Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию
«Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во
многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.
Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя
породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно
сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой,
общественной и личной жизни человека».( )
Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки
развивается его художественное восприятие, богаче становится переживания.
Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных,
духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного
внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к
музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее
музыкальное развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и
вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать
хороший музыкальный вкус.
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает
эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна
вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но
может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими
целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического
воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к
деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и
эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к
музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса
и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности,
т.е. развитие художественно - творческих способностей детей.
Воздействие на чувства и мысли людей, музыка способствует
эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её
преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка
воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека,
направляет и изменяет его.
Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности
показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей
жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую
их жизнь». Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может
углубить имеющиеся знания, эмоционально насытив их.
Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе.
Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты
действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни.
Творческая, художественная деятельность учащихся получает дальнейшее
развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время,
на основе добровольного выбора по интересам, продолжается углублённое
формирование у детей эстетического отношения к искусству и
действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного
времени; регулирования восприятия влияний средств массовой информации.
В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль
играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из
деятельных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для
самовыражения личности. Ребёнок в процессе жизни и учения стремится
обогатить свой опыт, выразить себя, своё понимание происходящих событий,
проявить творческую активность.
Самодеятельность интенсивно рассматривает опыт жизненных и
эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания
совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению
серьёзного художественного творчества. Художественная самодеятельность
является так же действенным средством развития эмоциональной сферы ребёнка.
В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального
творчества школьники развивают своё воображение, расширяется и обогащается
и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность,
педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических
чувств детей путём специального подбора содержания произведений искусства,
видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника
с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и
закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от
участия в творческом труде.
Внешкольными учреждениями, осуществляющие эстетическое воспитание
учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание
средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест. Широко
представлены кружки и студии: хоровые, театральные, хореографические,
музыкальные и.т.д. Основные задачи кружковых занятий - научить детей любить
и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать
знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятие в
оркестре, в хореографических коллективах, художественных студий пробуждает
у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащает
духовный мир учащихся; формирует их чувства, мысли вкусы идеалы.
Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие,
воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача
- духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей,
развитие творческой активности.
В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе
активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства
системы культуры, а также музыкальные театральные и художественные студии.
В творческих фондах - писателей, художников, композиторов, театральных
деятелей - активно работают специальные комиссии по эстетическому
воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и
подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных
исполнителей, высококвалифицированных музыкантов; устраивают передвижные
тематические выставки, в том числе специально для детей, например,
«Художники - малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в
изобразительном искусстве», проводят праздники детской книги, театра и
кино.
Органами народного образования, детскими и юношескими общественными
организациями и творческими фондами организуются недели детской книги,
театра, кино, музыки, праздники песни.
Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с
условиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и все
сторонне развитой личности.
Развитие интереса к музыке у детей в семье .
Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для
практической педагогике. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что
интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка,
расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются
более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом
использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к
самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно
изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой,
радостной, углублённой.
Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой
огромное значение. Его наличие - это залог подлинного музыкального
воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.
На наш взгляд, семья может оказать значительную помощь школе в
воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовить для его формирования.
Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических
исследований. Они показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря
родителям.
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и
творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.
Свои первые впечатления связывают с семьёй М.И.Глинки, А.Г. и
Н.Г.Рубенштейны, А.С.Даргомыжский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков,
С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные
вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в
них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.
Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни.
Возникнув в эпоху Петра, во второй половине ((((( в., оно вошло в круг
воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение
владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным.
Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г. отмечает, что в
России каждая девица учится играть на фортепьяно.
Домашние музыцирование, которое начиналось обычно ещё до поступления
в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло
значительную роль в приобщении к музыке молодых людей ((( и начала (( в.,
воспитывало у них любовь к искусству.
Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального
воспитания большое внимание Д.И. Писарев, Н.В. Шемунов, В.П. Острогорский,
А.П.Юдин, В.В. Демьянский сделали ряд выводов, интересных и полезных для
современной практике домашнего музыкального воспитания:
а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводится лишь к обучению
игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять
воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию
их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений;
б) Полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со
стороны родителей;
в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень
важен учёт возрастных особенностей детей.
В настоящее время проблема участия семьи воспитании у ребёнка
интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с
бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была
столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.
Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров
сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в
определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая
систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к
производителям искусства. Но, однако не следует забывать и об отрицательных
сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его
интенсивность и качеств, в отличии от общественного, в гораздо меньшей
степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные
социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений
развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, домашнее
потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному
развитию личности.
Во - избежании формирования потребительского отношения к искусству и
односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения,
семье необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к
художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во
многом новой и сложной для современных родителей, требует от них
определённой педагогической подготовленности.
Основные усиления в наделении родителей музыкально - педагогическими
знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным
институтом, в котором работает профессиональные педагогические кадры,
владеющие необходимой методикой, способные использовать не только
современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт
работы с ними.
Выводы по I Главе.
- Работа с родителями должна определяться дифференцированным подходом.
- Основные формы работы с родителями: групповые и индивидуальные.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной,
если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща,
осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
- Общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было и
остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего
поколения.
