Рефераты
 

Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке

детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с

ними (П.24). В данном случае дополнительные образовательные программы – это

вид временной или постоянной услуги, которую может оказывать учреждение. В

разделе, характеризующем основы деятельности учреждения, вводиться понятие

программа деятельности. Это самостоятельно разрабатываемая учреждением

программа, учитывающая запросы детей, семьи, образовательных учреждений,

разнообразных общественных организаций, особенности социально-

экономического развития региона и национально-культурных традиций.

Очевидно, совершенно иное смысловое наполнение этого понятия в сравнении с

понятием «образовательная программа», и оно нуждается в специальном

пояснении. Для образовательной программы первостепенное значение имеет

определение цели и задач образовательной деятельности. Программа

деятельности - это продуманная, планомерно организованная инструментальная,

техническая часть обеспечения реализации концептуально обоснованных целей и

задач. Взаимосвязь образовательной программы и программы деятельности

учреждения очевидна.

Программа деятельности «следует за» или «опирается на» образовательную

программу учреждения. Она не может быть самостоятельна и самодостаточна,

ибо есть опасность её перерождения в простой календарный план работы

учреждения.

Программа деятельности дополнительного образования детей обязательно

предусматривает:

> оценку своего состояния и достижений;

> изучение и анализ образовательной ситуации (выявление и

прогнозирование образовательных запросов);

> организацию процесса программирования, обновления образовательных

программ на всех структурных уровнях учреждения в соответствии с

образовательными потребностями.

В оценке своего состояния важно выявить достигнутые и желаемые

результаты, установить связь с факторами, их определяющими, -

организационными, управленческими, ресурсного обеспечения и отношений

социальной коммуникации.

Изучение образовательных запросов позволит более точно определить

функции учреждения, скорректировать цели деятельности, свою миссию, поможет

сопоставить мотивы «авторов заказа» образовательных программ с мотивами

профессиональной деятельности педагогов. Педагогические возможности

дополнительного образования в подавляющем большинстве случаев шире

актуальных проблем детей и родителей. Но педагогический потенциал центров

дополнительного образования может быть в полной мере реализован лишь в том

случае, если известны мотивы дополнительного образования. (Методический

практикум по социально-педагогическим проблемам учреждений дополнительного

образования. СП б, 1997).

Организация программирования в учреждении опирается на выводы

проведённого анализа и самооценки, которые являются объективным критерием

для корректировки содержания образовательных программ, их классификации и

систематизации.

Результаты систематизации и классификации программного обеспечения

учреждения позволяют сделать следующие выводы:

> Информационная база данных по образовательным программам позволяет

принимать обоснованные управленческие решения:

. В определении перспективы развития учреждения в целом, отдельных

направлений образовательного процесса;

. В создании наиболее полного спектра преемственных программ,

выражающих видовые характеристики учреждения;

. В осуществлении наиболее полной подготовки к проведению аттестации

и аккредитации.

> Анализ информации по основным параметрам образовательных программ,

реализуемых в учреждении, позволяет решать следующие методические

задачи:

. Организация и проведение педагогического мониторинга;

. Формирование образовательных стандартов;

. Методическая помощь педагогам в осуществлении программирования как

особого способа инновационной деятельности.

Наличие базы данных по образовательным программам – условие успешности

проведения учреждением дополнительного образования детей маркетинговой и

рекламной деятельности, необходимой для грамотного и достойного определения

своего места и роли в системе образования района, города или региона.

Содержанием образовательных программ и посредством их разнообразия

учреждения дополнительного образования создают условия для преобразования

современной системы образования, её перспективного развития в целях

предоставления обществу и каждому отдельному гражданину права на выбор

образования, права на образовательные услуги более высокого качества.

«Вместе с общеобразовательными школами, учреждения дополнительного

образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную

систему, индивидуализирующую образовательный путь ребёнка в рамках единого

социокультурного пространства страны. Отсюда вытекает ориентированность

дополнительного образования на:

> динамичность образовательного процесса как социального явления,

выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего

возможность для развёртывания и реализации своего жизненного пути;

> стимулирование творческой активности ребёнка, развитие его способности

к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному

самообразованию;

> активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование

возможностей его применения в различных ситуациях;

> обобщение жизненного опыта ребёнка, соотнесение его с исторически

сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных

действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего

поведения;

> новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к

многообразию и овладению специализированными языками наук в малых

группах юных исследователей;

> преемственность содержания различных видов образования с учётом

эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм

жизнедеятельности. «(Аналитическая записка, рассмотренная коллегией

Минобразования РФ от 25.05.94.)

