Рефераты
 

Школа семейного типа

Школа семейного типа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НИКОЛАЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.О. СУХОМЛИНСКОГО

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Школа семейного типа

Творческая работа

Студентов 262 группы

Физико-математического факультета

Чернецкой Ольги

Андрейчука Ивана

Левченко Юрия

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

Соколовская А.С.

Николаев 2003

Содержание

Вступление

I Общая информация о школе

1. Начальная школа

2. Школа II-III ступеней

II Устав школы

III Школьные предметы и их значение

IV Расписание уроков

V Педагогика принуждения

VI Школа семейного типа

Вывод

bagref@ukr.net

Вступление

Древнюю Грецию можно по праву назвать точкой отсчета зарождения Европейской

культуры. Цельное, необычайно гармоничное сплетение образования, культуры,

искусства во всех его проявлениях и сегодня можно считать одной из вершин

развития общества. Греки большое внимание уделяли обучению и воспитанию

подрастающего поколения. Наравне со знанием языков, математики, литературы,

стояли занятия музыкой, театральным искусством, рисованием. Отличная

физическая форма считалась обязательной нормой и здесь спортивные

упражнения переплетались с преподаванием основ правильного питания, ухода

за своим телом и рациональным использованием внутренних резервов. В

развитии физических, духовных и интеллектуальных способностей ничто не

выделялось как основное и второстепенное, и объединив это с осознанием

окружающего мира, себя в нем, и навыками разумного управления этой сложной

гармоничной системой, мы получаем ту идеальную модель, которой мы хотим

следовать.

Общая информация о школе

Начальная школа

Обучаются дети 6-9 лет в классах с 1-го по 4-й. Уроки по 35-45 минут ведут

учителя предметники.

Составные части учебной программы:

украинский, русский, английский и французский языки;

математика, логика, шахматы;

предмет "Мир вокруг нас", изобразительное искусство, художественный труд,

музыка, хореография, сценическая пластика;

общая физическая подготовка, оздоровительная гимнастика.

Все предметы в нашей школе делятся на четыре блока:

Словесный блок: украинский, русский, английский и французский языки.

Математический: математика, логика, шахматы.

Художественно-культурный блок. В этом блоке представлены основы всех

естественных наук: зоологии, географии, ботаники, анатомии в программе “Мир

вокруг нас”, а также основы истории, народоведения, музыки, этики,

изобразительного искусства, художественного труда, хореографии, основы

театрального искусства и элементы психотренинга.

Физкультурно-оздоровительный блок: оздоровительная гимнастика, акробатика,

занятия по общему физическому развитию и элементы валеологии.

Могут ли дети в столь юном возрасте усвоить такой объем информации? —

Могут. И не перегружаясь, если учиться, играя, если в классе не больше 10

человек, если преподаватель, помимо высокой квалификации, творчески

подходит к своему делу, если обязательными и важными считаются такие

предметы как хореография, акробатика, занятия по общей физической

подготовке. И еще этому способствует использование межпредметных связей, не

только внутри блока, но и гораздо шире, что втягивает в активную работу

школьную библиотеку, охватывает работу над созданием спектаклей.

Также функционирует Школа развития (группа подготовки к школе) для детей

пятилетнего возраста.

Школа II-III ступеней

Обучаются дети 9-16 лет в классах с 5-го по 11-й

Составные части учебной программы:

украинский, русский, английский и французский языки, украинская и

зарубежная литература; математика (с 7-го класса — алгебра и геометрия),

информатика (с 5-го класса), история, география, биология, физика, химия,

основы правоведения и экономики;

изобразительное искусство, музыка, художественный труд;

общая физическая подготовка, оздоровительная гимнастика УШУ;

хореография, сценическая пластика, основы веб-дизайна и журналистики.

Устав школы

Обе школы работают полный день с 8.00 до 18.00 (начальная школа — по

пятидневке). Кабинетная система, малые учебные группы (количество учеников

в классе — 10—12 человек). Школьное питание (трехразовое для старших и

малышей). Дневные прогулки. Дневной сон для учеников 1-х классов.

В расписания обоих школ входят обязательные занятия со школьными

психологами (индивидуальные и групповые). Проводится регулярный осмотр

детей врачом-педиатром. Работает музыкальная студия (гитара, фортепиано).

Дети (по их желанию и с согласия родителей) посещают зал акробатики,

бассейн и секцию скалолазания. При Школе организована утренняя и вечерняя

развозка детей по маршрутам в пределах города.

Как организовано обучение?

