Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема
обстоятельства в свою пользу. Для слабых натур это становится серьезным
испытанием, если не бедствием.
В связи с эти актуальной становится проблема защиты таких людей и
общества в целом от оценочной ярости эгоистически настроенных собратьев.
Необходима нейтрализация однобоких и неверных оценок, на что их носители
так просто не пойдут.
«Что такое нравственность? – спрашивает Гельвеций и поясняет: - Это
наука о соглашениях, придуманная людьми для того, чтобы совместно жить
наиболее счастливым образом». Эгоист хочет жить счастливо лишь сам, поэтому
такая наука ему чужда.
Мнений много, но истина одна, и старательно ее ищут лишь те, у кого
общие интересы, кто хочет жить совместно с другими в согласии.
Безнравственных людей это не устраивает, им гораздо важнее воинственный
приоритет собственных оценок.
Отсутствие между людьми взаимопонимания, культуры общения ведет ко
многим негативным последствиям. Подтверждением того, насколько в обществе
стал опасным непримиримый эгоизм оценок, стали события последних лет. Чтобы
отстоять свое мнение, многие выходят на улицы, демонстрации, устраивают с
людьми, отличающимися по взглядам и оценкам яростные выяснения отношений,
разбирательства, суды. Речь идет уже не о разумном обмене оценочными
мнениями и выборе из них наилучшего, истинного, а о том, как пересилить или
переупрямить того, кто в чем-то не согласен с тобой.
Наши современники не готовы к терпеливому поиску истины. Сознавая это,
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Оценки примирить,
наверное, невозможно. Дух разделения и исступления овладевает нашими
душами. Снова люди «свое» противополагают «чужому». И свое – положение,
имущество, идеи - считают более ценными, чем чужую – нет, не идею, -
жизнь».
Несходные оценки разделяют людей на множество партий, группировок,
оказывают на общество в целом более отрицательное, чем положительное
влияние. С усилением такого несходства резко понижается взаимопонимание
между людьми, растет неприязнь, отчуждение, возникают конфликты, стачки,
забастовки, войны.
Мы привыкли не замечать данной проблемы, но она существует издревле и
в определенные периоды исторического развития в значительной мере
обостряется.
Уже Платон задумывался над тем, как уберечь людей от оценочного
эгоизма отдельных индивидов. В своем государстве он лишал права на спор
людей с умом неразвитым или ущербным, с намерениями не искренними и
эгоистичными.
«Зачем отправляться на поиски истины со спутником, не умеющим идти так
ровно и быстро, как надо? » - замечает по этому поводу М. Монтень. По его
мнению, лучше быть одному, чем среди докучных и глупых людей, навязывающих
всем свои взгляды и оценки.
Редкая удача иметь подле себя порядочного во всех отношениях человека
с ясным умом и нравами, с умением судить обо всем с позиций истины, а не
узких, корыстных и эгоистических интересов.
Трудно решать эту проблему, если она не будет озвучена всенародно, в
общегосударственном и, может быть, мировом масштабе. На ее решение должны
быть мобилизованы и политика, и наука, и воспитательные учреждения
государства.
Вывод. Среди людей встречается немало носителей воинственной и даже
агрессивной оценки. Их опыт, а порой и искусство в этом отношении помогают
им утверждать свою оценку, не всегда верную и объективную, среди других
людей.
Необходимо оберегать себя и общество от таких людей. Воспитывать у
людей смолоду умение противостоять их оценочному эгоизму, умело приходить к
всеобщему согласию и единству.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ЧЕЛОВЕКА
Оценка возникла одновременно с человеком и восходит к глубинам его
психики. На протяжении тысячелетий она сыграла решающую роль в его
становлении как одного из наиболее совершенных биологических видов.
Уже с момента рождения ребенку присущ целый ряд оценочных реакций
положительного, отрицательного или нейтрального содержания. Это не что
иное, как защитный отклик на то или иное воздействие среды. Психолог Л.И.