- Музыкальное воспитание формирует творческую личность.
- Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к
музыкальному воспитанию.
- Эстетическое воспитание в современной школе ещё не соответствует всем
требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.
Школа не продвинется вперёд на пути гуманизации до тех пор, пока предметы
художественного цикла не займут достойного места в образовательном
процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты,
душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
II.Глава
§1.Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию.
Безусловно, общеобразовательная школа помогает ребёнку воспринимать те
или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке,
особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания
учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и
уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику
радости и вдохновения.
Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который
сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает
вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.
Наша работа проводилась в Детской Татарской музыкальной школе №3.
Были выбраны родителями класса преподавателя по фортепьяно Фархудиновой З.
Я. Для начала нашей работы было проведено собрание, где мы выяснили, что в
музыкальном воспитании взрослых оказались значительные пробелы. Большинство
семей слушали и знали только популярные песни, фонотеки 90% семей состояли
из них. Серьёзная музыка, даже популярная классика остались вне поля
зрения.
Естественно, что большинство родителей отнеслись с интересом
пополнить своё музыкальное образование параллельно со своими детьми.
Центральное место следует отвести музыкально – педагогическому
лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой
группы, конкретными задачами музыкального воспитания.
Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание
различных форм работы:
а) регулярные задачи музыкально – педагогического лектория, куда можно
отнести:
- лекции
- педагогические практикумы
- семинарские занятия
- тематические вечера
- встречи с артистами театра и филармонии
б) музыкально – педагогическое самообразование родителей;
в) индивидуальные консультации с родителями. Консультации можно проводить
как в школе, так и дома у ученика.
г) организация концертов для родителей силами детей.
д) совместные походы в театр, на концерты, в филармонию.
Лектории. На занятиях лектория родители должны узнать, что прежде
всего необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса
своим вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, уместными
советами и собственным участием в этих занятиях.
Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата:
родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения
доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать
большие, хорошие дела улучшают настроение.
На занятиях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной
деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к
музыке. Родителей следует учить, что педагогически целесообразно
организовывать домашнее музыцирование ребёнка (пение, слушание музыки,
игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Они должны знать,
что у детей формирование вокальных мышц начинается только к 7-8 годах, а
заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счёт натяжения
голосовых связок. Поэтому родителям важно обратить внимание, прежде всего
на охрану детского голоса, т.е. на то, чтобы ребёнок не пел слишком
громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут
петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание
исполняемого.
Родителей, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы
привлекали к участию в работе лектория.
Самообразование. Музыкально-педагогическое самообразование
родителей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут
оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и
рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных
произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал «Культура»)
помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.
Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра,
особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть
такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с
музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и
изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка
отдельных эпизодов будущего спектакля.
На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное
ожидание, сделать эту радость «перспективной».
Встречи. Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с
артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно
готовится заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о
творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою
очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом.
Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то
показывает свой репертуар. Обычно в конце встречи организуют небольшое
чаепитие.
Примерно по таким формам нужно работать с родителями учащихся.
Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление
к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе
педагогический организованной музыкальной деятельности активно формировать
и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.
§2.Ход эксперимента и его результаты.
В последние субботы каждого месяца в актовом зале школы стали
проводиться беседы о музыке. Беседы строились так, чтобы они могли вызвать
у слушателей уважение к музыке, понимание того, что музыка ни только
развлечение, а величайшая сила, которая может заставить человека любить и
ненавидеть. Которой удаётся с особой выразительностью и многозначностью
раскрывать сокровенные чувства и мысли людей, рассказывать о различных
событиях, явлениях, изображать картины природы, образы людей. Музыка
поднимает человека, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в
свои внутренние силы, в своё большое призвание.
В свои беседы мы включили произведение русских, советских, зарубежных
и татарских композиторов. В произведении таких встреч нам помогала
преподаватель теоретических дисциплин Михеева И.С. Так, на одной из бесед
прозвучал «Революционный этюд» Ф. Шопена в исполнении выпускницы
Альметьевского музыкального училища. Мы объяснили слушателям, почему это
произведение имеет такой взволнованный, страстный, «мятежный» характер;
рассказали о стремлении передовой молодёжи Польши сбросить тиранию царского
самодержавия, о духовной близости Шопена этим идеалам, о его любви к
страдающей родине и гордости за её, не сломленный революционный дух.
Мы поговорили с родителями о том, какую роль играет музыкальное
искусство в эстетическом воспитании на современном этапе, и поделились
своим беспокойством по поводу большого увлечения молодёжи пустой и
легковесной музыкой.
Театры, концерты в филармонии ребята также посещали вместе с
родителями. Вначале некоторые выражали недовольство тем, что их отрывают от
домашних дел и любимого телевизора, но постепенно недовольство прошло, и
родители сами стали интересоваться предстоящими спектаклями, помогали
распространять билеты.
В работе с подростками и их родителями был затронут такой важный
вопрос, как культура поведения школьников. В процессе занятий музыкой в
подростках произошли серьёзные изменения, не обратить внимание на которые
было бы ошибкой. Искусство выступило здесь как фактор, формирующий такие
стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими,
культуру речевого общения (манеру говорить, слушать чистоту языка), внешний
облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить
за собой.
