Рефераты
 

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

похоронены русские императоры от Петра Первого до Александра Третьего.

По плану собор - западноевропейская трехнефная и совершенно

прямоугольная базилика. Уже при беглом взгляде на общий силуэт собора

бросается в глаза ничтожество самого храма по сравнению с гигантской

колокольней. Такое ощущение, что зодчий стремился создать колокольню-храм,

что могло быть идеей Петра.

Колокольня построена превосходно: отлично задумана ее масса и очень

смело применены на ее фасаде массивные волюты, хорошо подчеркивающие

слитность колокольни с телом церкви. Храм по сравнению с ней выглядит менее

удачным: купол сооружен на четырех восточных столбах церкви, и своей

отдаленностью от центра он только подчеркивает отсутствие его органической

связи со всей постройкой.

В 18 веке собор несколько раз подвергался реставрации: в 1735, 1748 и

1756 годах удары молнии повреждали собор. В 1756 году вспыхнул весь

деревянный шпиц, растопило колокола, сгорели драгоценные часы, падением

сгоревшего шпица была разрушена беломраморная соборная паперть. Елизавета

возобновила храм внутри. Дерево во многих местах было заменено камнем или

железом, был сделан новый шпиц. Реставрация собора велась до 1775 года.

Мраморный портал-паперть был заменен скучным порталом из двенадцати дорико-

тосканских колонн с плохо нарисованным антаблементом. Такие же порталы были

построены с северной и южной стороны.

Восстановлением колокольни занимался сын Ван Болеса «шпичного и

кровельного мастера», который некогда сооружал старый шпиц для Трезини.

Однако в 1857 году деревянный шпиц пришел в полную ветхость: он качался

при ветре и угрожал падением вниз. Тогда он был заменен нынешним

золоченным шпилем из метала по проекту инженера Д.И. Журавского. Новый

шпиль достигал высоты 122 метров.

Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением

Петербурга. На золоченом яблоке шпиля ангел держит крест, как бы осеняя им

не только колокольню и храм, но и весь город.

Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны

делят его на три нефа. Настенные живописные картины выполнены А. Матвеевым,

Г. Гзелем и другими художниками. Яркой позолотой, легкостью и изяществом

линий и форм, ослепительным великолепием выделяется резной иконостас -

шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И.П. Зарудного

в 1722-29 годах московскими мастерами.

САМПСОНИЕВСКИЙ

СОБОР.

На Большом Сампсониевском проспекте (д. 41) расположен великолепный

пятиглавый Сампсониевский собор.

Первая деревянная церковь была заложена здесь в 1709 году в честь

победы в Полтавской битве.

В 1728-1740 годах возвели каменный прямоугольный в плане и

однокупольный собор. Его восточную половину фланкировали открытые галереи.

Перед западным фасадом храма выстроили многоярусную колокольню, увенчанную

по старой русской традиции каменным шатром.

В 1761 году здание получило новое, пятиглавое завершение по образцу

Смольного собора.

Собор был построен в традициях петровской архитектуры. Он был призван

прославить великую победу Петра Первого.

ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКАЯ

ЦЕРКОВЬ.

Напротив Летнего сада, на территории, ограниченной набережной реки

Фонтанки и Соляным переулком, а так же начинающимися от реки Гангутской

улицей и улицей Пестеля (бывшей Пантелеймоновской), в начале 18 века

находилась Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей

города.

От комплекса Партикулярной верфи сохранилась лишь Пантелеймоновская

церковь, которая хорошо видна с набережной.

Церковь построена по проекту архитектора И.К. Коробова в 1735-1739

годах в память о замечательных победах молодого русского флота в битвах при

Гангуте и Гренгаме. Это великолепный образец церковного зодчества стиля

барокко.

ЧЕСМЕНСКАЯ

ЦЕРКОВЬ.

Рядом с Московским проспектом, на улице Гастелло возвышается

Чесменский дворец, построенный в 1774-1777 годах архитектором Ю.М.

Фельтоном.

В едином ансамбле с дворцом строилась Чесменская церковь, одно из

чудесных произведений «русской готики». Она была построена в 1777-1780

годах по проекту того же архитектора.

Причудливый силуэт и план здания в форме четырехугольника, узорчатые

вертикальные тяги, яркое сочетание белой и оранжевой краски создают

впечатление, будто здание сплетено из кружев.

После реставрации памятника в1965-1968 годах в нем открыта экспозиция

«Чесменская победа» - филиал Центрального военно-морского музея.

СОБОР СМОЛЬНОГО

МОНАСТЫРЯ.

Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения

Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со Смоляным двором. По своему

расположению монастырь стал называться Смольным.

Работы велись по проекту Ф.-Б. Растрелли с 1748 года. Смольный

монастырь - наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь

во всю ширину.

Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского проекта

Александро-Невского монастыря. План самого собора он взял в виде греческого

креста. Самой видной и главной части композиции архитектору построить не

удалось. 140 метровая колокольня, это колоссальное сооружение, была

признана слишком дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня

представляет органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте

вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре.