Липкина называет это свойство «мудростью тела». «В системе организма, -
пишет она, - имеются особые автоматизмы, делающие наше тело «мудрым».
Мудрость тела выражена в его способности оценивать, контролировать приток
количества и качества нужных веществ и оттока ненужных».
Невольное оценочное реагирование организма на внешний раздражитель,
выдающийся физиолог И.П. Павлов назвал «ориентировочным рефлексом» или
рефлексом «что такое?». Его значение в том, что он контролирует окружающее,
не позволяя пропустить раздражитель, который мог бы иметь для организма
какие-то последствия. «Биологический смысл этого рефлекса огромен, -
говорит ученый, - если бы у животного не было этой реакции, то его жизнь
каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске».
Дальнейшие исследования ученых подтвердили тот факт, что психика
организма выполняет, прежде всего, оценочно-контролирующую функцию.
Известный психолог П.Я. Гальперин в связи с этим замечает: «Контроль
составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности».
Для детского возраста, когда рассудочность еще недостаточно
сформирована, очень важными для оценки окружающего становятся его органы
чувств. Это подчеркивает известный педагог С.Т. Шацкий: «если ребенок не
будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет
среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые
грозят ему ежеминутной опасностью».
В историческом плане переход к психической форме отражения
действительности намного повысил оценочные возможности организма. С
появлением дистанционных рецепторов отражения у человека приобретаются
навыки не только стремительного, но и раннего распознавания качественной
неоднородности среды. С точки зрения все усложняющейся борьбы за
существование это стало значительным шагом вперед.
Возникнув с самим человеком, оценочная деятельность со временем
настолько усовершенствовалась, что сделала его в определенной степени
неуязвимым среди бесчисленного множества подстерегающих опасностей.
Благодаря умелой оценочной ориентации, человек на протяжении веков сумел
сохранить себя и достигнуть значительного совершенства в сравнении с
другими представителями животного мира. Это подметил Ф. Ницше. "«оценивать
– значит созидать… Без оценки был бы пуст орех бытия», - говорил он.
Имея мощную ориентационную и охранительную систему в виде сознания,
человек оказался способным заранее предвидеть жизненные ситуации,
планировать свою перспективу, намечая разумную деятельность, а вместе с ней
и путь к процветанию. Благодаря оценке он «создал смысл вещам, человеческий
смысл! Поэтому называет он себя человеком, то есть «оценивающим» (Ф.
Ницше).
Опыт, накопленный в течение тысячелетий, позволил человеку обеспечить
себя жизнеутверждающими ценностями, окружить себя не только комфортом, но и
стать многосторонне развитым существом. Кроме того, пожизненная оценочная
деятельность превратила человека в неутомимого исследователя,
первооткрывателя многих секретов окружающего и вселенной. Именно она
поддерживает у него неукротимый порыв к новому и неизведанному. Оценочный
«голод» ведет человека вперед и все дальше. Этим он в корне отличается от
животного, это и делает его высшей ценностью на земле.
Вывод. Человек – очень сложная оценочная система, многократно
дублирующая зондирование окружающего не только с целью самосохранения, но и
с целью распознания его значимости для себя и других. Он располагает для
этого такими оценочными средствами, как «мудрость» тела, рефлексы, органы
чувств, сознание, разум, обогащенный опытом многих предшествующих
поколений.
ЯЗЫК ОЦЕНКИ
Человеку приходится постоянно обмениваться оценочной информацией с
другими людьми. Это делает людское сообщество еще более крепким, так как
одна очень важная оценка становится тут же достоянием многих других людей.
Они сообщают что-то, предупреждают, оберегают, рисуют перспективу, опираясь
на оценку одного человека.
Каждый из нас располагает надежными, понятными для партнеров
оценочными способами. Таких способов немало и все вместе они составляют
своеобразный язык оценочного самовыражения. Порой даже его молчание или
резкий уход от общения с другим человеком также является одной из форм
выражения оценки.
