Развитие внимания
В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается
(9-10).
На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при
конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей
увеличивается до 6-7 человек.
Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе
занятия ?
Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия по
родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание,
как можно сказать по –другому, что интересного в ответе товарища,
воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать
работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.
Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют
задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.
При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так,
например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка».
Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский
говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая
однообразная деятельность.
Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых
воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий
характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.» - ребенок
не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет
спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может
ослабить внимание.
К концу занятия утомление нарастает.
У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается
вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае
внимание детей снижается.
В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому
целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов:
анализ работ воспитателем, выбор и оценка лучших работ, игровая форма
анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или
нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и
инертность.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения
направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при
состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении
объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только
небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена
концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные
раздражители.
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами
можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и
негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних
причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
К нарушениям внимания относятся :
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание
до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на
предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто
переключаются с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо
действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность,
инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении
концентрации внимания).
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение
внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних
раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость
возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание
становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием
переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и
гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным
торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:
- неполная нагрузка;
- недостаточная сформированность волевых качеств;
- привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с
отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и
явлениям);
- повышенная утомляемость;
- плохое самочувствие;
- наличие психотравмы;
- монотонная, неинтересная деятельность;
- неподходящий тип деятельности;
- наличие интенсивных посторонних раздражителей;
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие,
пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо
определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность»
обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может
проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность
- это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное
сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании.
«При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо
делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно
отрицательная индукция».
Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага
воображения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы,
поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.
Так называемая ученая рассеянность - это проявление очень высокой
сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В
состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и
строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск
решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят
в жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых.
К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности,
относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной
концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете,
деятельности или размышления, но при этом, в отличие от рассеянности
«профессорской», такое сосредоточение неэффективно.
Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и
тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися и
бесплодными мыслями и образами.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как
следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей
подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо
работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание
ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа
детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические
заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.
Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников -
мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в
иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности -
переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные,
гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем
спокойные и здоровые.
В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строгость
индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.
Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными
являются следующие:
- общее ослабление нервной системы (неврастения)
- ухудшение состояния здоровья;
- физическое и умственное переутомление;
- наличие тяжелых переживания, травм;
- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений
(положительных и отрицательных);
- недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок,
получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации,
привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится
поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);
- нарушения режима труда и отдыха;
- нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть
аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит
неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что
отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает
концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)
- чрезмерная подвижность;
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к
другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ
Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее
фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность.
Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки
проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:
- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему
речь;
- частая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- беспомощность в доведении задания до конца;
- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость
(ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении
его выполнения)
- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И СОСТАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику
их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства
психологического воздействия.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться
на принцип:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и коррекции;
- приоритетности коррекции причинного типа;
- деятельностный принцип коррекции;
- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- комплексности методов психологического воздействия;
- активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной
программе;
- опоры на разные уровни организации психических процессов;
- программированного обучения;
- возрастания сложности;
- учета объема и степени разнообразия материала;
- учета эмоциональной окрашенности материала;
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и
гетерохронность (неравномерность) их развития.
Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях
развития в отношении разных его аспектов - на уровне благополучия, что
соответствует норме развития, на уровне риска, что означает угрозу
возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных
трудностей развития, что объективно выражается в различного рода
отклонениях от нормативного хода развития.
В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому
отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно
приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и
наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и
потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии
логического операционального интеллекта.
При определении целей и задач коррекционно - развивающей работы нельзя
ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями
развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного
рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в
развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени
оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством
механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического
воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию
отклонений в развитии, на них предупреждение, но и на создание
благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных
возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно - развивающей работы
должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
1) коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития,
разрешение трудностей развития, разрешение трудностей развития;
2) развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания
развития;
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и
эффективность коррекционно - развивающей работы.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса
оказания психологической помощи.
Принцип реализуется в двух аспектах :
1) Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен
предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий
выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об
их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и
задачи коррекционно - развивающей программы.
Эффективная коррекционная программа может быть построена лишь на основе
тщательного психологического обследования. В то же время самые точные
диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной
системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
2) Реализация коррекционно - развивающей программы требует от психолога
постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности,
эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль
позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и
средства психологического воздействия на ребенка, . . Иначе говоря, каждый
шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом
конечных целей программы.
Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в сою
очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.
Принцип приоритетности коррекции причинного типа.
Выделяет два типа коррекции в зависимости от ее направленности:
симптоматическую и каузальную (причинную).
Симптомотическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны
трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.
Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает
устранение и невилирование причин, причин, порождающих проблемы и
отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить
наиболее полное разрешение проблем.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до
конца разрешить переживаемых ребенком трудностей. Показателем в этом
отношении например с коррекцией страхов у детей. Применение метода
рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики
страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей
лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным
неприятием ребенка родителями и глубинными эффективными переживаниями,
изолированное применение метода рисуночной терапии дает лишь нестойкий
кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страхов темноты и нежелания оставаться одному в
комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого
же ребенка, но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психо
- коррекционная работа с причинами, вызывающими страх и фобии (в данном
случае работа по оптимизации детско - родительских отношений), позволили
избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что
приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должен стать
устранение причин трудностей и отклонений развития ребенка.
Деятельностный принцип коррекции:
Теоретической основой является положение о роли деятельности в
психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в
ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии
его личности. коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте
той или иной деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно - психологических индивидуальных особенностей
согласует требования соответствия психического и личностного развития
ребенка возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости
конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как
последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического
развития.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах
возрастной нормы программу оптимизации для каждого конкретного ребенка.
