Социальная работа с детьми инвалидами
Социальная работа с детьми инвалидами
1.1.Дети-инвалиды как объект социальной работы.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень
заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных
социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских
проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая
эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту
проблеме придает то, что до 1917 года система оказания
помощи этой категории детей не сложилась, а позднее,
вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком
осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано
от общества. Сейчас многие специалисты работают над
разрешением комплекса проблем детей со специфическими
нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить
их особенности и специфику работы с ними, необходимо,
прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия
«инвалид», «инвалидность».
> Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 )
«инвалид» означает любое лицо, которое не может
самостоятельно обеспечить полностью или частично
потребности нормальной личной и / или социальной жизни
в силу недостатка , будь то врожденного или
приобретенного, его или ее физических или
умственных возможностей [ 26, 211] .
В законодательстве бывшего СССР существовало несколько
иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано
с потерей трудоспособности . При такой постановке
вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны
инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении
термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся
дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности,
приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения
роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,
передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,
общению, трудовой деятельности в будущем» [2 , 6 ].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить ,
как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное
хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями ,
резко ограничевающими возможность включения ребенка в
адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы
, в связи с чем возникает необходимость в постоянном
дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре» [ 27 ,
282 ].
Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в
нашей стране идет процесс перехода к более гуманной
и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке
термин «инвалид» вышел из употребления и считается
дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом
и потребностями , вместо него по отношению к детям
используется «дети с неспособностями» . Избегают так же
употреблять следующие наименования: слепой , глухой , заика , -
заменяя их такими словосочетаниями как «человек с
ослаблен ными слухом , зрением , речевым развитием» . Всемирная
Организация Здравоохранения не рекомендует так же
использовать термины «идиотия» , «имбецильность», «умственная
неполноценность» . Немецкие дефектологи в обозначении детей-
инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями»,
«дети с образовательными трудностями» . В белорусской
дефектологии так же делаются попытки дать более
адекватные определения некоторых дефектологических терминов
с учетом современных требований.
Определение инвалидности детям до 16 лет в
Республике Беларусь производит Медико-реабилитационная
экспертная комиссия в соответствии с разделом 3
«Определение инвалидности детям» Инструкции по определению
инвалидности (1993 год). В соответствии с законодательством с
1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций
(с учетом их влияния на возможности социальной
адаптации ребенка ) у ребенка-инвалида определяется степень
нарушения здоровья. Их четыре (степени):
1 степень утраты здоровья определяется при легком
и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции,
являются показателем к установлению инвалидности у
ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости
определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при
наличии выраженных нарушений функций органов и
систем , которые , несмотря на проведенное лечение,
ограничивают возможности социальной адаптации ребенка
(соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе
инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко
выраженных нарушениях функций органов и систем,
приводящих к социальной дезадаптации ребенка при
условии необратимого характера поражения и неэффективности
лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе
инвалидности у взрослого) [ 3 , 1 ].
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида
соответствует перечень заболеваний, среди которых можно
выделить следующие основные группы:
1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.1997 г. в
Республике Белорусь в структуре детской инвалидности
занимали второе место ( 32,8 % ) , а до 1991 года были
на первом месте . Среди детей с данными болезнями
82,9% составляют дети с умственной отсталостью .
Наиболее распространенные заболевания этой группы
детские церебральные параличи, опухоли нервной системы,
эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная
отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза,
соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь
Дауна, аутизм .
Все эти болезни объеденены в одну группу, однако,
следует умственную и психическую неполноценность, на этом
настаивает Международная лига обществ содействия умственно
отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой
категории людей и /или оказанием им помощи .
Термин «умственная неполноценность» включает в себя
два значимых компонента, которые «должны рассматриваться
в соответствии с биологическим возрастом и
соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость,
находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с
раннего возроста; значительное ослабление способности
приспособиться к социальным требованиям общества» [ 30 ].