Чаще всего человек выражает свою оценку речевым способом. По мнению
В.В. Виноградова, ни одно слово, ни одно предложение, сказанное человеком,
не свободно от оценочного отношения к миру, окружающей действительности или
другому человеку. В этом отношении даже невольные междометия (типа «Ах!»)
также несут на себе определенную оценочную нагрузку.
Некоторые исследователи не без основания полагают, что основой
возникновения человеческой речи и языка стало оценочное удивление тому, что
человек видит, слышит, чувствует. Произнося «красный», «белый», «хороший»,
«я рад», «я огорчен», человек выражает себя оценочным образом.
Наиболее употребительными словами оценочного значения являются слова
«да – нет», «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «надо – не надо»,
«правильно – не правильно» и др. В этих парах слов заключены полярные,
противоположные оценки. Между ними может быть целый ряд промежуточных
оценок. Поэты, писатели, изображая события или героев, мастерски передают
самые различные оценочные оттенки. Это позволяет им без труда рисовать
состояния героев, показывать их сложные взаимоотношения с другими людьми,
объяснять поведение в определенных жизненных ситуациях. Приведем один из
примеров:
Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором.
Все видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеяньи взглянул,
Отворотился – и зевнул.
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел».
Оценки могут выражаться одним словом («Верно!», «Конечно!»), но
часто расширенными суждениями, как это мы и видим в эпизоде с Онегиным.
Нередко оценочное состояние подчеркивается внешними данными говорящего:
позой, мимикой, жестами и т.п. «Язык» тела не менее красноречив, чем слова
героя. Приведем пример из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя:
« – Возьмите берена, - продолжал Собакевич, обращаясь к Чичикову: -
это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях
из баранины, которая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали
доктора, немцы да французы! Что у них немецкая жидкостная натура, так они
воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это все не то, это все
выдумки, это все… - Здесь Собакевич даже сердито покачал головою. –
Толкуют: просвещение, просвещение, а это просвещение – фук! Сказал бы и
другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У
меня, когда свинья – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана
тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа
требует…»
Сердитое оценочное состояние Собакевича заметно не только по словам,
которые он выбирает: «фрикасе», «на рынке валяется», «Я бы их перевешал»,
«жидкостная натура», «Фук!» и др., но и по его внешности: каким тоном он
говорит, как покачивает головой, как относится к пище.
Оценочный язык «тела» порой оказывается красноречивым сам по себе.
Например, у Пушкина, когда он рисует Петра I: «Он весь как Божия гроза!»,
«Лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен!», у Гоголя, рисующего
Манилова: «По мере того, как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались
веселее и улыбка раздвигалась более и более»; «Приятели вошли в дверь боком
и несколько притиснули друг друга». Или другой эпизод: «Ноздрев был среди
своих собак совершенно как оцен среди семейства».
Иногда Н.В. Гоголь рисует целые полотна оценочной зависимости одного
человека от другого. Позой тела Ивана Петровича, его «подхихикиванием»,
когда он находится подле начальника рангом повыше, писатель без труда
умеет показать эту зависимость и «расположение».
Физиономисты хорошо понимают оценочное состояние человека даже по еле
заметным движениям глаз и губ. Психологи способны глубоко
прокомментировать, растолковать эти состояния. Впрочем, навыки для
самостоятельного понимания всего этого может приобрести каждый их нас, если
поставит перед собой такую цель.
Мы чаще понимаем оценочное состояние другого человека интуитивно, не
задумываясь над этим особенно и не подвергая его анализу ни в момент
разговора, ни после него. Между тем, если бы мы делали это сознательно и
всегда, мы были бы в более выгодном положении в момент разговора. Мы лучше
понимали бы своего собеседника, своевременно поворачивали весь ход
разговора в нужную для нас сторону.
Оценочный язык собеседника надо не только понимать, но и извлекать из
этого пользу, отстаивать свои оценочные интересы. Как справедливо замечает
Д. Карнеги: «Руководить другими способен лишь тот человек, который умеет
отстаивать свою точку зрения».
