Рефераты
 

Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе

малину, ежевику,

ежа и ежиху,

которой ежат

Все иголочки дрожат

В работе с детьми можно использовать и такой занимательный материал:

Я колобок, колобок

амбару метен

сусекам скребен,

сметане мешен,

печку сажен

окошке стужен,

Я дедушки ушел,

Я бабушки ушел,

А тебя, зайца,

Не хитро уйти.

Еще вариант конструктивного упражнения: Добавьте необходимые

предлоги. Прочитайте, что получилось.

голову

плечи

НАДЕВАЕТ

ноги

пальто

ведра

лейки

ПОЛИВАЕТ

шланга

цветы

лото

лапту

мяч ИГРАЕТ

гитаре

скрипке

пластинке

В дальнейшем, когда школьники будут учиться различать предлоги и

приставки, понимание функций предлогов поможет им. Пока они не изучат

состава слова и приставок, целесообразно больше работать с предлогами в

готовом тексте.

Можно использовать в работе и другой дидактический материал.

1. Покажи маленькие слова (показываем на грибах)

в

под

за

над

у

С полученными словами составьте предложения и запишите их.

подчеркните предлоги.

2. Найдите предлоги, которые можно употреблять с каждым словом (с

двумя, одним). Придумайте свои предложения.

на от

у к

с в

дом

перед от

без за

под

девочка

стол

Придуманные предложения записываем в тетрадь.

Можно немного усложнять задания.

3. Используя схемы, составьте предложения. Нужные предлоги подберите

сами.

Составьте предложения, используя схемы и употребив предлоги.

Таким образом к моменту изучения предлогов во 2 классе дети уже будут

знать, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других.

3.2. Особенности работы над приставкой

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить

школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения,

т.е. научить их мыслить. В настоящее время чувствуется снижение интереса у

младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано, на наш взгляд,

прежде всего тем, что при обучении родному языку используются в основном

репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не

дает простора для творчества, не способствует развитию мышления.

Благодатным материалом для решения задач развития логического

мышления учащихся является словообразование. Владение словообразовательными

моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их

активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это

эффективное средство семантизации (объяснения значения) производных слов,

встречающихся в тексте на уроках чтения. [10,132]

Приставки вносят в смысл слова что-то свое, это создает своеобразие

лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от

друга. Исследования и школьная практика убеждают в том, что усвоение

младшими школьниками словообразовательной роли приставок происходит

наиболее успешно при условии раскрытия их семантического значения.

С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на

примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования

является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от

бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое

значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без

приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых

семантическая роль приставок выступает особенно отчетливо (например: везти,

но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой). [10,132]

В начальных классах не ставится задача специального изучения

смыслового значения приставок, а тем более систематизация и обобщение

знаний о многообразном значении приставок. Наблюдение над семантикой

приставок – это не самоцель уроков, на которых изучаются приставки, с

помощью которого формируется понятие о приставке как морфеме и развивается

умение осознанно употреблять слова с приставками, в этом и заключается

особенность изучения приставок. Здесь важно знание того, приставка не

механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение

свой смысловой оттенок и вследствие этого создается новое слово. [23,159]

В настоящее время, согласно утвержденным программам, морфемный состав

изучается в качестве самостоятельной темы воII классе. I класс

рассматривается как пропедевтический; в III классе предусматривается

совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи.

«Выделяют четыре этапа системы:

I этап – пропедевтические словообразовательные наблюдения.

II этап – знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех

морфем в сопоставлении (II кл.).

III этап – изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов;

ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания;

формирование навыка правописания корней и приставок. (II кл.)

IV этап – углубление знаний о морфемном составе слова и элементах

словообразования в связи с изучением имени существительного,

прилагательного и глагола.» [27,239]

Для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в

единстве с их смысловым значением работу можно построить следующим образом.

Покажем на примере фрагмента урока.

Фрагмент урока

Учитель: Для того, чтобы вам было понятно, что такое приставка, выполните

следующее упражнение: из предложений, которые я вам буду читать,

выпишите слова. обозначающие действия. (Работа ведется коллективно,

слова записываются на доске и в тетрадях).

«Мы ехали по городу на машине. Потом выехали из города и поехали по

проселочной дороге. Мы заехали в небольшое село и подъехали к маленькому

аккуратненькому домику моей бабушки»

Запись на доске.

ехали

выехали

поехали

заехали

подъехали

Учитель: Внимательно прочитайте записанные слова. Что общего в этих словах?

(У них общий корень. Это однокоренные слова)

Учитель: Выделите корень. Чем отличаются эти слова?

(Перед корнем есть часть слова, которая в каждом случае звучит по-

разному.)