Дальнейшую работу среди родителей мы решили проводить по
разработанному плану и по программе занятий с родителями, назвав их
семинарами, к участию в которых были привлечены преподаватели музыкальной
школы №3.
В разработанном плане предусматривались подбор и сообщение
теоретического и музыкального материала для просвещенья родителей,
например, как проводить в домашних условиях музыкальные вечера с младшими
школьниками и подростками.
Наши семинары имели и обучающее, и воспитательное значение.
В разработанном плане предусматривались подбор и сообщение
теоретического и музыкального материала для просвещения родителей и
давались некоторые методические советы родителям, например, как проводить в
домашних условиях музыкальные вечера с младшими школьниками и подростками.
Наши семинары имели и обучающее, и воспитательное значение.
План охватывал следующие темы:
1.Значение музыкального искусства в жизни отдельных людей и общества в
целом; значение музыки в жизни детей.
2. Что нужно знать родителям о голосе детей, их певческом и речевом
развитии.
3. Как научиться слушать и понимать музыку.
4. Домашняя фонотека.
5. Музыкальные вечера в семье.
В первой теме раскрывалась одна из важнейших особенностей музыки
- возможность глубокого человеческого общения на его основе. Разговор шел о
том, что музыка имеет свои, присущий ей язык, что музыкальная речь
раскрывается и понимается при помощи разнообразных средств музыкальной
выразительности: мелодии, темпа, лада, размера, ритма, динамики, тембра и
т. д.
Особо была подчеркнута роль такого вида музыкальной деятельности, как
хоровое пение, когда у поющих в хоре возникает прекрасное ощущение
творческого единства. Это ли не одна из высших радостей общения с музыкой!
Невозможно также переоценить и значение слушания музыки в воспитании
ребенка. Слушая музыкальное произведение, он волнуется, эмоционально
отзывается на характер музыки, ее настроение.
Родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей
задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает
общую культуру.
Был поставлен вопрос: ну, а если музыка звучит дома? Способна ли она
увлечь всех членов семьи общими чувствами, общими стремлениями и добрыми
порывами? Ответы были разноречивыми, но в одном мнение родителей было
единым: музыка - это необыкновенный вид искусства в воспитании личности.
Вторая тема была посвящена возрастным особенностям детей, их голосу,
певческому и речевому режиму, а главное — роли песни как самого
популярного вида музыкального искусства. Ведь песня звучит повсюду: по
радио, телевидению, в кино, в школе, дома. И не случайно, поэтому
знакомство детей с музыкой начинается с песни.
Мы акцентировали внимание родителей на том, что, когда дети поют дома,
большое значение имеет отбор песен, удобных и посильных для их исполнения.
Так, песни из школьного репертуара не только воспитывают чувство
патриотизма, дружбы, любви к Родине, природе, они доступны голосовым
возможностям детей. Мы объяснили родителям, что у маленьких детей еще не
сформированы голосовые мышцы, и если ребенок в разговоре кричит или поет
напряженно, появляются болезненные явления в голосовом аппарате, которые с
трудом поддаются лечению. Был затронут вопрос и об охране голоса
предмутационный и мутационный периоды развития детей.
В третьей теме раскрывалось значение музыкально-выразительных
средств, которыми пользуется композитор при создании того или иного
произведения. Приводимые в беседе музыкальные примеры помогали слушателям
овладевать понятиями сложного языка музыки.
Таким образом, занятия подводили к раскрытию содержания музыки,
развивали умение анализировать музыкальное произведение, приучали слушать
и понимать его.
Четвертая тема включала рекомендации по созданию в доме фонотеки. Мы
советовали родителям вначале приобретать записи детских музыкальных
сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок",
"Лиса, заяц и петух" и т. п. Следующие этапы пополнение семейной фонотеки
произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного
творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и
развлекательной музыкой. Слушатели семинара составили репертуарный список,
куда входили рекомендованные нами произведения.
При подготовке к раскрытию пятой темы "Музыкальные вечера в семье" мы
разработали по каждому вопросу методические советы, суть которых состоит в
том, чтобы помочь родителям проводить в семье музыкальные вечера не
хаотично и не от случая к случаю, а по разработанной системе, с
привлечением грамзаписей, репродукций картин, диапозитивов. И вечера эти
должны проводиться в спокойной и непринужденной обстановке
К примеру, предлагается тема музыкального вечера: Эдвард Григ -
сказочник.
План:
1. Э. Григ норвежский композитор.
2. Андерсен и Григ.
3. Сказочные образы в произведениях Э. Грига (''Шествие гномов", "Танец
эльфов”).
Литература.
С. Летова. "Эдвард Григ"; С. Карцева. "Музыкальная фонотека в школе"; Ф.
Оржеховская. "Эдвард Григ"; О. Левашова. "Э. Григ - великий норвежский
композитор".
Грамзаписи указанных произведений: "Шествие гномов", "Танец эльфов",
"Кобольд".