В заключение следует сказать, что программам дополнительного

образования посвящено много исследований. Дело не в том, чтобы задать

единые для всех нормы программного документа, выработать общую матрицу для

программирования. Процесс создания образовательных программ и программного

обеспечения образовательного процесса для дополнительного образования детей

не закончен, так как всегда будут рождаться новые идеи, продолжаться

творческие искания педагогов, будут постоянно меняться интересы, желания,

запросы, возможности детей, давая новые стимулы к развитию образовательных

программ.

Главное – осознать необходимость и ценность творческого

самоопределения в собственной программе и отдельному педагогу, и учреждению

в целом. Преобладание унифицированных учебных программ или их вариаций,

стихийно сложившихся в учреждении набор из примерных и авторских программ –

сегодня уже показатель недостаточного профессионализма деятельности и

невысокого качества результатов.

Чем выше степень готовности учреждения реализовать образовательные

запросы семьи, отдельного человека, общества, тем больше оснований для

высокой оценки учреждения, адекватного определения его статуса.

5. Технология разработки образовательной программы общеобразовательного

учреждения

Технология разработки образовательной программы общеобразовательного

учреждения рассматривается как средство социального управления.

Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой

Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ

образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания

образования и особенности организации образовательного процесса.

Образовательная программа показывает, как с учётом конкретных условий

создаётся в образовательном учреждении собственная модель обучения,

воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является

сугубо индивидуальной, так, как призвана, учитывать потребности конкретных

обучаемых, их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна

иметь творческое начало.

Место образовательной программы в системе управления

общеобразовательного учреждения показано в приложении № 1.

Для работы школы в условиях действия собственной образовательной

программы оптимальным является патисипативное управление. Это управление,

основанное на включении, участии коллектива образовательного учреждения в

процессе выработки, принятия и реализации образовательной программы (от

обмена информацией, консультаций, дискуссий и переговоров до введения

представителей коллектива в исполнительные и наблюдательные советы).

Различные уровни участия коллектива школы в создании образовательной

программы составляют своеобразную иерархию.

Первый уровень участия достигается в том случае, когда прилагаются

усилия для улучшения общения и межличностных отношений сотрудников в

условиях образовательного процесса. При этом коллектив выступает как

относительно пассивный субъект соучастия.

Второй уровень осуществляется тогда, когда сформировано активное

участие коллектива школы в повышении качества образования в данном

образовательном учреждении.

На третьем уровне коллектив рассматривается как партнёры в управлении

образовательным процессом учреждения. На третьем уровне участия коллектива

в управлении возникает проблема риска соучастия. Он связан, с одной

стороны, с возрастанием требований учителей к разделению власти в школе,

повышению их вклада в различные сферы управления, с другой стороны, с

отсутствием соответствующих профессиональных знаний, неадекватной положению

учителя ответственности за результаты деятельности школы в целом.

Всё вышесказанное позволяет приступить к описанию технологии

разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения в

условиях вариативности и дифференциации содержания образования с точки

зрения анализа и понятий социальных технологий – новой отрасли

развивающегося социологического, управленческого знания.

Под технологией разработки образовательной программы

общеобразовательного учреждения надо понимать следующее:

> Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности

образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи,

динамики и обновления общественных процессов.

> Способ разработки образовательной программы на основе её рационального

расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и

синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

В соответствии с этим можно предложить модель технологии разработки

образовательной программы общеобразовательного учреждения (См. приложение).

В непосредственной зависимости от образовательной программы учреждения

находятся программа развития учреждения и учебный план учреждения. Подходы

к их разработке определяются в рамках миссии и культуры учреждения.

Образовательная программа свидетельствует о том, как в учреждении с

учётом конкретных условий создаётся собственная модель образования. В то же

время образовательная программа выступает как комплекс приёмов по

обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного

процесса в достижении поставленной цели. Это показатель социальной зрелости

учреждения, его организационной культуры.

