Рефераты
 

Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

Московский педагогический государственный университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Развитие графического образа в рисунках детей

старшего дошкольного возраста в процессе

ознакомления с книжной графикой

Дипломная работа

студентки 5 курса

дневного отделения

Научный руководитель:

старший

преподаватель кафедры

эстетического воспитания, к.п.н.

Москва 2002 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Введение

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ

ГРАФИКОЙ

1. Развитие графических образов в рисунках детей дошкольного

возраста. Возникновение графических шаблонов

2. Факторы, влияющие на своеобразие образов, создаваемых детьми

3. Книжная иллюстрация как средство развития графического образа

в рисунках детей

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

2.1. Задачи и методика проведения эксперимента

2.2. Развитие графического образа в рисунках старших дошкольников

в процессе ознакомления с книжной графикой

Выводы

Список литературы

В В Е Д Е Н И Е

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была

одной из актуальных. Истоки творческих сил человека восходят к дошкольному

детству. Детская изобразительная деятельность по своим объективным

возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в

условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая

личность.

Однако многие авторы, исследовавшие детское изобразительное

творчество (В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др.), отмечали стремление ребенка

придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком

усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.

Большую опасность для развития детского рисования представляет

закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить

за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме

нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи

обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших

шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.

Значение развития графических образов и преодоления

стереотипности в изобразительной деятельности детей, недостаточное внимание

к этой проблеме в практике ДОУ определяют актуальность темы исследования.

Цель исследования – определить педагогические условия развития

графического образа в рисунках детей в процессе ознакомления с книжной

графикой.

Объект исследования – процесс развития графических образов в

рисунках детей.

Предмет исследования – особенности создания детьми дошкольного

возраста выразительных графических образов.

Задачи:

- изучение научной литературы по данной проблеме;

- разработка серии занятий по ознакомлению дошкольников с книжной

графикой, направленных на развитие выразительных графических образов в

рисунках детей;

- анализ данных, полученных в результате исследования.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что образы, создаваемые детьми, будут более

своеобразны и выразительны, если будут соблюдены следующие условия:

- организация содержательной и интересной для детей дошкольного

возраста деятельности;

- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит

основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для

работы воображения;

- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего

материала.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается

в разработке занятий, направленных на развитие графического образа, в

подборе литературного и иллюстративного материала, который может быть

использован в практической работе ДОУ.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,

педагогический эксперимент, анализ продуктов детского творчества.

Апробация. Обсуждение на студенческой научно-практической

конференции 18.04.2002.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С

КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

1. Развитие графических образов в рисунках детей дошкольного

возраста.

Возникновение графических шаблонов

Рисование как изобразительная деятельность развивается постепенно,

проходя этапы, связанные с развитием различных психических процессов и

сторон личности.

В системах понятий, необходимых для анализа рисования ребенка, у

разных авторов существуют серьезные разночтения. В нашем исследовании мы

пользовались определениями В.С.Мухиной [34; С.62-63]:

Графическое построение (или графическая структура) – любое

построение на бумаге.

Каракули – графические построения, которые ничего не означают и не

изображают.

Графический образ – представление о том, как предмет должен быть

изображен. Графический образ включает зрительные образы предмета,

представления о нем, а также двигательные представления о том, как должно

быть построено изображение предмета.

Шаблоны в рисовании – стереотипное изображение привычных

графических образов.

Копирование в рисовании – воспроизведение структуры графических

построений образца.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно

значительный подготовительный период. В раннем детстве ребенок учиться

наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать так называемые каракули,

начинает понимать, что рисунок может изображать те или иные предметы.

Начало нанесения каракуль связано с манипулированием карандашом и бумагой,

которые дают ребенку взрослые. Подражая взрослым и проводя карандашом по

бумаге, ребенок открывает для себя, что карандаш оставляет на бумаге след.

Теперь для малыша важны не только сами движения, но и те линии, которые у

него получаются.