Далее в "Методических советах" приводилось примерное содержание беседы:
"Сегодня у нас праздник: к нам в гости пришла сказка. И не просто сказка, а
музыкальная. Сказка наполняет наш мир таинственностью, сказка учит любить
добро и ненавидеть зло. Волшебный мир сказок волнует и детей и взрослых.
Через всю свою жизнь пронес любовь к сказке норвежский композитор Эдвард
Григ, и это свое чувство он выражал музыкой. Маленький Эдвард рос
фантазером и верил в то, что где-то рядом живут тролли, гномы и разные
чудища, о которых так таинственно повествуют старые норвежские сказки. И
став взрослым, композитор постарался в своих произведениях передать звуками
впечатления, запавшие в его душу с детства.
Григ очень любил писателя-сказочника Андерсена, высоко ценил его
волшебный дар рассказывать печальные и веселые истории своего народа.
Многие из этих поэтических легенд нашли отражение в музыке композитора.
Сегодня мы познакомимся с образами сказочных персонажей Грига "Шествие
гномов", 'Танец эльфов" и "Кобольд"...
После краткого вступительного слова перед каждой пьесой и прослушивания
музыки идет разбор характера, всего комплекса выразительных средств,
анализируется музыкальная форма, нюансы, смена темпов, окраски, то есть
выявляются вес те характерные особенности, которые отличают одну пьесу от
другой. А можно задать вопрос и самим детям: какие средства музыкальном
выразительности использовал композитор и почему?
В сочинении «Искусство и я» 100% подростков отметили, что они
полюбили музыку и музыкальный театр, их жизнь стала более насыщенной,
интересной, богатой впечатлениями. 67% детей написали, что занятия музыкой
помогли им улучшить успеваемость и по другим предметам, повлияли на
укрепление дружбы в классе, между сверстниками.
Родители, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы
привлекали к участию в работе лектория. Они рассказывали о музыке, были
исполнителями различных произведений.
Особой формой работы стали для нас концерты, организованные силами
самих учащихся. Несколько раз перед нами выступали учащиеся музыкального
училища, ученики других музыкальных школ Ребята с интересом слушали эти
концерты, но все же выступления своих друзей, одноклассников, родителей,
учителей было для них более волнующим.
Итоговые концерты мы проводим один раз - в конце учебного года. Более
часто это делать нецелесообразно, так как, во-первых, эта форма общения
детей с музыкой не единственная, во-вторых, у исполнителей репертуар ещё
недостаточно большой и разнообразный.
Концерты объявляются заранее, рисуется афиша. В них принимают участие
ученики третьего, четвёртого, пятого классов и их родители. В этих классах
концерт знакомит слушателей с отдельными музыкальными инструментами,
историей их создания, затем на них исполнялось музыкальное произведение.
Выступая перед такой казалось бы ещё малотребовательной аудиторией,
взрослые очень волновались. Видимо выступление перед своими детьми и их
товарищами они воспринимали как весьма ответственное.
Концерт в более старших классах носил иной характер. Здесь
предоставлялись инструментальные жанры, давались некоторые материалы о
композиторах. Были введены занимательные элементы. Между музыкальными
произведениями исполнялись сцены из жизни композиторов. Ребята должны были
узнать, фрагмент чьей жизни прошёл перед нами. Мы показали фрагменты из
жизни Паганини, Россини, Огинского, Бородина. Сцены завершали их
произведения: «Кампанелла», увертюра к опере «Севильский цирюльник»,
«Полонез», отрывки из финала «Богатырской симфонии». Исполнители были наши
учащиеся музыкальной школы, родители.
Собирались мы обычно на наши музыкальные встречи в школьном зале. И
не раз приходилось слышать от детей и взрослых беспокойство о будущем: вот
мы собираемся в школе, а закончим её, где будем собираться? А дома можно
устраивать музыкальные вечера? И как лучше это сделать? И вот обдуман
примерный музыкальный вечер для дома. Мы решили провести его таким образом,
чтобы в дальнейшем такие вечера можно было повторять по тому же принципу.
В программу вечера вошли музыка, пение, рассказы. Домашние условия
предусматривали определённый подбор произведений: песни, лёгкую музыку
,популярную классику. Произведения со сложной структурой, требующие
напряжённого внимания, для такого вечера не подошли бы. Домашняя обстановка
не располагает к слушанью симфоний, сонат, произведения с трагическим
содержанием (таких как «Ромео и Джульетта» Чайковского, «Прометей» Листа).
Вечер музыки, проводится он дома или в школе, должен иметь
соответствующее оформление, которое не отвлекало от музыки и беседы, а
сливалось с нею. Дома такой вечер могут украсить книги о музыке,
фотоальбомы об исполнителях, актёрах, композиторах, театре, новые записи
(аудио или видео). Сюрпризом может быть и новая песня, стихи, специально
сочинённые к данному вечеру, приглашение знакомого певца, музыканта,
композитора.
Всем показалось естественным, что домашний вечер не может обойтись
без гостеприимного десертного стола. Родители и учителя были приглашены как
гости. Такие вечера желательно организовывать лишь для одного класса, чтобы
количество присутствующих было небольшим.
Первый такой вечер мы решили провести в школе, но готовили его так, как
если он был домашним .
