Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)
При всех видах устного изложения знаний следует стремиться к
сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации,
иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности
учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого
раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного
характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих
работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения
материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание
услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание
учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не
дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово,
меткое сравнение.
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа.
Рассказ-это монологическое изложение учебного материала, применяемое
для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется
в начальных классах при изложении описательного материала, в котором
преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция
данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая,
воспитывающая, побудительная и контрольно - коррекционная.
По целям выделяется несколько видов рассказа:
Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение.
Назначение первого- подготовить учащихся к изучению нового материала,
второй служит для изложения намеченного содержания, а третий - заключает
отрезок обучения.
Эффективность данного метода зависит главным образом от умения
учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения,
используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню
развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у
учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.
Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной,
убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу
на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также
методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в
имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное.
Рассказ должен быть коротким (10 мин.), пластичным, протекать на
продолжительном эмоциональном фоне.
В процессе подготовки и проведения рассказа опытные учителя
руководствуются такими дидактическими требованиями:
- всемерно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. У них
слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых
фактов, событий. Они быстро отвлекаются, утомляются не могут длительное
время слушать рассказ учителя;
- четко определять тему, задачи рассказа, привлечь интерес, внимание
детей к теме. Именно ,,внимание есть та дверь, через которую проходит все,
что только входит в душу человека из внешнего мира(;
- предусматривать ознакомление с новым материалом в начале урока, когда
дети еще бодры, не устали;
- обеспечивать научность, достоверность излагаемого материала;
- концентрировать внимание на воспитании общественно-значимых, стержневых
качеств личности ребенка, оценивать события, поступки, факты, высказывать
собственное мнение, выражать свои чувства, отношения;
- знакомить детей с планом содержания рассказа, излагать материал в
строгой системе, логично;
- выделять ведущие положения, идеи, социально значимые представления,
концентрировать на них внимание детей;
- подбирать яркие, типичные факты, интересные и убедительные примеры,
необходимые для обобщения, опираться на конкретные представления детей;
- излагать материал доступно для учащихся, эмоционально, выразительно, в
занимательной форме;
- излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала, когда
нужно сформулировать вывод, определение, правило: избегать употребления
слов типа: ,,как сказать(, ,,значит( , ,,это самое( и т.п.
- активизировать внимание детей путем включения эвристических приемов,
постановки и решения проблемных вопросов;
- изложения сочетать с чтением отрывков, фрагментов текстов из учебника
или учебного пособия;
- обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее
важных положений;
- изложение сопровождать иллюстрациями, демонстрациями, тсо;
- повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.
Как один из словесных методов обучения учебная лекция
предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей
емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений,
концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений.
Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ
занимает лишь его часть.
В лекции используются приемы устного изложения информации:
поддержание внимания в течение длительного времени, активизация мышления
слушателей; приемы, обеспечивающие логическое запоминание: убеждение,
аргументация, доказательства, классификация, систематизация, обобщение и
др. Читаются лекции в основном в старших классах средней школы. Для
эффективного проведения лекции надо четко продумать ее план, стремиться
излагать материал логически стройно и последовательно, придерживаясь всех
пунктов плана, делая резюме и выводы после каждого из них, не забывая о
смысловых связях при переходе к следующему разделу. Не менее важно
обеспечить доступность, ясность изложения, объяснять термины, подбирать
примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.
Беседа - очень распространенный способ обучения, который можно
применять на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке
домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении
и повторении подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы
учащихся. Беседу проводят в тех случаях, когда есть основания для беседы,
то есть учащиеся имеют некоторые сведения и знания об изучаемом материале.
Беседа позволяет связать учебный материал с личным опытом ребенка. В
процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые знания и связывают их с
сообщаемым учебным материалом. Учитель имеет хорошую обратную связь. По
вопросам и ответам ученика он видит, что ребенок понимает и чего не
понимает. Поэтому в ходе беседы он может вносить коррективы, изменять
глубину и объем материала, давать дополнительные сведения. Беседу проводят
в любых классах, однако преимущественное значение она имеет в начальном
обучении. Первоначальные научные знания основываются на представлениях
ребенка, на его личном опыте. Она наиболее удобна, чтобы воспроизвести и
сформировать в сознании младшего школьника представления, которые являются
основой для усвоения нового материала на уроке в начальных классах
начинается с беседы, которая ставит своей целью связь нового с изученным
материалом, с тем, что известно детям.
