Рефераты
 

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4-8

имеющихся нелепиц.

Вторым заданием послужила система вопросов, выявляющая у детей знания

о зимующих и перелетных птицах, о внешних особенностях животных и их среде

обитания, о лиственных и хвойных растениях, об особенностях поведения птиц

и животных зимой, а также о сезонных сельскохозяйственных работах.

Система вопросов:

1.У какого животного есть иголки? (У ежа)

2.Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь)

З.В какое время года на деревьях распускаются листочки?

(Весной)

4.Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)

5.Назови домашних птиц, которые умеют плавать?(Утки, гуси)

6.Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью) 7.Чем выделяется

береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола).

Результаты, полученные с помощью методики «Нелепицы» и заданных

вопросов, представлены в таблице № 1.

С целью изучения состояния проблемы в семейной воспитательной

практике нами использовались такие методы, как беседы с родителями,

анкетирование, которые позволяет получить информацию об эстетическом

воспитании ребенка в семье. (Анкета представлена в Приложении). Полученные

данные свидетельствуют о том, что в семьях воспитанников недостаточное

внимание уделяется эстетическому воспитанию.

Таблица №1

Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня

эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

| Оценка результатов |Старшая группа |

| |Контрольная группа|Экспериментальная |

| |20 чел |группа 20 чел |

|1) 1. очень высокий уровень |0 |0 |

|2. высокий уровень развития |2 |2 |

|3. средний уровень развития |10 |11 |

|4. низкий уровень развития |8 |7 |

|2)4.правильно ответили на все|0 |1 |

|вопросы | | |

|5.правильно ответили на 4 |8 |10 |

|вопроса | | |

|6.правильно ответили меньше 4|12 |10 |

|вопросов | | |

Диаграмма № 1

Уровень эстетического развития старших дошкольников (в %)

Как видно из таблицы № 1 и диаграммы № 1, уровень эстетического

развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием.

Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в

баллах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития

является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного

подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической

деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.

§ 2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию

дошкольников средствами природы.

На основании полученных результатов мною был разработан комплекс

занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому

воспитанию дошкольников средствами природы.

Главной целью опытно-экспериментальной работы было формирование

эстетического восприятия у детей средствами природы. Моя работа была

направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников,

развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте

окружающего мира.

Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие:

1)Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их

2)Дать основные понятия о взаимосвязях в этом мире;

3)Воспитать, «уточнить» чувства маленького человека;

4)Развить способности различать оттенки цвета и звука, ощущать

единство с природой;

5)Проверить возможность использования разработанной системы занятий,

направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников средствами

природы.

Исследование проводилось в старших группах детского сада № 2125. В

контрольной группе работа продолжалась по традиционному пути, а в

экспериментальной — по разработанному нами комплексу занятий.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и

самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка,

разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к

этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется

возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе

интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе

познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет

основным у них является зрение.

Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была

разработана целенаправленная система занятий. Каждое занятие в этой системе

ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не

кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы,

опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на

одном месте.

Основной путь эстетического развития ребенка - это формирование его

деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при

разработке системы занятий. Эстетическое воспитание должно стать

органической частью любого вида воспитания. Оно тесно связано с

нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами

воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому

развитию подрастающего поколения.

