Рефераты
 

Педагогика - наука

Педагогика - наука

ПЛАН

I.

ВВЕДЕНИЕ....................................................................

.............3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«ПЕДАГОГИКА – НАУКА»

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.......3

2. ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ.....................................................5

3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАУК....................7

4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ

НАУКАМИ.................................... 8

III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................

.........8

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ......................9

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет

свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного

мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.

Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается

многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает

воспитание как частный момент развития общества, его производительных

сил и производственных отношений; история – как частный момент

истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи

с изучением становления личности развивающегося человека.

Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием

особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета,

который специально не исследуется никакой другой научной

дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний»

педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом

воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов:

как возникла и развивалась эта наука и какие специфические

проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно

определённый аспект природных или общественных явлений, изучением

которых она занимается и знание которых имеет большое значение для

осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны

к жизни растущими потребностями общества в создании специальных

учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и

обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания

подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование

и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность

общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого

общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого

строя, когда производство и наука достигли значительного развития,

воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают

специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией

которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во

многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о

школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего

Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные

деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль

воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого

человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг.

до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной

выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере

расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических

знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала

разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и

знания в других сферах жизни и производства, вначале

разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих

философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до

н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),

Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких

мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё

происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве

названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым

аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их

в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также

совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда –

ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем

педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые

занимались обучением и воспитанием детей и для которых

педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука

о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение

и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа,

что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического

воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах

древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,

например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан

(42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и

были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах

мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой

эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),

испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский

мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,

выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности

от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории,

педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая

наука педагогика впервые была выделена из системы философских

знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной

научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем

великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы

с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами

последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели

труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро

(1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-

1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих

Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской

педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На

становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали

труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было

дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие

советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.

Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-

1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных

педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным

развитием производства, науки и культуры требовало повышения

грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество

образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных

школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные

учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться

педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой

толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика

по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных

факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих

закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Основные понятия:

Непременным условием выделения и функционирования любой науки

является наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные

понятия (категории) педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем,

что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания,

образования и обучения личности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под

влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых

социальных и природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие

индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и

качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-

физиологическом строении человеческого организма. Советская педагогика

не исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно,

что наследственность отражает заложенные в генетической программе

человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это

и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной

системы, а также задатки речи, мышления и др.

На наследственность детей существенно влияет состояние

психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне

отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,

наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к

высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более

совершенному.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под

психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а

также потребностей, способностей и характера личности. Физическое

развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.

Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных и

других качеств личности.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных

факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от

воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа

человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ

жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или

меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология,

деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа

факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в

совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека – это процесс её

становления под влиянием многочисленных факторов, природных и

общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно

определённым правилам, с применением определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности.

Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными

средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у

воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие

воспитания, в отличие от других факторов формирования личности,

состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель

и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её

осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное

отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях

направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,

возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.

Там, где есть воспитание, на полную мощность используются

положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где

есть воспитание, человек раньше оказывается способным к

самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных

качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к

окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,

разнообразнее и глубже система отношений личности к различным

сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий

относятся также образование и обучение.

Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая

состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,

накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений

и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,

нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил

и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В

содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки

различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее

образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку,

даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые

работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных

учебных заведениях. Содержание и методика общего образования

обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и

навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и

самообразования, служат основой политехнического и профессионального

образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может

быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории,

работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём

является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью

обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание

образования определяется государственными учебными планами, учебными

программами и учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое

обучение, которое осуществляется в определённой организации под

руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,

руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный

педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,

осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в

нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный

материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для

которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым

материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и

прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,

применение их на практике, развитие творческих способностей,

формирование материалистического мировоззрения и нравственно-

эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню

развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в

сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного

воспитания, непосредственного отражения природных и общественных

явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных

передачах, кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них

отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично

совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом

процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть

главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать

его от других категорий.

Система педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется

новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.

Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием

«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

педагогических дисциплин:

1. общая педагогика, исследует основные закономерности

воспита -

ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и

закономерности

воспитания, его роль в жизни общества и развитии

личности, про-

цесс образования и обучения.

2. возрастная педагогика, изучающая особенности

воспитания людей на

различных этапах возрастного развития; она подразделяется

на пред-

лых (профессионально-технического, высшего образования и

др.);

3. специальная педагогика – дефектология, изучающая

особенности

развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая

в свою

очередь распадается на ряд отраслей: вопросами

воспитания и обуче-

ния глухонемых и глухих детей занимается

сурдопедагогика, слепых и

слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

олигофренопеда-

гогика, детей с расстройствами речи при нормальном

слухе – логопедия;

4.частная методика, исследующая специфику применения

общих

закономерностей обучения к преподаванию

определённого предмета

(иностранного языка, математики, биологии, физики,

химии и др.);

5. история педагогики, изучающая развитие

педагогических идей и

практики воспитания в различные исторические

эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика

высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика

семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,

педагогика культурно-просветительной работы.

Связь с другими науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие

комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют

органической связи педагогики с другими науками. Педагогика

развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией,

социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией

человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,

возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает

закономерности психического развития людей в разные возрастные

периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и

воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации

познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита

связь педагогики с социальной психологией, которая изучает

взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и

особенности психического склада людей, находящихся в разных

социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития

человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,

составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение

условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы

тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних

воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов

обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро

развивающаяся область знания, которая получила название теории

управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует

достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие

закономерности управления сложными динамическими системами. При этом,

однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы

управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых

систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой

качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,

которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она

или не пользуется данными других наук. Советская педагогика

использует материалы и данные смежных наук для решения своих

задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта

обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –

это результат многолетних исследований закономерностей формирования

всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической

науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные

педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,

разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:

без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство

воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение

методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К

усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной

деятельности, на базе которой может и должно развиваться

педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической

деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен

быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что

это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений

необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного

труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,

Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К.

БАБАНСКОГО. -

2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,

1988. - 479 С.

II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ

ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР.

-

М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.

III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД.,

ПЕРЕРАБ.

И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