Рефераты
 

Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения

неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для

нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности,

что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала

(переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в

звукосочетания, слово, фразу).

Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая

тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил

его не менее 10-20 фраз.

Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных

анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции),

тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического

(ощущение дрожания кончика языка при звуке р.)

IV этап – дифференциации смешиваемых звуков.

В основе его лежит дефференцировочное торможение. Работа над

дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука

могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же

употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не

отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При

дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных

укладов и установление их различия.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются

фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2

раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут.

Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой

культуры речи.

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые

осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна

речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней

гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом

подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки –

чистоговорки, загадки и д.р.)

Методы работы: Дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом,

дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с

трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и

повторение скороговорок, стихотворений).

Пользуясь методами, воспитатель применяет разнообразные приемы,

непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущим

приемом является образец правильного произношения, выполнения задания,

который дает педагог.

Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного

аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и

словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с

подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога,

искажаемой детьми части слова).

Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).

Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые

обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает качество

ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание

педагога.

Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и

воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком

речи- образца).

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и

исправление.

Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря

сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или

звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного

материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ

артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Структура процесса изучения одного звука.

1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных

звуков), многократное произнесение звука педагогом (в

обратной форме).

2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным

упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и

выразительности речи.

3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с

воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа

речи.

4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи

(шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические

и подвижные игры, чтение стихотворений).

1.4. Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики

Одним из не достаточно изученных – вопросов педагогики является

народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело

большое значение.

В XX веке отечественные ученые педагоги стали основательно изучать

народную педагогику. Исследования Константинова, Мединского, Струнинского,

Шабаевой и других. В исследованиях этих авторов рассматривается роль

народной педагогики в развитии человеческой культуры.

В последнее время народная педагогика является предметом подлинного

научного исследования.

В настоящие время этно-педагогические проблемы привлекают внимание все

больший круг исследователей: этими проблемами занимаются профессора:

Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.

Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного

народного творчества.

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания

все компоненты народной культуры.

Ведущим компонентом народной культуры является – Фольклор.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в

нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о

молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту

колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками

раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки,

скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами,

вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное

восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и

что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую

область народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный

педагог К. Д.Ушинский .

В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений

детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.

Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для

детей. Первый сборник детских произведений – П. Бессонова “Детские песни” –

был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки.

Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В.

Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.

В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена

комиссия по детскому фольклору, быту и языку.

В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам

термин, предложенный Г.С. Виноградовым.

В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.

В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных

аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности ребенка;

фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией;

произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский

репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и

усвоенные традицией.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно

основаны на учете физических и психических особенностей детей разных

возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил

тенденции нашего времени.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него

характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к

игре.

Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей

(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для

игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к

бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают

интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их

собственную творческую активность в слове, организует игровые действия

детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к

детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне

определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный

ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию,

обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его

иной – бодрый, веселый.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота…

Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.[16]

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши,

известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать

комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и

свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает

соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно

действительности, на что может прямо указываться:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес… и т.д. [3]

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями;

поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с

элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них

появляются перечисления, диалоги.

Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим

содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат

первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не

оставила маслица, чтобы угостить другого…

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о

людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по

этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки

выпивают воду и т.д.

Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды,

устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда

рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой

группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети

часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок,

загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или

золотое блюдечко?).

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее

значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно,

последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют

короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.

Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами

гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с

условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских

словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами

взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и

выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к

мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки

произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор,

обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы

показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

(В.П. Аникина Вып-1, М-1991 г.)

Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы

избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются

скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов.Ошибки в

произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы

артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто

содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не

могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных,

засмеется.

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и

детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это

один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и

свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили,

что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения.

Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из

средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку

увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту

знакомых обыденных предметов и явлений.

По определению Аристотеля, загадка – хорошо сформулированная метафора.

В русском фольклора самый распространенный тип загадок – метафорический. В

таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если

предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар,

например, превращается в царя птиц:

Летела птица орел,

Села на престол…

Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без

сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки,

которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом

изучения.

Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые

загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать

загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых

идет речь.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы

похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей,

общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме

прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный

по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы

раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным

суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.

Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек,

яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно

подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду,

ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих

отношениях.

1.5. Значение художественной литературы

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты

явлений, ребенок может уже в 4-5 лет.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия

ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в

напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при

победе справедливости.

Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета,

сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось

наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно

понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста –

перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет

восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки,

обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению

поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и

поэзией.

Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых

простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о

знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.

Художественная литература служит могучим, действенным средством

умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает

огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает

эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского

литературного языка.

Глава II. Система работы по формированию правильного звукопроизношения

2.1. Изучение особенностей звукопроизношения у детей средней группы

Наша экспериментальная работа проходила на базе ДОУ № 37 Ленинского

района г. Владивостока по теме: “Малые фольклорные жанры как средство

формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста”, в

средней группе.

Эксперимент проходил в естественных условиях и включал в себя:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Преобразующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

В эксперименте участвовало 20 детей. Все дети здоровы, поведение

организованное.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровни сформированности

звукопроизношения у детей средней группы.

Для этого нами было обследовано звукопроизношения у 20 детей.

Обследование состояния звукопроизношения проводилось с каждым ребенком

индивидуально.

Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы

использовали методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.

Цель данной методики – выявить качество произношения различных

звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Для выявления уровня

сформированности звукопроизношения мы предлагали ребенку следующие занятия:

. Произнести звук изолированно.

. В словах.

. Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и

самостоятельной речи.

Для обследования подобрали наглядный материал (сюжетные картинки для

обследования фразовой речи, предметные картинки на определенные звуки), так

чтобы обследуемый звук находился в начале, середине, конце слова. По

результатам обследования заполнили таблицы звукопроизношения, смотреть

Приложение 1.

Результаты обследования показали, что нарушение свистящих звуков

отмечено у 4 детей; Алисы Л. (с-сь, з-зь), у Дениса М.(с-сь, з-зь), Саши

Н.(с-ш, з-ж) и у Дениса В.(с-сь, з-зь).

Нарушения шипящих звуков у 7 детей. Олег В. (щ- изолированно

произносит, в словах нет). Таня Б. (пропускает ч, щ), Денис В.(пропускает

ж, щ, ч), Данил П. (замена шипящих [ш], [ж] на свистящие [c],[з]), Денис М.

(щ-сь), Таня М. (щ-сь), Никита К. (ш,ж-с,з,щ-с), ч-отсутствует.

Нарушение сонорных звуков отмечается у11детей. Отсутствие звука [р] у

Дениса К., Насти Я., Никиты К. Замена [р] и [рь] на [ль и л] у Дениса М,

Андрея И., Феди Ф. Отсутствие звуков [л] и [ль] у Дениса К. Замена [р] и

[рь] на [й] у Кости Б., Тани М., Софьи С., Саши Н.,[й] – отсутствует у

Дениса В.

Отсутствует нарушения звукопроизношения у 5 детей: Алеши Г., Вани М.,

Валеры К., Насти Як., Коли Ф.

Уровни сформированости звукопроизношения мы взяли разработанные М. Ф.

Фомичевой.

I уровень (низкий)- нарушено более 4 звуков.

II уровень (средний)- от 1 до 4 звуков.

III уровень (высокий)- все звуки сформированы.

Нами был выявлен II уровень сформированности звукопроизношений –

средний.

2.2. Содержание и методика работы по обучению детей правильному

звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе

“автоматизация звуков”

Цель: улучшить, сформировать качество звукопроизношения при помощи

малых форм фольклора.

На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была

проведена работа по подготовке речедвигательного аппарата, его моторики,

речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные игры на звукоподражание

(“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”).

Предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”,

пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту

самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая

активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу)

быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей работе

мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг

“Воспитание у дошкольников правильной речи”. В книге даются в интересной

детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в

“Сказку веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со

звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-

жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку “О веселом

ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда

потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына

каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед,

как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной

детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе.

Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать

правильно. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные

анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).

Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата,

старались выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть

и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками

– свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняли артикуляцию.

Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность

детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам

артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком.

Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух формах: в форме

обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне

занятий. Главную роль мы отводили специальным занятиям, сочетающим показ-

образец произношения с активным упражнением детей. Свои занятия мы

дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.

