Контроль знаний и умений учащихся по физике
| |Различать твердые и |Запишите пары слов: |
| |мягкие согласные. |мыл-мил; мал-мял; лук-люк; |
| |Обозначать на письме |мел-мэр. Сравните первые |
| |мягкость согласных |звуки в каждой паре слов. |
| |гласными буквами и, е, |Назовите твердые и мякгие |
| |ё, ю, я и ь. |согласные. Подчеркните |
| | |гласные буквы, которые |
| | |показывают мягкость |
| | |согласных звуков. |
Такими же принципами я воспользовалась для выяснения содержания контрольных
заданий по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". При
формулировании целей изучения данной темы я опиралась на курс физики 7
класса /№ 8/, а также на программу средней общеобразовательной школы
по физике /№ 10/. Следует подчеркнуть, что представленные мною в следующем
параграфе цели изучения темы "Первоначальные сведения о стрении вещества"
полностью соответствуют установленной программе общеобразовательной школы.
2.2. Цели изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества».
Образовательная цель: подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:
1)Вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки;
2)Мельчайшая частица данного вещества называется молекулой;
3)Размер молекулы d~10 м;
4)Молекулы одного и того же вещества одинаковы, а молекулы разных веществ
разные;
5)Молекулы вещества движутся непрерывно и беспорядочно. Доказательством
непрерывного движения молекул вещества является диффузия – физическое
явление, заключающееся в самопроизвольном взаимном проникновении двух
соприкасающихся веществ. Доказательством хаотичности движения молекул
является броуновское движение – физическое явление, заключающееся в
беспорядочном движении взвешенных в жидкости или газе частиц; 6)скорость
молекул связана с температурой тела: чем выше температура, тем быстрее
движутся молекулы вещества, из которого изготовлено это тело;
7)Молекулы вещества взаимодействуют: они притягиваются и отталкиваются.
Взаимодействие молекул проявляется на расстояниях, сравнимых с размерами
молекул.
8)Вещество в природе может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и
газообразном.
Твердое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело,
изготовленное из этого вещества, сохраняет объем и форму.
Жидкое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело,
изготовленное из этого вещества, сохраняет объем, но изменяет форму.
Газообразное состояние вещества – это состояние вещества, при котором
тело, изготовленное из этого вещества, не сохраняет ни объема, ни формы.
Газ занимает весь предоставленный ему объем.
9)Молекулы вещества в газообразном состоянии расположены на расстояниях,
много больших размеров самих молекул, движутся прямолинейно от столкновения
к столкновению, взаимодействуют слабо.
Молекулы вещества в жидком состоянии расположены на расстояниях,
примерно равных размерам самих молекул, но так, что в их расположении
наблюдается только ближний порядок. Молекулы жидкости колеблются
относительно положения равновесия, иногда совершая перескоки ,
взаимодействуют сильно.
Молекулы вещества в твердом состоянии расположены на расстояниях,
примерно равных размерам самих молекул, но так, что в их расположении
наблюдается строго определенный порядок по всему веществу, колеблются
относительно положения равновесия, взаимодействуют сильно.
Цель по развитию: подготовить учащихся, овладевших следующими умениями:
1)получать научный факт о строении вещества (образовательная цель №1)
2)моделировать строение вещества в твердом, жидком, газообразном состояниях
вещества
3)создавать понятие “молекула” (образовательная цель №2)
4)по модели строения веществ распознавать одинаковые и разные вещества
5)получать научный факт о движении молекул (образовательная цель №5)
6)моделировать расположение молекул соприкасающихся веществ в различные
моменты времени
7) создавать понятие “диффузия” (образовательная цель №5)
8)воспроизводить диффузию в конкретных ситуациях
9)распознавать диффузию в конкретных ситуациях
10) получать научный факт о связи скорости движения молекул с темапературой
тела (образовательная цель №6)
11)сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных
ситуациях
12)моделировать движение молекул вещества и их скорости в конкретных
ситуациях
13) получать научный факт о взаимодействии молекул (образовательная цель
№7)
14)распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются
15)объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул
(слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления
16)создавать понятия ”твердое состояние вещества ”, “жидкое состояние
вещества ” и “газообразное состояние вещества” (образовательная цель №8)
17) распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях
18) получать научный факт о строении вещества в трех состояниях
(образовательная цель №9)
19)моделировать строение вещества в трех состояниях
20)распознавать состояние вещества по моделям его строения
21)определять размеры малых тел методом рядов.
