Развитие речи
усваивает и использует грамматические, морфологические, семантические
(смысловые) структуры языка.
К эксперименту привлекли сорок многодетных (от четырех и больше) семей
и двадцать семей с одним ребенком (в качестве контрольных). Психологов
прежде всего интересовало речевое развитие 7-летнего ребенка, у которого
есть старшие и младшие братья и сестры.
Многодетные семьи были разделены поровну на две экспериментальные
группы. В первую вошли семьи с минимальной, порядка двух лет, разницей в
возрасте (в интервале) между 7-летним ребенком и его старшими и младшими
братьями и сестрами. То есть, на момент эксперимента в 20 семьях были дети
пяти, семи, и девяти лет, и уровень развития речи определялся у каждого.
Во второй экспериментальной группе интервал между рождением 7-летнего
ребенка и его старшими и младшими братьями и сестрами был больше - четыре
года, то есть детям было по три, семь и одиннадцать лет. В этих семьях
особенности развития речи определялись как и в контрольных семьях, только у
семилетнего ребенка. Результаты эксперимента показали, что уровень развития
речи у детей контрольной группы соответствует нормальному возрастному
уровню. А вот дети из многодетных семей - независимо от возраста и от
интервала в рождении между ними - отстают в развитии тех или иных
способностей от нормального возрастного уровня.
У всех детей из многодетных семей прежде всего плохо развита
способность образовывать различные слова от одного корня и способность
выражать разные признаки предметов в соответствии с правилами. Способность
понимать и передавать смысл текста плохо развита у детей 7 и 9 лет
(независимо от интервала -2 или 4 года -между рождениями). Кроме того, 7-
летний ребенок первой экспериментальной группы, где интервал рождения
составлял 2 года, отстает от нормального возрастного уровня в развитии
таких способностей, как:
. понимание сложных высказываний;
. запоминание сложных предложений;
. понимание смысла текста (эта способность плохо развита и у детей второй
экспериментальной группы, а у детей первой группы вообще практически не
развита);
. определение единственного и множественного числа в соответствии с
морфологическими правилами;
. узнавание аналогии в значении слов;
. учитывание ролевых признаков при формировании высказывания в различных
ситуациях.
Таким образом, дети их многодетных семей - независимо от возраста и
интервала между рождениями - испытывают большие или меньшие трудности в
усвоении речи. Следовательно, на уровень развития речи оказывает влияние
не только число детей в семье, но и интервал рождения между ними. А это
значит, что родителям большого числа детей в семье следует уделять особое
внимание развитию их речи, особенно если интервал между рождениями детей
близок к минимальному.
Данный пример еще раз доказывает, что для развития речи необходимо в
первую очередь индивидуальное общение взрослого с ребенком.
Почему же дети часто "коверкают" слова, не могут грамотно построить
предложения, выразить свою мысль?
Причин множество: родовые травмы, различные заболевания,
неблагоприятные условия воспитания. Доказано, что недоразвитие речи чаще
всего наблюдается у детей, которые воспитываются вне семьи: в детских
домах, домах ребенка, детских дошкольных учреждениях с круглосуточным
пребыванием. В тот период, когда ребенку необходимо общение с близкими
людьми, он оказывается лишен такой возможности.
Но вот что замечают учителя начальных классов в последние годы: в
первый класс приходит все больше детей с ограниченным словарным запасом,
невнятной и невыразительной речью. И это дети из семьи, нередко, внешне
совершенно благополучной. В чем дело? Оказывается в том, что дома заботу о
ребенке понимают весьма своеобразно: накормить-напоить, обуть-одеть.