Гости были приятно удивлены обстановкой, царившей в зале. На стенах
зала они увидели интересные экспозиции, связанные с музыкой, около рояля
стояли маленькие кресла, горели свечи. В стороне стоял сияющий белизной
стол с приготовленным чаем. Нужно отметить, что убранство стола потребовало
от девочек немало навыков и умений, и здесь им помогали советом родители и
педагоги. При подготовке не должно быть ни одной непродуманной детали,
которая могла потом омрачить вечер.
Встреча с музыкой началась непринуждённо, спокойно и незаметно;
звучала музыка концертных вальсов, гости и ребята беседовали, рассматривали
книги, пластинки. Зазвучала торжественная музыка «Вечернего вальса», и
мальчики стали приглашать девочек, родителей, учителей к столу.
За чаем завязалась беседа о жизни класса, ребятах музыкальных
концертах. В беседе, в умении вести себя за столом и привечать гостей
ребята показали, что они могут быть сдержанными, красиво двигаться,
говорить, не теряя при этом естественности и обаяния юности.
Когда всех пригласили послушать музыку у фортепиано, это явилось
естественным продолжением беседы за столом. Все спокойно заняли места
вокруг инструмента, гостям был представлен певец, руководитель хора
Альметьевского музыкального училища, Х.Сафин, приглашенный нами на вечер.
Зажглись свечи, стало красиво и таинственно.
Эта обстановка необыкновенно гармонировала со звучащим один за другим
романсами «На заре ты её не буди», «Я помню чудное мгновение», «Среди
шумного бала». Выступление певца было очень впечатлительным. Проснулось
желание петь. Последняя песня мажорного характера и «Гимн великому городу»
Глиэра как бы завершили наше путешествие по песням, эпохам, вернули нас из
старины в наше «сегодня».
Воспользовавшись небольшой паузой, ребята предложили поиграть в
музыкальные игры. Началась увлекательная викторина. Соревновались учащиеся
и родители.
В заключение объявили наш традиционный «Вальс свечей» на английском
языке. Его поют и знают в школе все. Пара за парой вышли в зал и танцевали
прощальный вальс.
Прошло два с лишнем часа, но никто этого не заметил. Оживлённые и
радостные уходили ребята со своими родителями, учителями. Об этом вечере
говорили долго.
Прошло около месяца, и вот как-то подходит мама Булата Г. и говорит:
«У нас дома завтра вечер музыки Чайковского. Очень просим прийти Вас…»
Это первая ласточка. Потом были Алсу Г., Раушания М…. Сейчас уже не
редкость, когда родители обращаются в школу за консультацией по вопросу о
создании фонотеки, посещении театра, проведении музыкального вечера.
Результаты эксперимента.
В конце опытной работы родителям были заданы вопросы: пробудился ли у
них интерес к музыке? Какая музыка больше всего взволновала их? Нравится ли
им идея в проведении домашних вечеров?
Одни отвечали, что появилось желание узнавать о музыке всё больше и
больше, постичь её «тайну»; другие - что их волнуют разнообразные песни;
третьи – что они остаются долго под впечатлением музыки П.И. Чайковского и
Н.А. Римского-Корсакова и жалеют о том, что в детстве и в юности не слушали
их прекрасных творений, обеднив тем самым свою жизнь. На последний вопрос
мы получили от всех положительный ответ. Некоторые поделились с нами, что
хотели бы приглашать на такие вечера соседей, что у них теперь заполнены
вечера полезным делом, а их дети не только слушают музыку, но и сами
непосредственно принимают участие в подготовке музыкальных вечеров.
Мы, естественно, были счастливы.
Проведённая нами опытная работа способствовала не только приобщению
семей к большому музыкальному искусству, но и их сплочённости. Дети стали
более дисциплинированными, добрыми, великодушными, а родители поняли
значение совместной работы семьи и школы в музыкальном воспитании их детей.
Совместная работа школы и семьи необычно обогатила процесс познания
музыки ребятами, способствовала развитию устойчивого интереса к ней.
Некоторые родители, как и дети, стали вести дневники и записи. Их мнение о
совместных занятиях искусством являются документами, которая ещё раз
подтверждают ценность и важность эстетического фактора в воспитании
современного подростка.
Г.Р.К.: «Удовольствие от каждого занятия в школе, от каждого
посещения театра наша семья предвкушает всегда заранее. Рассказам сына
помогает домашняя фонотека. В доме появилась и небольшая библиотека,
которая постоянно пополняется. В доме стало меньше ворчания, недовольства,
больше шуток, смеха, жизнь идёт интереснее и живее. К нам стали приходить
мальчики и девочки, с которыми интересно разговаривать; они тоже увлекаются
музыкой, любят природу, цветы. Ребята вместе отличают праздники, затевают
музыкальные вечера. И тогда непременно звучит не только записанная музыка,
а и фортепиано?
В.М. «Моя дочь, В. Света, с большим удовольствием занимается музыкой
в школе. Она с интересом читает книги о музыке, ходит в театр, филармонию.
Мы больше стали покупать книг, записи, устраивать домашние концерты из
произведений классической музыки и композиторов Татарстана. На глазах
меняется характер девочки, она стала более чутка, заботлива и
предупредительна к окружающим. С тех пор как она стала заниматься музыкой,
я не знаю больше забот о её внешности и о том, что нужно следить за собой,
за своим поведением, за столом, дома, в театре».