Для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание:

сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.

Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались,

раздували щеки и не могли сдуть лежащую пушинку. Дыхательные упражнения

помогают ребенку научиться правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох

и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание мы обращали на то,

чтобы дети не напрягались и не уставали. Упражнения проводили сидя, не

более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.). Для развития речевого слуха, слухового

внимания проводили с детьми следующие игры: “Угадай, как надо делать”.

Произнося в разном темпе фразы: “Мелет мельница зерно”, “Дети плавали в

реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения. “К кому пришел, от

кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с

испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал –

козлята, волчата или охотник. “Угадай, кто позвал”, “Эхо” и д.р. В

индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание

языком верхней и нижний губы, “Вкусное варенье”, учили детей делать язык

“жалом”, “широкой лопаткой”.

В результате проведенной нами работы на Подготовительном этапе и этапе

по Постановке звука, особое внимание мы уделили этапу Закрепления и

автоматизации звуков.

Для работы на этом этапе мы выбрали 15 детей с нарушениями

звукопроизношениями.

При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры,

упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно

подключали малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов,

потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание

загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.

“С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть

введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи –

речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в

слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или

произносится неправильно ”. (О.В. Правдина).

Работа по Автоматизации звуков нами проводилось на занятиях и вне

занятий. В режимных моментах, играх, на прогулках, в индивидуальной работе

с детьми.

Нами были проведены следующие занятия на звуки: с-сь; з-зь; ц,ж,ш; л-

ль; р-рь, смотреть Приложение №2.

План конспекта занятия по обучению детей правильному произношению звука ж

Пр. сод-е: уточнять и закреплять произношение звука ж, изолированного,

в словах, в связном тексте, развивать артикуляционный аппарат,

фонематическое восприятие, речевое дыхание, воспитать желание научится

правильно произносить все звуки.

Ход занятия

. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук ж.

. Когда мы произносим звук ж, рот слегка приоткрыт, губы округлены и

вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к

зубам не прижимается.

. Даем образец произношения.

. Дети произнесите этот звук (хором) затем по одному. Обращаем

внимание на дрожание горлышка.

. Дети, вы слышали, как жужжит жук? Летом вы были в лесу, кто там

ползает по коре деревьев и летает? Как жужжат жуки? В лесу на

полянках растут цветы, над цветами летают пчелы, как они жужжат?

А сейчас поиграем в игру “Телефон”. Говорим первому сидящему ребенку слова

тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок) ребенок передает слова

соседу и т.д. Первый исказивший слово садится в конец ряда.

Чтение рассказа “Кошка и еж”. Вопросы по содержанию:

. Кого принесли дети из лесу?

. Кто увидел ежа?

. Что сделала кошка?

. Как защищался еж?

Отгадывание загадок: Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. (кошка)

Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (еж)

Проговаривание чистоговорок:

Жи-жи-жи- живут в лесу ежи,

Жа-жа-жа- я нашел ежа,

Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

Скороговорка.

Уежа ежата, у ужа ужата.

Итог занятия: Дети были на занятиях организованны, отвечали правильно на

вопросы. В игре телефон исказили несколько слов, Данил П. и Софья С.

быстрее всех ответили на загадки. Чистоговорки повторяли все хором.

Скороговорку предложили повторить Алисе Л., с начало очень медленно, затем

быстрее Алиса повторила правильно. Дети с заданием справились.

Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве

ласки и шутки:

Маленький, да удаленький. Мал, да удал

Выросла, как тополька.

Ты моя баловушка.

Идет, словно павушка плывет.

Танина коса – всему городу краса.

Растут детки, как грибки – дождевички.

Ау, подай голосок через темный лесок!

Сядем рядком да потолкуем латком.

Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.

Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

В качестве поучения и наставления:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

Поспешишь – людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Скоро пойдешь- ногу зашибешь.

Умел потерять, умей и найти.

Умей шутить, умей и перестать.

Умей сказать, умей и смолчать.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В качестве порицания:

Много шуму - мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Весь дом вверх дном.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш пострел везде поспел.

Использовали пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и

сну.

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Остатки сладки.

Пора спать, коли некого ждать.

Милая подружка – подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Спали, почивали, весело ль вставали?

Мило не мыло, а беленькое личико.

Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого

дыхания. Для этого мы использовали следующие игры и упражнения. Следили

чтобы дети не напрягались и не уставали.