В обучении используется в основном беседа двух типов: катехизическая и
эвристическая. В начальном обучении катехизическая беседа используется
преимущественно при проверке и оценке знаний учащихся, закреплении, а также
при анализе прочитанных текстов.
Эвристическая беседа как правило, приводится с целью сообщения новых
знаний. Вопросы и предполагаемые ответы стоят таким образом, что они
подводят мысль ученика к новым положениям, выводам. У учащихся возникает
субъективное впечатление, что они сами делают открытия. В настоящее время
этот вид беседы широко используется в проблемном обучении.
Успех беседы зависит от умелой постановки серии вопросов и знания
предполагаемых ответов учащихся. Вопросы учителя должны быть четко
поставлены, без лишних, поясняющих слов. Не следует повторять вопрос в
различных формулировках. Изменять формулировку вопроса нужно исходя из
ответов учащихся, если обнаруживается, что дети недостаточно понимают
содержание вопроса или недостаточно активны. Не рекомендуется давать
наводящие, подсказывающие, поясняющие вопросы для получения быстрых
ответов. Подобный характер вопросов можно использовать в обучении с целью
организации определенного пути в рассуждениях ученика. Вопросы должны
предусматривать определенную логическую форму мысли: переход от общего к
частному, от единичных и конкретных фактов к общим положениям, сравнение,
анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие операции мышления.
Учащихся нужно приучать к полным ответам, особенно в начальных классах.
Формулировка под руководством учителя четких, понятных по содержанию и
форме изложения ответов является одним из важных средств развития
логического мышления учащихся. В начальных классах важно научить ребенка в
ответе излагать все содержание мысли. Задача учителя при любой форме ответа
состоит в том, чтобы получить информацию от учеников на заданный вопрос и
понять, правильно ли он мыслит. Ответ ученика может не совпадать полностью
с содержанием его мысли. Иногда ученик неглубоко понимает учебный материал
и не может сформировать ответ, в других случаях не умеет правильно словесно
сформулировать ответ, хотя учебный материал понимает. И конечно, бывают
случаи, когда ученик, особенно младший школьник, мало задумывается о
сущности изучаемых понятий и положений, а старается угадать, какой нужен
ответ на заданный вопрос. Преимущество беседы как метода обучения в том,
что в каждом ответе учитель получает информацию о знаниях ученика.
Дополнительными вопросами уточняет ход мысли ученика и тем самым получает
хорошие возможности управления познавательной деятельностью учащихся.
Работа над учебником.
Наряду с устным изложением знаний учителем значительное место в
процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по
восприятию и осмыслению нового учебного материала. Дидактическое значение
самостоятельной учебной работы обусловливается тем, что в ее основе лежит
активная познавательная деятельность каждого школьника по овладению
знаниями. К.Д.Ушинский считал, например, что только самостоятельная работа
учащегося создает условия для глубокого овладения знаниями. П.Ф.Каптерев
утверждал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением
начал самообразования к школьному образованию юношества.
Сущность метода работы над учебником и учебной литературой состоит в
том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым
учеником путем вдумчивого чтения изучаемого материала по учебнику и
осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них
теоретических обобщений(правил, выводов, законов и т.д.), при этом
одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умения работать с
книгой. Данное определение дает достаточно четкое представление о характере
этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны:
самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование
умения работать над учебной литературой.
Подобный подход к работе с учебником постепенно проникал в
дидактику и частные методики. Например, в пособии ,,Педагогика( под
редакцией И. А. Каирова затрагивалась лишь некоторые формы использования
учебника на уроке. В нем, в частности, говорилось, что если ,,материал в
учебнике является особенно трудным для понимания, учитель разбирает с
учащимися план данного параграфа(, ,,проводится работа над отдельными,
трудно усваиваемыми местами текста( . Вот, собственно, и все формы
применения учебника на уроке, как они трактовались в педагогике.