У детей-инвалидов этой категории очень часто
наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической
деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной
сферы . Однако, после специальных упражнений и занятий они
могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей
требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и
абилитации (соответственно педагогов и социальных работников)
в тесном контакте с семьей.
Термин «психическая неполноценность» употребляется для
обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние
на эмоциональные функции и поведение . Оно харктеризуется
неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней
сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и
коммуникацией , а так же скорее ошибочно направленной, а
не только несоответствующей приспособляемостью . Чаще всего
такие заболевания возникают внезапно и принимают форму
острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических
изменений или употребления наркотиков, переживания тяжолого
или длительного стресса, психологических конфликтов, а так
же в результате других причин .
В детстве чаще возникают сдвиги в области
эмоций или поведения . Симптомам болезней могут
предшествовать воспитательные , социальные или личные
трудности .
Душевные болезни могут принимать форму острых, хро-
нических или протекающих толчками заболеваний, в
зависимости от нее и от специфики проявления болезни
назначается лечение . При этом обязательно вмешательство
специалистов из области медицины и психиатрии .
Однако, бывает сочетание умственной отсталости с пси-
хической недостаточностью и другими осложнениями. Это
создает определенные сложности при диагностике заболеваний
и работе с такими детьми и требует от
специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения
могут появиться при рождении или позже . Можно выделить
следующие причины их появления: плохой уход за детьми
с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка
к нагрузкам , стрессам , невниманию со стороны лиц , к
которым они особенно привязаны и т.п.
2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время
они занимают лидирующее положение в струтуре детской
инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в
хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями .
Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и
недостаточными мерами реабилитации .
В эту группу заболеваний входят различные
заболевания , паталогические состояния и пороки развития
органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез
легких ) , почек и органов мочевыделения , желудочно-
кишечного тракта , печени и желчевыводящих путей (циррозы
печени , хронический агрессивный гепатит , непрерывно-рецидивирующий
язвенный процесс и т.п. ) , сердечно-сосудистой системы
(в том числе пороки сердца и крупных сосудов) ,
системы кроветворения ( лейкозы , болезнь Верьегофа ,
лимфогранулематоз и т.п. ) , опорно-двигательного аппарата
(полиартриты и т.п. ) .
Часто в силу своих заболеваний такие дети не
могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать
общения с ними и включения их в свои игры .
Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью
осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и
невозможностью ее полноценной реализации . Социальная
депривация углубляется за счет длительного пребывания
ребенка в специальных стационарах, санаториях , где ограничен
социальный опыт и общение осуществляется между такими
же детьми . Следствием этого является задержка развития
социальных и коммуникативных навыков, формируются
недостаточно адекватное представление об окружающем мире у
больного ребенка [ 26 , 151 ] .
3. Поражение и заболевания глаз , сопровождающиеся стойким
снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем
глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. На
1.01.1997г. дети с заболеваниями этой группы в
Республике Беларусь составляли 20% от общего числа детей-
инвалидов .
Психическое развитие детей с дефектами зрения в
значительной степени зависит от времени возникновения
патологии и от времени начала специальной коррекционной
работы, а это ( психического развития ) дефекты могут быть
компенсированы за счет раннего и широкого использования
функций сохранных анализаторов.
Мастюкова Е .М . и Московина А .Г . характеризуют
такого ребенка как боязливого, малоконтактного . Поэтому они
предлагают обогащать чувственный и практический опыт
этих детей, постепенно включая его в круг здоровых
сверстников. В работе с данной категорией детей
рекомендуется так же использовать их особую
чувствительность к музыке .
4. Онкологические заболевания, к которым относятся
злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого
процесса после комбинированного или комплексного лечения,
включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению
злокачественные новообразования глаза , печени и других
органов.
В последнее время число онкологически больных детей
увеличивается довольно быстро. Для этого существуют
различные причины: в нашей республике, например, это
связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС;
в других странах, напрмер в Королевстве Норвегии , ведущим
фактором, по мнению руководителя Радиологического госпиталя
профессора Ольснеса С ., является «генетическое накопление
дефектов , вызванных многократным перекрестным скрещиванием
наследственного материала ...»[ 10 , 82 ].
