Рефераты
 

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

следующие задания.

Задание 6 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков,

умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

Детям предложено досочинить голосом окончание песенки "Дождик" на

заданный текст.

Несмотря на то, что экспериментатором был показан свой вариант

сочинения, только Лиза З., Катя Б, Андрей Г. (25%) вызвались сразу

попробовать свои силы в сочинении песенки. Лена З. и Катя Б. (17%) неплохо

справились с заданием, хотя их ритмический рисунок и мелодия песенки

походили на вариант исполненный экспериментатором, не отличаясь ритмической

сложностью и оригинальностью мелодической линии. Остальная группа детей

осталась к выполнению задания равнодушна, не пытаясь принять участие в

сочинении.

Задание 7 ставило целью определить наличие у детей двигательных

навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.

Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями

под музыку русской пляски "Барыня". У детей отмечена неуверенность, робость

при выполнении задания. Движения примитивны, не выразительны, не ритмичны.

Дети не обладают запасом движений. Многие дети (83%) просто повторяют

движения других детей. Илья Д., Ульяна З. (17%) выразили отказ в выполнении

задания, объясняя отказ словами: "Я так не умею".

Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены

критерии оценки музыкальных способностей.

Музыкальный слух – чистое интонирование мелодической линии;

- владение широким диапазоном голоса;

- четкая дикция;

- правильное дыхание;

- слуховое внимание;

- чувство лада.

Чувство ритма – точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Музыкальная память – запоминание музыкального материала, а также

узнавание его и воспроизведение, наличие музыкального "багажа" памяти,

умение им пользоваться.

Музыкальное движение – запас танцевальных движений, умение с их

помощью передавать характерного или иного образа.

Творческие навыки – интерес к музыкально-творческой деятельности,

наличие образного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять

мелодию, ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать

свои чувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении,

игре на инструменте, мимике) различными выразительными средствами.

Анализ результатов данных по музыкально-творческим способностям

позволил составить таблицы.

Таблица 3

Критерии и уровни оценки развития музыкальных способностей

детей

| |Музыкальный |Чувство ритма |Муз. |Муз. |Творч.|

| |слух | |Памят|Движ.|навыки|

| | | |ь | | |

| |Задан|Задан|Задан|3ада-|Зада|3ада| | | |

| |ие 1 |ие 2 |ие 3 |ние 1|ние |-ние| | | |

| | | | | |2 |3 | | | |

|1.Грищенко |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |С |

|Андрей | | | | | | | | | |

|2. Белоусова |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |Н |

|Лена | | | | | | | | | |

|3. Гашева Ирина|С |С |С |В |С |Н |С |Н |Н |

|4. Качалкова |С |В |В |С |С |Н |В |С |Н |

|Юля | | | | | | | | | |

|5. Батанина |В |С |С |В |В |Н |Н |С |С |

|Катя | | | | | | | | | |

|6.Медведева |С |С |С |С |С |Н |В |С |Н |

|Саша | | | | | | | | | |

|7. Никулина |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |

|Лиза | | | | | | | | | |

|8.Зеленина Лена|С |В |В |В |С |Н |С |С |С |

|9.Емельянова |С |Н |Н |В |Н |Н |Н |Н |Н |

|Уля | | | | | | | | | |

|10.Девятков |Н |Н |С |В |Н |Н |Н |Н |Н |

|Илья | | | | | | | | | |

|11.Горюнова |С |С |Н |Н |Н |Н |В |С |Н |

|Наташа | | | | | | | | | |

|12.Казаков Рома|Н |Н |Н |В |С |Н |Н |С |Н |

Критерии оценки:

В - высокий уровень;

Н - низкий уровень;

С - средний уровень.

