Рефераты
 

Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии

образования проявляется еще в одном пункте: ВУЗы страны разделены на

несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов,

полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно

по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к

вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам

категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).

Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа

образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое

положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.

В 1997-1998 годах в КНР была в очередной раз существенно повышена

заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады

профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа,

Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др.) составляют теперь порядка 500

долл. в месяц (против 250-300 в других университетах и ВУЗах), педагоги и

научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций

лицам с научными степенями предоставляются различные послабления при

рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР,

следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские

товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое ниже, чем в развитых

странах.

Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах

ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин

(порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в

Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за

исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть

студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими

соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными

учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ

обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые

усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку

молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу

социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая

уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства

когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому

подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без

работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и

студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры

ВУЗовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными

соображениями экономии.

В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и

профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая

дают право на получение образования каждому человеку, в том числе

представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам.

Система образования в Китае включает в себя базисное образование

(дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-

техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

Китайское правительство придает важное значение распространению базисного

образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном

образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное

начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых

районах вводится обязательное среднее образование первой ступени.

По всей стране в начальную школу поступают 97,7 процента детей школьного

возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73

процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1

процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше

половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в

детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие

нарушения развития.

Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно отсталым

из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и

культурного развития разных районов страны. Лишь 10 процентов китайцев

соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое

профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени.

Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней

школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают

на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и

подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно

низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие

вузы с полной и сокращенной программой составляют 1,87 процента, выпускники

средних специальных учебных заведений - 2,07 процента, а люди с

образованием средней школы первой ступени и ниже - 87,06 процента.

Негосударственные образовательные учреждения в Китае

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае – это учебные

заведения, созданные на средства отдельных граждан либо предприятий,

общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также школы

и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности,

родителей учеников).

Как показали исследования западных специалистов, участие государства в

частном образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного

самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается Китая,

то его современную политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках

конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы

действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет;

2) сформированная в прошлом позиция чисто политической, но не финансовой

поддержки НОУ;

3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной

правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая

подразумевает активное привлечение общественности к управлению и

финансированию образования.

Образовательные организации, созданные общественными силами, их

преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и

государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные

негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200

всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что,

гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало прямых

финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности

переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По

предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов,

связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и

оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей

(при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась

в народных школах и их труд оплачивали сами школы).

В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве

цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют

права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в

Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей

НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные

частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия,

что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу.

Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и

зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут

ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии,

которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных

заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а

на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных

участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные

предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности,

“бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов

предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену

всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот

почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории

свои филиалы.

Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять

основных моделей:

1) создание школы при поддержке правительства, т.е. на начальном этапе

последнее оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа

сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя

школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию

педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной

средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то

правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в

другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители

арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.

2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц (часто

на базе уже действовавших образовательных учреждений);

3) создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо

организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным

предприятием либо учреждением.

4) акционерная форма;

5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные

средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а

также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие

школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения

составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось

это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами,

возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы

предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом

в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными

предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый

центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном

фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней,

которые могли внести на паях несколько человек.

Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился

достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу

государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное

количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн.

долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с

сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности,

из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй,

единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее

время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих

расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае –

интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма

платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие

развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.

Взносы в НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по

провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от

успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим.

Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это

делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают

следующие трудности:

1) несформированность базового образовательного рынка, столь необходимого

для полного раскрытия роли рыночных отношений в оптимизации распределения

образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений,

оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его

созданию прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники,

которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а

не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на

государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна

из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и

оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать

вложения в основной капитал;

2) серьезные проблемы накопления капитала; поэтому сейчас в Китае раздаются

призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается

оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий

специального назначения и студенческих займов;

3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии) содействия

развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки

государственных учебных заведений);

4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой

экономии на масштабах.

Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам,

численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ,

не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности

учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10%

всех НОУ.

Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах

страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются

“образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы

первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности

сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.

Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая показывает,

что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос,

рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга,

соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы

малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка

с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III

класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание

(в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п.

Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами

(художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных

заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным

Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на

уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения

(Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за

счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных

потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента

разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но

непременным условием являются консультации со специалистами из

административных органов образования.

Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные пособия

и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть

ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить

пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.

Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность использования

людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на

пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и

квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные

кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства

государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.

С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в том

смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности выпускников,

превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей

и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов

Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за

собой “утечку мозгов”.

Показателем эффективности работы учебных заведений является

востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-

очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их

теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню

выпускников государственных вузов.

3. Образование в Корее

В конце 1980-х гг. начальные школы были совместными, хотя такое обучение

редко приветствовалось на последующих уровнях. Число поступающих в

начальную школу в 1987 г. в 6 531 школе составило 4 771 722 ученика с

педагогическим составом в 130 142 человека. Приблизительно 54%

преподавателей начальной школы составляли мужчины.

В 1987 году в средние и старшие классы было принято около 4 895 354

человек, где преподавало около 150 873 преподавателей, 69% из которых были

мужчины. Однако к 1989 г. число учащихся в средней школе снизилось до 3 959

975 человек. Учитывая важность высшего образования, в 1987г. 1 397 359

студентов посещало общеобразовательные или академические средние школы, а

840 265 студентов посещали средние профессионально-технические заведения.

Профессионально-технические школы специализировались во многих областях,

прежде всего, в сельском хозяйстве, рыболовстве, отраслях торговли,

коммерции, морской торговли, машиностроении и искусстве.

Наборы в детские сады или дошкольные учреждения значительно увеличились в

1980-х гг. В 1980 г. 66 433 детей посещали 901 детский сад или дошкольные

учреждения. К 1987 г. количество учреждений возросло до 7 792, а количество

детей до 397 020. Число воспитателей детского сада и дошкольных

преподавателей повысилось от 3 339 до 11 920 в течение того же самого

периода. Подавляющее большинство этих преподавателей - приблизительно 92% -

составляли женщины. Этот рост объясняется несколькими факторами: поддержкой

дошкольного образования Министерством просвещения, большим количеством

женской рабочей силы, ростом числа семей, в которых бабушки и дедушки

зачастую были не в состоянии заботиться о детях, и знанием, что детский сад

мог бы дать детям преимущество в дальнейшем при поступлении в серьезные

образовательные учреждения.

Вступительные экзамены на конкурсной основе в школы среднего уровня были

отменены еще в 1968 году. Хотя как и в конце 1980-х гг., студенты все еще

должны были сдавать профилирующие экзамены не на конкурсной основе, они

были зачислены на последующий уровень по лотерее или в соответствии с

местоположением границы школьного района. Средние школы, прежде оцениваемые

по положению в обществе их студентов, были уравнены, и теперь в них

обучались люди из разных слоев общества. Однако реформа не полностью

уравнивала средние школы. В Сеуле студентам, которые хорошо сдали

профилирующие экзамены, позволялось поступить в школы высшего разряда в

"общем" районе, в то время как другие студенты поступали в школы в одном из

пяти географических районов. Эти реформы одинаково касались и

государственных, и частных школ, наборы учащихся, в которые строго

контролировались Министерством просвещения.

Хотя преподаватели начальных и средних школ, как правило, были высоко

квалифицированными, они часто перерабатывали, за что им не доплачивалось

(конец 1980-х гг.). Жалованье было меньше, чем у многих других

интеллектуальных работников и даже меньше, чем у некоторых рабочих. Однако

преподаватели средних школ, особенно в городах, получали дорогие подарки от

родителей, надеющихся на внимание для своих детей, но уроки были длинными,

а классы переполнены (в среднем класс насчитывал приблизительно от

пятидесяти до шестидесяти учеников).