Биологические потребности наследника - вот главная задача папы и мамы. А
вот как быть с другой потребностью ребенка - потребностью в общении? И дело
здесь не только в родительской занятости и поглощенности собственными
проблемами. Часто взрослые не задумываются над тем, что мало окружить
ребенка яркими игрушками. Нужно приложить усилия для того, чтобы ребенок
научился ими играть. Это особенно важно для тех малышей, у которых нет
товарищей для игр. Таким товарищем для них должен стать взрослый. В
процессе совместных игр возникают диалоги, во время которых можно научить
сына или дочку понятно формулировать свои просьбы и желания, выслушивать
своего партнера по игре, договариваться о совместных действиях. Это
поможет не только развить речь ребенка, но и научить общаться со
сверстниками. Ведь очень часто ссоры среди дошкольников случаются потому,
что они не понимают друг друга, а потом "невербальное общение" становится
чертой характера и закрепляет в поведении ребенка привычку завоевывать
руками то, что он не может получить в результате разговора.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
Исследования проводились нами в качестве наблюдения за поведением
детей и их реакциями на общение со взрослыми.
Возраст детей - от 4 месяцев до 3 лет.
Также было проведено два эксперимента:
1. по методике для изучения понимания речи* детьми в возрасте 1 год 3
месяца;
2. по методике “Расскажи по картинке”, на определение активного словарного
запаса детей в возрасте 3 года.
Исследования разделены на три этапа:
Подготовительный этап (довербальное развитие общения). Он характеризуется
тем, что ребенок еще не понимает речи взрослого и не умеет говорить сам. Но
здесь уже складываются предпосылки к овладению речью в будущем. И
присутствие взрослого необходимо для их формирования.
Например: Миша Т. (возраст 4 месяца).
На речевое обращение мамы к сыну: “Миша, Мишенька!” - ребенок начинает
бурно реагировать в ответ, улыбается, издает звуки, свидетельствующие о его
удовлетворении. При употреблении сигнальных слов (односложных, чаще всего
употребляемых) ребенок пытается повторить эти звуки. На обращение мамы:
“АГУ” - у малыша проявляется явная заинтересованность, его взгляд
сконцентрирован на губах, он пытается повторить “АААУУ”.
Чем больше мать разговаривает с ребенком, тем чаще и оживленнее ребенок
реагирует на взрослого, тем чаще самостоятельно начинает воспроизводить
звуки, играя с игрушками без мамы.
______________________________
* Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И.В.
Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990 г. - с.125.
Очень часто, когда мама уходит у малыша можно заметить признаки
огорчения: с лица исчезает улыбка; он хмурится; долго смотрит в ту сторону,
где она скрылась. Миша начинает пытаться привлечь к себе внимание: то
энергично двигает ножками, то издает возгласы, то начинает плакать,
несколько раз подряд выгибается “мостиком”, не сводя взгляда с двери. Чем
дольше мама не возвращается, тем усерднее ребенок проявляет признаки
нетерпения.
2. На втором этапе исследовалось поведение ребенка (возраст 1 год 3
месяца), развитие которого соответствует этапу возникновения речи. Этот
этап характеризуется переходом от полного отсутствия речи к ее появлению.
Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослого, которые слышит
каждый день и начинает произносить свои первые активные слова, но речь еще
очень примитивна: “БА-БА”, ”МА-МА”, “ЛЯ-ЛЯ” и т.д. Здесь решающую роль
играют коммуникативные факторы. Ребенок начинает говорить только в ситуации
общения.
Пример: Катя П.
Родители всегда очень активно общались с ребенком.
Например, такая игра для развития речи: мама садится за стол напротив
ребенка с куклой “ЛЯЛЕЙ” и собачкой “АВА”, игрушки она прячет под столом.
“ЛЯЛЯ” - говорит мама и с левой стороны появляется кукла. Она
разговаривает с малышом и неожиданно исчезает. “АВА” - произносит мама, и с
правой противоположной стороны стола появляется собачка. Она тоже
разговаривает с малышом и вдруг исчезает. Через несколько таких появлений и
исчезновений Катя уже знает, что “ЛЯЛЮ” нужно ждать слева, а “АВУ” -
справа. Она начинает поворачивать голову в нужную сторону и уже через
некоторое время сама выговаривает игрушки по имени: “ЛЯ-ЛЯ”, “А-ВА“, когда
Катя уже самостоятельно играет с игрушками, в т.ч. с куклой и собачкой, то
она называет куклу “ЛЯ-ЛЯ”, а собачку “А-ВА”.