Мы привыкли следить за содержанием разговора, но не привыкли
прислушиваться и присматриваться к языку оценок, тем и пускаем дело на
самотек. Характер оценок одного из собеседников всегда оказывается решающим
в разговоре. От этого и зависит, каким будет результат собеседования, в чью
пользу он обернется. Об этом хорошо знают дипломаты, язык которых особенно
часто сопровождается ритуалом специфических оценок и оценочных суждений,
продуманных и проигранных заранее. В последнее время появилось даже слово,
которое отражает суть этого процесса: имидж.
Вывод. Оценочный язык людей достаточно богат, это и слово, и
суждение; это и мимика, жест, кивок, улыбка, нахмуренные брови, смех; это и
облик человека в целом.
Чтобы понимать все оттенки, детали, мелочи оценочного состояния
человека, необходимо быть наблюдательным, приобретать навыки
систематического анализа всех его форм самовыражения.
РАЗНОВИДНОСТИ ОЦЕНОК
Существует четыре разновидности оценок, которыми пользуется человек:
положительные, отрицательные, нейтральные и игровые (лицедейские). С
помощью таких оценок каждый может достаточно полно и убедительно выразить
личное отношение к предмету оценки.
На первый взгляд здесь все просто, на самом же деле использование
различных видов оценки превращается в самый сложный и запутанный лабиринт
человеческой деятельности. Кому какая оценка адресуется и почему такая, а
не иная, разгадать порой очень трудно. А сколько тайных, никому неведомых
оценок еще скрывает в себе человек!
Обычно различные оценочные настроения рождаются стремительно и,
человеку просто некогда разбираться, анализировать самому, почему так он
оценивает, а не иначе. Тем не менее «в девяносто девяти случаях из ста, -
говорит Г. Спенсер, - люди ни в чем себя не упрекают, как бы неправы они не
были». Среди множества других оценочных мнений человек вынужденно
поддерживает честь своей оценки. Здесь уже не поиск истины, а самолюбие и
престиж своей оценки. «Если как следует разобраться, что обычно заставляет
людей придерживаться одного мнения, а не другого, то обнаружится, что это
не знание истины и не сила доводов, а узы самолюбия, личного интереса или
страсти», - утверждают А. Арно и П. Николь в книге «Логика или искусство
мыслить». По их мнению, желание отстоять свою оценку «затуманивает человеку
умственный взор».
Среди положительных оценок, выражаемых людьми, можно выделить
восторженно положительные, демонстративно положительные, намек на
положительную оценку, очевидное или заметное одобрение. Почти каждый
человек пользуется и той и другой оценкой, однако у многих существует
определенная привязанность к отдельным из них. Манилов, например, склонен к
восторженным оценкам, Ноздрев – к демонстративно положительным, Собакевич –
к отрицательным.
Вместе с тем подмечено, что положительными оценками люди пользуются
реже, чем отрицательными. Порой они «упрямо не соглашаются с самыми
здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка
гордости», - замечает Ларошфуко. Неохотно, по его мнению, люди награждают
высокими оценками тех, кто рядом с ними. «Люди не любят хвалить и никогда
не делают этого бескорыстно».
Между тем, по утверждению У. Джеймса, «глубочайшим свойством
человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по
достоинству». Сообразительные, зная об этой слабости людей, умело
зарабатывают дивиденды на этом, а иногда и делают карьеру. «Одним из
секретов успеха Рокфеллера, - утверждает Д. Карнеги, - в обращении с людьми
было его умение искренне ценить их». Люди любят свою значительность и щедро
расплачиваются с теми, кто подчеркивает в них иногда даже не существующие
достоинства. Против этого не может устоять даже Плюшкин. Он с удовольствием
слушает Чичикова «об экономии его и редком управлении имениями».
В положительной оценке – магическая сила, с ее помощью несложно
обзаводиться друзьями. «Если вы хотите иметь друзей, - говорит Ларошфуко, -
то пусть ваши друзья превосходят вас». Даже если у нужного вам человека нет
особых достоинств, «делайте вид, что вы ниже вашего собеседника. Река ниже,
но сильнее ручейков ее питающих». Согласно китайской пословицы, «кто мягко
ступает – тот далеко пойдет».