Таблица 4

Уровни развития музыкальных способностей детей по

заданиям

| | | | |

|Уровни |Высокий |Средний |Низкий |

| |кол-во |% |кол-во |% |кол-во |% |

|Зад.№1 | | | | | | |

| |1 |8 |6 |50 |5 |42 |

|Зад.№2 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |

|Зад.№3 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |

|Зад.№4 |2 |17 |3 |25 |7 |58 |

|Зад.№5 |3 |25 |2 |17 |7 |58 |

|Зад.№6 |- |- |8 |67 |4 |33 |

|Зад.№7 |- |- |3 |25 |9 |75 |

|Средние |12 % | |36 % | |52 % |

|данные | | | | | |

Уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении

Проценты

Высокий Средний

Низкий

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие

выводы:

1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии

внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет

достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых

для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-

творческой деятельности;

2. У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух,

тембровый слух и высокочастотный. Слабо развито чувство ритма, дети не

справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти

задания казались непонятными.

3. Дети не владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у

них не развита достаточно дикция. При пении дети не пытаются слушать

себя, правильно интонировать мелодию, многие просто кричат,

захлебываясь берут дыхание.

4. У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что

очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения

положительного результата. Дети не научены слушать и слышать музыку,

анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной

деятельности.

5. У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя

со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не

разработанности механизмов музыкальной памяти.

В целом можно констатировать, что музыкальные способности

дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш

взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта

творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных

музыкальных способностей.

Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков

дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной

деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при

осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных

способностей на доступном материале музыкального фольклора.

Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с

разнообразными заданиями.

2.2. Организация и руководство

процесса развития музыкальных способностей

старших дошкольников

Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали

технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи

формирующего эксперимента.

1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста.

2. На основе технологии составить программу развития музыкальных

способностей детей.

3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения

более высоких результатов.

Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из

заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного,

тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения,

творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в

форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей

деятельности. Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у

Михайловой М.А.

Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых

групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки,

приучения, индивидуального подхода к детям.

Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и

методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания

поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы,

обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую

деятельность.

В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха

в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и

стремления ребенка к творческому выражению.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности

наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения,

иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и

оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в

системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные

представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах.

Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная

самостоятельность при сочинении.

Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале

детского музыкального фольклора.

Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая,

танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.

Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором

ведущей формой проведения была игровая.

Программа включала в себя 2 этапа.

1 этап – развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление

навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового,

звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны

певческих навыков.

Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных,

музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей

музыкальной деятельности и творчеству.

2 этап – репродуктивно-творческий (занятия 11-14). Погружение детей в

полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта

музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на

основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

На основе данной технологии была составлена программа развития

музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа развития музыкальных способностей оформлена в таблицу с

выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный

характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности

разработанной нами программы.