2.3. Циклы усвоения знаний. Календарный план.
Как уже говорилось в главе 1, текущий контроль знаний и умений
учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно,
необходимо данную тему “Первоначальные сведения о строении вещества”
разбить на логические циклы усвоения знаний, после которых целесообразно
проводить текущий контроль знаний и умений учащихся. Я предлагаю 3 цикла
усвоения знаний:
1-строение вещества: образовательные цели №№1-4, цели по развитию №№1-4,21.
2-движение молекул вещества: образовательные цели №№5-6, цели по развитию
№№5-12.
3-взаимодействие молекул вещества: образовательные цели №№7-9, цели по
развитию №№13-20.
Данную тему можно провести за 7 уроков. Календарный план темы будет
выглядеть следующим образом:
Урок 1. 3 состояния вещества. Строение вещества.
Урок 2. Молекула. Размеры молекул.
Урок 3. Движение молекул вещества.
Урок 4. Зависимость скорости движения молекул от температуры
вещества.
Урок 5. Взаимодействие молекул вещества.
Урок 6. Строение вещества в 3-х состояниях.
Урок 7. Итоговый урок по теме “Первоначальные сведения о
строении вещества".
Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл усвоения
знаний приходится по два урока и, следовательно, текущий контроль
целесообразно проводить в конце 2-го, 4-го и 6-го уроков. Место итогового
контроля – на 7-ом, итоговом, уроке.
2.4. Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения
знаний.
В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и
содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы
«Первоначальные сведения о строении вещества». Для того чтобы выбрать форму
контрольного мероприятия, необходимо установить, какие знания и умения,
которыми овладели учащиеся, можно проверить, используя ту или иную форму
контроля. Приведенная ниже таблица позволяет это сделать.
|Форма текущего |Проверяемые знания |Проверяемые умения |
|контроля |учащихся |учащихся |
|1.Физический диктант|1)мельчайшая частица | |
| |вещества называется | |
| |молекулой | |
| |2) размер молекул | |
| |d~ м | |
| |3)молекулы одного и | |
| |того же вещества | |
| |одинаковы, молекулы | |
| |разных веществ разные| |
| | | |
| |4) Диффузия – | |
| |физическое явление, | |
| |заключающееся в | |
| |самопроизвольном | |
| |взаимопроник- | |
| |новении двух | |
| |соприкасающихся | |
| |веществ. | |
| |5) Твердое состояние | |
| |вещества – это | |
| |состояние вещества, | |
| |при котором тело, | |
| |изготовленное из | |
| |этого вещества, | |
| |сохраняет объем и | |
| |форму. | |
| |Жидкое состояние | |
| |вещества – это | |
| |состояние вещества, | |
| |при котором тело, | |
| |изготовленное из | |
| |этого вещества | |
| |сохраняет объем, но | |
| |изменяет форму. | |
| |Газообразное | |
| |состояние вещества – | |
| |это состояние | |
| |вещества, при котором| |
| |тело, изготовленное | |
| |из этого вещества, не| |
| |сохраняет ни объема, | |
| |ни формы. | |
| |6) Броуновское | |
| |движение - это | |
| |физическое явление, | |
| |заключающееся в | |
| |беспорядочном | |
| |движении взвешенных в| |
| |жидкости или газе | |
| |частиц | |
| | | |
|2.Тестовые задания |Все знания из |1)по модели строения |
| |образовательной цели |веществ распознавать |
| |( см.§1 главы 2) |одинаковые и разные |
| | |вещества |
| | |2)распознавать |
| | |диффузию в конкретных|
| | |ситуациях |
| | |3)сравнивать скорости|
| | |движения молекул |
| | |различных веществ в |
| | |конкретных ситуациях |
| | |4)распознавать |
| | |ситуации, в которых |
| | |молекулы |
| | |притягиваются и |
| | |отталкиваются |
| | |5)объяснять |
| | |физические явления, |
| | |основанные на |
| | |взаимодействии |
| | |молекул (слипание |
| | |тел, упругость |
| | |веществ), |
| | |воспроизводить эти |
| | |явления |
| | |6) распознавать |
| | |состояния вещества в |
| | |конкретных ситуациях |
| | |7)распознавать |
| | |состояние вещества по|
| | |моделям его строения |
| | | |
|3. Кратковременная |Все знания из |Все умения из цели по|
|самостоятельная |образовательной цели |развитию, кроме |
|работа |( см.§1 главы 2) |умений получать |
| | |научные факты (цели |
| | |по развитию№2,6,11, |
| | |14,19) и создавать |
| | |понятия (цели по |
| | |развитию №3,8) т.к. |
| | |эти виды деятель- |
| | |ности требуют много |
| | |времени[1] |
Проанализировав таким образом формы текущего контроля применительно к
конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для своего класса форму.