Мы начинаем с тех вещей, которые дети больше всего любят и лучше всего

делают. Из этой деятельности, когда задания усложняются, проявляются умения

и способности. Этот подход применяется на всех уровнях. Поэтому в нашей

школе нет предметов, "нелюбимых " детьми. Ключ к решению этой проблемы - в

том, чтобы представить каждый предмет в правильное время (период развития

ребенка) и правильным образом, чтобы он заинтересовал и стимулировал

ребенка.

Школьный день

Особенность подхода - в организации школьного дня. Академическая работа в

классах происходит в утренние часы, когда дети наиболее восприимчивы и

разбужены. Середина учебного дня отдана искусствам и иностранным языкам.

Предметы, требующие участия конечностей и физической активности падают на

третью, заключительную часть дня, когда энергии у ребят больше, а

способность к концентрации снижается. Некоторые предметы ведет сам

классный учитель, некоторые - другие учителя-специалисты. Разнообразие

предметов одного дня позволяет будить интерес ребенка и стимулировать его

способности.

Как обстоят дела с домашними заданиями, экзаменами и оценками?

Когда домашнее задание дается детям в начальной школе, это обычно делается

либо для родителей, либо для "репутации" школы как учебного заведения, но

это не отвечает нуждам детей этого возраста. Не существует письменной

работы, которую дети этого возраста способны сделать самостоятельно. Тем не

менее, если они переживают, свой школьный опыт с энтузиазмом, они придут

домой с желанием показать и поделиться тем, что они делали в школе. Задания

на дом начинаются в третьем или четвертом классах. Что бы ни было задано на

дом, это должно стоить потраченного времени и быть тем, чем можно

гордиться. Контрольные и самостоятельные работы по математике, иностранным

языкам даются по усмотрению учителя. Тем не менее, формальные экзамены и

контрольные работы не нужны. Учитель обязан знать каждого ребенка и его

работу настолько хорошо, что частые проверки знаний становятся лишними.

Кроме того, это дополнительные затраты драгоценного времени, которое может

быть потрачено с большей пользой. Конечно, дети сдают экзамены, которые

требует государство, но они не используются для внутренних целей школы.

Оценки не выставляются. Родительские собрания и детализированные

характеристики детей составляют расширенную и точную оценку прогресса

каждого учащегося, а также его проблем, содержат дополнительную информацию

для родителей о том, как обогатить жизнь ребенка дома. Оценки и контрольные

работы могут присутствовать в старшей школе, тогда, когда дети будут

готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Школьные предметы и их значение

ВІТАЄМО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, HELLO, BON JOUR!

Так исторически сложилось, что место, где мы живем — центр зарождения

славянской культуры, колыбель Киевской Руси. В Украине всегда был большой

процент русскоязычного населения. Многим из них и сейчас кажется нелегкой

проблема перехода на государственный украинский язык. Выучить еще можно, а

вот полюбить... В нашей школе этой проблемы нет. Уроки ведутся на

украинском языке, а в общении — тебе ответят на том языке, на котором ты

задал вопрос. Но красочные и интересные уроки народоведения, валеологии,

краеведения, знакомство с украинской литературой, музыкой и искусством,

“спілкування” с преподавателями-носителями литературного украинского языка

и конечно же спектакли — “Веснянка”, “Вечорниці”, “Свято Калити”, все это в

комплексе создает атмосферу, в которой общаться на украинском языке

становится естественным и необходимым.

Наша мечта, чтобы ребята между собой говорили на четырех языках. На это

направлены занятия английским и французским. Большой ассортимент обучающей

литературы, аудиозаписи, видеофильмы, компьютерные программы помогают

поддерживать интерес ребят к этим предметам. Но главный акцент делается на

разговорной речи, а cпектакли на этих языках — это наш творческий отчет и

праздник для всех.

ВСЯ НАША ЖИЗНЬ — ИГРА

Театр является связующим звеном между всеми предметами. За основу

спектаклей берутся произведения детской мировой литературы. Это “Снежная

королева”, ”Питер Пен”, “Золотой ключик”, “Дюймовочка”, “Старик Хоттабыч”,

“Карлсон, который живет на крыше”, "Пеппи Длинныйчулок", “Красная шапочка”,

“Алиса в Стране Чудес” на английском и французском языках.

