Рефераты
 

Новые подходы к изучению иностранного языка

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из

них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для

наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного

учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и

дать возможность изучать смежные предметы на профильном уровне. Примером

таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика»

для школьников, выбравших экономический профиль, «компьютерная графика» для

индустриально-технологического профиля или «История искусств» для

гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику,

обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается

на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на

повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован

на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного

продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы

«Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к

работе в сфере обслуживания и т.д.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что

речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей

методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение

– это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило,

и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках

времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11-х

классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской

деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной

учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения

(например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут

важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или

иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а ученика –

в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и

элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную

образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации

нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.

Третья модель (модель С) предполагает углубленное изучение иностранного

языка на старшей ступени школы, хотя иногда оно вводится в конце средней

ступени (в VII – IX классах). Углубленное изучение иностранного языка и,

соответственно, страноведения и литературы страны изучаемого языка может

рассматриваться как профильная языковая подготовка (при наличии 5 часов в

неделю).

Даже при таком относительно краткосрочном углубленном изучении

иностранного языка может быть достигнут уровень обученности (уровень С),

превышающий пороговый уровень и приближающийся к пороговому продвинутому

уровню (в терминах Совета Европы).

Эта модель соотнесена по целям и в определенной мере по содержанию.

Обучения с четвертой моделью (модель D), к которой относится так называемые

специализированные школы с углубленным изучением иностранного языка.

Изучение иностранного языка в этих школах начинается с I или II классов

и количество недельных часов на этот профилирующий предмет выделяется в два

раза больше, чем на изучение иностранного языка как общеобразовательного

предмета. Это дает возможность достичь весьма высокого уровня обученности –

уровня D, который может быть соотнесен с упомянутым выше продвинутым

пороговым уровнем. Этот уровень предполагает более гибкое и более свободное

владение иностранным языком, использование его как средства межличностного

и межкультурного общения в широком спектре ситуаций официального и

неофициального взаимодействия с носителями языка.

Достижение этого уровня позволяет выпускникам, с одной стороны,

продолжить образование в лингвистическом или ином специализированном ВУЗе,

с другой - осуществлять трудовую деятельность сразу после окончания школы

в выбранной профессиональной сфере, предполагающей профессионально

ориентированное использование иностранного языка, например, в качестве

специалиста среднего звена: секретаря-референта (со знанием иностранного

языка), гида-переводчика, работника международной связи, гостиничного,

ресторанного бизнеса и др.

С этим типом школ могут соотноситься и лингвистические гимназии, где на

изучение иностранного языка отводится не менее 5 часов в неделю и где он

рассматривается как профилирующий учебный предмет.

Введение спецкурсов, факультативов и прикладных профилей в школах с

углубленным изучением иностранного языка, а также в лингвистических

гимназиях позволяет не только лучше готовить выпускников к деятельности в

указанных выше двух направлениях, но и расширяет диапазон подготовки

выпускников по иностранному языку.

Необходимо также отметить, что модернизация содержания языкового

образования и, соответственно, профилизация старшей школы должна быть

соотнесена в введении института единых экзаменов.

Суть единого государственного экзамена состоит в замене сложившейся к

настоящему времени двухэтапной системы одной процедурой, результаты которой

используются и для получения школьного аттестата, и для поступления в

учебные заведения следующего уровня образования.

В идеале итоговой аттестации выпускников средней школы должна

обеспечивать:

. единство требований к знаниям выпускников;

. равные возможности получения объективной оценки для всех

выпускников;

. доверия к полученным ими результатам на уровне среднего и высшего

профессионального образования;

. возможность использования результатов итоговой аттестации для

анализа и мониторинга состояния системы среднего образования на

муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Целью запланированного эксперимента является отработка всех компонентов

технологии проведения единого государственного экзамена, включая:

. подготовку контрольных измерительных материалов;

. процедуру проведения экзаменов;

. механизмы проверки и оценки работ, перевода полученных баллов в

школьные отметки;

. механизмы использования оценок для проведения конкурса в ВУЗах;

. процедуру зачисления абитуриентов в ВУЗы.