Я собираюсь предложить примеры всех трех форм контроля знаний и умений
учащихся, каждая из которых будет идти после своего цикла усвоения знаний.
Достоинство физического диктанта, односложные краткие ответы,
наиболее важно в младших седьмых классах, где ребята медленно пишут и с
трудом формулируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдадут
предпочтение именно этой форме контроля знаний и умений учащихся. Из
приведенной выше таблицы видно, что физический диктант целесообразнее всего
проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он позволяет
охватить все знания из образовательной цели, а также оставляет без внимания
наименьшее количество умений учащихся. Можно предложить следующий пример
подобного физического диктанта:
Пример физического диктанта при проверке 1-го цикла усвоения знаний.
Цели проведения физического диктанта:
1)подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые
физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
2)получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические
знания, указанные в образовательной цели (№№1-4)[2]; научились ли учащиеся
видам деятельности, указанным в цели по развитию (№№1-5,21).
Содержание физического диктанта:
1.Вещества состоят из ….. (молекул, между которыми есть промежутки).
2.Молекулой называется ….. (мельчайшая частица данного вещества).
3.Размер молекулы порядка ….. ( м).
4.Молекулы одного и того же вещества ….. (одинаковы).
5.Молекулы разных веществ ….. (разные).
На этот физический диктант уйдет не более 5 минут, учитывая организацию
деятельности учащихся и переход к другой деятельности после его окончания.
За эти 5 минут можно проверить все знания из образовательной цели цикла
усвоения знаний.
В данном физическом диктанте проверяются известные формулировки, не
требующие отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с
максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы.
После 2-го цикла усвоения знаний учащимся можно предложить подобную
кратковременную самостоятельную работу:
Пример кратковременной самостоятельной работы при проверке 2-го цикла
усвоения знаний.
Цели учителя при проведении работы:
1)подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые
физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
2)получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические
знания, указанные в образовательной цели (№№5-6); научились ли учащиеся
видам деятельности, указанным в цели по развитию (№№5-12).
Содержание кратковременной самостоятельной работы:
1.Как ведут себя молекулы в веществе?
2.Нарисуйте модель строения азота
а)при температуре t = 20° C
б) при температуре t = 60° C,
направление и скорость движения молекул изображая стрелками.
3.Какое явление называется диффузией? Приведите пример жизненной ситуации,
в которой можно наблюдать это физическое явление.
Эта кратковременная самостоятельная работа займет около десяти минут –
значительное время на уроке, но она позволяет проверить и знания, и умения,
усвоенные в данном цикле знаний. Как и в случае физического диктанта,
задания данной работы не новы, а поэтому легки для учащихся. Я считаю, что
и эту работу следует оценивать с максимальной строгостью.
Тестовое задание целесообразно применить при контроле 3-го цикла усвоения
знаний, т.к. а образовательной цели этого цикла присутствует множество
громоздких определений и формулировок научных фактов, которые ребятам
трудно будет самостоятельно прописать. Тест также сможет проверить
многочисленные умения из цели по развитию по распознаванию конкретных
ситуаций, соответствующих полученным знаниям. По-моему, достаточно большой
объем материала, пройденного в 3-ем цикле усвоения знаний, наилучшим
образом и с минимальной затратой времени сможет охватить и проверить именно
тест.