|Последовательность проведения занятий следующая: |

|Тема занятия |Сроки проведения |

|1.Экскурсия в осенний лес | |

|«Разноцветная природа». |сентябрь. |

|2.Занятие на тему: | |

|«Солнце и волшебная радуга». |сентябрь |

|3.Экскурсия по городу | |

|«Где растут растения?» |сентябрь |

|4.Занятие на тему; «Многообразие и | |

|разнообразие осенних листьев». |сентябрь |

|5.Занятие на тему: | |

|«Разноцветные плоды растений». |октябрь |

|6.Занятие на тему: «Многообразие | |

|плодов в природе». |октябрь |

|7.Открытое занятие на тему: | |

|«Осень - прекрасная пора!» |октябрь |

|8.Занятие на тему: | |

|«Зима в окно стучится» |ноябрь |

|9.Экскурсия в лес «Природа | |

|готовится к зиме». |ноябрь |

|10.Занятие на тему: «Подготовка | |

|животных к зиме». |ноябрь |

|11.Занятие на тему: | |

|«Как зимуют домашние животные». |декабрь |

|12.Занятие на тему: «Разнообразие | |

|птиц в природе». |декабрь |

|13.Занятие на тему:«Птицы зимой». |декабрь |

|14.Экскурсия в парковую зону | |

|«Птицы и следы». |декабрь |

|15.Занятие на тему: «Красота и | |

|разнообразие зимних деревьев». |январь |

|16.Занятие на тему: «Кора. | |

|Ее разнообразие и значение в жизни | |

|деревьев». |январь |

|17.Занятие на тему: | |

|«Зеленые растения зимой в природе» |январь |

|18.Занятие на тему: | |

|«Комнатные растения». |январь |

|19.Экскурсия в зимний лес | |

|«В гостях у зимушки-зимы». |январь |

|20.Открытое занятие | |

|«Здравствуй, гостья-зима!» |февраль |

|21.Занятие на тему: | |

|«Обитатели зимнего леса». (1) |Февраль |

|22.Занятие на тему: | |

|«Обитатели зимнего леса». (2) |Февраль |

|23.Занятие на тему: | |

|«Обитатели зимнего леса». (3) |Февраль |

|24.Занятие на тему: | |

|«Природа просыпается». |март |

|25.Занятие на тему; | |

|«Особенности ночного неба». |март |

|26.Занятие на тему: | |

|«Разноцветные облака в разноцветном небе». |март |

|27.Экскурсия в парковую зону | |

|«Разноцветное небо». |март |

|28.Занятие на тему | |

|«День Земли». |апрель |

|29.Экскурсия в весенний лес | |

|«Весна красна». |апрель |

|30.Занятие на тему: | |

|«Природные краски». |апрель |

|31.Занятие на тему; | |

|«Красота цветущей ветки». |май |

|32.Открытое занятие на свежем воздухе | |

|«Разноцветная жизнь вокруг нас». |Май |

Содержание и методику я подробно покажу на экскурсии «В гостях у

зимушки-зимы».

Занятие 19. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой,

разнообразие коры деревьев. Содержание и методика. Воспитатель, придя в

лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид

деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво

голые ветви вырисовываются на фоне неба.

Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.

Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные,

корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать

детям кору березы.

Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот

Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые

отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать

иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение

О.Высотской

Елочка.

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен -

Видно смелая она. Провести игру «Угадай - ка».

Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным

педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения

данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или

ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и

подбежать к нему.

Структура следующих занятий и экскурсий такова:

Занятие 1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа». Цель:

показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся

в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим. Главный вопрос:

сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы

преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести

детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т.е. доминантой в пору

бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков

зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места:

трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений,

цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет

зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.

Занятие 2. Солнце и волшебная радуга.

Цель: дать детям возможность понять природу цвета и

причину разноцветного мира.

Схема занятия:

1.Солнце и его лучи - мастера раскрашивания. Ловим солнечный зайчик.

2.Семь цветов радуги. Делаем зеленый цвет - цвет жизни. Был проведен

опыт: разноцветные огоньки. Цель эксперимента: узнать, из каких цветов в

действительности состоит солнечный луч.

Процесс: эксперимент проводился в ясный солнечный день. Противень

наполнялся водой и ставился на стол около окна так, чтобы на него падал

утренний свет солнца. Зеркальце помещалось внутри противня, положив его

верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким углом, чтобы

оно отражало солнечный свет. Одной рукой брался лист бумаги и необходимо

было его держать перед зеркалом. Второй рукой слегка подвигалось зеркало.

Регулировалось положение зеркала и бумаги, пока на ней не появилась

разноцветная радуга.

Итог: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Занятие 3. Экскурсия по городу «Где растут растения?» Цель: показать,

что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные

растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и

луг? Растут ли берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем

отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.

Занятие 4. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Конспект

интегрированного занятия (ознакомление с природой + ИЗО) в старшей группе.

Цель: 1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов

листьев различных деревьев. 2.Сформировать элементарные представления о

процессах, происходящих в природе. 3.Воспитывать умение замечать красоту в

осенней природе. 4.Познакомить с новой техникой изображения осенних

листьев.