При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут
возобновляться или прерываться более или менее
длительными периодами стабилизации , во время которой
производится реабилитация больного . Особенности методов
лечения в сочетании с возростными и межличностными
особенностями ребенка ведут к возникновению изменений
сначала в физическом, а затем и в психическом его
состоянии . Так , в результате исследований, проведенных в
детском саду №270 г. Минска , было выяснено, что более
половины (56 %) родителей отмечают ухудшение характера
своих детей в результате болезни, у 62% родителей
появились трудности во взаимоотношениях с детьми . У
такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость ( 25% )
, а так же раздражительность , агрессия и другие проявления
невротического характера ( 56% ) . У таких детей
практически нет друзей , кроме таких же больных ребят ,
как и они . Таким образом , они как бы отгорожены от
внешнего мира , что вызывает задержку в развитии
социальных навыков , социальную дезадаптацию [ 8 ].
Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли
приводят к летальному исходу . Это так же вызывает
определенные трудности в общении и оказании помощи
таким детям . До некоторых пор считалось, что дети, особенно
маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не
так. Исаев Д .Н ., который занимался изучением этой проблемы
, подробно описывает чувства и переживания детей в
раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние
на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие ,
окружение . Безусловно , важна в этот период и помощь
специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими
переживаниями и страхами .
5. Поражения и заболевания органа слуха . По степени
снижения слуха различают глухих и слабослышащих . Среди
глухих можно выделить так же две группы в
зависимости от наличия или отсутствия у них речи .
Число детей с этим заболеванием относительно невелико ,
они составляют около 2% всех детей-инвалидов .
Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом
разнообразны . Обычно они зависят от причин нарушения .
Например , у детей с ранним ограниченным повреждением
мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической
истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются
замкнутые , «странные» , как бы «пребывающие в своем мире»
дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность ,
двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность [ 17 ,
100 ].
6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и
деформации .
7. Эндокринные заболевания .
Таким образом, можно было убедиться , что существует
довольно большой перечень заболеваний, приводящих к
инвалидности . Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на
поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в
других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры»
на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной
жизни , к их интеграции в общество .
В рамках программы «Выход», осуществляемой Центром
реабилитации молодых инвалидов (Next Stop New Life ) ,
в малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид –
несостоявшийся диалог ? “. В ходе дебатов были выделены следующие
проблемы / барьеры , с которыми стал-кивается семья с
ребенком –инвалидом и сам ребенок в нашей стране :
- социальная, территориальная и экономическая зависимость
инвалидов от родителей и опекунов ;
- при рождении ребенка с особенностями психофизического
развития семья либо расподается , либо усиленно опекает
ребенка , не давая ему развиваться ;
- ведется слабая профессиональная подготовка таких
детей ;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены
условия для передвижения в архитектурных сооружениях,
транспорте и т.п.) , что приводит к изоляции инвалида ;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовер-шенство
законодательной базы в отношении детей с огра-
ниченными возможностями) ;
- сформированность негативного общественного мнения по отношению
к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный”
и т.п. ) ;
- отсутствие информационного центра и сети комплекс-ных
центров социально-психологической реабилитации, а так же
слабость государственной политики .
Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и общест-вом
обусловлено тем , что больное общество стремится к
тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны,
ограничить его социально и воспитать в нем
потребительское отношение к здоровым людям и обществу .
Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы
воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка
–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с
другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом
деле, решая физиологические и минимальные социальные
проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой,
внушают комплекс неполноценности и неспособности к
самостоятельным действиям . Когда же наступает время
прекращения социальных программ , инвалиды оказываются
неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[ 20 ] .
