Методика преподавания темы: Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов в 10 классе
столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном
формате.
8.1. Установите масштаб 75%.
8.2. Скопируйте значения Y из столбца F в столбцы К, L, M, N.
Для этого воспользуйтесь правой кнопкой мыши. Откроется контекстно-
зависимое меню, где нужно выбрать пункт Копировать значения.
8.3. В столбце К задайте формат, в котором отражаются две значащие
цифры после запятой 0,00.
8.4. В столбце L задайте формат Научный .
8.5. В столбце М задайте формат Процент.
8.6. В столбце N установите собственный (Пользовательский) формат -
четыре знака после запятой:
Формат, Ячейки, Число, код: 0,0000, ОК.
8.7. Оформите блок К2:N24 в стиле оформления основной и
вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, заполнение, шрифт).
Задание 9. Предъявите результат работы учителю. Вид экрана
представлен на Рисунке 5.
Задание 10. Сохраните файл под старым именем work2_2.xls.
Задание 11. Распечатайте таблицу на принтере, предварительно
просмотрев ее вид на экране.
Печать таблицы на экране и принтере
Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она
выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это.
Для этого необходимо выполнить команду меню Файл, Просмотр или
щелкнуть по кнопке Просмотр панели инструментов Стандартная, функция
предварительного просмотра выводит таблицу на экран, но ошибки исправлять
не позволяет. Для исправления прийдется вернуться в обычный режим
представления на экране, но в режиме просмотра (Рисунок 5.) можно выполнить
очень полезные операции: изменить параметры страницы, установленные поля и
разбивку на страницы; начать печать.
Функция предварительного просмотра позволит вам сэкономить время,
бумагу и избежать ненужных разочарований.
11.1. Задайте режим предварительного просмотра.
С помощью кнопки Просмотр панели инструментов Стандартная.
11.2. Щелкните по кнопке Страница и в окне параметров выберите
ландшафтную ориентацию.
11.3. Щелкните по кнопке Поля; на экране будут видны линии,
обозначающие поля.
Установите указатель мыши на второй квадратик, расположенный слева по
вертикали. Нажмите и не отпускайте левую кнопку мыши.
Внизу вы увидите цифры 2,50. Это высота установленного в данный
момент верхнего поля.
Измените высоту верхнего поля на 3,00.
Этот способ может использоваться для изменения любого поля в режиме
предварительного просмотра.
Измените ширину левого поля на 1,00.
Измените ширину полей таблицы таким образом, чтобы все данные в них были
видны и таблица полностью помещалась на странице.
11.4. Убедитесь в том, что принтер подключен к вашему компьютеру и
работоспособен.
11.5. Нажмите на кнопку Печать.
Задание 12. Завершите работу с Excel.
Задание 13. Подведите итоги.
Проверьте:
знаете ли вы, что такое: функции Excel; форматы чисел;
умеете ли вы: защищать информацию в таблице; использовать функции;
Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы
работы.
Предъявите учителю:
краткий конспект;
файл work2_2.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге;
распечатку таблицы work2_2.xls.
Алгоритмическая последовательность №4 на тему:
«Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»
Цели работы:
научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов;
закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию и печати
таблиц.
Постановка задачи: заведующий хозрасчетной больницей должен составить
штатное расписание, т. е. определить, сколько сотрудников, на каких
должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный
фонд зарплаты составляет $10 000.
Построим модель решения этой задачи.
Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, ничего не дано,
кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно
больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5—7 санитарок,
8—10 медсестер, 10—12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих
отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий
больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например,
зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о
сокращении числа санитарок, чтобы увеличить оклад каждой из них.
Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется
оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во столько-то
раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад
является линейной функцией от оклада санитарки: А(С+В, где С — оклад
санитарки; А и В—- коэффициенты, которые для каждой должности определяются
решением совета трудового коллектива.