Занятие 5. Разноцветные плоды растений. Цель: показать, что у

разноцветных растений дети - плоды разноцветные.

1.Парад картинок: родители-дети. Люди, кошки, яблоки и т.д. Дети -

плоды всего живого и они все разные. Игра «Разноцветные плоды».

2.Прием «Перемешай и соотнеси».

3.Аппликация из разноцветных семян (орнамент, животное,

растение, узор).

Занятие 6. Многообразие плодов в природе.

Цель: показать многообразие плодов.

На экскурсии мы использовали игровые приемы – запускали семена-

летучки, отгадывали какие семена какому растению принадлежат и т.д.

Занятие 7. Открытое занятие на тему: «Осень – прекрасная пора!l»

На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия:

разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.

Занятие 8. Зима в окно стучится

Цель: увидеть смену разноцветного мира на другую гамму.

1.Ha основе сказки «Стрекоза и муравей» мы показали смену условий

существования в разных средах обитания всех живых существ.

2.Показали причину смены времен года, используя игру «Солнце -

Земля».

3.Составляли мозаику - подбор цветовой гаммы разных времен

года.

Занятие 9. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях

(отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как

изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?

Почему нет ярких цветов?

Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу».

Занятие 10. Подготовка животных к зиме.

Цель: дать понятие о приспособительных функциях живых организмов для

выживания в разных условиях существования (на основе смены цвета).

• Как люди готовятся к зиме: еда, одежда, дом.

• Животные готовятся к зиме по-разному. Заяц меняет цвет шубки. Игра

в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в прятки.

Занятие 11. Как зимуют домашние животные.

Цель: познакомить детей с зимовкой животных, которым не нужно

приспосабливаться к зиме.

• Сказка старого кота, лежащего на печке.

• Кто живет в зимней избушке? Картинка-макет большого деревенского

дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза.

• «Рассказ по кругу» о своем домашнем животном.

Занятие 12. Разнообразие птиц в природе.

Цель: обратить внимание на птиц.

Парад картинок с изображением разных животных. Выясняли, что делает

птицу птицей. Игра «Разноцветные перышки».

Собирали с детьми птиц (картинки). Пантомима.

Занятие 13. Птицы зимой.

Цель: дать детям возможность почувствовать себя птицей и обратить

внимание на трудности зимующих птиц.

Игра «Птицы». Последовательно выбывают из игры те, кто:

а) не живет в наших краях;

б) кто улетает на зиму;

в) кто остается на зиму. Дети рисовали «портреты» зимующих птиц,

вырезали и размещали на «зимнем» дереве.

Занятие 14. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы». Цель: показать

детям разнообразие птиц и следов.

Занятие 15. Красота и разнообразие зимних деревьев. Цель: дать

возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев.

С ребятами мы выясняли, что происходит с деревьями зимой, все ли

деревья зимой теряют листья. Игра: «по кругу» называли листопадные и

вечнозеленые деревья нашего леса. Предлагалось детям нарисовать дерево

зимой, используя цветные мелки, уголь.

Занятие 16. Кора. Ее разнообразие и значение в жизни деревьев.

Цель: рассказать о роли коры в жизни дерева и привлечь внимание к ее

разнообразию. Мы предложили детям «таинственный мешок», они на ощупь

знакомились с корой разных деревьев. Рисовали кору деревьев (техника

«мятой» бумаги).

Занятие 17. Зеленые растения зимой в природе. Цель: познакомить детей

с мхами и лишайниками. Показать детям чудо мхов и лишайников, разнообразие

оттенков зеленого цвета. Выполнили коллективную работу в технике

«монотипия» - «Старое дерево зимой».

Занятие 18. Комнатные растения. Цель: дать детям увидеть комнатные

растения.

1.Мы выясняли где зимой можно увидеть зеленые растения, почему у них

не опадают листья.

2.Рассматривали разные комнатные растения. Прием «перемешай и

соотнеси». Дети выбирали понравившиеся растения, рассматривали их и играли

в игру «Я садовником родился...»

Занятие 19. Открытое занятие «Здравствуй, гостья-зима!»

Занятие 20. Обитатели зимнего леса (1).

Цель: рассказать детям о зимовке крупных млекопитающих.

