - №12.

17. Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением.//

Компьютер Пресс. – 2000. - №12.

18. А. Н. Джуринский. Новые технологии в системе образования Франции.//

Педагогика. – 1991. - №4.

19. Ольга Скибинская. Сделано с умом?// Природа и человек ("Свет"). – 2002.

- №1.

20. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика

для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2.

-----------------------

[1] О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования. Педагогика, 1-

1990, с34

[2] Л. В. Шеншев. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? Педагогика,

11-12-1992, с13

[3] И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения. Педагогика, 5-1990,

с88

[4] В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной

культуре. Педагогика, 4-1990, с70

[5] В. М. Полонский. Международные сети и базы данных по народному

образованию и педагогике. Педагогика, 3-1993, с78

[6] Н. М. Розенберг. Информационная культура в содержании общего

образования. Педагогика, 3-1991, с37.

[7] В. М. Оксман. Компьютерная грамотность и профессиональная

компетентность. Педагогика, 4-1990, с68

[8] Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио

и связь, 1997. c85

[9] Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального

развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2. c37

[10] Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996. c58

[11] И. К. Журавлев. Бок о бок с компьютером. Педагогика, 1-1990, с149

[12] М.А. Пчелин Математика 2000 МИР ПК, октябрь 2000, c144

[13] Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и

образование. –1994. -№4. c16

[14] О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования. Педагогика, 1-

1990, с38

[15] Михаил Пчелин. Фраза в новой обертке. МИР ПК, сентябрь 2001, c102

[16] Ольга Шемякина, газета Компьютерра, №11-2002, с15

[17] Александр Прохоров. “Фавориты русского софта-2000”. Компьютер Пресс 12-

2000, с22

[18] Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением.

Компьютер Пресс 12-2000, с45.

[19] Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением.

Компьютер Пресс 12-2000, с50.

[20] А. Н. Джуринский. Новые технологии в системе образования Франции.

Педагогика, 4-1991, с132

[21] Ольга Скибинская. Сделано с умом?. Журнал "Природа и человек"

("Свет"), №1, 2002г, с58

[22] Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика

для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