Допустим, совет решил, что
медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки (А=1,5, В=0);
врач — в 3 раза больше санитарки (В=0, А=3);
заведующий отделением — на $30 больше, чем врач (А=3, В=30);
заведующий аптекой — в 2 раза больше санитарки (А=2, В=0);
заведующий хозяйством —на $40 больше медсестры (А=1.5, В=40);
главный врач — в 4 раза больше санитарки (А=4, В=0);
заведующий больницей — на $20 больше главного врача (А=4, В=20).
Задав количество человек на каждой должности, можно составить
уравнение: Nl((Al(C+BI)+N2((A2(C+B2)+...+N8((A8(C+B8)=10000,
где N1 — количество санитарок; N2 — количество медсестер и т. д.
В этом уравнении нам известны А1...А8 и В1...В8, а неизвестны С и
NI...N8.
Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удастся, да и
единственно верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора.
Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем
сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если
фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо
отказаться от услуг какого-либо работника и т. д.
Проделать такую работу вручную трудно. Но вам поможет электронная
таблица.
Ход работы
1. Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия
должностей в столбец А (см. Рисунок 1 — пример заполнения таблицы).
2. В столбцах В и С укажите соответственно коэффициенты А и В.
3. В ячейку Н5 занесите заработную плату санитарки (в формате с
фиксированной точкой и двумя знаками после нее).
4. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по
формуле А*С+В.
Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с
использованием абсолютной ссылки на ячейку Н5, в которой указана зарплата
санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению
содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы.
5. В столбце Е укажите количество сотрудников на соответствующих
должностях в соответствии со штатным расписанием.
6. В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной
должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной
платы.
Данные в столбцах D, F должны быть представлены в формате с
фиксированной точкой и двумя знаками после нее.
7. Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то
внесите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в
пределах штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет - до тех пор,
пока сумма не будет равна заданному фонду.
8. Сохраните таблицу в личном каталоге под именем work_3.xls.
9. После получения удовлетворительного результата отредактируйте
таблицу.
См. Рисунок 2 — пример оформления штатного расписания больницы без
подобранных числовых значений.
9.1. Оставьте видимыми столбцы А, D, Е, F.
Столбцы В, С можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат.
столбец, Скрыть.
9.2. Дайте заголовок таблице “Штатное расписание хозрасчетной
больницы” и подзаголовок “зав. больницей Петров И. С.”.
9.3. Оформите таблицу, используя автоформатирование. Для этого:
выделите всю таблицу, включая заголовки;
выберите пункт меню Формат, Автоформат (см. Рисунок 3);
выберите удовлетворяющий вас формат.
10. Сохраните отредактированную таблицу в личном каталоге под именем
hospital.xls.
11. Распечатайте отредактированную таблицу hospital.xls.
Воспользуйтесь режимом предварительного просмотра. При просмотре выберите
ландшафтное расположение и подберите оптимальную ширину полей.
Предъявите учителю:
файл work_3.xls на экране;
распечатанный файл hospital.xls.
3.2 Материально-техническое обеспечение компьютерного класса.
Требование пакета Microsoft Office к программному и аппаратному
обеспечению
Материально-техническое обеспечение компьютерного класса
Прежде чем рассматривать возникшее недавно направление компьютерного
обучения, определим предмет обсуждения, потому что многие авторы
публикаций, посвященных компьютерным технологиям, в основном рассматривают
программную часть. Здесь возникает ситуация, похожая на ту, когда
возможности характеристик автомобиля оцениваются без учета характеристик
двигателя. Уровень образовательной системы определяется в равной степени не
только программой, но и аппаратной составляющей. Поэтому уместно ввести
понятие обучающей системы как совокупности программных и аппаратных
средств.