К уроку мы подготовили модель зимнего леса и поговорили о том, что,

кроме растений, в зимнем лесу есть животные. Дети лепили из пластилина

«больших» животных зимнего леса.

Занятие 21. Обитатели зимнего леса (2).

Цель: обсудить с детьми способы зимовки животных среднего размера.

Занятие 22. Обитатели зимнего леса (3).

Цель: рассказать детям о том, что в зимнем лесу живут и очень

маленькие существа - насекомые, черви. Мы рассказали детям о том, кто живет

под корой деревьев, под землей в сухих листьях. Дали детям изображения

насекомых и других маленьких животных, предложили им нарисовать или

раскрасить, вырезать или разместить их в лесу-макете.

Занятие 23. Природа просыпается.

Цель; наступление весны - смена условий существования.

С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли

ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как

изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики

верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну

в технике «монотипия».

Занятие 24. Особенности ночного неба.

Цель: в ночном небе можно увидеть бесконечность пространства.

Рассказать о суточном и сезонном ритмах.

Игра «Солнце - Земля» - сделали акцент на смену дня и ночи.

Рассматривали карту ночного неба с ярко выраженными созвездиями. Изображали

ночное небо.

Занятие 25. Разноцветные облака в разноцветном небе.

Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.

С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.

При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом

окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие

цвета на небе. Часть детей рисует «небо», а другая - рвет из бумаги

«облака».

Занятие 26. Экскурсия в парковую зону «Разноцветное небо».

Цель: увидеть небо и закрепить понимание причин изменения времен года

и времени суток.

Занятие 27. День Земли.

Цель: воспитание в детях почтительного отношения к Земле - Матери.

Занятие 28. Экскурсия в весенний лес «Весна красна».

разноцветная весна.

Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость

первоцветов.

Занятие 29. Природные краски.

Цель: в природе много красок, и люди издавна нашли им применение в

раскрашивание белого яйца - символа жизни.

Расписывание яиц.

Занятие 30. Красота цветущей ветки.

Цель: дать детям возможность увидеть разные цвета на цветущей ветке и

оттенки.

Детей посадила в круг и в центре разместила цветущую ветку. Дать

детям возможность увидеть и показать цветовые переходы и попытаться дать им

название «по кругу».

Открытка с изображением цветущей ветки.

Занятие 31. Открытое занятие на свежем воздухе.

«Разноцветная жизнь вокруг нас». Подготовить праздник, в который

включить игры, вопросы, задания по темам всей системы занятий и провести

его на месте проведения сезонных экскурсий.

В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по

эстетическому воспитанию детей средствами природы было использовано два

задания.

Первым заданием была использована методика «Времена года», которая

позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Методика «Времена года»

Ребенку показывали рисунок и попросили, внимательно посмотрев на

него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время

выполнения задания - 2 минуты. Ребенок должен назвать не только

соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е.

объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению,

свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а не какое-

либо иное время года.

Уровень развития оценивался следующим образом;

10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 6-7 баллов - средний 4-

5 балла - низкий 0-3 балла - очень низкий

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все

картинки с временем года, указав на каждой из них не менее двух признаков,

свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время

года.

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами

года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его

мнение, на всех картинках вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена

года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-

двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение

своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени

года и не назвал точно ни одного признака.

Затем детям были предложены вопросы для проверки знаний о зимующих и

перелетных птицах, внешних особенностях животных, о лиственных и хвойных

растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты и знать особенности

поведения животных зимой.

Система вопросов:

а)Каких птиц, зимующих у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири);

б)У какого дерева иголки как у ежа? (сосна, ель) ;

в)Какое дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель);

г)Назови овощи, которые растут на огороде, (картофель, морковь,

свекла) ;

д)Как заяц готовится к зиме? (меняет шубку). Результаты проведенного

исследования представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Результаты формирующего эксперимента по выявлению уровня

эстетического развития старших дошкольников.

|Оценка результатов |экспериментальная |контрольная |

| |группа |группа |

| |20 чел. |20 чел. |

|1. очень высокий |12 |2 |

|2. высокими уровень |7 |7 |

|3. средний уровень |1 |11 |

|развития | | |

|4 .низкий уровень развития|0 |0 |

|2) 4. правильно ответили |19 |9 |

|на все вопросы | | |

|5. правильно ответили на 3|1 |11 |

|вопроса | | |

|6. правильно ответили |0 |0 |

|меньше 2 вопросов | | |

Диаграмма № 2

Уровень эстетического развития старших дошкольников (в %)

Как видно из таблицы № 2 и диаграммы № 2, экспериментальная группа

находится на высоком уровне развития, что делает возможным использовать

разработанную систему занятий по эстетическому воспитанию средствами

природы в практике.