Таблица 5

Программа развития музыкальных способностей

дошкольников средствами музыкального фольклора

|Этапы |№ |Цели |Содержание |

| |занятия| |работы |

|I. |1. |Развитие слухового внимания, |Музыкальная |

|Развивающ| |зна-комство с инструментом |сказка "Про |

|ий | |фортепиа- |Нину, кошку и |

| | |но, развитие умения различать |пианино". |

| | |зву-ки по высоте. | |

| |2. |1.Умение различать звуки |1.Муз.игра |

| | |высокого, среднего и низкого |"Уга-дай,чей |

| | |регистров; |голосок?" |

| | |2.Развитие чувства ритма, |2.Муз.игра |

| | |знакомст- во с музыкальными |"Прогулка" |

| | |инструментами; |3.Р.н.п. |

| | |3.Развитие музыкальной памяти,|"Сорока", |

| | |снятие с голоса песенок р.н. |"Зайчик". |

| | |"Зайчик", "Сорока". | |

| |3. |1.Развитие звуковысотных |1.Муз.игра |

| | |представ- |"Бубенчики". |

| | |лений, чистота интонирования | |

| | |звука разных ступеней. |2.Муз. игра "К |

| | |2.Развитие чувства ритма; |нам гости |

| | |3.Развитие муз. памяти, снятие|пришли". |

| | |с голоса простейшей попевки. |3.Р.Н.П."Солныш-|

| | | | |

| | | |ко". |

| |4. |1.Развитие звуковысотного |1.Муз. игра |

| | |слуха; слухового внимания; |"Кузнечик" |

| | |образного вос-приятия | |

| | |мелодической линии. |2."Зайцы" муз. |

| | |2.Развитие чувства ритма; |игра-загадка |

| | |умение соотнести характер |("Ко-лыбельная" |

| | |музыки с изоб- |р.н.п., |

| | |ражением на рисунке; |"Ах, вы сени" |

| | |знакомство с жанром |пля-совая р.н.) |

| | |колыбельной песни и плясовой |3."Дождик" |

| | |русской народной. |р.н.п. |

| | |3.Развитие певческих навыков. | |

| |5. |1.Умение различать поступенное|1.Муз. игра |

| | |движение вверх и вниз мелодии;|"Лесенка-чедесен|

| | |умение сопровождать движение |-ка". |

| | |ме-лодии движениями |2.Муз. игра |

| | |руки;тренировка слухового |"Научи матрешек |

| | |внимания. |танцевать". |

| | |2.Развитие чувства ритма. |3."Я на горку |

| | |3.Работа над певческими |шла" р.н.п. |

| | |навыками. | |

| |6. |Развитие чувства ритма, |Муз. игра |

| | |слухового внимания, развитие |"Тень-тень". |

| | |певческого голоса, чистое | |

| | |интонирование мело-дии, | |

| | |соотношение ритма с | |

| | |изобра-жаемой схемой. | |

| |7. |Дать понятие музыкального |"Кошка Мурка и |

| | |тембра, тренировка слухового |музыкальные |

| | |внимания. |игрушки" -игра |

| | | |муз. |

| |8. |1.Развитие тембрового слуха, |1."Определи |

| | |закреп |инст-румент" |

| | |ление развития чувства ритма, |муз. |

| | |знакомство с новыми муз. |игра-загадка. |

| | |инструм. |2."Слушай хлоп –|

| | |2.Развитие активного внимания.|ки" муз.игра. |

| |9. |1.Развитие тембрового слуха, |1.Муз.игра-загад|

| | |навы-ка снятия с голоса |-ка"Узнай, чей |

| | |попевки. |голо |

| | |2.Развитие активного внимания,|сок?". |

| | |муз. движения, творческого |2.Муз. |

| | |воображения |игра-загад-ка |

| | |интереса к творческому |"Чья очередь?" |

| | |заданию. | |

| |10. |1.Развитие умения понимать |1."Петя-пастушок|

| | |содер-жание музыки, интереса к|" муз. рассказ. |

| | |народной музыке, закрепить |2. "Пастушок" , |

| | |навыки слухового внимания. |"Кукушка", |

| | |2.Снятие с голоса и правильное|"Коровушка" – |

| | |интонирование народной песни. |р.н.п. |

|II. |11. |1.Знакомство с навыками |1.Игровые |

|Репродукт| |импрови-зации. |задания для |

|ивно – | |2.Развитие воображения и |развития |

|творчески| |творчест-ва в движении, |импровизации в |

|й | |соотношение харак-тера |песенном |

| | |движений и звучаний музыки, |творчестве. |

| | |формирование поисковых |2. Муз. игра |

| | |действий при выборе |"Отгадай, кто |

| | |выразительных средств передачи|мы?" |

| | |замысла своего движения; | |

| | |умение подбирать различные | |

| | |вариан | |

| | |ты движ. в передаче | |

| | |конкретного образа. | |

| |12. |1.Работа над пластической |1.Игра "Радуга |

| | |вырази-тельностью, дикцией, |появилась". |

| | |мимикой, артистизмом. | |

| | |2.Овладение навыками сочинения|2."Плясовая |

| | |на заданный текст, передача |"-р.н. |

| | |образа и характера сочинения. |3."Попробуй |

| | |3.Развитие воображения, |уга-дай", "А я |

