Рефераты
 

Проблемы общения подростков и юношей

|. |школы | | | | | | | |

| |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |

| |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |

| |(сестра) | | | | | | | |

| |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 |

| |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|1.| | | | | | | | |

| |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |

|13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |

|. |вне школы | | | | | | | |

| |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |

| |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |

| |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |

| |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |

|14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |

|. | | | | | | | | |

| |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |

| |(кто-то из| | | | | | | |

| |родст) | | | | | | | |

| |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |

| |школы | | | | | | | |

| |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |

|15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |

|. |школы | | | | | | | |

| |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |

| |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |

| |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |

| |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- |

Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-

прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда

стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует

отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах

практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от

возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.

Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным

подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в

глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой

конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.

К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между

взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента

деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим

очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше

время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.

Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по

предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует

литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во

взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по

каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит

разочарование в собеседнике.

2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ

ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для

получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как

хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.

Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что

проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений

связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела

грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9

учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что

понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили

«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые

взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у

них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.

Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые

показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со

сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости

взрослыми.

Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с

литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены

результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией

в обществе.

Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который

связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.

Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На

сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не

сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с

подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также

совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема

имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.

Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением

молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,

рукоприкладство, сексуальное домогательство.

У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что

общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи

такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,

«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.

Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась

всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым

молодым человеком.

Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с

проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого

поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на

первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня

ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось

время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в

друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он

лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он

отвратительный тип» и т.д.

Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы

видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются

от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная

тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,

агрессия, уход в себя и т.д.

2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И

СТАРШЕКЛССНИКАМИ.

Следующим этапом нашего исследования было проведение методики

«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,

наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.

В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11

классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли

нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся

проранжировать эти блоки (таблица 4.).

Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на

первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и

кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими

качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,

тактичность, деликатность и любезность.

|№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |

|п/| | |

|п | | |

| | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|

| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |

| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |

| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|

| | | |№14 | |ы №4| |ы |

| | | | | | | |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |

| |искренность, порядочность, | | | | | | |

| |откровенность, | | | | | | |

| |справедливость, | | | | | | |

| |добросовестность, | | | | | | |

| |правдивость, | | | | | | |

| |принципиальность. | | | | | | |

|2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |

| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |

| |человечность. | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 |

| |вежливость, интеллигентность,| | | | | | |

| |тактичность, деликатность. | | | | | | |

|4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 |

| |внимательность, способность | | | | | | |

| |понимать других людей, | | | | | | |

| |проявление заботы от них. | | | | | | |

|5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 |

| |усердие, прилежность. | | | | | | |

|6.|Скромность. |12 |8 |1 |3 |1 |4 |

|7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 |

| |изобретательность, | | | | | | |

| |сообразительность, | | | | | | |

| |находчивость. | | | | | | |

|8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 |

| |широкий кругозор, | | | | | | |

| |начитанность. | | | | | | |

|9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 |

| |разговаривать с людьми, | | | | | | |

| |хороший собеседник, не | | | | | | |

| |перебивающий и умеющий | | | | | | |

| |слушать. | | | | | | |

|10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 |

|. |самообладание, терпение, | | | | | | |

| |твердость, настойчивость. | | | | | | |

|11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 |

|. |преданность, дружелюбие. | | | | | | |

|12|Общность интересов. |5 |11 |1 |1 |1 |1 |

|. | | | | | | | |

|13|Приятная наружность |14 |2 |1 |2 |1 |2 |

|. |(внешность): аккуратность, | | | | | | |

| |опрятность. | | | | | | |

|14|Чувство юмора. |3 |3 | |7 | |3 |

|. | | | | | | | |

|15|Индивидуальность. |8 |5 | |9 | |7 |

|. | | | | | | | |

Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.

У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности,

объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также

талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом

месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности –

отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).

На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по

просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного

из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два

качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В

одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На

третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как

общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах

следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У

восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у

одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых

классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых –

отзывчивость и общительность.

На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у

одиннадцатых – сила воли и доброта.

На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность,

верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.

Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых

классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли,

трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.

Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся

оценить себя, как собеседника.

В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили

качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место

ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность.

Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те

же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание,

терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.

Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие

самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у

одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества

наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора,

воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция,

интеллектуальные способности.

Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах,

значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80

–е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).

Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую

в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей

другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими

качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость

этих качеств постепенно повышается с возрастом.

Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно,

отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция

(образованность, знания, кругозор).

Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы:

наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта,

трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу:

прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость,

правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность,

чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность,

усердие, прилежание.

Последние места по значимости занимают у них приятная внешность

(элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость

для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества

(твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время,

снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.

Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие

выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками,

претерпели изменения в плане значимости.

Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как,

честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на

последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность,

отзывчивость, эрудиция.

Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности

может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение

критериев, ориентиров, принятых в обществе.

2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Следующей методикой в нашем исследовании стала методика

«Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).

Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят

«принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика

проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты:

на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать

информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3

–м одноклассники и на 4 –ом – учителя.

Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены

графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение

открытости (доверительности) старшеклассников по

отношению к родителям.

Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на

сколько открыты по отношению к своим родителям учащиеся одиннадцатых

классов школ №4 и №14 (желание поделиться информацией со своими родителями

учащиеся школы №14 отличаются от своих сверстников из школы №4).

После беседы со школьным психологом мы выяснили, что у многих ребят

имеются проблемы, связанные с не очень благоприятной психологической

обстановкой в семье, которая вызывает у ребят напряженные отношения с

родителями.

Желание выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию

от друзей вне школы, родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям

были расположены по следующим местам: на первом месте – друзья вне школы,

на втором – родители, на третьем – учителя, а на четвертом – одноклассники.

Для наглядности мы представили на диаграммах 4 и 5 процентное соотношение

принятия информации старшеклассников от своих учителей.

Полученные нами результаты были несколько неожиданными, когда

учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией,

получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на одном

уровне.

Особый интерес вызывают данные, изображенные на рисунке 2 (а) (11«В»

класс школы №14). Учитывая, что класс отличается невысокой мотивацией к

учению, испытуемые показали достаточно высокий уровень заинтересованности

информацией, получаемой от учителей.

Таким образом, исследования уровня коммуникативной дистанции показали,

что при всем том, что сверстники, безусловно, являются более значимыми в

жизни подростков и старших школьников, но влияние родителей и учителей

тоже не мало важно, так как следует напомнить, что испытуемые являлись

учащимися выпускных классов, которые находятся на пороге взрослой

самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней социальной ситуации

ребята тяготеют к родителям и к семье, желая найти там поддержку, понимание

и защиту, пусть не всегда в открытой форме, а иногда даже через явный

протест.

2.6. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Следующим этапом нашего исследования мотивации различных форм общения

ребят в свободное от основных занятий время. Нам необходимо было выяснить,

где, с кем и чем занимаются современные подростки и старшеклассники. Для

этого мы провели проективное сочинение на тему: «Мое свободное время». А

затем провели его качественный анализ.

Результаты, полученные нами в ходе проведения проективного сочинения

показали, чем предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все

свободное время и связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или

в кругу друзей.

К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные

секции или клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие

могут их посещать, в связи с недостаточным количеством материальных

средств.

Для подтверждения полученной нами информации, а также, для ее

дополнения, мы провели анкету «Мое свободное время». А полученные из нее

данные, сравнили с данными из сочинения, проанализировали и получили

следующую картину.

В начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структура и

содержания свободного времени подростков и старших школьников в различных

формах его общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.

Под интимно-личным общением мы понимаем взаимодействие, основанное на

личных симпатиях («Я» и «Ты»); стихийно-групповое общение рассматривается

нами, как взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и

случайные «Они»).

Взаимосвязь структуры свободного времени подростка с различными

формами его общения (таблица №5).

|Предпочит|Формы общения |

|аемые | |

|виды | |

|занятий | |

| |Интимно-личные формы общения|Стихийно-групповые формы |

| | |общения |

| |Прогулки |Танцы в дискотеке |

| |Общение с друзьями |Прогулки |

| |Просмотр телепередач |Посещение баров |

| |Прослушивание музыки |Курение |

| |Танцы в дискотеке |Потребление спиртых |

| | |напитков и наркотиков |

| |Посещение баров |Просмотр порнофильмов |

| |Чтение |Чтение эротической |

| | |литературы |

Таблица №5. Структуры свободного времени подростка с различными формами его

общения.

По продолжительности на первом месте находятся прогулки (с друзьями и

другом (подругой) противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в

гостях, во дворе, где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам).