Следует подчеркнуть, что образовательная программа одновременно –

нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией

и обеспечением сохранения целостности, специфики, воспроизводства и

развития всех структурных систем (См. Приложения).

Технология разработки образовательной программы общеобразовательного

учреждения предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции

с их последующей координацией и синхронизацией, выбор оптимальных средств и

методов их выполнения. (См. Приложения).

Образовательная программа должна чётко и ясно представлять

своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные

возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными

для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не

может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстранённым документом»,

который создаётся формально раз и навсегда. Изменение в обществе, в системе

образования в связи со становлением его вариативности, появления

инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования.

Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы,

которые отвечают его главному предназначению – миссии.

Структура образовательного учреждения чаще всего имеет модульное

построение.

> 1-й модуль. Характеристика учреждения или полная информационная

справка учреждения.

> 2-й модуль. Аналитическое обоснование программы: описание

образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума;

оценка и состояние педагогического процесса и условий для его

реализации и развития; выделение проблем, на которые направляются

усилия.

> 3–й модуль. Ведущие концептуальные подходы, приоритеты образования,

философия образования, цели и задачи образовательной деятельности

учреждения.

> 4–й модуль. Выбранный из имеющихся предложений или самостоятельно

разработанный учебный план учреждения, регламентирующий

образовательный процесс.

> 5–й модуль. Описание особенностей организации образовательного

процесса, взаимообусловленности и преемственности ступеней или уровней

содержания образования, форм организации деятельности, педагогических

технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.

> 6–й модуль. Организация экспериментальной площадки в учреждении и

карта инновационной деятельности (для учреждений, выбравших для себя

тему эксперимента и претендующих на статус инновационного учреждения).

> 7–й модуль. Психолого-педегогическое и методическое обеспечение

реализации образовательных программ учреждения.

> 8–й модуль. Управление реализацией программ через мониторинг.

С помощью модульного расчленения на процедуры легче осуществлять

необходимые операции по организации образовательного процесса, его

оптимизации, координации и методов контроля.

6. Уровень образовательной программы

Образовательная программа учреждения должна быть всесторонне

продуманным, специально организованным пространством, в котором проходят

индивидуальные «маршруты» развития способности личности к самостоятельному

решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования

социокультурного опыта человечества, элементом которого является и её

собственный опыт. Результатом такого образования является самостоятельное

достижение обучающимися определённого уровня образованности, под которым

понимается способность ребёнка решать проблемы на данной познавательной

основе. Уровни образованности отличаются способностью решать различные виды

проблем и использовать для этого различные познавательные средства.

Приведём градацию уровней образованности (по О.Е. Лебедеву):

> Элементарная грамотность – начальный, самый простой, но универсальный

уровень обученности основным способам деятельности (письмо, чтение,

рисование и т.д.).

> Функциональная грамотность – способность решать стандартные задачи в

различных сферах жизнедеятельности.

> Компетентность:

. Компетентность общекультурная – это уровень достаточный для

творчески–деятельностной самореализации личности, ориентирующейся в

ценностях широкого культурного пространства, а также способность

личности оценивать границы собственных возможностей;

. Компетентность допрфессиональная – это уровень, достаточный для

осознанного выбора профессии и успешного обучения в соответствующем

высшем учебном заведении;

. Компетентность методологическая – это уровень, достаточный для

самостоятельного исследовательского подхода к решению широкого

спектра задач как теоретического, так и прикладного характера.

Уровень образовательной программы – это показатель её полноты и

качества в создании условий для достижения личностью определённого уровня

образованности. Это показатель целостности, системной организованности

образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий

(содержание программ, технологий, форм организации) освоение обучающимися

всех уровней образованности.

7. Направленность образовательной программы.

Направленность образовательной программы – это обобщённое, идеальное

определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы,

от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации

образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной

образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным

стандартом.

Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программы

направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации

личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и

освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач

последовательного повышения профессионального и общеобразовательного

уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9).