Учитель: Это приставка – часть слова, которая служит для образования новых

слов. Подумайте, получившиеся слова одинаковые по значению или чем-

то отличаются?

Чтение правила.

Для закрепления материала можно ввести игровой момент.

Рифмовки

1. У-, Вы-, При-, По-, До-, На-, Пере-

Перед корнем пишут, перед!

Под-, За-, Об-, Со-, В-, С-, От-

Знаем мы наперечет.

Перед корнем подставляем

И приставкой называем.

2. Зачитался, засмеялся,

нагулялся, наигрался –

здесь в приставках За- и На-

Буква А стоять должна!

3.Подумал, долил, добежал, сосчитал,

Отвесил, вогнул, обошел, подписал –

в словах здесь приставки на О отыщи,

Запомни и правильно их напиши.

4. Поиграл да поплясал,

почитал да пописал,

приготовился, поел, полежал, пошил, попел,

кошку Мурку рисовал,

а потом пошел поспал…

Все приставки ты узнал?

Можно использовать и такую игру:

- Представьте, что вы сидите перед телевизором.

- Представили.

- Я вам скажу «В». Что вы сделаете?

- Включим телевизор.

- А если я скажу «Пере»?

- Переключим на другую программу.

- А если я скажу «Вы»?

- Значит, надо выключить!

- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях,

на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я

скажу: «Подо»?

- Пододвинемся к вам вместе со стульями.

- А если я скажу «Ото»?

- Тогда отодвинемся.

В результате дети подводятся к выводу, что каждая приставка имеет

свое значение.

Навык закрепляется при выполнении упражнения на различение приставок-

антонимов.

Так предлагается подобрать слова с приставками с противоположными

значениями.

Выехать – въехать

взбежать – сбежать

входить – выходить

завязать – развязать

уплыть – приплыть

унести – принести

запереть – отпереть.

Значения слов с разными приставками сравниваются.

Для обобщения полученных знаний можно предложить такую работу. На

доске записывается стихотворение.

Заболел сегодня слон,

Написал записку он,

Небольшой листок бумаги

Обписал со всех сторон:

Записал температуру,

Попросил прислать микстуру

Подписал конверт с тревогой

И отправил в путь-дорогу.

Слон письмо отдал Кроту,

Чтоб отправили Коту,

Кот послал Слону пакет,

Отписал ему ответ,

Что лекарство посылает

И ещё большой привет.

Подписал, устал немножко,

Посмотрел потом в окошко,

Описал ещё погоду,

Прописал бочонок мёду

Дописал привет друзей,

Подписался

Кот Матвей

Детям предлагается прочитать его и выписать однокоренные слова с

разными приставками. Корень и приставка выделяются. Получается следующая

запись:

Написал

Обписал

Записал

Подписал

Отписал

Подписал

Описал

Прописал

Дописал

Подписался

Учащиеся объясняют, как изменилось значение слова с изменением только

одной его части – приставки.

(Написал – закончил писать;

Обписал – написал со всех сторон, не оставил свободного места;

Записал – написал о чём-то ещ1;

Прописал – добавил к уже написанному и т.д.)

С 2-3 словами (по выбору) составляются предложения.

Чтобы облегчить детям запоминание приставок, целесообразно

использовать рифмованные упражнения.

Например, такие:

При- или Пре-? Пре- или При-?

Это совсем не секрет.

Ты на значение слова смотри –

Сразу получишь ответ

Приставка При-

(приближение)

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при-, несомненно.

(присоединение)

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Пишем мы при-, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

(нахождение около)

На пригорке, придорожье,

В пригороде приморском,

На пришкольном участке пригожем

Даже привередливому – приволье.

(незакончен. неполнота действия)

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорит.

Помни – что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

(объяснить правописание трудно – следует запомнить)

С детских лет, признаюсь вам,

Всё привык я делать сам,

Каждый день трудился,

И – скажу на милость-

В пятницу со мною

Чудо приключилось.

Приставка Пре-

( в значении очень)

Предлинный достанет до крыши рукой

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы напишем при этом.

(искл.: прискорбный, причудливый)

(сходна с пере-)

Дожди проливные льют в октябре,

Но грамотный дождь – не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

(объяснить правописание трудно – следует запомнить)

Словам преследовать, презрение

Ты не найдешь здесь объяснения.

Пренебрегать, преследовать, презрение.

Запомнить их – разумное решение!

Учащиеся заучивают рифмовки наизусть.

Практика показала, что хороший результат дает такая форма работы:

1. «Цветок»

В серединку цветка вставляются слова, при помощи данных приставок

нужно образовать новые.

2. «Кораблик»

От данных слов образуй однокоренные слова с помощью приставок.

