Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха
работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже
непосредственно перед началом праздника.
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и
украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала
действия… праздник начинается… проходит (см. 2.3.)… и заканчивается, но не
заканчивается работа над праздником.
VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и
взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления,
которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том,
чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые
дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого
проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при
помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике,
поясняются непонятные моменты.
VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются
наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой
праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и
действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько
раз, меняя исполнителей.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить
о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей с нарушенным
слухом, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
2.2. Особенности подготовки праздника.
Представляется необходимым остановиться на особенностях подготовки
праздников в детских садах для детей с нарушенным слухом. Любая
деятельность детей с недостатками слуха отличается своеобразием по
сравнению со слышащими. Поэтому мы рассмотрим различные виды деятельности,
используемые в процессе подготовки праздника, с учетом специфики работы с
глухими и слабослышащими дошкольниками.
2.2.1. Речевая деятельность.
Речевая деятельность на праздниках в детских садах для детей с
нарушенным слухом заключается, в основном, в чтении стихотворений и
исполнении песен.
В процессе изучения опыта работы детского сада № 60 мы выявили
закономерность изменения соотношения речевого материала, используемого
детьми на празднике. Так, в выступлении средней группы предпочтение было
отдано стихотворениям, а на празднике старшей и подготовительной группы
было отмечено более широкое использование песен, хотя стихи также занимали
свое место в структуре речевой деятельности, используемой на празднике.
В процессе подбора речевого материала учитель отсматривает
программные требования к устной речи детей, словарь, которым дети овладели
за последнее время и подбирает стихотворения, руководствуясь данными
критериями и тематикой праздника. Многие стихотворения при этом
адаптируются, подвергаясь переработке. Сложнее дело обстоит с подбором
песен, т.к. наряду с вышеизложенными требованиями к подбору речевого
материала необходимо подобрать музыкальное сопровождение, максимально
доступное для слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом.
При распределении речевого материала учителю необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их
индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные
выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше
выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым,
особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль
зрителя. Распределяя речевой материал, учитель учитывает словарь, которым
овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи:
звукопроизносительные возможности и качество голоса.
В связи с тем, что у дошкольников с нарушенным слухом во много раз
более ограниченный речевой опыт и более низкий уровень обобщений, чем у их
слышащих сверстников, им недоступны стихотворная форма и переносный смысл
текстов, рассчитанный на их слышащих сверстников. В этой связи им
предлагают упрощенные тексты. /7, с. 273/
Для работы над стихотворением в детских садах для детей с нарушенным
слухом используется методика обучения чтению рассказа Б. Д. Корсунской.
Для знакомства детей со стихотворением учитель записывает его на
доске и читает вместе с детьми вслух по фразам, объясняя содержание каждой
фразы и стараясь конкретизировать возникающие у детей при чтении
представления, максимально используя при этом наглядность (игрушки,
картинки и т.п.). Затем вновь прочитывают стихотворение хором. Если при
первичном чтении детям ставятся вопросы, помогающие уточнить значение
отдельных слов (особенно местоимений), то повторное хоровое чтение текста
стихотворения под руководством педагога осуществляется без них. Двукратным
чтением заканчивается первое занятие.
На втором занятии дети не читают находящегося перед ними текста.
Педагог задает детям вопросы, отвечая на которые дети могут пользоваться
текстом. Это уже вопросы более обобщенные по сравнению с теми, которые
ставятся детям в ходе чтения.
После такого разбора дети пересказывают текст стихотворения. Вечером
по договоренности с педагогом воспитатель расспрашивает детей о прочитанном
рассказе.
Если в процессе подготовки к работе над текстом обнаруживается
необходимость в каком-либо слове или грамматической форме, педагог делает
их содержанием занятий, посвященных формированию обобщений. Также
проводится работа по составлению предложений со сложными для детей словами,
встречающимися в тексте стихотворения (обычно наибольшие трудности вызывают
глаголы).
После такой работы над текстом стихотворения, оно дается одному из
детей для заучивания наизусть. Эта работа проводится уже индивидуально.
Если есть такая возможность, то текст дается родителям для занятий дома.
Особое внимание при этом уделяется работе над словесным ударением, ритмом и
интонацией.
Подобная работа проводится по каждому стихотворению, которое будет
читаться на празднике.
Исходя из выявленных сложностей, разучивание стихотворений в детском
саду для глухих детей начинает проводиться в старшей или подготовительной
группе (в зависимости от уровня речевого развития), а при работе со
слабослышащими детьми уже в средней группе.
Данная подготовительная работа предусматривает полное и всестороннее
изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной
последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его
смысл.
Работа над песней занимает больше времени, т.к. сначала проводится
разучивание ее текста по методике описанной выше. Параллельно, на
музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен
детьми, он объединяется с музыкой. Дальнейшую работу над песней мы
рассмотрим ниже, т.к. она проводится на музыкальных занятиях и входит в
состав музыкальной деятельности (2.2.2.).
Как мы уже отмечали в предыдущей главе, как особый вид деятельности
выделяется общение. В данном параграфе нас интересует речевое общение детей
с нарушенным слухом.
Какой-либо особой работы по развитию речевого общения в процессе
подготовки и проведения праздника не проводится. Дети не обучаются каким-
либо навыкам общения непосредственно к празднику. Скорее, наоборот:
подготовка и проведение праздника в детском саду для детей с нарушенным
слухом – это речевая среда, одна из ситуаций, в которой необходимо
проводить работу по развитию речевого общения.