Под аппаратурой понимается компьютер как совокупность средств,
обеспечивающих ранение, ввод/вывод, модификацию текстовой, графической,
аудио- и видеоинформации. Программное обеспечение это управляющая среда,
которая, в зависимости от возникающей ситуации, адекватно реагирует на
действия обучаемого. Компьютерная программа учебного назначения это любое
программное средство, специально разработанное или адаптированное для
применения в обучении. Выбирая конкретную модель персонального компьютера
ПК для выполнения образовательных задач, необходимо остановиться на
варианте, который при минимальных затратах соответствовал бы требованиям,
предъявляемым при решении подобных задач.
На возможности компьютеров, призванных решать образовательные задачи,
влияют следующие компоненты аппаратуры:
•тип процессора;
•кэш-память;
•тип шины;
•размер и характеристики оперативной памяти;
•параметры внешних носителей информации;
•звуковые адаптеры;
•видеоадаптеры;
•периферия.
Наиболее популярными в настоящее время в России являются компьютеры,
совместимые с IBM PS, поэтому ниже они будут рассмотрены более подробно.
Процессор. В совместимых IBM PS компьютерах используются процессоры
фирмы INTEL или им подобные. Каждый тип процессора имеет свое обозначение,
которое заканчивается двузначной цифрой 86, 87 и др. Полное обозначение
процессора выглядит следующим образом: INTEL8086 (либо i8086). За
сравнительно короткий период фирма INTEL выпустила целый ряд процессоров -
i8086, i8088, i80186, i80286, i80386, i80486, i80586 (PENTIUM), i80686 (P-6
или PENTIUM PRO). Сегодня на завершающей стадии разработки процессор P-7.
Процессоры в - i8086, i8088, i80186 имеют аналогичную внутреннюю
структуру, позволяющую обрабатывать. 16-разрядные слова Принципиальные
различия между этими устройствами заключаются в следующем:
•i8086 работает с 16-разрядными словами данных;
•i8088 по организации идентичен предыдущему: но обмен информацией за
пределами процессора осуществляется только байтами, что существенно снижает
производительность ПК, но, с другой стороны, упрощает его схему;
•i80186 включает в свой состав схемы процессора, идентичного i8086, и
математического сопроцессора, обмен данными ведется с 16-разрядными
словами. Для совместной работы с i8086 и i8088 используется сопроцессор
i8087 (ускоритель при работе со специальной математикой), который
увеличивает производительность. Первые ПК типа IBM PC и PC/XT (eXTended
version - расширенная версия) были укомплектованы процессорами i8086, i8088
и i80186, которые позволяли работать с оперативной памятью объемом до 640
Кб (основной). Частота работы процессора определяет производительность
процессора.
•Процессор i80286 (или i80286) стал основой для создания компьютера
IBM PC/AT (Advanced Technology усовершенствованная технология). Основные
особенности данного процессора заключаются в том, что, хотя обмен с памятью
ведется 16-разрядными словами, шина адреса теоретически может иметь 24
разряда (возможность адресации к 16 Мб памяти), но практически реализуется
двадцатиразрядная адресная шина (1 Мб ОЗУ). Частота работы процессора от 8
до 20 мГц. Для эффективного выполнения математических вычислений
предназначен сопроцессор i287.
•Вслед за i286 были выпущены несколько типов процессоров с номером
i386 (или i80386), за которыми указывается буквенное обозначение DX или SX.
Общим для 386 процессоров является то, что они обрабатывают 32-разрядные
слова, а отличие заключается в длине слов, которыми они обмениваются с
памятью и внешними устройствами: i386 имеет "широкую" шину, то есть за одно
обращение к памяти обрабатывается 32-разрядное слово, а i386SX с узкой
шиной ведет обмен 16-разрядными словами. Частота работы этих процессоров
составляет от 16 до 40 мГц. При равной частоте i386DX примерно в полтора
раза производительней i386SX. Процессор может дополняться математическим
сопроцессором i387 (с обозначением DX и SX соответственно. Тридцать два
разряда адресной шины позволяют адресовать до 4 Гб памяти.