Каждую группу однокоренных слов запиши с новой строчки.

3.

Запиши предложение в четыре стихотворные строки. В однокоренных

словах выделите приставку и корень.

Широкое распространение таких игр способствует повышению интереса к

этой учебной работе.

Формирование навыка правописания приставок сочетается с углублением

знаний о приставке как морфеме слова, с развитием умения осознанно и точно

употреблять в речи слова с приставками. Поэтому необходимым является

использование различного занимательного материала.

3.3. Сравнительное изучение предлога и приставки

по системе Л.В. Занкова

Традиционная система обучения предлагает изучение тем «Предлог» и

«Приставки» с разрывом в год, несмотря на то, что основным орфографическим

навыком учащихся должно стать именно умение различать на письме

предлог/приставку.

Более логичной в этом отношении нам представляется программа

Л.В.Занкова. Уже в III четверти I класса при изучении темы «Предлог» она

предлагает введение понятия приставки, даёт её отличительные признаки.

Такое принципиально отличное расположение материала в системе Л.В.Занкова

объясняется отличием дидактических принципов, положенных в основу системы,-

обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более

быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса

учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и

самых сильных. [17,159-161]

Учитель, работающий по этой системе, должен осознать, что,

организовывая процесс познания, он должен организовывать и направлять

коллективный поиск решения лингвистической задачи в процессе наблюдения над

грамматическими явлениями.

Например:

Покажем это на примере фрагмента урока.

Объяснение нового материала можно начать с наблюдения над

омонимичными предлогами и приставками.

Птичка влетела в клетку.

На деревьях набухли почки.

От ветки оторвался листок.

Вопросы и задания для наблюдения.

- Разберите предложения по членам.

- Выделите приставки, подчеркните предлоги.

- Что вы можете сказать о предлоге и приставке в каждом предложении?

- Почему они написаны по отношению к словам по-разному?

Дальше читается правило на стр.129.

На уроке целесообразно составить алгоритм различения предлога и

приставки. Здесь можно использовать тот же алгоритм, что и в традиционной

системе.

Алгоритм распознавания предлога

|1 шаг |Обозначает предмет, признак или действие |

| |Д2 Д2: это не |

| |предлог |

|2 шаг |Можно ли поставить вопрос от предлога? |

| | |

| | |

| |Да: это предлог Нет: это не предлог |

|3 шаг | |

| |Указать какие слова |

| |связывает предлог |

Образец рассуждения: Проверим написание слов «влетела в комнату».

Слово «влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не

употребляется, писать надо слитно.

«В комнату» – обозначает предмет, значит «в» может быть предлогом.

Проверим, поставим вопрос: во что? – «в комнату»; в какую комнату? – «в

большую». «В» – это предлог, отдельное слово; оно связывает слова «влетел»

и «комнату».

Второй алгоритм позволяет проверить написание предлога:

|1 шаг |Есть ли ударение на предлоге, или он безударный? |

| | |

| |Без ударения Под ударением. Пиши как |

| |слышишь. |

|2 шаг | |

| |Проверь написание |

| |предлога по словарю |

Вариант алгоритма для случаев типа «от дома» [ домъ]

|1 шаг |Произнеси отдельно «слово-предмет» и предлог; |

| |поставь вопрос от предлога к «слову» |

|2 шаг |Проверь предлог, его написание по словарику предлогов. |

| |Напиши предлог и «слово-предмет». |

В подобных случаях довольно часто допускаются ошибки, т.к. согласный

[т] и [д] уподобляется следующему согласному и при произношении предлог

как бы сливается с существительным. Как и в любой теме, высшей формой

упражнения в использовании и в написании предлогов служит собственная речь-

сочинение, изложение, составление предложений. В обычном сочинении или

изложении, наряду с другими задачами (например, активизация словаря,

деление текста на абзацы) детям предлагается подчеркнуть предлоги,

проверить, правильно ли они написаны (можно пользоваться словариком).

Отличие в данном случае заключается в том, что в традиционной

методике даётся готовый алгоритм а по Л.В.Занкову его можно составить

вместе с детьми. Имеющийся опыт коллективной поисковой работы позволяет это

сделать.

Во втором классе продолжается изучение состава слова. Упражнения

учебника дают материал для работы в нескольких направлениях: образование

слов с приставками, сравнение значений однокоренных слов, имеющих разные

приставки, и выяснение словообразующей роли приставок, деление слов по

морфологическому составу, правописание некоторых приставок, перенос слова с

приставками. На основе выполнения упражнений учащиеся смогут сами сделать

вывод, что приставки употребляются преимущественно в составе глаголов.

По характеру задач, решаемых в процессе закрепления, тренировочные

упражнения можно классифицировать следующим образом.