В данной главе были описаны основные методические пути и приемы,

которые используются на занятиях в детских садах для работы по

эстетическому воспитанию средствами природы. Мы смогли убедиться, что в

практике воспитателей возможно использование разнообразных приемов работы

по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс

формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.

Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования

позволяют нам сделать следующие выводы:

1.Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что

уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Это связано с тем,

что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе

проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен

педагогический процесс.

2.Данная экспериментальная работа доказала необходимость

систематического, целенаправленного влияния на эстетическое развитие детей.

3.Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у

дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные

результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском

саду.

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в

отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести

тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы:

эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе

учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие

эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных

сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных

представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают

необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей

по эстетическому воспитанию недостаточны.

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное

осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и

формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время

невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие

элементы:

а)проведение экскурсий и походов в природу;

б)демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий,

диафильмов, наглядных пособий) ;

в)беседы с элементами художественного описания;

г)чтение отрывков художественной прозы, поэзии, описание путешествий;

д)демонстрация экспонатов, естественной наглядности;

е)использование эстетических впечатлений, полученных во время

прогулок и экскурсий;

ж)раскрытие эстетической стороны сельскохозяйственного труда, работы

на опытном участке.

Мы считаем, что такие формы работы, как постановка опытов, сбор

коллекций, гербариев, создание макетов, посадка деревьев и выращивание

цветов, уход за животными в живом уголке, дают возможность тесно связать

изучение природы с жизнью, а также воспитывать эстетическое отношение к

природе. Поскольку общение с природой, наблюдение за ее жизнью, умение

замечать красивое в природе, наслаждаться ею - важное средство

эстетического воспитания.

Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития

личности, но и основа построения системы воспитательной работы.

Эстетическое воспитание является организованным, активным,

целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие

интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое,

любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии

явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было

целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При

наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение

сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой,

выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые

воспитатель ставит перед дошкольниками активизируют, конкретизируют,

облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим,

глубоко продуманным педагогическим влиянием.

Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей

развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения,

т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем эстетического воспитания является

организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает

углубить эстетические впечатления.

Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту

разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него

откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок,

экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы,

их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и

бережное отношение к ней.

В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми

обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать

красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость

дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского

сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.

Эстетическое воспитание дошкольников в общении с природой должно

занять ведущее место в общей системе воспитания.

Общение с природой, методически правильно организованный труд,

эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое

развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития

личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную

чистоту и физическое совершенство.

Разработанная нами система занятий, методические приемы по развитию у

дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные

результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских

садах. Мы считаме, что разработанная система занятий может быть полезна

воспитателям ДОУ, учителям начальных классов и учащимся пед.вузов.

Конспект интегрированного занятия

(ознакомление с природой + ИЗО) в старшей группе на тему:

«Многообразие и разнообразие осенних листьев».

ЦЕЛЬ: 1.РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИя ДЕТЕЙ О МНОГООБРАЗИИ ФОРМ И ЦВЕТОВ

ЛИСТЬЕВ РАЗЛИчНЫХ ДЕРЕВЬЕВ. 2.СФОРМИРОВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИя О

ПРОЦЕССАХ, ПРОИСХОДяЩИХ В ПРИРОДЕ. 3.ВОСПИТЫВАТЬ УМЕНИЕ ЗАМЕчАТЬ КРАСОТУ В

ОСЕННЕЙ ПРИРОДЕ. 4.ПОЗНАКОМИТЬ С НОВОЙ ТЕХНИКОЙ ИЗОБРАЖЕНИя ОСЕННИХ

ЛИСТЬЕВ.