В настоящий момент единый экзамен включает в себя два обязательных

экзамена и не менее трех экзаменов по выбору выпускника. Экзамены сдаются

всеми выпускниками данного года по одинаковым (с педагогической точки

зрения) контрольным измерительным материалам. Предметы, по которым

проводятся обязательные экзамены, и перечень предметов, по которым

выпускник может сдавать экзамены по выбору, определяются и утверждаются в

начале очередного учебного года. По каждому экзамены выпускник получает

оценку в баллах (по 100-бальной шкале). Эта оценка переводится в школьную

отметку по установленной (единой для всех) шкале перевода.

Конкурс в высших учебных заведениях проводится на основе баллов,

набранных на сдачу ЕГЭ по предметам, входящим в перечень вступительных

испытаний для данной специальности.

Особенностью единого государственного экзамена по иностранным языкам

(английскому, немецкому, французскому, испанскому) является то, что он

совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительных в высшее

учебное заведение, различающееся своим назначением. Это обуславливает

двоякий характер цели ЕГЭ: определение уровня подготовки выпускников

средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью

итоговой аттестации и дифференциации испытуемых по уровню владения

иностранным языком для отбора при поступлении в ВУЗы.

В заключении можно отметить, что изложенный выше подход к модернизации

языкового образования (иностранный язык) на старшей ступени школы позволит,

как отмечалось, повысить качество подготовки выпускников по иностранному

языку и таким образом добиться эквивалентности с зарубежной школой в уровне

обученности этому предмету. Это даст возможность выпускникам продолжить

образование или трудоустроиться за рубежом и будет способствовать в

определенной мере расширению международных связей нашего государства и его

вхождению в мировое сообщество.

Основные организационные формы обучения иностранным языкам на старшей

ступени

|Модель А |Модель В |Модель С |Модель Д |

|общеобразовательна|Профильная школа/классы |Профильные |Профильная |

|я универсальная | |классы (7/10/11 |школа(1/2—11 |

|школа/классы | |классы) |классы) |

|Иностранный язык |Иностранный язык общеобразовательный учебный предмет, по цели и | Иностранный язык — профильный |

|общеобразовательны|содержание обучения в определенной мере ориентированы на |учебный предмет (углубленное |

|й учебный предмет |выделяемый профиль, например: |изучение + страноведение, |

| | |зарубежная литература) |

| |Гуманитарно-филол|Гуманитарно-социальн|Естественно-научный | |

| |огический профиль|ый профиль (история,|профиль (фишка, химия, и | |

| |(родной язык и |обществознание) |др.) | |

| |литература) | | | |

|2-3 часа |3 часа |3 часа |3 часа |5 часов |

| |модули |модули |спецкурсы |факультати|

| | | | |вы |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| |Специфика целей и содержания обучения иностранному языку | Специфика целей и содержания |

| |1. Нацеленность на возможное использование иностранного языка в |профильного обучения |

| |рамках выбранного профиля |иностранному языку |

| |2. Расширение информации и профильных образовательных |1. Нацеленность на использование|

| |областях/учебных предметах за счет: |иностранного языка в рамках |

| |— использования профильных текстов в обучении иностранному языку;|профиля, на продолжение |

| | |образования в языковом ВУзе |

| |— овладения некоторым количеством соответствующих профилю |2.3. То же, что и в модели В |

| |иноязычных терминов; |- увеличение продуктивного |

| |— активизация рецептивного грамматического минимума (например, |языкового материала — углубление|

| |сложных форм страдательного залога); |и систематизация |

| |3. Усиление деятельностной составляющей за счет: |лингвистических, страноведческих|

| |— использования перевода как профессионально-ориентированного |и литературоведческих знаний - |

| |умения ; |развитие и совершенствование |

| |— широкого использования проектной деятельности, позволяющей |всех видов речевой деятельности |

| |включить основные виды иноязычной речевой деятельности в другие |- расширение спектра ситуаций |

| |виды деятельности |профессионально - |

| |— трудовую, учебно-исследовательскую, эстетическую и др.; |ориентированного иноязычного |

| |— организации профессионально-ориентированного иноязычного |общения. |

| |общения | |

|Планируемый уровень обученности |

|Уровень А (пороговый) |Уровень В (пороговый +) |Уровень С |Уровень Д |

| | |(приближается к |(пороговый |

| | |пороговому |продвинутый) |

| | |продвинутому) | |

Глава 2.