Впоследствии движения ребенка становятся более точными и

разнообразными. Более разнообразными становятся и наносимые на бумагу

каракули. Ребенок сосредоточивает на них внимание. Он начинает предпочитать

одни каракули другим и повторять некоторые из них многократно. Получив

заинтересовавший его результат, ребенок рассматривает его, затем повторяет

движение и получает другие каракули, близкие по виду к первым.

Чаще всего ребенок предпочитает воспроизводить прямые короткие

линии (горизонтальные или вертикальные), точки, галочки, спиралеобразные

линии. На этой стадии линии, проводимые ребенком, еще ничего не изображают,

поэтому она называется доизобразительной [1, 45]. Переход от

доизобразительной стадии к изображению включает две четко различающиеся

фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий,

затем – намеренное изображение.

До известного момента ребенок просто чертит каракули и остается

этим доволен. Перелом наступает тогда, когда ребенок начинает связывать

некоторые из каракулей с тем или иным предметом, называет их палкой, дядей

и т.д. Возможность появления в каракулях изображения предмета так

привлекательна, что ребенок начинает напряженно ждать этого момента,

энергично нанося штрихи. Он узнает предмет в таких сочетаниях линий,

которые имеют с ним лишь отдаленное сходство.

Намеренное изображение предмета возникает не сразу. Постепенно

ребенок переходит от называния уже нарисованной каракули к словесному

формулированию того, что он собирается изобразить. Словесное формулирование

намерения является началом изобразительной деятельности ребенка [34].

Когда ребенок раннего возраста высказывает намерение что-нибудь

изобразить, он имеет в виду знакомый ему графический образ-сочетание линий,

которое в его прошлом опыте обозначалось как тот или иной предмет.

Графическим образом многих предметов становится замкнутая закругленная

линия. Так, например, кругоподобные кривые, которыми двухлетняя девочка в

изобилии покрывала бумагу, обозначая их "тетя", "дядя", "шарик" и т.д.,

ничем по существу одна от другой не отличались. Однако ребенок приходит к

пониманию того, что одно лишь обозначение предмета без сходства с ним не

может удовлетворять окружающих людей. Это перестает удовлетворять и самого

художника, т.к. он быстро забывает, что он изобразил. Ребенок начинает

применять доступные ему графические образы только для изображения тех

предметов, которые имеют некоторое сходство с этими графическими образами.

В то же время он пытается искать новые графические образы.

В этот период резко ограничивается круг изображаемых предметов.

Ребенок начинает рисовать один или несколько объектов, так что само

рисование становится для него деятельностью по изображению этих объектов.

Происхождение графических образов, которые использует ребенок,

может быть разным. Некоторые из них он находит сам в процессе черкания,

другие являются результатом подражания, копирования рисунков, предлагаемых

в виде образцов взрослыми, но значительно упрощенными.

Пока запас графических образов у ребенка очень мал, в его рисовании

выступает сочетание намеренного изображения предмета, для которого уже

имеется такой образ (например, человек в виде "головонога"), и узнавания в

случайно нанесенных штрихах знакомых предметов, графические образы которых

еще отсутствуют.

Реализация сколько-нибудь сложного графического образа связана для

ребенка с немалыми усилиями. Определение цели, ее исполнение, контроль за

собственными действиями – трудная задача для ребенка. Он утомляется и

отказывается продолжать начатое изображение. Но стремление ребенка к

изображению предметов и явлений внешнего мира так велико, что все трудности

постепенно преодолеваются. Правда, бывают случаи, когда у нормальных

здоровых детей по тем или иным причинам графические образы не складываются.

Такие дети несмотря на достаточно развитое восприятие и мышление,

оказываются неспособными к намеренному построению изображения. При

отсутствии руководства со стороны взрослых многие дети надолго

задерживаются на стадии узнавания каракуль, доводя эту стадию до

своеобразного совершенства. Они создают очень сложные сочетания линий,

причем каждый новый листок бумаги покрывается оригинальным сочетанием, т.к.

