Рефераты
 

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.

Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона

доверия".

По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась

успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспитательной

работы.

Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных

педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит

от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно,

чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих

собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы.

По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13

г.Нерюнгри*, прослеживается зависимость между обстановкой в семье и

успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с

количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество

-----------

* см. приложение п. 2,

учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест

вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни

жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемости

мальчиков и девочек в различных типах семей.**

В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не

в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и

ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше

могут оценить и поощрить успехи девочек.

Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы

сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.

Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить

тот номер высказывания, с которым согласен.***

Анализ ответов проходил по следующим аспектам:

- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию

ребенка.

Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) -

случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при

этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь

тогда, когда случается что-то серьезное.

- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)

-----------

**см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3

В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) -

игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление

родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом

духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с

родителями, в их любви.

- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).

Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах

преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную

моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики,

непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых

семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали

ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок

имеет минимальное количество обязанностей в семье.

- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку

делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.

У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку

"все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции

эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) -

недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже

если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.

Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные

причины отклонения в семейном воспитании:

Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом

месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-

либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются

нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не

удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы

ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.

Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".

На втором месте находится следующая причина -воспитательная

неуверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то

психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти

в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка,

уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у

родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления

своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение

конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница

во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один

настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка.

При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в

воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.

Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании,

данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой

родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского

отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-

мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был

предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском

отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением

которого он согласен.

Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:

1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель

стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких

родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель

воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа

опрошенных ).

2. Кооперация.

Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в

них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).

3.Симбиоз.

Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за

ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным

(40 % от числа опрошенных).

4.Авторитарная гиперсоциализация.

Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается

навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).

Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в

семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:

--------------

*. см. приложение п. 4.

Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание

сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках,

таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и

т.д.

Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить

никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же,

происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только

родителей, социальному педагогу не удается создать оптимальное

взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение

работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные

"нити" между учителем->ребенком->родителем.

Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие

профессиальное и социальное учителей.

Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых

условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:

- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-

экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к

такой адаптации.

- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в

традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым

содержанием образования с новыми стандартами качества знаний.

- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и

возможностями свободной, творческой педагогической деятельности

- Система социальной поддержки педагогических работников на

государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к

соблюдению и защите учительских интересов.

Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых

требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе

воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание

требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных

консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями.

Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении

дополнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным

педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей

намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по

сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в

современной обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям

и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой,

танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен

упустить из поля зрения социальный педагог, для решения этой проблемы

необходимо доносить до учителей данные о интересах учащихся, организовывать

пресс-центры деловых игр между учителями и детьми.

В результате проделанной работы мы попытались пометить пример

ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду

альных особенностей в работе школы.

-------------

*см.приложение № 8, **см.приложение № 9

План работы социального педагога в начальном

звене на первое полугодие.

I. Учебно-методическая работа.

1. Изучение литературы по социальной педагогике.

2. Знакомство с периодической печатью.

3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи,

учителей и детей.

II.Работа с семьей.

1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших

школьников.

2. Дифференциация семей по типам.

3. Организовать взаимодействие социальных служб для

разрешения возникающих конфликтов.

4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных

вечеров.

5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями

младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

7. Проводить консультации для родителей по определенному графику.

III.Работа с детьми.

1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить

согласованно со школьным психологом.

3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с

учителями.

4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.

5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.

1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных

органов.

2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на

индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных

привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно

необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит

преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено

общеобразовательной школы.

Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон

доверия и для детей и для родителей.

Глава № 3.

3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.

В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между

родителями и детьми.

Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми

(например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними

детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает

определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче

ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает

участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания

протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает

основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к

нынешнему воспитательному влиянию.

В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми

определенные семейным правом, можно кратко сформулировать:

1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы

доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти.

Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с

позиции защиты интересов ребенка) права и обязанности.

2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родителей, так и

со стороны детей. Последовательно осуществляется

принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.

3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее развитие.

4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей возлагаются

на родителей, так и на соответствующие общественные и государственные

организации.

Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать

нарушения в воспитании детей, преследуют профилактическую деятельность.

Далее, закон принимает во внимание средства, которые используются при

нарушении родительских прав и обязанностей.

Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет

законное право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие

государственные органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяжелую

семейную обстановку или потерявших родителей.

Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента

рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате

взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным

вопросам, то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и

обязанности родителей прекращаются, как только ребенок достигает

совершеннолетия.

Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют

приемные дети и усыновители.

Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное

им право по воспитанию детей.

За воспитание своих детей родители несут ответственность перед

обществом. Они не могут переложить свои обязанности на воспитателей

и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми участниками

воспитательного процесса, не возлагая на них своих родительских

обязанностей.

Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязанностями -

это серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как

нарушение общественных отношений. Закон предусматривает различные виды,

наказания за поведения родителей, игнорирующих свои права и обязанности по

воспитанию родных и приемных детей.

Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супругов

является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного

супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не

обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.

В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок

не совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон

требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отвечали родители.

В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой,

связанной с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи

родителем. Закон дает возможность судебным органам определять время для

встречи того родителя с ребенком. Если родитель лишается родительских прав,

то он лишается и права контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться

материальными и культурными благами семьи, по возможности помогать

родителям своим трудом.

Воспитательные меры государственных органов.

Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае

нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области

воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера.

Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:

1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его

родителям.

2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы,

общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.

3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего

ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по

возрасту.

Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить

родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей

в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не

выполняют родительские права. Однако никогда не перестает существовать

обязанность родителей по содержанию ребенка.

Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отношению к

усыновленному ребенку.

Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-правовые

отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кровных родителей,

обеспечить ему новую семью.

Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что

государственные органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно

летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся родители.

Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме

взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над

выполнением прав и обязанностей того гражданина, которому передан ребенок.

Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, которое

занимает исключительное положение среди остальных форм семейной опеки.

Между родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие

взаимоотношения, какие бывают в семьях с родными детьми.

Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые

жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В семье в первую

очередь формируются такие качества человека, как чуткость, доброта, умение

любить и переживать радость и горе другого человека. От семейного

воспитания в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого

человека.

3.2 Защита прав ребенка в школе.

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка

- документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее

время права ребенка защищены Законом Российской Федерации об образовании

(статьи 5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную

часть базисного, учебного плана, утвержденного Министерством образования

Российской Федерации.

Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необходимо

составить четкое представление о том, а от чего же его следует

защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образовании

записано, что применение методов "физического и психического насилия по

отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".

Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие действия

могут быть квалифицированны как "физическое и психическое насилия", как оно

проявляется в разных возрастных группах учащихся.

Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в течении 5

лет проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч

учащихся школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской

области, 150 учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили

доверительные беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека,

анализировали творческие работы детей.

В результате было сделано 2 вывода:

1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе:

"администрация - учитель - ученик".

2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.

Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не предоставляя

ему никаких гарантий защиты, мы создаем условия для формирования у него

социальной апатии или цинизма.

Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в

школе по отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.*

------------- *см.приложение п. 9

Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.

Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного

возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня

учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у

меня появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание

ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно

ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно

уникальное и уязвимое качество души - доверие. И тем не менее, данные

приведенные в таблице показывают, что пик всех видов насилия приходится

именно на начальную школу.

Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство

страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.

Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый

намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство

психологического дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно

вызваны недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не

задумывается над последствием своих слов. Характерная особенность этой

ситуации - отсутствие свидетелей.

Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют ситуацию и

выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в

третьем классе - пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и

"разобралась" с ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при

всем классе. Затем заставила меня извиниться перед ней. Мне было так

обидно, что я даже заплакала. Так меня унизили перед всем классом".

Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем

унижающие достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей

с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение

окружающих.

Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной

практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим

нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его

поведения.

В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, зачастую

унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и

здоровье: "Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”.

Учитель заставил меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было

холодно".

Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер,

которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В

этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция

социальной службы, предназначенной для организации активного сотрудничества

школьной администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных

структур с целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по

защите прав личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.

Принципы деятельности социальной службы школы:

Объективность - принятие во внимание как можно большего числа

аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной

личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей

личности.

Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией

школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и

т.д) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива,

для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств

квалифицированной помощи.

Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую

систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.

Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика

назревающих проблем и конфликтов.

Автономность - независимость от администрации школы и органов

управление образованием.

Репрезентативность - представительство и учет интересов всех

подразделений школьного коллектива.

Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во

внешней среде и внутри коллектива.

Основные функции социальной службы школы:

Диагностическая - изучение на основе современных достижений

социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного

коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют

представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и

процессов;

Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований

прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту

или иную социальную группу;

Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих

коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или

стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

Предупредительно-профилактическая - разработка на основании

собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие

негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность,

учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-

коллективов.

Представительная - представление интересов и защита социальных прав

коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и

прокуратуру.

Структура социальной службы школы:

1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-

III кл., V-VI кл.,...XI кл.

2. Советы групп, классов, параллелей классов.

3. "Телефон доверия".

4. Служба ЭВМ.

Заключение.

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную

социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной,

рекреативной ( сюда входит физическая, материальная, моральная,

психологическая поддержка, организация досуга ), коммукативной ( общение и

через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической ( ощущение

счастья в семье ).

На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной

педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния

на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной

поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект

многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она

сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В

социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как

приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не

на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-

обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме,

укрепление и развитие потенциала семьи как главного условия развития

задатков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития

и социальной защиты личности.

Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-

номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных

явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на

обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет

снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль

социального педагога становится более значимой, так как численность детей

"трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на

таких детей можно достичь только через работу с их семьями.

В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные

трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы

воспитания детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо

начинать уже с первого класса общеобразоательной школы.

Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в

выявлении всех типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические

несостоятельные, асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной

семьи помогает социальному педагогу сориентироваться, определить с кем

именно, в начальном звене школы он должен координировать свои усилия.

Постепенно необходимо формировать у родителей потребность к разрушению

имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в

семье.

Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное

корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным

учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение,

взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.

"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли

в социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа,

организуемая социальными педагогами.

Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная

деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восста-

новления ее способности к социальному функционированию.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания,

социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях

и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен

организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти

оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся,

соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной

задачей социального педагога остается помощь семье и учителю в привитии

учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и

осуществить систему вза-имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и

родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых

особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на

современном этапе.

В результате исследований, которые проводились в общеобразовательной

школе N 13 г.Нерюнгри, в данной дипломной работе определены некоторые

особенности учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы,

проблемы сотрудничества учителя и родителя:

- Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и

успеваемостью.

Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством детей

успевающих на 4 и 5.

- В школе выявился достаточно известный факт унификации требований к

ученицам и ученикам, из-за преимущественно женским составом учителей.

- Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить

преобладающий стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье,

большинство родителей авторитарного стиля воспитания.

- С целью оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести

изучение социального самочувствия учителей. Частичное исследование

состояние учителей по некоторым аспектам позволило сделать следующие

выводы:

1. Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных

условиях.

2. Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями

свободной деятельности.

- Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и

школы.

- Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим

услугам, а спрос на эти услуги среди родителей и детей повышается.

С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано

обоснование деятельности социального педагога в начальном звене

общеобразовательной школы, направленной на организацию совместной работы

семьи и школы.

В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли

семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В

современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее

эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе.

Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно

более раннего влияния на

семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению кон-

фликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в

целом, так отдельных ее членов.

В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили

сделать следующие выводы:

1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь

нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности

родителей ).

2. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в

семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу

и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем

повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом

национальных, региональных и других особенностей.

3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в

семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию

конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем

оказания семье действенной педагогической помощи.

4. Деятельность социального педагога в начальном звене школы

оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы

путем совершенствования социально-педагогической направленности

деятельности педагогического коллектива.

5. Повышение познавательной к социальной активности ребенка младшего

школьного возраста зависит от организации социальными педагогами

систематических, совместных мероприятий с родителями и учителями.

6. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных

направлений в работе социального педагога, которое осуществляется путем

проведения лекций, бесед, организации встреч с работниками

правоохранительных органов.

Проанализировав работу многих социальных педагогов в

общеобразовательных школах г.Нерюнгри, мы пришли к выводу, что в школах

очень мало социальных педагогов ( 1-2 на школу ), и они не в состоянии

плодотворно работать с большим количеством учеников и с их семьями. И

зачастую, при всей загруженности, социальные педагоги не заостряют свое

внимание на начальном звене школы, а направляют свои усилия на работу с

детьми среднего и старшего звена.

Но наше исследования позволяют утверждать, что деятельность социального

педагога по организации сотрудничества семьи и школы может привести к

положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с

первого класса, и поэтому существует необходимость пересмотра и

корректировки системы воспитательной работы школы.

Данное исследование не имеет своей целью дать полную картину

деятельности социальных педагогов по организации сотрудничества семьи и

начального звена школы. В задачу входило предложения наиболее эффективного

направления в этой области. Более конкретного изучения требуют сама

подготовка кадров социальных педагогов, уточнение сферы их деятельности и

т.п.

Например, сам анализ семейного воспитания, более подробного его

осмысления технологии взаимоотношений, и многое другое также должны стать

предметом серьезного изучения.

Список литературы.

1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и

доп. - М.: Просвещение, 1985.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:

Аргументы и факты, 1993.

3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:

Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.

4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных

заведений. - М.: Просвещение, 1986.

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского

психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.

6. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //

Воспитание школьников. - 1994. - N 1.

7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для

учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.

8. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.:

Педагогика, 1988. - С.125-127.

9. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //

Начальная школа. - 1995. - N 6.

10. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.-

N 5.

11. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как

проявляется и от чего защищает // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.22-

26.

12. Горденко Т.Е. Организация работы по формированию социального опыта

учащихся в Австрийской школе // Начальная школа. - 1993. - N 2.

13. Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников

// Начальная школа. - 1993. - N 5. - С.10.

14. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //

Социологические исследования. - 1995. - N 6.

15. Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. -

С.70.

16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для

воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,

1993.

17. Ковалева Л.М.,Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей

адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.17-

22.

18. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная

школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.

19. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка //

Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.

20. Ковашкина О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие

личности ребенка // Начальная школа. - 1995. - N 12.

21. Коменский Ян Амос. Жизнь и творчество: педагогическое наследие. - М.:

Педагогика, 1989.

22. Логинова Н. Детская тайна: заметки публициста. - М.: Педагогика, 1989.

23. Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.-

1993. - N 10. - С.73-75.

24. Макаренко А.С. Собрание сочинений: Т. N 8.: Педагогика, 1988.

25. Матвейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в

неполной семье. - М.: Прогресс, 1980. - С.71.

26. Мальковская И.А. Детство: социально-культурная традиция //

Социологические исследования. - 1995. - N 4.

27. Маркова Т.А., Сохина Ф.А. Подготовка детей к школе в семье. - М.:

Педагогика, 1976.

28. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. - М.:

Просвещение, 1988.

29. Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике //

Социологические исследования. - 1995. - N 10. - С.130-133.

30. Радванова С. Социальные и юридические проблемы неполной семьи. - М.:

Прогресс, 1980. - С.113-116.

