Рефераты
 

Развитие нравственных отношений младшего школьника на основе творчества Д. Дефо, его книг о Робинзоне Крузе

в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность

является фактором целостного развития личности ребенка. (21,с.28).

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что

развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки

активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных

знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира.

Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным

материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний;

организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению

нравственного опыта.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом

отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только

содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания,

убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль

отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам

ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную

деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная

деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача

ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В

начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать

учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

Охарактеризовывать особенности того или иного общественного явления, –

значит, выявить его существенные взаимосвязи с другими явлениями социальной

действительности. С развитием общества и изменением исторических условий

существования людей постоянно обновляются, а в отдельные исторические

периоды коренным образом меняется содержание воспитания. Воспитание может

быть правильно понято лишь как естественно исторический и диалектический

противоречивый процесс. Сущность социального аспекта нравственного

воспитания определяется, прежде всего, особенностью развития современной

эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на принципиально

новых началах.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует

считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во

времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его

концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с

элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей,

как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип

реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе

обучения взаимосвязана еще с тремя факторами.

Во –первых, придя в школу, ребенок переходит от “житейского”

усвоения окружающей действительности, в том числе и морально –нравственных

норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.

Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д.

Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная

деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.

п.

Во –вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную

коллективную деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм,

регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя.

И третий фактор, о котором следует сказать: В процессе обсуждения

положения в современной школе, проблемы становления программ обучения,

дискуссий по поводу объема материала той или иной науки, все чаще звучит

тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего формирование

нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес

гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы. Представляется, что

здесь дело не только в специфике той или иной науки, сколько в подходе к

учебной деятельности вообще. Данный вид деятельности имеет все возможности,

позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе

изучения любого предмета. Конечно, и игровая, и трудовая деятельность так

же обладает такими возможностями, но учебная имеет в этом плане одно

существенное преимущество: возможность целенаправленного формирования и

естественно –научных и нравственных убеждений.

Начало обучения в школе – новый и важный этап в воспитании и развитии

ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую,

общественно –значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира

ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы

систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик,

развивается характер, воля. В воспитанно отношении очень важно, какими

будут первые шаги ребенка в учении. Учитель вводит его не только в мир

знаний, но в сложный мир отношений к учению – обязательному и сложному, но

в то же время радостному труду.

Важным является понимание того, что нравственное воспитание

целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной

деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном

возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе,

создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения

различных умственных и нравственных задач. А нравственность предлагает не

только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу

против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка.

В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения

могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь

влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность

человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Глава II. Методика формирования нравственных отношений младшего

школьника на уроках чтения, либо внеклассного.

Рассматривать методику формирования нравственного отношения младшего

школьника я попробую на базе произведений Д. Дефо «Робинзон Крузо».

В качестве исходного материала, на котором можно будет изучить

формирование нравственного отношения младших школьников, с учетом

произведений Д. Дефо, такая моральная норма, как «ответственность» и

«добродетельность» истинная и ложная, которые очень актуальны на

современном этапе жизни общества.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей

мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими

познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в

возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность

придти на помощь советом и делом.

Обыкновенность, негероичность Робинзона - одно из главных условий

его огромного успеха. Каждый читатель, ставя себя на его место, мог

думать: "И я в тех же условиях оказался бы таким же молодцом".

В наше время тема «доброжелательности» стоит очень острым углом. В

нашей жизни, к сожалении, она является ложной, то есть многие люди выдают,

за выходящую из сердца чистую, «доброжелательность» корыстную, работающую

только во благо себе.

Чистой и истиной доброжелательности нужно учить детей с самого раннего

возраста.

При исследовании нравственного опыта младших школьников используются

ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод

незаконченных рассказов.

Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому

предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои

рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания

рассказа школьникам задаются вопросы, которые были составлены таким

образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения,

знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных

рассказов, ученикам зачитываются рассказ, в котором герою необходимо было

действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней.

Каждого испытуемого просят представить, что действующим лицом является он

сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения

и обосновывать их.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников

используются следующие критерии: степень соответствия нравственной норме

знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их

глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделяются такие проявления,

как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения,

знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или

несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнают по оценочным суждениям школьников о

поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям

выполнения моральной деятельности и их мотивам.

На первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов предлогают задания

ответить на вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что

нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и

экспериментальных классах необходимо прежде всего будет выделить

испытуемых, ответы и высказывания которых, будут свидетельствовать о том,

что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание

моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий

уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не

видят нравственную проблему там, где она есть.

В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно

предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Основываясь на вышесказанном, выделяют этих школьников в группу с

низким уровнем нравственного опыта.

Далее, из оставшейся выборки выделяют испытуемых, у которых знания,

отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с

учащимися с низким уровнем нравственного опыта.

Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но

в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом,

нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше,

чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность

их знаний довольно низка.

Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений,

хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с

низким уровнем нравственного опыта.

В результате проведенного анализа, выделяют данных испытуемых в группу

со средним уровнем нравственного опыта.

Оставшиеся испытуемые образуют самую немногочисленную группу с высоким

уровнем нравственного опыта.

Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются

высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях

представлялось 3-4 существенных признака ответственности и

доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания

нравственных норм.

Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая

степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно

критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания

норм.

На втором этапе исследования формируют у учеников 2-х и 3-х

экспериментальных классов ответственность и доброжелательность в процессе

обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, меняется

только характер ее протекания.

Формирование ответственности проводится по следующим направлениям:

*организация взаимной деятельности учащихся на уроках;

*анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных

заданий с нравственной точки зрения;

*организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной

работы.

Доброжелательность формируется следующим образом:

*организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;

*систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений

между учащимися во время учебных заданий.

Как видно из указанных направлений формирования, стараются избегать

прямого научения школьников, создаются условия только для расширения и

углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и

самосознания учащихся.

На втором этапе исследования учащимся предлагаются такие ситуации, в

которых они должны были помочь товарищу:

Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал

около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в

книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не

хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался

дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы

тоже не хватило?»

Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса,

только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу.

Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до

прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в

дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя

Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя

Сережа, Миша…

·«Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь

ему. Ваши действия?»

Рассмотрение полученных результаты:

Прежде всего, анализируются изменения нравственного опыта во 2-х и 3-х

экспериментальных классах. Как и на первом этапе исследования, испытуемые

экспериментальных классов делятся на три группы – с низким, средним, и

высоким уровнем нравственного опыта.

В то же время меняется их количественный состав.

При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с

низким уровнем уменьшилась, со средним увеличилась и с высоким увеличилась.

Более детальное сравнение позволит проследить изменение состава учащихся в

группах разных уровней от первого этапа исследования по второй.

В целом 2 экспериментальных классов меняют свое положение, и могут

попасть в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт

будет свидетельствовать о том, что в результате формирования эксперимента у

школьников 2 классов нравственный опыт достиг высокого уровня развития.

В 3-х экспериментальных классах картина количественного распределения и

изменения состава учащихся в группе может быть аналогична.

В целом выборки 3-х экспериментальных классов увеличивается число

испытуемых с более высоким уровнем нравственного опыта.

Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых 2-х, 3-х

экспериментальных классов может отмечаться и некоторые качественные

особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои

ответы, могут чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы.

Повышается способность выделять нравственную проблему в ситуациях

нравственного выбора. Оценки поступков могут быть более критичны не только

по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольных классах, каких – либо изменений, как качественных, так и

количественных может быть не обнаружено (в сравнении с результатами первого

этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение

нравственного опыта у испытуемых во 2-х, 3-х экспериментальных классах

происходит в результате целенаправленного формирования учебной

деятельности.

Также проводится диагностика сформированности нравственного воспитания

учеников.

Диагностика включает в себя 3 пункта:

1. Метод ранжирования (данные I и II замера).

2. Диагностический метод «Работа над ошибками» (I и II замер).

3. Метод диагностической ситуации «Эксперимент»

Для сравнения сформированности нравственного воспитания у

учащихся, I замер делали в 1 классе, а II замер - во 2 классе.

Метод ранжирования. Учащиеся получают анкету с заданием: «Пронумеруй по

порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный,

нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».

Обработав данную анкету, можно увидеть, что по результатам 1-ого замера

главным качеством человека учащиеся выбирают «честность, затем следуют:

«культурный», «умный, «справедливый, «веселый», «нарядный», «модный»

(условно). Выбор, главным качеством человека — честность, объясняется тем,

что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень нравственных навыков.