Мотивируют подростки свой выбор данных видов деятельности в свободное время

желанием «пообщаться», «отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном»,

«хорошо, весело провести время», не скучать, «не думать ни о чем

серьезном», « не напрягаться». А также такого рода мотивировки: «Хочу

весело провести время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций

родителей и учителей», «Люблю развлекаться», «Нравится быть со своими

друзьями», «Можно «оторваться на полную катушку»».

В целом, мотивированная структура различных форм общения испытуемых

характеризуется следующим образом (мотивы приводятся по степени

значимости):

Интимно-личная форма:

1. Эмоциональное сопереживание;

2. Доверие и понимание;

3. Самоутверждение среди сверстников;

4. Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;

5. Самовыражение;

6. Самореализации среди сверстников.

Стихийно-групповая форма:

1. Социальной идентификации с группой сверстников, более старших

ребят;

2. Удовольствие от совместных развлечений;

3. Самоутверждение среди сверстников и взрослых;

4. Самовыражение;

5. Самореализация в группе;

6. Доверие и взаимопонимание со сверстниками;

7. Эмоционального сопереживания.

Таким образом, взаимосвязь структуры и содержания свободного времени

подростков в различных формах общения выступает определенным показателем

уровня развития мотивационно-потребностной сферы личности.

Наши результаты отличаются от тех результатов исследования, которые

были проведены в 1988 году Г.В. Черенковой по изучению мотивации различных

форм общения. Испытуемые, предпочитающие интимно-личную форму общения,

распределили предпочитаемые виды деятельности следующим образом:

1. Прогулки.

2. Прослушивание магнитофонных записей.

3. Просмотр телевизионных передач.

4. Разговор по телефону.

5. Посещение кинотеатров.

6. Чтение.

7. Танцы.

8. Занятие спортом.

9. Занятия в различных кружках.

Таким образом, как в исследовании В.Г. Черенковой, так и в нашем

исследовании, мотивировки подростков, предпочитающих интимно-личную форму

общения, отражают доминирование индивидуалистических мотивов при

организации ими своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся

необходимым условием формирования всесторонне и гармонической развитой

личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма

незначительное время.

Для подростков, предпочитающих проводить свободное от обязательных

занятий время на улице и во дворе, то есть стремящихся в первую очередь к

стихийно-групповой форме общения (по данным психолого-педагогических

исследований к ним относится 44,7 % школьников 6-10 классов), характерна

несколько отличающаяся от наших результатов исследования структура

свободного времени:

1. Пение под гитару.

2. Прослушивание магнитофонных записей.

3. Спортивные зрелища

4. Танцы

5. Посещение кинотеатров.

6. Распитие спиртных напитков.

7. Бесцельное хождение по улицам и т.д.

Такие виды деятельности, как чтение, творческие занятия в кружках и

секциях, а также занятия спортом практически отсутствуют в структуре

свободного времени данной группы подростков. Так же Черенковой В.Г. была

проанализирована структура свободного времени подростков, включенных в

социально-ориентированную форму общения, которая в нашем исследовании не

была выявлена (исследована) существенно отличается от охарактеризованных

выше.

Здесь предпочитаемыми видами деятельности являются:

1. занятия в различных объединениях (клубах, лесничествах, педотрядах

и т.п.).

2. творческие в различных кружках и секциях (киноклубах, театральных,

хоровых, танцевальных, радиолюбительских, литературных, живописи и

т.д.)

3. Занятия спортом в спортивных секциях, клубах и школах.

4. Чтение.

5. Танцы в дискотеке.

6. Просмотр телепередач.

Мотивируют подростки данную иерархию интересов следующими

высказываниями: «хочу интересно и с пользой проводить время», «Главное –

быть кому-то нужным», «Узнаю много нового на занятиях в секциях», «Хочу

испытать себя», «хочу быть полезным». В приведенных высказываниях явно

прослеживаются мотивы общественной пользы, самовоспитания, являющиеся

регуляторами жизнедеятельности подростков, выбирающих социально-

ориентированную форму общения.

Необходимо отметить, что именно данная категория подростков в гораздо

большей степени, чем две первые, занята творческими, активными видами

деятельности в свободное от обязательных занятий время, способствующим

развитию физических и духовных, эмоциональных и интеллектуальных сторон

личности. Одновременно с изучением мотивации общения важно было раскрыть и

реальный круг их общения, так как выявленный круг общения помог нам более

адекватно определить и мотивы различных форм общения.