В мае 1989 г. преподаватели основали независимую организацию Национальный

Союз Преподавателей (Чонгёчжо). Их цели заключались в улучшении условий

труда и преобразовании школьной системы, которая, как они считали,

находится под чрезмерным контролем Министерством просвещения. Хотя

правительство и обещало большое увеличение жалованья преподавателям и

предоставление льгот, оно отказалось легализовать союз. Поскольку

преподаватели были государственными служащими, правительство заявило, что

они не имеют права устраивать забастовки, но даже если бы они и имели право

бастовать, то это подорвет статус преподавателей как "образцов для

подражания" у молодых корейцев. Правительство также обвиняло союз в

распространении пропаганды левой партии, которая была близка

коммунистическому режиму в Северной Корее.

Согласно сообщению в Эйшн Уолл Стрит Джонал, союз поддерживали 82%

преподавателей. Эти дебаты представляли угрозу для южнокорейского

образования, поэтому большое количество преподавателей (1 500 к ноябрю 1989

г.) было уволено, и в нескольких местах полицией была применена сила по

отношению к некоторым сторонникам союза. Все это причиняло немало

неприятностей семьям студентов, готовящихся к вступительным экзаменам в

колледжи. Учитывая все обстоятельства, - вызов союза контролю над системой

образования Министерством просвещения и обвинение преподавателей в

подрывной деятельности, - казалось, что компромисс в начале 1990-х гг.

невозможен.

В настоящее время ситуация изменилась. Зарплата преподавателей была

увеличена, условия труда улучшены, система образования изменена. Количество

детских садов и школ стремительно возросло (например, детских садов в 1998

г. уже насчитывалось 8 976).

Образовательная система в Республике Корея состоит из шести лет начальной

школы, трех лет младшей средней школы, трех лет старшей средней школы и

четырех лет обучения в колледже или университете.

В 1998 г. в классах обучалось по 35 человек (к 2002 г. планируется снизить

эту цифру до 30). В начальной школе обязательными считаются 9 предметов:

духовное воспитание, корейский язык, социальные науки, математика,

естественные науки, физика, музыка, изобразительное искусство и труды.

В учебный план средней школы входят обязательных 11 базовых предметов,

несколько предметов по выбору и необязательные предметы.

Старшая средняя школа делится на два вида: общеобразовательную и

профессинально-техническую. Желающим поступить в профессионально-

технические школы предоставляется выбор школ (сельскохозяйственного

направления, машиностроения, бизнеса, морского дела). Принимаются в школы в

соответствии с данными об окончании младшей средней школы и по результатам

вступительных экзаменов, установленных каждой школой. 40-60% обязательного

учебного плана составляют общие курсы, а остальную часть - профилирующие

предметы. В 1997 г. таких школ насчитывалось 764 с количеством учащихся

равным 868 395 ученикам. Среди общеобразовательных старших средних школ

различаются школы с уклоном в изобразительном искусстве, физике, точных

науках, иностранных языках. Задача этих школ выпустить высоко

квалифицированных специалистов.

В общеобразовательных старших средних школах учащиеся 11 классов могут

заниматься гуманитарными и социальными науками, естественными науками или

профессионально-техническими предметами. Хотя профессионально-техническим

предметам здесь и обучают, но все-таки эти школы, прежде всего, направлены

на подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В 1998 г.

таких школ насчитывалось около 1 085, а количество учащихся в них достигало

1.4 млн. человек.

В конце 1980-х гг. университет для южнокорейского выпускника средней школы

был, возможно, единственным наиболее важным фактором в определении и

возможностях его жизни. Таким образом, поступление в престижное заведение

требовало интенсивной работы, усидчивости и самопожертвования. Престижные

учреждения включали в себя государственный Сеульский Национальный

Университет, первоначально установленный японцами в 1923 г. как Сеульский

Высший Университет, и несколько частных учреждений типа Университета Ёнсе,

Университета Корё и Женского Университета Ихва.