2.2.2. Музыкальная деятельность.
Музыкальная деятельность детей с нарушенным слухом на празднике
заключается в исполнении танцев и песен.
Дети с нарушенным слухом без специального обучения воспринимают звуки
только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию от музыкальной. При
исполнении музыки на фортепиано им доступно лишь аккордовое звучание в
среднем и низком регистре. В то же время они способны реагировать на
динамические оттенки – различать силу аккордов, также способны различать
темповые различия – чередование аккордов быстрых и медленных.
Таким образом, основной особенностью музыки для детей с нарушенным
слухом является ее аккордовое изложение, подчеркнутое акцентирование
аккордов низких регистров и отсутствие плавных переходов при их смене. При
этом левая рука музыкального руководителя всегда должна играть громче
правой.
Другим важным специфическим отличием является использование пауз. Это
не просто указание на определенное, раз и навсегда установленное, время
музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку,
следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощутить форму
произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т.д. /21, с. 11/
Исходя из этих особенностей восприятия музыки детьми с нарушенным
слухом, музыкальный руководитель отбирает музыкальный материал для
использования его на празднике.
Работу по постановке танца начинает сурдопедагог. Он объясняет
тематику и содержание танца, знакомит детей с его персонажами и их
основными действиями.
Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным
слухом движению под музыку ведется также, как и в массовых детских садах,
но имеет некоторые отличия. За основу танца берутся естественные движения и
движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т.к. овладение
новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного
танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения
в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной
сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие,
координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха
приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего
статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям
дифференциации двгательных ощущений. Сурдопедагогами называются такие
особенности моторики глухих, как: неуверенная шаркающая походка (В. И.
Флери), неуверенность и нескоординированность движений (Н. А. Рау), малая
подвижность (З. И. Пунина, И. Н. Мусатов), замедленность движений (А. О.
Костанян). /15, с. 6/
Как следствие этого, обучение каждому новому движению занимает очень
длительный период времени, который зачастую может быть несопоставим с
периодом подготовки к празднику.
Готовясь к разучиванию танца, дети сначала слушают музыку, стараются
запомнить ее ритмическую структуру, отхлопывают ее. После этого музыкальный
руководитель, напевая мелодию, показывает последовательность танцевальных
движений.
Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с
нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через
пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать
перемещения на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу,
каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут
вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают
двигаться до окончания музыки. /21, с. 14/
Воспитатель, присутствующий на репетиции, “суфлирует” детям –
показывает необходимые движения, время начала и завершения их выполнения.
Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять
зрительный вид контроля на слуховой. И уже начиная со старшей группы
необходимо предпринимать попытки исполнения танца с опорой только на
слуховое восприятие.
Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом
особенностей восприятия музыки дошкольниками с нарушенным слухом: мелодия
строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие,
чередующиеся паузами, так как дыхание у детей короткое, речь замедленная;
содержание песен должно быть доступно и известно детям.
Слова, используемые в песне, в начале прорабатываются на занятиях с
сурдопедагогом.
Дети с нарушенным слухом во время пения не слышат друг друга, но,
видя как стоящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более
активно включаются в пение. /21, с. 19/ Также, во время пения, они не
слышат и музыку, поэтому при исполнении песен применяется дирижирование.
Разучивание песни, также как и танца, начинается с прослушивания
мелодии и вычленения ее ритмической основы, на которую потом накладывается
речь.
В начальный период обучения все песни игровые. Одновременно дети
выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Эти движения не
только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным
средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песен к
празднику тщательно продумываются движения, чтобы они способствовали
речевому дыханию, соответствовали смысловому содержанию и были эмоционально
окрашены. /21, с. 19/
Вообще образование певческих навыков не является самоцелью. У детей с
нарушенным слухом они приобретают особое значение, так как прямо служат
развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного
жизненного слухового опыта. Поэтому благодаря музыке, специально
адаптированной и доступной восприятию, дети с нарушенным слухом могут
получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и
безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.
Активное участие в процессе подготовки и проведения праздника
принимают музыкальный руководитель, воспитатели, сурдопедагог. Тесный
контакт между ними, согласованность действий, единство требований,
предъявляемых детям, - необходимые условия для успешной подготовки
праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом. Ничто так не мешает
достижению поставленной цели, как противоречивые требования педагогов, и
это вредно в любом воспитательном процессе.
2.2.3. Изобразительная деятельность.
В процессе подготовки праздника, для оформления зала, изготовления
каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются
различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами,
рисование.
В ходе занятий по изобразительной деятельности дети с нарушенным
слухом глубже познают окружающий мир и учатся передавать свои впечатления и
представления.
Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к
ребенку с нарушениями слуха не сразу. Наблюдения показывают, что маленькие
глухие и слабослышащие дети, поступающие в детский сад, не проявляют
интереса к окружающему. Отсутствие слуха и речи ограничивает возможности
детей в восприятии действительности и тем обедняет их эстетические чувства.
А одним из главных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих
детей является изобразительная деятельность. /1, с. 110/
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать
окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному
восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание,
двигательная чувствительность. То, что ребенок воспринял, сочетается со
словом, которое дается в доступной для ребенка форме. На основе сочетания
чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть
затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, изобразительная
деятельность становится средством формирования у детей с нарушенным слухом
полноценной речи. /2, с. 4/
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной
деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое
расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и
наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать
знание о цвете, строении предметов, их влияние, плоскостной форме и
композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы,
сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет усваивать
композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и
декоративных аппликаций, но и для рисования.