| | |внимание, быстроты реакции. |по лугу" |

| | | |"Русская |

| | | |пляска", "Как на|

| | | |тоненький |

| | | |ледок", "Ах, вы |

| | | |сени" – р.н.п. |

| |13. |1.Развитие чувства ритма и |1."Заинька, |

| | |творчес-ких способностей с |серень |

| | |помощью шумовых муз. |кий"- муз.игра. |

| | |инструментов. | |

| | |2. Развитие речевой |2. "Сказочное |

| | |интонационной выразительности |зак-линание"-игр|

| | |в пении, деклама-ция стихов, |а. |

| | |фраз; развитие артистизма. | |

| |14. |Развитие творческих |Сочини песню на |

| | |способностей, сочинение песни |текст, используя|

| | |на заданный текст, |стишки-попевки –|

| | |импровизация ритма и |"Весна", |

| | |мелодичес-кой линии песни. |"Осень", "Марш" |

| | | |– (Шиблицкая), |

| | | |"Колыбельная" – |

| | | |(Френкель). |

При проведении занятия 1, "Сказка про Нину, кошку и пианино", дети с

большим желанием и интересом откликнулись на побуждение слушать музыкальную

сказку. Катя Б. отметила: "Я очень люблю слушать сказки, но музыкальных

сказок еще не слышала". При чтении стихов дети раскрепощались, смехом,

удивленными и одобрительными возгласами выражали свои эмоции, что говорило

о доступности и легкости восприятия сюжета сказки. С любопытством и

интересом дети рассматривали внутреннее строение фортепиано, пытались

нажимать на клавиши в разных регистрах и слушать звук. "А можно мне самому

пошагать по клавишам, как ходит мишка?" – спросил Андрей Г. "А мой мишка

поменьше, он будет ходить быстрее. Вот так!" – пыталась изобразить Лена З.

шаги своего мишки в нижнем регистре. Почти все дети изъявили желание

изобразить шаги мишки, песенку птички, с чем каждый из них справился легко,

произвольно нажимая клавиши в нужном регистре. "А я больше не буду по

клавишам бить, а буду пианино любить, и оно будет петь мне песенки красивым

голоском." – сказал Илья Д., с чем все ребята согласились. На задание

нарисовать дома персонажей сказки дети откликнулись с большим интересом и

желанием.

При проведении занятия 2, "Угадай, чей голосок?", дети пришли на

занятие с нарисованными домами персонажей сказки (мишка, зайчик, птичка),

поэтому на музыкальную загадку отвечали своими карточками. "Это идет мой

мишка!" – радостно отвечала Катя Б. "Это песенка моей птички," – отвечала

Наташа Г. Детям было интересно не только ответить на муз. загадку, но и

продемонстрировать экспериментатору и детям свои домашние рисунки. Если

кто-либо неправильно давал ответ, дети живо поднимали свои карточки-

картинки с правильным ответом. Почти каждый из детей попробовал себя в роли

ведущего, стараясь загадать загадку посложнее. В музыкальной игре,

"Прогулка", Дети старались точно повторить ритмический рисунок. Так как

повтор был групповым, то детям, не владеющим этим навыком, было легче

выполнять задания, смотря на своих товарищей и подражая им. Дети вели себя

раскованно и непосредственно. Особенно много положительных эмоций вызвало

задание, где нужно было изобразить бег. "А я бегу быстрее тебя!" – говорила

Лена З. "А тебя догоню!" – восклицал Рома К. Все откликнулись изобразить

вой ветра во время дождя. Капли дожевые изображали по очереди, стараясь

чтобы ритмический рисунок не походил на предыдущий. Более оригинально

изобразили дождь Юля К., Ира Г., Лиза Н.

При проведении занятия 3, "Бубенчики", требовалось зрительное и

слуховое внимание. Облегчало выполнение задания изображение бубенчиков.

"Ой, а бубенчики улыбаются!" – воскликнула Ира Г. На вопрос: "Кто хочет

подружиться с бубенчиками?" дети дружно ответили: "Мы!" Все это создавало

положительный эмоциональный настрой. С большим удовольствием все дети

разучили песенку бубенчиков, хотя непростой задачей оказалось помогать себе

движениями руки, изображая мелодическую линию. Но большую помощь и

поддержку заключал показ экспериментатора, который выступил в роли

дирижера. При ответе на музыкальную загадку "Какой бубенчик поет на этот

раз?" лучше других справились Катя Б., Ира Г., Юля К., Наташа Г. Лиза Н. и

Андрей Г. смогли справиться с заданием после нескольких проигрываний и

призыва экспериментатора внимательно послушать.