Собор монастыря так же великолепен. В модели он значительно отличается

от построенного. Боковые купола его стояли по первоначальному проекту

отдельно, по углам.

Внутренняя отделка принадлежит Стасову, который работал над убранством

собора уже в 19 веке.

Геометрическим и архитектурным центром композиции ансамбля является

собор. Хотя в его плане ясно выступает фигура креста, у которого нижняя

часть удлинена по сравнению с остальными, вся его объемная система с

пятиглавым завершением воспринимается как типично центрическая.

Далее вся композиция ансамбля развивается тоже как центрическая: в

основе лежит фигура равноконечного греческого креста. Она повторяется

сначала в двухэтажных с антресолью жилых монастырских корпусах. Они

подчеркнуты и оживлены вертикальными объемами четырех одноглавых церквей,

которые поставлены на внутренних углах креста. Следующее повторение фигуры

креста образует окружающая монастырь каменная ограда с восьмью башнями.

Все вместе образует цельную и стройную систему постепенно нарастающих

сооружений: от низкой ограды с ее восьмью башнями к двухэтажным корпусам

монастырских келий с четырьмя угловыми церквями, которые подготавливают

переход к центральному вертикальному объему пятиглавого собора.

За счет сближения барабанов-башенок боковых куполов с барабаном

центрального купола возникла абсолютно новая архитектурная концепция

православного храма, сочетающая исконно русское пятиглавие с таким же

характерно русским силуэтом столпообразного шатрового храма.

Объемно-пространственному решению ансамбля отвечают декоративная

насыщенность и разнообразие детальной разработки, выполненной в стиле

барокко, фасадов всех сооружений монастырского комплекса. Выразительная

пластика, сильный рельеф деталей и вызванная этим интенсивная игра

светотени меняются в зависимости от места и значения в ансамбле каждой

части сооружения.

С течение времени ансамбль Смольного монастыря пополнялся новыми

постройками, а собор оставался недостроенным. Только в 1832 году вспомнили

о здании, и по приказу Николая Первого была учреждена комиссия по достройке

собора. Проект отделки собора и устройства парадного подъезда к нему был

поручен В.П. Стасову.

Стасов закончил все работы, и летом 1835 года Смольный Воскресенский

собор был торжественно освящен начал действовать как собор всех учебных

заведений столицы.

Стасов изменил профилировку карнизов и пропорции колонн и создал

церковный интерьер, типичный для русского позднего классицизма. Мощные

пилоны, несущие арки и барабан собора декорированы коринфскими колонами.

Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно приобщило

Смольный монастырь к лежащей перед ним городской площади и связало его с

городом. Таким образом, монастырский ансамбль получил архитектурное и

градостроительное завершение.

НИКОЛЬСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ СОБОР.

Одним из учеников Растрелли был выдающийся русский архитектор Савва

Иванович Чевакинский. Его Никольский собор - один из самых блестящих

образцов барокко в России.

Собор Николы Морского строился 9 лет: с 1753 по 1762 год. В постройке

ясно сказалось влияние Растрелли, но в то же время обнаружилось и огромное

самостоятельное дарование его русского ученика.

Ансамбль собора включает храм и колокольню, расположившуюся

неподалеку. Зданию храма присуща монументальность, обусловленная масштабом

сооружения и использованием в оформлении фасадов большого ордера,

определяет общее впечатление, возникающее при его осмотре. Массив собора

увенчивают пять восьмигранных барабанов, завершенных куполами и луковичными

главками.

Колокольня строилась с1756 по 1757 года. Это одно из прекраснейших

сооружений 18 века. «Фигурность» кладки трехъярусной колокольни

определялась сложностью ее архитектурной декорации. Ярусы здания украсили

колонны на постаментах, несущие сложно профилированный антаблемент. Стены

двух нижних ярусов получили криволинейные вогнутые очертания, в отличие от

стен верхнего круглого в плане яруса, служащего основанием полусферического

купола, завершенного барабаном и тонким, изящным шпилем.

Сам собор снаружи Чевакинский декорировал колоннами, в постановке

которых сказалось влияние некоторых образцов московского зодчества конца 17

столетия. Все выступающие углы архитектор обработал тремя колоннами, из

которых средняя поставлена по биссектрисе угла. Этим достигнута мягкость,

округленность фасадных линий. Тот же эффект дают большие убранные лепкой

волюты на цоколях малых подкупольных башен. Они создают плавные

органические переходы от основного объема здания к его верхнему ярусу.

Декорация стен собора достойна растреллевской руки, но в ней нет

«варварской мощи» учителя, она гораздо женственнее в своих дробных, изящно

прочувствованных формах, однако мастерство, та уверенность, с которой

рассчитаны здесь некоторые приемы, прямо поразительны.

Пластика архитектурных элементов великолепно согласуется со

скульптурными композициями. Это горельефные и даже вылепленные в полном

объеме головы херувимов.

В решении всех фасадов собора, за исключением восточного с апсидой,

использован мотив балконов с кованными узорными решетками и кронштейнами.

В обработку интерьеров Чевакинский внес черты дворцовой архитектуры,

ее праздничности. Исключительно важную роль сыграла здесь резьба.

