Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы
Вы должны съесть все белые и зеленые цветки, но не тронуть ни одного
гриба.
Самостоятельная работа:
нарисовать по вашему желанию картину, какую вы себе представляете
исходя из этой задачи.
Анализ работ.
Урок 2.
Тема: Решение логической задачи “Перевозчик”. Овладение клавишей «ввод»
Цель: 1) Развитие воображения и творчества у детей; 2) Практика работы
с клавиатурой; 3) Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность и
настойчивость в работе.
План:
1. Вопросы по теме прошлого урока – 10 мин.
2. Объяснение задачи и управление его клавишами – 10 мин.
3. Совместное (с учителем) решение задачи, овладение клавишами управления –
15 мин.
4. Анализ работы за машиной и результаты решения задачи – 5 мин.
Ход урока:
. Вопросы по теме урока №1
- Как нужно вести себя в кабинете информатике, что нельзя делать?
- Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета)
- Какие клавиши вы знаете? Как они называются?
. Задача: На берегу реки живет человек. Ему надо перевести на другой
берег волка, козу и капусту в целости и сохранности. Мы должны ему
помочь. У него ничего не получается.
- Пусть правильно включат машины.
- Загрузка игры-задачи.
- Отправить лодку на другой берег клавиша «вперед», вернуть на старт
клавишей «назад», выбрать козу, капусту или волка клавиша «пробел»,
команда плыть клавиша «ввод»
. Ребята, давайте попробуем помочь!
- Кого повезем вначале?
- Какую клавишу нажать, чтобы плыть на другой берег (“вперед”)? Нажать
ее.
- Пройти проверить участок.
- Выберем кого вести, нажимая пробел. Нажмите 1 раз.
- Кого видите? (волка).
- Командуйте лодочке плыть
- Что случилось на старом берегу? (коза съела капусту)
- Значит, кого же повезем вначале? (козу, т.к. останется волк с капустой,
а он ее не любит)
- Вернем теперь пустую лодочку обратно. Просто клавиша “назад” и дать
команду плыть (нажать клавишу)
- Кого повезем теперь. Давайте волка.
- Теперь увезем козу от волка.
- Кого повезем теперь, капусту (ведь волк ее не любит)
- Вернем лодку на старый берег.
- Повезем теперь козу.
- Мы выиграли, нас поздравляют.
. В чем секрет этой игры? Нужно думать, кого везти и кого оставлять на
берегу, ведь волк съест козу, а коза капусту. А с лодочником они ведут
себя “нормально”, если только он их не оставит без присмотра. Дать
возможность самостоятельно справиться с задачей.
. Ну что, не получилось? Достаньте карандаш, тетрадь. Нарисуем решение
задачи.
. Самостоятельная работа.
. Анализ работы учеников.
Урок 3
Тема: Знакомство с графическим редактором.
Цель: 1) развитие мышления учащихся, отработка специальных приемов
рассуждения. 2) культура поведения и обращения с компьютером. Умения и
навыки плодотворной и творческой работы.
План:
1. Вопрос по прошедшим урокам
2. Объяснение задачи на сегодняшний урок.
3. Практическая работа за РС, овладение клавишами F5 и CTRL + STOP.
4. Анализ результатов работы.
Ход урока:
1)Закрепление пройденного материала:
- Как назывались части наших машин?
- Какие клавиши вы знаете?
- Что мы делаем на прошлом уроке?
2)Сегодня мы с вами будем рисовать на экране монитора. Для этого
загрузим вам специальную программу “Карандаш”. С ее помощью вы будете
командовать карандашом.
Откройте тетради и там где у вас поставлена точка начнем рисовать
следом за мной (предлагается разделить место для программы в тетрадях
и поставить точку откуда они будут рисовать).
Рисуем вниз линию на 4 клеточки. Какую клавишу будете нажимать на РС?
Начертим ее в программе.
Рисуем линию назад на 5 клеточек?
Какую клавишу будете нажимать на РС? Начертим ее.
Рисуем линию вверх на 7 клеточек? --//--
Рисуем линию вперед на 4 клеточки? --//--
Рисуем линию вниз на 6 клеточек? --//--
Рисуем линию назад на 3 клеточки? --//--
Рисуем линию вверх на 4 клеточки? --//--
Рисуем линию вперед на 2 клеточки? --//--
Рисуем линию вниз на 4 клеточки? --//--
Рисуем линию назад на 1 клеточку? --//--
Рисуем линию вверх на 3 клеточки? --//--
3) Как правильно включать РС?