Пример тестового задания при проверке 3-го цикла усвоения знаний.
Цели учителя при проведении теста:
1)подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые
физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
2)получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические
знания, указанные в образовательной цели (№№7-9); научились ли учащиеся
видам деятельности, указанным в цели по развитию (№№13-20).
Содержание теста:
1.Как взаимодействуют молекулы вещества?
а)только притягиваются
б)только отталкиваются
в)притягиваются и отталкиваются одновременно
г)сначала притягиваются, потом отталкиваются
д)сначала отталкиваются, потом притягиваются.
2.Молекулы вещества расположены на расстояниях, много больших самих
молекул, движутся прямолинейно от столкновения к столкновению. О каком
состоянии вещества идет речь?
а)о твердом
б)о твердом и жидком
в)о газообразном
г)о жидком и газообразном
д)о жидком
е)все перечисленные ответы неверные.
3.Какие черты строения вещества относятся только к жидкому состоянию
вещества?
а)молекулы вещества расположены на расстояниях, приблизительно равных
размерам самих молекул
б)в расположении молекул наблюдается ближний порядок
в)молекулы колеблются относительно положения равновесия
г)молекулы сильно взаимодействуют
д)молекулы могут совершать перескоки
е)ни один из перечисленных ответов не отображает свойства только лишь
жидкостей.
4.В каком состоянии вещества тело, изготовленное из этого вещества, не
имеет собственной формы?
а)только в жидком
б)только в газообразном
в)только в твердом
г)в жидком и газообразном
д)в жидком и твердом
е)в твердом и газообразном.
5.Слипание двух кусочков пластилина можно объяснить тем, что:
а)вещества 2-х кусочков взаимно проникают друг в друга вследствие
диффузии
б)молекулы 2-х кусочков пластилина притягиваются и отталкиваются
в)пластилин состоит из молекул, между которыми есть промежутки.
Шифр правильных ответов: 1в;2в;3бд;4в;5б.
Следует отметить , что хотя задания, представленные в данном тесте,
являются более сложными, нежели в физическом диктанте и кратковременной
самостоятельной работе, т.к. требуют анализа ответов и самостоятельного
размышления, они соответствуют целям данного цикла усвоения знаний.
Проставление отметки здесь также не составит труда, т.к. требуется оценить
5 ответов по пятибальной шкале.
2.5. Итоговый контроль по теме «Первоначальные сведения о строении
вещества».
При планировании итогового контрольного мероприятия по данной теме
первоначальная наша задача, как и в предыдущем параграфе, состоит в выборе
оптимальной формы контроля. Здесь, однако, выбор сделать намного легче,
действуя методом исключения.
В распоряжении учителя четыре основные формы итогового контроля:
письменная контрольная работа, устный зачет, контрольная лабораторная
работа и тестовые задания. Однако, устный зачет, как отмечалось ранее,
проводится в основном в старших,10-11классах; тестовые задания, по моему
мнению, не в состоянии охватить требуемого количества материала: необходимо
проверить виды деятельности, связанные с воспроизведением знаний в
конкретных ситуациях; контрольная лабораторная работа как отдельная
самостоятельная форма контроля также не подходит, т.к. при изучении темы
встречается всего одна лабораторная работа «Определение размеров малых тел
методом рядов», она занимает немного времени, и ее целесообразно включить в
итоговый контроль как очередное задание. Остается последняя форма –
письменная контрольная работа, однако в традиционном смысле эта форма
итогового контроля как набор задач, которые нужно решить, не подходит для
итоговой проверки, т.к. учащиеся еще не обучались решению задач по этой
теме, и здесь не фигурируют какие-либо физические величины, связь между
ними и физические законы. Я предлагаю видоизменить эту форму итоговой
проверки и сделать ее более похожей на большую (на целый урок)
самостоятельную работу, различные задания которой будут проверять различные
знания и умения учащихся. Виды деятельности можно сделать разнообразными и
не очень утомительными для ребят, а сами задания достаточно интересными. Не
смотря на это трудность логически верно изложить свои мысли на бумаге
является, наверное основной при выполнении письменных заданий учащимися
седьмых классов, и поэтому учителю придется либо закрывать глаза на речевые
и логические ошибки ребят, либо искать новые формы или способы итогового
контроля. Примером итогового контроля по теме «Первоначальные сведения о
строении вещества» может служить письменная контрольная работа, проведенная
мною на педагогической практике.