Иконостасы верхней и нижней церкви выполнены столярным мастером Савелием

Никулиным и резным подмастерьем Игнатием Канаевым. Великолепная по

пропорциям колоннада верхней церкви - один из шедевров русского

декоративного искусства. Проект ее иконостаса был разработан Чевакинским и

утвержден в 1755 году. Образа взялись написать хранители и продолжатели

традиций русской иконописи 17 века братья Федот Лукич и Мина Лукич. Черты

барокко сказались не столько в композиции, написанных ими икон, сколько в

колорите и в использовании характерных для барокко орнаментальных мотивов.

Таким образом Никольский собор можно считать одним из самых блестящих

образцов барокко в России.

КАЗАНСКИЙ

СОБОР.

Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне:

чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список

Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века.

Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская

часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена

церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой

Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться

Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.

Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало дела

принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не успел - торжество

закладки совершил Александр Первый. Казанский собор был отстроен очень

быстро: за 10 лет. В 1801 году была совершена закладка, а уже в 1811 году,

в день празднования коронации государя - освящение.

Архитектор собора - А.Н. Воронихин - был крепостным графа Строганова.

Он построил ряд частных домов, отделал для графа несколько комнат в его

расстрелевском дворце на Мойке и, наконец, построил Строгановскую дачу на

Большой Невке. Но талант архитектора полностью раскрылся в проекте

Казанского собора. Если бы осуществился его проект постройки второй

колоннады и обработки трех площадей - западной, южной и северной, - то это

было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение.

Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на южную площадь

и иметь в правом крыле портал, открывающий проезд на Казанскую улицу, а на

левом крыле - портал для проезда с Екатерининского канала. Два этих портала

должны были быть ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с

внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск.

Западная площадь со стороны главного входа ограничена богатейшей

чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по концам, примыкающим к

порталам.

В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми

капителями внутри и 144 из пудожского камня снаружи. И те, и другие -

коринфского ордера: внутри - гладкие, снаружи - с каннелюрами. Поверх

богатого антаблемента и порталов высится по всему периметру собора высокий

парапет, быть может несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами

работы Мартоса и Прокофьева.

Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся корабля, которые

образуют два ряда парных колонн, перекрыты коробовыми сводами, которые

пышно украшены богатыми кессонами. Простота и серьезность композиции,

строгая выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В общей

композиции собора - строгая, но не сухая классика екатерининский времен.

Оставаясь серьезным и торжественным, собор излучает какое-то нежное

очарование, поэзию и теплоту.

Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над живописным

украшением собора работали лучшие в свое время художники: Боровиковский,

Кипренский, Угрюмов, Шебуев. Главный иконостас был более позднего

происхождения: он создан в 1834 году по рисунку К. Тона из церковного

серебра.

По своему внешнему величию и внутренней красоте Казанский собор - один

из прекраснейших храмов нашего города.

ИСААКИЕВСКИЙ

СОБОР.

В центре города, недалеко от набережной Невы, на просторе собственной

площади, возвышается Исаакиевский собор, предназначенный быть первым

кафедральным собором Петербурга.

История собора очень интересна. В 1710 году Петр Великий отдал под

временную церковь чертежный амбар напротив Адмиралтейства, который стал ему

тесен. Над деревянным зданием была надстроена простая колокольня и

маленькая главка вверху алтаря. Через 7 лет на месте нынешнего «Медного

всадника» была заложена каменная Исаакиевская церковь. Она строилась в

1717-1727 годах по проекту Г. Маттарнови. Однако берег Невы стал оседать

под ней, и в стенах появились трещины.

В конце царствования Елизаветы было решено разобрать старую церковь

и, укрепив берег, построить новую. За построение взялась уже Екатерина

Вторая, избравшая новый, более величественный план. Строительство началось

в 1786 году по проекту архитектора А. Ринальди. Достроил церковь уже Павел

Первый наскоро и по упрощенному проекту В. Берна. В этом храме

праздновалось столетие новой столицы, но через 13 лет упавший громадный

кусок штукатурки заставил прекратить богослужения. Тогда государь решил

построить собор по проекту Монферана. Храм строился в 1819-1858 годах.

Размеры фундамента огромны. Он состоит из сплошной плотной массы

гранита, которая держится на сваях. Длина собора - 109 метров, ширина - 97,

высота с крестом - 100.1. По четыре стороны громадного главного купола

возвышаются четыре маленькие колокольни в виде небольших куполов. Наружные

стены собора покрыты рускеальским мрамором из Северного Приладожья.

Фундамент обложен цоколем из двух рядов камней финляндского гранита. Из

того же цельного гранита сделаны все 112 колонн, украшающие храм снаружи. В

мире нет другой церкви, которая имела бы столько грандиозных монолитов

такой величины.

48 колонн держат портики храма. В фронтонах этих портиков - четыре

превосходных группы горельефов, отлитых по рисункам Витали и Лемера.

Внутри по цоколю вдоль четырех стен собора - широкие галереи,

предназначенные для хранения ризницы, церковной утвари, книг.