§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при

проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания

образования

Обеспечение стабильного функционирования и развития системы образования

- необходимое условие развития общества и государства – во многих странах

уже давно рассматривается как приоритетный вопрос государственной

политики. Реформы образования проводятся сейчас в большинстве развитых

стран мира. Общепризнано, что в 21 веке определяющим в конкуренции

государств будет уровень образования нации в целом, ее способность

реализовывать и развивать прогрессивные технологии.

В январе 2000 года в России была принята Концепция новой структуры и

содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным

результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не

система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций

в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и

прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержании образования

должны быть обязательно включены иностранные языки и информационные

технологии.

Согласно Концепции, главная задача российской образовательной политики

– обеспечение современного качества образования на основе сохранения его

фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям

личности, общества и государства.

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача,

она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы

общества и государства в области образования не всегда совпадают с

отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение

направления модернизации и развития образования не может замыкаться в

рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане

России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные

институты государственной власти, органы местного самоуправления,

профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные,

коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого

развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке

следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

. обеспечение государственных гарантий доступности и равных

возможностей получения полноценного образования;

. достижение нового современного качества дошкольного общего и

профессионального образования;

. формирование в системе образования нормативно-правовых и

организационно-экономических механизмов привлечения и

использования внебюджетных ресурсов;

. повышение социального статуса и профессионализма работников

образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

. развитие образования как открытой государственно-общественной

системы на основе распределения ответственности между субъектами

образовательной политики и повышение роли всех участников

образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя,

образовательного учреждения.

Проводимый в настоящее время агога, родителя, образовательного

учреждения.

сса - обучающегося спределения ответственности между субания внеэксперимент

по совершенствованию структуры и содержания общего образования обусловлен

следующими причинами: сохранение здоровья детей, повышение качества общего

образования, влияние демографических и социально-экономических факторов,

необходимость обеспечения преемственности уровней образования, создание

условий для индивидуализации и профилизации обучения.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 07.06.2001 г.

№ 2329 в 2001 году начат эксперимент в 1953 общеобразовательных учреждениях

76 субъектов Российской Федерации и Российской академии образования,

количество обучающихся в 1-х и 10-х классах – 178 тысяч человек.

Участие в эксперименте обуславливалось принципом добровольности

субъектов Российской Федерации, общеобразовательных учреждений, родителей и

учащихся.

В целях обновления содержания обучения иностранным языкам перед началом

эксперимента в 2000-2001 годах по заказу Министерства образования РФ был

создан новый базисный план, предусматривающий обязательное изучение

иностранного языка со 2 по 4 классы в начальной школе при двух часах в

неделю, в основной школе (5-10 классы) при трех часах в неделю, а на

старшей ступени обучения в школе (11-12 классы) изучение иностранного языка

является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с

учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа

в неделю).

Кроме того, были опубликованы для широкого обсуждения примерные учебные

программы, соотносимые с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» и

«Обязательным минимумом содержания образования в начальной, основной и

полной средней школе».

В новой программе заявлено, что целью обучения иностранным языкам в

полной средней школе является достижение учащимися иноязычной

коммуникативной компетенции на пороговом уровне.

Это должно обеспечить минимально необходимый и достаточный уровень

функциональной грамотности выпускников для успешного продолжения их

образования и трудовой деятельности, а также облегчить их адаптацию к

постоянно меняющимся условиям жизни современного мирового сообщества.