31. Радванова С. Некоторые юридические проблемы. - М.: Прогресс, 1980. -

С.177-179.

32. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу

"Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.

33. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для

учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.

34. Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик. - Москва-Воронеж,

1995. - С.10-15.

35. Спицын Н.П. Учитель-родители: правила общения // Начальная школа. -

1993. - N 10. - С. 56-58.

36. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная

газета, 1978.

37. Трофимова О.Г. Книга в семье и духовное развитие ребенка // Начальная

школа. - 1995. - N 7.

38. Ткаченко Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в

общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Начальная школа. -

1996. - N 9.

39. Тарновский Ю.Б. Срыва можно избежать. - М.: Медицина, 1990.

40. Темиров Н.С. Школьники Узбекистана: образ семьи // Социологические

исследования. - 1995. - N 7.

41. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для

учителя. - М.: Просвещение, 1986. - С.4-18.

42. Шилова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социологические

исследования. - 1994. - N 11.

43. Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями // Начальная школа. - 1994.

- N 11. - С.75-76.

44. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.:

Просвещение, 1988. - С.3-8.

45. Ярошевский М.Г., Марцинсковская Т.Д. Личность ребенка и драматизм ее

развития // Начальная школа. - 1996. - N 11.

Приложение № 1

Зависимость нравственной воспитанности детей от характера взаимоотношений в

семье.

| | |

| |Проявление воспитанности детей. |

|Характер |Число детей в % |

|взаимоотношений | |

| |Высокий уровень|Средний |Низкий |

| | |уровень |уровень |

|Живут дружно |42 |48 | 10 |

|Иногда ссорятся |10 |50 |40 |

|Конфликтуют |0 |28 |72 |

Приложение № 2

Таблица исследований семей в начальном звене

средней школы № 13 г. Нерюнгри.