Поскольку при поступлении в колледж предстоит пройти высокий конкурс,

учащиеся средней школы проходят через " экзаменационный ад " - жесткий

режим бесконечной зубрежки и механического запоминания фактов, который

вероятно даже более серьезен, чем тот, через который проходят абитуриенты в

Японии. В отличие от конфуцианских экзаменов по гражданской службе династии

Чосон, цель современных университетов сосредотачиваться не на элите, а на

среднем классе основной части населения. В конце 1980-х гг. около одной

трети молодых юношей и девушек (35.2% в 1989 г.) посчастливилось поступить

в высшие учебные заведения; у тех, кто потерпел неудачу, очень небольшие

перспективы на будущее в социальном и экономическом плане.

Число студентов в высших учебных заведениях повысилось от 100 000 в 1960 г.

до 1.3 млн. в 1987 г. Высшие учебные заведения включали постоянные

четырехлетние колледжи и университеты, двухлетние младшие профессионально-

технические колледжи, четырехлетние педагогические колледжи и школы

дипломированных специалистов. Главный недостаток был в том, что выпускники

колледжа хотели сделать карьеру, которая бы обеспечила им ведущее положение

в обществе, но дело в том, что не было достаточного количества рабочих мест

для всех дипломированных специалистов, которые выпускались каждый год и

поэтому многие из них были вынуждены занимать места более низких

должностей. Особенно были расстроены честолюбивые женщины, как традиционным

барьером половой дискриминации, так и недостатком рабочих мест.

Учащийся старших классов средней школы при колледже конца 1980-х гг., как

правило, вставал на рассвете, немного занимался перед занятиями, которые

начинались в 7:30 или 8:00 утра, затем шел в школу, где находился до 5

часов вечера, обедал на скорую руку (зачастую вне дома), а потом

отправлялся на вечерние занятия зубрежки, которые могли продлиться до 22

или 23 часов вечера. Воскресенья и каникулы также посвящались зубрежке.

Поскольку контрольные работы, задаваемые в средней школе (обычно раз в

месяц или в полмесяца) были почти столь же важны как экзамены при

поступлении в колледж и выпускные экзамены, учащиеся не имели возможности

расслабляться от установленной системы обучения. По современным подсчетам,

школьник должен был запомнить от 60 до 100 страниц фактов, чтобы суметь

выполнить эти периодические контрольные работы. Ради достижения цели

приходилось жертвовать общественной и семейной жизнью.

Последствия "экзаменационного ада" выражались не только в мрачной и

безрадостной юности для многих, если не для большинства молодых южных

корейцев, но также и в количестве самоубийств, вызванных постоянным

психическим давлением. Самоубийства были частым явлением среди успевающих

учеников, впадающих в отчаяние из-за неожиданно низких результатов

контрольных работ. К тому же многочисленные контрольные работы в средних

школах и вступительные экзамены в университеты оставляли мало шансов

молодежи, чтобы развивать свои творческие таланты.

Перспективы для основного изменения системы были маловероятны в конце 1980-

х гг. Хотя и жесткая, система признана справедливой и объективной.

Использование необъективных критериев типа эссе, личных рекомендаций и

признания успеха во внеучебных действиях или личных рекомендаций от

преподавателей и других полномочных представителей могло открыть все виды

возможностей для морального разложения. В обществе, где социальные связи

важны гораздо больше, чем личные качества и умственные способности, эти

связи могли обеспечить поступление в престижный университет. Студенты,

которые выдерживали экзаменационную систему были всеми признаны достойными

заслужить такой успех. Лучшим выпускникам предоставлялись государственные

должности либо занятие бизнесом на законном основании.

После захвата власти генералом Чоном Ду Хваном в 1980 г., Министерство

Просвещения осуществило несколько реформ, рассчитанных на то, чтобы сделать

систему более справедливой и увеличить возможности получения высшего

образования для населения в целом. В итоге министерство сильно увеличило

прием учащихся. Количество выпускников средней школы, принятых в колледжи и

университеты, было увеличено от 403 000 студентов в 1980 г. до более чем

1.4 млн. в 1989 г. Эта реформа также снизила конкурс: в 1980 г. на одно

место в колледже было четыре претендента, тогда как в 1981 г. на одно место

было уже три претендента. В 1980 г. количество студентов, посещающих все

виды высших учебных заведений было почти 600 000. К 1983 г. это число

возросло почти на 100% (студентов уже было 1 061 403). К 1987 г. количество

студентов возросло до 1 340 381. В юниорских колледжах в 1987 г. обучалось

почти 260 000 студентов, а в колледжах и университетах - почти 990 000

студентов.