В процессе подготовки к празднику элементы аппликации можно
использовать для украшения зала, группы, изготовления подарков родителям,
оформления костюмов для выступлений.
При работе с младшими детьми воспитатель заранее готовит вырезанные
из бумаги фигуры, показывает детям как их надо наклеить, чтобы получилось
красиво и аккуратно. Старшим детям можно предложить самостоятельно вырезать
несложные фигуры по заранее нарисованным на бумаге контурам.
Украсить зал к празднику можно также рисунками детей, соответствующих
тематике праздника. Но на наш взгляд, выгоднее использовать рисование как
подведение итогов. После итоговой беседы можно предложить детям отобразить
полученные впечатления в рисунке. Для этого необходимо использовать как
предметное, так и сюжетное рисование. В связи с тем, что сюжетное рисование
вызывает у детей с нарушениями слуха большие трудности, в младших группах
можно предложить раскрасить рисунки, заготовленные воспитателем. В старших
группах целесообразно обсудить наиболее понравившиеся моменты и помочь им
самостоятельно нарисовать то, что больше всего запомнилось. После, по
рисункам детей можно попробовать составить рассказ про праздник.
Возможно, что детям будет интересно нарисовать кого-то из героев
праздника (предметное рисование). Для этого учитель должен показать им
готовые рисунки с изображением того или иного персонажа.
Прекрасно смотрятся в праздничном зале украшения, выполненные в
технике оригами. У детей вызывает большой интерес складывание из бумаги
игрушек, которыми можно нарядить елку. Оригами можно также использовать в
изготовлении подарков родителям. В этом случае обычно используют оригами в
сочетании с аппликацией. Поскольку эта работа сложная и трудоемкая, на
изготовление подарка обычно отводят несколько занятий: сначала дети
складывают фигуры (цветы, птички, бабочки, лодочки и др.), затем наклеивают
на заготовленный фон. При этом воспитатель показывает детям как лучше
оформить композицию на бумаге.
Поскольку изготовление оригами, особенно в начальный период обучения,
вызывает у детей сложности, то для изготовления украшений, подарков нужно
использовать наиболее простые фигуры, которые дети смогут сложить
самостоятельно. Сложные фигуры дети могут сложить из заготовок, на которых
хорошо видны линии сгибов. Целесообразно по мере накопления детьми навыков
постепенно усложнять фигуры.
2.3. Особенности проведения праздников в детском саду для детей
с нарушенным слухом.
Удачное проведение праздника в детских садах для детей с нарушенным
слухом определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть
в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник обычно длится не более
35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей
заторможенность. Поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы
дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем
лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли
движения, чтобы дети привыкли к ним.
В выступлениях участвуют все дети. Это достигается прежде всего тем,
что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого,
каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость,
развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.
Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной
является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение
непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп
ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и
уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Воспитатели и сурдопедагоги, не выступающие в каких-либо ролях,
находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают
ребята то или иное выступление, поясняют по ходу действия не понятые детьми
моменты, обращают внимание на вновь появляющиеся персонажи, коротко
обсуждают, кто это, акцентируют внимание детей на речи этого персонажа.
Также они подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей,
подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают
при необходимости проведению игры.
В связи с тем, что внимание детей с нарушенным слухом неустойчиво
(особенно в младших группах), постоянно используются какие-либо сюрпризные
моменты, костюмы персонажей делаются по возможности яркими и
запоминающимися.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления
педагогов. Они могут показать различные танцы или исполнить роль какого-
либо персонажа.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов
деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют
детям расслабиться и подвигаться. На праздниках в детском саду для детей с
нарушенным слухом всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в
которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому
воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ
действий играющего на празднике может занять очень много времени. А
праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и
растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей,
расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической
нагрузки.
Таким образом, мы рассмотрели этапы организации и проведения
праздников в д/с для детей с нарушенным слухом, выделили особенности
подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем
различных видов деятельности дошкольников.
ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАЗДНИКОВ.
3.1. Сравнительный анализ организации праздников в детских садах
№1 для глухих детей и №60 для слабослышащих.
Особенности подготовки и проведения праздников для дошкольников с
нарушениями слуха мы рассматриваем на основе изученного нами опыта работы
детского сада № 1 для глухих детей и детского сада № 60 для слабослышащих
детей.
Следует отметить, что праздники, проводимые в этих садах очень
отличаются друг от друга. На наш взгляд, это объясняется тем, что
педагогический коллектив детских садов по-разному представляет себе
основные цели и задачи праздника. В детском саду № 1 на первый план выходит
эмоциональное общение, тогда как в детском саду № 60 первоочередными
являются задачи обучения и развития. Поэтому первое различие, на котором
останавливается внимание – это зрелищность праздника в детском саду № 1 и
разнообразие используемых видов деятельности на празднике в детском саду №
60.