|1.Всего учащихся по начальному звену |350 |

|2.Успеваемость на “4”, “5”. |60 |

|на “3” |170 |

|на “2” |10 |

|3.Количество учащихся по сниженным |20 |

|оценкам по поведению | |

|4.Количество многодетных семей (3 и более детей) |50 |

|5.Количество неполных семей |30 |

|6.Количество неблагополучных семей. Всего |20 |

|конфликтных семей |15 |

|педагогически несостоятельных |5 |

|7.Активность родителей в учебно-воспитательной работе. |в % |

|в первых классах |90 |

|во вторых классах |50 |

|в третьих классах |25 |

Приложение № 3

Анализ семейного воспитания

Бланк ответов

|1 |21 |41 |61 |81 |П+ |7 |

|2 |22 |42 |62 |82 |П- |8 |

|3 |23 |43 |63 |83 |У+ |6 |

|4 |24 |44 |64 |84 |У- |4 |

|5 |25 |45 |65 |85 |Т+ |4 |

|6 |26 |46 |66 |86 |Т- |4 |

|7 |27 |47 |67 |87 |З+ |4 |

|8 |28 |48 |68 |88 |З- |3 |

|9 |29 |49 |69 |89 |С+ |4 |

|10 |30 |50 |70 |90 |С- |4 |

|11 |31 |51 |71 |91 |Н |5 |

|12 |32 |52 |72 |92 |РР4 |6 |

|13 |33 |53 |73 |93 |ПДК |4 |

|14 |34 |54 |74 |94 |ВН |4 |

|15 |35 |55 |75 |95 |ФУ |6 |

|16 |36 |56 |76 |96 |НР4 |7 |

|17 |37 |57 |77 |97 |ПНК |4 |

|18 |38 |58 |78 |98 |ВК |4 |

|19 |39 |59 |79 |99 |ПМК |4 |

|20 |40 |60 |80 |100 |ПЖК |4 |

|101 |107 |113 |119 |125 |П+ | |

|102 |108 |114 |120 |126 |П- | |

|103 |109 |115 |121 |127 |У+ | |

|104 |110 |116 |122 |128 |РР4 | |

|105 |111 |117 |123 |129 |ФУ | |

|106 |112 |118 |124 |130 |НР4 | |

Фамилия, имя, отчество

(заполнявшего анкету) ____________________________________

Сколько лет сыну (дочери) _________________________________

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_________________

Приложение № 4

Родительское отношение

Бланк ответов

Кто заполнял анкету (отец, мать, воспитатель) _________________

Ф.И.О. заполнявшего анкету _________________________________

Фамилия и имя ребенка _____________________________________

Дата заполнения_______________ Возраст ребенка _____________

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13 |14 |15 |

|16 |17 |18 |19 |20 |21 |22 |23 |24 |25 |26 |27 |28 |29 |30 |

|31 |32 |33 |34 |35 |36 |37 |38 |39 |40 |41 |42 |43 |44 |45 |

|46 |47 |48 |49 |50 |51 |52 |53 |54 |55 |56 |57 |58 |59 |60 |

|61 | | | | | | | | | | | | | | |

Ключи к опроснику

1. Принятие - отвержение :

|3 |4 |8 |10 |12 |14 |15 |16 |18 |20 |23 |24 |26 |27 |29 |37 |

|38 |39 |40 |42 |43 |44 |45 |46 |47 |49 |51 |52 |53 |55 |56 |60 |

2.Образ социальной желательности поведения :

|6 |9 |21 |25 |31 |33 |34 |35 |36 |

3. Симбиоз :

|1 |5 |7 |28 |32 |41 |58 |

4. Авторитарная гиперсоциализация :

|2 |19 |30 |48 |50 |57 |59 |

5. “ Маленький неудачник “

|9 |11 |13 |17 |22 |28 |54 |61 |

Приложение № 5

Успеваемость мальчиков и девочек в различных типах семей.

в %%

|с отцом и |с отчимом |без отца |без матери |всего |

|матерью | | | | |

|оценки |М |Д |М |Д |М |Д |М |Д |М |Д |

|2 и 3 |30 |16 |39 |33 |41 |22 |60 |50 |33 |18 |

|4 и 3 |15 |11 |19 |21 |11 |17 |40 |- |15 |13 |

|4 |48 |50 |42 |46 |41 |53 |- |50 |45 |50 |

|5 и 4,5 |7 |23 |- |- |7 |8 |- |- |7 |19 |

Приложение № 6

Значимость целей профессиональной деятельности для учителей,

родителей в начальном звене школы № 13.

В %%

|Цели |для учителя |для родителей |

|1.Дать минимум знаний, необхо-димых |75 |55 |

|для жизни в современном обществе | | |

|2.Подготовить к выбору профессии |40 |35 |

|3.Научить общаться, сопереживать |80 |40 |

|4.Помочь детям раскрыть свои |95 |100 |

|способности | | |

|5.Развивать потребность в |60 |66 |

|само-образовании | | |

|6.Сформировать качества делового |30 |15 |

|человека | | |

|7.Научить воспринимать ценности |54 |59 |

|культуры | | |

|8.Формировать самостоятельность |90 |85 |

|9.Воспринимать терпимость к другому |75 |35 |

|мнению | | |

|10.Ориентировать на знание и |85 |34 |

|уважение законов | | |

|11.Развивать гражданские качества |98 |33 |

|12.Научить вести здоровый образ |97 |37 |

|жизни | | |

Приложение № 7.

Социальное самочувствие учителей в начальном звене средней школы № 13 (

работа велась по методике Л.Я. Рубина )

|Факторы, отрицательно влияющие на педагогическую |% от числа |

|деятельность учителей. |опрошенных. |

|Факторы вне школы ( в стране, регионе ) |38 |

|Ситуация в системе образования |58 |

|Обстановка в коллективе |17 |

|Личные проблемы |17 |

|Особенности личного отношения к делу |10 |

Приложение № 8.