•Следующий процессор, i486, также имеет несколько типов. Первоначально
был выпущен i486DX, в кристалле которого размещаются:
•процессор i386;
•сопроцессор i387;
•схема управления кэш-памятью;
•дополнительные схемы управления.
Кроме конструктивных особенностей необходимо отметить иную организацию
процесса обработки команд по сравнению с предыдущими вариантами.
Процессоры i486 работают на частоте 25, 33 и 50 мГц. Выпускаются также
процессоры, работающие на удвоенной частоте, у которых при использовании
внутренней кэш-памяти частота процессоров удваивается, а при работе с
данными за пределами процессора остается неизменной. Такие процессоры имеют
обозначения i486DX2-50 (или 66, 100). Одновременно выпускаются процессоры
i486 с упрощенной за счет уменьшения кэш-памяти до 1 Кб и отсутствия
сопроцессора схемой. Такие процессоры обозначаются как i486SX .
Под кэш-памятью (cache) понимается очень быстродействующая буферная
память, размещенная между процессором и оперативной памятью (ОЗУ), которая
используется для сокращения времени обмена информацией между ОЗУ и
процессором. Объем памяти типа кэш составляет:
64 128 Кб для i386;
128 256 Кб для i486;
512 Кб для PENTIUM и P6.
Практика показывает, что оптимальным является объем не менее 128 Кб.
Следует отметить, что в прошлом году фирмы, занимающиеся выпуском
процессоров этой серии прекратили их выпуск ниже i486. Одновременно начат
выпуск процессоров i80586 (PENTIUM), который обеспечивает удвоенную
производительность по сравнению с i486DX2- 66.
И, наконец, последнее детище фирмы INTEL процессор P6 (i80686 или
PENTIUM PRO) с производительностью вдвое большей, чем PENTIUM. Тактовая
частота 200, 180, 166, 150 мГц. Уже сейчас он завоевывает рынок. Оценить
степень сложности этого процессора можно, если сравнить количество
транзисторов в схемах процессоров разных поколений. Если i486 содержал в
себе несколько тысяч транзисторов, то P6 имеет на двух кристаллах поистине
фантастическое количество 5.5 млн.
Всеобщая болезнь это зацикливание только на IBM PC. Между тем большую
работу по созданию обучающих систем ведут программисты для компьютеров
Macintosh. Если учесть, что фирма Apple недавно выпустила целую серию
русскоязычных обучающих пакетов на CD-ROM, то следует обратить внимание
INTEL на этот компьютер. Тем более, что оптические диски распространяются
бесплатно. В комплект входят мультимедийные пакеты по естественно-научным,
лингвистическим INTEL филологическим дисциплинам.
Оперативная память. В персональных компьютерах выполнена на
интегральных схемах и характеризуются двумя параметрами: объемом для
хранения информации (в битах, байтах и их производных килобайтах Кб,
мегабайтах Мб, гигабайтах Гб) и временем доступа к элементам оперативной
памяти. Кроме этого модули памяти, выпущенные разными фирмами, отличаются
возможностью контроля и исправления ошибок при хранении информации. Это
определяет с одной стороны надежность ОЗУ, а с другой стороны стоимость 1
Мб памяти. Оперативная память разделяется на зоны; основная память (640
Кб), дополнительная память (Expanded Memory Specification EMS) и
расширенная память (extended Memory Specification XMS). Время обращения в
современных микросхемах составляет 60 80 нанасекунд.
Шина (или магистраль) является связующим компонентом между элементами
компьютера по ней передаются адреса ячеек, ОЗУ информация и управляющие
инструкции. В персональных компьютерах используются, в зависимости от типа
процессора три вида шин:
•XT-bus i8086, i8088 (по этой шине на частоте 4.77 МГУмГц передается
одновременно один байт информации;
•ISA (Industry Standard Architecture) для процессоров i80286, i80386
(по этой шине на частоте 4.77 мГц передается за один такт два байта);
•EISA (Extended Industry Architecture) используется в моделях с
процессорами выше i80386 и позволяет при работе с частотой 10 мГц
передавать четыре байта.