Положительной оценкой, впрочем, как и любой другой, необходимо учиться
пользоваться смолоду. Это искусство требует терпения и времени. Такое
искусство приравнивается к тонкому уму. Характеризуя одного из героев, Дж.
Байрон говорит: «Он был умен, хотя еще не стар и понял, что на лесть все
люди падки».
А вот отрицательная оценка более доступна человеку. Именно потому, что
она проще, примитивнее других оценок. Только что родившийся ребенок своим
криком заявляет, что уже умеет пользоваться ею. Человечество склонно скорее
к эмоционально-оценочным всплескам, чем к спокойному выражению убедительных
и обоснованных оценок, отсюда берут начало нескончаемые выяснения отношений
(даже между платонически любящими друг друга супругами), конфликты, раздоры
и проч.
Среди отрицательных оценок можно выделить агрессивно отрицательные,
яростно отрицательные, отрицательные, умеренно отрицательные,
демонстративное равнодушие. Средств для их выражения у человека достаточно:
и суждением, и отдельным словом, и интонацией голоса, и лицом. И глазами, и
жестом, и даже простым молчанием.
Отрицательную оценку можно выразить также и бесцеремонностью в
обращении с кем-то. Сравнивая отношение Чичикова к Коробочке с отношением к
Манилову, Н.В. Гоголь замечает: «Читатель, я думаю, уже заметил, что
Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большей свободой,
нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». Бесцеремонность подчеркивает
характер оценки к Коробочке.
Н.В. Гоголя вообще восхищают оценочные оттенки в обращении русского
человека со своими собратьями. «Надобно сказать, что у нас на Руси если и
не угнались еще кое в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в
умении обращаться. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его
особенностей и различий».
Агрессивно отрицательную оценку чаще всего можно наблюдать в
отношениях между зависимыми друг от друга людьми, между вышестоящими и
нижестоящими. Таких примеров можно привести десятки, сотни, если
внимательно ознакомиться с произведениями русских классиков. А.П. Чехов
называет таких «тяжелыми людьми» и посвящает им рассказ с таким же
названием. Один из героев рассказа Ширяев Евграф Иванович в сложной
ситуации так выражает внешне свою оценку: «Короткая упитанная шея Ширяева
стала вдруг красной, как кумач. Краска медленно поползла к ушам, от ушей к
вискам и мало-помалу залила все лицо. Он задвигался на стуле и расстегнул
воротничок сорочки, чтобы не было душно».
Оценочная ярость захватывает его все сильнее. Напряженное состояние
его заметно уже в каждом из слов, которые он адресует близким: «-Берите
все, - крикнул он не своим голосом. – Грабьте! Берите все! Душите!» Его
состояние передается другим, в частности его сыну Петру, который тоже
обладает тяжелой, неуправляемой оценкой. «Петром вдруг овладела
непреодолимая злоба. Он был также вспыльчив и тяжел, как его отец и его дед
протопоп, бивший прихожан палкой по голове». После этих слов и сцен всем
было стыдно и больно. Мучились все, «а кто виноват, кто страдает более, кто
менее, богу известно…», - заключает А.П. Чехов.
Носители неумолимо отрицательных оценок отравляют жизнь и окружающим,
и себе. У воспитанных людей такого быть не может потому, что они умеют
побеждать в себе эту стихию. По свидетельству А.П. Чехова, он сам
постепенно стал мягким и обходительным человеком благодаря неустанному
самоконтролю. Между тем от природы он был, по его свидетельству,
чрезвычайно вспыльчивым и неровным в своих оценках человеком.
Самые простые «нет», «нельзя», «неверно», «неправильно» и проч.
Используются воспитанным человеком осторожно, ибо он знает, что
отрицательная оценка всегда рождает у тех, кому адресуется, ответные
оценочные реакции адекватного типа.