Величественные лестницы с трех сторон ведут к трем дверям собора. Внутри

собор темный, несмотря на облицовку белым мрамором, но очень многие

богомольцы любят Исаакиевский собор именно за этот величественный

наполняющий его сумрак.

Более других частей освещен до самых сводов иконостас храма,

занимающий всю ширину собора. Он - из белого мрамора с инкрустациями

малахита, ляпис-лазури и других цветных мраморов. Местные иконы выполнены в

мозаике по рисункам известных художников, главным образом Неффа.

Великолепие собора обошлось императорам в огромную сумму. Несмотря на

повреждения собора во время Великой Отечественной войны, он остался одним

из самых величественных зданий Петербурга.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.

СОБОР.

Наравне с Исаакиевским гордостью нашего города является так же

Преображенский собор. Вид на храм открывается от перекрестка Литейного

проспекта с улицей Пестеля.

Собор окружен оградой из стволов настоящих трофейных турецких пушек.

Был сооружен в 1743-1754 годах по проекту архитекторов М.Г. Земцова и П.-А.

Трезини и перестроен в 1827-1829 годах В.П. Стасовым.

Первый этаж собора представляет собой в плане крест, а с западной

стороны находится портик коринфского ордера. Второй этаж представлен пятью

барабанами с куполами. В обработке окон Стасов пытается найти новое

решение, отбросив обычный в александровское время прием сандрика или

простого голого пролета окна.

Спасо-Преображенский собор явился попыткой Стасова найти новое решение

для русской церкви: здесь классический стиль (1 этаж) соединен с

византийским стилем (2 этаж).

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ

ХРИСТОВА.

С правой стороны Екатерининского канала, недалеко от Невского

проспекта над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова,

- Спас-на-Крови, как он зовется в народе. Его сложный живописный силуэт,

яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом

классицистическим ансамблям.

Здание было возведено в 1883 - 1907 годах как храм - памятник на

месте, где 1 марта 1881 года по решению Исполнительного комитета «Народной

воли» было совершено покушение на Александра Третьего народовольцем И.И.

Гриневицким.

Первоначально было задумано выстроить на месте катастрофы только

часовню, но обилие поступивших пожертвований скоро потребовало сооружения

более величественного памятника. 6 октября митрополитом Петербургским

Исидором была совершена закладка настоящего храма.

План храма был до подробностей разработан, а затем и выполнен

художником-архитектором А.А. Парландом. Храм действительно явился достойным

памятником Александру. Снаружи, на 20-ти больших гранитных досках во

впадинах высокого цоколя, кругом всего храма начертана вся история

царствования императора, все реформы и законоположения. Западная часть

храма под колокольней занята особой часовней: здесь место скорбного

события. Панель и мостовая, обрызганные кровью царя, со следами бомб, и

часть перил канала были разобраны, сохранены и вновь в точности уложены на

этом месте. Над местом была поставлена сень - художественный шатер на серо-

фиолетовых яшмовых колонах, над ним - крест из граненых топазов.

Обращаясь к художественной стороне здания, можно увидеть сознательное

обращение архитектора к русскому стилю 17 века. Таково было желание

Александра Третьего. Здание представляет интерес как программный образец

архитектуры «русского стиля» и уникальный памятник монументально -

декоративного искусства. А.А. Парланд переработал композиционные приемы и

формы древнего московского и ярославского зодчества 17 века.

К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают колокольня с

золотым куполом и три апсиды. Пять глав венчают среднюю часть храма,

главная из них - узкая, шатровая, - сама увенчана наверху малой луковичной

главкой. Центральный шатер достигает высоты 81 метра. Главы покрыты

разноцветными извивами и узорами эмали - это первый пример применения эмали

на таких обширных поверхностях и притом выпуклых. Еще три главки над тремя

выступами алтаря оформлены с применением золоченой мозаики.

Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным кирпичом и

разноцветной плиткой. Они буквально испещрены декором: фигурными

наличниками и кокошниками, поясками и изразцами.

Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным

ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А.А. и В.А.

Фроловых по оригиналам многих знаменитых художников, в том числе В.М.

Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, В.В. Беляева, Н.Н. Харламова.

Если на фасадах мозаика включена в кокошники и ниши, то внутри она сплошь

покрывает стены, столбы и своды. На стенах храма и в иконостасе нет ни

одного живописного произведения. Более широкого применения мозаики в мире

пока нет. Иконостас сделан из нескольких оттенков светлых итальянских

мраморов.

От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в

1903 - 1907 годах на предприятиях К. Винклера по проекту А.А. Парланда.

Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для

раннего модерна.

До недавнего времени в здании церкви, которое было передано музею -

памятнику «Исаакиевский собор», велись реставрационные работы. Сейчас они

закончены, и храм открыт для посетителей.

1.3 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА.

Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно

переоценить. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек.

Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные

шаги в жизни...».1

Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным

миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации

процесса познания искусства, которая способствует естественному и

органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей

данной ступени его развития.

Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка

об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний,

получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна

быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое

планирование.