Дидактическая эффективность работы учащихся над учебником по
самостоятельному усвоению новых знаний в решающей мере зависит от
правильной ее организации. Проводя занятия, учитель обязан в каждом
конкретном случае определять, как целесообразнее применить учебник на
уроке, чтобы он стимулировал мыслительную длительность ребят и не вел к
зубрежке и формальному запоминанию изучаемого материала. В этой связи
необходимо коснуться некоторых обще дидактических требований к организации
работы над учебником в процессе урочных занятий.
Существенное значение прежде всего имеет правильный выбор материала
(темы) для самостоятельного изучения школьниками на уроке. Всякой работе с
учебником и учебной литературой должна предшествовать обстоятельная
вступительная беседа учителя. В процессе занятий учителю нужно наблюдать за
самостоятельной работой учащихся, спрашивать отдельных из них , как они
понимают изучаемые вопросы. Если некоторые ученики будут испытывать
затруднения, учителю необходимо оказывать им помощь.
Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее
нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так. После работы с
учебником обязательно нужно проверять качества усвоения изученного
материала, проводить практические упражнения, связанные с выработкой умений
и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся. Серьезное внимание
нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать
и усваивать новый материал по учебнику. Важное значение в этом отношении
имеет соблюдение преемственности. Б.П.Есипов отмечал, что в младших классах
такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших художественных
рассказов, а потом и научно-популярных статей с последующим их пересказом
или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться первое
время и при переходе учащихся в средние классы. Затем следует добиваться,
чтобы школьники при работе с учебником могли самостоятельно выделять
основные вопросы, составлять вопросы, составлять план прочитанного в виде
вопросов и тезисов, умели аргументировать наиболее важные положения, делать
выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге
иллюстрации и т.д.
Успех словесных методов обучения используемый в учебном процессе
начальной школы зависит от умения учителя правильно построить словесное
объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном
изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других
методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в
учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.
Глава II. Опытно – педагогическая работа на уроках трудового обучения
с использованием словесных методов в 3 классе (на примере работы бумаги с
картоном)
II.1. Уроки труда, их содержание и методы обучения
Государственный стандарт начального образования общеобразовательной
школы Республики Казахстан и учебных программ, разработанных на его основе
решением Коллегии Министерства образовании от 26.06.95г., №3/2 был одобрен
как проект и после всеобщего обсуждения, рекомендован решением коллегии от
18.07.96г., №8/1/5 к последовательному внедрению в школы начиная с 1998/99
учебного года.
Стандарт вместе с учебными программами и учебниками, учебно-
методическими комплексами внедряется в 1-4 классы школ 1998 года.
Демократизация всей сферы жизни в том числе и сферы образования
условиях суверенного государства является мощным импульсом для выхода школ
из кризисного состояние. Принятие Конституции Республики Казахстан, Закон
,,Об образовании( -гарантия этого.
Предлагаемую же ,,Концепцию содержания образования начальной ступени
общеобразовательной школы( целесообразно принять как одно из тактический
решений непосредственной реализации стратегического направления
реформирования начальной ступени системы непрерывного образования.
Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования
определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования
но и,
в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в
становлении и развитии личности ребенка.
В связи с этим основной функцией начальной ступени является
формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной
готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим
миром.
Трудовое обучение- обязательное условие и составная часть обучения,
воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной
школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной
деятельности учащихся.
Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе
формирования трудовой деятельности.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное,
эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;
- формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;
- формирование у учащихся практических навыков художественной обработки
различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с
простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов
технического мышления;
- целенаправленного и систематического формирования умений, навыков
планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля
оценки своего и чужого труда, самообслуживания и др.
Все эти цели и задачи осуществляются на основе национальной
традиции, декоративно-прикладного ремесла казахского народа. Изучив выше
сказанные блоки для примера мы взяли вид: Работа с бумагой и картоном.
Так, работа с бумагой и картоном, где предусмотрено (20 часов)
учитывает соблюдение правил безопасности труда с учеником техники работы с
доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой.
Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены; Для
примера рассмотрим несколько фрагментов урока.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В 3 классе (1-4)
Тема урока: Работа с бумагой и картоном.