Проанализируем деятельность детей того и другого детских садов на
праздниках, посвященных дню Восьмое Марта и проводившихся в 1998 и в 1999
годах.
| |№ 1 |№ 60 |
|Детский сад | | |
|Выступления | | |
|ПЕСНИ |– |6% |
|СТИХИ |– |44% |
|ТАНЦЫ |80% |31% |
|ИГРЫ |20% |19% |
Из приведенной таблицы видно, что на празднике в детском саду № 1 не
используется пение детей и чтение стихотворений, тогда как в детском саду №
60 6% выступлений детей – это песни, причем поют дети голосом, а не
жестами, и 44% выступлений – чтение стихов. Таким образом, речевая
деятельность детей на празднике в детском саду № 60 используется в 50%
выступлений. Эту разницу можно объяснить различным состоянием слуха и речи
детей в детских садах № 1 и № 60.
В детском саду № 1 80% выступлений составляют танцы, а в детском саду
№ 60 танцев всего 31%. Следует отметить, что танцы детей в детском саду № 1
выглядят намного ярче и красочней, так как большое значение здесь придается
костюмам детей. Например, костюмы для “Танца маленьких утят” очень удачно,
на наш взгляд, имитируют головы этих утят. Для танца зверей используются
шапочки-маски волка, лисы, пингвина, зайца и др. Вообще практически для
каждого выступления используются свои костюмы. В детском саду № 60 костюмы
менее интересны. Например, для “танца кукол” используются только большие
банты для девочек и “бабочки” для мальчиков, сделанные из цветной
папиросной бумаги. На наш взгляд, это связано и с материальными
возможностями и с умением вовлечь родителей в процесс подготовки праздника.
Игры на праздниках занимают примерно одинаковый объем от общего числа
выступлений. Это 20% в детском саду № 1 и 19% в детском саду № 60. Но в
детском саду № 1 они распределены по ходу действия, а в детском саду № 60 –
игры используются как элемент, завершающий праздник.
Рассмотрим основную отличительную особенность этих двух праздников.
Праздник в детском саду № 1 устраивается педагогическим коллективом для
детей и их родителей. А в детском саду № 60 праздник устраивают сами дети,
конечно же, при помощи педагогов, но только для родителей. Его даже скорее
можно назвать праздничным концертом, на котором дети показывают все то,
чему они научились в детском саду за последнее время. Например, Петя И. и
Варя Д. читают стихотворения, что является для них большим достижением.
Даже может создаться ошибочное впечатление, что дети просто повторяют
заученный материал, но надо видеть лица этих детей, чтобы понять, какое
удовлетворение они получают от выступлений, как они стараются и как
сознательно идут к намеченной цели – порадовать своих мам и бабушек. А в
детском саду № 1 все происходящее вызывает живой интерес как у родителей,
так и у детей. Праздник изобилует сюрпризными моментами. Настоящий, живой
Карлсон вызывает у всех “бурю эмоций”. Он вступает в живой и
непосредственный контакт с залом, вовлекает в действие всех присутствующих,
используя для этого свой “волшебный” цветок. Очень интересным и приятным
сюрпризом для всех присутствующих становятся совместные игры и танцы детей
и их мам. (Игра “Мама ищет своего ребенка” и совместный танец маленьких
утят.)
На празднике в детском саду № 60 отсутствие сюрпризных моментов
обусловлено тем, что педагогический коллектив и дети выступают как единое
целое, как одна команда, у которой не может быть тайн друг от друга (пусть
даже и очень приятных). Они делают одно общее дело – устраивают сюрприз для
своих мам и бабушек. Таким образом, вся деятельность детей на празднике
происходит осознанно, дети понимают, для чего они все это делают, они идут
к поставленной им на начальном этапе подготовки к празднику цели. И
основной вид внимания у ребят на празднике – произвольное внимание. А в
детском саду № 1 вся деятельность детей и их внимание основываются, в
основном, на интересе, на ярких сюрпризных моментах.
Танцы в детском саду № 1 чередуются с играми. Это позволяет детям
расслабиться, почувствовать себя более непринужденно. Также это является
постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать
непроизвольное внимание детей. Вообще структура праздника в этом детском
саду очень продумана. В начале ведущая поздравляет присутствующих с
праздником и дети исполняют три танца (танец – песня цветов, танец с
платочками и танец цветов с обручами). При этом внимание зрителей довольно
устойчивое. Как только оно начинает снижаться – появляется главный
сюрпризный момент праздника – Карлсон. Все в восторге, внимание
восстановлено. Младшая группа исполняет танец “Поссорились” и снова
меняется вид деятельности – начинается подвижная игра. После игры – танец с
балалайками – и снова игра, в которую уже привлекаются и мамы. После игры –
два танца и снова привлекаются зрители. Мамы танцуют с детьми. Этот танец
включает в себя и игровые моменты. Таким образом, на всем протяжении
праздника за счет смен видов деятельности постоянно поддерживается
непроизвольное внимание зрителей, как детей, так и их родителей.
В детском саду № 60 игры были сведены в один блок, завершающий
праздник. Это, на наш взгляд, сделано для того, чтобы дети не
растормаживались, не отвлекались от основной цели действия. Но следует
заметить, что им было трудно удерживать свое внимание такой продолжительный
период времени. И возможно, было бы неплохо равномерно распределить игры по
ходу праздника. Хотя, может быть, это и разрушило бы его целостность как
действия.