ребенок в поисках образа старательно избегает повторений.

Для формирования собственно изобразительной деятельности

недостаточно лишь отработки "техники" нанесения линий и обогащения

восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов,

что возможно при систематическом влиянии взрослого.

К началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже имеет

некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов,

позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют

с предметами лишь самое отдаленное сходство.

Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов

совершенствования изобразительной деятельности. Это совершенствование имеет

длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта,

которые ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного

восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых.

Рисунок взрослого отображает только те свойства предмета, которые можно

воспринять зрительно. Ребенок же использует весь опыт. Поэтому среди

детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному

восприятию, можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок

выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так,

нередко дети плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник) после ее

ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него коротенькими

черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого

предмета. Такие изображения остроугольных фигур объясняются попытками

приспособить для этой цели сложившийся раньше графический образ в виде

замкнутой кругообразной линии.

Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена

прежде всего тремя моментами: имеющимися в распоряжении ребенка

графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно-

осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того,

ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое

понимание предмета, свое знание о нем.

Бедный, едва намеченный рисунок ребенка показывает, что он не

делает серьезной попытки точно и полно воспроизвести изображаемый предмет.

Очень часто, когда ребенок рисует человека без волос, ушей, туловища и рук,

его "искусство" остается далеко позади его познаний. Ребенок рисует,

опуская части и детали, которые ему кажутся неважными.

Для того чтобы проследить, в какой мере при изображении сложных

предметов дети стремятся отобразить их реальные особенности, было проведено

следующее наблюдение. Детям предлагали рассмотреть чучело белки. Каждый

ребенок получал возможность поиграть с белочкой, рассмотреть ее мордочку,

лапки, погладить ее по шерстке. При этом он оставался в полном неведении

относительно того, для чего ему дали белку. Минут через пять у ребенка

забирали белочку и предлагали нарисовать ее. Оказалось, что детям в равной

мере свойственно опираться как на зрительное, так и на двигательно-

осязательное знание о предмете.

Таким образом, ребенок создает изображения, которые в определенной

степени соответствуют предмету. Характер изображений определяется способом

обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования.

Дети, гладившие белку и отмечавшие ее мягкость, пушистость, максимальное

внимание уделяли затем изображению шерсти, часто упуская многие детали

строения тела животного, а дети, которые тщательно рассматривали чучело

зверька, стремились передать все, даже мелкие характерные детали [33; С.131-

132].

Рисунок ребенка медленно, но верно развивается в направлении,

приемлемом для данной культуры. В построении графических образов ребенок

все больше ориентируется на зрительные впечатления. К этому приводят его

взрослые, которые отвергая неудачный с их точки зрения рисунок, предлагают

посмотреть на предмет.

Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей

совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы,

отображающие характерные черты изображаемых предметов. Постепенно

графические образы становятся все более соответствующими реальному

предмету. Однако детскому рисованию присуща известная тенденция к

закреплению привычных графических образов. При определенных условиях это

превращает образы в застывшие шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют

собой весьма прочные образования, так как они отвечают элементарным

требованиям изображения и находят признание у окружающих людей, Усваивая

шаблон, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь

о его совершенствовании. Только специальная задача, возникшая в процессе

рисования, заставляет ребенка, не изменяя шаблона, пририсовывать к нему

отдельные детали.

Например, если юная художница рисует себя и папу, то для

портретного сходства одному человечку пририсовывается каракулька,

означающая бант, а другому – папироса с неописуемо густым дымом.

С детьми дошкольного возраста проводили следующий опыт. Им

показывали поочередно желудевых человечков. У первого человечка не было

шеи. У остальных шея была, причем у каждого последующего длина шеи

увеличивалась на Ѕ см. Дети с легкостью начинали рисовать человечка,

но на шею долго не обращали внимания. Многие из них спохватывались лишь

после шестого-седьмого предъявления. В этом случае дети либо сразу же

рисовали необычайно длинную шею, где ей положено быть, либо пририсовывали

ее вертикально сверху головы, либо рисовали в виде галстука, идущего от

головы вдоль всего туловища [33; с.134]. Этот пример

показывает, что затвердевшие шаблоны затрудняют рисование, соответствующее

реальному предмету.