Программа состоит из трех крупных блоков, соответствующих трем ступеням

обучения иностранным языкам в школе: начальная школа, основная школа,

старшая ступень обучения, которая, в свою очередь, подразделяется на

общеобразовательный и профильный уровни.

В рамках данного эксперимента в экспериментальных школах началось

обучение иностранным языкам со 2 класса.

Учителям, учащимся и их родителям были предложены для включения в

эксперимент 3 УМК по английскому языку, 2 УМК – по немецкому языку и по 1

УМК – по французскому и испанскому языкам. Министерство образования России

планирует проверить их с точки зрения посильности и доступности,

эффективности реализации с их помощью личностно-ориентированного подхода, а

также способности развивать мотивацию школьников к изучению иностранных

языков.

Введение профильной школы в 11-12 классах общеобразовательных

учреждений России должно способствовать существенному усилению личностной и

индивидуальной направленности образования. Это касается как содержания

общего образования, так и форм его организации: обеспечение роста

вариативности образования и увеличение возможностей выбора курсов,

факультативов самим учеником.

В ходе проводимого эксперимента проводится изучение особенностей

профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:

. профильные классы в общеобразовательных учреждениях, реализующих

несколько (один-три) определенных профилей обучения;

. группы профильного обучения в многопрофильных общеобразовательных

учреждениях;

. профильное обучение по индивидуальным программам в

малокомплектных общеобразовательных учреждениях.

Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные

стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных

предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных

предметов, широкая апробация которых начнется с 2003-2004 учебного года).

Профилизация старшей школы должна быть соотнесена с введением института

единых экзаменов.

В 2002 году в едином государственном экзамене приняли участие 257 тысяч

выпускников из 16 субъектов Российской Федерации, 128 высших учебных

заведений (из них 89 вузов Министерства образования России и 39 вузов

других министерств и ведомств), 136 образовательных учреждений среднего

профессионального образования, 25 государственных вузов из регионов, не

участвующих в эксперименте, принимали свидетельства с результатами единого

государственного экзамена.

Как показывает анализ материалов прошлого года, на местах была

соблюдена процедура экзамена, обеспечена секретность экзаменационных

материалов, отработана технология использования оборудования и передачи

информации на федеральный уровень.

В 2002 году эксперимент проходил на базе английского языка.

В 2003 году 4 основных языка были включены в эксперимент.

В соответствии с личностной ориентацией образования итоговая аттестация

по иностранным языкам направлена на выяснение того, что выпускник знает и

умеет, на учет индивидуальных особенностей школьников, их потребностей,

возможностей, способностей, склонностей. Аттестация носит гибкий характер и

ориентирована на проверку достижения выпускниками нижней планки уровня

обученности, заданной минимальными требованиями к подготовке выпускников,

которые были сформулированы в Проекте федеральных программ. Аттестация

одновременно даёт возможность проверить более высокий уровень обученности

выпускников.

Сегодня по всем 4 языкам составлены спецификации экзамена,

кодификаторы, демонстрационные версии тестов. Для дифференциации

выпускников по качеству владения иностранным языком и последующего отбора в

вузы экзаменационная работа содержит разные по сложности части. Основную

часть ее составляют задания, выполнение которых позволяет зафиксировать

достижение учащимися уровня обязательной подготовки по предмету.

В 2003 году ЕГЭ по иностранному языку проводился в один день в два

этапа: сначала выпускники выполняли задания письменной части на проверку

умений в аудировании, чтении, письме и на проверку уровня лексико-

грамматических навыков (на выполнение письменной экзаменационной работы

было отведено 180 минут), а затем продемонстрировали свои умения в

говорении (устная часть).

Следует также отметить, что в связи с ре-формированием образования в

регионах страны остро встали кадровые проблемы: уровень квалификации

учителей, их готовность к опытно-экспериментальной работе. Решение

поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей

ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного

блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование

современных педагогических систем и технологий требует

высококвалифицированных кадров. Для успешного решения задач обновления

общего образования, необходимы серьезные изменения в системе подготовки

педагогических кадров. В настоящее время Министерством образования РФ

ведется разработка Концепции модернизации педагогического образования,

разрабатываются разноуровневые программы для различных категорий учителей,

рассматривается вопрос о создании широкой сети центров переподготовки

учителей на базе региональных институтов повышения квалификации и

переподготовки работников образования, оборудованных современной

компьютерной техникой, необходимыми учебно-методическими, аудио- и

телекоммуникационными средствами.