Коррекционная программа не может быть устраненной, обезличенной или
унифицированной. Напротив, она должна создавать оптимальные возможности для
индивидуализации и утверждения самости.
Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает
необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из
арсенала практической психологии.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию
в коррекционной программе определяется важнейшей ролью, которую играет
ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.
Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их
межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы
ее осуществления составляют основной компонент социальной ситуации
развития, определяют зону ближайшего развития. Ребенок развивается в
целостной системе социальных отношений, неразрывно и в единстве с ним. То
есть объект развития является не изолированный ребенок, а целостная система
социальных отношений.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов
определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и
использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и
перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов
недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для
формирования произвольности в ее различных формах.
Принцип программированного обучения предусматривает разработку ребенком
программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых -
сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию у него
необходимых умений и действий.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание
должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Формальная трудность
материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Уровень
трудности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволит
поддерживать интерес к коррекционной работе и дает возможность испытать
радость от преодоления.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации
коррекционной программы необходимо переходить к новому материалу только
после относительной сформированности того или иного умения. Разнообразить
материал и увеличить его объем необходимо строго постепенно.
Учет эмоциональной сложности материала. Этот принцип требует, чтобы
проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавали
благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном
эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.
Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной,
комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная
работа должна быть направлен на качественное преобразование различных
функций, а также на развитие различных способностей ребенка.
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание
реализации определенных моделей коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ
ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Психодиагностика свойств внимания детей 6-7 летнего возраста должен быть
направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных
познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное
описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Одним из важных условий получения достоверных результатов является
установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и
ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование
в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не
будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с
незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с
игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие
интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет.
В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность
ребенку походить или сделать физические упражнения.
Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. В
целом обследование ребенка-дошкольника занимает от 30 до 60 минут.
Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку
(нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание
ребенка от предложенных заданий).
Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого
соответствуют росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы
происходящее на улице не отвлекало его.
Работе психолога с ребенком никто не должен мешать.
Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:
- предлагаемые задания и уровень их выполнения;
- оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
- характер контакта со взрослыми;
- отношение к выполнению заданий;
- уровень активности при выполнении заданий;
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7
лет.
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в
случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и
разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку
перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной. Ребенок
работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30
минут) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке
ребенка то место, где даются соответствующие команды.
Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур (лист 1), часы с
секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые
карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе
картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда
я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и
зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор,
пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и
показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним.
Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу
«начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка
заданные предметы.
Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом
выполнение задания завершится».
Фиксируемые параметры: t - время выполнения задания; N - количество
изображений предметов, просмотренных за все время работы, а также отдельно
за каждые 30-секундный интервал; n - количество допущенных ошибок
(пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).
Обработка результатов: вначале подсчитывается количество предметов на
рисунке, просмотренных ребенком за все время выполнения задания, а также
отдельно за каждый 30-секундный интервал.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПСИХОГИМНАСТИКА
В магазине зеркал
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание
положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а
также умения подчиниться требованиям другого человека.
Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним
в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте
себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек,
на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что
это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ
состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из
зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала
обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть.
Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый.
Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со
временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо
на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из
игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает
мотивацию к игре).
Смотри на руки
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные
цветы».
Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения
рук, показанные взрослым или «командиром».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира,
который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а
потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за
другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять
командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук
показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет
взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со
сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем
показ движений рук осуществляют дети.
Слушай команду
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с
командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на
выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие
хорошо слушают и точно выполняют задание.
Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать
по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки
прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это
время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие
должны выполнить эту команду. Будьте внимательны !»
Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки
вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол
и обхватить колени двумя руками и т.д.
ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ
Найди два одинаковых предмета
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины,
наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых
два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых;
требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух
предметов (листы 9-10);
б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо
найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;
в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов (листы 11-12);
из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или
соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем
схожесть каждой пары.
Инструкция:
а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных
предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть.
Приступай к работе».
б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно
найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых
предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».
Выкладывание палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки,
трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из
палочек (листы 13-14).
а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек
(карточки);
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13
палочек (карточки);
г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей,
состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и
т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При
выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Найди отличия
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение
внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются:
а)серия картинок (листы 16-17) по две картинки на каждой карточке; в
каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок (листы 18-19), отличающихся
друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две
картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо
быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Выкладывание узора из мозаики
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки,
формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу (листы 20-21) выложить из
мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор,
силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор,
силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
Нанизывание бусинок
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие
образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой
проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.
Описание. Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизывать бусы.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать
бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за
другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения.
Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой
моторики руки и как усложняющий элемент игры.
Смешанный лес
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять
внимание.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.
Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных
деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую
елочку).
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные
деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую
маленькую елочку). Начинай искать».
Срисовывание по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения
следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для
рисования; остро отточенные карандаши.
Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на
чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два
уровня сложности:
1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур (лист 25);
2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур (лист 26).
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура,
состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом
листе. Будь внимателен !»
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не
рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру
цветным карандашом.
Найди тень
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой тени.
Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех
его теней; рыцаря и трех его теней (листы 35-36).
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен
рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
Примечание. Правильный ответ - вторая тень у рыцаря. Задание с
использованием листа 36 (фигурки белочки и дельфина) выполняются
аналогично.
Что где лежит?
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим
Страницы: 1, 2, 3, 4
|