•С повышением тактовой частоты возможности шины EISA перестали
удовлетворять пользователей компьютерных систем. В современных машинах
стали использовать различные альтернативные локальные шины, такие, как,
SCSI, SCSI-2, VESA, PPSI, VL-BUS и прочие. Разрядность таких шин достигла
64 (видеоплаты для приложений MULTIMEDIA) и частота обмена возросла до 500
мГц (локальные шины памяти).
•В современных персональных ЭВМ обычно сочетаются несколько типов шин:
два три слота (разъема) PPSI или VESA для "быстрых устройств и три четыре
слота EISA/ISA для обычных периферийных устройств.
Накопители на дисках. В компьютерах типа IBM PC используются, в
основном, два вида накопителей на магнитных дисках: для гибких (FDD) и
жестких (HDD) дисков. Образовательные программы могут работать на
компьютере с любым набором ей, если, конечно, позволяет информационный
объемов.
Гибкие сменные диски, то есть диски, которые могут быть установлены в
накопитель тогда, когда записанная на нем информация необходима для работы
или когда необходимо сохранить информацию. Гибкие диски бывают двух видов
диаметром 5.25( (133 мм) до 1.2 Мб и 3.5( (89 мм) до 2 Мб.
Как правило, жесткие диски постоянно находятся в компьютере и доступны
для чтения и записи информации сразу же после включения ПК. В последнее
время появились и сменные жесткие диски (диски Бернулли), но они пока не
получили широкого распространения. Выпускаемые для ПК жесткие магнитные
диски обеспечивают хранение данных о 40 Мб до 3 Гб, причем в настоящее
время выпуск дисков емкостью меньше 100 Мб практически прекращен.
Кроме отдельных жестких дисков в ряде случаев используются так
называемые избыточные массивы недорогих дисков (RIAD). Фактически, это
набор из отдельных жестких дисков, объединенным специальным контроллером.
Для пользователя такая матрица дисков кажется одним большим диском, емкость
которого может достигать сотен гигабайт, с достаточно малым временем
доступа. Емкость матрицы RIAD может легко наращиваться приобретением
дополнительных дисков по мере надобности. Известно, что мультимедийные
образовательные продукты содержат в той или иной степени текстовую,
графическую, звуковую, неподвижную визуальную, анимированную
видеоинформацию, которые требую больших объемов памяти. Поэтому в последнее
время при создании образовательных систем все чаще используются лазерные
диски, имеющие емкость свыше 600 Мб. Они бывают двух типов: для
записи/чтения WORM (Write or Read Memory) и с уже осуществленной
одноразовой записью (только для чтения) CD-ROM (Compact Disk Read Only
Memory).
Видеосистема персонального компьютера. Основным средством для
оперативного отображения информации в компьютере является видеосистема,
состоящая из видеоадаптера (видеоконтрол-лера), дисплея (монитора) и,
возможно, специальной платы видеоускорителя. Видеоадаптер осуществляет
непосредственное управление работой дисплея, Наиболее распространенными
видеоадаптерами являются следующие:
•MDA (Monochrome Display Adapter) монохромный дисплейный адаптер; •CGA
(Color Graphics Adapter) цветной графический адаптер;
•EGA (Enhanced Graphics Adapter) усовершенствованный графический
адаптер;
•VGA (Video Graphics Array) видеографическая матрица;
•SVGA (Super VGA) супервидеографическая матрица.
Все видеосистемы могут работать в двух режимах текстовом и
графическом. Любое изображение формируется из точек (пиксел) определенного
цвета. Тип видеоадаптера определяет качество изображения. Лучшим на
сегодняшний день признан SVGA, который пока не является точно определенным
стандартом.
Мониторы выпускаются таких же типов, как и видеоадаптеры. Они
характеризуются тремя параметрами: величина пиксела, размер экрана по
диагонали и поддерживаемые частоты развертки изображения.
