Рефераты
 

Православное воспитание

Православное воспитание

Содержание

Введение 3

Глава I. Истоки православного воспитания в семье. 6

1.1. Воспитание детей первыми христианами 6

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

11

Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей 17

2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и

Благочестия 17

2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера 25

2.3. Воспитание мальчика-христианина 34

Заключение 39

Введение

В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога,

неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным,

равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное

безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского,

в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе

религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить

чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и

образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров

разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд,

это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или

неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских

законов [5:409].

Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм,

который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его

можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном

случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот как описывает актуальность

воспитания детей в христианской семье и в духе Веры христовой и Благочестия

Д.А. Авдеев.

По его мнению, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не

понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо

слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не

рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого гуманизма

остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал

Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим

советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе

подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа.

Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и

вразумляется [4:128].

По материалам В. Зеньковского, в современном обществе, в котором так

сильно распространено безверие, психическая потребность религии

удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая неустранимость

религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является глубокой и

внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция семьи и

церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего

детства.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители

не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным

исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие

религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, —

как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают

детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы

охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество

в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к

Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все

создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно

вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].

Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное

воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских

школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой

несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей

жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими

религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по

какому пути пойти в своей жизни.

Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно

большой круг источников, данная тема остается актуальной.

Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания

детей.

Задачи данного исследования:

1. Изучить воспитание детей первыми христианами.

2. Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России

и семье Николая II.

3. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры

Христовой и Благочестия.

4. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья

в ребенке.

5. Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.

Глава I. Истоки православного воспитания в семье.

1.1. Воспитание детей первыми христианами

Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей,

познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.

Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и

все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными

христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое

огни старались дать им.

Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое

познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с

материнским молоком.

Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о

Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге,

вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях

детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и

старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности,

стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и

целомудрии.

Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали

одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг

образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в

языческих школах.

Глубокие и обширные познания некоторых Отцов Церкви в философии,

истории, естественных и других науках, беседы их с юношами и научных

предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать

от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского

благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям

учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным

наукам.

Впрочем, все светские и житейские науки были предметами

второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было учение

христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки

преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском, притом,

их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к

приобретению познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в

какой знание их было нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.

Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для

христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает

все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал

ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время

учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им

давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания.

Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия,

скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое

наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный

Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он

никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из

Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих

его прочтет ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва

окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию

своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это

занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал

своего отца, какое собственное значение того или другого изречения.

Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих

примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан,

предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем

другим книгам.

Священное Писание было первой учебной книгой, так что церковные

писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного

Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом и семейство

христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви родителям,

— чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа,

предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить

только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных

книг отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения

сочинения святых отцов [1:237-239].

В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени,

приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была

непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский,

«торжественный святый праздник».

Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных

до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду,

раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места,

прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол,

вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии,

даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным

знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не

одни возрастные, но призывали и детей участвовать в Богослужении как

общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашним, совершаемом

главою семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их

затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при

обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.

Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в

них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не

позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и

играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев,

предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой,

удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения.

В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних

украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.

Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов,

благочестивые родители употребляли и средства, которые прямо служили к

насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из этих

средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской

жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей жизни, и

которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, — писал

блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя

примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с

ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять

христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под

кровом родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей,

непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира,

умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище

и питье, целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость,

любовь, благотворность и прочее [1:250].

Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к

утверждению в них навыка и во всякое время участвовали в благочестивых

действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами

семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для

славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в

известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей,

приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их

петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.

Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием

своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств,

так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние

занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их

руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в

состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви

поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через

что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом,

преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу.

Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная

образовательницей детей, в христианском значении этого слова.

Первенствующие христиане сознавали, что пример благочестивой матери

особенно силен.

Первое место после родителей в деле воспитания занимали у древних

христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру

и христианскую жизнь детей, когда эти достигнут возраста самосознания. В

домашние учителя первенствующие христиане избирали обыкновенно людей зрелых

лет и строгой жизни.