Познакомившись друг с другом в классе, дети приступают к главной

деятельности данного возраста - игре. А честность в игре занимает одно из

главенствующих мест.

На II месте - культурный. В это понятие дети вкладывают умение общаться

друг с другом и с учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей,

учились работать в коллективе.

Во 2-ом замере, спустя год, главным качеством человека сожжет

быть выбрано «умный», «честный», «справедливый» и «культурный»,

«веселый», «нарядный», «модный» (условно). Анализируя данные 2-ого замера,

можно увидить четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное - быть

умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель,

значит он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на

уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека — умный?», некоторые

дети говорят, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и

справедливым

2 метод диагностики «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики

заключается в следующем: детям читается текст, в котором содержится 5

ошибок. Дети должны будут отыскать эти ошибки и записать их количество.

3 пункт диагностики - «Диагностическая ситуация». Перед учащимися

ставится проблема морального выбора. В эксперименте участвуют ученики

класса и «подставное лицо». Перед каждым ребенком разыгрывается

сценка. Потом он должен сказать основную проблему морального выбора.

Из таких исследований можно понять, что зачатки нравственного

воспитания у детей есть и его надо продолжать развивать. Я считаю, что

такой метод формирования нравственного отношения у младшего школьника

эффективна, так как учитель может помимо того, что формировать нравственное

отношения, но и узнать у школьника его уровень нравственности.

2.1 Влияние творчества писателя на формирование нравственных отношений

культуры младшего школьника.

Знаменитого «Робинзона Крузо» Дефо создал уже в зрелом возрасте в

1719 году. За плечами было почти шестьдесят лет жизни. "Приключения

Робинзона — схема действительной жизни — двадцати восьми лет, проведённых в

самых скитальческих, одиноких и печальных обстоятельствах, какие когда-либо

испытывал человек. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь — в

постоянных бурях, в борьбе с наихудшим видом дикарей и каннибалов Я

испытал всяческие насилия и угнетения, несправедливые упрёки, людское

презрение, нападения дьяволов, небесные кары и людскую вражду; изведал

бесчисленные превратности фортуны, побывал в рабстве хуже турецкого: спасся

с помощью столь же ловкого плана, что описан в истории Кури попадал в

море бедствий, снова спасался и снова погибал часто терпел я

кораблекрушения, хотя скорее на суше, чем на море. Одним словом, нет в

воображаемой жизни ни одного обстоятельства, которое не было бы законным

намёком на историю подлинную" — так написал Дефо в третьей, заключительной

части «Робинзона Крузо», которая вышла в 1720 году. Что же за жизнь прожил

Даниэль Дефо?

Он родился в семье лондонского торговца свечами — человека незнатного, но

достаточно состоятельного. Даниэля Дефо готовили к поприщу священника, но

он предпочёл коммерческую деятельность. За какие только предприятия он не

брался: торговал и трикотажными изделиями, и табаком, и водкой, пытался

организовать агентство, предсказывающее землетрясения и появление

призраков, завёл собственный кирпичный завод и даже кошачью ферму, где

предполагалось получать от кошек мускус — пахучее вещество, в те времена

использовавшееся в парфюмерии. Но коммерция была для Дефо не только

средством разбогатеть. Как раз богатства он себе и не снискал. "Тринадцать

раз я был богат и снова беден стал" — так скажет сам о себе Даниэль Дефо

впоследствии. Коммерция и коммерсанты были для него реальным воплощением

человеческих способностей — ума, смелости, энергии и любознательности. Он

написал за свою жизнь немало книг о коммерции, таких, как «Всеобщая история

торговли, в особенности в её отношении к британской коммерции» (1713);

«Всеобщая история открытий и усовершенствований в полезных искусствах, в

особенности в великих отраслях коммерции, навигации и земледелия во всех

известных частях света» (1725—1726); «Полный английский негоциант»

(1725—1727) и другие. В одной из своих книг он написал так: "Настоящий

купец — универсальный учёный. Он настолько же выше простого знатока латыни

и греческого, насколько этот последний выше безграмотного, не умеющего

читать и писать человека. Он знает языки без помощи книг, географию — без

помощи карт; его торговые путешествия исчертили весь мир; его иностранные

сделки, векселя и доверенности говорят на разных языках; он сидит в своей

конторе и разговаривает со всеми нациями".