Таким образом в ходе игры у ребенка закрепились эти названия. Но по
прошествии нескольких дней, когда мама не могла активно заниматься с
ребенком, Катя меньше стала разговаривать, играя самостоятельно, и она уже
не употребляла названия игрушек.
Нами был проведен эксперимент на изучение понимания речи детьми в
возрасте 1 год 3 месяца. Исследования проводились методом сравнения.
Объектом эксперимента были две девочки: - одна из которых воспитывается в
полноценной семье, где развитию ребенка уделяется много внимания (см.
Пример: Катя П.) - она является контрольным испытуемым;
- вторая воспитывается в неблагополучной семье (нет отца), мать
работает, поэтому не имеет возможности заниматься с ребенком, - девочка
(Маша Л.) является экспериментальным испытуемым.
Методика “Изучение понимания речи”
Подготовка исследования.
Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например,
чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку и кубики.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.
Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;
Ситуация - просят указать на называемый предмет;
Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;
Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;
Ситуация - просят дать называемый предмет;
Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия,
например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в
зависимости от возраста детей);
Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами,
головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько
раз.)
Обработка данных.
Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки
заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно
выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных
ребенком баллов:
1 раз - 2 балла;
2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении
задания);
более 2 раз - 0 баллов
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания
речи;
от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи;
от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Пример № 1. Катя П.
Ситуация: Ребенок играет с куклой. На речевое обращение: “Катя!” - ребенок
поднимает голову и, улыбаясь, смотрит на экспериментатора.
Ситуация: Перед ребенком разложены знакомые предметы. На просьбу: “Катя,
покажи где ложка” - ребенок берет в руки ложку.
Ситуация: Ребенку показывают куклу. На вопрос: “Катя, покажи, где у куклы
глазки?”- девочка показывает на глаза куклы.
Ситуация: Вопрос: “Катя, а покажи, где у тебя глазки?” - девочка показывает
рукой на свои глаза.
Ситуация: на просьбу: “Катя, дай мне пожалуйста собачку” - ребенок берет в
руки собаку и протягивает ее экспериментатору.
В ситуации, где ребенку предлагается собрать кубики в коробку, девочке
повторяется задание два раза, но она все равно не может его выполнить.
Ситуация: Просьба: “Катя, похлопай ладошками” - также вызывает у ребенка
затруднения, но после повторения задания девочка хлопает в ладоши и
смеется.
Пример № 2. Маша Л.
Ситуация: Девочка играет. На речевое обращение: “Маша!” - ребенок смотрит
на экспериментатора и улыбается.
Ситуация: Перед девочкой разложены знакомые ей предметы. На просьбу: “Маша,
покажи где ложка” - ребенок показывает на ложку.
Ситуация: Ребенку показывают куклу. Вопрос: “Маша, покажи, где у куклы
глазки” - вызывает затруднения. При повторении вопроса девочка смущается и
не может выполнить задания.
В этой ситуации ребенок также не понимает вопроса и, при повторении, не
может выполнить задания.
Ситуация: На просьбу: “Маша, дай пожалуйста собачку” - ребенок протягивает
собаку только при повторении задания.
Ситуация: Перед ребенком разложены кубики. Экспериментатор просит положить
кубики в коробку. Девочка снова не понимает задания и отвлекается. Задание
остается не выполненным.
Ситуация: Ребенка просят похлопать в ладоши. Маша понимает задание со
второго повторения и начинает, смеясь, хлопать в ладоши.