При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми

годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и

свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к

добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители,

прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию,

чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать

их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем

возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат;

преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу.

Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и

Священного Писания [5:149].

Итак, в этом параграфе мы осветили немаловажный аспект в нашей работе,

без которого было бы невозможно полностью раскрыть тему, — как воспитывали

своих детей первенствующие христиане. Исследования данной задачи позволили

сделать следующие выводы:

1. Все воспитание и образование, какое первенствующие христиане

старались дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были

достойными служителями Господа.

2. Главным и первым предметом образования было учение христианское.

3. Наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве.

4. При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми

годами их детства.

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и

качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и

особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные

качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие

душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и

свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои

особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко,

свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить

дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая

народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и

особенностям данной народности.

В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг

с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в

национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них

примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.

В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении

Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и

высоконравственные.

Петр I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на

религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церквам и духовенству

поругалось следить за этим делом. С того же времени начинается заведение и

домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и

аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и

проч.

Обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом

патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для

самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и

телом, любящих свой народ и свой отечество, преданных учению Православной

веры своей Верховной власти и законному Правительству.

В царствование императрицы Екатерины II произошли возврат русских

областей Белоруссии и Литвы. Мудрая царица вполне основательно

предусмотрела, что только школы русские и православные могут укрепить наших

братьев в вере Православной, и в преданности Родине и престолу.

Большой вред русскому народу и русскому государству был нанесен в

царствование императора Александра I, когда всемогущим владыкой в деле

просвещения был поляк Адам Чарторыйский.

При Александре II все это продолжалось и только Александр III ясно и

определенно повел чисто русскую национальную политику. С этой поры можно

точно сказать, чего Россия хочет, и что она преследует в деле воспитания и

образования народа. По исследованиям А.Н. Стрижева, народная православная

религия есть то начало, которое объединяет нас русских, в одно нераздельное

целое. После Бога, отца и матери, набольшая любовь должна проявляться к

своему народу и своей родине [1:382-400].

Самым ярким примером воспитания в духе Православия детей в царское

время может служить семья Императора Николая II. Вот что написал он 12

августа 1904 г. в своем дневнике: «Великий, никогда не забываемый день,

когда милость Божия так ясно посетила нас. В час дня Аликс (Императрица

Александра Федоровна) родила мальчик, который назван Алексеем». Так долго

ожидаемый мальчик, наследник Российского престола, родился в полдень

жаркого летнего дня.

Радости императора и императрице не было предела: в царскую семью

вошел сын, Престолонаследник. Царевич Алексей был с золотыми кудряшками и

голубыми глазами, очень красивый младенец.

Алексей начал делать первые шаги, однажды споткнулся и упал, на его

ручках и ножках появились маленькие синяки, которые через несколько часов

выросли в темно-синие опухоли. Стало ясно: под кожей кровь не свертывалась.

У Алексея была страшная болезнь — гемофилия, унаследованная им от матери.

На лице императора поселилась непроходящая печаль. Царская Семья большую

часть времени стала проводить в Царском Селе под Петербургом. Живя в

роскошных дворцах, Царская Семья вела весьма тихую и скромную жизнь. Дети

императора Николая II воспитывались строго. Все они, за исключением

больного царевича, спали на жестких походных кроватях. Каждое утро

принимали холодные ванны. Днем по много часов учились и занимались

рукоделием. У них буквально не было ни одной свободной минуты. Сам Государь

вставал в 7 утра и после завтрака уходили в свой кабинет, где работал

дотемна. Когда работы было не так много, Николай II любил ездить на

прогулки верхом, проезжая через многочисленные окрестные деревни. Здесь

император не упускал случая побеседовать с крестьянами об урожае, о

заготовках на зиму и крестьянских нуждах. Иногда крестьяне, заранее зная о

том, что Государь поедет через их село, собирались кучками у дороги и

высказывали Николаю II свои просьбы или передавали письма. Во всех случаях

император давал распоряжение помочь крестьянам.