1. Сильно подуть на воду для образования брызг

2. Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке

3. Игра “Пузырь”

4. “Пильщики” Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое

детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и

вперед, произнося при этом слова:

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

Ж-ж-ж-ж…

Треснула и стала,

Начинай сначала!

5. “Насос”

6. “У медведя во бору”

Дети гурьбой к месту, где находится “медведь” которого изображает один

ребенок, и говорят:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее

отведенное место).

7. “Два мороза”

Площадка делится на две половины. На 1 половине – гуляют дети, на 2

половине – сидят “2 мороза”. Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз,

красный нос. Я мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не

страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их

ловя и уводят к себе.

8. “Угадай, чего не стало?”

Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии которых содержится нужный

звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка). Ребенок запоминает эти

предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В

это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен

сказать, что убрано.

9. “Капитаны”

Цель: чередование длительного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание: Дети сидят полу кругом. В центре на столе стоит таз с водой.

Детям предлагается покататься на кораблике из одного города в другой,

обозначив города значками на кроях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно

дуть не торопясь, сложив губы для звука “ф”.

10. “Приятный запах”

Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: душистый цветок, или надушенный платок, или фрукты (мандарин,

яблоко, лимон)

Описание: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На

выдохе произносят с выражением удовольствия слова или фразу: “хорошо; очень

хорошо”; “очень приятный запах”; “очень ароматный цветок”.

Речь формируется под контролем слуха, имеется определенная взаимосвязь в

деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Важными

предпосылками овладения чистым звукопроизношенем в дош. возрасте является

соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха.

Поэтому начатую работу по развитию слухового внимания, мы продолжали

проводить на этапе автоматизации звуков:

В игре “Лягушка”

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри

круга и говорит: Вот лягушка по дорожке.

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого указал водящий, в этот момент говорит: “Ква-ква”. По голосу

водящий должен определить, кто лягушка.

В игре “Путаница”

Цель: найти несоответствия в тексте, назвать нужные звукоподражательные

слова и четко произнести в них звуки.

Замяукали котята: “ Не желаем больше крякать!

“Надоело нам мяукать Мы хотим, как лягушата, квакать”

Мы хотим, как поросята, хрюкать!” Свинки замяукали: Мяу, мяу!

А за ними и утята:

Для развития голосового аппарата предлагали детям прочитать стихотворение

“Тише, жабы” с различной громкостью и с использованием средств

выразительности.

Тише, жабы, На лугу.

Ни гугу – Чтобы не было беды,

Ходит цапля Наберите в рот воды.

На этапе автоматизации мы продолжили работу по артикуляционной гимнастики.

Но, постепенно уже не было необходимости в показе и объяснении артикуляции.

Дети сами способны были сказать, в каком положении должны быть губы, зубы,

язык. Достаточно было назвать упражнение, или напомнить (“Вспомните, что

нужно сделать, чтобы правильно сказать звук “ж”).

1. “Лопаточка” выработать умение расслабив мышцы языка, удерживать его

широким.

2. “Иголочка” выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

3. “Часики” выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и

закреплять пространственную ориентировку правой, левой сторон.

4. “Качели” выработать умение менять положение языка с постепенным

ускорением темпа.

5. “Вкусное варенье” выработать движение широкой передней части языка

вверх и положение языка, близкое к форме чашечки – пиалы.

6. “Грибок” выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную

уздечку.

7. “Лошадка” укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.

Исследователями института физиологии детей АПН установлено, что уровень

развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности

тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев рук также явилась

важной частью нашей работы, так как она способствует улучшению

артикуляционной моторики, является подготовкой кисти руки к письму. Работу

по развитию кистей рук мы проводили систематически по 3-5 минут ежедневно

на занятиях и вне занятий.

Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняется сидя или стоя):

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание: ладонями вверх, ладонями

вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди.

2. Вращение кистями рук: в правую, затем в левую; вовнутрь (обеими

кистями); наружу.

3. Выгибание кистей рук: одновременно; правой, левой по очереди.

4. Прогибание кистей рук: одновременно; правой левой по очереди.

5. Чередование прогибания и выгибания.

6. “Пальчики здороваются” (соприкосновение подушечек пальцев.)

7. “Коготки” – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

8. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди.

9. “Ножницы” – разведение пальцев в стороны.