Злые языки упрекали Дефо в том, что своими политическими убеждениями он

торговал так же, как и всем прочим. И действительно, Дефо в политических

распрях двух основных английских партий — вигов и тори — выступал то на

стороне одних, то на стороне других; был он и тайным правительственным

агентом и использовал свои разъезды по стране и миру не только ради

коммерческих целей. Не будем пытаться оправдать или осудить Даниэля Дефо.

Очевидно, что и здесь в нём говорил трезвый и расчётливый ум человека

Просвещения. Многие современники Дефо, в том числе и Джонатан Свифт, не раз

писали о том, что противостояние вигов и тори было, по сути своей,

бессмысленно и члены той или иной партии чаще всего думали не о том, как

претворить в жизнь те или иные способы управления страной, а просто о своей

личной выгоде. А если так, если с точки зрения разума — беспощадного судьи

эпохи Просвещения — одна партия стоила другой, то почему было не выбрать

ту, приверженность к которой на данный момент приносила наибольшую выгоду?

Так или не так рассуждал Дефо — сказать трудно. Но если бы он не ввязался в

политическое противостояние вигов и тори, не были бы написаны блестящие

памфлеты, составившие славу английской публицистики. За один из них Дефо

приговорили к стоянию у позорного столба. Этот памфлет примечателен сам по

себе: здесь Дефо выступил в поддержку официальной точки зрения, но довёл её

до абсурда. Памфлет назывался «Кратчайший способ расправы с диссидентами»

(1702). Он вышел без имени автора. Все возможные и невозможные кары, божьи

и человеческие, призывались в нём на головы диссидентов. Автор предлагал

ссылать их на каторгу, вешать и даже распинать вдоль большой дороги.

Беспощадная ирония автора стала очевидна не сразу, но вскоре истинный

замысел памфлета был раскрыт, найден был и автор — Даниэль Дефо.

Но у человека, столь часто менявшего сторонников и союзников, было немало

врагов, а друзья держались всё настороженнее, всё отчуждённее — и трудно

было бы их за это упрекать... Дефо ощущал себя, в конечном счете, очень

одиноким, о чём и написал в последней части «Робинзона».

Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...»

вышел в свет в апреле 1719 года. Книга имела необычайный успех. В том же

году Дефо опубликовал вторую часть — «Дальнейшие приключения Робинзона

Крузо», а в 1720 году вышла третья часть — «Серьёзные размышления в течение

жизни и удивительных приключений Робинзона Крузо с его видением ангельского

мира». Вслед за «Робинзоном» Дефо пишет ещё несколько романов, таких, как

«Жизнь, приключения и пиратства знаменитого капитана Синглтона» (1720),

«Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722) и другие. Эти романы

также имели успех и оставили значительный след в литературе. И всё же на

надгробии Даниэля Дефо было высечено: "Даниэль Дефо, автор «Робинзона

Крузо»".

«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка

из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на

необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко,

куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж

корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения

пиратами. Написано им самим». Так выглядело название первого издания романа

Дефо. Успех его был предрешён. Страсть к путешествиям, жгучий интерес к

неизведанным странам охватили всю Европу ХVIII века, и Англию более, чем

какую-либо другую страну. Каждый англичанин хоть раз да садился на корабль,

отделявший остров от остальной части Европы, а значит, полагался на волю

морской стихии. Об англичанах говорили как о нации мореплавателей, а в

английской литературе море было одним из самых распространённых образов, в

котором каждая эпоха видела нечто своё. Для просветителей море стало тем

местом, где проверяются истинные качества человека, где всё зависит от его

воли, решительности, от его умений.

Итак, в «Робинзоне Крузо» читатель — современник Дефо мог найти всё то, что

ему хотелось видеть в книгах — рассказ о путешествиях, о кораблекрушениях,

описания невиданной природы и захватывающих дух стычек с дикарями. Многие

подражатели и авторы сокращённых переработок «Робинзона» на этом и

останавливались. Но замысел Дефо был глубже. «Робинзон Крузо» —и промысла

Божия. это и притча о духовном пути человека, о том, как он приходит к

постижению высшего смысла человеческого существования

Дефо пытается решить проблему, которая вставала в европейской литературе и

культуре еще в ХVI веке, — как соотносятся воля человека и Божий промысел.