Спокойный и немного застенчивый характер Государя передался его

старшей дочери Великой княжне Ольге. Светловолосая девушка с широким умным

лицом и синими глазами поражала всех своей добротой, простотой обращения и

глубиной чувств. В беседе с окружающими она была очень любезна, быстро

понимала собеседника. Если тот не решался высказать какую-либо просьбу,

Ольга Николаевна, словно угадывала его мысли и предлагала свою помощь.

Заметив во время одной из своих поездок по окрестностям Царского Села

мальчика на костылях, Ольга распорядилась каждый месяц выделять деньги на

его лечение.

Великая княжна Татьяна была больше похожа на мать-императрицу. Самая

высокая и стройная из всех сестер, она была энергична, целеустремленна,

могла принимать серьезные решения.

Сестры были искренне преданы друг другу. Третья сестра Великая княжна

Мария, была самой веселой из сестер. Темно-русая с розовыми щеками и такими

большими темно-синими глазами, что в семье их называли «Мариины блюдца».

Княжна была очень общительна, с равным успехом могла вести беседу и с

графом, и с простым крестьянином. Знала наперечет имена всех матросов

императорской яхты «Штандарт», а также имена их жен и детей. Она не любила

долгих и нудных светских церемоний. Была как бы постоянно вся в движении. У

нее, как и у всех сестер, было простое, доброе, любящее, подлинно русское

сердце [7:114].

Младшая из сестер Великая княжна Анастасия, была в семье главным

шутником. Она могла развеселить каждого. Эта же способность делала ее

лучшей среди сестер при изучении правильного произношения в иностранных

языках. В детстве она вела себя как мальчишка: залезала на верхушки

деревьев, отказывалась спуститься пока не приказывал сам отец. Все сестры

жили исключительно дружно. Свои письма они подписывали совместным

автографом «ОТМА». Этим они выражали единую волю и согласие.

Царевич Алексей «был ядром этой дружной семьи, с ним связывались все

надежды и ожидания. Сестры обожали его. Он был радостью родителей. Когда

наследник чувствовал себя хорошо, весь дом преображался, все в нем,

казалось, как бы плавали в солнечном свете», — писал воспитатель Пьер

Жильяр [7:115].

Тем не менее, этот прекрасный голубоглазый ребенок был ужасно болен.

Вместе с ним страдала вся семья. Когда кризисы болезни проходили, Алексей

ничем не отличался от других детей. По характеру он был очень непоседливым

и шаловливым. Любил шумные игры, особенно катание на санках с гор. «Он

целиком и полностью наслаждался жизнью. И, когда она позволяла ему, были

счастливым мальчишкой, — писал его воспитатель. — Его вкусы были

исключительно простыми. В нем совершенно отсутствовало показное

самодовольство тем, что он — Наследник. Об этом он думал меньше всего»

[7:120].

У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих

сестер, которые учились играть фортепьяно, Наследник любил русскую

балалайку. И упорно старался научиться играть на ней хорошо. Один из

учителей говорил: «в душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или

порочной черты. Душа его самая добрая почва для всех добрых семян. Если

умеют его насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только

прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека» [2:83].

Все воспоминания отмечают, что Царские дети были горячие патриоты. Он

любили Россию и все русское. Между собой всегда говорили только по-русски и

плохо говорили на иностранных языках.

«Когда я буду царем, — говорил Алексей, — не будет бедных и

несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

Любимой пищей царевича были щи, каша, черный хлеб. Ему каждый день

приносили пробу щей и кашей из солдатской кухни. Наследник съедал все и еще

облизывал ложку. При этом, сияя от удовольствия, говорил: «Вот это вкусно.

Не то, что наш обед».

В 1914 году, началась Первая мировая война. Вскоре Государь должен был

сам стать Верховным главнокомандующим и большую часть времени проводить на

фронте, в ставке. Весь 1916 год, с небольшими перерывами Наследник провел в

ставке и в разъездах с отцом. Ему шел только 13-ый год, но он уже выглядел

мужественным и взрослым.

Царская семья — это пример истинно0православного воспитания, привития

детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота,

кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное

внимание уделялось православному воспитанию.