Где по-настоящему: требовательный сценарист, строгий режиссер, декорации,

волнения перед спектаклем и... овации зала. Преподаватели играют вместе с

ребятами. Ничто так не сближает, как совместные тревоги и радости

творчества. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Видеокассета со

спектаклями и любимыми уроками, позволяет увидеть то же сто раз. Это наш

традиционный подарок в конце учебного года. Каждому спектаклю предшествует

серьезная подготовка. На уроках хореографии и сценической пластики ребята

вырабатывают “сценичный” голос, раскрепощаются. На уроках изобразительного

искусства и труда они на время подготовки к спектаклю, придумывают эскизы

костюмов, грима, декораций. Но это только на некоторых уроках, а на

остальных —

"ГОРОД МАСТЕРОВ"

Уроки труда имеют несколько направлений и читают эти занятия различные

преподаватели.

Вышивание, вязание, макраме, плетение из бисера, изготовление поделок из

кожи, мягкая игрушка, инкрустация соломкой, флористика и композиции из

искусственных цветов перемежаются с оригами, бумажной пластикой, искусством

аппликации, моделированием с элементами электродела.

При школе работает керамическая мастерская, где ребята учатся относится к

своему изделию профессионально: удовольствие — удовольствием, но качество и

художественная ценность в первую очередь.

Эти же требования и на уроках изобразительного искусства. Чтобы хорошо

рисовать, надо знать жанры, техники, приёмы. Когда и как они возникли,

какие секреты построения композиции использовали известные мастера. Ну а

результат этого — вернисажи, не менее 6—8 в год. Кроме того, стены классов

украшают картины и панно, созданные на уроках. Ребята с удовольствием

демонстрируют фотокаталог своих работ.

ЧТОБЫ ТЕЛО И ДУША БЫЛИ МОЛОДЫ —

надо научиться чувствовать, любить и развивать их. Поэтому в физкультурно-

оздоровительном блоке у нас представлены разные направления и занятия

проводят специалисты в этих областях.

Гимнастика не только развивает гибкость и пластичность, но и требует

терпения, осознания и чувствование каждого своего органа, умения правильно

распределять энергию, учит, что физическое развитие напрямую связано со

здоровьем и интеллектуальными возможностями человека. В цикл занятий помимо

упражнений входит массаж каждого ребенка, обучение приемам самомассажа для

профилактики остро-респираторных и других заболеваний.

Акробатика — название говорит само за себя, но чтобы достичь результатов в

этом виде спорта, надо уметь правильно регулировать дыхание , отлично

бегать, хорошо прыгать, быть ловким и выносливым. Это нелегко. Трудно в

этом возрасте требовать от ребенка сознательной готовности жертвовать

удовольствием просто пошалить, расслабиться, а то и полениться...

Поэтому третье направление — спортивные игры, эстафеты, веселые конкурсы.

ПРОФИЛАКТИКА ЧАСТО ИСКЛЮЧАЕТ ЛЕЧЕНИЕ

Наши медики считают, что можно предотвратить любое заболевание, используя

профилактические способы, сочетая восточную и европейскую медицину.

Регулярный осмотр, дыхательная гимнастика, обязательный массаж,

фототерапия, физиопроцедуры и ежедневная обработка помещений при помощи

бактерицидных облучателей, эфирных масел и других дезинфицирующих средств

значительно снижают заболеваемость детей, но главное, это нежелание самих

ребят болеть. Ведь тогда они пропустят что-то очень интересное, окажутся

вдали от друзей-ровесников.

ПЕДАГОГИКА ПРИНУЖДЕНИЯ

В процессе обучения ребенок не только постигает основы наук, но и формирует

свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или

неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения, — хотя это

трудно как-то измерить, — имеют не меньшее влияние на становление характера

ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ

только 25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы:

математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с

гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем. Как чувствуют

себя школьники, которые десять лет читают в глазах учителей и более

способных товарищей, что они люди второго сорта? Разумеется, по-разному — в

зависимости от характера, но одно можно сказать определенно: они защищаются

от сознания собственной неполноценности всеми доступными им способами.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет их

занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности,

исполнительности — словом, всего того, что связано с образом хорошего

ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется

независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение,

демонстративный интерес к противоположному полу.

Всем известна школьная “субкультура сопротивления”, куда входят и

издевательские проделки над учителями, присвоения им прозвищ, всякие виды

обмана, неодобрительное отношение к “зубрежке”. Такая субкультура в штыки

встречается педагогами, что мотивирует “педагогику принуждения”, создает

обстановку взаимной недоброжелательности. Все это происходит в годы

становления характера и не проходит бесследно, формируя у детей на всю

жизнь определенные стереотипы поведения. Пожалуй, наиболее заметно это

проявляется в отношении ко всему тому, что связано с понятием “культура” и

“интеллигентность”: к классической литературе, музыке, театру, философии,

культуре речи; все это вызывает у многих людей явную или плохо скрываемую

антипатию, поскольку ассоциируется со школой, учителями, ханжеством и

начетничеством.