В результате проведённого экперимента мы можем с уверенностью
сказать, равнодушных не было, потому что музыка стала желанным гостем во
многих и многих семьях. В нашей школе зазвучали прекрасные произведения,
повествующие о великих человеческих чувствах, о борьбе со злом, о доброте,
великодушии и сострадании, о непримиримости ко всему злому, о торжестве
мира на нашей прекрасной Земле. У детей и взрослых появилось желание ещё и
ещё встречаться с большой музыкой, пополнять, обогащать, таким образом,
свой духовный мир.
Музыка сопровождает человека во всей его жизни, и надо семье и школе
позаботиться, чтобы этот спутник был всегда добрым, верным и мудрым.
Наша работа в области музыкально-эстетического развития подростков
показала, что на эффективность её большое влияние оказывает семья. Те
знания и впечатления, которые ребята получают в школе, по-разному
преломляются в каждом из них. Там, где действия школы совпадают с
действиями семьи, эффект будет наибольший.
III.Заключение.
Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания
семейного воспитания. Оно призвано развивать таланты и дарования детей или,
как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. В
процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные
произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.
Художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства, является
частью эстетического воспитания. От решения проблем эстетического
воспитания и образования в настоящее время во многом зависит уровень
музыкальной культуры подрастающего поколения. Музыка величайший источник
эстетического и духовного наслаждения.
Главной всеобщей задачей является духовное обогащение детей,
формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.
Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой
огромное значение. Его наличие – это залог подлинного музыкального
воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.
На наш взгляд семья может оказать значительную помощь школе в
воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовить для его формирования.
Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально педагогических
исследований. Они показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря
родителям.
Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные
музыкальные явления пробуждать интерес и любовь к музыке. Однако старание
учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и
уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к музыкальному
искусству.
Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам
глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку, поэтому возникает вопрос о
музыкальном воспитании самих родителей. Работа с родителями должна
определятся дифференцированным подходом. Педагог музыкант должен учитывать
типы семей и подходить в работе с ними индивидуально.
Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть
успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют
сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Делая выводы по первой главе можно ещё добавить, что общее и
специальное музыкальное образование школьников всегда было, и остаётся
неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения.
Музыкальное воспитание формирует творческую личность, способную пережить и
перестрадать то, о чём думал, что пережил и воплотил в образах художник, и
способную создать свои художественные произведения.
Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки
ребёнка к музыкальному воспитанию, следовательно, для формирования
творческой личности.
Во второй главе были предложены методы работы педагога – музыканта по
эстетическому воспитанию. К ним мы отнесли:
- систематические занятия музыкально педагогического лектория (лекции,
педагогические практикумы, семинарские занятия, тематические вечера,
встречи с артистами театра и филармонии).
- музыкально – педагогическое самообразование родителей силами детей
- индивидуальные консультации с родителями
- организация концертов для родителей силами детей.
- Посещение театров, концертов, филармоний.
В работе с родителями и их детьми был затронут такой важный вопрос,
как культура поведения школьников. В процессе занятий музыкой в ребятах
произошли серьёзные изменения, не обратить внимания на которые было бы
ошибочно. Искусство выступило здесь как фактор, формирующий такие стороны
поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру
речевого общения с окружающими (манеру говорить, слушать, чистоту языка),
внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг,
следить за собой.
Современная работа школы и семьи необычно обогатила процесс познания
музыки ребятами, способствовала развитию устойчивого интереса к ней. Мнение
родителей в совместных знаниях искусством являются документами, которые ещё
раз подтверждают ценности и важность эстетического фактора в воспитании
современного подростка.
Наша работа в области музыкально эстетического развития
подрастающего поколения показало, что на эффективность её большое влияние
оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребята получают в школе,
по- разному преломляются в каждом из них. Там, где действие совпадает с
действиями семьи, эффект будет наибольший.
IV.Список использованной литературы.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1982г.
2. Андиенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001г.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
Издательство Казанского университета, 1998 г.
4. Антонов А.И., Борисов А.Л., Кризис семьи и пути его преодоления. – М.,
1990 г.
5. Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983
г.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика учебник для вузов. – СПб:
Издательство «Питер», 2000г. С-П
7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций:
Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений – М.: «Академия»,
2000г.
8. Вопросы эстетического воспитания учащихся ( из опыта работы школ
Татарской АССР). Издательство Казанского университета, 1972г.
9. Зацепин В.И. Молодая семья. – Киев, 1991г.
10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос»,
2000г.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - Ростов,:
издательство «Феникс», 1997г.
12. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989г.
13. Искуство и школа: Книга для учителя/ составил А.К. Василевский. – М.:
Просвещение, 1981г.
14. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.,1980г.
15. Коненков С.Т. Беседы об искусстве. – М.; 1954г.
16. Корчак Я. Как любить детей. – М.,1973г.
17. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании: Пер. с польского. –
М.: Политиздат, 1990г.
18. Лёвшин И.С. Как воспринимаются произведения искуства (из опыта
социологических исследований). – М.: Знание, 1983г.