Русские люди привыкли называть свою родную страну Святою Русью. Наши

предки любили храмы Божии. Повсюду их строили и усердно их посещали. Сам

Царь с семьей каждый день бывали на всех церковных службах. Домашняя

молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам

иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими.

Вставая от сна, принимаясь за какое либо дело, выходя их дома и входя

в него, проходя мимо Церкви, часовни, иконы или встречаясь с крестным

ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая

ночью, наши предки молились, делали поклоны, произносили «Господи,

помилуй». Соблюдая заповеди Божии, учили детей жить в соответствии с ними,

не нарушая их и не отступая от них[2:59-66].

Итак, мы видим, что Православное воспитание в Царской России органично

вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались

правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали

строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что

Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в

строгости, без всяких излишество и мог служить примером для любого

христианина.

Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей

2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и

Благочестия

В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и

общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко

признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности, в

наше именно время необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что

знание христианских законов помогают человеку сохранить чистоту души и

тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования

подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и

безнравственного поведения юношей и девушек. В чем же заключается причина

такой испорченности и нравственной распущенности молодых людей нашего

времени? Как мы видим, это происходит из-за недостаточности домашнего

воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка

основных Христианских Законов.

Весьма многие из современных родителей стараются воспитывать своих

детей так, чтобы их них вышли светские люди. С этой целью приучают детей

следовать требованиям моды в своей внешности и образе жизни, приучают детей

к изящным манерам и сообщают им такие знания, которые давали бы возможность

детям с достоинством держаться в светском обществе. Нельзя сказать, чтобы

подобное воспитание не имело некоторых хороших сторон. Но опасность,

соединяющаяся с подобным воспитанием, заключается в том, что многие

родители стремятся приготовить из детей своих только светских людей, и

этим, несомненно, готовят своим детям печальное будущее.

При таком воспитании дети неизбежно усваивают вместе с хорошими много

дурных привычек только потому, что без них нельзя обойтись в светском

обществе. В особенности при подобном воспитании, дети весьма часто

усваивают одну светскую внешность, один светский лоск, причем, самая душа-

то его их не приобретает никакого нравственно-доброго направления, характер

остается без всякого благородства.

Так как светская жизнь требует более или менее значительных денежных

расходов, то многие родители прилагают все заботы к тому, чтобы обеспечить

своих детей в материальном отношении. Родителям кажется, что дети их будут

счастливы, если не испытают тех лишений, которые пришлось им самим

испытать. Но в действительности происходит по большей части совершенно

обратное: юноши, которых воспитывали только для светской жизни, выносят из

своего воспитания такую ненасытную жажду к удовольствиям, которая быстро

поглощает родительские наследственные капиталы. Многие из подобных людей

доходят до полной потери человеческого достоинства, так что уж не только

Бога не боятся, но и людей не стыдятся.

Другие из современных нам родителей все заборы прилагают к тому, чтобы

воспитать из своих детей людей образованных, чтобы их дети приобрели

основательные и обширные научные знания, окончили курс в каком-нибудь

среднем или даже высшем учебном заведении. Подобные заботы родителей весьма

похвальны, но худо то, что всего менее обращается при этом внимания на

воспитание детей в духе веры Христовой и началах нравственно-благочестивой

жизни. Они беспредельно предаются избранной им деятельности, исполнению

принятых на себя обязанностей. Но незаметно для них самих, соблазны, один

другого обольстительнее, уже начинают окружать их и тянуть к себе обещанием

различных удовольствий. Будет ли человек, не верующий в Бога, бороться с

окружающими его соблазнами? Конечно, нет. Жизнь представляет многочисленные

примеры того, как самые великие ученые, самые образованные люди коснеют в

отвратительных пороках, предаются самым грубым страстям: корыстолюбию,

пьянству, разврату и т.п., или потому, что не хотят, или потому, что уже не

в силах бороться с покорившею их себе порочной страсть, потому что для

борьбы с этой последней нужна не только воля твердая, сильная, но, главное,

воля, окрепшая в нравственно-добром направлении и подкрепляемая благодатной

помощью свыше. Но такую волю может иметь только истинный христианин ,потому

что христианское воспитание вселяет в сердце страх Божий, которое

удерживает человека от порока и приучает жить добродетельно, а самое важное

— вера Христова ниспосылает в молитве и святых таинствах благодатные силы,

«яже к животу и благочестию» (для жизни и благочестия) (2 Петр 1,3), дающие

человеку крепость в борьбе с искушением и помогающие преуспевать в жизни

нравственно-благочестивой.