§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного

учреждения

Проблема модернизации содержания образования – это не только проблема

государственная, но и проблема каждой отдельной школы. Как же проходит

эксперимент по модернизации содержания образования в школе? В качестве

экспериментальной базы была взята гимназия № 19.

Согласно эксперименту в гимназии изучение иностранного языка начинается

со II класса начальной школы. На иностранный язык в неделю отводится 2

часа.

В плане методической преемственности дети обеспечены плавным переходом

с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений.

Это достигается за счет единой стратегии, обеспечивающей четкое

формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при

взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через

сквозные программы и использования пособий, которые последовательно ведут

ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к

средней.

В этом контексте более перспективным следует признать учебные пособия,

которые построены на единой авторской концепции. Учитель английского языка

начинающий работать по УМК, который представлен ниже для использования в

эксперименте, прежде всего знакомится с теми теоретическими положениями,

которые лежат в его основе. В частности, УМК «Enjoy English, 1» (авторы М.

З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская) и «Enjoy English, 2» (авторы

М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева)

используются гимназией для обучения английскому языку учащихся II – IV

классов.

Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят

в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии и воспитании младших

школьников в русле личностно-ориентированного подхода к образованию, в

формировании у детей умения общаться на английском языке на уровне,

соответствующем их возрастным речевым потребностям и возможностям.

Вся серия УМК «Enjoy English» построена на единой коммуникативно-

когнитивной компетенции, охватывает начальную (II – IV классы) и основную

(V – IX классы) школу, обеспечивая преемственность между различными этапами

обучения английскому языку.

Переходя на средний этап обучения, учащиеся продолжают работать по

данному УМК, однако, согласно эксперименту в гимназии на среднем этапе

обучения на иностранный язык отводится 3 часа. Кроме того, учащиеся

начинают изучать второй язык (в данном случае, немецкий или французский по

выбору ученика), на который отводится 2 часа в неделю.

Инновационные подходы при обучении иностранному языку коснулись не

только младшей, но и старшей школы. При модернизации образования в старшей

школе гимназия приняла за основу личностно-ориентированное обучение. То

есть индивидуализацию содержания образования, которое обеспечивает развитие

и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных

особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно

базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути

развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный

процесс личностно-ориентированного обучения (ЛОО) предоставляет каждому

ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные

ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании,

учебной деятельности и учебном поведении. Помимо общих закономерностей

построения образовательного пространства важную роль играет содержательное

наполнение ЛОО. В данной гимназии – это универсальное образование.

Потребность в универсальном образовании на современном этапе ощущают

все социальные элементы общества, нуждам которого отвечает человек,

обладающий универсальными знаниями, способный решать свои жизненные

профессиональные проблемы, умеющий взаимодействовать с людьми. Именно этих

взглядов придерживается гимназия, организуя проект модели профильного

образования на последующие 5 лет.

За 10 лет работы в статусе гимназии был накоплен достаточный опыт по

развитию творческого потенциала учащихся, профильного обучения; было решено

использовать идеи индивидуализации обучения в старшей школе с целью

обеспечения личностного самоопределения, что позволило бы учащимся жить в

современном обществе. 4 профиля (филологический, юридический, естественно-

биологический, физико-математический) существовавшие в гимназии, не могли

удовлетворить потребности учащихся. Набор предметов, которые учащиеся

хотели бы изучать в большем объеме, существующие профили не вмещали.

Таким образом, выделилась группа учащихся. Желающих получить

универсальное образование (литература, математика, иностранный язык) многие

учащиеся решили совместить математический и гуманитарный профиль

(математика, история, иностранный язык), некоторых интересует лингвистика

(литература и 2 иностранных языка) и т.д.