Аппликация казахского орнамента.
Цель: Закрепление, расширение, обобщение знаний
и умений
обработка бумаги и тонкого картона.
развитие творческой фантазии детей.
воспитание у детей умения работать, в
коллективе, личной ответственности за труд
в коллективе.
Формирование представлений о правильных
и безопасных способах трудовых действий
Материал и цветной картон, цветная бархатная бумага,
инструменты: клей, ножницы, карандаш, линейка, кисть
для клея.
ПЛАН УРОКА:
1. Организация детского коллектива.
2. Повторение пройденного.
3. Сообщение темы урока.
4. Анализ объекта труда и планирование деятельности.
5. Практическая деятельность детей.
6. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.
7. Уборка рабочего места.
ХОД УРОКА:
Учитель:
Ученики:
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь!
Сегодня, на уроке ручного труда мы будем
заниматься аппликацией.
Вы уже знаете, что аппликация-это вид
изобразительной техники, который
основана наложении, приклеивании
различных деталей на материал, принятом
за фон.
Ребята, что такое ,,аппликация?( Это наклеива
ние различных
деталей на
какой-то фон.
Правильно!
Аппликация относится к широко
распространенному художественному
творчеству- декоративно-прикладному
искусству.
Еще с давних времен человек стремился
сделать свое жилище, одежду не только
удобными, но и красивыми. Каждому
народу присущ свой орнамент. Так как
люди жили и живут в разных условиях
и их окружает различный удивительный
мир природы. А увиденное помогает
человеку в создании своих местных,
национальных орнаментов для украше-
ния всевозможных изделий.
- Ребята, как вы думаете, что повлияло
на создание орнамента у казахского
народа, где жили казахи? В
степях.
Верно. И в бескрайних казахстанских
степях паслись огромные стада жи-
вотных. А кто знает, какие животные Бараны, ло-
пасутся в степях? шади,
верблюды
Правильно! И мотивом для составления
узоров послужили ветвистые рога
баранов. А многочисленные стада
верблюдов оставляли на земле свои
следы и казахский народ воплотил
из национальный орнамент - туш-
табан (верблюжий след). Им
украшались различные изделия
народных ремесел. Его использовали
в резьбе по дереву, вышивке, в художест-
венной обработке войлочных изделий.
Испытывая потребность в водопоях,
ведя скотоводческое хозяйство
казахский народ создал орнамент
,,родничок - кайнар (.
В казахском орнаменте присутствуют
сочные тона, такие как красный, ко-
ричневый, бордовый, синий, черный.
Используя их и элементы казахского
орнамента, мы составили свой
орнамент.
Сегодня мы будем составлять орна-
мент из геометрических фигур.
- Какие вы знаете геометрические Квадрат, прямо-
фигуры?
угольник, тре-
угольник.
Правильно! Вот трегольники мы
и применим в своем орнаменте.
Для работы нам нужны:
клей, ножницы, лист цветной
бумаги -фон и лист другого
цвета для треугольников, каран-
даши, угольник.
Проверьте все ли у вас на месте. Все.
Хорошо. Посмотрите, на доске висят
несколько орнаментов народа
Казахстана. Вы выберите себе один
из них. Выбрали? Хорошо. Да.
Перед тем как начнете работать
давайте вспомним технику безо-
пасности работы с ножницами, и
клеем (ребята называют правила
работы с ножницами и клеем).
Хорошо, молодцы, вы все помните.
А теперь можете начать работу.
Будьте внимательны и аккуратно
обращайтесь с клеем, чтобы не
намазать.
(ребята самостоятельно работают
25-30 мин ).
Хожу по классу и слежу за работой Я закончил.
учащихся.(После работы с ножница- Я выполнил.
ми - физминутка.)
Я вижу, что почти все закончили.
Серик и Наташа тоже уже закан-
чивают.
Молодцы, ребята! У всех получи-
лись красивые орнаменты. Я ду-
маю нашим бабушкам бы пон-
равились эти оригинальные аппли-
кации.
Вот посмотрите как аккуратно
выполнила Раушан. Молодец!
Эту работу я возьму на выставку.
(Выставление оценок).