10. “Замок” – ладони вмести, пальцы переплетены, сдавливание ладоней

силой.

11. “Фонарики” – вращение свободными кистями рук.

12. Потряхивание расслабленными кистями; руки вверх, в стороны, опущены

вниз.

На формирование фонематического восприятия предлагали детям игры с целью

узнавания звука в слове и выделения его из слов разработанные А.И.

Максаковым:

. Дети должны были посадить в машину только тех животных, в

названиях которых есть звук с.

. Из предложенных картинок с изображениями животных, ребенок

должен был отобрать те, в которых есть звук з.

. Отгадывание детьми хорошо знакомых им загадок с дальнейшим

определением, есть ли в названии отгадки заданный звук (“у

кого из всех зверей хвост пушистей и длинней! – У лисы “В

слове лиса есть звук с! А в слове зверь есть звук с!”).

Игры были для детей интересны, вызывали соответствующий эмоциональный

настрой.

Для развития общей и мелкой моторики, проводили с детьми различные

упражнения, например: (“Три Егора”, “Веселый дождик”):

Цель: закреплять артикуляцию звуков (р и рь), развивать общую и мелкую

моторику, координацию речи с движением.

На горбушке

(руки поднять вверх, изобразить полукруг)

Три

(большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

поднять вверх)

Забора,

(руки держать перед собой, пальцы развести в стороны).

Три

(большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

поднять вверх).

Избушки

(соединить концы пальцев вместе, изобразить крышу избушки, поднимая

руки вверх.)

Три

(большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

поднять вверх)

Егора

(руки опустить вниз вдоль туловища).

Справа – дедушка Егор,

(шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставить и руки опустить).

Слева – дядюшка Егор.

(шаг влево и руки отвести влево, правую ногу приставить, руки

опустить).

А у среднего забора

(полупоклон туловища вперед, руки от груди развести в стороны)

Не Егор

(поворачивать голову в стороны).

А пол – Егора

(руки вытянуть вперед на уровне пояса ладонями вниз).

Потому что он пока

(походить на месте).

От горшка два вершка

(полупоклон туловища вперед, держать полусогнутые в локтях руки на

уровне пояса ладонями вниз).

В свободное время и в непроизвольной беседе учили с детьми

чистоговорки:

На траве – трава, у тропинки – дрова.

Петр едет на троллейбусе, а Трофим – на трамвае.

Труба трубит, труба поет,

Трубач по улице идет.

У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.

Сначало проговаривали медленно, затем убыстряя темп контролируя

дрожание кончика языка при звуках (р и рь).

Устраивали с детьми вечера загадок, предлагали детям самим придумать

загадки.

Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).

Береги нос в сильный… (мороз).

Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).

Далеко от земли, ушли в море… (корабли).

В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).

Иногда из ручейка растекается… (река).

Развивающие возможности загадки во всей красе предлагала Ю.Г.

Илларионова.

Социально – бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли В.П.

Андрианова – Перетц, Н.А. Дмитриева, Ю.Г. Круглов.

Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия,

заметили что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а

утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильным фактором

взаимного влияния.

В своей работе мы руководствовались следующими принципами:

всесторонние развитие личности ребенка, сознательность и активность детей,

учет возрастных особенностей ребенка, индивидуальный подход, наглядность,

научность и системность, решающая роль педагога.

Материал специальных занятий закрепляли и вне занятий, в режимных

моментах. Использовали в работе с детьми комплекс пальчиковой гимнастики,

игры по развитию мелкой и общей моторики, малые различные формы фольклора.

Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче

добиться того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц,

животных, подражали им. Подражание является основой для формирования

звуков. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

“Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков

и тем самым уточнять свои собственные движения”. (Ф.Ф. Рау).

В своей работе мы использовали работу с родителями – беседы, групповые

собрания, оформление папки – передвижки “Говорят наши дети”, “Роль малых

фольклорных форм для развития звукопроизношения”. Обновили уголок для

родителей, поместили таблицу звукопроизношения детей, расписание занятий,

рекомендации, литературу для ознакомления.

3. Контрольный эксперимент

По окончании обучения нами был проведен контрольный срез для

определения эффективности проделанной нами работы.

Для уровня сформированности звукопроизношения мы провели итоговое

обследование: предлагали ребенку задания:

. Произнести звук изолированно

. В словах

. Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой речи и

самостоятельной.