1. Упражнения на выделение в связном тексте или отдельных

предложениях предлогов и приставок (упр.383-386 Рамзаева р.яз. 2 кл., упр.

377-378 Полякова р.яз. 1кл., упр.51 Полякова р.яз. 2кл.)

2. Упражнения на раскрытие скобок (упр.379, 381, 383 Полякова р.яз.

1кл., упр. 54, 56, 57, 58, 59 и т.д. Полякова р.яз. 2кл.)

3. Упражнения на вставку предлогов и приставок (упр.390 Рамзаева

р.яз. 1кл., упр. 382 Полякова р.яз. 1 кл., упр.55 р.я. 2 кл. Полякова)

4. Переконструирование и конструирование (упрю386 Рамзаева р.яз.

2кл.; упр.380 Полякова р.яз.1 кл.)

5. Обучающие диктанты.

6. Сочинения по опорным словам, изложения.

7. Исправление неправильно написанного.

Можно дать учащимся следующие упражнения. «А по двору метелица ковром

шелковым стелется». Проверяем орфограмму – слитно или раздельное написание

«по двору». Суть задачи: выяснение, является ли «по» предлогов ( в этом

случае писать раздельно), или же «по» – приставка (н её следует писать

слитно). Правило построено на лингвистическом эксперименте: учащийся

должен попытаться расширить предложение, ввести между предполагаемым

предлогом «по» и существительным «двору» какое-либо прилагательное. Как

видим, решение опирается на чувство языка. Главный «шаг» – подстановка

имени прилагательного: «по широкому двору». Лингвистический эксперимент

дает результат положительный: прилагательное можно вставить, смысл

предложения при этом не теряется, не искажается. Значит, «по» – предлог, и

писать следует раздельно. Задача решена: ученик пишет, осуществляет

самопроверку.

Теперь покажем ступени сжатия алгоритма

1-я ступень.: «По двору». «По» – предлог или приставка? Пробуем

вставить прилагательное: «по широкому двору», вставить можно, значит, «по»

– предлог, пишем раздельно.

2-я ступень: «По двору» – предлог? «По широкому двору», по –

предлог, раздельно.

На 2-й ступени действие становится почти автоматизированным – к

этому мы и стремимся.

Фрагмент урока изучения темы «Предлоги» по системе Л.В.Занкова

Ход урока

Постановка лингвистической задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны познакомится с новой частью речи,

научится узнавать в предложениях и какую функцию в речи выполняют.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Летний, ночь, дети, ловить, рак, на, песчаный, отмель, в, пруд.

Учитель: Укажите известные части речи.

- В каких словах вы не сумели этого сделать?

- в, на.

- Если мы их не знаем, может их убрать и они не нужны совсем?

- Нет. Если их убрать не получится предложения.

- Составьте предложение и запишите его.

- Прочитайте следующий ряд слов:

Ствол, старый, липа, огромный, солнце, поднимается, земля.

- Составьте предложение.

- Не получается. Не хватает слов.

- Добавьте. Какие слова вы добавите и какое предложение получится.

Запись нового предложения.

Учитель: Определите части речи. В каких словах не смогли?

- За, над.

- Вспомните тему сегодняшнего урока. К какой части речи относятся

слова «в», «над», «за», «на»?

- Предлог.

- Приведите ещё примеры предлогов: Чтение определения на стр. 126

(А.В.Полякова. Русский язык, 1 класс). Устная работа над упр. №374

- Какую работу выполняют предлоги?

- Служат для связи слов в предложении.

- Как пишутся предлоги с другими словами? Почему?

- Они пишутся отдельно, потому что все слова в предложении пишутся

отдельно.

- Прочитайте вопрос на стр.127. Как вы на него ответите?

- Прочитайте предложение на доске. Дети шли по улице.

- Назовите предлог. Какие слова он связывает

- Шли, улица.

- Добавьте в предложение прилагательное: по какой улице?

- Дети шли по широкой улице. (по главной, по асфальтированной)

Учитель: Какие изменения произошли в предложении?

- Как теперь вы ответите на поставленный вопрос?

- Проверьте свои предположения на стр.127

Знакомство с приставкой происходит при выполнении упр.377. При

закреплении материала используются упр.376-383

Упражнения по закреплению навыка правописания предлогов/приставок

проводятся на протяжении всего курса обучения в начальной школе. Особое

внимание этим темам уделяется при изучении местоимений. здесь невозможно

использование известного уже алгоритма, так как, в отличие от сочетаний

«предлог + существительное», ввести в сочетание «предлог + местоимение»

какое-либо прилагательное или другое слово невозможно. Дети запоминают:

приставок у местоимений не бывает, только предлоги, и они пишутся

раздельно. Большое внимание правописанию предлогов уделяется и при изучении

темы «Синонимия имён существительных». Для развития кругозора т

познавательного интереса в данном случае можно использовать статьи

«Предлоги и падежи» и «В Крым и на Кавказ» и книги В.А.Ивановой

«Занимательно о русском языке» (Л.:Просвещение, 1990)

Фрагмент урока по теме

«Правописание предлогов и приставок»

Цель: развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их.