Такое отношение к детям с ограниченными возможностями
свойственно не только нашему обществу. Однако, за
рубежом делается все возможное для решения этой
проблемы. Для этого разработаны программы « Реабилитация,
базирующаяся на непосредственном окружении » ( ООН ) и «
Инклюжен » ( США ) . Но одно дело - на бумаге, а другое
- в жизни. И, хотя люди с ограниченными возможностями,
а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на
барьеры во взаимопонимании и общении с другими
людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные
стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно
эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения
до принятия и признания их прав, достоинства и
полезности обществу.
> Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей –
инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима
профессиональная помощь специалистов. Эта помощь
должна носить не только медицинский характер , она
должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни
такого ребенка. .
12. Историко-теоретические подходы к оказанию
помощи детям со специфическими нуждами .
Вопрос об оказании помощи и обучении детей
–инвалидов был поставлен довольно давно. На территории
нашего государства призрение таких детей первоначально
осуществлялось при монастырях, школах, в приютах ,
воспитательных домах , богадельнях .
Изучением исторического опыта работы с детьми-
инвалидами занималась Бобла И.М. .В своей работе она
указывает на то, что первые упоминания о
благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся
к 9 - 13 векам . Однако , она касалась в основном только
некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей
. Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и искалеченных
детей воспитывалось в семье , ее силами или бродило по
свету , существуя на подаяния .
Хотелось бы отметить , что до второй половины
20 века системы оказания помощи этой категории детей
не было , да и позже она не сложилась . Однако ,
общественные организации и частные лица стали больше
внимания и материальных средств отдавать решению этого
вопроса. Стали открываться спецприюты , школы , больницы , училища
для различных категорий детей-инвалидов (кроме
душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно ,содержались
в домах для умалишенных , а так же в заведениях
больничного типа ) .
По мнению Григорьева А.Д. , большую роль в
оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло
Мариинское попечительство о слепых , функционировавшее с
1881 года в России и на территории Белоруси. Одним
из первых его шагов стала перепись слепых в стране .
В результате деятельности этого общества появилось
несколько школ , приютов и училищ для слепых детей, было
издано несколько книг с использованием системы Брайля.
При обучении важное место отводилось профессиональному
образованию .
В нашей стране существовало так же несколько
спе-циальных заведений для детей с нарушениями слуха .
Первая школа для них была организована в Вильно в
1823 году Маклаховцом К . . Надо заметить , что опыт
обучения этой категории детей к тому времени уже
был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский ,
Берлинский , Лейпцигский и Парижский институты глухонемых
и т.д. . Интересен опыт работы частного Минского училища
для глухонемых и заикающихся еврейских детей ( 1888 г)
, т .к . там впервые было применено обучение на
двух языках ( русский и еврейский ) . Большой вклад в
оказание помощи глухонемым внесла деятельность
Попечительства о глухонемых ( 1898 г.) , в ходе которой
было открыто несколько учебных заведений , выдавались
пособия семьям , воспитывающим глухонемых детей, организовывались
приюты для таких семей , а так же были созданы
курсы для обучения специалистов по работе с этими
детьми .
Итак , система оказания помощи детям-инвалидам не
была создана до 1917 года ; не была она создана и за
время советской власти , когда помощь ребенку со
специфическими нуждами сводилась к его изоляции в
специальной школе интернаторного типи , поэтому, по нашему
мнению , при организации помощи таким детям в
настоящее время суще-ствует необходимость в обращении к
зарубежному опыту .
В развитых странах за рубежом уже сложились опре-
деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-
инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои
особенности оказания помощи этой категории населения,
обусловленные национальным своеобразием , социально - экономическими
условиями , психолого - педагогическими традициями , ориентацией
на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и
некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать
при создании системы оказания помощи таким детям .
Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка
с ограниченными способностями в общественную жизнь ( в
том числе и интегрированное обучение ) .
Во-вторых , преймущество воспитания этих детей в семье
.
В-третьих , направленность на раннюю диагностику нарушений
и их лечение .
В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и
абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .
В настоящее время создается , разрабатывается ряд
программ , учитывающих данные тенденции . Одна из таких программ
, предложенная ООН , - это Реабилитация , базирующаяся на
непосредственном окружении ( РНБО ). Она определяется, как
“стратегия развития общества , проводимая с целью реабилитации
, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех
инвалидов. Ее цели : изменить положение дел в этой
области, проводить обучение , с вовлечением правительства и
общественности ; разработать систему , способную оказать
помощь всем нуждающимся инвалидам” [ 18 , 113] . Суть РНБО
заключается в том , семья и непосредственное окружение, освоив
некоторые основные реабилитационные навыки , а так же сам инвалид
способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно
, им оказывается по-мощь и поддержка соответствующих
учреждений систем здравоохранения , образования , занятости и
социальной защиты .
В США действует программа “Инклюжен”. Ее основы
были заложены “Реабилитационным Актом” ( закон № 93-112 ,
1973г. ) и законом об обучении детей-инвалидов ( 1974-1975 гг.
), в которые было внесено несколько поправок и
дополнений со временем . В 80-е годы 20 века в
Америке начался процесс постройки новых зданий и
перестройки старых с учетом потребностей различных
категорий инвалидов . Для этих целей правительством
выделялись дополнительные финансовые средства и , в то
же время , налагались жесткие санкции за нарушение
принятых стандартов . Для изменения у граждан отношения
к инвалидам проводилась продуманная и разработанная
психологами и другими специалистами кам-пания в средствах
массовой информации и т.п. , большую роль в этом
сыграли и религиозные организации . Таким образом инвалиды
получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности
общества , при этом изменилось восприятие их здоровыми
людьми .
По всей стране стали появляться общественные
орга-низации и клубы для инвалидов , а так же
различные фонды . Хотелось бы отметить , что в США
именно специализированные фонды и организации осуществляют
значительную часть услуг , положенных человеку со
специфическими потребностями по закону , за финансовые
средства , предоставленные муниципалитетом .
Что касается интеграции в обучении , то
трудности возникли с разработкой программ , подготовкой
персонала , разработкой психологических моделей восприятия
детей –инвалидов здоровыми детьми и наоборот . Модель “
Инклюжен” подразумевает , что даже ребенок с сндромом
Дауна может обучаться с нормальными детьми . Конечно ,
для него разрабатываются отдельная программа , свои
облегченные задания . Многое в успешности осуществления
программы зависит от учителя .
В поддержку этой модели обучения было снято
не-сколько фильмов об успешном обучении детей с
ограничен-ными возможностями . Однако , в США не тказываются
и от специальных школ , но помещение туда ребенка
осуществляется лишь в крайних случаях [ 32 ].
Говоря о социальном обеспечении в Соединенных
Штатах , необходимо отметить , что инвалидам обеспечивается
медицинское обслуживание , выплата пособий и компенсаций ,
жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения,
бассейн и т.п. , которую осуществляют социальные службы .
Используется и такой вид социального обслуживания , как на-
домные услуги [ 28 ].
Итак , можно было убедиться , что в США
функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам
, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и
способствует максимально возможнойинтеграции человека с
особыми по-требностями в общество , а так же обеспечивает
принятие таких людей общесвом . Немаловажную роль при
осуществлении социальной работы играет комплексный поход
и участие целого ряда специалистов из различных
областей знаний в разработке программ .
В Великобритании помощь имвалидам , в том
числе и детям-инвалидам , оказывают 3 группы организаций :
частные владельцы домов , обеспечивающих уход за
определенную плату; общественный сектор; местные власти ,
которые обеспечивают большую часть социальных услуг .
Социальные службы оказывают помощь на дому , в
дневных центрах, интернатах или дневных школах. В
перечисленных учреждениях при работе с детьми с
нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению
навыкам общения , правилам поведения на улице , в
общественных местах , для чего организуются специальные
прогулки . Для подростков с умственной отсталостью
функционируют центры профессиональной подготовки .
Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях
организуются специальные отделения трудотерапии . Трудотерапевты
в области педиатрии ставят своей целью “развитие у
детей оптимального уровня независимости в повседневной
Страницы: 1, 2
|