На первом месте находятся друзья; на втором – друг (подруга)

противоположного пола и не только; на третьем – родители; на четвертом –

взрослые друзья или кто-то из родственников (дядя, тетя, двоюродные братья

и сестры).

Психологическое исследование показало, что каждой из форм общения

подростков присущ определенный круг общения, обусловленный мотивами,

содержанием и целью коммуникативной деятельности. Так к интимно-личной и

стихийно-групповой формах, в качестве партнеров общения выступают, прежде

всего, друзья вне школы, сверстники и более старшие ребята, одноклассники,

родители. Педагоги, а также младшие ребята отсутствуют, как партнеры

общения. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что так как основным

содержанием и целью интимно-личного общения являются «совместные взаимно

интересные занятия и разговоры». Другое дело, что в каждой из

перечисленных форм разница в распределении значимости партнеров. В интимно-

личной форме: друзья вне школы и одноклассники значимы «50/50», а затем

родители, педагоги. А вот в стихийно-групповой форме на первом плане –

друзья вне школы, затем одноклассники, родители и т.д.

Данные сочинения и анкеты позволили нам выяснить так же, что из 100

испытуемых 8 –х и 11 –х классов 30 человек неудовлетворены тем, как они

проводят время. Многим из них хочется: «заняться каким-нибудь спортом»,

«пойти на дискотеку», «заняться интересным делом», «пойти в бар». Одна из

причин, которая не может им позволить проводить свое свободное время так,

как хочется, во-первых, из-за недостатка материальных средств, а во-вторых,

ребятам просто нечем себя занять (интересующим их) и проявить себя.

Так же интересные ответы были получены на вопрос «Где бы вы хотели

провести свое свободное время?». Были получены следующие ответы: «где-

нибудь за границей», «на берегу моря или океана», «на природе», «в ночном

клубе, в казино», «в сауне с красивым молодым человеком (девушкой)», «на

Гавайях». Лишь немногие ответили «где и провожу».

Данные, полученные нами в ходе исследования мотивационно-

потребительской сферы общения после проведения проективного сочинения и

анкеты на тему «Мое свободное время», позволили нам сделать следующие

выводы: у сегодняшних подростков и старших школьников остается достаточно

свободного времени после основных занятий от 2-5 до 10-12 часов в день.

Несмотря на то, что свое свободное время практически все проводят в кругу

друзей, тем не менее ни все довольны тем, чем они занимаются.

Прослеживается тенденция тяготения к родным и близким. Это можно объяснить

сегодняшней непростой социальной ситуацией. А провести свое свободное время

со своим кумиром, звездой кино где-нибудь на Гавайях или за границей можно

объяснить как «побег в мечты из суровой реальности».

Получив такого рода результаты, нами было предложено учащимся 11 -х

классов написать проективное сочинение «Современные молодежные

организации». Из 40 испытуемых 18 написали, что им нужны сегодня

современные организации. Такие как: «организация по поддержке стариков и

сирот» (молодежью), «например, как бойскауты», «по охране природы»

(связанная с проблемами экологии», «партия любителей пива», «нужны, но не

представляю, как она может выглядеть» (такого рода ответов большинство). А

22 ответили подобным образом на проблему занятости современной молодежи:

«мне ничего не надо», «мне и так хорошо», «зачем это надо?», «мы

независимая молодежь и этим все сказано», «кому это надо?», «нет, ни за

что…», «прекрасен вкус свободы».

Проанализировав результаты проективного сочинения «Современные

молодежные организации», мы можем предположить, что современная молодежь,

которая сегодня «предоставлена сама себе» и считает себя «свободной

молодежью», все же нуждается в организациях, которые могли бы сплотить и

занять сегодняшнюю молодежь, а вместе с тем и решить ряд вопросов, которые

сегодня очень остро стоят не только перед молодежью, но и перед всем

обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ.

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является

изучение динамики и различных форм общения современных школьников

подросткового и раннего юношеского возраста. Проведенное нами

исследование предусматривало решение целого ряда задач. Анализ полученных

нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все учащиеся нашей выборки отметили, что считают общение неотъемлемой

частью своей жизни (общение ведущий вид деятельности у подростков и

остается значимым у старшеклассников). Оно позволяет им поддерживать

отношения, обмениваться информацией и узнавать новое. На первом месте по

предпочтительности в общении стоят сверстники, на втором – взрослые

(родители, учителя). Однако с возрастом значимость общения с взрослыми

увеличивается.