Пример письменной контрольной работы как формы итогового контроля знаний и
умений учащихся по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества».
Цели учителя при проведении работы:
1)подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими при изучении
темы новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
2)получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические
знания из образовательной цели изучения темы; научились ли учащиеся видам
деятельности, указанным в цели по развитию.
Содержание контрольной работы:
1. Поясните на примере показанного диапозитива[3], насколько малы размеры
молекул (на диапозитиве сравниваются размеры молекулы, яблока и Земли).
2. Найдите диаметр данной проволоки. Запишите план ваших действий по
нахождению диаметра проволоки и результаты выполнения каждого действия.
Как называется подобный метод нахождения размеров малых тел?
3. На диапозитиве показано движение броуновской частицы. Поясните характер
движения этой частицы. Какой вывод сделали физики при наблюдении
броуновского движения?
4. Какое явление происходит в этих стаканах? (показывается диапозитив на
тему «диффузия»: стаканы с 2-мя жидкостями расположены у окна и на
батарее). Как можно объяснить различие в протекании этого явления в 2-х
различных стаканах?
5. На этом диапозитиве изображены вещества в различных состояниях.
Нарисуйте модели строения этих веществ.
6. Что вы можете сказать о молекулах одного и того же вещества? Чем
отличаются друг от друга молекулы воды, льда и водяного пара?
7. Посмотрите на эти два сосуда с водой (на столе стоят 2 сосуда с водой,
один из них – на электрической плитке). Смоделируйте движение молекул в
этих 2-х сосудах в один и тот же момент времени.
8. Объясните физическое явление, которое вы наблюдаете в опыте. Почему
крышка прилипает к воде? (показывается опыт, демонстрирующий явление
поверхностного натяжения).
9. Опишите движение молекул вещества в трех состояниях.
Эта контрольная работа вместе с этапом актуализации знаний займет весь
итоговый урок, 45 минут. Она охватывает весь пройденный материал,
предоставляя учителю объективную информацию о степени усвоенности знаний и
умений учащимися. Вместе с тем все знания опираются на конкретные ситуации
реальной жизни, что делает их понятными и значимыми для самих ребят.
Уровень контрольной работы достаточно высок, здесь встречаются задания,
требующие серьезного размышления, поэтому и оценивать эту работу надо,
учитывая ее сложность и новизну, особенно подчеркивая успехи учащихся в
ответах на сложные вопросы.
Заключение
В своей работе я выполнила поставленные цели, а именно рассмотрела проблему
контроля в методической литературе, выяснила цели, формы и место проведения
контрольных мероприятий, а также внесла некоторые свои замечания и
изменения в сложившееся в методической литературе понимание этих вопросов.
Также я, опираясь на эти знания, разработала систему контрольных
мероприятий для темы "Первоначальные сведения о строении вещества":
физический диктант, тест и краткую самостоятельную работу как формы
текущего контроля после 3-х циклов знаний и котрольную работу как итоговый
контроль по теме.
Будучи на практике на 4 курсе института, я преподавала тему
"Первоначальные сведения о строении вещества" и провела разработанную мной
контрольную работу в конце изучения этой темы. Поэтому в заключение я бы
хотела остановиться на некоторых особенностях проведения этой контрольной
работы в моем классе, а также о ее результатах.
Во-первых, следует сказать, что я сначала опасалась давать ребятам
составленную таким образом контрольную работу, т.к. задания, представленные
в ней, были не только непростыми, но еще и непривычными для ребят, и именно
эта новизна могла внести дополнительную трудность, вследствие чего
результаты могли бы быть ниже реально возможных. Однако я была уверена, что
составленная мною контрольная работа полностью отвечает поставленным перед
ней целям и что она сможет проверить наиболее важные знания и умения
учащихся за время одного урока. Поэтому я решила все-таки провести итоговый
контроль по теме именно в этой форме, а трудность, связанную с новизной
некоторых заданий постаралась снять на уроке их подробным объяснением.