Ребята какой орнамент мы сегодня Орнамент
выполнили?
казахского
народа.
Правильно! А в какой форме? В форме
Хорошо. А теперь каждый
аппликации.
Уберите свои рабочие места а
дежурные пройдите и соберите
рабочие папки и клей.
Все готово? Молодцы!
Сегодня все отлично поработали.
Урок окончен.
Встали.
Можете идти на перемену.
Методы обучения, определяемые по источникам информации, включают в себя
три основных вида: словесные, демонстрационные и практические методы.
Устные словесные методы. Наибольшее распространение в практике
трудового обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение,
рассказ, беседа, инструктаж.
Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При
подготовке работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее
место; при планировании - как составить чертеж и определить
последовательность работы; в процесс объяснения учитель знакомит детей со
свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми
действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами.
Инструктаж можно рассматривать и как метод обучения, и как совокупность
словесных методов, применяемых на уроке. Под инструктажем как метод
обучения понимается объяснение способ трудовых действий, на корректировку
практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и
заключительный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки
конкретной трудовой задачи, характеристику операций, объяснение правил
выполнения трудовых приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж
включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной
работы и объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает
в себя анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и
оценку работы учащихся.
Рассказ применяется учителем в основном для сообщения новых знаний. Он
должен быть четким,
лаконичным и сочетать в себе точные
технические сведения с ярким живым повествованием. Рассказ может быть
построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом
случае учитель знакомит детей с конкретными объектами техники и
производства и постепенно переходит к обобщениям; во втором- знакомит
учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами;
в третьем - подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их
возникновения. Восприятие рассказа обостряется, когда учитель вводит в него
элементы проблемности, показывает противоречия в развитии науки с
построением гипотез и способов их подтверждения. Рассказ учителем в
начальных классах, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися
знания, систематизирует представления и понятия детей об известных
объектах, учит их применению знаний на практике. На рассказ учителя на
уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его содержание должно
быть предельно кратким, строго соответствовать цели урока и практической
трудовой задаче. Обычно рассказ учителя сопровождается демонстрацией
материалов, инструментов, оборудования, графических пособий. При
употреблении новых терминов учитель должен четко произносить их и
записывать на доске. Рассказ должен удовлетворять следующим дидактическим
требованиям: быть достоверным, логически последовательным, четким,
доказательным, эмоциональным, доступным для понимания учащихся начальных
классов. На уроках трудового обучения рассказ часто переходит беседу.
Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем
устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации
детского мышления: под руководством учителя дети осмысляют учебный
материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом
и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока.
Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с
предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты, необходимые
для работы, представлять последовательность трудового процесса. Особенно
ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально
активизировать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить
решение посильных учебных задач. Как и рассказ, беседа бывает более
убедительной в том случае, когда она сопровождается демонстрацией
натуральных предметов и их изображений. В ходе практической работы может
возникнуть необходимость проведения текущей беседы. В которой путем
постановки конкретных вопросов и ответов на них учитель передает
дополнительную информацию о трудовом процессе. После окончания практической
работы часто проводится итоговая беседа, основная цель которой -
привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучению их критическому
отношению к результатам своего труда. Большое образовательно-воспитательное
значение имеют беседы, проводимые после экскурсии на производство.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения,
обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их
образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные
процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Как отмечалось
имеющиеся в распоряжении учителя демонстрационные пособия можно разделить
на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям
относят материалы, инструменты, образцы готовых изделий и т.п.; к
изобразительным - макеты, модели таблицы, картины, фотографии, чертежи,
диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном
случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные пособия.