Наглядный материал изменили.

Обследование показало, что количество детей с нарушением

звукопроизношения сократилось.

Правильное произношение свистящих сформировалось у Алисы Л., Саши Н.,

Дениса М.

Правильное произношение шипящих сформировалось у Данила П., Олега В.,

у Тани Б., Тани М.

Все звуки сформировались у Андрея И., Федора Ф., Данила П., Дениса К.,

Насти Я., Олега В.

Проведя анализ констатирующего эксперимента и контрольного среза,

можно сказать, что количество детей на низком уровне сократилось с 4

до 1, на среднем с11 до 8, на высоком уровне оказалось 6 детей.

|Констатирующий |I-4 |20 детей |

|Эксперимент. | | |

| |II-11 | |

| |III-5 | |

|Контрольный |I-1 |15 детей |

|Срез. | | |

| |II-8 | |

| |III-6 | |

Мы достигли высоких результатов. Работу необходимо продолжать и

педагогам ДОУ, и родителям.

Заключение

Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо–физиологического

аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы

речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием

коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, лежат речевое дыхание и

деятельность речедвигательного аппарата.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи

фонематическим восприятием всех звуков русского языка. (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и

речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного

звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка,

интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного

аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые

особенности.

Процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании

связи между ощущениями, вызванными сокращением мышц речевого аппарата, и

слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям

присоединяются еще и зрительные ощущения. Зрительное восприятие помогает

улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные

движения (Ф.Ф. Рау).

Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность

ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь

окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие

исследователи.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для

успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства

ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для

окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от

правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау,

необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может

превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо

особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать

косноязычие.

Одной из причин неправильной речи детей М.Е. Хватцев называет

“недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих”

(не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному

произношению).

Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено

значение правильного произношения звуков для формирования полноценной

личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к

школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и

сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами

произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает

психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение

правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из

причин неуспеваемости учащихся начальных классов называют наличие у детей

недостатков звукопроизношения. Нередко, несмотря на хорошие умственные

способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него

наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи,

затрудняется в овладении навыками письма.

По материалом обследования, 15-20% детей поступают в школу из детского

сада с несовершенным произношением звуков.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей

актуальности и практической значимости в настоящие время.

Используя в практической деятельности разные средства формирования

правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры,

упражнения для мелкой и общей маторики и т.д. Мы убедились, что не менее

эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора

(загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.).

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами

художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые

повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного

звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в

общей системе работы по родному языку.

Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи

должны и педагоги и родители.

Библиография

1. Азадовский М.К. “История русской фольклористики” Москва:

Учпедгиз, 1958г.

2. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1997г.

3. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском

фольклоре – Вып.1, 1991г.”

4. Бондаренко А.К. “Словесные игры в детском саду” М:

Просвещение, 1977г.

5. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.

6. Бородич А.М. “Методика развития речи у детей” М.,

Просвещение, 1981г.

7. Барская Н. “Выступает будто пава!” (элементы фольклора на

занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994г.

№12.

8. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре –

Л., 1988г.

9. Городилова В.И. “Воспитание правильной речи” УЧПЕДГИЗ, 1956г.

10. Генинг М.Г., Герман Н.А. “Обучение дошкольников правильной

речи” Чебоксары, 1980г.

11. Гербова В.В. “Занятия по развитию речи в средней группе

детского сада” Просвещение, 1983г.

12. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках”

Русский язык в школе, 1997г.

13. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г.

14. Карпова С.Н. “Осознание словесного состава речи

дошкольниками” М., 1967г.

15. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 1998г.

16. Мелехова Л.В. “Речь дошкольника и ее исправления” М.,

Просвещение, 1867г.

17. Максаков А.И. “Правильно ли говорит ваш ребенок” М.,

Просвещение, 1982г.

18. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор”СПб, 1997г. №608

19. Максаков А.И. “Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим

словом”. М., Просвещение, 1979г.

20. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном

воспитании школьников” Минск, 1968г.

21. Нестеренко И. “О роли воспитателя в формировании речевых

навыков дошкольников” // Дошкольное воспитание, 1985г. №11.

22. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей”// Дошкольное

воспитание, 1995г. №9.

23. Новицкая М. “Фольклорная школа” // Дошкольное воспитание,

1993г. №9.