Много радости и положительных эмоций принесла встреча с уже

полюбившимися сказочными героями (птичкой, мишкой, зайчиком) в музыкальной

игре "К нам гости пришли". Все без исключения дети пытались изобразить

ритмическим рисунком пляску мишки, птички, зайчика. Экспериментатор уточнял

наводящими вопросами, чем отличается пляска мишки от пляски птички. "Птичка

маленькая, легкая, значит танец ее быстрый", - отвечала Саша М. "А медведь

большой, тяжелый, значит танец его медленный", - продолжала Уля Е. "А

зайчик бежит быстро, но с остановками. Можно я простучу. Вот так", - Андрей

отстукивал свой вариант ответа. Все дети попробовали отстучать тот или

иной ритмический рисунок, пытаясь изобразить что-то похожее на другие

варианты.

При выполнении задания 4, "Кузнечик", не все дети смогли сразу чисто

интонировать ступени звукоряда. Помогал призыв экспериментатора внимательно

послушать и спеть чисто, иначе кузнечик не прыгнет на цветок, а упадет на

землю. "Я буду стараться петь чисто, я не хочу, чтобы кузнечик разбился", –

откликнулась Лена Б. "И я тоже! И я!" – дружно поддержали ее дети. Всем

захотелось побывать в роли ведущего, даже ранее скованные дети – Ульяна Е.

и Лиза Н. – с большим удовольствием и старанием выполняли роль ведущего

игры. Так как задание повторялось в той или иной форме несколько раз, то у

детей закрепился данный навык.

При проведении музыкальной игры "Зайцы", дети с интересом и вниманием

слушали рассказ экспериментатора о жанрах колыбельной и плясовой. "А мне

мама поет колыбельную на ночь", – заметила Катя Б. "А я уже слышала похожую

музыку, она веселая, задорная, шуточная", – отметила Лена З. Единодушно

соотнесли с изображением на картинке музыку, исполняемую экспериментатором.

"Можно мне попробовать поотгадывать, что звучит колыбельная или плясовая?"

– спросила Юля К. Благодаря яркости и контрастности подобранных плясовых и

колыбельных, дети справились с заданием. Небольшие затруднения возникли у

Ильи Д., Ромы К. Но после повторного прослушивания и они успешно справились

с заданием.

В занятии 5 во время проведения игры "Лесенка-чудесенка", дети с

интересом рассмотрели изображение лесенки-чудесенки и выслушали задание. "Я

уже умею показывать рукой мелодию", – заметила Юля К. "Послушайте, я

правильно пою?" – спросила Катя Б. Дети уже понимают, что важно не только

правильно показать движение мелодии вверх или вниз, но и чисто интонировать

каждую ступень лада. С большим желанием и интересом дети выходили

отгадывать музыкальную загадку, т.к. задание им было понятно и знакомо. Так

как остальные дети одобряли хлопками правильные ответы, то каждому хотелось

выполнить задание только правильно. В случае неправильного ответа ребенку

давалась еще одна попытка. Наиболее активно и правильно отвечали Юля К.,

Саша М., Ира Г., Лена З.

Большой интерес у детей и положительные эмоции вызвала игра "Научи

матрешек танцевать" и сами матрешки. "Какие они красивые! Какие они

нарядные!" – воскликнула Катя Б. "У них очень красивые глаза и румяные

щечки!" – отметила Саша М. "А моя матрешка самая красивая, она мне

улыбается!" – заметил Андрей Г. Все это дало положительный настрой на

выполнение задания, с которым дети неплохо справились. При усложнении

ритмического рисунка, встретились некоторые затруднения у Ильи Д. и Лизы

Н. После повторного показа они справились с заданием. Охотно выступили в

роли ведущего Ира Г., Катя Б., Уля Е., Лена Б. Экспериментатором было дано

пожелание не повторять чужой ритмический рисунок. Каждый ребенок получил

одобрение после выполнения задания.