На третьей ступени обучения (в 10-11 классах) профильное обучение

осуществляется через выбор личного «маршрута» учащегося (в свете личностно-

ориентированного обучения – индивидуализации содержания образования). В

2002-2003 учебном году так занимались пять 10-х классов, для которых

существовало 9 маршрутов, в 2003-2004 планируется 7 маршрутов для четырех

10-х классов и 9 маршрутов для 11-х классов.

Учебный план для этих классов строится следующим образом: 24 часа

инвариантной части и 6 часов вариативной (с учетом гимназического

компонента) являются обязательными для всех, желающих обучаться в 10 и 11

классах. Обязательная нагрузка составляет 30 часов. Так как максимально

возможная нагрузка составляет 36 часов, каждый ученик выбирает для себя 3

предмета по 2 часа на каждый; предметы. Знания по которым он хотел бы

расширить (например, математика, химия, иностранный язык, право и т.д.),

тем самым определяется профиль (маршрут), по которому выделяются группы

базисного изучения предмета и профильные.

Целью данного проекта является формирование интеллигентной, широко

образованной интеллектуальной высоко-нравственной личности на основе

широкого гуманитарного образования, приобщения к духовной и материальной

культуре человечества, готовой к творческой и исследовательской

деятельности в различных сферах деятельности.

Цель гимназии реализуется через решение следующих задач:

1. Осознанности выбора гимназистами уровня и профиля обучения, что

требует выработки новой личностно-ориентированной системы

обучения.

2. Эффективности развития интеллектуальных, познавательных и

исследовательских умений учащихся в основной и средней школе, что

требует усиленного использования технологий развивающего

обучения.

3. Успешного воспитания нравственных основ личности, изменения

отношения к окружающему миру, что возможно решить при особом

обращении к лучшим традициям гимназии.

4. Повышения уровня психического, социального и физического здоровья

гимназистов, что возможно решить при отсутствии перегрузки

учащихся; психологическом и социальном комфорте.

5. Создание условий для более полного раскрытия творческого

потенциала педагогов, в том числе используя систему повышения

квалификации.

Предполагается, что каждый учащийся 10-11 классов будет иметь

индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя не только

разноуровневое обучение в рамках базовых предметов, но и особую логику

выбора спецкурсов, факультативов, кружков, секций. Предполагается также

дальнейшая дифференциация учебного материала, разработка заданий различного

объема сложности.

Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие

задачи:

1. Изучение целостной личности ребенка (выявление его творческого

своеобразия и недостаточно развитых зон, установление причин

последних).

2. Отнесение ученика к определенной группе типологии детей и

проектирование основного направления индивидуальной работы с ним

(создание индивидуальных «маршрутов» ученика-воспитанника).

3. Поиск новых педагогических технологий в работе с учащимися.

4. Уточнение основного направления («маршрута») индивидуальной

работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов

при всемерной активизации самостоятельной деятельности ученика

5. Анализ и обобщение проделанной работы, продленные во времени,

даже после окончания гимназистом учебного заведения.

6. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения

предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности,

интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность

реализовать себя б познании, учебной деятельности и учебном поведении.

В рамках данного проекта предполагается выбор каждым учащимся 3-х

предметов, по которым предполагается профильное обучение. Тем самым

определяются учащиеся выбравшие одинаковые предметы, что в дальнейшем

позволяет комплектовать группы профильного и базисного изучения предметов.

Новые классы не формируются, учащиеся остаются в привычном коллективе, но

вместе с тем приобретают коммуникативные навыки.

Исходя из этого, составляется расписание занятий, в котором формируются

группы на базисное и профильное обучение. Все предметы в расписании

выставляются парами, что облегчает подготовку к занятиям. Во время учебного

процесса на занятиях в базисных и профильных группах учащимся приходится

встречаться с ребятами из разных классов.

Благодаря тому, что в группах занимаются учащиеся, объединенные общими

интересами, развивается позитивное отношение к предмету и его освоению.