Закрепление графических построений, превращение их в шаблоны в

рисовании детей имеют двоякое значение для развития изобразительной

деятельности. С одной стороны, шаблонизация графических построений создает

основу изобразительной деятельности: рисующий соотносит реальный предмет и

возникающий образ этого предмета с известным ему набором графических

построений. Перестройка детского рисунка связана не с ликвидацией, а с

преобразованием графических образов под влиянием восприятия и представлений

о реальных предметах.

Однако, с другой стороны, шаблоны представляют большую опасность

для дальнейшего развития детского рисования, Если не управлять этим

процессом ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме

нескольких усвоенных им схем определенных предметов.

Шаблоны могут иметь двоякое происхождение. Одни вырабатываются у

ребенка в процессе ориентировочного поиска графического образа предмета,

другие возникают из подражания графическим образцам.

Наиболее легко стереотипизируются и становятся шаблонными

графические образы, возникшие путем подражания. Распространенными шаблонами

являются изображения домиков, цветов, деревьев и т.п. Подобные шаблоны

обладают удивительной живучестью – на протяжении десятилетий они передаются

из поколения в поколение. Зачастую такие изображения переживают

изображаемое. Как иначе объяснить появление в рисунках современных

городских детей изображений домов в виде маленьких избушек.

Е.А.Флерина называет явление закрепления графических образов

"рутинерством в детском творчестве". "Многие авторы, - пишет Е.А.Флерина, -

исследующие детское творчество, отмечают "консерватизм" ребенка,

"рутинерство", его стремление придерживаться тех или иных форм, приемов в

творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему

движению вперед. Отмечается также "автоматизм" в повторении усвоенного, что

мешает ребенку достаточно интенсивно совершенствоваться и часто приводит к

"застою" [45; С.47].

Причину этих явлений Е.А.Флерина видит не в "умственной лени"

ребенка, а в "плохом воспитании" и в невнимательном руководстве детской

изобразительной деятельностью. Ребенок, предоставленный самому себе, часто

тратит ненужные усилия на решение какой-либо по существу не столь сложной

задачи, и понятно, что, достигнув успеха, он за него излишне долго

держится. Ребенок часто просто не догадывается о новых возможностях

улучшения своего рисунка. Воспитатель должен направить ребенка на решение

новых задач.

В какой-то мере пристрастие ребенка к своим достижениям имеет

положительную основу как закрепление достигнутого, повторение его, как

упражнение. В условиях "воспитательно неблагоприятных" ребенок иногда

теряет чувство меры и положительная активная повторяемость переходит в

повторяемость пассивную, трафаретную.

Иной по своей природе факт автоматизма, который иногда также

перерождается в "рутинерство".

Автоматизм в том или ином навыке имеет свое положительное значение.

Автоматизм навыка в письме, чтении, в технике пользования материалом и т.д.

является необходимым. У ребенка настолько укрепляется тот или иной навык,

что он не затрачивает на него внимания и больших усилий, а производит их

автоматически; сохранившаяся благодаря этому энергия ребенка может быть

направлена на новые задачи. Если содержание навыка по существу правильно,

то его автоматизация есть достижение, обеспечивающее прочное высокое

качество работы и движение вперед. Отрицательным может стать не сам факт

автоматизации в творчестве ребенка, а его неверное использование. Например,

девочка, шести с половиной лет, рисует хоровод детей в окружении природы.

Путь создания фигур детей совершенно неожидан: рисуется ряд кружочков на

одинаковом расстоянии (головы), затем к каждому кружочку пририсовывается

прямоугольник (туловище), затем таким же порядком – ноги и руки. Этим

способом конструктивного конвейерного метода в создании формы ребенок

добивается чисто производственной ритмической четкости работы при полной

однородности фигур. Этот уклон автоматизированного навыка в рисовании

является творчески нецелесообразным, так как ведет к созданию шаблонных

форм.