На празднике в детском саду № 60 50% выступлений детей –
разнообразная речевая деятельность. Каждый ребенок средней группы
самостоятельно читает стихотворение, дети Илья Б., Никита Т., Яна П. и
Руслан Н. читают небольшие стихотворения (одно четверостишие), посвященные
маме, Петя И. – бабушке, Нелля Н. рассказывает стихотворение про весеннее
солнышко, Варя Д. про пирожок. Все дети хором поют песню. А в детском саду
№ 1 устная речь детей используется всего один раз: в песне-танце, где дети
средней группы подпевают в припеве “ля-ля-ля”. Конечно, это обусловлено
только уровнем речевого развития. В детском саду № 60 дети в общении с
педагогами и между собой используют как жестовую речь, дактилологию, так и
устную речь. Именно это позволяет использовать устную речь детей для
выступлений на празднике. А в детском саду № 1 дети при общении между собой
используют только жесты. Низкий уровень речевого развития, на наш взгляд,
связан с тем, что подавляющее большинство детей кроме нарушенного слуха
имеют еще сопутствующие заболевания. Например, в младшей группе у Кати П.,
Кенана А., Ани Н. страдает зрение, у Павлика Т., Кенана А., Эрика К. –
органическое поражение головного мозга. Практически у всех детей
наблюдается общее физическое недоразвитие. Хотя, на наш взгляд, и при этих
условиях необходимо максимально использовать речевые возможности детей.
Можно включать короткие, двустрочные стихотворения, использовать доступные
произношению детей слова в общении с персонажами действия.
На празднике в детском саду № 1 ведущая и Карлсон сопровождают всю
свою речь жестами, что несомненно, облегчает понимание их детьми и их
родителями (примерно у 50% родителей слух также нарушен). Таким образом,
устанавливается непринужденная обстановка и полное взаимопонимание. А в
детском саду № 60 единственная используемая речь – устная. И хотя такой
подход влечет за собой ряд определенных трудностей, но в то же время он
позволяет развивать слуховое восприятие детей, заставляет их вслушиваться и
всматриваться, создает на празднике речевую среду.
Несмотря на такие большие различия в подходах к процессу подготовки и
проведения праздников, нельзя сказать, что какой-то праздник лучше или
хуже. Даже анализируя, разбирая эти праздники на составляющие и сравнивая
наиболее отличающиеся моменты, нельзя однозначно ставить плюс или минус.
Как мы выяснили, практически за каждым минусом стоит плюс, а за каждым
плюсом есть какой-то минус. Так, наличие сюрпризных моментов поддерживает
внимание зрителей, пробуждает интерес к действию. А их отсутствие позволяет
детям действовать более осознанно, развивает их произвольное внимание.
Использование устной речи детей обусловлено требованиями индивидуального
подхода. И использовать устную речь для выступления на празднике или нет,
необходимо смотреть применительно к каждому конкретному ребенку и ко всей
группе детей, присутствующей на празднике.
С точки зрения общей педагогики праздники необходимы детям, чтобы
отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психическое напряжение. А с
точки зрения сурдопедагогики, праздники, как и любую другую ситуацию
необходимо использовать для обучения. С одной стороны, дети с нарушенным
слухом практически лишены детства. Их обучение начинается раньше и само по
себе более интенсивно по сравнению с их слышащими сверстниками. И праздник
должен дать им возможность отдохнуть и повеселиться. Но с другой стороны,
это интенсивное обучение необходимо им в их дальнейшей жизни, и упускать
возможности, предоставляемые процессом подготовки и проведения праздника,
просто жалко.
3.2. Методические рекомендации.
Изучение опыта работы по подготовке и проведению праздников в детских
садах для детей с нарушенным слухом № 1 и № 60 позволяет нам выделить
следующие методические рекомендации:
. Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку
нужно объяснить, что такое праздник, для чего он разучивает песни и
танцы и т.д. Только при этом условии можно создать необходимые
мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с
программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на
активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные
возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на
заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее
содержание.
. При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже
разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к.
использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над
выразительностью, содержанием танца.
. При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать
используемые во время пения движения, для того, чтобы они
способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную
окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
. Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в
процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у
детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание
костюмов способствует развитию творчества детей.
. Праздник не должен быть растянут во времени. Его продолжительность
не должна превышать 35-45 минут в старшей и подготовительной группах
и 25-30 в младших, т.к. дольше детям трудно удерживать внимание на
происходящем.
. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные
моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей важно
дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть,
отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет
поддерживать интерес ребенка.
. В ходе праздника воспитатели и учителя должны помогать детям
ориентироваться в происходящем действии, если возникает
необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
. После проведения праздника важно закрепить полученные детьми
впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми.
Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении
итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных
впечатлений, развивает образную память.
. В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая,
взаимосвязанная работа музыкального руководителя, воспитателей,
учителя, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при
этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у
всех его участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное
событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем
духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Праздник в д/с для детей с нарушенным слухом – это не только
развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа,
а также естественная ситуация для развития и обучения детей.
Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя
различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и
особый вид деятельности – общение. Все виды деятельности ребенка с
нарушенным слухом отличаются некоторым своеобразием. Это обуславливает
возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость
тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов,
песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.
Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют
на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную
ситуацию для развития речи неслышащего ребенка, для закрепления знаний,
полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному
воспитанию.
Изучение опыта работы детских садов позволяет нам сделать вывод о
том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо
тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя,
которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо
преодолевать трудности, обусловленные особенностями работы с глухими и
слабослышащими детьми.
Обобщение опыта работы и анализ праздников, проводимы в д/с № 60 и
д/с № 1 позволяет нам выделить два различных подхода к проведению
праздников: в одном из них основное внимание уделяется развитию детей, их
речевой деятельности; в другом – зрелищности происходящего, эмоциональному
общению детей, родителей и педагогов. Это определяет основные различия
рассмотренных нами праздников.