«Планирование - это процесс разработки организационного чертежа,

формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит

деятельностью».1

При планировании нравственно-эстетического воспитания младшего

школьника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить

педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей нравственно-

эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую

личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях.

Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и

результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность

сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и

средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит

умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и

пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем

другое - на улице или в музее.

В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей

(задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками,

рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты,

взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и

организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое

другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо

при систематизации и усвоении знаний.

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные

возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают

материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью

игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий

дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах

искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть

взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг

друга.

Кроме четкого планирования учитель не должен забывать и о

педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования,

приращивания каких-либо знаний, навыков и умении, а процесс взаимосвязных

количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе

самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности учителя. Без

творчества нет движения вперед.

Для учителя весь процесс нравственно-эстетического воспитания должен

быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с произведениями

искусства мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия

искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в

храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности.

Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти

задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей.

«Сохранение естественности постижения искусства - необходимое условие

художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого

воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового».1

Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при

восприятии искусства, педагог может вызвать всю сферу нравственных и

эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе,

труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут

перерасти в убеждения.

Роль учителя - в организации правильного нравственно-эстетического

воспитания. «Правильное…воспитание вовсе не означает искусственного

привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений.

Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то,

что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в

определенную сторону».1 Если же учитель не опирается на возрастные

возможности ребенка, побуждая его к активности, или использует такие

методы, которые «принуждают» ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным

результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение

творческого процесса восприятия искусства.

Таким образом учитель должен реализовать три группы задач при

ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и

воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс

ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может

вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь - неоценима

ГЛАВА 2.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Традиционная школьная общеобразовательная методика не включает

знакомство младших школьников с православной архитектурой Санкт-Петербурга.

Однако, в ходе обучения изобразительному искусству, дети знакомятся с

некоторыми понятиями архитектуры. В 1 классе учащиеся получают общее

представление об архитектурных сооружениях, в основном, о домах. Во 2

классе они проходят тему «Конструктивизм». В 3 - знакомятся с понятием

перспективы, точки схода и др.

При разработке методики исследования были определены его цель,

гипотеза, задачи, методы и приемы.

Педагогический эксперимент проводился во 2 классе (по программе /1-3/)

44 средней школы Приморского района и во 2 классе (по программе /1-3/)

557 средней школы Невского района Санкт-Петербурга.

Данное исследование построено на изучении и последующем внесении в

воспитательную работу с детьми младшего школьного возраста образцов русской

православной архитектуры Санкт-Петербурга.

Изучение православной архитектуры вполне может рассматривается в

системе эстетического воспитания как одно из важных средств формирования

гармонически развитой личности. Раскрывая содержание эстетического -

прекрасным может быть только то, что имеет истинную человеческую ценность,

- мы тем самым превращаем в личное достояние то, что заложено в

произведении искусства. У младшего школьника необходимо пробуждать

понимание того, что красота, не только внешняя, но и внутренняя, нужна

человеку так же, как хлеб и воздух.

От того, как осуществляется процесс духовного развития личности, во

многом зависит успешное решение проблемы формирования нового человека.

Изучение православных памятников Санкт-Петербурга должно ставить

своими задачами:

формирование качеств эстетически развитой творческой личности;

способствовать наследованию и приумножению духовных и материальных

богатств русской культуры через развитие исторической памяти, творческих и

познавательных способностей и задатков ребенка;

формирование умения эстетически воспринимать и оценивать прекрасное в

искусстве и действительности;

воспитание бережного отношения к традициям и наследию, как русского

православного зодчества, так и всей русской культуры;

побуждение стремления к самостоятельному изучению православных памятников

нашего города.

Цель исследования - выявить наиболее эффективные условия для

нравственно-эстетического воспитания младших школьников на образцах

православного зодчества нашего города и знания по данной теме.

Изучение уровня знаний детей о Православии, архитектуре, о храмах и

церквях Петербурга явилось предметом настоящего исследования.

Основным методом исследовательской работы был педагогический

эксперимент. Кроме того были использованы другие методы:

изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,

искусствоведению;

изучение и анализ научно - методической литературы;

наблюдение за детьми;

анкетирование;

анализ рисунков детей по теме «Русское православное зодчество»;

просмотр иллюстраций и фотографий православных памятников Петербурга.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств

ознакомления младших школьников с православной архитектурой Петербурга, а

также результаты подготовительного этапа позволили сформулировать гипотезу

исследования, основные положения которой выражены в следующем:

эстетическое восприятие городской православной архитектуры позволит

сформировать у детей гуманистическое отношение к памятникам русского

Православия, будет способствовать не только эстетическому, но и

интеллектуальному, творческому и духовному развитию и становлению ребенка.

Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи

исследования:

1. выявить уровень знаний младших школьников о Православии, особенностях

православной архитектуры, о храмах, соборах и церквях нашего города и

истории их возникновения;

1. определить особенности восприятия детьми православного зодчества;

1. раскрыть наиболее эффективные методы и приемы ознакомления детей с

данной темой;

1. проверить эффективность методики экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов,

первый из которых был подготовительным.