Методические приемы: показ предметных картинок и иллюстраций с

изображением осенней природы/ рассказ воспитателя; подвижная игра;

использование художественного слова; показ техники изображения набрызгом;

пояснения. Предварительная работа: в ясный осенний день предложить детям

походить по опавшей листве; прислушаться как шуршат листья, рассматривать

листья различных деревьев. Материал: картинки с изображением листьев

различных деревьев и иллюстраций с изображением осенней природы, атрибуты к

п/и «Мы осенние листочки» букет осенних листьев; листы желтой бумаги;

засушенные листья с деревьев, гуашь разноцветная, разведенная в тарелочках,

зубные щетки. Ход занятия;

Воспитатель: О том, как хороша природа,

Нечасто говорит народ.

Но, глядя с берега крутого

На розовеющую гладь,

Порой одно он скажет слово,

И это слово - благодать! И, действительно, ребята, природа дает нам

благо или другими словами можно сказать добро. Воспитатель обращает

внимание детей на иллюстрации, изображающие осеннюю природу. Воспитатель:

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если

небо хмурится, если дождик льется ... Ребенок 1: Это время года осенью

зовется! Дети в желтых нарядах разбрасывают листья (из цветной бумаги) под

ноги всем.

Воспитатель: Вот художник, так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? Дети: Осень! (хором) Ребенок 2: День осенний так

хорош!

Сколько листьев соберешь!

Золотой большой букет -

Нам от осени привет. Ребенок читает стихотворение с.букетом осенних

листьев в руках. После прочтения стиха передает букет воспитателю.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько красивых листьев принес на наше

занятие Миша. Здесь и желтые, и оранжевые, и багровые, и бурые листья. А

как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета? Ответы

детей.

Воспитатель: Да, ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в

руках, слетели с разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в

разнообразные цвета. Давайте поставим этот букет в вазу и будем им

любоваться. А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья,

которые я вам покажу.

Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев

различных деревьев, дети называют - с какого дерева.

Воспитатель проводит игру «Мы - осенние листочки». Ребята хором

вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он

показывает:

Мы - листочки, мы - листочки. Дети стоят кружком

Мы - осенние листочки, с листочками в руках.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели. Дети разбегаются.

Мы летали, мы летали. Дети бегают, помахи-

А потом летать устали! вают листочками.

Перестал дуть ветерок - Дети приседают на

Мы присели все в кружок, корточки, поднимая

листочки над головой.

Ветер снова вдруг подул. Дети снова рвзбегают

И листочки быстро сдул. ся, помахивая листоч-

Все листочки полетели ками. Дети подбрасыва

И на землю тихо сели. ют листочки вверх и следят, куда они

упадут.

Воспитатель читает детям стихотворение М.Авдеевой, дети усаживаются

на стульчики.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как

шуршат листья под ногами.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?

Нравятся ли вам цветные листочки? Любите ли вы их собирать? Почему? Что вы

с ними делаете? Воспитатель рассказывает о том, что сбрасывая листья,

деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и

защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не

промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что

очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают

ее плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше

сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор,

они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут. Опавшие листья

убирают только с асфальта и твердых покрытий. II часть.

Воспитатель: Сегодня я научу вас очень интересному способу

изображения. Раньше мы с вами рисовали кисточкой, палочкой, ватой,

пальчиками, а сегодня научимся рисовать зубной щеткой. А рисовать мы будем

осенние листья, из которых потом соберем большой осенний ковер. Для этого

нам понадобятся: лист желтой бумаги, осенний лист (у всех разные), цветная

гуашь, зубная щетка. (столы застелены клеенкой) Воспитатель демонстрирует

технику исполнения. Дети смотрят, потом выполняют на местах. Воспитатель

комментирует:

На лист желтой бумаги положите свой осенний листочек. Окуните щетку в

тарелочку с краской. Стряхните излишки краски. Держите щетку перед листом.

Быстро проведите палочкой по щетке по направлению к себе. Передвигайте

щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставим бумагу и

листочек сохнуть, а потом уберем листья. Дети увидят силуэты листьев,

окруженные брызгами краски. После полного просыхания можно вырезать листья,

оставляя широкий край окрашенной бумаги, сделать коллаж из листьев, наклеив

эти силуэты на лист бумаги.

-----------------------

10% 50%

40%

5% 60%

35%

10%

55%

35%

10% 55%

35%

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