Воспитатель должен вовремя заметить столь ложный путь работы и

указать другой способ творческого решения задачи, т.е. вызвать стремление

создать разнообразные, индивидуализированные образы.

Застои в развитии детского творчества бывают временные, кажущиеся,

как периоды внутреннего накопления, которые затем дают скачкообразное

движение вперед; но бывают застои и как результат детской пассивности.

Наблюдаются они чаще всего в тех случаях, когда многое делают за ребенка,

вводят шаблоны, готовые формы в его творчество, а еще чаще, когда ребенка

не учат самостоятельно разрешать задачи.

Итак, тенденция к закреплению графических образов – одна из

особенностей развития детского рисования. Запас графических образов

необходим ребенку для создания изображения. Важно, каким путем появился

образ – найден ли он ребенком в собственных поисках или же возник в

результате копирования готовых образцов. Важно, также, переносит ли ребенок

графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь

дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, ищет новые способы

изображения.

Одна из причин появления шаблонов в рисунках детей – неправильно

организованное обучение, невнимательное руководство изобразительной

деятельностью дошкольников или же отсутствие такового.

Необходима специальная работа, направленная на преодоление

стереотипности графических образов в рисунках детей. В задачи обучения

должно входить закрепление новых графических построений и разрушение

возникших шаблонов как непрерывный процесс.

1.2. Факторы, влияющие на своеобразие образов, создаваемых детьми

Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и

графического воплощения обусловлен особенностями психического и личностного

развития ребенка-дошкольника.

В первую очередь, это особенности основных психических процессов,

реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ

воображения. Исследования показывают, что у ребенка с высоким уровнем

воображения произведения обычно оригинальные, непохожие на продукты

творчества других детей [6].

Воображение – основное психическое новообразование дошкольного

детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно,

одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его

развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех,

которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без

него существовать. Именно в них идет наиболее интенсивное его развитие

(игра, художественная деятельность). Поэтому внимание взрослых к

воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его

изобразительной деятельностью должно быть первоочередным.

В работах Л.С.Выготского раскрыты основополагающие характеристики

детского воображения [3]. Детское воображение развивается относительно

независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком.

Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства.

О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии

его на "неокрепшую душу ребенка", говорил еще К.Д.Ушинский [44; с.432].

Л.С.Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов,

взятых из действительности, из опыта человека. Опыт ребенка мал, поэтому

детское воображение у детей беднее, чем у взрослого. В то же время он

отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов

воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего

воображения. Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он

подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и

качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого.

Л.С.Выготский выделил два типа воображения: пластическое

(объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся

главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное – из

элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересы и важны для понимания

детского творчества рассуждения Л.С.Выготского о динамике воображения. Он

говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные,

переходные периоды, в частности в детстве, происходит и глубокое

преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в

объективное [3; С.29]. Надо полагать, что именно поэтому к концу

дошкольного возраста ребенок хочет и может изобразить что-то доступное

пониманию другими людьми. Все это можно объяснить взаимосвязанным развитием

личности и интеллекта ребенка, а также воображения, чувств, восприятия,

сознания.

В исследованиях современных психологов раскрываются новые аспекты

воображения. Большой интерес вызывают идеи В.В.Давыдова. Опираясь на

современные данные психологии о воображении он описывал психологический

аспект этой человеческой способности, прослеживал ее возникновение и

развитие в дошкольном возрасте.

Весьма существенно замечание ученого о том что воображение нельзя

путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении

главное – перенос определенных свойств с одного образа на другой.

Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет

формирование других частей нового образа. "Схватывание" и удерживание

целого раньше его частей является существенной особенностью воображения [6;

С.129]. Достраивание ребенком образа на основе какой-то детали – пример

такого воображения. Например, случайное пятно, клякса, в которой малыш

увидел голову и клюв птицы, определяет появление других деталей этого

образа.