2. При изучении уровня коммуникативной дистанции, то есть потребность

отдать и получить какую-либо информацию, в нашем исследовании

установлено, что подростки и старшие школьники большее предпочтение

отдают сверстникам, а затем родителям и учителям, что, в целом,

совпадает с литературными данными. Но значимость родителей в общении

неоднозначна. Первое место у девушек и юношей занимает мать, на втором у

мальчиков отец, а у девушек – друг или подруга. В некоторых случаях, в

нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень принятия информации

от учителей. Мы предполагаем, что это связано с тем, что у этих ребят

неблагоприятный климат в семье, напряженные взаимоотношения с

родителями, а в учителе они видят взрослого, от которого они могут

получить нужную информацию, которую, возможно, не получат в семье.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и

советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро

нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы

они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Да и какой совет может дать человек, который «прожил так же мало, как

ты?».

3. Сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом

поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников,

которые, на наш взгляд, обусловлены изменившимися социальными условиями

– приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и

бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще

сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь,

приводит к замкнутости и тяжелым переживаниям испытуемых. Следует

добавить, что с разочарованием в общении сталкиваются, как девушки, так

и юноши. Между тем, общение со сверстниками, а также с друзьями более

старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают,

что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать,

«развлекаться».

4. В ходе нашего исследования были выявлены изменения в распределении

наиболее ценимых старшеклассниками качеств личности собеседника. Если в

80 –е годы первые места по значимости занимали: честность, трудолюбие,

доброта, то сегодня эти качества занимают одни из последних мест. А

первые отводят отзывчивости, воспитанности, эрудиции, которые в 80 –

годы занимали далеко не первые места. Видимо отзывчивость – это то

качество, которое сегодня в дефиците в нашем обществе. Воспитанность и

эрудиция, по данным других исследований, рассматривается, как

инструментальная ценность – это один из способов достижения поставленных

целей.

5. При изучении различных форм общения: интимно-личностная («Я» и «Ты»),

стихийно-групповая («Я» и случайные «Они») и социально-ориентированной

(«Я» и «Общество») нами получены следующие данные:

- в интимно-личностном общении у подростков и юношей доминируют

индивидуалистические мотивы;

- в стихийно-групповом большой удельный вес занимают такие формы

времяпровождения, как выпивка, наркотики, бесцельное хождение по

улицам. У подростков и юношей практически отсутствуют творческие

занятия, чтение, занятия в секциях. У тех же, кто все же

предпочитает получать информацию, ее источником являются такие

периодические издания, как «Speed-инфо», порнолитература и т.п.

Сопоставление полученных нами данных с результатами исследований 80 –х

годов (Черенкова Г.В.) показали, что подростки и юноши 90 –х годов

существенно отличаются от своих сверстников того времени. В нашем

исследовании мы не выявили категорию испытуемых, которых можно было бы

включить в социально-ориентированное общение. Между тем, у молодежи 80 –х

годов эта форма общения преобладала. В структуре свободного времени у них

значительное место занимали занятия в кружках, секциях. Доминировали

социально-ориентированные интересы, которые были ориентированы на

выполнение общественно значимых дел, дающих личностный выход на общество.

Мы предполагаем, что такие результаты могут быть связаны с сегодняшней

социальной ситуацией. Измененились критерии, ценностные ориентации системы

отношений в обществе. Поэтому большинство подростков и старших школьников

ориентированы на материальные ценности (дома, машины, отдых на Гавайях и

т.п.).

Таким образом, полученные нами данные в ходе исследования подтверждают

выдвинутую нами гипотезу: наблюдается тенденция к изменению некоторых

характеристик общения, определенные рамками сформулированными нами задач.

Если обобщить полученные данные и сопоставить их с литературными, то можно

описать «собирательный портрет» современного подростка и старшеклассника.

1. Потребность общения сохраняется.

2. Значимость сверстников.

3. Отсутствие социально-ориентированных интересов.

4. Сохранение потребительского принятия информации, но меняется ее

характер (чтение периодических изданий, порножурналов, употребление

наркотиков, выпивка).

5. Современные подростки и юноши, описывая идеального собеседника, на

первый план выдвигают – отзывчивость, воспитанность и эрудицию.

6. Проявляется потребность в молодежных организациях.