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ

зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это

определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков,

гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

Данный аспект определения направленности образовательной программы на

итог в связке «цель-результат» повлиял на создание модели подхода к оценке

деятельности образовательного учреждения, её эффективности, в которой

доминирует знание конечного результата образования. Необходимо соотносить

уровень и направленность образовательной программы с учебными планами,

расписанием занятий, классными журналами, что подтверждает фактическую

реализацию данной программы. Проведение же итоговых, тестовых и других

срезовых работ поможет выявить уровень подготовки учеников и реализацию

образовательной программы.

Оценивать образовательную программу учреждения можно через сравнение

поставленных перед ней задач (целей) и достигнутыми результатами.

Естественно, что формулировка цели образовательной программы должна

быть предельно проста, настолько точна и определённа, чтобы можно было

однозначно сделать заключение о степени её реализации и построить вполне

определённый дидактический процесс, гарантирующий её достижение в заданное

время, (см. Беспалько В.П.). Сожалению, данная формулировка цели не совсем

подходит в образовании. Нельзя исключать из образовательного процесса

живого человека (педагога, ученика), со всеми нюансами его характера,

настроения, темперамента и т. д.

Кроме того, в практике есть масса примеров, когда чётко поставленные

цели не давали результатов или приводили к непредсказуемым результатам.

Поэтому, говоря о результатах деятельности образовательного учреждения,

необходимо помнить о степени активности или пассивности участия самих

обучающихся, их желания достижения результатов, а также того, что на

результаты влияет множество иных, косвенных факторов. Очень часто результат

не всегда проявляется сразу, – эффективность педагогического воздействия

может актуализироваться спустя несколько лет. Поэтому связка «цель –

результат» не должна трактоваться прямолинейно и упрощённо. Образованию

присуща причинно – следственная неопределённость, а соотношение целей

образования и его результатов многовариативно.

Цель отдельного учебного занятия, цель образовательной программы

конкретного педагога может быть и должна быть сформулирована конкретно,

однозначно, а значит – диагностично. Но чем выше уровень управления

образовательным учреждением, тем больше вариативность, неопределённость

системы и тем более общими должны быть цели. Следовательно, и выводы о

соответствии результатов поставленным целям могут быть получены только

через комплексный анализ данных (результатов, процесса, соотношения

начального и конечного состояния системы) по всем направлениям социально –

педагогической деятельности учреждения, а не через простое сравнение

формулировки цели, принимаемое за некий эталон, и искусственно выделенных

итоговых результатов её реализации.

В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию

образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной

деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не

только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального

потенциала общества, но и на следующие цели:

> Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её

самореализации;

> Развитие общества;

> Укрепление и совершенствование правового государства.

При этом содержание образования должно обеспечивать:

. Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры

общества;

. Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний

картины мира;

. Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное

ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

. Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

. Развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной,

этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие

мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на

свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14).

Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации,

которая задаёт общую направленность образовательных программ, реализуемых

всеми образовательными учреждениями на территории РФ.

Данный подход меняет смысл соотношения направленности, уровня

образовательной программы и стандартов, серьёзно обостряя проблему

возможности чёткой формулировки каких либо эталонов, связанной с эталонной

моделью выпускника. Становиться совершенно очевидно, что невозможно

составить единую, нормативно определённую для всех учреждений модель

выпускника и через сравнение с нею выпускников образовательных учреждений

оценивать все составляющие элементы образования. Деятельность

образовательного учреждения слишком сложна и все её многоплановые

результаты не определяются в одинаково строгих параметрах количественного

измерения. Ещё большей сложностью характеризуется система образования в

целом, и поэтому второй аспект определения направленности образовательных

программ принимается априорно, как само собой разумеющееся.

Направленность образовательных программ учреждения определяется его

целью, или тем «ядром ценностей», который называют миссией. В этом

самостоятельном выборе своего предназначения учреждения образования

отличаются одно от другого, даже если они одного вида.

Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними

убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для данного

образовательного учреждения. Иногда эту совокупность целей называют также

концепцией образования или ядром ценностей.

Значение выбора миссии для образовательного учреждения нельзя

преувеличивать, ибо с ним напрямую связан выбор вида и образовательной

модели учреждения.