В задании 6 "Тень-тень", дети с удовольствием и желанием разучили

шуточную песенку "Тень-тень". Веселым смехом реагировали на слова песенки.

Активно откликнулись на призыв пропеть по ролям. "Можно мальчики будут петь

за медведя?" – спросил Рома К. "А можно мы с Катей будем лисичками?" –

спрашивала Лена З. "А я буду зайкой!" – сказал Андрей Г. Каждая группа

старалась без ошибок прохлопать свой ритмический рисунок, хотя все

справились с заданием неплохо, но лучше всех прохлопали лисички. Большой

интерес вызвало задание, где голосок должен спрятаться, а ладошки хлопать

ритмический рисунок. Так как дети уже прохлопали задание с голосом, без

поддержки голосом оно также не вызвало особого труда. Успешнее других

справились Юля К., Лена Б., Илья Д., Наташа Г. Выложить ритм песенки

короткими и длинными палочками вызвались Андрей Г., Уля Е., Лиза., Катя Б.

Таким образом, все дети приняли активное участие в игре и неплохо

справились с заданием.

В задании 7 "Кошка Мурка и музыкальные игрушки", детям интересен

сюрпризный момент возникновения нового музыкального инструмента, что

приковывает внимание ребенка. Интересен и сам инструмент. У каждого ребенка

возникает желание самому поиграть на новом инструменте, что и предполагает

игра. Знакомство ведется в нетрадиционной форме игры-загадки, что

завораживает детей, удерживает внимание ребенка, дает ему возможность

получить яркие впечатления. Большой интерес вызывает исполнение уже

знакомых мелодий на инструменте. Дети сравнивают звучание инструментов:

"Металлофон звучит как волшебная капель", – говорит Катя, "А мне кажется,

что это серебряное копытце стучит, а из под него вылетают разноцветные

камушки," –отвечает Лена З. Дети учатся связывать звучание инструмента с

конкретным образом.

Задание 8 "Определи инструмент", дает возможность детям вспомнить и

закрепить названия музыкальных инструментов. Каждый из детей может

выступить и в роли ведущего, и в роли отгадывающего ритмическую загадку. Не

остаются в стороне и остальные играющие, они внимательно слушают и

хлопками оценивают ответы. Это призывает быть детей собранными,

внимательными, активными. Особенно отличились сложностью ритмического

рисунка задания Катя Б., Наташа Г., Ира Г. Не смог вспомнить название

ксилофона Рома К., но ему быстро помогли Андрей Г. и Юля К.

После выполнения задания "Слушай хлопки!", на стульях, дети с

удовольствием откликнулись на призыв встать в круг и под звуки музыки идти

по кругу. Ведущий показал какую позу нужно принять (аиста) после 2-х

хлопков, а какую (лягушки) после 3-хх хлопков, но заметил, что дети могут

придумать свою позу "лягушки" и "аиста". В ходе игры оригинальностью и

фантазией в изображении отличились Рома К., Уля Е., Катя Б., Наташа Г. Их

позы не были похожи на позы, показанные ведущим. Все дети старались

придумать свои элементы поз. Некоторые позы вызывали дружный смех,

веселое настроение.

В задании 9 игра "Узнай, чей голосок?", прошла в свободной

непосредственной форме. Дети старались запутать ведущего - изменяли голос,

придумывали сложные интонации. Игровой момент догнать загадавшего загадку

вносил небольшую разрядку для слухового внимания. Дети не чувствовали

сложности игры и выполняли задание с желанием и интересом. Все приняли

активное участие, в стороне не остался никто.

В игре "Чья очередь?" дети разделились на подгруппы "лошадок",

"мишек", "зайчиков" и "птичек". Каждая подгруппа прослушала и запомнила

свою музыку. Сложность заключалась в том, что дети должны были не только

узнать свою мелодию и начать движение, им было необходимо создать

движениями свой образ. Экспериментатор помогал детям справиться с заданием,

показывая свой вариант движения. Но заранее было оговорено, что дети не

должны копировать движения экспериментатора, а придумать свои. В результате

интересными оказались вариант "мишки" у Андрея Г., Ильи Д. "птички" у Лизы

Н., и Наташи Г., "зайчика" у Лены Б.