Сравнительные данные о спросе и предложении

( по методике Л.Я. Рубиной )

в %%

|Виды дополнительных и |Предложение |Спрос |Спрос |

|педагогических услуг |учителя |дети |родители |

|Устранение пробелов в знаниях. |54 |78 |88 |

|Углубленное изучение отдельных |29 |73 |83 |

|предметов. | | | |

|Занятие сверх школьной |25 |40 |60 |

|программы. | | | |

|Обучение танцам, музыке. |10 |47 |67 |

|Обучение изобразительному и |7 |40 |67 |

|прикладному искусству. | | | |

|Обучение кино-фотоделу. |3 |36 |43 |

|Обучение авто-мотоделу. |1 |40 |55 |

|Углубленное изучение |12 |70 |92 |

|иностранных языков. | | | |

|Спортивно-оздоровительные |7 |69 |79 |

|занятия. | | | |

|Обучение работе на компьютере. |2 |74 |91 |

|Консультации психологов, |4 |70 |71 |

|социальных педагогов. | | | |

Приложение № 9.

Проявление насилия к общему числу респондентов по классам.

в %%

| |1-3 |5-6 |7-8 |9 класс|10-11 |

| |класс |класс |класс | |класс |

|1. Физическое оскорбление. |22,0 |5,0 |3,5 |1,5 |- |

|2. Словесное оскорбление. |42,0 |56,0 |30,0 |5,0 |3,0 |

|3. Публичное унижение. |70,0 |15,0 |2,0 |0,5 |0,5 |

|4. Коллективное унижение |60,0 |40,0 |11,0 |3,0 |1,5 |

|достоинства. | | | | | |

|5. Шантаж. |80,0 |52,0 |71,0 |75,0 |40,0 |

|6. Наказание трудом. |92,0 |83,0 |85,0 |40,0 |5,0 |

приложение № 10

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1. Приучайте ребенка к систематическому и самостоятельному труду в

домашнем хозяйстве.

2. Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывая возрастные и

психологические особенности младшего школьника.

3. Вырабатывайте у него ответственность за выполненную работу.

4. Дайте ребенку постоянное трудовое занятие.

5. Будьте внимательны к выполнению ребенком поручения, постоянно

разъясняйте, показывайте ему как правильно выполнить работу. Не

забывайте, что, прежде всего нужно научить ребенка делать аккуратно, а

затем только требовать от него это.

6. Учите ребенка уважительно относится к труду взрослых.

7. Давайте детям посильные задания.

8. Вызывайте у ребенка чувство удовлетворения за выполняемую работу.

9. Не наказывайте детей трудом.

10. Внимательно оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.

11. Чаще рассказывайте детям о своих трудовых успехах.

Приложение № 11

Программа наблюдения, анализа и оценки

воспитанности детей в семье.

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет

поручения родителей?

1. Постоянно проявляет не исполнительность и непослушание.

2. Часто послушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребенка дома?

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

2. Часто ведет себя плохо, на замечание не реагирует.

3. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

4. Всегда хорошо.

Степень проявления нравственных качеств в поведении детей оценивается

по следующей шкале: от 1 до 1,5 - указанные качества не проявляются; от1,5

до 2,5 проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 - проявляются; от 3,5 до 4 -

проявляются ярко. Чтобы получить эти цифры, номера ответов суммируются,

а полученную сумму делят на 10 !

III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

4.Отзывчивый, заботливый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно отклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько прост и скромен в отношениях с родными и близкими ?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

4. Всегда прост и скромен.

VI. Критичен ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

4. Критикует взгляды и поведения близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли самокритичность?

1. Озлоблено воспринимает критику членов семьи.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечание членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических замечаний.

4.Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические

замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Ленится выполнять домашнее задание, требует постоянного контроля.

3. Не всегда добросовестно готовит домашнее задание.

4. Ответственно готовит домашнее задание.

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.

2. Общественную работу выполняет безответственно.

3. Не всегда проявляет желание выполнить поручение.

4. Охотно выполняет общественные поручения.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает отрицательное отношение.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это делами.

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это делами.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