Создается великий парадокс, заключающийся в том, что получение образования

имеет “довесок” в виде психологического дискомфорта и негативного отношения

к культуре.

Каковы же причины массовой неспособности школьников качественно усваивать

важнейший учебный материал?

В педагогической теории и практике принято объяснять это недостаточной

методической квалификацией педагогов и, в еще большей степени, —

отсутствием полноценной помощи со стороны родителей. Однако назовем вещи

своими именами: далеко не все ученики в принципе способны в реальных

школьных условиях хорошо успевать по наиболее сложным предметам. (Речь идет

именно о реальных условиях с реальными, типичными учителями и родителями.)

В каких-нибудь особых, экспериментальных условиях, очевидно, можно добиться

от среднего ученика высоких результатов (развивал же психолог А.Н.Леонтьев

— в условиях эксперимента — музыкальный слух у людей, лишенных его от

природы), однако в массовой практике это бывает крайне редко. Вот и

возникает вопрос: не слишком ли велика та “психологическая цена”, которую

платят за среднее образование две трети наших учащихся?

Закономерно возникает и другой вопрос: а как сложилось такое парадоксальное

положение, существующее уже не один десяток лет? Пытаясь на него ответить,

мы наталкиваемся на одно интересное историческое явление. Еще в прошлом

столетии, в эпоху преобладающей неграмотности, образование казалось

неоспоримой ценностью, которой никогда не может быть достаточно и слишком

много, его чем больше, тем лучше. Отношение к образованию напоминало

отношение хронически голодающего к пище, когда кажется, что всегда будет

мало, всегда будет хотеться больше. Эта установка, складывавшаяся в течение

многих веков, в значительной мере, работает и сегодня. Однако на практике

потребность в знаниях и возможности каждого человека совсем не безграничны

и очень различны, их часто ограничивают его волевые и интеллектуальные

данные. Вот и получается, что многим дают образование вопреки их

способностям и воле, что, конечно же, способно вызвать только неприязнь к

нему.

В развитых странах побочный эффект всеобщего образования был осознан на

несколько десятилетий раньше. В США широкая дискуссия по этой проблеме

прошла еще в 1920—30 годах. Практическим результатом стало то, что в

большинстве школ учащиеся получили значительную свободу в выборе учебных

предметов, т.е. психологический комфорт учеников рассматривался как явно

приоритетная ценность по сравнению с массовой школьной успеваемостью.

Однако уже в 1970 годы слабые знания многих детей были оценены как угроза

научно-техническому могуществу страны, в результате чего последовали

реформы, направленные на достижение компромисса между усилением учебной

требовательности и учетом индивидуальных возможностей учащихся.

РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ...

Очевидно, решение проблемы успеваемости связано, в основном, с

дифференциацией учебных программ в соответствии со способностями и

склонностями учащихся. Это уже в какой-то мере, хотя не всегда удачно,

пытаются делать в наших массовых школах. Однако разница в учебных успехах

школьников, будучи смягченной, все же остается, а, значит, нужно искать и

другие решения.

Во-первых, это, безусловно, повышение качества преподавания, придание ему

более занимательного и, где возможно, игрового характера, не утрачивая при

этом его содержательности и глубины.

Во-вторых, это выявление ведущих интересов и способностей каждого ребенка и

предоставление ему возможности развивать их на уроках, а также

факультативных занятиях по интересам, в процессе внеклассной работы.

В-третьих, это улучшение, гуманизация техники оценивания и стимулирования,

использование 12-бальной системы более гибкой, позволяющей избежать

обезличивания и негласных ярлыков, определяющих репутацию ученика.

В-четвертых, это проведение разнообразной внеклассной работы: постановка

спектаклей, занятия в музыкальных, хореографических, художественно-

прикладных, спортивных кружках и секциях, — работы, дающей возможность

проявить себя всем, позволяющей не ограничивать самоутверждения детей лишь

их успехами в учебе.

В-пятых, это дифференциация учебных программ в старших классах в

зависимости от интересов и склонностей учащихся, создание профильных

классов с ориентацией на определенные высшие учебные заведения или

профессии.

ШКОЛА СЕМЕЙНОГО ТИПА

Таким образом, мы приходим к представлению о школе новой формации, которую

мы условно назвали “школой семейного типа”.