2.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано

следующее:

Проанализированы учебные программы и программы занятий детей по курсам:

«История искусств» и «История города», которые ведутся в данной школе.

Проанализированы планы работы учителя и преподавателя искусствоведческих

дисциплин, которые были выявлены в ходе беседы.

Проведено наблюдение за детьми в естественных условиях.

Подобран наглядный материал и разработан подробный конспект урока

изобразительного искусства по теме: «Русские православные храмы».

Разработаны и подготовлены вопросы для анкетирования по данной теме.

Эта работа привела к следующим результатам: в 44 школе дети изучают

историю православной архитектуры на уроках курса «История города», который

преподается детям с начала 2 класса, т. е. полгода. За время учебы в школе

у детей было проведено несколько экскурсий по городу. Дети посетили

Петропавловский, Троицкий соборы и Спас-на-Крови. Ребятам интересна тема

православного зодчества нашего города, они хотят ее изучить глубже. Таким

образом у класса есть хорошая теоретическая и практическая база по данной

теме, что не типично для большинства 2х классов многих других школ.

В 557 школе с детьми не ведется систематической и целенаправленной

работы по истории города и по ознакомлению школьников с православным

зодчеством нашего города. Дети не ходят на экскурсии, учитель не проводил с

ними никаких бесед по данной теме.

2.2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

После проведения подготовительной работы началась экспериментальная

часть исследования. Задачи констатирующего этапа исследования были

следующие:

выявить уровень знаний младших школьников по данной теме;

определить особенности восприятия детьми православного зодчества.

Детям была предложена система вопросов и проведен урок по

изобразительному искусству по теме: «Русские православные храмы».

Система вопросов:

Что такое Православие?

Что такое архитектура?

Что такое собор, церковь? Чем они отличаются?

Чем соборы, храмы и церкви отличаются от других архитектурных сооружений?

Чем украшены храмы внутри и снаружи?

Что делают люди в храмах. Зачем?

Какие православные храмы, церкви, соборы Санкт-Петербурга вы знаете?

Когда в Санкт-Петербурге начали строить церкви?

Какая первая церковь, ставшая впоследствии собором, была построена в нашем

городе?

При каком государе она была построена?

В честь чего (кого) строились храмы, соборы, церкви?

Кто такие святые?

Каким святым посвящены петербургские храмы и почему?

Какие ты знаешь церковные православные праздники?

В каких храмах, соборах, церквях вы были?

Какой православный храм, церковь, собор нашего города вам нравится больше

всего? Почему?

В каких архитектурных стилях строились храмы Санкт-Петербурга?

Каких архитекторов петербургских храмов, соборов, церквей вы можете

назвать?

Какие православные храмы других русских городов вы знаете, в каких из них

вы были?

Результаты анкетирования были занесены в таблицу.

Результаты констатирующего эксперимента в 44 школе.

Для определения уровня знаний и особенностей восприятия православной

архитектуры были проведены анкетирование и анализ детских рисунков.

Было установлено, что дети младшего школьного возраста, на основе

сложившихся у них к этому времени представлений о православной архитектуре

и в результате накопленных знаний, имеют лишь частичное понятие о

Православии и православном зодчестве Санкт-Петербурга.

Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и

представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала

строительства церквей и храмов в нашем городе, о православном зодчестве

других русских городов.

Наиболее точными оказались следующие ответы: «Православие - это вера в

бога», но были и не верные ответы типа: «Православие - это церковный

праздник». Архитектуру дети часто определяли как скульптуру или картины,

лишь некоторые написали, что «архитектура - это строительство домов».

Многие считают, что строительство храмов в нашем городе началось в 19 или

20 веках, а двое учеников - до правления Петра 1, некоторые просто

поставили прочерк. Лишь три ребенка назвали православные церкви других

городов: Кремль, Смольный собор в Москве, «московский храм» и «церковь в

Галиче».

Дети ничего не могли сказать об архитекторах и архитектурных стилях

петербургских храмов, соборов и церквей.

Только половина ребят смогли написать, что такое храм и церковь

(однако, их различие правильно не указал никто), и какая первая церковь

была построена в Санкт-Петербурге. Храмы и церкви ребята в основном

охарактеризовали так: «Церковь - это место, где проходят богослужения и

молятся (крестят детей)». Трое учащихся

уверены, что первым собором нашего города был Исаакиевский, а двое - что

это была церковь Спас-на-Крови.

Большинство учеников смогли назвать в среднем 2-3 храма и собора

нашего города (были названы Исаакиевский, Троицкий, Никольский, Казанский,

Смольный, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови) и написать какой из них

им больше всего нравится, но только немногие смогли объяснить почему. Лишь

половина детей назвали те соборы, церкви и храмы Петербурга, которые они

посетили. У большинства ребят достаточно четкое представление о том, в

честь чего и кого строились церкви на Руси: «…в честь побед, святых, в

честь бога».