Мы пришли к выводу, что в праздниках детей с нарушенным слухом
необходимо сочетать и то и другое. Праздники должны быть яркими,
интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как
на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во
время подготовки к нему важно создать условия для полноценного
эмоционального и речевого общения детей.
Обобщая изученный опыт работы детских садов № 1 и № 60, мы выделили
методические рекомендации по подготовке и проведению праздников в д/с для
детей с нарушенным слухом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М.:
Просвещение, 1985.
2. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной
деятельности. М.: Просвещение, 1972.
3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.:
Просвещение, 1991.
4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг. СПб., 1998.
5. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998.
6. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании
окружающего мира дошкольниками с недостатками слуха. // Тезисы
международной конференции «Ребенок в современном мире», Т.II
«Здоровье ребенка». СПб: Научный центр проблем диалога, 1993.
7. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.:
Просвещение, 1969.
8. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. //
Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-
развивающей работы. СПб, 1998.
9. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами
изобразительного искусства. // Коррекционная направленность обучения
и воспитания слабослышащих./ Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой
О.А. СПб, 1997.
10. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. //
Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.:
Педагогика, 1983.
12. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред.
Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1982.
13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. /
Под ред. Комаровой Т.С. М.: Просвещение, 1991.
14. Методы изучения аномальных детей. / Под ред. Дьячкова А.И.,
Розановой Т.В., Яшковой Н.В. М.: Просвещение, 1965.
15. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин
Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением
слуха. СПб, 1996.
16. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1986.
17. Палкина Т.Н. Речевые праздники в школе слабослышащих детей. //
Коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих.
Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СПб, 1997.
18. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста.
М., 1991.
19. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности слабослышащего
ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая
коррекционно-развивающей работы. СПб, 1998.
20. Тарабарина Т.Н. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия
развития», 1996.
21. Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.:
Просвещение, 1977.
Приложение № 1.
Сценарий праздника Восьмое Марта в детском саду № 1
для глухих детей.
Звучит музыка, воспитатель вводит детей, проводит по залу и
рассаживает на заранее подготовленные места.
Ведущая: Сегодняшний концерт посвящен вам, дорогие мамочки. Мы поздравляем
вас с этим замечательным праздником и желаем от всей души добра, здоровья,
света и тепла; почаще улыбайтесь!
А наши детки тоже подготовили вам свои улыбки. Встречайте их!
Звучит музыка. Открывается дверь, и входят дети средней группы в
шапочках-цветах. Дети танцуют под песню цветов и в припеве поют
хором: “Ля-ля-ля” (музыка при этом замедляется).
Дети садятся.
Ведущая (обращаясь к детям младшей группы): Я вам раздам платочки, чтобы вы
для мам своих сплясали.
Воспитатель вместе с детьми танцует танец с платочками. Дети садятся
на свои места.
Ведущая: В гости к нам пришла весна, цветики сажать пора!
На пол кладутся два обруча, внутри них бумажные цветы. Дети средней
группы по три человека сидят на корточках вокруг обручей.
Ведущая (имитируя поливку цветов):
Вот полью цветочки, они и подрастут!
Вот полью цветочки, они и расцветут!
(дети встают) Вас не забуду я срывать,
Вместе будем танцевать!
Дети танцуют вокруг обручей, потом собирают цветы и дарят их мамам.
Ведущая (прислушиваясь к окну): Ой, слышу что-то жужжит! Где? Там?
(указывает на окно) Авто? Самолет?
Открываются двери, там спиной к залу сидит Карлсон и не обращает
внимания на возгласы радости и удивления.
Ведущая: Кто это? Это Карлсон! Давайте его позовем. Потопаем (дети топают).
Похлопаем (дети хлопают).
Карлсон (оборачиваясь и входя в зал): Привет! А вот и я! Узнаете меня?
Подождите, я так проголодался, так к вам спешил, что покушать забыл.
Карлсон ест большой ложкой из большой банки с табличкой “Варенье”. К
нему подходит ведущая.
Ведущая: Ну что, наелся?
Карлсон: Наелся.
Ведущая: Тебя гости ждут.
Карлсон (отставя банку): Убери, потом доем.
Карлсон фырча кружит по залу под музыку. Останавливается.
Карлсон: Смотрю я – полон зал гостей,
Как много собралось детей.
А я самый умный,
Самый воспитанный,
В меру упитанный
Пришел поздравить ваших мам, бабушек, учителей, воспитателей с
праздником Восьмое Марта! Ребята, а у меня для вас что-то есть.
Карлсон выносит из-за двери большой бумажный цветок.
Карлсон: Я его у себя на крыше вырастил, понюхайте как пахнет (дает всем
детям понюхать). Ой, а мне надо его подарить. Забыл, кому! Может, мамам?
Нет, их много, а цветок один. Может, девочкам? Нет, их тоже много, а цветок
один. Забыл!
Ведущая: Карлсон, а у тебя цветок волшебный! Он исполняет все желания
(заглядывает под лепестки). Посмотри, что там написано? Давай, я оторву
лепесток.
Карлсон (убирая цветок в сторону): Что ты! Я цветочек так долго растил,
трудно. Он красивый, вон как пахнет! Жалко!
Ведущая: Ну ты сам попробуй, оторви!
Карлсон: Ну, это другое дело! (отрывает лепесток и читает). Тут написано:
Я хочу, чтобы сейчас
Дружно все пустились в пляс.