Ход урока

I. Выборочный диктант на правописание гласных и согласных в приставках.

Сошлись как-то четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень.

Сошлись да и заспорили: кто из них лучше нарисует? Спорили-спорили и

порешили в судью выбрать Красное Солнышко. Первой вызвалась написать

картину Зимушка-Зима. Покрыла Зима землю свежим пушистым снегом. Побелели

поля. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

- Напишите только слова с приставками. (Повторно читает текст)

Последние три предложения записывают полностью.

- Что вы знаете о правописании приставок?

- Что вам известно о предлогах?

Сообщение о цели урока: сравнение приставки и предлога. Почему их

нужно уметь различать?

II. Сравнение предлогов и приставок.

1. Образуйте слово с корнем –кат- и приставкой с-. Слово должно

отвечать на вопрос что делали? или что сделали?

2. Составьте предложение с этим глаголом и употребите предлог с.

Запишите предложение. (Например: Дети весело скатились с горы).

Аналогичное задание: 1) корень –бег-, приставка по-, предлог по; 2)

корень –лёт-, приставка в-, предлог в.

Вывод по вопросам:

1. Что такое предлог? Что такое приставка?

2. Как пишется предлог со словом? Как пишется приставка?

3. Перед какими словами предлог никогда не стоит?

4. Можно ли вставить слово или вопрос между предлогом и словом? А

между приставкой и корнем?

III. Для закрепления игра

ты - волшебник

Преврати слова с приставками в слова с предлогами.

нарукавная повязка повязка

календарь настенный

календарь

подземный переход

переход

камни подводные

камни

предрассветный час

час

Составьте предложения со словами с предлогами.

Закреплению изученного материала способствуют следующие упражнения.

1. Найдите в стихотворении С.Есенина слова с приставками и запишите их в

тетрадь.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Приставки выделите. С 1-2 словами составьте предложения.

Выпишите из текста слова с приставками.

В далёкие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая

мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмет. Сначала

птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала

с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать,

летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы и лапы, и

уверяла, что она зверь и зверей любит.

2. Пользуясь «колесом приставок» образовать возможные слова от

корней, которые вставляются в центр круга: «плыл, бросил, качает, клею,

свистеть, копать, грузить, смотреть».

В центр колеса поочередно вставляются слова, а учащиеся при помощи

приставок образуют новые слова.

3. Изложение (2 кл.)

Ручная белка

Жила у Вовы ручная белка. Она свила себе гнездо на лыжах. Лыжи были

подвешены к стене. Хорошо устроилась белочка в своем гнезде.

Изложение (2 кл.)

Три котёнка

Три серых котенка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула

в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три

белых котенка.

Занимательный материал по данной теме.

Вставь предлоги

Слезть . . . крыши

Полезный . . . здоровья

Автобус . . . кондуктора

Отрывок . . . рассказа

Смеяться . . . клоуном

Ах, эти приставки

под придумай сам

подпилить

подстричь

подкатить

Проведенные в данной работе наблюдения приводят нас к выводу, что

программа Л.В.Занкова более эффективна при изучении приставок и предлогов,

что и подтверждает и контрольное исследование работ учащихся.

Результаты исследования диктантов и изложений учащихся

|Система |Количество |Диктант |Изложение |

|обучения | | | |

| | | |кол-во |правил. |кол-во |правил. |

| |классов |уч-ся |слов |выполн.% |написан. |написан. |

| | | | | |слов |% |

|РО |1(2-й |25 |66 |98,0 |134,6 |85,5 |

| |кл.) | | | | | |

|ТО |1(3-й |25 |66 |93,6 |126,6 |72.2 |

| |кл.) | | | | | |

РО - развивающее обучение

по системе Л.В.Занкова

ТО – традиционная система

обучения

Таблица наглядно показывает, что при написании диктанта разница в

уровне грамотности при традиционном и альтернативном обучении составляет

4,6%, а при написании собственного текста этот разрыв достигает уже 13,3%,

поскольку составление текста всегда вызывает большие затруднения. Причина

более низкого уровня грамотности учащихся традиционной системы нам видится

в том самом разрыве понятий при изучении тем «Предлог» и «Приставка».