На вопрос о том, кто такие святые, дети дали очень однообразные ответы

типа: «Святые - это люди». Это правильно лишь отчасти. В словаре С.И.

Ожегова дано следующее определение этого слова: «У христиан: человек,

посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти

признанный верующими образцом христианской жизни.»1 У детей встречались

ответы, которые свидетельствовали о том, что им понятна суть этого слова:

«Святые - это люди, которых произвели в божества», но чаще ответы учащихся

были неточны или совсем неверны: «…это люди», «…это люди, которые верят в

бога», «…это божества, ангелы».

Только 2 ребенка смогли назвать святых, которым посвящены храмы

Петербурга, они упомянули Александра Невского и Андрея Первозванного. В

нашем городе действительно есть соборы и церкви, посвященные этим святым.

Это - Свято - Троицкий собор Александро-Невской лавры, где находятся мощи

святого, собор Святого Андрея Первозванного на Васильевском острове,

деревянные церкви Св. Александра Невского на Шуваловском кладбище и в

Красном Селе. Из этого можно сделать вывод о том, что у детей практически

нет знаний о святых, которым посвящены соборы и церкви нашего города, а тем

более о святых - покровителях Петербурга: апостолах Петре и Павле, об

Александре Невском, Ксении Петербургской и Иоанне Кронштадском. Вряд ли

дети знают и о том, какие святые - покровители есть у них.

Больше половины учеников смогли написать о том, чем украшены храмы и

церкви Петербурга, но ответы были очень неполны и неточны. В основном дети

считают, что храмы украшены внутри иконами, золотом и мозаикой. Про

украшение экстерьеров никто не упомянул.

Почти все уверены, что в храмах молятся. Только 2 ребенка вспомнили,

что в них крестят и проводят богослужения. Было несколько интересных

ответов о значении молитвы: «…замаливают грехи», «…исповедуют грехи»,

«…молятся, чтоб бог их (людей) услышал». Некоторые написали, что не знают,

зачем люди молятся, или что они «молятся просто так».

Церковные православные праздники знают лишь 2/3 детей. В основном эти

праздники - Пасха и Рождество, реже - Троица. Один ребенок указал Новый

год, Вербное воскресенье. Несколько ребят неправильно назвали день Св.

Валентина.

В рисунках детей образ русского православного храма удался, но ученики

не смогли отразить все его особенности, так как не имели достаточного

запаса знаний и умений.

В зависимости от уровня знаний, выявленного при анкетировании, в

данном классе можно выделить 3 группы детей:

1 группа - достаточно широкий круг знаний, полные и точные ответы,

хорошее владение приемами изображения архитектурных сооружений - 30%;

2 группа - ограниченный круг знаний, неполные, ошибочные ответы,

владение лишь некоторыми приемами изображения архитектурных сооружений -

56%;

3 группа - минимальный запас знаний, бессистемные, ответы или их

отсутствие, очень слабое владение приемами изображения архитектурных

сооружений - 14%.

Параллельно с данным исследованием было проведено аналогичное во 2 «В»

классе в 557 средней школы Невского района. Ученикам была предложена та же

система вопросов (стр. 53). Результаты эксперимента были занесены в

таблицу.

Результаты констатирующего эксперимента в 557 школе.

У детей отсутствует представление о том, что такое Православие, а на

вопрос о том, что такое архитектура, дали правильный, но не полный ответ:

«…это искусство» лишь 2 ребенка, тогда как показатель по этому вопросу в 44

школе был в 3 раза выше. Учащиеся не знают, когда в нашем городе началось

православное строительство (при каком государе знают только 50%), какие

архитекторы строили наши церкви и храмы и в каких они были стилях

построены. Православные церкви других городов не знает никто.

Лишь 14% назвали храмы Петербурга, которые они знают: Петропавловский

и Исаакиевский соборы, и 14% - в которых они были: Петропавловский собор и

«церковь в Рыбацком», но никто не указал, какой храм нравится больше всего

и почему. А в 44 школе 89% смогли назвать петербургские храмы и церкви, 58%

написали, в которых из них они были и 68% - какие нравятся больше всего.

Представление о назначении храмов и церквей, об их убранстве и об их

отличиях от других сооружений имеют около 40% класса, тогда как в 44 школе

- около70%.

О святых имеют представление, но очень нечеткое, половина детей,

однако никто не смог назвать святых, в честь которых строились церкви в

нашем городе. Православные праздники (в основном Пасху и Рождество) знают

43%, а в 44 школе - 79%.

Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и

учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные

- в 3 группу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует

система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его

православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и

о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа

ведется.

Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и

учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные

- в 3 группу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует

система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его

православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и

о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа

ведется.

В заключение проделанной работы можно сделать некоторые выводы по

выполненному объему.

1. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен объем знаний

младших школьников (2 класса) о Православии, особенностях православной

архитектуры, о храмах, соборах, церквях нашего города и истории их

возникновения.