Воспитатель: Малыши пустились в пляс. В детском саду у нас весело и дружно,
не деремся и не плачем, а если вдруг бывает, так это значит мы играем!
Младшая группа исполняет танец “Поссорились”.
Карлсон: А теперь, я думаю, мамы хотят загадать желание.
Карлсон идет к зрителям и предлагает одной из мам оторвать лепесток.
Мама: Я хочу у вас узнать,
Как вы умеете играть!
Звучит музыка, дети водят хоровод вокруг танцующего с платочком
Карлсона. Карлсон останавливается и протягивает руку с платочком
между двумя детьми. Музыка замолкает.
Все (хором): Раз, два, три.
Дети бегут вокруг хоровода, и кто первым добежит и возьмет платок –
занимает место Карлсона, который становится в хоровод. Игра
проводится несколько раз.
Карлсон (обмахиваясь и тяжело дыша): Ух! Хорошо поиграли! А теперь, я
думаю, надо загадать желание нашим детям.
Карлсон с цветком подходит к одному из детей. Ребенок отрывает
лепесток и отдает его Карлсону.
Карлсон (читая): Балалаечка, играй,
Всех танцоров собирай!
Дети средней группы исполняют танец с балалайками. Когда все
рассаживаются на свои места, Карлсон отрывает еще один лепесток.
Карлсон: Не могу понять, что тут написано.
Ведущая (читая): Сюрприз.
Карлсон: Какой?
Ведущая: Мама должна узнать своего ребенка.
Карлсон приглашает из зала маму одного из детей. Ей завязывают глаза.
Пока ее раскручивают, детей, стоящих перед ней меняют местами,
мальчикам цепляют бантики и т.д. Мама начинает искать своего ребенка
на ощупь. Карлсон ползает на четвереньках, путается под ногами,
влезает между детьми. Мама находит (или не находит) своего ребенка.
Все радуются. Игра повторяется несколько раз.
Карлсон: А теперь посмотрим, как у нас малыши могут плясать.
Дети младшей группы водят хоровод.
Карлсон: Ух, устал я, притомился, подкрепиться бы. Осталось у меня еще два
лепестка.
Карлсон подходит к музыкальному руководителю и предлагает выбрать
лепесток.
Музыкальный руководитель: Пусть зверюшки все для нас
Свой покажут перепляс.
Дети средней группы в шапочках, изображающих звериные головы,
исполняют танец зверей. Дети садятся на свои места. Карлсон отрывает
последний лепесток.
Карлсон (читает): Теперь нам хочется узнать,
Как мамы могут танцевать!
Карлсон бежит к зрителям и приглашает одну из мам. Дети в шапочках
утят и мамы танцуют “Танец маленьких утят”. Карлсон и ведущая
приглашают всех мам, и танец повторяется еще несколько раз с участием
всех детей и мам. После все занимают свои места.
Карлсон: Молодцы, как плясали, хорошо играли, весело! О, как я
проголодался!
Ведущая: Спасибо, Карлсон, что ты прилетел всех нас поздравить, ты нам
доставил много-много радости! Возвращаю тебе твою банку, твою большую
ложку. Прилетай к нам еще!
Карлсон забирает свою банку, ложку, под музыку, фырча, кружит по залу
и вылетает.
Ведущая: Дорогие мамочки! Еще раз хочется поздравить вас с этим
замечательным праздником Восьмое Марта, еще раз пожелать здоровья, счастья,
красивых цветов в этот день и красивых-красивых поздравлений. Всего вам
самого-самого доброго, до новых встреч, до свидания!
Приложение № 2.
Сценарий праздника Восьмое Марта в детском саду № 60
для слабослышащих детей.
Ведущая: Восьмое Марта – день торжественный,
День радости и красоты,
По всей стране он дарит женщинам
Свои улыбки и цветы.
Звучит музыка. В зал вбегают дети с цветами из бумаги и становятся
полукругом. Музыка умолкает.
Ведущая: Привет!
Дети: Привет!
Опять звучит музыка, дети бегут и садятся на заранее приготовленные
места. Воспитатели собирают цветы.
Ведущая: Для вас и только для вас
Концерт веселый, радостный
Устроим мы сейчас.
Свои стихи сейчас прочитают Илья, Нелля и Никита.
Дети выходят на середину зала.
Илья Б.: Люблю я очень маму
И бабушку свою
Я им стихи читаю
И песенку пою.
Нелля Н.: Солнышко, солнышко,
Приходи в наш дом.
Солнышко, солнышко,
Мы плясать пойдем.
Никита Т.: Мама, мама, мамочка,
Я тебя люблю.
Я тебе веселую
Песенку спою.
Дети под аплодисменты возвращаются на свои места. Воспитатели готовят
детей к выступлению: девочкам цепляют большие бумажные банты,
мальчикам – бабочки.
Ведущая: Ваши куклы горевали,
Сидя дома на ковре,
Отвези, они сказали,
Нас на праздник детворе.
Звучит фонограмма. Музыкальный руководитель показывает движения,
какие дети средней группы танцуют. После танца дети идут на свои
места, воспитатель помогает им снять банты и бабочки.
Ведущая: Сейчас свое стихотворение расскажет Яна.
Яна П.: Слушай нашу песенку,
Мамочка любимая,
Будь всегда здоровая,
Будь всегда счастливая.
Ведущая: На столе сегодня тесно,
Не поставишь ничего.
Дети тут катают тесто,
Вот и тесно оттого.
Воспитатель (обращаясь к детям средней группы): Встаньте. Будем петь.