Поскольку ученики не знакомятся с приставкой, методикой не рекомендуется

проводить диктанты, связанные с правописанием предлогов. Практически работа

ведется с печатным текстом, на базе которого сложнее сформировать

орфографический навык.

Последователи системы развивающего обучения указывают на

положительный эффект списывания с грамматическим заданием, но в учебниках

Поляковой таких заданий (списать, найти предлоги, выделить приставки)

практически нет, большая часть заданий основана на раскрытии скобок, что

снижает умение детей самостоятельно находить ошибкоопасные места.

Недостаток отсутствия текстов для списывания снижается за счет развитой

системы диктантов.

Анализ учебного материала, преподаваемого в начальных классах, навёл

нас на мысль о существующих противоречиях между начальным и средним

звеньями обучения. Так М.Р. Львов и другие методисты предлагают

использовать как метод различения приставки/предлога метод вставки другого

слова или попробовать задать вопрос от предлога к слову(«на дороге» – на

чем? – «на дороге»). Но в среднем звене ученики узнают, что предлог – это

служебная часть речи, к которой и от которой вопрос задать нельзя. И метод

проверки в среднем звене говорит о том, что между предлогом и словом можно

вставить другое слово (чаще прилагательное) или вопрос. Тем более мы не

имеем права говорить: «По синему морю» – По какому? «по синему». Предлог не

имеет никакого отношения к прилагательному. В этом отношении система

Л.В.Занкова более логична и способ постановки вопроса от предлога к

существительному не упоминается, но и здесь не обошлось без недоразумений.

Учебник А.В.Поляковой «Русский язык. 2 класс» гласит, что предлог – это

самостоятельная часть речи. Естественно, в среднем звене ученикам придется

(если учитель слепо будет следовать рекомендациям учебника) переучивать

определение: «Предлог – это служебная часть речи».

Итак, для того, чтобы у детей, в независимости от того, на какой

системе они обучаются, был сформирован развитый навык грамотного письма,

учитель должен не только творчески подходить к обучению, сочетая различные

методы преподавания, но и критически относиться к материалу, предлагаемому

учебником, чтобы в дальнейшем проблема преемственности обучения не стояла

так остро, как на данном этапе развития школы.

3.4. Работа над предлогом в связи с изучением падежей

В русском языке предлоги уточняют, дополняют, делают более

разнообразными значения косвенных падежей; например, предлоги в, за, на,

под в сочетании с винительным падежом, указывающим направление движения,

точнее устанавливают конечную точку движения по отношению к предмету:

положить в коробку, на коробку, за коробку. Те же предлоги с предложным и

творительным падежами выражают аналогичное положение по отношению к

предмету: лежит в коробке, на коробке, за коробкой, под коробкой. Предлоги

органически связаны с падежной формой и без неё не употребляются. Отдельные

предлоги употребляются с определенным падежом. Большая часть предлогов

требует одного падежа. Родительного падежа требуют: без, близ, вне, для,

до, из, от, ради, у; дательного: к; винительного: про, через (чрез);

творительного: над, перед (пред); предложного: при. Несколько предлогов

употребляются с двумя падежами. С винительным и предложным: в (в деревню, в

деревне), на (на крышу, на крыше), о (об, обо) (ударился о камень, об стол,

рассказывал о поездке, об урожае); с винительным и творительным: между

(между двух стульев, между стульями). Два предлога употребляются с тремя

падежами: с родительным, винительным, творительным – с (упал с лошади,

величиной с лошадь, работал с лошадью.); с винительным, дательным и

предложным: по (вода по колено, по грудь, шёл по бревну, вернулся по

прошествии двух недель). [8,416]

Поскольку между предлогом и падежом существует определенная

взаимосвязь, целесообразно в начальных классах постепенно подводить детей к

пониманию близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний, а

также к пониманию зависимости падежной формы от предлога и другого

слова. [8,417]

Связывая главный и зависимый компоненты словосочетания в единое целое

– в словосочетание, предлог вместе с падежным окончанием зависимого

компонента играет роль показателя грамматической формы этого компонента, а

тем самым – и грамматической формы всего словосочетания. Тесная связь

предлога и падежной формы закрепилась в языке как корреляция: каждый

предлог употребляется, как уже говорилось, с одним или несколькими

определенными падежами. [8,418]

Преимущественное большинство предлогов употребляется с формами одного

падежа. Так, родительного падежа требуют предлоги от, до, без, из, у, для,

около.

Рассмотрим фрагмент урока по теме: «Правописание падежных окончаний

имён существительных в родительном падеже с предлогами.»

Цель: развитие у учащихся осознанного выполнения действий, необходимых для

правильного написания окончаний имен существительных, закрепление

знаний о предлогах, которые определяются с существительными только в

родительном падеже (от, до, из, без, у, для, около).