В.В.Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка

обнаруживается одна из важных особенностей воображения, - умение "видеть"

целое раньше частей. "Замысел – это некоторая общая целостность, которую

нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в

процессе реализации и воплощения замысла" [6; С.135].

В детской психологии установлено, что изобразительная деятельность

в своем "естественном", стихийном развитии претерпевает определенную

метаморфозу: ребенок в рисовании переходит от целостных и диффузных

графических образов, выступающих как знаки сходных групп предметов, к

дифференцированным изображениям конкретных вещей [16]. В педагогической

практике такая диффузность чаще всего расценивается как свидетельство их

"незрелости" – как негативная черта, которая нуждается в преодолении. Эта

оценка имеет свои основания. Но при этом иногда вообще не учитывается и

нивелируется позитивное значение целостных образов в ходе развития

изобразительной деятельности.

Разумеется, не все целостные графические образы значимы при

формировании изобразительной деятельности на творческих началах. Некоторые

из них могут вообще не иметь никакого отношения к способности видеть целое

раньше частей. Однако среди них существуют такие, в которых отражены

скрытые смыслообразующие свойства вещей, явлений, событий. Но однозначно

различить "позитивную" и "негативную" целостность в каждом конкретном

случае удается не всегда.

Психологи и педагоги признают, что именно в художественной

деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно

проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.

Большой интерес вызывают современные позиции ученых в понимании

истоков воображения. Так, развитие воображения в онтогнезе В.В.Давыдов

рассматривал в связи с положением о генетической связи воображения и

восприятия предметов [6]. С момента рождения процесс восприятия ребенка

опосредован взрослым. Содержание и способы сенсорного познания ребенка

изначально опосредуются взрослыми, подбором предметов, целенаправленным

расположением их, стимулированием актов хватания и совместной предметной

деятельностью. Во всем этом заключен обобщенный человеческий опыт,

выработанный многими поколениями. Поэтому малыш сначала видит предмет как

бы глазами другого человека. Следовательно, обобщенность, целостность

человеческого опыта изначально опосредствуют индивидуальное восприятие,

видение предмета. И потому уже в восприятии присутствует прообраз

"схватывания" целого раньше частей. Видение предмета глазами другого

человека является вместе с тем исходным моментом человеческого сознания,

поскольку процесс развития индивидуального сознания есть процесс

интериоризации социального опыта.

Далее из этих посылок следует вывод, важный для теории и практики

воспитания детей: "сознание невозможно без воображения, а само воображение

"организует" восприятие. Все они вместе служат творческой деятельности

человека, порождающей его личность… один из существенных источников этого

(творческого) потенциала следует искать в едином развитии восприятия,

воображения и сознания человека" [6; С.132].

Поэтому воображение возникает и начинает выполнять свои функции уже

на первых этапах формирования предметного действия и восприятия, то есть

воображение начинает проявляться уже в раннем возрасте.

Понимание взаимосвязанного развития воображения и сознания дает

основу для постановки соответствующей педагогической работы с детьми. Как

показали психологические исследования, воображение как познавательная

способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос

найти трудно (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко,

Г.Д.Кириллова и др.) [3, 6, 9, 11, 13]. Поэтому продуктивное воображение

активно работает в ситуации неопределенности, при решении задач, названных

психологами задачами открытого типа. Эти задачи не имеют одного решения, а

предполагают несколько вариативных. Известно, что у дошкольника существует

большой познавательный интерес к окружающему (если он не подавляется, а

поддерживается взрослыми). Однако знаний, чтобы удовлетворить его, у

ребенка еще недостаточно. Воображение дошкольника и разрешает это

противоречие.