Нейтральные оценки человека связаны обычно с молчаливым отношением его
к предмету разговора и никак не подчеркиваются внешними выразительными
средствами. Если кто-то все-таки настаивает, чтобы собеседник выразил свое
оценочное отношение к предмету разговора, последний говорит либо «не знаю»,
либо, не желая обидеть собеседника, уклоняется от разговора на эту тему.
Впрочем, если человек резко уклоняется от разговора или упрямо молчит, то
здесь совершенно очевидно его отрицательное отношение к предмету разговора.
Люди, владеющие искусством лицедейской оценки, обычно затевают очень
сложную игру с собеседниками или зрителями, что помогает им владеть
ситуацией и настроениями людей. Когда человек говорит женщине, что она
похожа на цветок, а про себя думает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду»,
то ясно, что он лицедействует. С какой целью – это ясно пока только ему, но
для наблюдательного человека это может проясниться очень скоро. Впрочем,
женщина, успокоенная желаемой для себя оценкой, может так и остаться в
неведении относительно истинной оценки и намерений этого человека.
Лицедей подыгрывает оценкой; он использует потребность людей в нужных
оценках и легко входит в доверие к ним. Это могут быть и положительные и
отрицательные оценки, но чаще всего льстивые оценки. Сама по себе лесть
основывается на оценочной зависимости – слабости одних и хитрости,
бесцеремонности, а иногда и наглости других. Заинтересованная сторона,
которая тонко понимает психологию людей, и которой ни гроша не стоят любые
оценки, рассыпает их направо и налево, обеспечивая себе дорогу к цели.
Непревзойденным мастером такой оценки был молодой Евгений Онегин:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить, верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным…
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять…
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
Оценочную игру сам Онегин называет «низким коварством», но не в силах
отказаться от нее, поскольку она дает ему выгоду. Искусство лести – это
искусство оценочных перевертышей, которые в любую минуту, в любой ситуации
могут проиграть или представить вам какие угодно оценки, исходя из заранее
поставленной цели.
Игровыми оценками практически пользуется каждый человек с самого
нежного возраста. Отсюда – «врунишки», «лгунишки», которые в дальнейшем
могут стать полноценными мастерами этого дела. Все это хорошо отражено в
фольклоре, житейских побасенках, анекдотах, прибаутках и т.п.
Воспитываясь, человек в определенной мере отказывается от оценочной
игры, однако на фоне существующего в обществе всеобщего лицедейства,
отказаться от этого полностью вряд ли кому дано.
В теперешних условиях человек без оценочного лукавства может оказаться
таким же наивным, как князь Мышкин в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
Человек порой не осознает, что пользуется ложными оценками и лишь
наедине, анализируя свое поведение, начинает вполне понимать это. Читая
дневники Л.Н. Толстого, видим, как беспощадно вытравливал он из себя
оценочное лукавство. Например: «1851. 24 марта. Приехал Пуаре, стал
фехтовать, его не отправил (лень и трусость).
Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость).
Колошин Сергей пришел пить водку, его не спровадил (трусость)
У Озерова спорил о глупости и не говорил о том, что нужно (трусость)…»
Слабому человеку дано играть несвойственные ему оценочные роли. Одни
осознают это, стараются избавиться от таких ролей, другие плывут по
течению. Оценка становится жестоким испытанием для человека. Она рисует его
портрет и в экстремальных, и в обычных житейских ситуациях, подчеркивает
уровень его воспитанности или невоспитанности. Это касается и
положительной, и отрицательной, и игровой оценок.
К сожалению, до сих пор не существует полной науки об оценке, нет и
рекомендаций по искусству оценочного самовыражения. Есть лишь предпосылки
для их разработки, они заключены в ораторском и театральном искусстве,
дипломатии, искусстве общения. Есть и замечательные труды, в которых
исследуются отдельные стороны этой проблемы: М. Монтень «Опыты», Ф.