Ход урока

I Работа со словами из словаря. Запись существительных под диктовку.

Учитель называет существительное в именительном падеже, учащиеся

записывают его в родительном падеже с подходящим по смыслу предлогом.

Например, деревня (до деревни) и др.

- Какого склонения имена существительные?

- Какие окончания у них в родительном падеже?

II Игра «Нужный предлог»

- Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с

существительными в родительном падеже

уехал . . . мамы

позвонил . . . города

доехал . . . деревни

пришёл . . . тетради

стоял . . . дороги

посылка . . . друга

стоял . . .

электровоза

С полученными словосочетаниями составьте предложения.

Дательного падежа требуют предлоги к, по. Рассмотрим занимательное

упражнение по этому вопросу.

Игра «Кто первый достигнет вершины?»

Учащимся раздаются карточки (отдельно: существительные в разных

формах и различные предлоги).

Задание такое: кто первый выберет все слова и предлоги стоящие в

дательном падеже. (Например)

в на

за по

по парку к

по о

по суше

от до

к маме

для

к дороге

к другу

по улице маме

суше парку

алле папы

улице другу

дороге

Тот, кто первый достиг вершины, составляет словосочетания с данными

словами с предлогами. И ему, как покорителю вершины, вручается карточка-

приз с предлогами.

в, за

на,по

от,до

для

Винительного падежа требуют предлоги про, через (чрез).

При изучении этой темы можно использовать такой занимательный

материал: «Собери букеты».

Задание: Соберите нужные «цветы» в вазу.

сказка улицу

землю

щуку машины

песенку

речку

мышка

про

через

- С 2-3 существительными с предлогами составьте предложения.

С формой творительного падежа употребляются предлоги над, перед

(пред), с.

Можно в этой теме использовать такой игровой материал.

Игра «Найди нужного жителя»

Дан домик, в котором живут предлоги, найди слова в творительном

падеже и посели в домик.

морем другом мамой

лесом

над перед с судьбой ракета

река

утку

родиной

С формами предложного падежа употребляется предлог при, а также на,

в, о.

Рассмотрим фрагмент урока.

Тема: Предложный падеж.

Ход урока

Запись под диктовку с комментированием.

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки находится музей-квартира

А.С.Пушкина. Здесь в январе 1837 года скончался великий поэт.

- В каком падеже я употребила слово (о) поэте, чтобы спросить вас?

Узнали о ком? – о поэте. (Предложный падеж.) С предлогом О употребляются

существительные только в предложном падеже.

- Прочитайте записанные предложения. Поставьте вопрос к

существительным в предложном падеже. Выделите окончания.

- С какими предлогами они употреблены? Какое значение имеет

предложный падеж? (Находится где? в чём? – в Санкт-Петербурге – место; где?

на чём? – на набережной – место; скончался когда? – в январе – время).

- Почему падеж называется предложный? (Существительные в предложном

падеже употребляются только с предлогом.)

Когда учащиеся изучат все падежи можно для закрепления использовать

упражнения-рифмовки. В процессе работы с таким дети под руководством

учителя выделяют предлоги, а также прослеживают взаимосвязь предлогов и

окончаний существительных

Мы играем, мы читаем

и предлоги изучаем:

к Коле, к Кире, к Оле, к Ире,

к Миле, к Сане, к Юле, к Тане –

приходил приятель Ваня.

у Коли, у Киры, у Оли, у Иры,

у Милы, у Сани, у Юли, у Тани –

есть лыжи, коньки и хорошие сани.

с Колей, с Кирой, с Олей, с Ирой,

с Милой, с Саней, с Юлей, с Таней-

мы играли на баяне.

За Колей, за Кирой, за Олей, за Ирой,

за Милой, за Сашей, за Юлей, за Таней –

зашли их знакомые утром заранее.

По Коле, по Кире, по Оле, по Ире,

по Миле, по Сане, по Юле, по Тане –

скучала подружка их верная – Маня.

Для Коли, для Киры, для Оли, для Иры,

для Милы, для Сани, для Юли, для Тани –

купили сегодня красивые ткани.

На Коле, на Кире, на Оле, на Ире,

на Миле, на Сане, на Юле, на Тане…

Придумать попробуйте что-нибудь сами.

Работа с рифмами облегчает запоминание графического образа предлогов.

Рифмовки заучиваются наизусть.

Нецелесообразно требовать механического запоминания предлогов,

которые употребляются только с одним падежом. Для сознательного усвоения

полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить предлоги,

употребляющиеся только с одним падежом. Кроме того, нужно чаще предлагать

склонять имена существительные с предлогами.