Звучит музыка, дети средней группы выходят на середину зала и поют
песню “Пирожки”:
Я пеку, пеку, пеку,
Дам я всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
У тебя два пряничка,
Я стараюсь, как могу,
Пирожками угощу.
Ведущая: Свое стихотворение расскажет нам Варя. Тоже про пирожок.
Варя Д.: Пирожок, пирожок
Испекли мы сами,
Пирожок, пирожок
Мы подарим маме.
Ведущая: Наши детки очень дружные, но иногда ссорятся. Посмотрите танец
младшей группы “Поссорились”.
Воспитатель строит детей парами и встает сама в одну из них. Звучит
музыка, дети танцуют.
Ведущая: Стихотворение о бабушке прочитает нам Петя.
Петя И.: Помогаю бабушке,
Я уже большой.
Улыбнулась бабушка
И стала молодой.
Ведущая: К нам на праздник пришли очень интересные бабушки: веселые и
красивые.
Воспитатели одевают мальчиков средней группы в платки и юбки,
расставляют стулья. Звучит фонограмма, дети танцуют. После танца
воспитатели ставят стулья на место и помогают детям снять костюмы.
Ведущая: Наши детки любят играть в куклы. Посмотрите танец с куклами
средней группы.
Воспитатели помогают девочкам надеть шляпки, выкатывают коляски с
куклами. Дети танцуют.
Ведущая: Сейчас Руслан прочитает свое стихотворение.
Руслан Н.: Маму крепко поцелую,
Обниму мою родную.
Очень я люблю ее,
Мама – солнышко мое.
Пока Руслан читает стихотворение, воспитатели готовят детей младшей
группы к следующему танцу.
Ведущая: По далекой по дорожке
В гости к нам пришли матрешки.
Звучит музыка, дети танцуют танец “Матрешки”.
Ведущая: Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки – ценный сувенир.
Танец средней группы “Калинка”.
Воспитатели расставляют стулья, кладут на них ложки, одевают на
мальчиков кепки с цветками. Звучит музыка, дети имитируют игру на
ложках. Воспитатель сидит напротив и показывает детям движения.
Подбегают девочки. Мальчики кладут ложки на стулья и танцуют парами.
После окончания танца все приводится в исходное положение.
Ведущая: А сейчас будем играть. Кто быстрее повесит на веревочку платок.
Звучит музыка. Воспитатели кладут на три стула по три платка. Два
воспитателя держат веревку, под которой стоит кастрюля с прищепками.
Трое детей средней группы стоят около стульев.
Ведущая: Будем считать. Раз, два, три!
По счету “три” дети хватают один платок, бегут к веревке, берут
прищепку и вешают платок. Возвращаются к стулу за следующим. Игра
проводится несколько раз.
Ведущая: Молодцы, садитесь. А теперь малыши поиграют в игру “Собери
цветок”.
Воспитатели раскладывают на полу лепестки трех цветов и серединки
такого же цвета. Подводят трех детей, которые будут играть, к
серединкам и показывают, что надо будет делать, акцентируя при этом
внимание детей на цвете.
Ведущая: Раз, два, три.
Звучит музыка, дети собирают свои цветки. В процессе игры воспитатели
помогают детям, у которых возникают трудности. Когда ребенок собрал
свой цветок, он начинает бегать, пританцовывая, вокруг него. Таким
образом, игра завершается общим танцем вокруг собранных цветков. Игра
проводится еще несколько раз.
Ведущая: А сейчас игра “Кто быстрее пройдет по проталинке”.
Воспитатели ставят три стула, на них кладут цветы, сделанные из
бумаги. Напротив стоят еще три стула, на них сидят дети. Перед каждым
ребенком на полу лежит по две дощечки.
Ведущая: Раз, два, три.
Звучит музыка. Дети становятся на дощечку, подставляют другую,
переходят на нее, берут первую дощечку, кладут ее перед собой и т.д.
Добравшись до стула с цветками, ребенок берет их и танцует. Игра
проводится несколько раз.
Ведущая: Наш праздник подошел к концу. Поздравляем всех мам и бабушек с
Международным днем Восьмое Марта! Желаем вам счастья и добра, тепла и
любви. Ваши детки приготовили всем подарки и теперь хотят их подарить вам.
Звучит музыка. Дети с открытками бегут к родителям и поздравляют
своих мам и бабушек.
Праздники
календарные тематические
Восьмое марта
Новый год
Праздник Осени До свиданья, детский сад
Основные цели праздников
|Тип |Название праздника |Цели |
|КАЛЕНДАРНЫЕ |Восьмое Марта |воспитание чувства уважения и |
| | |благодарности к маме |
| |Новый Год |формирование у детей отношения к|
| | |празднику как к чудесному, |
| | |радостному событию; развитие |
| | |эмоциональности детей |
|ТЕМАТИЧЕСКИЕ |Праздник осени |воспитание умения видеть |
| | |прекрасное в природе |
| |До свиданья, |формирование положительной |
| |детский сад |мотивации к будущему обучению в |
| | |школе; воспитание чувства |
| | |благодарности к учителям и |
| | |воспитателям детского сада; |
| | |развитие эмоциональности |
Выступления на празднике.
| |№ 1 |№ 60 |
|Детский сад | | |
|Выступления | | |
|ПЕСНИ |– |6% |
|СТИХИ |– |44% |
|ТАНЦЫ |80% |31% |
|ИГРЫ |20% |19% |
Страницы: 1, 2
|