Ларошфуко «Максимы», Я.А. Коменский «Лабиринт света и рай сердца», Ф. Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюда же можно отнести фольклор, народную
мудрость, выдающиеся произведения всех народов, времен и эпох.
Путь к истинной оценке и единению людских оценок, по мнению Периандра
из Коринфа, существует. Высшая оценочная мудрость все-таки есть и именно к
ней, по мнению Я.А. Коменского, надо стремиться каждому уже с детства.
«Пусть приучается каждый уже с детства иметь о вещах истинное мнение,
которое с возрастом должно укрепляться, и пусть каждый устремляется к тому,
что правильно и избегает того, что неправильно, чтобы эта привычка
действовать правильно обратилась у него во вторую природу…»
Вывод. Существуют различные виды оценок. Характер оценочной
деятельности определяется тем, к каким именно оценкам испытывает человек
пристрастие. Это пристрастие или сочетание оценок создает совершенно
своеобразный облик каждому человеку, придает ему черты индивидуальности и
неповторимости.
ОЦЕНКА – БЛАГО ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА?
До тех пор, пока окружающий мир враждебен человеку, последний всегда
будет вынужденно прибегать к оценке. И хотя оценка тоже приносит с собой
множество неудобств, иногда несчастий, в конечном счете, именно она
помогает разобраться в окружающем мире, оберегает от множества грозящих ему
опасностей. По словам Ф. Ницше, «ни один народ не мог бы выжить, не сделав
сперва оценки».
Опора на оценку превращается в повседневный тяжкий труд, связанный с
анализом, всевозможными замерами, сопоставлениями, поиском, сомнениями,
удачами и неудачами. Все это нелегкий путь к тому, чтобы уяснить себе, что
хорошо, что добро и что зло. «Оценка – это драгоценность и жемчужина всех
оцененных вещей», - образно говорит Ф. Ницше.
Оценка накрепко связана с обобщенным понятием «ценность», единым с
ней в этимологическом и семантическом отношениях. Оценивание – процесс,
ценность и не ценность – результат этого процесса. Оценка ведет к этому
результату, ищет особенности предметов, явлений, выражая их в каких-то
ценностных показателях.
Оценка придает слову «деятельность» необходимую смысловую окраску. С
ее помощью идет поиск того, что имеет для человека значимость, то есть
представляет для него ценность.
Поиск ценностей происходит в любом случае, независимо от того. Что
человек оценивает в данный момент: среду или самого себя.
И в том и в другом случае он познает значимость того, что находится
сейчас в его поле зрения. Стремление к ценностной определенности помогает
человеку самоутвердить себя.
Сама жизнь требует от человека оценочной интенсивности, точности,
целенаправленности. Это и помогает ему во всех случаях сделать правильный
выбор. «Жизнь является полем выбора ценностей», - не без основания говорит
Лео Ворд. В словаре С.И. Ожегова зависимость между словами «оценка» и
«ценность» подчеркнута очень ярко. Оценка, говорится там это «мнение о
ценности», «оценить, значит высказать мнение, суждение о ценности или
значении кого-чего-нибудь».
Выбор ценностей на основе правильной оценки важен для каждого
человека, и растущий человек 0 не исключение. Не учитывать этого в процессе
воспитания детей нельзя. «Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем
воспитание», - утверждает все тот же Лео Ворд.
Демонстрируя личный пример, учитель обязан систематически выражать
себя правильным оценочным образом. Сама педагогическая деятельность – это,
прежде всего оценочная деятельность, поэтому стихийность в этом процессе
просто неуместна. Здесь нужен высокий профессионализм, совершенство и
точность.
Именно в силу точности взгляда на окружающее учитель становится для
школьников незаменимым «пробным камнем» качественной стороны окружающего.
Оценочный взгляд ученика при этом формируется в благоприятных условиях, без
затраты лишних сил и времени.