24. Репина З.А. “Уроки логопедии”, “Литур” Екатеринбург, 1999г.

25. Радина Е.И. “Воспитание правильной речи у детей дошкольного

возраста” М., Просвещение, 1968г.

26. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня

в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 1997г. №4.

27. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому

фольклору”// Дошкольное воспитание, 1993г.

28. Сергеева Д. “А как речь – то говорит, словно реченька

журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994г. №9

29. Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка” М.

Педагогика, 1973г.

30. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному

языку в детском саду” М., Просвещение, 1966г.

31. Сохин Ф.А. “Развитие речи детей дошкольного возраста” М.,

Просвещение,1988г.

32. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”.

Петрозаводск, 1998г.

33. Туманова Т.В. “Формирование звукопроизношения у дошкольников”

1999г.

34. Усова А..П. “Русское народное творчество в детском саду”. М.,

Просвещение, 1972г.

35. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М.,

1961г.

36. Фомичева М.Ф. “Воспитание у детей правильного произношения”.

М., 1981г.

37. Чемортан С.М. “Формирование художественно – речевой

деятельности дошкольников”. Кишинев, 1986г.

38. Ярославский Е. “Как родятся, живут и умирают боги и богини”

М., 1959г.

Приложения

Конспект занятия

. Сейчас мы с вами поиграем в игру, - мы будем называть предметы,

а потом бросать вам мяч. Но вы будете ловить его лишь тогда,

когда в названии предмета услышите звук ж. Какой звук?

. Если в названии предмета нет звука ж, ловить мяч не надо, будете

его отбрасывать обратно.

Еще раз повторяем, когда ребенок должен ловить мяч и когда

отбрасывать. Затем становимся 3-4 шагах от ребенка, произносим например,

слово жаба и бросаем мяч. Ребенок ловит его. Затем говорим слово стул и

снова бросаем мяч. Ребенок отбрасывает мяч от себя. Слова произносим не

спеша, интервал между произнесением слова и подачей мяча 2-3 с.

Используемый набор слов: жук, лыжи, картина, ножницы, велосипед, диван,

ежата, трамвай, медвежонок, кубики, дерево, лужа, ножи, кровать.

. Предлагаем детям повторить за нами чистоговорки, произнося их

шепотом (на ушко медведю, кукле).

Жа-жа-жа- убежали два ежа. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу. Хорош пирожок,

внутри творожок.

. Дети отгадывают загадки и говорят, есть ли в слове - отгадки

звук ж.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик)

Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы)

. Заучивание стихотворения помогает детям закрепить произношение

звука ж.

Рыжий котенок

Вышла девочка на лыжах, Добежал до горки – ждет.

А за ней котенок рыжий. Прокати, Аленка,

От нее не отстает, Рыжего котенка! (М. Солдатенко)

В игре дети участвовали активно. Саша Н., Никита К., Денис М., допускали

ошибки (ловили мяч, когда в слове не было звука “ж”). Чистоговорки

предложили повторить шепотом Данилу П., Андрею И., потом по желанию

детей. Загадки дети отгадали правильно, после чего заучили с детьми

стихотворение “Рыжий котенок”.

Занятие прошло организованно, большинство детей с заданием справились.

Конспект занятия

Тема: Воспитание правильного, четкого произношения “сь” в речи.

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука “сь” во фразовой

речи.

Предшествующая работа: уточнение произношения звука “сь” в словах.

Подготовительная работа: подбор материала (рассказ, стихи,

чистоговорки).

“Семья”

Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду Сима и Сеня сидят в

беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с

Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей.

. Следим за тем, чтобы дети правильно произносили звук “сь”, но не

выделяли его во фразовой речи (чтобы не нарушалось восприятие

текста).

. Проговаривание чистоговорок: са-са-са- вот идет лиса, со-со-со-

лиса катит колесо, сы-сы-сы- хвост красивый у лисы, су-су-су-

видел я в лесу лису.

. Заучивание скороговорки: Саня в лесу поймал лису.

. Отгадывание загадок: В воде купался, сухим остался. (Гусь)

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Занятие прошло организованно, к проговариванию чистоговорок подключали

малоактивных детей: Софью, Никиту, Андрея. Скороговорку заучили, Данил П.

проговорил сначала медленно, затем быстрее. Загадки отгадали правильно.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