Периферийные устройства. Для современных компьютеров разработано
огромное число периферийных устройств. Условно можно разделить их на
базовый набор (мышь, принтер, модем и сетевые адаптеры) и дополнительное
оборудование. Базовый набор всем известен и не требует особых пояснений, но
именно от него во многом зависят возможности компьютера.
Любая работа, связанная с получением "твердой копии" (распечатки),
требует принтера. Возможности современных принтеров:
•Матричный (9 или 24 иголки). Плотность печати меньше 200 точек на
дюйм, обычно 144. Число цветов обычно два (черный и белый) Качество печати
удовлетворительное. При работе высокий уровень шума.
•Лазерный или струйный принтер, плотность печати достигает 600 800
точек на дюйм. В зависимости от типа принтера (цветной или черно-белый)
либо 256 градаций яркости, либо 256 и более цветов. Отличительные
особенности полиграфическое качество, малый уровень шума и высокая скорость
печати.
Одновременно с этим стоит заметить, что современные средства связи и
коммуникации предусматривают возможность сетевых устройств печати, к
которым могут иметь доступ одновременно много пользователей. Таким образом,
наличие в комплекте с каждой ЭВМ не очень качественного матричного принтера
больше не является необходимостью, можно ограничиться меньшим количеством
качественных сетевых печатающих устройств. К дополнительному оборудованию
можно отнести в первую очередь системы обработки и ввода/вывода графической
и текстовой информации на бумаге. К ним мы относим графопостроители,
позволяющие выводить на бумагу, в том числе и на стандартный ватманский
лист, высококачественные многоцветные чертежи, удовлетворяющие требованиям
ЕСПД. Графопостроители (плоттеры) классифицируются по принципу работы
(планшетный или рулонный) разрешающей способности, количеству цветов и
размеру рабочего поля. Следующими важными устройствами периферии являются
сканеры устройства для ввода (считывания) в компьютер текста или
изображения с бумаги. Изображение считывается с достаточно хорошим
качеством (400 800) точек на дюйм. Полутоновый сканер обычно поддерживает
до 256 градаций серого, а цветной 256 и более цветов. При наличии
соответствующего программного обеспечения и аппаратной поддержки сканер
позволяет не только считать с бумаги "картинку", но и преобразовать ее в
текст, что существенно сокращает занимаемый объем памяти. Таким образом,
можно очень легко и быстро вводить в машину информацию из книги или
журнала.
По принципу работы сканеры делятся на ручные и планшетные. Скорость
ввода во многом определяется быстродействием используемого компьютера.
Следующее устройство сходного назначения диджитайзер. С его помощью в
машину вводятся в реальных размерах координаты точек какого-либо рисунка
или чертежа. Если при работе со сканером вводится весь рисунок, то при
работе с диджитайзером вводятся, например, только координаты каких-то
ключевых точек рисунка. В ряде случаев, например, при выполнении чертежей,
такой подход имеет свои преимущества.
В какой-то мере к диджитайзерам примыкают перья, которыми можно писать
либо прямо на экране дисплея (световое), либо на специальном планшете. В
обучающих системах такое перо обеспечивает более удобный и естественный
ввод информации, нежели клавиатура. Обычно перо используется в графическом
режиме, то есть текст интерпретируемая как рисунок, но почти всегда можно
использовать оптическую распознающую систему для перевода информации из
графического изображения в текст.