С одной стороны, отсутствие опыта снимает ограничения сознания,

"подсказывающего" известные способы решения задачи, стимулирующего

репродуктивные образы и способы действия. Это дает ребенку большую свободу

в поиске решения, чем опытному взрослому, свободу, не ограничиваемую

знанием. С другой стороны, у ребенка относительно большой запас

неосознанного опыта, который при большой его заинтересованности, повышенной

эмоциональности актуализируется и дает материал для необычных, оригинальных

находок.

При всем этом свобода детского воображения не беспредельна.

А.В.Запорожец отмечал реализм детского воображения [13 ].

В творческом процессе тесно взаимосвязаны воображение и чувства.

Чувства стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства.

У ребенка чувства неглубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные.

Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно

поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом

целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной,

обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление,

чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения.

Большой интерес вызывают работы О.М.Дьяченко. Глубокое изучение ею

закономерностей развития воображения у детей позволило ей создать

специальную программу целенаправленного развития этой способности у детей 3-

7 лет. Исследование, безусловно, дает основу для становления "педагогики

воображения" – решения проблем развития творчества в широком плане [11]. В

то же время оно позволяет глубже понять возможности творческого развития

детей в конкретных видах деятельности, в частности в изобразительной, и

строить процесс обучения и развития детей в ее условиях более

целенаправленно и эффективно.

В исследованиях психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,

А.Д.Кошелева, А.В.Запорожец, О.М.Дьяченко) [3, 9,10, 11, 13] выделяются и

анализируются два вида воображения – "познавательное" и "эмоциональное",

которые начинают дифференцироваться к трем годам. Первый вид связан с

отражением объективного мира, как такового, а второй – с отражением

собственных переживаний, своего "Я". Эти идеи важны для понимания

своеобразия детской художественной деятельности.

Так, по данным О.М.Дьяченко, дети подразделяются по признаку

преобладания того или иного вида воображения [11]. А это значит, что одни

дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально,

последовательно, проявляя при этом творчество, а другие – так же творчески

фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.

При любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует

"познавательное" воображение, он будет стремиться более детально изображать

предмет и сюжет, а если доминирует "эмоциональное воображение, дошкольник

может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более

важно, чтобы оно позволило ему выразить свое состояние, значимый для него

смысл ситуации или предмета. Таким образом, превалирующий вид воображения

влияет на характер рисунка: на степень его полноты, детализированности, на

смысловые акценты, которые расставляет ребенок. Данная закономерность

позволяет понять, почему в одной и той же группе одни ребята пытаются

тщательно изображать, вырисовывать детали, а другие только намечают

изображение, фиксируя внимание на динамике события. Почему для одних детей

важно изобразительно описать ситуацию, а другим выразить взаимоотношения

персонажей, настроение и т.п.

Учитывая эту закономерность, педагог может соответственно

направлять одних детей (с "эмоциональным" воображением) на усиление в

рисунке изобразительной стороны, а других (с "познавательным" воображением)

– на передачу своего отношения к содержанию. Есть основания полагать, что

именно у детей с эмоциональным воображением превалируют игровые мотивы

изодеятельности.

Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с

"эмоциональным", чем у детей с "познавательным" воображением, причем во

всех возрастных группах. Эти данные свидетельствуют о зависимости

творческих проявлений от личностных особенностей детей и дают педагогу

возможность дифференцированно подходить к формированию деятельности и

развитию ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Как показали исследования О.М.Дьяченко, уровень оригинальности

детской продукции выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и

старшей несколько снижается [11]. В младшей группе это связано с

отсутствием взаимовлияния детей (из-за отсутствия совместной деятельности).

Возможно, что этому есть и другие причины, связанные с уровнем развития

изобразительной деятельности. Малыш как бы "открывает" смысл рисунка, в

котором он может отразить весь мир. Радуясь такому способу действенного

воспроизведения того, что его интересует, что для него значимо, малыш

обнаруживает разнообразие тем и замыслов. В то же время он не владеет

адекватными способами изображения и даже не подозревает об их существовании

и потому смел и раскован в изображении ("смелость неведения"). То есть

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