Правда, всякому человеку, при его умственной ограниченности,

свойственно впадать в грех. Многие люди высоко добродетельные и даже святые

при всех усилиях своих противиться соблазну, нередко, против своей воли,

поддавались искушению (Римл. 7, 23 и 24). Так происходит грех, нравственное

падение. Неверующие люди, не считая за грех безнравственных поступков, не

только не останавливаются перед их совершением, но еще услаждаются

греховным состоянием. При этом лица, еще не потерявшие совести, или с

болезненно-развитым самолюбием, по совершении нравственного падения

испытывают нередко такие угрызения совести или чувствуют такой жгучий стыд

перед людьми, что сама жизнь становится им невыносимой и многие из таких

несчастных, не имея веры в Бога, оканчивают самоубийством свое земное

существование.

Это последнее явление — прискорбное и ужасное, весьма нередкое в наше

именно время, завися от многих житейских условий, в основе своей имеет одну

общую причину — оскудение или полное отсутствие веры в Бога в лицах,

оканчивающих жизнь самоубийством. Если мы обратим внимание на то явление,

что те именно слои общества, которые более всего отпали от веры и

благочестия отцов своих начинает в последнее время охватывать какой-то дух

уныния и тоскливости, то мы с полным правом можем заключить, что

современная жизнь утратила ту основу, на которой только и может совершаться

ее правильное развитие. Такая основа жизни заключается единственно и

исключительно в религии.

Чтобы этот вывод не показался кому-либо голословным и

бездоказательным, разъясним, по возможности кратко, то значение, какое

может иметь религия для жизни вообще и в деле воспитания, в частности.

Религия, составляя общей и существенную основу всей человеческой

жизни, тем самым естественно содействует правильному и полному развитию

отдельных ее сторон. Так, по мнению священника Гиляревского:

а) Только благодаря религии может быть удовлетворено стремление

человека к познанию истины. Только религия открывает самую глубину познания

— Бога, который есть «Альфа и Омега, начатое и конец» (Апок. 1,.8) только

религия сообщает знанию человека всесторонность.

Мы полностью согласны с этим мнение, т.к. действительно в человеке

должен быть заложен зародыш веры, который нужно поливать, подкармливать

размышлениями о своей жизни, в своем месте в этой жизни и о том, как нужно

поступать по-божески в любой ситуации.

б) Всякий человек по естественному влечению своей природы стремится к

счастью. Но в сем состоит счастье? Человеку для достижения счастья

необходимо удовлетворение именно личных потребностей. Но эти потребности не

входят в механизм общего счастья. Итак, каждому человеку необходимо

достижение его собственного, личного счастья: вся жизнь каждого человека

состоит, большей частью, в искании именно этого счастья. Но как часто люди,

представленные самим себе, старались найти счастье так, где его нет и быть

не может: в удовольствиях чувственных, радостях скоропреходящих,

последствием которых бывает только «суетство и произволение духа» (Евкл.

1,14)

Только вера Христова указывает и дает истинное счастье жизни

человеческой. Итак, счастье христианина заключается во внутреннейшем,

сокровенном, глубочайшем душевном настроении, в мире Божием, превосходящем

всяк ум (Филипп. 4,7). Вера Христова дает счастье истинное, чистое и самое

прочное, неволнуемое похотями чувственности и неомрачаемое никакими

страстями себялюбия, счастье, имеющее свое начало в самоотверженной любви к

Богу и ближним, а свой конец — в бесконечной жизни с Богом за пределами

этого временного, земного существования.

в) Составляя основу жизни, религия, естественно, должна служить и

основою воспитания. Цель воспитания — достижение наивозможного высшего

человеческого совершенствования — в религии освящается высшим авторитетом —

Божеством, к уподоблению совершенствам которого человек должен стремиться в

своей жизни (Мф 5,48). Самое же главное — только религия указывает тот

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