Протокол результатов исследования понимания речи
№ Число повторения формул. задан. Эффект. выполнения
задания
Ситуац. 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша) 1 испыт.(Катя) 2
испыт.(Маша)
1 1 1 выполнено выполнено
2 1 1 выполнено выполнено
3 1 2 выполнено не выполнено
4 1 2 выполнено не выполнено
5 1 2 выполнено выполнено
6 2 2 не выполнено не выполнено
7 2 2 выполнено выполнено
Кол-во баллов 11 6
Анализ результатов
В ходе проведения эксперимента было отмечено, что Катя П. не
испытывала, в основном, никаких затруднений при выполнении задания. Почти
все задания были выполнены с первой просьбы. Девочка не испытывала смущения
и проявила явный интерес к заданиям эксперимента, а также к личности
экспериментатора. Испытуемой было набрано 11 баллов, что соответствует
высокому уровню понимания речи взрослого.
При проведении эксперимента с Машей Л., было замечено сильное смущение
ребенка. Девочка в основном не понимала вопросов, необходимо было повторять
задание несколько раз, но даже при этом в 3, 4 и 6 ситуациях оно осталось
не выполненным. Испытуемой было набрано 6 баллов, что соответствует низкому
уровню понимания речи взрослого.
3. На третьем этапе было проведено исследование развития речи детей в
возрасте 3-х лет. Этот возраст соответствует третьему этапу - этапу
развития речевого общения. Он охватывает все последующее время с того
момента, когда ребенок начинает овладевать речью, постепенно
совершенствовать ее и использовать для общения. Ребенок пытается овладеть
произвольной регуляцией речевой деятельности.
Интересы ребенка по-прежнему сосредоточены на предметах, но он уже
может выразить, свою просьбу словами, например - “Дай мне книжку”;
интересуется названием предмета - “Что это?”; высказывает свое отношение к
какому-либо занятию - “Я не хочу спать”.
Наше исследование проводилось методом сравнения, с помощью методики
“Расскажи по картинке”, которая предназначена для определения активного
словарного запаса детей от трех лет.
Методика “Расскажи по картинке”
Ребенку показывают серию картинок:
“Мальчик вскапывает землю”;
“Мальчик сеет”;
“Мальчик поливает цветы”;
“Мальчик собирает цветы”;
Далее ребенку дают две минуты на рассматривание.
Если ребенок отвлекается и не может понять, что изображено на картинке,
то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагают рассказать о
том, что он видит на них. На рассказ по каждой картинке отводится по две
минуты.
Далее тестируется результат в таблице, где отмечается наличие и частота
употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и
конструкции предложений.
Оценка результатов
10 баллов - В речи ребенка встречаются все десять приведенных в
таблице
фрагментов речи;
8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи;
6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи;
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи;
2-3 баллов - 2-3 фрагмента речи;
0-1 балла - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - Очень высокий уровень развития речи;
8-9 баллов - высокий уровень;
4-7 баллов - средний уровень;
2-3 баллов - низкий уровень;
0-1 балла - очень низкий уровень.
1. Пример: Алеша С. - 3 года. Единственный ребенок в семье. Его мама
не работает и поэтому много времени посвящает общению с ребенком. Алеша
является контрольным испытуемым.
При предъявлении первой картинки ребенок рассказывает: “На небе желтое
солнце. Стоит мальчик… У него лопатка… Он копает песок…”.
При предъявлении второй картинки у Алеши возникают затруднения в
понимании ее содержания. Ребенок задает вопрос: “Что делает мальчик?”
Экспериментатор объясняет ребенку, что делает мальчик и зачем и только
после этого содержание картинки становится понятным. Алеша еще некоторое
время рассматривает рисунок, а затем рассказывает:”Мальчик кидает на землю
зернышки… Он хочет, чтобы выросли красивые цветы…”.
При рассматривании третьей картинки у Алеши никаких вопросов не
возникает и он рассказывает: “У мальчика большая лейка… Он поливает
цветочки водичкой… Цветочки очень маленькие…”.