19. Лихачёв Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед.
учеб. заведений. – М.:Прометей,Юрайт,1998г.
20. Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. – М., «Педагогика», 1972г.
21. Мантейчек Зденяк. Родители и дети. – М., 1992г.
22. Минтоян А.А. Потребительское поведение семьи. – М.; 1990г.
23. Мудрость воспитания: книга для родителей – М.,1998г.
24. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студентов муз.
Факультетов и отделений высших и средних пед. учеб. Заведений
/Л.В.Школяр., В.А.Школяр и др; - М.: «Академия», 2001г.
25. Нефёдов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. – Минск,
1971г.
26. Никитин Б.П. Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки – М.,1989г.
27. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев,
Г.Т.Ардаширова,Л.П.Барышникова и др.,; Под ред. Н.А. Кушаева. – М.:
Просвещение,1986г.
28. Основы эстетического воспитания. Учеб. Пособие. Под ред. А.Кдрёмова.-
М., Высшая школа», 1975г.
29. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для
учителей. Под. Ред. И.Л.Любинского и В.К. Скатерщикова. – М.;
«Просвящение»,1973г.
30. Отец в семье: Книга для родителей. – М. 1970г.
31. Педагогика: Учеб. Пособие для пед.училища. /С.П. Баранов, Л.Р. Болотина
и.т.д. – М.: « Просвещение»,1981г.
32. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. и сред. Пед. учеб.
Заведений /С.А. Смирнов, И.б. Котова/; - М.; Издательский центр
«Академия»,2000г.
33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.
Курсов: В 2кн. – М.: Впадос, 1999г.
34. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. – М.,1987г.
35. Спутник классного руководителя. 1990/91г. Пособие для учителя. – М.:»
Просвещение;1990г.
36. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.
37. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов
высш. и сред. – М.: Издательский центр «Академия»,1999г.
38. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассников: Книга для учителя.-2-ое
издание, доп. И перераб.-М.: Просвещение,1990г.
39. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье – Минск, 1982г.
40. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими
/пер с анг. –М.,1993г.
41. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перер. И доп.
–М.:Гардарики;1999г.
42. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности.-
М.,1948г.
43. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования.-
М.,1997г.
44. Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред. С.Е. Можнягуна. –
М., «Просвящение»,1978г.
Журналы:
1. Ванслов Об отражении действительности в музыке // Вопросы философии-
1950г. – №3.
2. Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание
школьников. – 2001г. №10 – с 46-50 стр.
3. Лаврентьев В.В. Семья и школа //Классный руководитель. – 2000г. №3 с86-
88 стр.
4. Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание
школьников. – 2001г. №1 – с 18-20 стр.
V.Приложение.
Роль искусства в воспитании подрастающего поколения (для родителей).
«Прекрасное пробуждает доброе».
Шла по телевиденью беседа для родителей о том, как воспитывать в
детях чувство долга. Вела беседу заведующая учебной частью одной из
Московских школ.
И в качестве примера нарушения долга рассказала, что на объявленный
классный час несколько ребят не явились, т.к. пошли в музыкальную школу.
Завуч возмущалась: «Мы обязаны воспитывать в них чувство долга, а без
музыки-то они проживут»!
Странные эти слова – «Без музыки проживут». Убогая, но далеко идущая
мысль заложена в них.
Что значит проживут без искусства? Проживут без музыки – значит,
проживут без литературы, без живописи, без театра – словом проживут без
искусства. А ведь искусство - это часть духовной культуры человека, причём
не просто «возможная» или даже желательная, но обязательная часть. И
дискуссию развернувшегося на страницах журнала «Ровесник» «Нужен ли
инженеру Чайковский»? Следовало бы по справедливости назвать иначе: «Должен
ли инженер быть культурным человеком»? Известно, что первым породив
утверждения, будто никому в наш век науки и техники не нужны ни Бах, ни
Блок, что искусство стало сейчас лишь досугом, развлечением, а не жизнью,
решительно - выступили сами же учёные, инженеры, техники.
Они пишут: «Чайковский наш соавтор! Техническое и научное творчество
требует от специалиста всестороннего культурного развития, а музыка,
литература, живопись оплодотворяют творческий процесс учёного». Как хорошо
эти слова отражают дух нашего времени, который мы всё чаще называем не
«Веком науки и техники», а гораздо шире – «веком культуры».
Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека,
на всю его психику. Человеку свойственно воспринимать мир, самые жизненные
различные явления сквозь эстетическую призму, что, несомненно, связано с
потребностью эстетической оценки действительности в целом, а не только
искусство. Эстетическая оценка любого жизненного явления, любого
человеческого поступка и человека в целом, не говоря уже об искусстве,
всегда оказывается одновременно оценкой этической.