В определении миссии отмечается связь общих целей с убеждениями,

взглядами и деятельностью тех, кто организует, отвечает, обеспечивает

образование в учреждении. Убеждения, в свою очередь, зависят от системы

ценностей людей, их взглядов на образование вообще, и от тех

организационных ситуаций, в которых люди действуют. Поэтому осознанный

выбор миссии означает не просто признание и продолжение учреждением

благородных школьных традиций, а его принятие в качестве конкретных

направлений своей работы.

В миссии коллектив учреждения выражает своё понимание организации

образования, свой «стиль» и культуру, поэтому форма выражения должна быть

ясной, доступной для понимания родителей, детей, тех, кто выбирает для себя

образовательное учреждение. Определение миссии должно быть понятно также

всем сотрудникам учреждения. Случается так, что порой большая часть

коллектива не имеет ни малейшего представления о миссии вверенной им школы.

Слишком абстрактное определение общих целей может по-разному

толковаться, комментироваться и привести к противоположным направлениям в

деятельности педагогов, а порой и к их столкновению. В такой ситуации

трудно не только формулировать прогнозы на будущее, но и проектировать

последовательность тактических действий.

Функции миссии учреждения образования можно разделить на внешние и

внутренние.

Внешние функции связаны с тем, чтобы дать ясное понятие о том, что

представляет из себя учреждение, родителям, детям, другим учреждениям

образования в окружающем социуме, учредителям, рынку труда, организациям и

предприятиям, а также о преимуществах профиля учреждения.

Внутренняя функция миссии состоит в создании рамок, в которых можно

принимать важные решения, обеспечивая определённое единство образовательных

идей и приоритетов (направленность образовательных программ), слаженное

сотрудничество, взаимодействие педагогов с целью повышения качества

образования в учреждении.

В каждом конкретном случае определение миссии может отличаться уровнем

детальной проработки или лаконизмом выражения, но очень важно, чтобы оно

вырабатывалось коллегиально и стало показателем коллективной

компетентности. Тогда принятие любого решения, новой методики работы,

инновационной программы или технологии будет приниматься по соответствии

его миссии учреждения, организационной культуре и стилю образования.

Другой не менее важной особенностью образовательного учреждения

является влияние его сложившейся внутренней культуры на состояние и

результаты образовательного процесса.

Большинство учреждений образования стремятся отличиться особыми,

уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим

климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим

вкусом, активностью участия в жизни города, микросоциума и другими чертами.

Совокупность этих условий вместе с культурой образуют неповторимый

уклад жизнедеятельности учреждения.

Культура образовательного учреждения – это уникальная, многослойная

система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления,

менталитета. Её создателями и носителями являются все участники

жизнедеятельности учреждения: администрация, педагоги, дети, их родители,

сотрудники и т.д.

Культура учреждения – это феномен, которому обучаются, прежде чем

становятся его составной частью, но она обладает незначительной динамикой.

Как правило, культурные изменения происходят очень медленно и требуют

времени. Они являются результатом процесса ориентации, адаптации, ответом

на внешние воздействия.

Культура определяет стандартные пути решения проблем, способов

организации внутренней и внешней взаимосвязи, приёмы овладения

нестандартными, изменившимися ситуациями. И поэтому культура учреждения

имеет фундаментальное значение для выбора им направления развития,

управления стратегическим планированием.

Образовательные программы рождаются, осуществляются и приносят

определённые результаты в конкретном укладе жизни учреждения, в особом

сочетании обстоятельств, условий, средств, запросов, индивидуального

потенциала участников педагогического взаимодействия, стиля их

взаимоотношений. Именно это превращает процесс работы педагога над

программой в авторское творчество, а сочетание, «композиция» программ

педагогов в структуре педагогического процесса всегда будет неповторимо.

Культура учреждения и выбор миссии, – специфические критерии для

установления целостности образовательного учреждения, его системной

определённости (статуса). (См. Приложения).

Принятие связки «миссия – направленность» означает для

образовательного учреждения необходимость чёткой и ясной формулировки

долгосрочной стратегии в отношении качества образования.