1. Чтобы запустить программу надо нажать клавишу F5
2. Чтобы остановить программу надо нажать одним пальчиком клавише
CTRL вторим STOP. (Вызвать 3-х учеников, чтобы попробовать)
3.Сядьте по своим местам и включите машины.
4.Открыть программу “Художник”.
5.Начнем работу. Если не получилось, нажмите клавиши CTRL + STOP, а потом
снова запустите программу.
6.Кто справится с заданием, может рисовать, что ему нравится.
4) Итак, что же мы усвоили на уроке.
1. Управляя компьютером, мы получили рисунок, который хотели.
2. Сегодня мы изучили еще две новых клавиши F5 и CTRL + STOP.
3. Выведение компьютером рисунка на бумагу каждому ученику.
5.)Подведение итогов работы.
Было проведено 3 урока в 1 “а” классе с применение ЭВМ.
Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отличная,
дети были очень внимательны. Им очень нравилось работать на компьютере,
быстро решали поставленные перед ними задачи.
Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил
картину решаемой задачи, которую потом и изобразил в своем альбоме. Из этих
работ можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию,
воображение у детей, насколько они интересны и красочны. Все работы детей
были закончены.
§4 .Вторичная диагностика.
После проведения уроков с применением компьютерных игр, было проведено
тестирование, беседа, цветограмма, наблюдение.
Цветограмма.
Хорошее настроение у 8 человек, в том числе у Кирилла Ш. и Юли Б.
Грустное у 2 человек.
Тестирование.
Методика «Последовательность событий», показала, что Юля Б. хорошо
собрала картинки, и не стесняясь, рассказала рассказ.
Кирилл Ш. также хорошо справился с заданием. Саша Г.- у него не совсем
верно получилась последовательность, но рассказ был хорош. Остальные дети
справились с заданием хорошо.
Методика «Концентрация внимания»
Юля Б. и Кирилл Ш.(отвлекался), но справились с заданием. Катя К, Лена
А, Сережа А.- отвлекались, справились. Остальные 5 успешно справились.
Беседа
Вопросы.
1.Нравится ли тебе ходить в школу?
2.Что тебе нравится (не нравится)?
3.Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занялся?
4.Что бы ты выбрал в качестве свободного урока?
5.У тебя много друзей?
Сначала я беседовала с Юлей Б. Ей нравится ходить в школу, по ответам
ясно, что ей нравятся уроки грамоты, ей интересно. На вопрос, чем бы она
занялась ,если бы не ходила в школу, она ответила, что какое-то время она
читала, писала, гуляла бы и ходила бы в кружок. Из предметов, которые она
хотела бы изучать, девочка предпочла рисование и игры на компьютере. Подруг
у Юли стало больше, она стала общительнее.
Кирилл Ш.- отношение к школе положительное, ему стало нравится письмо и
счет. На вопрос, как бы он проводил свой день, ответил, что занимался бы
чтением, рисованием, конструированием, гулял, общался бы с друзьями, ходил
бы на борьбу. То есть Кирилл Ш. уже описывает свой некий распорядок дня.
Также Кирилл хотел бы изучить историю машин Audi. Я думаю, что многие
интересы он приобрел через друзей, теперь у него их стало больше.
Проведя беседу с другими учениками, стало видно, что у многих детей
появилось желание уделять больше время школьным предметам (это интересно),
всем детям нравится ходить в школу. У всех есть друзья.
Заключительно было проведено наблюдение.
Юля Б.- девочка положительно относится к школе. Стала более
внимательна, усваивание учебного материала стало проходить легче, перестала
быть замкнутой, теперь она общается с другими девочками. В школе ей легко.
Таким образом можно сказать, что компьютерные игры помогли девочке перейти
на другой уровень адаптации, у нее появились любимые уроки, настроение у
нее хорошее, на уроках делает самостоятельную работу.
Кирилл Ш.- я считаю, что компьютерные игры также сыграли свою
развивающую роль. К школе он относится положительно, появились успехи в
учебной деятельности, он стал внимательнее, над многими своими действиями
задумывается, добросовестно выполняет поручения учителя. В школе чувствует
себя спокойно, хорошо. Появились «новые» друзья.
У других детей также произошли изменения, которые отобразились и в
учебной деятельности, и в отношениях к учителю, товарищам по учебе.
Проведение вторичной диагностики во второй группе.
Также как и с первой группой, была проведена цветограмма.
Грустное настроение было только у Марины Т.
Хорошее настроение было у остальных детей.