В ее фундамент должны быть положены следующие четыре принципа (отнесенные

как к ученикам, так и к педагогам):

• учеба — удовольствие

• всестороннее развитие

• забота о здоровье

• психологический комфорт

Очень важно поставить и преподавателей, и учеников “по одну сторону

баррикады”. Как этого добиться?

Главную роль здесь призван играть школьный психолог. Именно он находится в

центре треугольника “родители-ребенок-учителя”. Приведем пример.

Знакомство со школой у ребенка начинается с “игры”.

Психолог предлагает яркие картинки, забавные шарады, загадки, определяет

уровень мотивации к обучению, виды памяти, устойчивость внимания и т.д. В

зависимости от результатов тестирования ребенок определяется в группу.

Педагоги внимательно прислушиваются к рекомендациям психолога: с этим

ребенком надо быть особенно осторожным — у него повышенная тревожность, не

контактен, а этот, хоть и развит не по годам, но неусидчив, его интерес

надо постоянно “подогревать” сменой и разнообразием форм заданий.

Для того, чтоб ребенок “раскрылся”, требуется контакт, полное доверие,

уверенность маленького человека, что его не обманут, не выдадут его тайну.

Психолог выслушает, подскажет, посоветует, но никогда не будет обнародовать

секрет. Рекомендации педагогам, родителям — только в такой форме он может

вмешаться в ситуацию.

Оценивание I классе

На каждом занятии за свою работу на уроке малыши получают не традиционные

баллы, а фишки — кружочек, квадратик или треугольник. Один кружочек

приравнивается к двум квадратикам и четырем треугольникам. Каждый блок

предметов имеет свой цвет фишек. Фишки можно обменивать “внутри” своего

цвета: 2 желтых квадратика на желтый кружок и т.д. Десять кружочков — и на

большой красочной картине, где изображены замки, корабли, а между ними

пунктиром вьется дорожка, — можно сделать шаг! Передвигаются фигурки ребят

— их фотографии. Тех, кто попадает в замок, ожидают интересные сюрпризы —

награды, конкурсы, где ведущим становится победитель. А в конце пути —

чудесный голубой корабль! — он повезет ребят на следующий год в новую игру,

в новое путешествие по стране знаний.

Но как быть, если “самые сильные” уже на корабле, а другие только на

подходе?

Для победителей — новая игра: кто первым построит свой домик, где каждому

предлагается его личная картина — дом, деревья, палисадник — и все

изображения имеют прозрачные окошечки — кассы. Дом строится из желтых и

красных кирпичей. Желтые кирпичи — это отличные оценки в словесном блоке.

Красные — в математическом, физкультурно-оздоровительный блок — это листья

на дереве: ушу — желтые, хореография — салатные, спортивные игра —

оранжевые, физкультура — темно-зеленые.

Успехи в природоведении превращаются в цветы перед домом, в изобразительном

искусстве — в стены домика, в музыке — в голубые колокольчики и т.д. А в

каждом окошке домика фотография владельца этой веселой усадьбы. Но

продвигаются по дорогам между замков и строят свои домики ребята один раз в

неделю, в условленный и долгожданный час. А где же хранить свои фишки все

это время? Для этого существуют маленькие паспорта — фотоальбомы. Каждый

день недели имеет свой цвет, и в эту страничку ребята вкладывают свои

фишки, отсюда их достают для обмена. В паспорте есть и необходимые

сведения, которые помогают ему в пути — имена преподавателей и кураторов,

режим дня, расписание занятий. Сюда можно вставить и фотографии после

участия в спектакле или музыкальном концерте.

Вывод

В жизни каждого человека образ школы нетленен и трепетен. Что бы ни

осталось за спиной: церковно-приходская школа или гимназия, советская школа

со шкрабами или элитный уголок знаний для избранных, с особым упоением и

нежностью произносится одухотворенная фраза: "Когда я учился в школе...".

Потому что у нас школа — это период осязаемого детства и романтического

юношества, когда делаются жизненные открытия и переживается первая любовь.

Школа же НАШЕГО детства, открывшая двери на стыке веков в мир одухотворения

и мечты, блестящих порывов и побед, утверждающих тебя в жизни.

Наша главная цель состоит в том, чтобы дать ребенку всестороннее

классическое образование при сохранении его здоровья. Мы поощряем развитие

талантов наших учеников, мы хотим видеть их независимыми, уверенными в себе

гражданами нашей страны

-----------------------

[pic]


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