Именно такое понимание органической связи эстетики с этикой нашло
яркое выражение в словах Чернышевского: «Прекрасное» по своему содержанию,
тождественно с добрым». Вот почему можно говорить, что эстетическое
воспитание помогает выработке в человеке высоких морально – эстетических
качеств, а не только хорошего музыкального вкуса, что оно имеет
непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни, а не только к области
искусства. Мир прекрасного пронизывает всю природу. Скучны и духовно бедные
люди, не способные это ощутить. Мир прекрасного теснейшим образом связан
едва ли не со всеми областями деятельности человека с самых его ранних
детских лет. И если первоклассник поймёт и почувствует, что клякса в
тетрадке – это не только плохо, но и прекрасно, он в дальнейшем в любой
своей работе будет стремится к красоте. А это очень важно: ведь красиво
всё совершенное, всё целесообразное, всё гармонично сконструированное, всё
хорошо сделанное. В системе эстетического воспитания, да и во всей нашей
жизни, музыка по сравнению с литературой находится, можно сказать на
положении падчерицы.
Как, например, вы относитесь к старшему школьнику, если он не сможет
ответить на вопрос о том, кто такой Пушкин и какого содержание хотя бы
основных его произведений? Вероятно воспримите это как редчайший и
печальный пример некультурности. Ну, а если вопрос был не о Пушкине а,
скажем о Мусорском, - что тогда? Не появится спасительная отговорка, что он
мол не музыкант и потому «имеет право» этого не знать?….. но ведь он и не
литератор? Быть может, на этом основании ему и Пушкина знать не
обязательно.
Музыка искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального
воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в
воспитании духовного мира детей и юношества. И ещё надо поверить в то, что
искусство – великая ценность, украшающая жизнь человека, облагораживающая
его, обогащающая его духовный мир.
Некоторые родители (люди пользующие авторитетом, добрые, отзывчивые)
сами не владеют никаким искусством и горько сожалеют о том, что условия
жизни лишили их в своё время, научится играть на каком – либо музыкальном
инструменте, или рисовать, или просто знать искусство, хорошо в нём
разбираться. Но они всей душой, всем сердцем любят ни только хорошие книги,
но и живопись, скульптуру и хорошую серьёзную музыку. Эстетическое
воспитание ставит своей целью научить каждого человека отличить прекрасное
от уродливого, благородное и возвышенное от пошлого и вульгарного не только
в искусстве, но и повсюду в окружающей нас среде. Иначе говоря, оно
воспитывает в людях хороший эстетический вкус. Большую помощь в
эстетическом воспитании детей оказывают работники искусств – писатели и
композиторы, артисты и художники, режиссёры и балетмейстеры, они стремятся
вызвать в детях и молодёжи любовь к прекрасному, привить им хороший
эстетический вкус, помочь им в их стремлении приблизится к искусству. Надо
ли говорить, какая большая роль принадлежит здесь и семье, о чём часто
забывают родители, полагающие, что только школа должна сделать их детей
людьми разносторонний развитыми.
Очень много детских музыкальных школ существует в нашей стране, и
всё время открываются новые. Тысячи и тысячи ребят идут учиться в эти
школы, где приобщаются к чудесному искусству музыки. Велика сейчас тяга
ребят к музыке И люди старшего поколения, которым в своё время не удалось
самим познать музыку, настойчиво стремятся к тому, чтобы их дети
обязательно выросли людьми, музыкально грамотными. Нас очень радует, что
желание ребят учиться в музыкальной школе, становиться с каждым годом
больше, у нас выросли конкурсы, но в тоже время и глубоко огорчает, что
много ребят возвращаются домой разочарованными, им просто не хватило места.
И что же происходит с теми счастливчиками, которым удалось поступить
в музыкальную школу, сколько ребят доучивается в школах до выпускных
экзаменов, а сколько их бросает школу и навсегда отходит от музыки? В
большинстве случаев родители ведут своих детей, чтобы приблизить их к
музыке, чтобы сделать их культурными людьми, чтобы музыка оказало своё
благотворное влияние на формирование их духовного мира, часть родителей
надеется и мечтает о том, что музыка станет профессией их детей.
Музыкальная школа предъявляет строгие профессиональные требования и
не все их выдерживают. У одних не хватает времени, у других – способностей,
у третьих – просто желания.
В любом предмете общеобразовательной школы – ребята встречают какие-
то трудности, но одолевают их в общем-то легко, потому что даже
первоклассники знают, что школа эта для них обязательна.
А то, что занятия музыкой для них вовсе не обязательны – это они тоже
хорошо понимают. И преодолевать трудности в том деле, которое не
обязательно – это для них уже более сложно. Поэтому наша совместная с
родителями задача прежде всего убедить ребёнка в необходимости того, чем он
занимается, с самого первого дня настроить его на работу. Ребята
представляют учёбу в музыкальной школе как игру, лёгкую и весёлую. Конечно
постановка руки – дело скучное, и не надо строить на этот счёт никаких
иллюзий. И первоначальные упражнения – дело скучное. И, гаммы и арпеджио
тоже дело скучное. Скучное до того поворотного дня, когда ученик перегнёт
черту, за которой сама работа, само упражнение начинает приносить радость и
удовлетворение. Но ведь у большинства ребят этот счастливый день наступает
не сразу. Не сразу осознают и главное практически убеждаются в том, что
«плод учения сладок» Поначалу с гораздо меньшим трудом убеждаются они в
том, что «корень учения горек». И до того времени, когда они увидят
результаты труда, нужно полнее преодолевать трудности. В этом и заключается
наша с вами задача: Задача родителей и педагога музыканта.
Страницы: 1, 2
|