Четвертая картинка также не вызывает никаких затруднений. Ребенок
рассказывает: “Мальчик сорвал цветок… Цветы большие и красивые… Мальчик
смеется…”.
2. Пример: Паша М. - 3 года. Ребенок из многодетной семьи, где младшим
сестрам - близнецам по 9 месяцев. Его мама, также как и в первом случае не
работает, но в связи с рождением близнецов общение Паши с родителями
свелось к минимуму. Детский сад ребенок не посещает. Паша является
экспериментальным испытуемым.
При предъявлении картинок, после двухминутного рассматривания, ребенок
не понимает, что от него требуется и не может ничего рассказать.
Экспериментатор подробно еще раз объясняет ребенку инструкцию и на примере
первой картинки рассказывает ее содержание. Паша постоянно отвлекается и не
может сосредоточиться. Затем рассказывает: “Это солнце… Это мальчик… ”
На вопрос: “Что в руках у мальчика?”- ребенок отвечает: “Лопатка”.
Вопрос: “Что можно делать с лопаткой?” - ответ: “Копать”.
Также вызывает затруднения вторая картинка. Паша не понимает ее
содержания. После двухминутного рассматривания, ребенок говорит: “Стоит
мальчик”. Затем экспериментатор объясняет происходящее на картинке, но
ребенок все равно не может полностью повторить рассказ: “Мальчик кидает
зерна”.
При предъявлении третьей картинки Паша сразу говорит: “Мальчик поливает
цветы”. На вопрос: “А цветы какие?” - ребенок отвечает: “Маленькие”.
При предъявлении четвертой картинки Паша также сразу пытается
рассказать: “Мальчик… собирает цветы…” Экспериментатор задает вопрос:
“Какие цветы?” - ребенок отвечает: “Большие”. Вопрос: “А они красивые?”.
Ответ: “ДА”.
Протокол результатов исследования по методике
“Расскажи по картинке”
№ Фрагменты речи тестируемого Частота
употребления
1
испыт.(конт.) 2 испыт.(эксп.)
1 Существительное 16 11
2 Глаголы 8 4
3 Прилагательные в обычной форме 3 -
4 Прилагательные в сравнительной степени 3 2
5 Прилагательные в превосходной степени - -
6 Наречия 1 -
7 Местоимения 3 -
8 Союзы 4
-
9 Предлоги 4
-
10 Сложные предложения и конструкции - -
Анализ результатов
В результате эксперимента было выяснено, что развитие речи первого
испытуемого (контрольного) заметно отличается от развития речи второго
испытуемого (экспериментального).
1. В рассказе первого ребенка наблюдалась последовательность и связь
между содержанием картинок. Возникло затруднение только в ходе рассказа по
второй картинке, т. к. ребенок никогда не сталкивался с подобной ситуацией,
а следовательно, не имел представление о том, какое действие на ней
изображено. Но при помощи экспериментатора он смог достаточно подробно
составить рассказ. В рассказе испытуемого были использованы различные
фрагменты речи: существительные, прилагательные, глаголы, союзы, наречия,
местоимения и предлоги. Сложные предложения им не использовались.
Испытуемым было набрано 8 баллов, что соответствует высокому уровню
развития речи.
2. У второго ребенка наблюдалось отсутствие интереса к предложенному
заданию. Он постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться, а также понять
инструкцию. Каждая предъявленная картинка вызывала у ребенка затруднения.
Мальчик не мог сразу рассказать о том, что видит. Только с помощью
наводящих вопросов ребенок смог описать содержание картинки.
Испытуемый не уловил связи между изображенными на картинках действиями,
вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.
Ребенком было набрано три балла, что соответствует низкому уровню
развития речи.
Факторы, влияющие на развитие речи (рекомендации )
Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило
у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К
мальчикам первые слова приходят в 13-14 месяцев - в речевом развитии
девочки опережают мальчиков примерно на 3-4 месяца. Но тот или иной период
в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического
развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды -
все это либо стимулирует либо тормозит формирование его речи.
