Рефераты
 

Социализация подростков в сфере досуга

Социализация подростков в сфере досуга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) № 8

ТЕМА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

В СФЕРЕ ДОСУГА

Курсовая работа

Выполнила:

Студентка 2 группы

Григорьева В. Г.

Руководитель работы

Преподаватель:

Веткина О. Н.

САНКТ–ПЕТЕРБУРГ

2002 год

СОДЕРЖАНИЕ

| |стр |

|Введение. |3 |

|I. Социализация как социально – педагогическое явление |6 |

|1.1. Понятие «социализация». |6 |

|1.2. Этапы социализации. |8 |

|1.3. Функции социализации. |9 |

|1.4. Уровни социализации. |10 |

|1.5. Стадии и формы социализации. |11 |

|II. Социализация подростков (11-15 лет) |14 |

|2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков. |14 |

|2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков. |18 |

|2.3. Типы досугового общения. | |

|III. Досуг как среда социализации |20 |

|3.1 Понятие досуга. |24 |

|3.2 Характеристики досуга. |24 |

|3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков. |26 |

|3.4. Принципы досуга. |27 |

|3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков. |30 |

|Заключение. |32 |

|Библиография. |41 |

| |44 |

ВВЕДЕНИЕ

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация

взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее

социализация. Особенно актуальной для общества является социализация

подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности

складываются основные структуры личности, качественные характеристики

которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей

среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных

отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью

в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в

совместной деятельности и общении.

Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для

прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от

социально-политической и экономической системы общества. Это процесс,

непрерывно меняющийся по своему характеру.

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс,

при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности

адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не

пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий

процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю

мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе,

самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения,

педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе,

в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков

и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов,

гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является

досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную

педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не

ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе

доминирующих потребностей и мотивов поведения.

При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко

подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре.

Примером является время командно-административного стиля. Как показывает

практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре

его использования не только не приносит ожидаемого восстановления

утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а

напротив превращается в криминогенный фактор общества.

В отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения в

условиях командно-административной системе уделялось незначительное

внимание. Фрагментарность существующих теоретических разработок и

ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с

социализирующим воздействием досуга и сведения его преимущественно к

реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность

практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает

необходимость и актуальность данного исследования.

Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г.

Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер,

Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л.

Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко,

А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.

Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых,

исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее

время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем –

социализация подростков в сфере досуга. Данной тематике и будет посвящено

это исследование.

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом

возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании.

Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.).

На подростка сильное внимание оказывают микро и макро среды, а так же

различные социальные институты. «Социализация подростков в сфере досуга» -

этому вопросу будет посвящена данная работа. На примере сферы досуга можно

наиболее полно раскрыть проблемы подростка возникающие в процессе

социализации.

Объектом исследования данной работы является непосредственно процесс

социализации подростков, а предметом – влияние сферы досуга на процесс

социализации подростков. Цель данной работы - определить роль досуга в

процессе социализации, а также раскрыть трудности, возникающие у подростков

в процессе социализации.

Задачи работы:

- анализ литературы по данной проблеме;

- раскрыть основные понятия: социализация, досуг и охарактеризовать

их;

- изучить особенности подросткового возраста;

- выделить трудности в процессе социализации подростков;

- изучение влияния досуга на процесс социализации;

Хочется отметить, что актуальность данной работы подтверждается

состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных,

неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), положением социально-

досуговых центров (нехватка материальных средств, квалифицированных

кадров), а также экономики и политики России на данном этапе развития

(наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, и

разработка программ по защите детства).

1. Социализация как социально-педагогическое явление

1.1 Понятие «Социализация».

«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной

педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное

социальное явление. В научной литературе можно встретить различные

определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный

многогранный процесс по:

- усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и

культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

- усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-

культурного опыта;

- становлению личности, обучению и усвоению индивидом

ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу,

социальной общности, группе;

- включению человека в социальную практику, приобретению им

социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной

сущности посредством выполнения определенной роли в практической

деятельности и т. д. (25., с.23).

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как

результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе

жизнедеятельности.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии,

где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств

производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к

человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году

в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к

современному,- «развитие социальной природы или характера индивида,

подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную

междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или

ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи,

криминологи, представители других наук.

Попутно отметим, что почти до 60-х годов ХХ века, говоря о

социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве,

отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть

единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации

распространилось на взрослость и даже на старость.

Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические

предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в

социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между

ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия

осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками

практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.

Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое

происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к

воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких

взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более

того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах.

Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на

развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и

культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на

человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального

опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний

целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней

активности.

Резюмируя вышесказанное, попытаемся дать расширенное определение

социализации. Социализация – это сложный непрерывный процесс,

протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при

котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются

к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не

пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором

индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая

и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической

памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения,

педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в

семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека

социальной среде.

1.2 Этапы социализации.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них

характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в

систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе

развития. Можно выделить семь этапов.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной

информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом

следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Вторым этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение

получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным

социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней

отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают

глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности,

часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как

позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души

неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной

информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе

социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это

может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая

информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в

этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение

полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на

данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или

иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации

все труднее привести ребенка к своим ценностям.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных

ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора

благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система

поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют

сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом

прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в

результате неоднократного повторения определенных воздействий извне,

проходя через этап обобщения и закрепления.

На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс

происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное

качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в

шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.

Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной

деятельности.

Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализация как

поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве

параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему

логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот

процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном

уровне.

1.3 Функции социализации.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и

общества:

- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая

жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него

специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного

общества во временном контексте;

- личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека

посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и

установок человека в системе социальных отношений;

- ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей

определяющих образ жизни человека;

- коммуникативно-информационная, приводящая человека во

взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая

человека информацией с целью формирования его образа жизни;

- прокреативная функция, порождающая готовность действовать

определенным образом;

- творческая функция, в процессе реализации которой рождается

стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и

преобразовывать мир вокруг себя;

- компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических,

психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и

определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют

активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития

личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить

себя в определенной сфере деятельности.

1.4 Уровни социализации.

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно

как и любое растение или животное является частью космоса. Человек

подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как

субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается

деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя

(самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким

образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как

результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого

человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему,

проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и

отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль

социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности,

влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как

объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также

общественных институтов на личность.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-

временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни

человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом

социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе

социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с

другими людьми, общностями, системами.

1.5. Стадии и формы социализации.

Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную

периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные

потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть

стадий социализации.

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального

развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной

чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления

себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы,

папы, животных, растительного мира. Это период становления и

функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого,

практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность

ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на

него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно

предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения

целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой

приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт

подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка

расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно

распространить во все поры своего существования. Это период

конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к

себе и, как результат, требования к самому себе.

5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется

«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих

конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к

друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система

социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую

ценность представляет мнение товарищей. Потребность в

самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя

признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться

своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые

расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное

значение для подростков имеет его положение в семье, которое при

благоприятном морально-психологическом климате может активно на него

воздействовать.

6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в

самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость

самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.

Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих

самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов,

оценок, ценностных ориентаций и установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется

определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две

формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения:

направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная форма социализации – это специально разработанная

определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы

сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это

автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с

постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт,

будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на

ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы

деятельности того или иного социального института.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ (11-15 ЛЕТ).

2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.

Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными

социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в

обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром

взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое

психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

1. Характерной чертой самосознания является проявление у подростка

способности и потребности познать самого себя как личность, с ее

специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к

самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те

новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа

жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные

требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение

которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько

многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером,

умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все

это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого

себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются

ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы

поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного

возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека,

сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и

к самому себе.

2. На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенком в

системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не

соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает

открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже

определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность

перестраивается.

3. В подростковом возрасте происходит известный «скачок» в

психофизиологическом развитии индивида. Главная железа внутренней секреции

– гипофиз, наряду с гонадотрипинами, начинает в большом количестве

секретировать гормон роста – самототропин. В этот период резко ускоряется

рост конечностей в длину. В результате на смену специфически детскому

телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит

подростковый, голенастый тип, для которого характерна длиннорукость и

длинноногость. Мальчики-подростки, даже с избыточным жироотложением,

худеют. Регулярные физические нагрузки и закаливание в этот период могут

предотвратить избыточное жироотложение у подростков, предрасположенных к

ожирению.

Появление первых признаков пубертата (у мальчиков в 12-13 лет, у

девочек в 10-12 лет) влечет за собой ограничение в кровоснабжении, что

отражается не только на работе мышц, но и других органов, включая головной

мозг. Так, подростки этого возраста отличаются снижением двигательной

активности и общей выносливости, их интеллектуальная активность временно

снижается.