Во- вторых, следует сказать, что эта контрольная работа была рассчитана
ровно на 45 минут, с учетом организационных моментов в начале и конце
урока, все задания были также строго регламентированы, и я следовала этому
плану при проведении контроля. Однако нужно учитывать тот факт, что хотя
большинство справляется с заданием за какое-то среднее время, мы не можем
рассчитывать таким образом на всех учащихся, т.к. скорость выполнения
задания, безусловно, у всех людей различна, поэтому я пришла к выводу, что
в конце урока необходимо оставить 7-8 минут на доработку заданий теми
учащимися, которые не успели закончить их в отведенное время. Хочу
заметить, что это привело к хорошему результату, т.к. ребята еще раз
просмотрели свои работы и исправили некоторые неточности и недоработки,
связанные не столько с отсутствием знаний, сколько с нехваткой времени и
вытекающей отсюда невнимательностью. Однако часть класса уже сделала все
задания, и поэтому задание №8 в моей контрольной работе я представила им
как дополнительное, заслуживающее отдельной отметки, и эта часть класса в
оставшееся время была занята выполнением еще одного задания.
Говоря о результатах контрольной работы, следует сказать,что опасения
мои были напрасны и большинство ребят справились с заданиями более чем на
70%, а многие написали котрольную работу на 5. Были также и ребята, которые
успели ответить на дополнительный вопрос, за что также получили
дополнительную хорошую отметку. Я осталась довольной результатами
контрольной работы, т.к. материал одновременно был по силам учащимся, а
также был настолько разнообразен, чтобы позволить учителю составить
объективное суждение о результатах усвоения темы учащимися.
Список литературы:
1. Енохович А.С., Шамаш С.Я., Эвенчик Э.Е. Контрольные работы по физике в
6-7 классах. (Дидактический материал). - М.: Просвещение, 1971.
2. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для итогового
контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах средней школы:
Дидактический материал. - М.: Просвещение, 1994.
3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для контроля знаний
учащихся по физике в средней школе: Дидактический материал. Пособие для
учителей. - М.: Просвещение, 1983.
4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 классы: учебно-
методическое пособие. - М.: Дрофа, 1997.
5. Начальная школа: Библиотека московских образовательных стандартов. -
М.: Образование для всех, 1997.
6. Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в
средней школе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
7. Пеннер Д.И., Худайбердиев А. Физика. Программированные задания для 6-7
классов. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1973.
8. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 7 класса средней школы.-
10-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989.
9. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6-7 класс.
Дидактический материал. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.
10. Программы общеобразовательной школы. Физика. Астрономия. - М.:
Просвещение, 1988.
11. Пурышева Н.С. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в
учебном процессе. - В кн.: Методика преподавания школьного курса
физики, М., МГПИ им.В.И. Ленина, 1979.
12. Разумовский В.Г., Кривошапова Р.Ф., Родина Н.А. Контроль знаний
учащихся по физике. - М.: Просвещение, 1982.
13. Самойленко П.И. Тесты по физике. - Физика. Еженедельное приложение к
газете "Первое сентября", №34, 1995, с. 5, 8.
14. Тимохов И.Ф. Зачетные уроки по физике в средней школе: пособие для
учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1979.
15. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального
общего, основного и среднего (полного) общего образования. Книга 2.
Математика. Естественнонаучные дисциплины./ под ред. В.С. Леднева, Н.Д.
Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998.
16. Эвенчик Э.Е., Шамаш С.Я., Енохович А.С., Румянцев И.М. Контрольные
работы по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1969.
-----------------------
( см. § 1.
( см. "Введение".
[1] Цели по развитию см. в главе 2 §1.
[2] Здесь и дальше см. главу 2 §1.
[3] Все диапозитивы берутся из набора «первоначальные сведения о строении
вещества».
Страницы: 1, 2
|