Слуховое внимание
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды
слуховой чувствительности. Звуковысотный, музыкальный слух развивается
обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому,
что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним
музыку или поют.
В раннем возрасте необходимо озаботиться развитием слухового внимания
ребенка. Начиная с 6-7 месяцев он должен определять направление звука
(колокольчика, погремушки). Нужно продемонстрировать малышу, как они
звучат, а затем он должен это повторить. Обязательно нужно давать ребенку
слушать музыку. Уже в период гуления, услышав музыку, он оживляется,
начинает “подпевать”, стучит ручками, ножками. В конце первого года жизни
ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Когда
говорят “Покажи носик”, “Сделай ладушки”, “Где мама?” - малыш показывает
нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации,
адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.
Взрослые должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в
произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для
подражания.
Моторное развитие
Так, например, языковое развитие ребенка нельзя отделить от его
моторного развития. Большинство дошкольных педагогов убеждены в том, что
такая связь существует и она очень сильная. Поэтому для хорошего языкового
развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для
всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.
При этом надо знать, что ребенок не сразу начинает контролировать
движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это.
Например, движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем
движения крупных мускулов.
После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на
артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается - активизируются
мышцы губ. Чем раньше ребенок научится щелкать языком, присасывая язык к
небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема
языка (ш, ж, р, л, и т.д.)
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования
деятельности детского мозга и психики.
Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам
пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги).
Разминать и поглаживать их в течение двух - трех минут ежедневно. А с 10
месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны
катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать
некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо
приучать ребенка к самостоятельности. Было замечено, что дети, которые, как
говорится, "могут обслужить себя сами", меньше картавят и сюсюкают, быстрее
переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие "упражнения", как
действия с ложкой, расстегивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую
моторику кисти.
Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо
развитый ребенок в возрасте приблизительно трех лет. Если соответствует —
никакие задержки речи ребенку не страшны. Он хорошо развивается и со
временем будет прекрасно говорить.
. Он хорошо ощущает свое положение в пространстве и по отношению к другим
предметам;
. у него хорошая координация движений;
. он понимает отношения в пространстве: далеко-близко, назад-вперед;
. у него хорошая осанка и чувство равновесия;
. он может и любит делать разные ритмичные движения;
. он может опознавать многие предметы на ощупь:
. знает разницу между "горячо", "холодно", "тепло";
. понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и
фактуры поверхностей;
. может подобрать разные вещи по сходству;
. у него сформировалась координация "глаз—рука":
. ему знакомы такие понятия: длинный — короткий маленький — большой
высокий — низкий широкий — узкий вверху — внизу твердый — мягкий;
. он различает запахи, узнает различные звуки.
Интеллектуальный рост
Конечно, на речь ребенка всегда влияет его интеллектуальный рост. На
бытовом уровне мы понимаем это так: глупый ребенок говорит плохо, умный —
хорошо. Однако, многие родители часто думают, что наши дети глупее, чем они
есть, когда принимают за речевые ошибки те высказывания, которые просто
отражают иной, чем у взрослых, взгляд на мир, свои мысли по поводу слов,
свои ассоциации? Как часто родители в таких случаях торопятся исправить
ошибки в речи малыша, вместо того, чтобы дать ему подумать, и тем самым
лишают его возможности развиваться.
"Каждый раз, когда взрослый с высоты своих позиций учит ребенка тому,
что он мог бы открыть для себя сам, он лишает малыша возможности понять это
явление до конца". *
Эмоциональное развитие
Умение говорить тесно связано у ребенка и с эмоциональным развитием.
Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для
окружающих, защищенность, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо
говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений и стрессов, бывает
трудно научиться говорить. Задержку в речевом развитии может вызвать и
смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с
человеком, который раньше ухаживал за малышом.
Даже слишком жесткое приучение к горшку и к опрятности может сделать
окружающий мир неуютным для малыша, а тот будет бороться с этим миром своим
нежеланием говорить.