В дальнейшем, на третьей стадии пубертатного развития (13-15 лет у

мальчиков и 12-14 лет у девочек) объемная скорость кровотока увеличивается

и соответственно отмечается некоторое увеличение физических и

интеллектуальных возможностей.

При этом заметно повышается кожная температура, особенно конечностей.

Одновременно с этим за счет расширения кожных сосудов снижаются возможности

физической терморегуляции, что приводит к учащению простудных заболеваний.

В 15-16 летнем возрасте у мальчиков-подростков происходят существенные

изменения в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и

голосовых связок. У мальчиков эта перестройка выражена гораздо сильнее, чем

у девочек, так как важнейшим регулятором ростовых процессов в гортани

является мужской гормон – тестостерон. Результат этих морфологических

изменений заметен по мутации голоса у мальчиков-подростков: появляются

низкие обертоны и постепенно вытесняются высокие детские.

Свойственные подростку, на данном этапе адаптации, категоричность

суждений, стремление во что бы то ни стало казаться взрослым, бравируя при

этом своей мнимой самостоятельностью, лишь подчеркивает маргинальную

природу подросткового этапа социализации. Резкие изменения, происходящие в

этот период в организме и психике подростка, делают его раздражительным и

легко ранимым. Он пытается сформировать собственную систему взглядов на

мир, однако многое в ней еще не продумано до конца, основана лишь на

случайных наблюдениях, и подросток довольно легко меняет свои взгляды либо

под влиянием новых впечатлений, либо в ходе дальнейшего более глубокого

осмысления.

Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность,

чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм,

мечтательность. Все эти качества делают подростков социально подвижной

частью общества, однако и противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся

социальные позиции, неусвоенные социальные роли, а с другой – стремление

брать на себя самостоятельной решение вопросов. Этот возрастной этап часто

называют «кризисным». Кризис подросткового возраста обусловлен

намечающимся разрывом между развитием внутреннего мира ребенка и теми

отношениями с внешним миром, которые сформировались в предшествующей фазе.

4. В этом возрасте у подростков нередко падает успеваемость.

Наблюдаются конфликты с окружающими, в том числе со старшими,

сопровождаемые болезненными и мучительными переживаниями.

5. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными

перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь

закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая

направленность в формировании нравственных представлений и социальных

установок. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, но

интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов –

возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными

содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он

активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка

ценностей.

6. Важнейшим средством художественного познания подростка становится

его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как

создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий

творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой

деятельности и приобретаются, и проявляются.

Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать

прекрасное – все это обеспечивает художественную деятельность, наиболее

актуальным периодом, для которой является подростковый возраст. Ибо в

подростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит

ограниченный характер и почти невосполнима в зрелом возрасте.

Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже

не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Развитие

творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие

личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в

процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту

способность и на другие виды деятельности.

7. В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности

ребенка, качественно изменяется ее характер. Существенные сдвиги происходят

в интеллектуальной деятельности детей. Возрастает желание заниматься

сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности, такими как

оценка художественных произведений, дискутирование по поводу прочитанной

книги и д. р.

К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением,

способностью анализировать те или иные явления действительности,

способностью понимать их сложную противоречивость. Подростки стремятся

понять логику явлений, отказываются чего-либо принимать на веру, требуют

систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности

10-16 летнего подростка является нарастающая с каждым годом способность к

абстрактному мышлению. При активизации абстрактного мышления подростков

наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются

и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре

мышления. Важной особенностью этого возраста является формирование

активного, самостоятельного, творческого мышления детей.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и

устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается

преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим

становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому,

воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный

характер. Они более трезво оценивают свои возможности.

У подростков значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не

только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления.

Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер

организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и,

следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к

началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы,

возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более

самостоятельную позицию.

2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.

С вступлением ребенка в новую возрастную фазу – подростковую –

существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице.

Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и

ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с

малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не

ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает благоприятная

атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение.

К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой

объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастную фазу

он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-

следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит

в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него

возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой взор на

внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает

устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст

сензитивен для формирования идеала.

Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников и в

то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий

устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи

подростковый возраст сензитивен для формирования сильной воли, в частности

таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость,

решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность и другое.

Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то

альтернативные и направлены будут если не на созидание, то на разрушение,

поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