В ряду периферийных устройств особое место занимают так называемые
саундбластеры (SOUND BLUSTER). Это устройство, предназначенное для
воспроизведения с помощью вашего компьютера высококачественного
стереофонического звука. Качество звука сопоставимо с качеством цифровой
записи на оптическом диске. Существует достаточно много программ для
генерации человеческой речи с использованием саундбластера. Их можно
использовать в компьютерных системах безопасности и оповещения, в процессе
общения с компьютером на естественном языке, в процессе обучения людей с
дефектами зрения. В учебном процессе и научной работе саундбластер можно
использовать для генерации программируемых во времени напряжений и
сигналов. Кроме того, саундбластер способен оцифровывать (переводить в
цифровой вид) внешние звуковые сигналы, например, голос или музыку. В
настоящее время это широко применяется в системах безопасности для
идентификации личности, при изучении иностранных языков и в программах
диктовки текста. Существует достаточно большой рынок таких программ, лучшие
из них имеют словарный запас до ста тысяч слов и возможность обучения
(настройки на голос конкретного человека). Процент распознавания
естественной человеческой речи для таких программ весьма высок (> 95 %).
Дополнительно к саундбластеру выпускается довольно много разнообразных
добавочных устройств, в основном ориентированных на подготовку или нужды
профессиональных музыкантов. С использованием этой техники компьютер
превращается в полноценную студию звукозаписи с неограниченными
возможностями.
Существует сходное по назначению устройство, но оно работает не со
звуковым, а с видеосигналом видеобластер. С его помощью можно считать в
компьютер подвижное видеоизображение с телевизора или телекамеры,
отредактировать его, дополнить компьютерными фрагментами и снова перевести
в форму телевизионного видеосигнала. Качество получаемого изображения очень
сильно зависит от возможностей компьютера, и в хорошем случае (PENTIUM) не
уступает возможностям оптического диска. Без использования видеобластера в
настоящее время невозможно создание качественного рекламного телевизионного
продукта, приложений мультимедиа, актуальных и современных обучающих
систем, программных продуктов из серии "искусственная реальность". Есть
несколько огромных достоинств видеобластера: в настоящее время проще и
удобней тиражировать и хранить не компьютерное, а видеоизображение;
видеобластер дает возможность выводить качественное изображение на большие
телевизионные видеопанели или проекционную аппаратуру. Размер видеопанели
может достигать 10 ( 10 метров, что делает такую технику незаменимой при
организации массовых видеодемонстраций и телеконференций. Примерно такие же
видеопанели используются в различных тренажерах наподобие систем
"искусственная реальность" (вождение автомобиля, пилотирование самолета,
изучение микроэлектронных схем и т.д.).
Очень большую область сверхсовременных периферийных устройств
составляет оснащение систем "искусственной реальности". С развитием
компьютерной техники стало возможным создать для человека среды ощущений,
включая стереоскопическое видеоизображение, стереозвук и тактильные
ощущения. Человек попадает в полностью искусственную среду и может
взаимодействовать как с объектами этой среды, так и с другими людьми
(партнерами или противниками) или объектами, также погруженными в мир
"искусственной реальности". Направление искусственной реальности получило
мощный импульс развития применительно к видеопрограммам, но в последнее
время за рубежом очень интенсивно ведутся работы по созданию обучающих
систем типа "искусственная реальность" в области медицины, космических
исследований, социологии и выживания человека или группы людей в
экстремальных условиях. Непосредственное приобретение реального опыта в
этих сферах деятельности может быть затруднено или невозможно (медицина:
полная имитация условий реальной операции для студента-хирурга).
К сожалению, в данной предметной области еще не сформировалась
терминология для обозначения данных устройств. Типовое оборудование
включает в себя систему наподобие саундбластера, систему видеоизображения,
систему пространственной ориентации и систему тактильных ощущений.