________________________________
* Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка.-М.-Л.,1932, с.87
Общение
Но главным фактором, определяющим речевое развитие ребенка, является
его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для
того, чтобы выразить мысли или эмоции, но и просто, чтобы поддержать
приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети. Часто можно
наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на
улице "светский разговор" с незнакомым человеком. Конечно, нет сомнений в
том, что такой ребенок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у
него есть желание высказаться и он может уже на своем уровне пообщаться с
другим людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей:
их реакции и поведение при разговоре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось исследование развития речи ребенка и
определение значения общения для ее формирования.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1) определение этапов развития речи как средства общения в возрасте от 0 до
3 лет;
2) выявление влияния степени общения взрослого с ребенком на ход развития
речи.
Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что
процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как
средством общения, в течение первых лет жизни проходит три основных этапа:
Подготовительный этап (довербальное развитие общения);
Этап возникновения речи;
Этап развития речевого общения.
1. Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка. Выяснено, что
на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:
а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в общении
сводится к нужде во внимании взрослых.
б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в общении
обогощается новым видом деятельности - предметной манипуляцией.
Наблюдения за общением матери и ребенка позволили нам сделать вывод:
так как от рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различению
речевых звуков, то эта способность развивается только в общении со
взрослыми. На данном этапе ребенок еще не понимает значения обращенных к
нему слов, но он четко улавливает интонацию. Внимание и доброжелательность
взрослых вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные
эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции, в
т.ч. развитие речи.
2. Этап возникновения речи охватывает обычно период от конца первого
года до второй половины второго года. На этом этапе возникает понимание
речи взрослых и появляются первые вербализации.
Очень важное значение имеет индивидуальное взаимодействие взрослого и
ребенка. Дети усваивают объект и его словесное обозначение в связи друг с
другом. Это этап активного манипулирования речевыми звуками: лепет
приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность.
Здесь положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты,
а также контакты в ходе совместных действий.
Исследования показали, что помимо внимания и доброжелательности ребенок
раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое
сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие
взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только
такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и
развитию речи.
3. Этап развития речевого общения. Этот этап охватывает период от
появления первых слов и до конца дошкольного возраста. Здесь происходит
изменение содержания речевого общения, перестраивается его форма - она
становится внеситуативно-личностной, т.к. общение протекает на фоне игры
как ведущей деятельности. Дети этого возраста очень нуждаются во
взаимопонимании и сопереживании взрослого, т.к. совпадение мнений и оценок
сильно повышает самооценку ребенка.
Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к произвольному
поведению - оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и
словами взрослого.
Результаты наблюдений и эксперимента позволили сделать вывод: развитие
речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и
узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и
произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения
со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше
развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на
окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и
названий запоминает ребенок, а следовательно развивается его активный
словарный запас.
Таким образом получила подтверждение наша гипотеза о том, что
интенсивность общения взрослого с ребенком приводит к более раннему
развитию речи, а также повышает коммуникативные характеристики ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Индивидуальные и коллективные монографии и другие издания:
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.
Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
Выгодский Л.С. Мышление и речь. -М.,1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.,1967.
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-
Дону, 1987.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.
Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.,1986.
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М.,
1956.
Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.,1974.
Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995.
Психическое развитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В.
Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.,1990.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.-Л.,1932.
Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина
Д.Б. - М.,1964.
Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. -
М.,1964.
Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. - М.,1976.
Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.,1963.
Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.-Л.,1930.
Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград,1922
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.
2. Составные части изданий:
Валлон А. Психологическое развитие ребенка //Вопросы психологии. - 1976.
-№4.
Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы
психологии. - 1992. - №1.
Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия //Под ред. Мухиной В.С.
- М.,1991.
3. Диссертации:
Исенина Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном
периоде.//Докт. Дисс. - М.,1986.
Страницы: 1, 2
|