Как бы ни были элементарны те сведения о грамматическом строении

языка, которые даются в начальных классах, они должны быть начатками

подлинно научных знаний. Чтобы этот фундамент был прочным, нужно стараться

преподнести знания в более интересных, особенных, занимательных формах.

Заключение

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить

школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения,

научить учащихся мыслить. В ходе своего исследования мы пришли к следующему

выводу: чтобы процесс усвоения материала по теме «Приставки и Предлоги»

был успешным и дал положительные результаты, необходимо стремиться к

использованию самых разнообразных приемов и методов в работе. Учитывая

возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства

наглядности и рационально использовать их. Кроме того, работу по предлогам

и приставкам нужно проводить не только на уроках русского языка, но и на

уроках чтения.

В своей работе мы рассмотрели предлоги и приставки с лингвистической

точки зрения. Нами были рассмотрены и психолого-педагогические основы

изучения предлогов и приставок. Мы раскрыли, какую роль играют такие

психологические процессы, как анализ и синтез в формировании у учащихся

представлений о предлогах и приставках, и дали характеристику принципу

наглядности как одному из важнейших дидактических принципов в системе

обучения младших школьников.

В основной части нашей работы мы показали этапы работы над

приставками и предлогами в начальной школе. Здесь приведены наиболее

эффективные на наш взгляд, приемы работы: формирование представлений о

предлоге у первоклассников, особенности работы над приставкой,

сравнительное изучение предлога и приставки по системе Л.В.Занкова, работа

над предлогами в связи с изучением падежей. Приведены различные виды

упражнений, которые способствуют успешному освоению темы.

При формировании этих умений мы опирались на принцип наглядности,

учитывали психологические, возрастные и индивидуальные особенности

учеников, поэтому большинство приёмов основывалось на игровых и

занимательных моментах.

В данной работе мы использовали опыт работы многих учителей, а также

наш собственный опыт.

Библиография

1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка.

–М., 1974.

2. Блягоз З.У. Двуязычие и культура речи. –Майкоп, 1977

3. Блягоз З.У. Адыгейско-русское двуязычие. –Майкоп, 1982

4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных.

–М., 1995.

5. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.

6. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. –Д., 1997.

7. Высотский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.

–Л., 1935

8. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973.

9. Елкина А.И., Климова Е.Г. Сборник статей для изложения в начальных

классах. –М., 1964

10. Жинкин М.Н. Механизмы речи. –М.,1958.

11. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н.

Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.

12. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. –М., 1973.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.

14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания

русского языка в начальных классах. –М., 2000.

15. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.

16. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М.,

1990.

17. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения//Аргинска И.И.,

Дмитриева Н.Я., Полякова А.И., Романовская З.И. –М., 1991.

18. Основы методики начального обучения русскому языку. // Под ред.

И.С.Рождественского. –М., 1965.

19. Охитина Л.Г. Психологические основы урока. В помощь учителю. –М.,

1977.

20. Никольская И.А., Тигранова Л.И. Гимнастика ума. –М., 1997.

21. Никольская И.А. Азбука рассуждений. –М., 1996.

22. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. –М., 1965.

23. Поздняков И.С. Методика преподавания русского языка. –М., 1955.

24. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Методические указания. –М.,

1996.

25. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации. –М.,

1993.

26. Попов Р.Н., Валькова Д.П., Моловицкий Л.Я., Фодоров А.К. Современный

русский язык. –М., 1978.

27. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в

начальных классах. –М., 1979.

28. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Под ред. Т.А.Ладыженской. –М.,

1990.

29. Рубцов Н.Г. Словосочетания в русском языке. –А., 1996.

30. Репкин В.В. Развивающее обучение и проблема работы с приставками в

начальной школе// Начальная школа – 1999- №7

31. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под

ред. М.С.Соловейчика. –М., 1993

32. Современный русский язык / Под ред. Д.Э.Розенталя. –М.,1976. чII.

33. Талызина Э.Д., Габай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии

творческого мышления младших школьников// Вопросы психологии. –1986.

-№1.

34. Талызина И.Ф. Педагогическая психология. –М. –1998.

35. Ушаков В.С. Школьные психологи советуют// Начальная школа –1996- №8

36. Ушаков В.С. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных

классах. –М., 1974

37. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.

Сборн.Сочин. В 6 томах. –М.-Л., 1949.

38. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. –М., 1984.

39. Швебель М. Развитие познавательных процессов // Перспективы. –1986.-

№1.

40. Шхапацева М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка.

–Майкоп, 1993

41. Шхапацева М.Х. Изучение словосочетания в адыгейской школе. –Майкоп,

1976

42. Шхапацева М.Х. Развитие связной русской речи учащихся. –Майкоп, 1995

43. Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного

материала на уроках русского языка// Начальная школа –1997. -

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