Определение качества и способов его контроля является функцией самого

учреждения, а для этого важна строгость понимания цели. Основной целью для

деятельности образовательных учреждений, несомненно, является личность

выпускника, позитивные изменения в обществе. Общие устремления, ориентиры

образовательного учреждения, его миссия связаны с моделированием образа

выпускника данного учреждения – «образа желаемого будущего результата».

Очевидно, что школьные предметы и дисциплины, учебные специальности,

профили деятельности, которые составляют структуру учебного плана и

соответствующее ему содержание образовательных программ, только

приблизительно и предельно условно могут выразить эту стратегическую

направленность образования. Ещё более условно моделируется качество

выпускника через схему преемственной связи ступеней образования,

образовательных цензов или расчёт объёма учебного материала,

количественного набора личностных качеств, которые за определённое время в

определённой последовательности должен усвоить каждый учащийся.

Несомненно, что реализация цели развития личности, её способностей

самоопределения и самореализации зависит от множества объективных факторов,

но и в большей степени она определяется продуктивностью использования опыта

и ресурсов самой образовательной системы, признанием права определения

своих целей (направленности) самим учреждением с последующей

дифференциацией (индивидуализацией) этих целей на уровне обучающегося и

педагога.

Утверждение такого права является принципиальным для практического

осуществления вариативного образования, для эффективности включения широких

возможностей учреждений дополнительного образования в реализацию

стратегических целей системы образования.

В Законе «Об образовании», и в нормативных документах при

характеристике образовательной деятельности и образовательных программ,

также используется понятие направление: направление образования,

направление деятельности или программа экологического направления,

направление гумманитаризации и пр.

Что представляет собой направление развития? Направление развития –

вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами»,

способами, приёмами, условиями движения к определённой цели на основе

главных ценностей, общих устремлений и приоритетов. Направление образует

пространство осуществления содержания, облекает его в форму, структурирует,

«производит» конкретные результаты. Движение по выбранному направлению

требует продуманности, связанности действий, согласованности. В направлении

цель формулируется строже и результат её очевиден.

Каждое учреждение образования выстраивает свою сложную педагогическую

систему, исходя из норм и традиций своей культуры, убеждённо следуя

осознанному выбору основных ориентиров и миссии, определяя структуру

образовательного процесса, его общее содержание, организацию и технологию.

Внутри этой системы в соответствии с определенными целями и задачами

действуют структурные подразделения или отделы учреждения, имеющие свои

комплексные, модульные, интегрированные программы, отдельные группы,

объединения детей и педагогов. Содержание образовательного процесса

учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных

процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно

самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику

своего взаимодействия.

Составить законченный перечень направления образовательных программ

или их совокупности в одном учреждении не представляется возможным. И не

только потому, что отсутствует единое информационное поле или система

мониторинга, но и потому, что творчество педагогов и самодеятельность

учреждений безграничны. Всё чаще стали появляться образовательные программы

педагогов или новые образовательные программы учреждений, которые не

вписываются в традиционный набор направлений школьной деятельности. Это и

курсы лекций по истории мировых религий, и программы социальной психологии

и психологии общения, интегрированные программы по культуре, искусству и

риторике, исключительные по своей многомерности влияния на человека

программы информационных технологий и пр.

Учитывая эти очевидные изменения и предполагая их накопление в

будущем, следует сегодня закрепить это положение общим признанием различия

направленности и направления образовательной программы с приоритетом её

направленности, как смыслового центра, к которому устремляются все «точки»,

процессы, части совместной деятельности педагога и ребёнка.

Направление образовательных программ, модель и характер их

взаимодействия в конкретном учреждении и в системе образования социума

(города, района, региона и пр.) составляют конкретную структуру и полноту

образовательного процесса субъектов образования.

8. Формирование цели образовательной программы.

Формирование цели образовательной программы – фундаментальное понятие

в теории деятельности, широко используемое в последние годы в образовании,

представляет собой образ будущего результата деятельности. Целеполагания

реально интегрирует различные действия в конкретную систему цели, средства

и результата.

Процесс выработки цели предполагает активное функционирование всех

факторов определения деятельности – потребностей, интересов, стимулов,

мотивов и т.д. Центральный пункт Целеполагания – определение цели через

средство. Цель без определения средства не есть ещё подлинная цель, в этом

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