В занятии 10 детям было предложено прослушать музыкальную сказку о

Пете-пастушке и выбрать одну из прозвучавших там песен, которая больше

понравилась и почему. А дома нарисовать по этой сказке рисунок. Такой

настрой побудил детей на более активное внимание и восприятие происходивших

событий сказки. Более внимательно дети слушали песенки и отмечали

понравившиеся им. "Мне понравилась песенка про коровушку, потому что она

добрая и приносит людям молочко", – объяснила свой выбор Уля Е. "А мне

понравилась песня о петушке, потому что у моей бабушки в деревне есть такой

петушок, он очень храбрый и красивый", – возразил Илья Д. "А мне

понравилась песня про дуду, она веселая и задорная, под нее можно

танцевать", – отвечала Юля К. А после пения этих песен с руководителем, не

осталось равнодушных детей. Тут же дети поделились тем, что они нарисуют

дома на сюжет этой сказки.

В занятии 11 детям было предложено:

1) На заданный экспериментатором текст досочинить песню, которая поется

не до конца, закончить ее. Дети к заданию отнеслись настороженно, но после

показа своего варианта экспериментатором, вели себя более свободно, пытаясь

получить свой результат.

2) Второй вариант предполагал сочинение полностью всей песенки на

заданный текст. Дети высказывались о характере заданного текста. "Песенка

очень грустная, осенняя, я хочу ее спеть медленно и грустно, а еще я могу

изобразить капельки сначала большие, а потом частые и маленькие" – говорила

Лена З. "А мне хочется сочинить про весну. Моя песенка будет радостная,

веселая, как солнышко." – замечала Катя Б. После чего дети показывали

варианты своих песенных сочинений, высказывали свое одобрение в том случае,

если им понравилась песенка, сочиненная товарищем. "Мне понравилась песенка

Юли и Андрея" – одобрительно сказала Лена Б.

В игре "Отгадай, кто мы?" дети выбрали ведущего, экспериментатор

объяснил ему правила игры, затем удалился. Дети с большим интересом и

желанием выслушали и посмотрели показ экспериментатора о возможных

повадках, движениях животных, которые должны изобразить произвольными

движениями дети. Несколько вариантов были показаны экспериментатором, но

также им было замечено, что дети должны придумать свои варианты движения.

Дети с готовностью ответили: "Мне кажется, что зайчик прыгает вот так…" –

заметил Илья Д., "А мой зайчик спрятался, у него замерзли лапки" – ответил

Андрей Г. "А мой зайчик смелый, он никого не боится, он будет радостно

скакать по лесу и собирать ягоды" – заметила Лена Б. В движениях детей

видна была свобода и фантазия. Задание нравилось и ведущим детям, и

исполняющим его.

При проведении занятия 12 "Радуга появилась", детям предложено как

можно по-разному произнести фразу "Радуга появилась", "Солнышко встало", "У

меня зазвонил телефон". С помощью экспериментатора детьми было найдено

множество вариантов произношения – с восторгом, с удивлением, с горестью,

сердясь и так далее. Даже замкнутые, не совсем активные дети не остались

равнодушны к заданию, так как работали группой и смотря на других детей,

увлекались заданием, исполняли свои варианты. Когда все варианты были

исчерпаны, дети попытались пропеть эти фразы разнообразными голосами и

способами: напевно, отрывисто, легко, выделяя акцентом разные слова. Все

дети были активны, но особенно удачными были исполнения Кати Б., Саши М.,

Лены Б, Андрея Г.

При проведении игры, "Плясовая", дети занимались знакомым уже занятием

сочинения на заданный текст. Так как уже имелся опыт сочинения на

предыдущих занятиях, дети вели себя уверенно, свободно, варианты сочинения

отмечались разнообразием ритмического рисунка и своеобразием мелодической

линии. "Я теперь умею сочинять песенки на любые стихи и даже дома пробую

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