Сегодня практически отсутствуют внешкольные организации, которые

прежде объединяли значительную часть молодежи и способствовали

удовлетворению ее потребности в общении. Эта потребность у сегодняшней

молодежи достаточно высока. Значительная часть наших испытуемых отметила,

что они все же нуждаются в каких-то формах организованной деятельности

(«Партия любителей пива», «Организация по защите бездомных животных»,

«Организация по оказанию помощи пожилым и одиноким людям» и т.д.).

Помимо всего, сказанного нами, следует добавить так же, что

сегодняшние подростки и старшеклассники стремятся к семье; нуждаются в

понимании и поддержке взрослых; стремятся «Уйти от реальности»

(употребление спиртного наркотиков). В связи с непростой социальной

ситуацией у ребят высокий уровень тревожности, агрессивности, депрессии. По

сравнению с литературными данными, на сегодняшний день увеличилось

количество правонарушителей данного возраста, а также увеличилось

количество случаев суицида среди ребят этого возраста.

ЛИТЕРАТУРА

|1. |Андреев А.Н., Мдивани М.О., Рыжонкин Ю.Я. Методика измерения |

| |коммуникативной дистанции // Вопр. псих. – 1987. - №1. |

|2. |Беличева Светлана Афанасьевна. Сложный мир подростка –Свердловск,|

| |Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984. |

|3. |Бодалев Алексей Александрович. Личность и общение: Избр. тр. – |

| |М.: Педагогика, 1983. |

|4. |Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 1995. |

|5. |Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., |

| |1968. |

|6. |Брудный Арон Абрамович. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989. |

|7. |Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // |

| |Собр.соч.: В 6 т. – М., 1984. – т. 3, 4. |

|8. |Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - |

| |М.: Просвещение, 1987. |

|9. |Добрович А.Б. – 2 –е изд. – М.: Знание, 1980. |

|10.|Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995. |

|11.|Кон И.С., Психология ранней юности. – М., 1989. |

|12.|Кон И.С., Лосенков |

|13.|Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. |

|14.|Коломинский Яков Львович. Психология общения. М., «Знание», 1974.|

|15.|Кроник А.А., Кроник Е.А. Диагностика удовлетворенности в |

| |отношениях // Вопр. псих. – 1989 г. - №5. |

|16.|Мелибруда Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения |

| |общения // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. |

| |Ред. А.А. Бодалева, А.Б. Добровича. – М. : Прогресс, 1986. |

|17.|Мнацанакан Любовь Исаковна. Личность и оценочные способности |

| |старшеклассников: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1991. |

|18.|Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них |

| |самих. М., 1989. |

|19.|Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990. |

|20.|Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. №2 (6) /|

| |АПН СССР; Редкол: Петровский А.В. (отв. ред.) и др. – М. : |

| |Педагогика, 1991. |

|21.|Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. |

| |–М.,1989. |

|22.|Психологические проблемы юности. (Сборник статей). Под ред. Чл. |

| |кор. АПН СССР проф. А.В. Петровского. М., 1985. |

|23.|Прихожан Анна Михайловна, Толстых Наталья Николаевна. Подросток в|

| |учебнике и в жизни. – М.: знание, 1990. – (Новое в жизни, науке и|

| |технике. Педагогика и психол., №5). |

|24.|Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. АПН |

| |СССР; (Редкол.: Д.И. Фельдштейн (отв. ред.) и др.), М.: АПН СССР,|

| |1982. |

|25.|Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго. М.И. |

| |Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985. |

|26.|Толстых Александр Валентинович. Подросток в неформальной группе. |

| |– М.: Знание, 1991. – (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика |

| |и психология; №2). |

|27.|Троицкая К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. |

| |Реф. обр. Л., 1973. |

|28.|Формирование личности старшеклассника / ( А.Д. Дубровина, И.И. |

| |Туткина, И.В. Дубровина и др.); под ред. И.В. Дубровиной, НИИ |

| |общ. И пед. Психологии АПН СССР – М: Педагогика, 1989. |

|29.|Хрестоматия по истории психологии, по редакцией П.Я. Гальперина, |

| |А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1980. |

|30.|Ярошевский М.Г. Истории психологии, 2 –е изд., - М.: Мысль, 1976.|

-----------------------

14

12

10

8

6

4

2

0

6«А» 8«А» 8«А» 11«Б» 11«В» 11«Б»

11«Э»

№14 №14 №4 №14 №14 №4

№4

Диаграмма 1. Распределение учащихся обследованной выборки по критерию

«идеальный собеседник».

[pic]

[pic]

11«Э» класс школы №4 (17 учащихся).

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