В результате анализа ответов школьников на предложенные вопросы

было выявлено, что в школе, работающей по традиционной методике, уровень

знаний детей по данной теме оказался намного ниже, чем в экспериментальной

школе. Большая часть учащихся 2 класса 557 школы не ответили на вопросы об

особенностях православной архитектуры, они не воспринимают архитектуру как

вид искусства. Дети не знали названия соборов и церквей Санкт-Петербурга, а

так же не могли сказать, в честь кого они построены. Так как эксперимент

был сравнительный, то можно сказать о том, что во 2 классе 44 школы, где

ведется систематическая работа по ознакомлению учеников с историей города,

дети успешнее справились с заданием, лучше ответили на вопросы. У них

больший объем знаний о православной архитектуре, о соборах и церквях нашего

города.

2.Так же были определены особенности восприятия детьми

православного зодчества. Детям был показан ряд зданий, среди которых были

православные сооружения Петербурга (Исаакиевский, Казанский, Троицкий,

Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание

отличить храмы и соборы от других архитектурных построек. Учащиеся обеих

школ успешно справились с заданием устно, но написать, чем они отличаются,

смогли лишь немногие.

На основании анализа исследований Выготского Л.С., Лихачева Б.Т.,

Герасимова С.А. и Кушаева Н.А., которые в своих научных трудах

рассматривали проблему восприятия искусства младшими школьниками, а так же

на основании анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента

можно утверждать, что детям обеих школ присуще чрезмерная наглядность

восприятия, диффузность и фрагментарность построения образа. Так же у детей

маленький запас знаний и образов, и редко присутствует собственное

отношение к образу собора или церкви.

При сравнении результатов эксперимента в разных школах, выяснилось,

что в 44 школе, где детей целенаправленно учат восприятию архитектуры,

ученики более полно и точно давали ответы на вопросы, связанные с

восприятием православных памятников. Так о внешнем и внутреннем убранстве

церквей в 44 школе представление имеют около 70% учащихся, а в 557 - лишь

около 40%.

Проанализировав ответы детей и их рисунки, можно выделить некоторые

особенности восприятия интерьера и экстерьера православных церквей младшими

школьниками. В основном, дети считают, что внутри храмы украшены иконами,

золотом и мозаикой, а снаружи - куполами с крестами.

Ответы на вопросы, направленные на выявление нравственной стороны

восприятия, показали, что дети воспринимают храмы и церкви как места, где

люди молятся и совершают богослужения.

Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов

констатирующего этапа исследования, можно сделать общий вывод: с младшими

школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по

приобщению их к ценностям православного зодчества нашего города, по

развитию их нравственных качеств, эстетического восприятия архитектуры и по

культурному развитию в целом.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

1. Бутников Г.П. Исаакиевский собор. Л-д,1973 г.

1. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. научн.

трудов. Л-д,1989г.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. М., 1967 г.

1. Гегелло А.И. Смольный. Л-д,1958 г.

1. Грабарь И. Петербургская архитектура в 18 - 19 веках. С-Пб., 1994 г.

1. Грбенка Е. Физиология Петербурга. М., 1984 г.

1. Канн П.Я. Казанская площадь. Л-д, 1988 г.

1. Лармин О. Искусство и молодежь. М., 1980 г.

1. Лебедева Е.а. Петроград и его святыни. (Церковно-исторический очерк).

Рукопись 1916 года. Изд-во «Русско-балтийский информационный центр».

1. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г.

1. Ленинград. (Путеводитель). Составители: Витязева В.А., Кириков В.М. Л-д,

1986 г.

1. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г.

1. Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Кавериновой Р.Д.,

Зюбина Л.М. М., 1986 г.

1. Мурашова Н.Б., Петрова Е.Ю. От канонов - к самобытному стилю. Лен.

Панорама’85(6).

1. Никитин Н.П. Огюст Монферан. Л-д, 1949 г.

1. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А. М., 1986 г.

1. Петров А.Н., Борисова Е.А. и др. Памятники архитектуры Ленинграда. Л-д,

1975 г.

1. Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л-д,1983 г.

1. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины 19 века. Л-д, 1990 г.

1. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989 г.

1. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова

С.А. М., 1983 г.

1. Словарь русского языка. Сост. С.И. Ожегов. М., 1952 г.

1. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М., 1986 г.

1. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова А.И., Лихачева

Б.Т. М., 1974 г.

1 Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М.,

1983 г. Стр.12.

2 Там же. Стр. 13.

3 Там же. Стр. 13.

4 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник

научных трудов. Л., 1989 г.

5 Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г.

Стр. 35.

1 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник

научных трудов. Л, 1985 г.

2 Там же. Стр. 17.

1 Там же. Стр. 21.

2 Там же. Стр. 21.

3 Там же. Стр. 29.

1 Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г. Стр. 104.

1 Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Р.Д. Кавериновой,

Л.М. Зюбина. М., 86 год. Статья Л.А. Балакирева « Учитель начальных

классов». Стр. 24.

1 И.П. Раченко. НОТ учителя. М., 1989 год. Стр. 149.

1 Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т.

Лихачева. М., 1974 год. Стр. 85.

1 Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. М., 1967 год. Стр. 46.

1 Словарь русского языка. Составил С.И. Ожегов. М., 1952 г.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