Видеосистема может строиться как на базе проекционных экранов и
поляризующих очков для создания эффекта стереоскопического зрения, так и на
базе видеошлема, который с помощью отдельных электронно-лучевых трубок
формирует отдельные изображения для левого и правого глаза. Система
пространственной ориентации включает в себя инфракрасные или механические
датчики перемещения в пространстве как всего человека в целом, так и
отдельных частей его тела головы, рук и других. Такая система необходима,
так как все наши ощущения взаимосвязанны, и при повороте головы надо
соответственно изменить картинку "окружающего мира", выдаваемого
видеосистемой. Тактильные перчатки служат для иллюзии осязания и
определения положения в пространстве пальцев рук. Таким образом, взяв в
мире "искусственной реальности" в руки какой-либо предмет, человек увидит
его электронный образ с помощью видеосистемы. Достаточно часто тактильная
система работает в обе стороны, то есть. она не просто передает движения
рук человека в ЭВМ, но и может по командам машины имитировать мышечные
усилия, нагрев или охлаждение поверхности кожи. По мере надобности такие
системы могут усложняться вплоть до образов биопотенциалов мозга с одной
стороны и, например, управления искусственной беговой дорожкой для мышечной
нагрузки с другой стороны. Все зависит от уровня используемой техники и
требуемой достоверности ощущений.
Существует еще одна очень большая группа периферийных устройств ЭВМ,
применяемая в учебном процессе и научной работе. В настоящее время
выпускаются десятки тысяч всевозможных цифроаналоговых преобразователей,
анализаторов и интерфейсов ЭВМ измерительная техника. Эту периферию можно
использовать для регистрации с помощью ЭВМ различных измерений в ходе
учебного процесса и научного эксперимента. Но, к сожалению, номенклатура
этих изделий настолько велика и разнообразна, что в кратком обзоре
невозможно даже частично описать функции и назначение этих устройств. Можно
сказать только то, что существующая периферия подобного рода позволяет
собрать как из кубиков любую измерительную систему.
В заключение отметим, что практически вся ныне выпускаемая периферия
работает по принципу "Plug-'n'-play" (включи и играй), то есть она
обеспечивает полную совместимость с современным компьютером, легкую замену
при модернизации и простоту установочных и настроечных операций.
Итак, какой компьютер нужен сегодня в вузе для реализации современных
технологий обучения? Безусловно тот, который позволил бы реализовывать и
эксплуатировать современные обучающие системы. Этот компьютер должен быть
следующей конфигурации: процессор i486DX2 (лучше PENTIUM), шина не хуже
EISA + V ESA/PCI, монитор SVGA, ОЗУ не менее 8 Мб, жесткий диск не менее
0,5 Гб. Компьютер должен обладать весьма развитой периферией CD-ROM,
сканеры, диджитайзеры, видео-, звуковые бластеры, преобразователи
информации и прочее. Безусловно, такой компьютер стоит дороже, но, если мы
хотим иметь современный уровень так называемых технологий обучения, нужно
придерживаться тривиального тезиса "лучше меньше, да лучше". Если сегодня
приобретать технику с "облегченным" процессором и "отсутствующей"
периферией, то завтра можно оказаться у разбитого корыта.
В настоящее время существует достаточно много компьютерных программ,
разработанных для совершенствования учебного процесса. Все учебные
программы могут быть классифицированы по назначению следующим образом:
•Автоматизированные системы обучения (или компьютерные учебники) АСО
(или АОС);
•Предметно-ориентированные Среды (микромиры) ПОС;
•лабораторные практикумы ЛП;
•тренажеры ТР;
•контролирующие программы КП;
•справочные системы СС;
•компьютерные игры КИ.
Автоматизированная система обучения программный пакет, обеспечивающий
возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он
соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника,
лабораторного практикума и эксперта усвоенной информации. При этом АСО
обладает следующими преимуществами по сравнению с указанными видами учебных
пособий:
•обеспечивает оптимальную для каждого конкретного пользователя
последовательность,
•скорость восприятия предлагаемого материала
•возможность самостоятельной организации чередования изучения теории,
•разбора примеров, методов решения типовых задач,
•отработки навыков решения типовых задач
•обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и
навыков; прививает навыки аналитической и исследовательской деятельности;
•экономит время обучаемого, необходимое для изучения курса.
Предметно-ориентированная среда это учебный пакет программ,
позволяющих оперировать с объектами определенного класса. Среда реализует
отношения между объектами, операции над объектами и отношениями,
Страницы: 1, 2, 3
|