Робинзон находит некий баланс между стремлением улучшить своё положение,

осознавая, что всё же многого лишён, — и подчинением Божьей воле. Он не

унывает, он принимает то, что с ним случилось, как должное, но он не

пассивен, а деятелен и энергичен. Когда в душе Робинзона воцаряется мир,

Дефо вводит в повествование дикарей — теперь Робинзон может учить других

тому, что постиг сам.

Потрясённый кровожадностью дикарей-людоедов, Робинзон, тем не менее,

постепенно понимает, что они не закоренелые злодеи, а просто не знают

настоящих (с точки зрения Робинзона) нравственных ценностей. Одного из них

Робинзон воспитывает, "просвещает". Символично имя, которое Робинзон даёт

молодому дикарю, — Пятница. В пятницу человечество получило искупление

грехов, так как был распят Христос, но Воскресение, обретение новой жизни,

произошло позже. И Пятница, и Робинзон, и, возможно, с точки зрения Дефо,

само человечество как раз и находятся на этом отрезке пути к истине: разум,

воля, труд способны искоренить пороки старого общества, но каким будет

новое — пока непонятно. Размышлений подобного рода немало в третьей части

«Робинзона».

Современного читателя может удивить то, как настойчиво Робинзон пытается

обратить дикаря в свою веру. Но не будем забывать, что идея равноправия

культур и, как следствие, уважения к первобытной культуре появились лишь в

ХХ веке, когда исследователи доказали: первобытный человек и те народы, что

стоят сейчас на этой стадии развития, имеют свою достаточно сложную систему

ценностей, свои представления о нравственности, о добре и зле. Такого

взгляда на дикаря не могло быть ни у Робинзона, ни у Дефо. Но размышления

Робинзона о том, что дикари не виноваты в своей кровожадности, весьма

примечательны. Робинзон вспоминает, как вели себя раньше колонизаторы,

истреблявшие дикарей, не считавшие их за людей. Он противопоставляет такому

взгляду на дикарей свой, новый, "просвещённый", он считает, что должен

нести дикарям всё лучшее, что есть в его культуре — культуре

цивилизованного европейца.

Роману Дефо впоследствии часто подражали. Возникло слово "робинзонада" как

обозначение целого жанра; до сих пор мы употребляем слово "робинзон" как

нарицательное. Интересно, что Жюль Верн, создавая «Таинственный остров»,

как и Дефо, наделил своего героя Сайруса Смита — тоже "робинзона" — той

профессией, которая в конце XIX века казалась воплощением времени —

профессией инженера.

Он умер в конце апреля 1731 года. Сердобольная мисс Брокс - хозяйка

дома, где Дефо прятался, похоронила его на свои собственные деньги.

Газеты посвятили ему короткие некрологи, большей частью

издевательского свойства, в самом лестном из которых его удостоили

назвать “одним из величайших граждан республики Граб-стрит”, то есть

лондонской улицы, где ютились тогдашние борзописцы и рифмоплеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и

педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Эффективность нравственного

воспитания школьников возможна при создании педагогических условий:

мотивационной, содержательной, операционной. Программа «Нравственное

воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать

повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая

развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности. И наши

дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми,

внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это

ли главная цель работы учителя?

Дефо пытается решить проблему, которая вставала в европейской литературе и

культуре еще в ХVI веке, — как соотносятся воля человека и Божий промысел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения:

Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение,

1979.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы

психологии. - М.: Просвещение, 1975.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение,

1979.

7. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических

институтов. - М.: Просвещение, 1987.

8. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной

деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

9. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979,

т. 11.

10. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.

рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

12. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе

воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

13. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства

трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

14. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику:

Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. –

386с.

15. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во

Ростовского ун-та, 1983.

16. Краткий словарь по философии -М: 1982.

17. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2.

– М.: Просвещение, 1978.

18. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. –

Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

19. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.:

Просвещение, 1985.

20. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной

деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

21. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных

науч.-пед. Программ.» -Обзор информ.вып. 5 с.3

22. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

23.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2

издание -М: 1995.

24.Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной

деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им.

А.И. Герцена, 1983.

25.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы

нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.

26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М:

1980, т.2.

27. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.

28. . Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в

исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.

29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

30. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение

-----------------------

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