Примерный перечень использования демонстрационных пособий
| Виды работ по программе |Пособия |
|1. Знакомство детей с материа- |Демонстрационные коллек- |
| лами: бумагой, картоном, |ции. Раздаточные наборы |
|тканью, разными материала- |образцов материалов |
|лами, семенами | |
| | |
|2. Сообщение детям сведений |Технологические коллек- |
|о производстве промышлен- |ции. Диафильмы. Кино- |
|ных материалов, добыче и |фильмы. Картины |
|применении природных мате- | |
|риалов | |
| | |
|3. Изучение в процессе опытов |Таблицы - коллекции |
|свойств материалов | |
| | |
|4. Изучение приемов обработки |Инструменты и приспо- |
|материалов: знакомство с инст- |бления. Технологичес- |
|рументами, приспособлениями, |ие таблицы. Таблицы |
|приемами работы. Изготовление |по культуре труда. |
|предусмотренных программой |Образцы полуфабрика- |
|изделий |тов. Технологические |
| |карты |
| | |
|5. Закрепление практических |Образцы изделий. Тех- |
|умений на уроках труда и во |нологические карты. |
|Внеурочное время |Самодельные пособия |
Каждое пособие - фабричное и самодельное - должно отвечать учебно-
воспитательным задачам, быть научно достоверным, соответствовать возрастным
особенностям учащихся. Пособия должны помогать учащимся находить наиболее
общее и типичное в объектах. Они должны быть точными, лаконичными,
убедительными. Учитель обычно сочетает демонстрацию пособия с объяснением.
Например, при изготовлении конверта в 3 классе учитель раздает ученикам на
рабочий стол по одному конверту, который можно развернуть, и демонстрирует
большой конверт. Рассматривая конверты, дети устанавливают количество
сторон конвертов и полосок для склеивания. Учитель предлагает развернутый
конверт плотно прижать к левому верхнему углу альбомного листа и обвести
карандашом. При обводке контуры развертки могут получиться не очень
аккуратными. Поэтому учитель предлагает детям проверить развертки с помощью
линейки и угольника и внести в них исправления. Учитель спрашивает, что
необходимо сделать, чтобы склеить конверт. (Необходимо провести три
дополнительные линии сгибов). Чтобы бумага ровно сгибалась, необходимо
провести по линии сгиба вдоль линейки тупым концом ножниц. После вырезания
и сгибания развертка прилегает к другой, а полоски закрывают согнутые
стороны с боков и сверху. У некоторых учащихся полоски не будут плотно
прилегать к сторонам. Необходимо еще раз проверить размеры и устранить
неточности. Заключительной является операция склеивания. Демонстрируя
чертеж развертки, учитель показывает, что на чертеже каждая линия имеет
свое назначение: контуры обозначаются сплошной толстой линией, размеры -
тонкой сплошной линией, сгиб - штрихпунктирной линией с двумя точками,
места намазывания клеем - штриховкой, размеры указываются в миллиметрах.
Учитель еще раз предлагает проверить точность разметки развертки, после
чего склеить конверты. Сочетание демонстраций натуральных предметов со
словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает у детей
интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В
результате активного наблюдения за образцом изделия дети сами
устанавливают, с чего начинать работу, из каких элементов построить
развертку, какие приготовить материалы, с помощью каких инструментов и
какими приемами осуществить технологические операции.
Особенно полезными на уроках трудового обучения являются демонстрации,
сочетаемые с эвристическими беседами. В этом случае в процессе наблюдения
дети побуждаются к самостоятельному поиску рациональных путей проведения
трудового процесса.
Сочетание демонстраций изображений с письменным словом в настоящее
время получает все большее распространение на уроках труда. При знакомстве
учащихся с трудом взрослых учитель демонстрирует картины, диафильмы,
кинофильмы о целлюлозно-бумажной, полиграфической, текстильной,
керамической, строительной промышленности. При изучении материалов,
инструментов, приемов работы, организации трудовой деятельности, изучении
техники безопасности широко используются таблицы. В одних случаях учитель
использует таблицы как иллюстрации, в других - как инструкции. Например,
таблицы, показывающие процессы сгибания бумаги, при объяснении приемов
работы используют как иллюстрации, а во время практической работы- как
инструкцию. По некоторым темам на уроках трудового обучения возникает
необходимость продемонстрировать учащимися серию картин по какой-нибудь
определенной теме.
На уроках наряду с демонстрацией готовых изображений учителю
приходится выполнять рисунки, эскизы и чертежи на классной доске
изображения со строгим соблюдением всех требований ГОСТа.
Практические методы. На уроках трудового обучения учащиеся наряду с
политехническими знаниями овладевают общетрудовыми политехническими
Страницы: 1, 2, 3
|