Вторая реформа запрещала частное преподавание. Прежде частные преподаватели

могли интенсивными занятиями очень хорошо подготовить студентов, особенно

по-английскому языку и по математике. Это обстоятельство давало молодым

людям из богатых семей несправедливое преимущество при поступлении.

Согласно новым правилам, студенты, пользующиеся услугами частных

преподавателей, могли быть временно исключены из школы, а их репетиторы -

уволены с работы. Однако, по вполне очевидным данным середины 1980-х гг.,

этот закон только привел к тому, что частное преподавание стало более

тайным, а плата возросла. Некоторые низкооплачиваемые преподаватели и

студенты престижных учебных заведений оказавшиеся без финансовой поддержки,

желали под риском наказания заработать хотя бы от 300 000 до 500 000 вон в

месяц. Учащиеся и их родители рисковали быть пойманными, веря, что,

подтянувшись по необходимым предметам, они смогут поступить в лучший

университет. Однако, к концу 1980-х гг. система репетиторства, казалось,

практически исчезла.

Третья реформа была менее популярна. Министерство установило систему

минимального количества выпускников, по которой увеличенный прием

первокурсников был уравновешен в соответствии с требованием, чтобы каждый

четырехгодичный колледж или университет выпустил как минимум 30%

поступивших студентов. От юниорских колледжей требовалось выпустить минимум

15% будущих студентов. Эти квоты требовалось выполнить независимо ни от

чего. Якобы предназначенная для гарантии увеличения числа выпускников

колледжей, система также препятствовала студентам посвящать свое время

политике. По этим и по некоторым другим причинам правительство отменило

реформу 1984 года.

4. Образование в Индии

Неграмотными в Индии являются аж около 47% взрослого населения

Ганди понимал образование как выявление лучшего в человеке — теле, разуме и

духе. На этой концепции был основан план базового национального

образования, разработанный Комитетом под руководством Закира Хуссейна в

1939 г. В соответствии с этим планом, дети должны были получать

всестороннее образование через посредство какой-либо продуктивной

деятельности. В учебную программу входили рисование и пение. Целью

рисования считалось “натренировать глаз в наблюдении и различении форм и

цветов и развить память в отношении форм, а также “культивировать знание и

оценку в природе и искусстве Музыка вводилась с целью научить детей ряду

красивых песен, привить им любовь к красивой музыке и развить чувство

ритма.

Правительство независимой Индии предприняло ряд мер к созданию

общенациональной модели образования, а также к формированию ведущих

направлений его развитая. Среди главных задач программы — “удержать такие

ценности, как общее культурное наследие Индии». Программа, таким образом,

придерживается взгляда на образование как на средство сохранения культурных

ценностей. Однако практически это осуществляется с трудом, что вызывает

тревогу деятелей просвещения и культуры. С ранних лет ребенок вступает в

мир жесткой конкуренции и стремится завоевать в нем свое место. Известный

ученый, член правительственного Комитета до образованию д-р Карнатх

называет школы “современными камерами пыток”. Он считает главным

недостатком современной системы образования отсутствие интереса у ребенка,

к которому относятся как к “ученому в миниатюре, стремящемуся на громадной

скорости в XXI век. Ребенок лишен детства, так как он сгибается под грузом

книг, совершенно для него неинтересных». Все чаще раздаются голоса в

защиту традиционных ценностей и идеалов. Области, где эти ценности наиболее

полно сохранились, — это религия и искусство, и именно в этих областях

происходит множество процессов, направленных на консервацию традиции.

Одной из основных черт развития образования в современной Индии: в усилении

идей того, что воспитание, которое мы дадим детям сегодня, определяют

будущий характер нации. Целью образования, таким образом, считается

выявление заложенных в ребенке способностей и тенденций и культивирование

его положительных качеств. Все чаще раздаются голоса в защиту развития

эмоциональной стороны личности ребенка, которая ущемлена интеллектуализмом

образования.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