К профильным предметам относятся литература, математика, история,

иностранный язык, физика, химия, биология, второй иностранный язык, право.

Остальные предметы учебного плана учащиеся посещают вместе с классом.

Занятия в профильных и базисных группах отличаются объемом содержания и

формами проведения. Большое значение имеет использование технологий

проблемного обучения, групповых форм работы, телекоммуникационных,

междисциплинарного обучения. В процессе создания спецкурсов и учащихся

развиваются исследовательские навыки.

Для работы в таких группах необходима хорошая подготовка педагогов. В

гимназии в течение 3-х лет работают психолого-педагогические семинары

(изучение теоретических основ ЛОО, повышение профессионального мастерства

учителя, эффективность работы с детьми)

Наиболее важным нам представляется ведение документации с

использованием компьютерной техники. Для ведения классных журналов

необходимо, чтобы ежедневно координатор проекта вносил в компьютерный

журнал оценки, полученные в течение дня.

Тем самым картина успеваемости будет видна сразу. В перспективе

появится возможность создания виртуального журнала, когда родители могли бы

из дома или со своего рабочего места проследить за успеваемостью ученика.

Все это требует специальной подготовки участников проекта.

Работая по организации личных маршрутов учащихся необходимо постоянное

психолого-педагогическое сопровождение. Отслеживание:

. правильности выбора,

. развития творческого потенциала,

. эмоционально-личностных отношений,

. ценностных ориентации,

. субъективного опыта и т.д.

Вся работа по сопровождению учебного процесса, составлению расписания,

мониторингу качества обучения, росту профессионального мастерства учителя,

использованию современных педагогических технологий ложится на методиста

проекта.

Реализуя данный проект педагогический коллектив гимназии выполняет

социальный заказ родителей, обеспечивая профильную подготовку учащихся для

осознанного выбора профессии и успешного поступления в ВУЗ. У учащихся

развиваются коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих силах, что

создает благоприятные возможности для реализации себя в жизни.

Что касается единого государственного экзамена, то на сегодняшний день,

не только в данной гимназии, но и во всех других школах Омской области

учащиеся будут сдавать математику (обязательно для всех), химию и историю

(по выбору). Уже сегодня гимназия готовится к ЕГЭ, и 27 апреля 2004 года

были проведены пробные ЕГЭ, давшие учащимся осознать свои силы и

возможности и быть в дальнейшем более уверенными при сдаче ЕГЭ.

В заключении данного параграфа, необходимо отметить, что хотя в

гимназии существуют некоторые проблемы связанные с модернизацией содержания

образования (например, в начальной школе до сих пор не введена

информатика), в целом, гимназия хорошо справляется с обновлением структуры

и содержания среднего общего образования, принимая во внимание все

инновационные подходы, предложенные «Концепцией модернизации содержания

образования».

Список литературы

1. 12-летяя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего

образования (Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В.

Хуторского) – М.: РАО, 1999.

2. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения

иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, №4.

3. Городская целевая программа «Модернизация московского

образования» (столичное образование - 3). – М.: Школьная книга,

2001.

4. К проблеме модернизации содержания общего образования - //ИЯШ,

2002, №5.

5. Колыханова О. А. Билингвизм и гуманитарное образование -

//Педагогика, 2000, №2.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010

г. - //Официальные документы в образовании. 2002, №4.

7. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету

«Иностранный язык» - //ИЯШ, 2000, №6.

8. Копылова В. В. Единый государственный экзамен по иностранным

языкам в 2002-2003 учебном году. - //ИЯШ, 2003, №4.

9. Копылова В. В. Основные направления организации обучения

иностранным языкам при проведении эксперимента по

совершенствованию структуры и содержания общего образования. - //

Коммуникативная методика, 2003, №3.

10. Синагатуллин И. М. Роль и место иностранного языка в

поликультурном социуме. - //ИЯШ, 2002, №1.

11. Элективные курсы в профилдьном обучении - // Официальные

документы в образовании, 2004, №2.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