Затем проведено тестирование.
Тест на концентрацию внимания.
Все дети выполнили тест хорошо, в том числе и Андрей А. Выполнили за 5
минут, не отвлекались.
Тест на «Последовательность событий»
В это тестирование Андрей А - спокойно и хорошо выполнил
последовательность картинок, и хорошо рассказал свой рассказ.
Остальные дети также справились с этим заданием.
Потом состоялась беседа с детьми.
Андрей А. ответил, что ему нравится в школе, еще нравятся уроки с
применением компьютерных игр, также нравится считать. На вопрос, чтобы он
делал, если бы перестал ходить в школу, ответил, что гулял, играл, делал
уроки - здесь мы видим, что отношение к учебной деятельности у него
поменялось. Еще Андрей хотел бы изучать физику. Про друзей Андрей сказал,
что теперь это вся группа.
Остальные дети в ходе беседы отвечали, что всем нравится ходить в
школу. Многим нравятся предметы письма, математики, ЭВМ. Дети, которые
включили в свободное время не только отдых, но учебную деятельность стало
больше. Они хотели бы, чтобы были уроки по различным нужных для них
предметах (ЭВМ, наука и т.д.). Многие дети стали больше общаться друг с
другом, вместе ходят гулять, в гости друг к другу.
Наблюдение - последний метод, использованный мной.
Оно показало, что Андрей стал более общителен, у него появились друзья,
они приходят к нему в гости. На перемене он играет в игры. В учебной
деятельности появились успехи - это математика, грамота. Он выполняет
поручения учителя. В школе ему нравится, у него хорошее настроение, то есть
моя гипотеза о роли компьютерных игр в успешной адаптации школьника была
подтверждена.
Многие дети из этой группы также стали сплоченнее, у них появилась
новая тема для обсуждения. У многих появились успехи в учебной
деятельности, некоторые приносят самостоятельные работы из дома. Настроение
у детей хорошее, значит, чувствуют они себя комфортно.
Наблюдая детей после второй диагностики, я заметила, что Юля, Кирилл,
Андрей - они изменились. Дети стали увереннее в себе, у них стала успешнее
учебная деятельность, появилось много хороших отметок, они сами стали
тянуть руки, чтобы ответить на уроке. С помощью компьютерных игр у них
произошло развитие познавательных процессов, логического мышления,
внимания, памяти, речи, воображения. При помощи компьютерных игр дети
приобрели умение планировать свои действия, развитие данной способности в
значительной мере определяет широту и глубину взаимодействия ребенка с
окружающим миром. Они знают, что такое цель и как последовательно, шаг за
шагом к ней идти.
Я доказала, что при помощи компьютерных игр младший школьник быстрее
адаптируется к обучению в школе, если;
-применение компьютерных игр позволяет моделировать различные жизненные
ситуации,
-если развивает при этом творческие и познавательные способности.
Заключение.
Из анализа прочитанной литературы я поняла, что значит слово адаптация
– (от позднее лат.Adaptation- приспособление), в биологии приспособление
строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования.(40,22)
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма,
приспособление ребенка к требованиям и условиям обучения.
Адаптация к условиям школы - довольно длительный процесс, имеющий и
физиологические и психологические аспекты.
В дипломной работе я рассмотрела три уровня адаптации ребенка в школе:
Высокий
Средний
Низкий.
Игра - наиболее освоенная детьми деятельность, поэтому в своей
исследовательской работе я использовала игру (компьютерные игры).
На уроке игру можно использовать как средство включения детей в
учебную деятельность, средство развития любознательности, метод изменения
позиции пассивных детей, активизации детей. На уроках игра как бы
синтезирует познавательную и творческую активность.
Игровая форма помогает детям включится в познавательную деятельность,
дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее
способностей, сплачивает детей. Разумное сочетание игровой занимательности
и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными
и внимательными. Игровая деятельность способствует усвоению норм
взаимопомощи, сдержанности.
Также была показана классификация игр, и компьютерных игр, освещено
место игр в жизни младшего школьника.
Имея эти данные, я провела исследовательскую работу в 1 классе и
сделала вывод, что при применении компьютерных игр появились новые
возможности для адаптации:
- социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень
субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
- компетентности школьника как ученика: имеется в виду его
самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе,
проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на
задачу и конечный результат, ответственность, социальная
независимость;
- способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к
реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне
учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность
результатами деятельности;
- гармоничной индивидуальности, соотношение практического и
вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение
гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности
ребенка его компетентности;
- у детей появляется новое направление общения - они активно
обсуждают компьютерные игры, свои достижения и промахи при
выполнении трудных заданий. Обогащается детский словарь, дети легко
и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это
способствует развитию речи, повышает уровень произвольности и
осознанности действий.
Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования
компьютерных игр в процессе адаптации младших школьников в школе;
-экспериментально изучить эффективность использования компьютерных игр
в начальной школе;
-на основе полученных данных разработать комплекс методических
рекомендаций с применением ЭВМ.
Все эти задачи были достигнуты.
Данные программы («Графический редактор для младших школьников» и
«ЛОГО»), помогут в работе учителя начальной школы, разнообразить свои
уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных
процессов младших школьников.
Таким образом, мы пришли к выводу, что применение компьютерных игр в
успешной адаптации младшего школьника к условиям школы, имеет место
быть.
Литература.
1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе
// Информатика и образование. – 1994. – №2
2. Александровская Э.М. Социально–психологические критерии адаптации к
школе
// Школа и психическое здоровье учащихся. – М.,1988.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
1987.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение,
1989.
5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.,
1983
6. Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогического
взаимодействия. – Новосибирск.,1991. -92с.
7. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр //
Вопрос психологии. – 1993. – №3.
8. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики
// Информатика и образование. – 1991. – №3.
9. Варченко В.И. Радуга в компьютере
// Начальная школа. – 1997. – №10.
10. Вачков И. Время и усилия // Школьный психолог. – 2000. – №12
11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994
12. Видерхольд Д. Компьютер в начальной школе // Информатика и образование.
– 1993. – №2.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М.: 1982
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991
16. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе
// Информатика и образование.–1994.–№4.
17. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры
// Информатика и образование. – 1994. – №4.
18. Гребнев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе //
Педагогика. – 1994. – №5.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей:
Сб. научных трудов/ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. – М.,1981.-157с.
20. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ.
ВУЗов. – М. Владос, 2000. – 144с.: ил. (Эл. вариант)
21. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю
школу// Народное образование. – 2002. – №8
22. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет. –М.,
1996.
23. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М.,1994.
24. Зваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как причина
школьной дезадаптации // Школа здоровья. – 1994. – №4.
25. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе // Психологическая наука и
образование. – 2000. – №1
26. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе
// Информатика и образование. – 1991. – №3.
27. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой
// Информатика и образование. – 1994. – №2.
28. Кершан Б.И. Основы компьютерной грамотности. – М., 1993.
29. Кикоин Е.И. Психогенные формы школьной дезадаптации
// Вопросы психологии. – 1984. – №4.
30. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.:
Радио и связь, 1997.
31. Кон И.С. Социология личности. – М., 1997.
32. Новые информационные технологии в дошкольном образовании
/ ред. Горвиц Ю.М. – М.: Линка – Пресс, 1998. – 328 с.
33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учеб. для студ. ВУЗов. В 2 –кн. –
М.: Владос. – 1999. Кн.1. – 576 с.
34. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учеб. для студ. ВУЗов. В 2 –кн. –
М.: Владос. – 1999.Кн.2. – 256 с.
35. Практическая психология образования
/ ред. Дубровина И.В. – М.: Просвещение, 2003. – 408 с.
36. Ривина И.В., Левонтина Н.В. Развитие системного мышления у младших
школьников с общим недоразвитием речи
// Психологическая наука и образование. – 2001. – №1
37. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический
аспект. – Новосибирск: Наука, 2002. – 275 с.
38. Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной
адаптации личности (информационный подход)
/ Автореф. дис. на соискание ученой степени к.ф.н. – Новосибирск: НГУ.
– 1995. – 16 с.
39. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся
личности. – Новосибирск, Ин-т психологии личности, 1998.
40. Руденский Е.В. Психологическая феноменология патологии личности. –
Новосибирск: Институт патологии личности,
1999. – 232 с.
41. Советский энциклопедический словарь.– М.: Советская энциклопедия, 1981.
42. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6–7 летнего
возраста. – М., 1988.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
44. Интернет источники:
www.solnet.ee
www.kinderino.ru
www.kindereducatioon.com
www.naritsyn.ru
www.psytoys.ru
Приложение 1.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие
инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя,
расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа. Необходимо неукоснительно
соблюдать правила по технике безопасности. Нарушение этих правил может
привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание. При
эксплуатации необходимо остерегаться: поражения электрическим током;
механических повреждений, травм.
Требования безопасности перед началом работы.
Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви,
с громоздкими предметами. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное
занятие.
Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников. Перед
началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений
оборудования на рабочем месте. Напряжение в сети кабинета включается и
выключается только преподавателем.
Требования безопасности во время работы.
С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша,
клавиши нажимать нежно. При появлении изменений в функционировании
аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно
прекратить работу и сообщить об этом преподавателю. Контролировать
расстояние до экрана и правильную осанку. Не допускать работы на
максимальной яркости экрана дисплея.
Запрещается.
Эксплуатировать неисправную технику. При включенном напряжении сети
отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера.
Работать с открытыми кожухами устройств компьютера. Касаться экрана
дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов. соединительных кабелей,
токоведущих частей аппаратуры. Касаться автоматов защиты, пускателей,
устройств сигнализации. Во время работы касаться труб, батарей.
Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры. Нажимать на
клавиши с усилием или допускать резкие удары. Пользоваться каким–либо
предметом при нажатии на клавиши. Передвигать системный блок и дисплей.
Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями. Брать сумки,
портфели за рабочее место у компьютера. Быстро передвигаться по кабинету.
Класть какие–либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру. Работать
грязными, влажными руками, во влажной одежде. Работать при недостаточном
освещении. Работать за дисплеем дольше положенного времени. Запрещается без
разрешения преподавателя. Включать и выключать компьютер, дисплей.
Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру. Брать со стола
преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию. Пользоваться
преподавательским компьютером.
Требования безопасности по окончанию работы.
По окончании работы выполнить действия строго по указанию
преподавателя. Сдать документацию и дискеты.
Приложение 2.
Гигиенические требования к использованию персональных
компьютеров (ПК) в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства
(СанПиН 2.2.2.542–96 «Гигиенические требования к видеодисплейным
терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации
работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную
технику, которая имеет санитарно–эпидемиологическое заключение о ее
безопасности для здоровья детей. Санитарно–эпидемиологическое заключение
должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая
находится в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и
естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует
выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и
оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних
козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных
помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять
полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения,
подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки,
обладать антистатическим покрытием. Площадь на одно рабочее место с
компьютером должна быть не менее 6 кв. м.
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в
компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран
падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить
не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное
электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не
только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное
расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера
на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка
рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями
монитора не менее 1,2 м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного
возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с
ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно
оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен
соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом:
ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора
приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300
лк, а экрана не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы
изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо
также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает
контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать
позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до
экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером
должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия
рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Оптимальные
параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура –19-21°
, относительная влажность – 55-62 %.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий
компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение
качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах
следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам
безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и
дома.
Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо
соблюдать следующие рекомендации.
1. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для
учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.
2. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на
персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений
для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана,
при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для
большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем
раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости
глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на
счет 1-4. затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз,
потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и
посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно
снижает зрительное и статическое напряжение.
Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше,
чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует
отводить для отдыха и приема пищи.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием
компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – не более 60 минут. После 10-15 минут
непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения
физкультминутки и гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных
занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные,
главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для
проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за
компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна,
ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста
допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия.
Приложение 3.
Пальчиковая гимнастика.
Мы сегодня поиграли,
Наши пальчики устали.
(Активное сгибание и разгибание пальчиков)
Пусть немного отдохнут,
И опять играть начнут.
(Встряхнуть руками, потом перед собой)
Дружно локти отведем,
Снова мы играть начнем.
(Энергично отвести локти)
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
(Плавные покачивания поднятыми руками)
Руки нагнули,
Кисти встряхнули.
(Встряхивание рук перед собой)
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
(Горизонтальные движения руками).
Приложение 4.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
Ра, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Упражнения для глаз.
«Поиграем с игрушками»
Упражнения выполняются стоя, у каждого ребенка в руках игрушка.
1. «Посмотрите, какая красивая игрушка» (каждый смотрит на свою
игрушку) 2–3 секунды.
2. «Посмотрите, какая у меня игрушка» 2–3 секунды.
3. «А теперь опять посмотрите на свою игрушку» 2–3 секунды.
4. Повторить 4 раза.
5. «Игрушки у нас веселые, любят бегать, прыгать. Вы за ними
внимательно следите глазами: вверх, вниз, в стороны».
6. Повторить 4 раза.
7. «Моя игрушка любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите
глаза, а она спрячется.
Повторить 4 раза.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|