Мы имеем право сказать, что оценка для человека, скорее благо, чем
проклятие. Она превращается для него в оперативное средство связи с
окружающим миром. Оценка честно служит человеку, если он разумно пользуется
ею. Постоянно она открывает ему глаза и на мир, и на себя. И в том и в
другом случае она придает всему оцениваемому смысл, значит, по праву
становится «драгоценностью» и «жемчужиной» всех оцененных вещей, фактов,
явлений.
По словам философа В.П. Тугаринова, «ценностный подход к явлениям
природы и общества, то есть отбор того, что нам нужно, что мы ценим, есть
элементарнейший акт, без которого невозможна ни деятельность, ни сама жизнь
человека».
Оценивать каждому человеку приходится постоянно, и надо оценивать и
хорошо, и безошибочно. Уже смолоду необходимо стремиться к оценочному
совершенству, а не полагаться на авось или случайную оценку. Это и должно
стать закономерностью современного воспитательного процесса.
Вывод. Без умения самостоятельно занять определенную оценочную
позицию нет личности. «Человек в максимальной мере личность, когда в нем
минимум нейтральности, безразличия, равнодушия», - подчеркивает С.Л.
Рубинштейн.
Необходимо настойчиво, шаг за шагом становиться мудрой « мерой всех
вещей» (Протагор). Учиться преодолевать стихию случайностей, непродуманной
оценки, как бы не складывались вокруг человека обстоятельства. В каких бы
ситуациях он ни оказался, высший оценочный разум будет и украшать, и
возвышать его.
Суммируя выводы, подчеркнем следующие из них:
1. Оценка всегда с человеком, но одни люди умеют ею пользоваться, другие же
не задумываются над этим.
2. Беда не в том, что человек видит вещь по своему, беда в том, что он не
может совмещать свои оценки с не сходными оценками других людей, не может
молчать, когда его оценка никому из них не нужна.
3. Если оценка неверная и к тому же упрямая, человеку приходится тратить на
ее защиту много сил; теряются покой и здоровье, разрушаются добрые
отношения с окружающими. Оценка такого человека превращает его жизнь в
сплошные сумерки.
4. Среди людей есть немало не только с настойчивой, но и с агрессивной
оценкой фактов, явлений, вещей и, в особенности, других людей. Таких
нельзя избежать, к встрече с ними надо готовиться заранее: либо умело
уходить от их оценочной ярости, либо учиться побеждать быстро решительно,
не менее настойчиво.
5. Характер оценочной деятельности человека определяется тем, какими
оценками он пользуется более всего: положительными, отрицательными,
игровыми или нейтральными. Их сочетание дает его личности определенную
направленность, создает совершенно своеобразный облик оценщика.
6. О чем бы ты ни говорил, всегда прислушивайся к оценкам собеседника, и ты
хорошо узнаешь его самого. Задавай ему вопросы о нем самом, об
интересующих его вещах и ты поймешь, кто перед тобой.
7. Оценочный язык человека достаточно богат и выразителен. Чтобы понимать
все его оттенки, детали, мелочи, необходимо быть наблюдательным,
приобретать навыки систематического анализа не только его слов, суждений,
но и языка «тела».
8. Каждый взрослый обязан быть мудрым в оценке, воспитанного человека
невозможно представить себе без исключительного умения все правильно и
объективно оценивать.
9. Человек в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности,
безразличия, равнодушия. Без умения занять определенную позицию, нет
личности.
10. Человек очень сложная многообразная система; эта система нуждается в
постоянном контроле и совершенствовании.
О г л а в л е н и е
Белый или черный? ………………………………………… 1
Твоя мудрость – в твоих оценках ………………………… 4
В твоих оценках – твой портрет ………………………….. 7
Оценочный эгоизм человека ……………………………… 12
Оценочные средства человека ……………………………. 16
Язык оценки ………………………………………………... 18
Разновидности оценок …………………………………….. 21
Оценочная деятельность – благо или проклятье? ……….. 26
Выводы ……………………………………………………... 28
Заказ №21 Усл. Печ. Л. 2,5
Тираж 150
Участок оперативной полиграфии Приднестровского
Государственного университета
Страницы: 1, 2
|